К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Писатель, заглядывавший в бездны» - таким публицистическим клише окрестило время Леонида Андреева. Справедливое по сути, обобщенно характеризующее творчество классика в целом, прежде всего оно опирается на написанный им в 1902 году рассказ «Бездна». Несколько попыток заглянуть в андреевскую бездну, перенеся её на экран, предприняли век спустя русские кинематографисты. Одной из наиболее ранних, известных и амбициозных стал короткометражный фильм Владимира Уфимцева «Зверь ликующий» (1989), примечательный уже тем, что в нем задействованы тогда еще восходящие звезды российского кино Владимир Машков и Евгений Миронов. Впрочем, это не спасло фильм от того, что бездна в нем сжимается, превращаясь не то в дыру, не то как раз-таки в дно, которого нет в источнике.

Секрет превращения прост. Сохранив в фильме простую фабулу рассказа (вечерняя прогулка по лесу двух молодых людей, роковая встреча с бандитами, насилие, ужас), создатели фильма подменили философское размышление о природе человека и таящихся в нем безднах сознания натуралистической зарисовкой о времени и нравах конца советской эпохи. Вместо ярких экспрессионистических пейзажных описаний Андреева – ученические попытки оператора освоить макросъемку: вот размытый кусочек неба, вот нечетко снятый лист березы, а вот капля дождя падает в озеро – антураж, однако! Даром, что никак не мотивированный сюжетом и не дополняющий его никакими смыслами. Если в оригинале – кричащий, но нарастающий постепенно контраст атмосферы повествования, от нежной и лиричной в первой части рассказа до полного мрака в последней, то в «Звере ликующем» отсутствие каких-либо оттенков, градаций – все липкое, серое, невнятное, заведомо подразумевающее подвох. Там, где в рассказе мысли, психология, состояния героев, их развитие и изменение, полет и падение, здесь искусственность, неубедительность слов и действий, кардинально меняющие характеристику персонажей. И если у Андреева бездна – скрытое, тайное, внутреннее и не подвластное самому человеку, то в фильме скотство – его приобретенное и обусловленное средой качество.

«Зверь ликующий» - яркий пример уплощения и опошления художественного произведения при пересадке его на другой язык. Заглядывать в бездны, вопрошать к вечности, смотреть в бесконечность и пытаться понять себя – не современно, да и слишком трудная задача, когда можно на скорую руку состряпать чернушную штучку, условно сопроводив ее социальной проблематикой. Этим путем и пошли создатели фильма, словно экранизировав не рассказ Леонида Андреева, а сообщение из криминальной хроники, подобных коим несть числа по городам и весям.

И бездна поглотила их. Зверь ликует.

02 ноября 2015 | 17:23
  • тип рецензии:

Потенциальная молодая парочка, наслаждаясь свежим ароматом природы и холодного дождя, безмятежно прогуливается по лесу. Парень, внешне скромник, милашка и, видно, тонкой души человек, восторженно поэтизирует своей возлюбленной, она же, в силу своей детской непосредственности, воздушности и целомудрия впадает в неловкое смущение не очень-то охотно переваривая его патетичные заигрывания. В поисках дороги к городу пара натыкается на нетрезвую компанию из трех молодых людей (один из которых красавчик Владимир Машков). Очаровавшись милотой девушки, слегка помешкавшись, в мужчинах пробуждается животный инстинкт и они решают немного поиграться. Одним движением вырубив тихоню, догоняют шокированную неожиданно случившимся девушку, насилуют и оставляют ее тело в лесу. Придя в себя юноша истерично снует по лесу в поисках девушки, найдя которую в полуобнаженном состоянии его охватывает ярость вперемешку с диким возбуждением, перед которым он не может устоять, продолжив гадкое надругательство над уже мертвым телом. Таким образом, милый с виду студент обошел по низкодушию самих насильников. Если тех с девушкой ничего не объединяло, то он уже успел заслужить некое доверие, симпатию, а то и влюбленность, которую парень зверски очернил своим низменным поступком.

Черная бездна, которая, казалось бы, поглотила его, имеет свое название. Человек довольно легко регрессирует в первобытные инстинкты. Животные обладают сознанием, но не имеют в себе главного высшего инструмента сознания -- разума. Режиссер ярко демонстрирует нам всю животную сущность человека, которого от животного отличает лишь разум, кой несомненно должен играть свою роль в воздержании от реализации физического притяжения, возникшего к другому. Но животные инстинкты зачастую доминируют над ним и над другими тонкими человеческими системами. Либо по причине слабоумия человека, либо по причине гнилого нутра. В данном случае мы наблюдает второе.

Про стилистическую составляющую и говорить нечего, поскольку, ну чем может отличиться советская короткометражка снятая на камеру сомнительного качества? Однако актерскую игру сложно назвать актерской, ибо слишком уж приторное и в то же время нелепое поведение героев заставляет сомневаться в их искренности и проникнуться сочувствием. Например момент с наивной помощью девушки насильнику, когда он поранил палец. На кой черт ее потянуло перевязывать ему рану? Разве что по доброте душевной, что довольно редкое явление, я бы даже сказала, что это в принципе невозможно. Ну где вы видели, чтобы человек спрашивающий дорогу у посторонних, увидев незначительный порез одного из них ринулся ему помогать? Это уже глупость сценария, либо момент из самого рассказа 'Бездна', который я, кстати, не читала. Но этот рассказ в свое время произвел нехилый скандальный фурор вплоть до того, что автор пообещал замаскировать его другим рассказом, который так и не вышел в свет.

Несмотря на некоторые сюжетные и актерские промахи фильм достоин внимания. Возможно кто-то узреет в нем свои неконтролируемые похоти, смотря на которые со стороны сделает выбор в пользу разума.

07 декабря 2014 | 13:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: