всё о любом фильме:

За Маркса...

год
страна
слоган-
режиссерСветлана Баскова
сценарийСветлана Баскова
продюсерАндрей Сильвестров, Глеб Алейников
операторМаксим Мосин
композитор-
художникСветлана Баскова
жанр драма, криминал
бюджет
$3 000
зрители
Россия  2.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшим из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (139)
ожидание: 85% (493)
Рейтинг кинокритиков
в России
82%
9 + 2 = 11
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 283 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я не являюсь ярым поклонником творчества сего коллектива во главе со Светланой Басковой, но всё же ценю «Зелёного слоника» и «Пять бутылок водки». Слоник вообще был разодран на цитаты и воспет в творческой молодёжной среде интернета. Неподготовленного зрителя фильмы Басковой могут ввести в шок, вызвать тошноту, приступы агрессии и членовредительства.

    Выход нового фильма я ожидал с нетерпением, потому что отечественная продукция в последнее время мне видится слишком скучной, а картины с Пахомом всегда поражали своей экспрессией и сюрреализмом.

    На этот раз я был глубоко разочарован. Команда поработала стабильно хорошо, но пропала уникальная авторская атмосфера кино-продукта. Видимо, режиссёр решила смягчить сюжет и сделать видео для более широкой аудитории.

    Что же мы получаем в результате? Из уникального продукта появляется стандартная экзистенциальная драма с элементами политики и интеллектуализма.

    Основной, по-моему, сарказм автора заключён в светлом образе заводского трудящегося, который не ругается матом, не пьёт и даже изучает классическое искусство. Если злодею-Епифанцеву искусство помогает добывать больше денежной прибыли, то (томящимся в заводских печах) рабочим искусство требуется для развития своего интеллекта и изучения объективной реальности. Такие рабочие мне, к сожалению, не знакомы в реальной жизни.

    Хотя, автор и подметил важную черту современного гражданина нашей страны (неспособность объединиться в борьбе за свои права), особым откровением для меня эта находка не стала. Сегодня политический сюжет находится в тренде. Подобные острые драмы снимают многие режиссёры (от ушедшего Балобанова и сверкнувшего Звягинцева до утончённого Серебренникова). Меня не может покинуть странное ощущение того, что многие фильмы сняты на заднем сиденье одного и того же дорогого автомобиля.

    Боюсь, что раннего зрителя автор картины может потерять, а обычный «пипл» не сможет по достоинству оценить данный продукт.

    20 июля 2013 | 22:44

    Светлана Баскова окончательно ушла в мейнстрим. Эта мысль пришла в голову первой, как только ещё в кадре появились мужики-рабочие. Естественно, фильм не был сюрпризом для меня, но стоило увидеть пролог, как пришло понимание всеми фибрами. Хорошо это или плохо? Смотря для кого как. Для зрителей Светланы, привыкших ультрарадикальным ситуативным трансцендентным картинам, может, не так-то это и здорово. Но для кинематографии это вполне здорово! К тому же, Светлане есть что предложить отечественному кино. А там, как знать, может и за рубеж можно замахнуться. «За Маркса…» уже показан на разных кинофестивалях в Европе. Как бы то ни было, плохо то некоммерческое кино, у которого нет шансов стать коммерческим. Поэтому в широком смысле, для фильмов Светланы вектор был изменён. Сама ведь говорила, что необходимость снимать андеграундный арт просто уже не время.

    «За Маркса…» ввергает нас в атмосферу сталелитейного завода — градообразующего предприятия, где владельцы этой организации настолько зажравшиеся, что простые рабочие для них просто скот. Параллельным курсом показаны трудяги, обделённые произволом начальства, с другой стороны — те самые власть имеющие. А в особенности герой Владимира Епифанцева, для которого рабочие на его же предприятии — это как юниты в игре в «Цивилизацию».

    Но я не с того начал. Борясь за свои гражданские права, отражённые в трудовом законодательстве, рабочие создают на производстве альтернативный профсоюз, который идёт вразрез с профсоюзом подведомственным. Тремя активистами это детище подпитывается духовно и служит словно форточкой в задыхающимся помещении завода. Одного из таких вдохновителей зритель Светланы давно уже знает вдоль и поперёк. Это Сергей Пахомов, снова оголивший свои чресла. (Вот тут я всё же улыбнулся уголками губ…). И это ещё были вырезаны некоторые сцены.

    Картина чудовищна в плане визуального восприятия. Нет, всё показано ровно, Светлану Юрьевну — с дебютом! (Конечно, с дебютом, и не просите пояснить: почему). Очень тяжёлая драма. Особенно, когда пошли беспрецедентные меры по борьбе с негнущимся никак профсоюзом. Страшнее всего мои глаза увидели в кадре кладбище. А на нём похороны. Когда то гроб с покойником перевернут, то Пахома столкнут в яму. Я крайне восприимчив к этому всему. И, чего таить греха, очень сожалею об увиденном. Но… что сделано, то сделано. Ситуация далее накалится до предела. Нет! Даже до беспредела… Увы, очень хочется и дальше поговорить обо всём, что было в фильме. Но этика не позволяет. Никаких шуток и лулзов. Всё всерьёз.

    Немного жаль, что не показан сам митинг. По моему мнению, вполне можно было испробовать кадры из документалки «Одно решение — сопротивление». Почему нет? Смотрелось бы гармонично.

    До поры до времени казалось, что фильм настолько вышколили, что в нём не будет даже матерного. Ну, нет, не настолько всё беспробудно. Но зрителям, привыкшим к «Зелёному слонику» почти нечего ловить. Фильм другого толка. И, кстати, в той самой сцене, о которой я упомянул, Пахом моется в душе (под струёй?) на фоне зелёных стен!.. Может, я дотошный до иносказаний, но выглядит так, что Пахом будто отмывается от своих чернушных фильмов и ролей. Светлана же Баскова чуть ли не в каждом интервью утверждает, что через Пахома она показывает себя! Так-то…

    А так мы видим всю важность фильма. В нём никакого сочинения. Кроме сюжета. А так — всё это было на самом деле. Только герои, быть может, нарицательные. Создатели профсоюза много говорят об истории, об учениях то Белинского, то Маркса. В кадре то и дело мелькает длинноволосый паренёк, который предлагает посмотреть авангардное кино. А также можно увидеть Вячеслава Ганенко, перекочевавшего сюда из «Моцарта». В конце не обошлась Светлана Баскова и без метафоры. Здание в виде Капиталистической пирамиды (есть такая картина), снятое в Нижнем Новгороде. Пахом, призывно воздевающий руки к небесам… И уход его, наверное, говорящий, что всё равно народ робкий и не поднимется он с колен…

    Наверное, всё. История идёт по кругу. Само время, словно издеваясь над нами, проходит как по колесу сансары. А фильм?.. Фильм — это иллюстрация.

    8 из 10

    31 октября 2014 | 07:58

    Недавно отечественный кинематограф наконец-то порадовал нас (без кавычек!) художественным фильмом на социальную тематику. Причем, режиссером фильма, носящего достаточно смелое по нынешним меркам название «За Маркса», выступила С. Баскова — ранее известная скорее своеобразными арт-хаусными фильмами «Зеленый Слоник» и «Пять бутылок водки».

    На этот раз она, однако, взялась за куда более профессиональное кино, и вкраплений арт-хауса в нем было куда меньше. Зато куда больше отсылок к реальной профсоюзной борьбе, с которой Баскова ознакомилась, снимая свой предыдущий документальный фильм «Одно решение — сопротивление» (кстати, также рекомендуем к просмотру).

    Светлана Баскова — интересная женщина и крутой режиссер. То, с каких ракурсов был снят фильм — завораживает. Только на эту сторону ее работы можно любоваться. Стоит отметить и подбор актеров, и сценарий и сам факт выбора столь редкой в нашей киноиндустрии темы. Теперь немного о самом фильме.

    Кино о профсоюзных активистах с завода, где плавят металл, находящегося где-то в Российской провинции. После распада СССР хозяином стал бывший генерал КГБ (поднявшийся, предав ГКЧП), а потом его сменил сынишка — наглый, хамовитый, ограниченный буржуйский сынок. С патологической ненавистью к окружающему «быдлу». Особенно работягам. Сынка просто блестяще сыграл Владимир Епифанцев: смотришь на него и хочется убить гада!

    В этих условиях на заводе возникает настоящий профсоюз. Из настоящих рабочих. Поначалу, инициативная группа состоит всего из трех человек, но рабочие поддерживают профсоюзные требования: хоть какие-то санитарные нормы, поднятие заработной платы, прекращение сокращений… их много, завод старый, а эксплуатируется нещадно. Особенно яро в борьбу включается цех, на котором работает профсоюзник, сыгранный С. Пахомовым. Следует отметить, что профсоюзники и рабочие показаны вполне себе личностями, с интересами, далекими от столь стереотипного ныне образа рабочего, не интересующегося ничем, кроме пива и футбола.

    Профсоюзных лидеров то запугивают, то пытаются подкупить. И, не добившись успеха, прямо перед митингом двоих убивают. На самом деле, страшно было. Потому что понимаешь: в реальности также, только не всегда понятно, кто прав, кто виноват. Конечно, виновных не накажут. Убивают еще одного парня (он, как мы смеем предположить, коммунистических взглядов). И последний активист, напуганный и уже выдавший своих товарищей, раздираемый муками совести (очень сильная игра Сергея Пахомова), соглашается убить буржуйского сынка. В фильме достаточно крови, но больше страха. Не за то, что кого-то убивают и их жалко, а потому что понимаешь: так и бывает.

    Сначала неугодных пытаются подкупить, потом запугать, а если ничего не помогает — начинается террор. И капиталисты ради своих прибылей ни перед какими слезинками ребенка не остановятся. Они будут уничтожать.

    Одна из самых болезненных сцен — похороны убитых профсоюзников. Их родственники в своей злобе и горе проклинают не того, по чьему приказу они были убиты, а такого же активиста и работягу. И толкают его в свежую могилу. Очень пугающая сцена.

    Герой Пахомова в определенный момент перестает бояться за свою жизнь (он уже видел свою могилу), он раскаивается и пытается спасти товарища… но слишком поздно.

    Замечу, что блестяще сыграна роль менеджера и подхалима по имени Додик. Он сначала выполняет все требования хозяина, а потом ради спасения своей шкуры подстраивает убийство этого же хозяина. Вот такой «человек» везде прорвется. Думается, можно поискать параллели с нашей действительностью. Такие додики отлично олицетворяют бездушную машину корпораций — культурный внешне молодой человек спокойно подстраивает методичные убийства рабочих, лжет им, а под конец легко предает своего шефа, что бы спастись самому.

    После просмотра фильма режиссер, отвечая на вопросы зрителей, сказала, что ее образы отнюдь не выдумка: она общалась с профсоюзными активистами, которые читают Белинского и блестяще разбираются и в литературе и в истории. Она же высказала интересную мысль, что интеллигенция в принципе не может понять народ, не общаясь с теми его представителями, которые могут выступить в качестве посредников (например, профсоюзными активистами). Мысль может быть и спорно оформленная, но достойная рассмотрения.

    Добавим, что очень ярко в фильме даны контрасты: быт рабочих безрадостный, жизнь полна серых красок, их одежда, состояние завода, помещения внутри — все ужасно старое и изношенное временем. Видно, что денег у рабочих даже на необходимое еле хватает (на похоронах, когда тело пожилого активиста выпадает из гроба, выясняется, что у него не было денег даже на костюм для похорон). И для контраста — кабинет буржуйского сына, дом отца — все в золотых тонах, на стенах кабинета предполагается устроить вернисаж из подлинников великих художников. Хозяин же — «ценитель»!

    Можно, конечно, обрушить на фильм шквал идейной критики — и классовая борьба затушевывается личными переживаниями героев, и проскакивает некая комплиментарность к «новым порядкам», и сюжет все же утрирован и несколько далек от реальности (хотя невооруженным глазом видны отсылки к будням профсоюзов, что является сильной стороной фильма). Но все это было бы довольно недальновидно на наш взгляд — чуть ли не впервые за долгое время, в России, режиссер, особо не претендующий на левые политические взгляды, снимает по-настоящему сильное левое и социальное кино.

    10 из 10

    23 июля 2013 | 13:12

    Знаете, редко на наших просторах выходит качественное кино, причем от тех людей, от которых его совсем не ждешь. К слову сказать, Светлана Баскова — супруга известного авангардиста Анатолия Осмоловского, выпустила на свет свой первый более-менее стоящий фильм, и положа руку на сердце, вообще свой первый фильм. Зеленый Слоник, Пять бутылок водки, Голова — это, скорей, любительская узкотематическая съемка, совсем простецкая, непрофессиональная, но все же, волей-неволей смотрибельная. А здесь — серьезный, вдумчивый, и весьма интересный продукт, способный потягаться, как минимум, с Кириллом Серебрянниковым и (!) Авдотьей Смирновой.

    Спрашивается — а это таки артхаус? А вот нет! Это низкобюджетный отечественный мэйнстрим, с десятком важных художественных деталей и подтекстов, необходимых для полного восприятия данной картины. Практически полное отсутствие музыки и ручная съемка, на первый взгляд для неподготовленного зрителя может показаться каким-то мелким элементом элитарности, но все-таки, настало время, где подобные фильмы уже смело можно отнести в категорию для массового зрителя, и тут не надо себя обманывать. Балабанов занимался примерно тем же.

    А вот в своих собственных, уже жанровых рамках, данная лента — весьма необычная, и как я раньше сказал, внезапна. Сюжет простой — кризис, рабочие загибаются под хозяевами завода, причем, первые — не дураки и не быдло, а добрые, вменяемые трудяги, только вот то самое порочное начальство проморгало их готовящиеся акции протеста. Проблему необходимо как-то решать, но де-факто, ребята из 90-ых в костюмах, другого способа решения проблем, как насилие, не знают. А насилие только форсирует революционную движуху на заводе. Но, как обычно, остается один идейный человек, когда протест задушен обманками, типа «санитарного дня», как раз незадолго до забастовки. Ничего не напоминает? Да, пускай, тематика директоров — бывших «братков», бывших «красных» директоров и нищета полуразоренных рабочих, звучит, как запоздалый постперестроечный анекдот, однако, как и было замечено в фильме — это вечно актуальная проблема.

    Трактовать обилие деталей, в этот раз гораздо проще, чем у других «авангардистов». Черный квадрат старины Малевича — пустота. По пролетарски — просто и четко, без самообманных философских надуманностей. Наиболее яркой, по мнению автора данной рецензии, является финальная сцена, как предсмертная фантасмагория человека, одержимого условной революцией, обставленной, в рамках собственных художественных деталей, вброшенных автором. При просмотре прокрутите основные мотивы фильма, не пожалеете. Один мой приятель, студент, как раз был на закрытом показе в МГУ, и в течении получаса рассказывал собственные предположения, относительно авторской мысли, пускай, и не совпавшие с моми. А вот, как раз, в спорах рождается истина, что было справедливо сказано вождем мирового пролетариата. О как! Так же, в фильме есть довольно таки неплохая мысль — в классовой борьбе нет и не может быть победителей.

    Эта лента — борьба. Борьба внутри, и борьба вне этого фильма, кстати, как в нем было обозначено — неприятие «сынков» известных режиссеров, абсолютно бездарно копирующих «батин» опыт. Баскова явно умерила свой пыл, тягу к безумию, ровно, как и очень мощный актер Сергей Пахомов, образ которого, порой совсем иррационален, как и цитата, намекающая на экзистенциализм «новый волны», разжеванная, через длинный монолог в фильме. Для начала в «большом кино» более чем недурно. Без шуток. Это серьезный рост и переход на высокий качественный уровень.

    7,5 из 10

    20 июля 2013 | 21:27

    Уже очень давно я так не ждал возможности посмотреть фильм, как в этот раз. Тем более фильм отечественный, независимый.

    И признаюсь: он поразил в самое сердце. На фоне всей «русской новой волны» — это глоток свежего воздуха, это то, чего я ждал и хотел увидеть.

    Сначала привлекло имя режиссёра — для меня Светлана Баскова, пожалуй, самый интригующий персонаж киноандеграунда за всю его историю, и её первый «мейнстримный» фильм пропустить было нельзя. Интриговал и слоган — «Новое советское кино», настраивающий на определённый идеологический лад. Всё-таки актуального кино у нас не так много, а если не считать экранизации гламурных офисных романов или этнической чернухи, то нет вовсе.

    Итак, к фильму. Все его огрехи видны, и плакатность некоторых фраз, и не всегда убедительная игра актёров (в большинстве непрофессиональных), и стилистическая невыдержанность. Но уже к середине фильма (когда прозвучали первые выстрелы, я испытал настоящий шок), это перестаёшь замечать. И к финалу с экрана начинает дышать настоящая (в греческом смысле) трагедия, эпос душевных страстей и ярое, кричащее своей убедительностью послание.

    Ты чувствуешь себя рядом с нашим народом, униженным, душимым произволом капиталистов и властей, и сжимаются кулаки, а сердце наполняется праведным гневом. Наконец-то в нашей стране был снят фильм, после которого, несмотря на его социальность и натурализм, хочется не помыться, а идти и действовать (программу действий уточнять не буду, чтобы не сочли экстремистом). И всё это, а в первую очередь момент сопричастности простым русским людям, без обязательного в наше время православного душка, без упивания дерьмом и насилием (и это я пишу о работе человека, когда-то снявшего «Зелёного слоника! Кто бы мог подумать), без утешения мещанскими радостями.

    Всё строго, радикально и потому необычайно проникновенно. Сцена на кладбище — пара минут, десяток кадров — а скупая мужская слеза уже льётся. Два выстрела в темноте — подлинный ужас.

    Конечно, то, что основные мысли авторов переданы прямым текстом, может показаться минусом, но я думаю, фильм рассчитывался на простых зрителей, а не на фестивальную публику. Для эстетов здесь есть некоторое количество выверенных кадров и несложные, но органичные метафоры.

    В общем, для меня этот фильм стал отдушиной после всего бредосного либерального псевдодуховного и околорусского кино, которое продолжает литься на наши головы с конца 80-х. последний раз я испытывал подобные чувства после просмотра «Окраины» Луцика, и то, это был слишком ироничный фильм, чтобы однозначно принять авторскую позицию. И дело тут не в том, что я придерживаюсь социалистических взглядов или выступаю за «чёрный передел», просто мне импонирует, когда в национальном кинематографе народ показан (пусть и социально неблагополучным, но ведь это факт) деятельной, живой силой, а не разлагающейся биомассой. Но, к сожалению, такое возможно лишь в контексте бунта и классовой борьбы. А это очень тревожный знак…

    P.S. Конечно, «За Маркса» не станет народным фильмом — до широких или телевизионных экранов он просто не доберётся — но достоянием киноманов станет наверняка.

    23 июля 2013 | 22:38

    Возможно, устав от своих прошлых трэш-кислотных видео фильмов или, получив хоть какое то финансирование, Светлана Баскова сняла «За Маркса…» совершенно в иной манере. В холодных и мрачно-реалистичных тонах показана классовая, и отчасти даже сословная, вечная борьба одних с другими.

    Среди буржуазии (её представляет в фильме Епифанцев, он же владелец завода, сын успешного то ли бизнесмена, то ли чиновника) бытует мнение, что рабочие (Пахомов) у станка — это необразованное быдло, которое умеет только пить водку, да опаздывать на работу. Владелец не рассматривает работяг, как людей, для него они инструмент, который, если понадобится, можно выбросить на помойку без суда и следствия. Всё покупается, всё продаётся, была бы крыша и деньги.

    Рабочий класс же показан, как грамотные и любознательные в культурном плане, именно личности. Их интересует литература, история и даже классика французского кинематографа им не чужда. Стоит обратить внимание, рабочие в фильме ведут интеллектуальные беседы и имеют более богатый словарный лексикон, чем руководство (герой Епифанцева не скупится на бранную речь)

    Рабочие одного цеха понимают, что профсоюз на заводе, это фикция, прикормленные люди владельца. Создают свой, притом не с шашками наголо качают права, а делают всё на законных, юридических основаниях. Владелец, возомнив себя барином на Руси, пытается подавить восстание, самым безжалостным путём, начинается кровопролитие…

    Герой Пахомова с энтузиазмом берется за создание и развитие профсоюза, агитирует людей, призывает их не быть безучастными. Но в определенный момент и он сломлен, он боится. Под страхом он идет на предательство. Через мгновения, он понимает, что он предал не только своих людей, которые за ним пошли, он предал саму идею, за которую его друзья и товарищи погибли, он предал свою свободу в правах. В конце он искупит свою вину, но какой ценой…

    Не зря нам рассказывают про двух сыновей одного отца. Этим Баскова ещё более подчеркивает неравенство и несправедливость классового разделения. Один имел помощь и связи отца, другой был им брошен и стал рабочим. Но ирония жизни в том и заключается, что все без исключения сыграем в ящик…

    20 сентября 2013 | 15:08

    Ждал этот фильм долго, к нашему городу этот фильм естественно не дошел. Фильмы данного жанра смотрю редко, но так как я следил за творчеством данного режиссера, этот фильм я пропустить не мог. Как вы поняли этот фильм не массовый.

    Фильм полностью соответствует жанру — драма! Ведь в фильме показано подлинное отношение «начальника» к рабочему.

    Сюжет фильма мене понравился своею простотой. Нет запутанности, и фильм понятен с первого раза. То что нужно для рабочего класса, и не только, что бы понять задумку фильма. Сценаристу и по совместительству режиссёру удалось раскрыть идею фильма в полной степени. Фильм не сфокусирован на личностях, фильм сфокусирован на идее. Это редкое явление в сегодняшней киноиндустрии.

    На фоне вышесказанного, игра актёров становится на второй план, но тем не менее она весьма достойна.

    Порадовало то что в картине присутствуют малоизвестные актёры, это даёт ещё большую возможность сосредоточится на проблеме затронутой в фильме. Радует «не заезженность» более известных актёров, ведь в большинстве русских фильмах снимаются одни и те же лица.

    Задумка фильма хорошая, реализация отличная. НО! Фильм получился тяжелым. Обстановка, время года — угнетают. События — налегают. В конце фильма хочется выдохнуть, а фильм за один раз смотреть — тяжело. Но впрочем это характерно для данного режиссёра.

    Общая оценка — положительная. Фильм можно смотреть не один раз, не смотря на его простоту и понятность.

    30 июля 2013 | 14:45

    Рабочие одного из предприятий организовали независимый профсоюз и протестуют против сокращений, низкой зарплаты и плохой экологии. Естественно, что руководство завода новым профсоюзом недовольно, ведь есть старый, лояльный… и предпринимает довольно жестокие действия…

    Сюжет нехитрый, но знакомый. На ряде крупных предприятий в стране действительно происходит нечто подобное. И вправду возникли новые независимые профсоюзы европейского типа, особенно на заводах с международным капиталом (самое известные из них — автогиганты)

    Но все же даже там вряд ли происходит то, что показано в фильме. Во-первых, рабочие вряд ли смотрят в киноклубах фильмы Годара, крайне редко играют в шахматы до глубокой ночи и уж совсем невероятно, что они цитируют Маркса, Белинского и Брехта. Да и высказывания в духе трудовой этики смотрятся несколько странновато.

    Во-вторых, там, где есть новые профсоюзы, нет настолько брутальных директоров, каковым явлен герой Владимира Епифанцева. Они вполне цивильные и привыкшие к возникновению коллективных интересов. Да и времена кровавой вакханалии, уничтожения конкурентов, в том числе классовых, остались в прошлом.

    То бишь автор либо по незнанию гиперболизирует ныне происходящее либо рисует некую виртуальную реальность, которая должна (может) произойти.

    И вот тут следует провести исторические аналогии и обратиться к списку консультантов фильма, которые представляют собой новое поколение левых. Начнем с последних. Без упоминания фамилий (просто поверьте знаниям и ощущениям рецензента) это левые интеллектуалы-западники, движущиеся к новому для России пониманию образа и роли современного рабочего класса. Кто есть современный рабочий на Западе? Это человек, который ездит если не на Мерседесе, то на Фольксвагене, живущий если не в собственном доме, то в хорошей квартире, имеющий если не высокий, то средний доход. И при этом по-прежнему выходящий на забастовки, организованные профсоюзами, чтобы все имеющееся если не приумножить, то не потерять. Естественно, что интеллектуальный уровень у него приличный — активист профсоюза исповедует сложно сконструированную интеллект-смесь, в основе которой неомарксизм. социализм и т. п.

    Многие современные российские «новые левые», к которым, видимо, и присоединяется режиссер Светлана Баскова, берут такой образ за цель, к которой надо стремиться.

    Вот тут стоит обратиться и к историческим аналогиям — чем-то подобным занимались в свое время некоторые большевики, упоминающиеся и в фильме. В частности, Покровский, Луначарский, Богданов… Знаменитая школа для рабочих Максима Горького…

    И автор в своей конструкции фильма как бы «пришпандоривает» образ мыслей современного западного профсоюзника-активиста (он же — русский левый интеллигент-западник) к материальным и социальным реалиям по-прежнему диковатого русского капитализма. И тогда внутреннее движение фильма к жесткости классовой борьбы становится понятным — тут и революционные мотивы, и штрейкбрехерство и даже мотив бунтарства детей против отцов, характерный для предреволюционной России начала ХХ века и, конечно, кровь…

    А поскольку это своеобразный и не вполне реалистичный прогноз на будущее, то претензии к соответствию реалиям современности несостоятельны (тем более, что классовая борьба в России носит явно латентный и не целенаправленный характер). Тем более некорректным выглядит сравнение с шедеврами соцреализма в советском кино, поскольку если портрет рабочего класса там и был, то портрет однобокий, вне всяческой борьбы, исключая борьбу за повышение производительности труда, и уж совсем вне современного капиталистического контекста, в отличие от опуса Басковой.

    Тем более, что гиперболизированный портрет современной буржуазии в фильме не столь уж далек от дня сегодняшнего — искусство как атрибут «западничества» (внешняя приверженность цивилизованности Запада), ницшеанство (мотив силы и власти) и вульгарный макиавеллизм (коррупция) в поведенческих реакциях ряда персонажей показаны вполне убедительно.

    Другое дело, что драматизм ленты во многом схематичен и надуман, а фильм в целом в воздействии на зрителя претендует не столько на пророчество, сколько на отражение российского капитализма и его противоречий. Само развитие в истинно российской традиции и в изобразительном ряде больше транслирует безысходность, нежели поиск нового пути. Тот же Горький в романе «Мать» (кстати, тоже не выдающемся с точки зрения драматургии, но гениально сконструированном) выводит христианские мотивы жертвенности как пути пролетария. А Баскова, напротив, сознательно лишает героев этих мотивов (в одном из эпизодов это продекларировано прямо — в смысле «на тебе креста нет»). Поэтому картине свойственны черты плакатности, хоть и не в советском стиле… Это к тому, что художественной убедительности талантливому фильму все же не достает.

    Тем не менее, значение «За Маркса» уже заключено в том, что он фактически открывает в нашем новом кино никем не занятую нишу классового противостояния и реабилитирует идеологические и политические споры и поиски в искусстве. И многие претензии к ленте должны бы быть отметены уже поэтому. Ведь на поле арт-хауса (и не только) проблемы социальности в России почти не затронуты, хотя их пруд пруди. Российские авторы предпочитают показывать их в русле одинокого бунта ("Долгая счастливая жизнь» Хлебникова) либо потребительского конформизма ("Елена» Звягинцева). Большинство же поделок, чаще бесталанных, идет в духе сахарного примирения типа «богатые тоже плачут» или «трудись, трудись, трудись и тебе воздастся». Теперь есть альтернатива «трудись, трудись, но борись».

    Осталось лишь ждать новых российских Годаров либо Петри, с которыми уже есть явные аналогии, а то и Лоуча собственного получим. Правда, хотелось бы, чтобы Россия была показана по-другому… В конце концов, главные западники предреволюционной эпохи большевики провернулись, придя к власти, так, что создали из России анти-Запад. Разве случайно? И хотелось бы, чтобы наше кино как важнейшее из искусств ответило на этот вопрос и сформулировало новые.

    17 августа 2014 | 21:54

    Скажу сразу — я уж точно не поклонник ни самой Басковой, ни актеров, которые в этом фильме снимаются. Сказать по правде я вообще думал, что данный режиссер снять что-то стоящее вообще не способен. Но «За Маркса» полностью изменил мое мнение. И дело не только в том, что я сам левый и близок к тематике фильма и сам сталкивался с подобным произволом.

    Справедливость

    В фильме поднимается именно тот вопрос, который у русской нации на мой взгляд всегда будет первым — вопрос СПРАВЕДЛИВОСТИ. Русские могут терпеть абсолютно все, но как только нарушается справедливость — тут уж только беги, камня на камне не останется ни от кого. И именно благодарю этому вопросу фильм будет иметь популярность у русскоязычного зрителя.

