всё о любом фильме:

За Маркса...

год
страна
слоган-
режиссерСветлана Баскова
сценарийСветлана Баскова
продюсерАндрей Сильвестров, Глеб Алейников
операторМаксим Мосин
композитор-
художникСветлана Баскова
жанр драма, криминал
бюджет
$3 000
зрители
Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшим из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (139)
ожидание: 85% (493)
Рейтинг кинокритиков
в России
82%
9 + 2 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 283 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Возможно, устав от своих прошлых трэш-кислотных видео фильмов или, получив хоть какое то финансирование, Светлана Баскова сняла «За Маркса…» совершенно в иной манере. В холодных и мрачно-реалистичных тонах показана классовая, и отчасти даже сословная, вечная борьба одних с другими.

    Среди буржуазии (её представляет в фильме Епифанцев, он же владелец завода, сын успешного то ли бизнесмена, то ли чиновника) бытует мнение, что рабочие (Пахомов) у станка — это необразованное быдло, которое умеет только пить водку, да опаздывать на работу. Владелец не рассматривает работяг, как людей, для него они инструмент, который, если понадобится, можно выбросить на помойку без суда и следствия. Всё покупается, всё продаётся, была бы крыша и деньги.

    Рабочий класс же показан, как грамотные и любознательные в культурном плане, именно личности. Их интересует литература, история и даже классика французского кинематографа им не чужда. Стоит обратить внимание, рабочие в фильме ведут интеллектуальные беседы и имеют более богатый словарный лексикон, чем руководство (герой Епифанцева не скупится на бранную речь)

    Рабочие одного цеха понимают, что профсоюз на заводе, это фикция, прикормленные люди владельца. Создают свой, притом не с шашками наголо качают права, а делают всё на законных, юридических основаниях. Владелец, возомнив себя барином на Руси, пытается подавить восстание, самым безжалостным путём, начинается кровопролитие…

    Герой Пахомова с энтузиазмом берется за создание и развитие профсоюза, агитирует людей, призывает их не быть безучастными. Но в определенный момент и он сломлен, он боится. Под страхом он идет на предательство. Через мгновения, он понимает, что он предал не только своих людей, которые за ним пошли, он предал саму идею, за которую его друзья и товарищи погибли, он предал свою свободу в правах. В конце он искупит свою вину, но какой ценой…

    Не зря нам рассказывают про двух сыновей одного отца. Этим Баскова ещё более подчеркивает неравенство и несправедливость классового разделения. Один имел помощь и связи отца, другой был им брошен и стал рабочим. Но ирония жизни в том и заключается, что все без исключения сыграем в ящик…

    20 сентября 2013 | 15:08

    Я не являюсь ярым поклонником творчества сего коллектива во главе со Светланой Басковой, но всё же ценю «Зелёного слоника» и «Пять бутылок водки». Слоник вообще был разодран на цитаты и воспет в творческой молодёжной среде интернета. Неподготовленного зрителя фильмы Басковой могут ввести в шок, вызвать тошноту, приступы агрессии и членовредительства.

    Выход нового фильма я ожидал с нетерпением, потому что отечественная продукция в последнее время мне видится слишком скучной, а картины с Пахомом всегда поражали своей экспрессией и сюрреализмом.

    На этот раз я был глубоко разочарован. Команда поработала стабильно хорошо, но пропала уникальная авторская атмосфера кино-продукта. Видимо, режиссёр решила смягчить сюжет и сделать видео для более широкой аудитории.

    Что же мы получаем в результате? Из уникального продукта появляется стандартная экзистенциальная драма с элементами политики и интеллектуализма.

    Основной, по-моему, сарказм автора заключён в светлом образе заводского трудящегося, который не ругается матом, не пьёт и даже изучает классическое искусство. Если злодею-Епифанцеву искусство помогает добывать больше денежной прибыли, то (томящимся в заводских печах) рабочим искусство требуется для развития своего интеллекта и изучения объективной реальности. Такие рабочие мне, к сожалению, не знакомы в реальной жизни.

    Хотя, автор и подметил важную черту современного гражданина нашей страны (неспособность объединиться в борьбе за свои права), особым откровением для меня эта находка не стала. Сегодня политический сюжет находится в тренде. Подобные острые драмы снимают многие режиссёры (от ушедшего Балобанова и сверкнувшего Звягинцева до утончённого Серебренникова). Меня не может покинуть странное ощущение того, что многие фильмы сняты на заднем сиденье одного и того же дорогого автомобиля.

    Боюсь, что раннего зрителя автор картины может потерять, а обычный «пипл» не сможет по достоинству оценить данный продукт.

    20 июля 2013 | 22:44

    Наткнулся на фильм совершенно случайно, да и не хотел натыкаться, в принципе. И дело не в том, что не люблю данного режиссера и не в том, что этот своего рода «творческий полет» Пахомова воспринимаю за шизофазию. Нет, все обстоит кардинально наоборот. На самом деле, не помню сколько раз пересмотрел пресловутый «ЗС» и «5 бутылок водки», причем каждый раз с упоением и каждый раз с новым открытием. Но «За Маркса…» в первую очередь почему-то привлек меня своей, хм.. «нормальностью», что ли.

    Я бесконечно далек от той социальной проблемы, от атмосферы тех времен, от всех тех людей, что показаны в фильме. Точнее, проблему, времена и людей я прекрасно понимаю, но это все мне бесконечно чуждо. И хоть это и стоит вроде как на первом месте в фильме, но конечно же и здесь все не так просто.

    Почерк Басковой видишь уже с первых минут фильма. Хотя, может сам Пахомов и есть этот почерк. Но во всяком случае, тут не простое беспричинное отражение сущей реальности, причем выполненной в мельчайших подробностях. Действительно, окружающие будни переданы максимально детализировано, но.. Но над всей этой картиной как будто висит некая гнетущая атмосфера, на неё обращаешь внимание сразу. Как и на всю ту мертвую тишину, которая остается даже когда все эти рабочие или кто бы там ни был еще разговаривают или орут; и тут же из-за всей этой тишины начинается меланхолия и упрямый поиск догадки, что же здесь кроется на самом-то деле. Может быть, всем этим Баскова добивается показать всю бессмысленность чего бы то ни было происходящего и если это действительно так, что также вероятно, как и любое другое предположение, то работу режиссера следует хвалить отдельно за с каждым разом все менее и менее абсурдные подходы.

    После просмотра фильма я снова скис и впал в те далекие материи, где рассудку удается успокоиться. Поразила в фильме уйма моментов, но более всего, конечно, эпизод с кладбищем. Конечно же, фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Странно, но намного большее, нежели «Зеленый Слоник».

    Думаю, многие начнут трактовать сие произведение на свой индивидуальный лад. И в этом прелесть того, что делает Баскова. Свобода осознания и понимания. Я тоже буду присовокуплять фильму свою идею. И спасибо за это, прежде всего, гениальному трио в лице сами знаете кого.

    9 из 10

    20 октября 2013 | 02:15

    Светлана Баскова окончательно ушла в мейнстрим. Эта мысль пришла в голову первой, как только ещё в кадре появились мужики-рабочие. Естественно, фильм не был сюрпризом для меня, но стоило увидеть пролог, как пришло понимание всеми фибрами. Хорошо это или плохо? Смотря для кого как. Для зрителей Светланы, привыкших ультрарадикальным ситуативным трансцендентным картинам, может, не так-то это и здорово. Но для кинематографии это вполне здорово! К тому же, Светлане есть что предложить отечественному кино. А там, как знать, может и за рубеж можно замахнуться. «За Маркса…» уже показан на разных кинофестивалях в Европе. Как бы то ни было, плохо то некоммерческое кино, у которого нет шансов стать коммерческим. Поэтому в широком смысле, для фильмов Светланы вектор был изменён. Сама ведь говорила, что необходимость снимать андеграундный арт просто уже не время.

    «За Маркса…» ввергает нас в атмосферу сталелитейного завода — градообразующего предприятия, где владельцы этой организации настолько зажравшиеся, что простые рабочие для них просто скот. Параллельным курсом показаны трудяги, обделённые произволом начальства, с другой стороны — те самые власть имеющие. А в особенности герой Владимира Епифанцева, для которого рабочие на его же предприятии — это как юниты в игре в «Цивилизацию».

    Но я не с того начал. Борясь за свои гражданские права, отражённые в трудовом законодательстве, рабочие создают на производстве альтернативный профсоюз, который идёт вразрез с профсоюзом подведомственным. Тремя активистами это детище подпитывается духовно и служит словно форточкой в задыхающимся помещении завода. Одного из таких вдохновителей зритель Светланы давно уже знает вдоль и поперёк. Это Сергей Пахомов, снова оголивший свои чресла. (Вот тут я всё же улыбнулся уголками губ…). И это ещё были вырезаны некоторые сцены.

    Картина чудовищна в плане визуального восприятия. Нет, всё показано ровно, Светлану Юрьевну — с дебютом! (Конечно, с дебютом, и не просите пояснить: почему). Очень тяжёлая драма. Особенно, когда пошли беспрецедентные меры по борьбе с негнущимся никак профсоюзом. Страшнее всего мои глаза увидели в кадре кладбище. А на нём похороны. Когда то гроб с покойником перевернут, то Пахома столкнут в яму. Я крайне восприимчив к этому всему. И, чего таить греха, очень сожалею об увиденном. Но… что сделано, то сделано. Ситуация далее накалится до предела. Нет! Даже до беспредела… Увы, очень хочется и дальше поговорить обо всём, что было в фильме. Но этика не позволяет. Никаких шуток и лулзов. Всё всерьёз.

    Немного жаль, что не показан сам митинг. По моему мнению, вполне можно было испробовать кадры из документалки «Одно решение — сопротивление». Почему нет? Смотрелось бы гармонично.

    До поры до времени казалось, что фильм настолько вышколили, что в нём не будет даже матерного. Ну, нет, не настолько всё беспробудно. Но зрителям, привыкшим к «Зелёному слонику» почти нечего ловить. Фильм другого толка. И, кстати, в той самой сцене, о которой я упомянул, Пахом моется в душе (под струёй?) на фоне зелёных стен!.. Может, я дотошный до иносказаний, но выглядит так, что Пахом будто отмывается от своих чернушных фильмов и ролей. Светлана же Баскова чуть ли не в каждом интервью утверждает, что через Пахома она показывает себя! Так-то…

    А так мы видим всю важность фильма. В нём никакого сочинения. Кроме сюжета. А так — всё это было на самом деле. Только герои, быть может, нарицательные. Создатели профсоюза много говорят об истории, об учениях то Белинского, то Маркса. В кадре то и дело мелькает длинноволосый паренёк, который предлагает посмотреть авангардное кино. А также можно увидеть Вячеслава Ганенко, перекочевавшего сюда из «Моцарта». В конце не обошлась Светлана Баскова и без метафоры. Здание в виде Капиталистической пирамиды (есть такая картина), снятое в Нижнем Новгороде. Пахом, призывно воздевающий руки к небесам… И уход его, наверное, говорящий, что всё равно народ робкий и не поднимется он с колен…

    Наверное, всё. История идёт по кругу. Само время, словно издеваясь над нами, проходит как по колесу сансары. А фильм?.. Фильм — это иллюстрация.

    8 из 10

    31 октября 2014 | 07:58

    Уже очень давно я так не ждал возможности посмотреть фильм, как в этот раз. Тем более фильм отечественный, независимый.

    И признаюсь: он поразил в самое сердце. На фоне всей «русской новой волны» — это глоток свежего воздуха, это то, чего я ждал и хотел увидеть.

    Сначала привлекло имя режиссёра — для меня Светлана Баскова, пожалуй, самый интригующий персонаж киноандеграунда за всю его историю, и её первый «мейнстримный» фильм пропустить было нельзя. Интриговал и слоган — «Новое советское кино», настраивающий на определённый идеологический лад. Всё-таки актуального кино у нас не так много, а если не считать экранизации гламурных офисных романов или этнической чернухи, то нет вовсе.

    Итак, к фильму. Все его огрехи видны, и плакатность некоторых фраз, и не всегда убедительная игра актёров (в большинстве непрофессиональных), и стилистическая невыдержанность. Но уже к середине фильма (когда прозвучали первые выстрелы, я испытал настоящий шок), это перестаёшь замечать. И к финалу с экрана начинает дышать настоящая (в греческом смысле) трагедия, эпос душевных страстей и ярое, кричащее своей убедительностью послание.

    Ты чувствуешь себя рядом с нашим народом, униженным, душимым произволом капиталистов и властей, и сжимаются кулаки, а сердце наполняется праведным гневом. Наконец-то в нашей стране был снят фильм, после которого, несмотря на его социальность и натурализм, хочется не помыться, а идти и действовать (программу действий уточнять не буду, чтобы не сочли экстремистом). И всё это, а в первую очередь момент сопричастности простым русским людям, без обязательного в наше время православного душка, без упивания дерьмом и насилием (и это я пишу о работе человека, когда-то снявшего «Зелёного слоника! Кто бы мог подумать), без утешения мещанскими радостями.

    Всё строго, радикально и потому необычайно проникновенно. Сцена на кладбище — пара минут, десяток кадров — а скупая мужская слеза уже льётся. Два выстрела в темноте — подлинный ужас.

    Конечно, то, что основные мысли авторов переданы прямым текстом, может показаться минусом, но я думаю, фильм рассчитывался на простых зрителей, а не на фестивальную публику. Для эстетов здесь есть некоторое количество выверенных кадров и несложные, но органичные метафоры.

    В общем, для меня этот фильм стал отдушиной после всего бредосного либерального псевдодуховного и околорусского кино, которое продолжает литься на наши головы с конца 80-х. последний раз я испытывал подобные чувства после просмотра «Окраины» Луцика, и то, это был слишком ироничный фильм, чтобы однозначно принять авторскую позицию. И дело тут не в том, что я придерживаюсь социалистических взглядов или выступаю за «чёрный передел», просто мне импонирует, когда в национальном кинематографе народ показан (пусть и социально неблагополучным, но ведь это факт) деятельной, живой силой, а не разлагающейся биомассой. Но, к сожалению, такое возможно лишь в контексте бунта и классовой борьбы. А это очень тревожный знак…

    P.S. Конечно, «За Маркса» не станет народным фильмом — до широких или телевизионных экранов он просто не доберётся — но достоянием киноманов станет наверняка.

    23 июля 2013 | 22:38

    Мои впечатления. Предвижу сразу же нападки — не слишком натурально! Рабочие на заводах не читают, рабочие — курят и пьют, а ещё после получки сразу же пропивают зарплату.. Кроме мата и разговоров про баб, рыбалку, футбол и т. д. других разговоров от них не услышать. Что на это ответить? Сам работал в цеху за станком, контингент разный, есть как и такие, так и другие, в том числе такие — какие показаны в фильме. Я, к примеру, не курил (как и начальник цеха), а ещё слушал классическую музыку и ходил в театры и концертные залы.. Т. е. замазать всех рабочих в один цвет это неверно. С развалом СССР в рабочие пришли с институтов, т. к. потребность в инженерах практически пропала, а идти близко к специальности куда-то было нужно.. Т. е. такие бунтари, вполне возможны.. Плюс к этому, даже простой пьющий токарь зачастую имеет больше собственного достоинства нежели устроившийся рабочим инженер после ВУЗа.. Про чувство собственного достоинства понаехавших, я промолчу, ибо штрейкбрехеры..

    Но если не смотреть так узко (буквально) на фильм Светланы Басковой, то можно понять, что под быдлом ходят все наши граждане, ибо мир разделился на тех, кто владеет, эксплуатирует, и тех кто работает, трудится, терпит. И этот завод это не конкретный завод в моногородке, это Россия. И в Москве, где есть другие работы — ты везде наткнёшься на такое отношение, т. к. хозяева жизни сумели договориться, солидаризироваться и вошли в сговор относительно эксплуатации населения. В фильме Басковой всё это проговаривается, доходчиво разъясняется. Это может раздражать кинокритика, т. к. Баскова отказалась от образов/полунамёков и впрямую говорит нам о том, что она хочет до нас донести (просвещает). А это как бы не принято. Плюс к этому она прямо говорит о системе Голливуда — Станиславского и той системе, что реализована в фильме. Т. е. всё объясняет, чтобы дошло до каждого.

    Кому-то это не понравится, т. к. хочется каких-то третьих смыслов, искать под слоем-слой и т. д. Радовать свой ум и получить материал для того чтобы показать себя — как умника, который разглядел в фильме то, чего не разглядели другие. А в фильме всё ясно, всё предельно ясно и без интерпретаций. Баскова берёт и говорит то, что боятся сказать, обходят (!) другие. При этом она ничего не усложняет, всё просто и некрасиво — как в жизни. Понимаю, что многие из нас вообще не хотят больного касаться (такое смотреть), ибо тут либо продолжать терпеть и видеть себя в терпилах, либо отважиться и идти в оппозицию. А разве хочется зрителю после просмотра кинокартины снова задавать себе столь неприятный вопрос? Однако, для кого-то этот вопрос будет поставлен впервые. Для них собственно этот фильм — ответ на жизненно важный вопрос, прояснение ситуации. Конечно наша интеллектуальная элита от фильма не узнала для себя ничего нового, не получила удовольствия и даже больше — оскорбилась на неслыханную дерзость. Но что поделать..

    Фильм — для широкого круга зрителей, не арт-хаусно элитарный, не трэш (как другие картины Басковой). Т. е. ожидание увидеть тоже, что и раньше — здесь не будет удовлетворено. Играют хорошо, особенно — начальство. Концовка — замечательная! Рекомендую. Однако, не настраивайте себя на то, что фильм вам понравится. Но его стоит смотреть.

    Интересно, все ли, как я, увидели в фильме «За Маркса» в Додике — нашего Царя образца лихих 90-ых или к примеру серого кардинала? А в Епифанцеве — Царя образца 2010-го? Да и два разных сына от разных женщин, что это? Дикая капиталистическая Россия (одна голова) и зарождающаяся новая Россия (на основе старых — социалистических ценностей) — вторая голова?

    5 августа 2013 | 16:14

    Когда я смотрел материалы к фильму, то заметил, что самым распространенным вопросом со стороны журналистов был — а не постмодернистский ли это стеб? Уж больно все гротескно показано. Кроме того, Баскова известна своим трешевым, совершенно нецензурным видео («Зеленый слоник» и др). Логично предположить, что и в «За Маркса» не все так просто, и из-за его специфики, фильм можно воспринять как некий демотиватор и ироническую комедию. Басковой приходилось постоянно убеждать, что по ее задумке и внутреннему настроению даже тени иронии в этом фильме нет. А смешные эпизоды сделаны с большой любовью к персонажам, а вовсе не с насмешкой.

    При первом просмотре у меня тоже возникли подозрения в стебности происходящего на экране. Но стоило побольше узнать о Басковой и истории создания фильма, как все сомнения рассеялись. Светлана Баскова заинтересовалась рабочим движением после кризиса 2008г., когда по стране прокатилась волна сокращений и как ответ на это прошла серия акций протеста. Приехав в один из городов, где на крупном предприятии был известный свободный профсоюз, они вместе со своей съемочной группой решили поближе познакомиться с рабочими. Но в первый раз они потерпели полное фиаско. Рабочие ее не приняли и отнеслись с подозрением к идее снять про них кино. Тогда Баскова решила глубже изучить предмет и больше года ездила по городам, встречаясь с активистами, участвуя в митингах и общаясь с профсоюзниками. В результате родился документальный фильм «Одно решение — сопротивление». В нем мы можем увидеть некоторых прототипов «За Маркса».

    По мнению Басковой профсоюзники, с которыми она общалась — это герои нашего времени. Люди, готовые жертвовать своим временем, средствами, рисковать не только ради своих коллег по работе, но ради страны и общества в целом. Как сказал поэт — трещина мира проходит через сердце поэта. Это точно про Баскову. Она создала «За Маркса» с большим сочувствием и даже любовью к рабочим, с желанием поддержать и помочь им. Отсюда и не совсем понятные эпизоды, где рассказывается о законах о профсоюзах и методах борьбы. Здесь же корень библейских мотивов в виде заседающей в подсобке троицы профсоюзников и убийства братом брата.

