К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Давеча 'Россия-Культура' показала.

Если существуют формальный ценз для зрителей перед показом фильма, '12+', '16+'...

Тут я могу смело поставить '40+'.

И фильмы бывают 'художественный', 'документальный'. Здесь уж очень сверх-художественный (в хорошем смысле).

Тут изначально видна точка отсчёта: это М. Булгаков и его рассказ 'Полотенце с петухом'.

И трансформация булгаковского земского врача глубинки, - почти сотню лет спустя - во врача глубинки сегодняшней. 21 века.

Это не для слабонервных, поскольку всё это по-театральному сценически подчёркнуто не музкомедией, а музтрагедией. Звучит там Шнитке, Вагнер, Пукст - я не музыковед. Но сильный оперно-акустический слой тут волнами накладывается. Да ещё и с хореографией.

Для хирурга человек, пациент - это лишь субстрат? Где тогда душа? Что она такое? - А может сам хирург -- такой же субстрат?

Всё это в фильме в виде осмысленной фантасмагории проходит. Полагаю, что этот вопрос и является ключевым, хоть режиссёр им глаза не мозолит, подводя к этому исподволь.

И очень многое тут зависит от зрителя - готов он это принять или, быстро устав, пропустит мимо. Да Бог с ним!

Это из разряда 'кино не для всех'.

Мне удалось слиться в потоком сознания режиссёра и досмотреть до финальных титров. Взлёта высокой душевной радости я не ощутил, но правда есть правда. (См. мной указанный возрастной ценз)

9 из 10

27 февраля 2016 | 02:18
  • тип рецензии:

Если взять историю развития российской медицины, добавить к ней щепотку раннего Булгакова и позднего Кустурицы, а потом как следует взболтать, то на выходе как раз и получается фильм Владимира Панкова - «Доктор», снятый на Мосфильме в 2012 году. Вообще считается, что если отечественная картина последних лет не попала ни на один серьезный кинофестиваль, а отправилась сразу на экраны кинотеатров или прямиком в сетку телевизионного вещания, то ее можно смело пропускать. К счастью, «Доктор», прошедший практически незаметно для большей части зрителей, приятное исключение из правил.

По структуре «Доктор» - это поделенный на несколько частей мюзикл, происходящий где-то в российском безвременье, поскольку Россия, особенно в провинции, вообще практически не замечает хода времени. Молодой хирург Андрей сразу после окончания мединститута приезжает на работу в село Барятино, находящееся по его определению недалеко от Чернобыля (расстояние между двумя этими населенными пунктами оставляет около 800 км). На ЧАЭС к тому времени уже произошла катастрофа, поэтому многие врачи попросту решили переехать в районы страны, располагающиеся как можно дальше от Чернобыля (опять же, по утверждениям главного героя). Именно с этого момента и начинается дальнейшая профессиональная карьера хирурга, полная жизненных и рабочих перипетий.

Учитывая сложившуюся в России предреволюционную ситуацию в медицине, когда пациенты готовы чуть ли не при каждом удобном случае обвинить работников этой сферы во всех смертных грехах, «Доктор» на пальцах объясняет, почему и как российское государственное здравоохранение докатилось до жизни такой. Как говорится, издание, предназначенное как для специалистов, так и для широкого круга зрителей. Постепенное разложение советской медицины, особенно заметное в деревнях; голодные времена, когда здравоохранение было оставлено без внимания государства и держалось на плаву как умело; и якобы сытые времена, когда на арену вышли территориальные фонды ОМС и страховые компании – все это показано на экране без особого нажима и истерики. Более того - с юмором. Играющая рефреном песня «Руки вверх» временами и вовсе ставит все происходящее на грань пародии. Нас бьют, нам больно и плохо, но мы улыбаемся и пляшем, несмотря на лютые ветра и шторма вокруг.

Эта человечность спасает фильм от балаганности и излишней вычурности, смешанной с черным юмором. Главная мысль картины, как раз и кроется в том, что врач – это не бог, а простой человек, продукт, неотделимый от той среды, из которой вышел он и все его пациенты. От доктора никуда не уйдут ошибки в лечении, и персональное кладбище за спиной никогда не будет пустовать (это, конечно, относится к оперирующим врачам). Этот человек часто пьет водку (и порой немало), решает те же жизненные вопросы, что и остальные – как сохранить семью, если больше всего времени ты проводишь на работе, как прокормить себя и своих близких, как состояться в жизни и профессии. А еще врач делает дело, которое за него не сделает никто – лечит и спасает людей, несмотря на все трудности и вне зависимости от качеств больных.

И дело вовсе не в самооправдании, а в том, что мы пользуемся той медициной, которую долго поддерживали и воспитывали. Ведь дети похожи на родителей и многому у них учатся. Вряд ли стоит пенять на то здравоохранение, которое сегодня сложилось в стране. Поэтому и похож «Доктор» своей тональностью на один из самых грустных «шедевров сквозь смех» великого серба Эмира Кустурицы – «Андеграунд». Несмотря на крутящийся калейдоскоп жизни в ритме балагана, часть чего-то действительно важного, но пока незаметного взгляду, постепенно исчезает в непроницаемом тумане, отдаляясь от нас все дальше и дальше.

После фильма поневоле задумываешься, почему за всеми инновациями, модернизациями и специализациями по большому счету кроются банальная лакировка упадка или привычные глазу потемкинские деревни. Почему за всеми этими изменениями и заявлениями высокопоставленных лиц многие медики по-прежнему вынуждены тянуть лямку от зарплаты до зарплаты, а главные врачи закрывать глаза на «неявные» недочеты, вроде денежных благодарностей от пациентов или платные услуги, прошедшие мимо кассы? И почему простых врачей ловят за так называемую взятку в тысячу рублей, а кого-то выпускают из виду за несколько сот миллионов? И главное, почему молодежь после всего этого пусть не в таком большом количестве, но идет в медицину, а костяк сообщества все еще держится в отрасли. Хотя, наверное, у врачей не только особенное чувство юмора, но и совершенно зашкаливающие оптимизм и терпение, которым нужно поучиться и некоторым пациентам.

03 февраля 2014 | 05:08
  • тип рецензии:

Яркий, шумный, образный, сочный, смешной и страшный рассказ о буднях хирурга типичной провинциальной больницы. Несколько историй сплетаются в чудовищный, реалистичный портрет современной российской медицины, провинциального быта с его беспросветностью и отчаянием. Крайне своеобразная художественная подача удивляет первые 10 минут, затем смотрится совершенно естественно и органично. Все эти песнопения, танцы, вычурные перфомансы, оперные арии, гротескные образы персонажей, эпатажные монологи помогают выразить пронзительный социальный посыл авторов ленты. Душа у людей болит, кричит. Будет ли услышан крик? Вряд ли.

10 из 10

11 января 2014 | 16:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: