Копия копии с жанровой конспирологической зарисовки
- Каково это испытывать страх?
- Кто Вы?
- Не узнаете? Это за детей, которых ты заставлял страдать и за мою сестру.
Мистерия-детектив начинается с нескольких убийств и далее мы погружаемся вглубь одной витиеватой истории уносящей нас в Чили. Армянская церковь и отец Саркис. Местные фашисты и эксперименты над детьми. Мистика или программирование будущих террористов?
Но это не более, чем сюжетная завязка. А в остальном перед нами открывается достаточно скучный квест двух детективов. Они пытаются раскрыть заговор - раскрывают... Но, что за этим? Формально все выдержано достаточно ровно. В команду даже привлекли Жерара Депардье. Но не набор ли это жанровых штампов? Да и признанная легенда французского кино Жерар особо ничем не выделяется.
Конечно весьма эффектной выглядит сена детского крика - они как сирены. Окружающие входят в болезненный транс и чувствуют опустошение. Дети сбиваются в некую секту. Они делят все на своих и чужих. Но как это можно соотнести с другими лентами на сходную тему. И 'Маньчжурский кандидат' с Синатрой), и 'Марафонец', и 'Лестница Джейкоба' - выглядят как неоспоримые произведения искусства кино. А здесь - не более, чем копия с копии. Ни Марта Келлер, ни Рюдигер Фоглер, ни даже Жерар Депардье не могут тут ничего 'зажечь' - слишком скромная по своим художественным достоинствам картина. А ведущий весь фильм Джои Старр, так и вовсе выглядит блекло и односложно.
- Я узнал тебя, Франк. Ты совсем не изменился.
- Как скажешь, ублюдок.
Сразу хочу сказать, что нет абсолютно никакого желания что либо говорить об этом, откровенно плохо.
Мизерере - это сборник клюквы на тему детективных историй. Думаю, если разобрать этот фильм на составляющие, абстрагируясь от самой истории и перейдя сразу к сути, то можно смело выделить ряд клише, которые обязательно должны присутствовать в плохом детективном кино.
1.Детективы, желательно пенсионеры или отстранённые от службы, больные своей работой. Депардье даже представили своего рода наркоманом в одной из сцен.
2.Детектив от государства, откровенный дурак не понимающий нихренашеньки либо же замешанный
в этом деле и покрывающий главного вурдалака, ну и сюда же госструктуры в целом, пользующиеся услугами главгада и всячески мешающие нашим рыцарям.
2.Сам главгад, устраняющий улики и топящий концы в воду строго тогда, когда за него уже взялись мегасыщики и уже вошли на задний двор на пол шишечки, видимо злодеи кайфуют от экстрима и так и ждут, когда же им засадят по полной. Что мешает злодею убрать своих шестёрок лет так этак 30 назад? Наверное если бы он их убрал, фильм бы либо не получился, либо сценаристу пришлось бы чуть больше попотеть и сочинить куда более стоящую историю. Но деньги сами себя не заработают, так что берём шаблон и вперёд.
2.Герой с сильной мотивацией. Куда же без героя лично пострадавшего от зла и всю жизнь посвятившего поискам этого зла. Ток как то странно выходит, пострадал нигер в Чили, а ищет обидчиков во Франции!Каков шанс при таком раскладе что то найти??? Но нашёл, покарал, отомстил за себя и за ту Машу.
3.Ну и вишенка - нацисты. Ну тут всё понятно, они злые по любому, потому что они злые.
Жан-Кристоф Гранже... Познакомиться с этим французским писателем остросюжетного триллера меня заставили дилогия 'Багровые реки' и 'Видок'. На одном дыхании я прочитал все его книги и стал с тех пор его ярым поклонником. Но вот в кино ему как-то не особо везёт. Нет, это вовсе не означает, что он пробует себя ещё и на актёрском или режиссёрском поприще, это означает, что далеко не все его романы получают достойные экранизации. Так было в случае с 'Империей волков', ещё хуже вышел фильм 'Братство камня', мини-сериалы 'Полёт аистов' (по моему мнению лучшая книга Гранже) и 'Пассажир' вообще так и остались неизвестными. Вот и с 'Мизерере' произошло практически тоже самое: только фильм найти ещё можно, но вот его качество - это какой-то беспредел, в котором лично я виню во-первых, сценаристов-адаптаторов Лорена Тернера и Янна Меже, а также главного постановщика фильма Сильвена Уайта. И даже Жерар Депардьё не спас... А ведь именно с 'Мизерере' произошло моё первое литературное знакомство с Жаном-Кристофом Гранже...
По какому-то наваждению сценаристы во-первых, переделали главных персонажей, во-вторых, лишили их той тщательной выписки, которая произошла на страницах романа, в-третьих, взяли и нещадно искромсали весь сюжетный ход расследования, что, согласитесь, самое важное в фильмах детективного жанра, сделав 'Мизерере' какой-то шелудивой историйкой по типу мировых заговоров, от бреда которой смеяться хочется. Ничего подобного в книге Гранже не было! Да, заговор имеется, свои корни он пустил давным-давно, а его ягодки такие страшные и опасные, что нормальный человек себе и представить не может, но у Гранже всё чётко, всё выписано, всё складывается в совершенстве. Но нет, взяли сценаристы и превратили стройный сюжет в какую-то кашу, непонятную, серую и безраздельно глупую. Вот представьте себе, что Шерлок Холмс рассекретил профессора Мориарти нечаянно подслушав чей-то разговор. Какой в этом смысл? Тогда же это не великий детектив-дедуктор, а нечаянный шпион. Вот такое вот себе позволили сценаристы 'Мизерере', испохабив захватывающую книгу.