    Много споров и вопросов вызвали эпизоды связанные с интеллектуальными разговорами ведущимися среди рабочих. Многие возражали, что так не бывает, это пародия какая-то, а не настоящая жизнь. Здесь во-первых, нужно заметить, что среди активных рабочих участвующих в профсоюзном движении действительно уровень общения сильно отличается от простых работяг. А во вторых, Баскова рисовала, то с чем она столкнулась (а все обсуждаемые в фильме вполне реальны, сам могу подтвердить, что профсоюзники, особенно связанные с левыми, действительно говорят о Покровском, Годаре и Белинском) теми красками, к которым привыкла, и которые ей были доступны. Поэтому в изображении Пахома и актеров до этого занятых в основном только в дешевых сериалах вышло все несколько наиграно. Но судить их за это как-то совсем не хочется. Коллектив «За Маркса» подарил нам очень актуальное, искрометное, умное кино!

    9 из 10

    26 января 2014 | 15:40

    Скажу сразу — я уж точно не поклонник ни самой Басковой, ни актеров, которые в этом фильме снимаются. Сказать по правде я вообще думал, что данный режиссер снять что-то стоящее вообще не способен. Но «За Маркса» полностью изменил мое мнение. И дело не только в том, что я сам левый и близок к тематике фильма и сам сталкивался с подобным произволом.

    Справедливость

    В фильме поднимается именно тот вопрос, который у русской нации на мой взгляд всегда будет первым — вопрос СПРАВЕДЛИВОСТИ. Русские могут терпеть абсолютно все, но как только нарушается справедливость — тут уж только беги, камня на камне не останется ни от кого. И именно благодарю этому вопросу фильм будет иметь популярность у русскоязычного зрителя.

    Сюжет довольно банален, но не потому что такое уже много где мусолилось, а потому что в России с этим сталкиваются многие обычные люди. Это просто сцены из жизни в кино. Все эти пейзажи цехов, проходных и вообще завода в целом — мы их видим не только в кино, но и в жизни — все ровно также до каждой детали. Вообще детали в этом фильме очень хорошо показаны — одна из сильнейших сторон данной картины. Начальная сцена в автобусе цепляет сразу своей правдоподобностью.

    Герои фильма очень интересные люди. Они уже не советские рабочие, но ещё и не россияне. СССР дал им отличное образование(многие скажут, что рабочий не сможет процитировать письмо Белинского к Гоголю, но они будут не правы, ибо я как человек работавший на заводе видел и не таких людей) и привил им чувство защищенности. Это чувство и сыграет с ними злую шутку. Когда к власти в предприятиях пришли бандиты, то они просто наплевали на законы, в то время как советский человек не мог себе представить, что закон будет лишь буквами на бумаге. Все профсоюзы переходят под контроль к власть имущим. Обычно рабочие просто мирятся с этим как с фактом. Но не в этот раз.

    Герои фильма решают организовать свой собственный профсоюз и провести митинг, а затем забастовку, чтобы напомнить, что и у них есть права. Но руководство считает иначе. Его не интересуют их потребности, его интересуют лишь деньги. А забастовки как известно не способствуют увеличению прибыли на предприятиях. И в общем то весь фильм идут они к этой цели. Дабы больше не спойлерить отложу сюжет в сторону, но замечу, что ключевых сцен в этом фильме 2 и обе они очень сильные:

    1. Сцена на проходной

    2. Сцена на кладбище

    Все остальная работа в фильме тоже на уровне. Актерская игра конечно не 10 из 10, но весьма неплоха. Да и детали на мой взгляд нивелируют эту не самую лучшую игру, причем с лихвой. Единственное что мне показалось каким то недоделанным — это сюжетная линия про отца и сына. Какая то она сырая или сумбурная чтоли.