    Сюжет довольно банален, но не потому что такое уже много где мусолилось, а потому что в России с этим сталкиваются многие обычные люди. Это просто сцены из жизни в кино. Все эти пейзажи цехов, проходных и вообще завода в целом — мы их видим не только в кино, но и в жизни — все ровно также до каждой детали. Вообще детали в этом фильме очень хорошо показаны — одна из сильнейших сторон данной картины. Начальная сцена в автобусе цепляет сразу своей правдоподобностью.

    Герои фильма очень интересные люди. Они уже не советские рабочие, но ещё и не россияне. СССР дал им отличное образование(многие скажут, что рабочий не сможет процитировать письмо Белинского к Гоголю, но они будут не правы, ибо я как человек работавший на заводе видел и не таких людей) и привил им чувство защищенности. Это чувство и сыграет с ними злую шутку. Когда к власти в предприятиях пришли бандиты, то они просто наплевали на законы, в то время как советский человек не мог себе представить, что закон будет лишь буквами на бумаге. Все профсоюзы переходят под контроль к власть имущим. Обычно рабочие просто мирятся с этим как с фактом. Но не в этот раз.

    Герои фильма решают организовать свой собственный профсоюз и провести митинг, а затем забастовку, чтобы напомнить, что и у них есть права. Но руководство считает иначе. Его не интересуют их потребности, его интересуют лишь деньги. А забастовки как известно не способствуют увеличению прибыли на предприятиях. И в общем то весь фильм идут они к этой цели. Дабы больше не спойлерить отложу сюжет в сторону, но замечу, что ключевых сцен в этом фильме 2 и обе они очень сильные:

    1. Сцена на проходной

    2. Сцена на кладбище

    Все остальная работа в фильме тоже на уровне. Актерская игра конечно не 10 из 10, но весьма неплоха. Да и детали на мой взгляд нивелируют эту не самую лучшую игру, причем с лихвой. Единственное что мне показалось каким то недоделанным — это сюжетная линия про отца и сына. Какая то она сырая или сумбурная чтоли.

    В общем не пожалел, что посмотрел этот фильм и вероятно ещё ни раз пересмотрю.

    10 из 10

    25 июля 2013 | 00:31

    Итак, мы передвигаемся вверх по лестнице фильмографии Светланы Басковой. На сей раз перед нами предстанет фильм «За Маркса», который вышел на совершенно иной уровень, нежели предыдущие киноленты Светланы Юрьевны. Перед просмотром нужно понять одну вещь — «За Маркса» иное произведение. Это уже не «чернушный» ширпотреб, а вполне-таки серьёзная работа серьёзного автора. Не хочу сказать, что предыдущие работы Басковой были наивными и глупыми — вовсе нет. Просто «За Маркса» уже своим видеорядом открыто заявляет: второго «Слоника» не будет, даже не надейтесь.

    Да, в общем-то, не особо и хотелось…

    Фильм, откровенно говоря, показывает нам борьбу рабочего класса против зажравшейся буржуазии. Тема актуальная, но, веря в исторический материализм дедушки Маркса, отнюдь не вечная. Рабочие потеряли свою Родину, а вместе с тем стабильность, уверенность в завтрашнем дне и другие прелести советской власти, заместо этого получив: нестабильность, задержку зарплаты, ущемление прав и, скажем так, иные прелести капиталистического мира «как у всех».

    «Так а что здесь интересного для меня?» — спросит зритель и не промахнётся. Именно история героя Пахомова крайне завораживающая, завлекающая, отображающая тонкое взаимодействие капиталистов и пролетариата, откровенно намекая на то, что одно без другого не может существовать даже на физическом уровне, стоит просмотра, но всё же — это ясно даже простому обывателю, которому фильмы Басковой не сдались вовсе. Актёрская игра в фильме исполнена на вполне-таки достойном уровне, но местами заметно некоторое «переигрывание» или прямо противоположное действо. Главные герои, впрочем, отыгрывают свои роли сполна, а Епифанцеву очень точно подошла шкура харизматичного ублюдка (за что Басковой отдельное спасибо). Лично мне фильм, безусловно, понравился, но ведь красота киноленты находилась в глазах смотрящего, посему и оценка окажется крайне субъективной:

    7 из 10

    10 августа 2015 | 13:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>