    В общем не пожалел, что посмотрел этот фильм и вероятно ещё ни раз пересмотрю.

    10 из 10

    25 июля 2013 | 00:31

    Рабочие одного из предприятий организовали независимый профсоюз и протестуют против сокращений, низкой зарплаты и плохой экологии. Естественно, что руководство завода новым профсоюзом недовольно, ведь есть старый, лояльный… и предпринимает довольно жестокие действия…

    Сюжет нехитрый, но знакомый. На ряде крупных предприятий в стране действительно происходит нечто подобное. И вправду возникли новые независимые профсоюзы европейского типа, особенно на заводах с международным капиталом (самое известные из них — автогиганты)

    Но все же даже там вряд ли происходит то, что показано в фильме. Во-первых, рабочие вряд ли смотрят в киноклубах фильмы Годара, крайне редко играют в шахматы до глубокой ночи и уж совсем невероятно, что они цитируют Маркса, Белинского и Брехта. Да и высказывания в духе трудовой этики смотрятся несколько странновато.

    Во-вторых, там, где есть новые профсоюзы, нет настолько брутальных директоров, каковым явлен герой Владимира Епифанцева. Они вполне цивильные и привыкшие к возникновению коллективных интересов. Да и времена кровавой вакханалии, уничтожения конкурентов, в том числе классовых, остались в прошлом.

    То бишь автор либо по незнанию гиперболизирует ныне происходящее либо рисует некую виртуальную реальность, которая должна (может) произойти.

    И вот тут следует провести исторические аналогии и обратиться к списку консультантов фильма, которые представляют собой новое поколение левых. Начнем с последних. Без упоминания фамилий (просто поверьте знаниям и ощущениям рецензента) это левые интеллектуалы-западники, движущиеся к новому для России пониманию образа и роли современного рабочего класса. Кто есть современный рабочий на Западе? Это человек, который ездит если не на Мерседесе, то на Фольксвагене, живущий если не в собственном доме, то в хорошей квартире, имеющий если не высокий, то средний доход. И при этом по-прежнему выходящий на забастовки, организованные профсоюзами, чтобы все имеющееся если не приумножить, то не потерять. Естественно, что интеллектуальный уровень у него приличный — активист профсоюза исповедует сложно сконструированную интеллект-смесь, в основе которой неомарксизм. социализм и т. п.

    Многие современные российские «новые левые», к которым, видимо, и присоединяется режиссер Светлана Баскова, берут такой образ за цель, к которой надо стремиться.

    Вот тут стоит обратиться и к историческим аналогиям — чем-то подобным занимались в свое время некоторые большевики, упоминающиеся и в фильме. В частности, Покровский, Луначарский, Богданов… Знаменитая школа для рабочих Максима Горького…

    И автор в своей конструкции фильма как бы «пришпандоривает» образ мыслей современного западного профсоюзника-активиста (он же — русский левый интеллигент-западник) к материальным и социальным реалиям по-прежнему диковатого русского капитализма. И тогда внутреннее движение фильма к жесткости классовой борьбы становится понятным — тут и революционные мотивы, и штрейкбрехерство и даже мотив бунтарства детей против отцов, характерный для предреволюционной России начала ХХ века и, конечно, кровь…

    А поскольку это своеобразный и не вполне реалистичный прогноз на будущее, то претензии к соответствию реалиям современности несостоятельны (тем более, что классовая борьба в России носит явно латентный и не целенаправленный характер). Тем более некорректным выглядит сравнение с шедеврами соцреализма в советском кино, поскольку если портрет рабочего класса там и был, то портрет однобокий, вне всяческой борьбы, исключая борьбу за повышение производительности труда, и уж совсем вне современного капиталистического контекста, в отличие от опуса Басковой.

    Тем более, что гиперболизированный портрет современной буржуазии в фильме не столь уж далек от дня сегодняшнего — искусство как атрибут «западничества» (внешняя приверженность цивилизованности Запада), ницшеанство (мотив силы и власти) и вульгарный макиавеллизм (коррупция) в поведенческих реакциях ряда персонажей показаны вполне убедительно.

    Другое дело, что драматизм ленты во многом схематичен и надуман, а фильм в целом в воздействии на зрителя претендует не столько на пророчество, сколько на отражение российского капитализма и его противоречий. Само развитие в истинно российской традиции и в изобразительном ряде больше транслирует безысходность, нежели поиск нового пути. Тот же Горький в романе «Мать» (кстати, тоже не выдающемся с точки зрения драматургии, но гениально сконструированном) выводит христианские мотивы жертвенности как пути пролетария. А Баскова, напротив, сознательно лишает героев этих мотивов (в одном из эпизодов это продекларировано прямо — в смысле «на тебе креста нет»). Поэтому картине свойственны черты плакатности, хоть и не в советском стиле… Это к тому, что художественной убедительности талантливому фильму все же не достает.

    Тем не менее, значение «За Маркса» уже заключено в том, что он фактически открывает в нашем новом кино никем не занятую нишу классового противостояния и реабилитирует идеологические и политические споры и поиски в искусстве. И многие претензии к ленте должны бы быть отметены уже поэтому. Ведь на поле арт-хауса (и не только) проблемы социальности в России почти не затронуты, хотя их пруд пруди. Российские авторы предпочитают показывать их в русле одинокого бунта ("Долгая счастливая жизнь» Хлебникова) либо потребительского конформизма ("Елена» Звягинцева). Большинство же поделок, чаще бесталанных, идет в духе сахарного примирения типа «богатые тоже плачут» или «трудись, трудись, трудись и тебе воздастся». Теперь есть альтернатива «трудись, трудись, но борись».

    Осталось лишь ждать новых российских Годаров либо Петри, с которыми уже есть явные аналогии, а то и Лоуча собственного получим. Правда, хотелось бы, чтобы Россия была показана по-другому… В конце концов, главные западники предреволюционной эпохи большевики провернулись, придя к власти, так, что создали из России анти-Запад. Разве случайно? И хотелось бы, чтобы наше кино как важнейшее из искусств ответило на этот вопрос и сформулировало новые.

    17 августа 2014 | 21:54

    Даже, если бы это была дебютная работа выпускницы института кинематографии, то смотреть это должны были лишь те, кто обучал данного человека, знакомил с азами съемки и работы с камерой, со светом, звуком и с командой в целом.

    Мне не интересна биография режиссера, я лишь вижу что работа выполнена любительски, без всякого творческого увлечения, скорее всего как средство уйти от реальности. Почему режиссера затронула тема конфликта людей которые составляют одно общество? Чего она хотела?

    Показать как жили одни и как жили другие, но для чего и кому? Кто это должен был видеть?.. Разбирать видео, если это необходимо. Скорее всего только Светлана Баскова.

    Что же ожидает при просмотре зрителя:

    Это пасмурная погода, хмурые лица людей, ограниченный лексикон русского языка, и философия бытового характера — «Мы имеем право на большее».

    Технические стороны здесь даже не рассматриваются, что это за шатающаяся камера из стороны в сторону? андеграунд в кино?

    Персонажи, которые так и читают свои тексты а не играют роли, не вызывают даже отрицательных эмоций, только потому что они в этом не виноваты, причина в режиссере, — отсутствие какой либо творческой фантазии выразить импровизацию.

    Светлана, вы с 1998 года, по Кинопоиску, работаете с видеокамерой, — это ваш стиль, определенный минимализм с бюджетом и съёмка «полнометражного кино», так вот я вам скажу, подобное может снимать каждый, у кого есть интерес к такому инструменту как видеокамера. Каждый!

    Мне тут подсказали, что вы снимаете кино чтобы вызвать у людей чувство омерзения и оказывается вам нравиться показывать зрителям что не все так плохо, бывает еще хуже, и даже тогда когда кто-то говорить, куда хуже-то?

    Продолжайте заниматься подобным если вам это нравиться, если вы сияете когда творите, значит вы счастливы. Удачи Вам!

    Я посмотрел ваше кино лишь потому, что на момент здесь и сейчас я ощущал спокойствие в теле, и мне было комфортно заниматься любым делом.

    19 августа 2013 | 14:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>