Насчёт, кстати, того, чтобы фильм захватывал. Нет, нет и ещё раз нет. Даже кульминационные моменты расследования, когда двое главных героев-полицейских приходят в невероятным открытиям, это снято в таком будничном режиме, что ты лишь успеваешь бровью повести, подумав: 'Ну и? Что дальше-то?'. И даже не способствует атмосферности картины музыка. Я на неё редко обращаю внимание, только если уж она сильно мне по душе, но вот в 'Мизерере' она...чудовищна! И это в фильме, названном в честь псалома, наложенного на музыку! Макс Рихтер, который в принципе-то хороший композитор. оказался ничуть не лучше, нежели сценаристы и режиссёр фильма, откровенно провалив возложенную на него задачу. Поэтому неудивительно, что во время просмотра ты ненароком чувствуешь, что веки твои слипаются и вот-вот ты начнёшь кунять носом. Да... только и можно сказать, что лучше бы я в очередной раз перечитал книгу, нежели решил посмотреть как её умудрились испоганить. Дать бы им всем увесистую такую затрещину, чтобы в следующий раз к своим обязанностям относились более серьёзно и вдумчиво.
Сильвен Уайт... Это тот самый режиссёр, который снял откровенную гадость под названием 'Я всегда знал, что вы сделали прошлым летом' в 2006-ом году. Казалось бы, что после такого громкого провала и шквала критики карьера этого режиссёра могла бы и закончиться, но тем удивительнее, что уже в следующем году он снимает фильм 'Братство танца', причём фильм довольно-таки неплох. Затем был комедийный боевик 'Лузеры' с большими звёздами Голливуда, вроде бы можно было бы и забыть про осечку с дебютным фильмом Уайта, назвав её досадной и уровень режиссёра она не показала, это другие факторы так повлияли, если бы не 'Мизерере'! Такое чувство, что Уайт работал на заказ, лишь бы только угробить картину. У него вышел не остросюжетный боевик, а откровенное фуфло, которое словно снималось с неделю, а потом сразу же выпустили в прокат. Вообще Уайт читал книгу-то Гранже или полностью положился на сценаристов? Если не читал, то всё понятно с его профессионализмом. И искренне жаль, что выдающийся актёр со званием 'Почётный удмурт' снялся в этом откровенно слабом фильме, который на самом деле мог бы стать достойным представителем жанра, исходя из основ его сюжета.
В общем, если Вы читали Жана-Кристофа Гранже, то постарайтесь обойти мимо эту вот халатную экранизацию его замечательного произведения. Если Вы любите Жерара Депардьё, то лучше пересмотрите любимые фильмы с любимым актёром. А герой Джои Старра вообще должен был быть русским, а не арабоевропейцем! Максимально:
«Метка ангелов – Мизерере»: Чистое безумие в рамках одного фильма.
Французский журналист и мастер детективного жанра Жан-Кристоф Гранже в своих произведениях создает причудливый микс из триллера, рассмотрения культурных и религиозных традиций различных социальных групп, а также непременной политической составляющей. Иными словами, то, что выдает на страницах своих книг Гранже, по меньшей мере, занятно. Однако экранизации его книг удаются с переменным успехом, в частности «Мизерере» являет собой образец того, как режиссер не справился с адаптацией литературного материала.
Выстроив свой детективный роман на противоречиях и взаимодействии противоположностей – отставного полицейского Касдана и работающего с подростками Седрика Волокина - Гранже показал себя мастером художественной композиции. Француз понял, что основной упор должен делаться на персонажей, а не на происходящие события, которые без яркого главного героя не стоят ровным счетом ничего. Однако, у режиссера «Мизерере» на этот счет свое, ровно противоположное мнение. Не ничем не примечательный постановщик Сильвен Уайт показал себя преимущественно на ниве телевизионной деятельности, где за его авторством числится не один десяток эпизодов популярных сериалов. Внушительное резюме его однообразно, и говорит о том, что он, скорее ремесленник, нежели полноценный постановщик. И этот тезис Уайт полностью подтверждает фильмом «Мизерере».
Волокин в фильме становится чернокожим Фрэнком Салеком, а дружеские отношения напарников отодвигаются на второй план. Сюжет (включающий в себя всемирный заговор высокопоставленных лиц и нацистов из Южной Америки, детский церковный хор, подпольную секту и совершенно не поддающиеся разумным объяснениям хирургические модификации человеческого организма) начинает рассыпаться на отдельные составляющие буквально через 10-ть минут после начала картины. Не имея драматического остова, все события кажутся нелепей, чем вымысел и безумней, чем бред.
Четко продумав визуальную составляющую в единообразии цветов и хорошей операторской работе, Уайт не выстроил взаимодействия между отставным полицейским Касданом и его невольным напарником и очень неуравновешенным человеком Салеком. В результате, детектив становится скучным и глупым, так как у зрителя нет объекта сопереживания. Ведь кому интересна собака Баскервилей, если рядом нет Шерлока Холмса?
Значительную долю общественного внимания «Мизерере» получил благодаря скандалу вокруг Жерара Депардье, исполняющего роль полицейского-пенсионера Касдана. Мсье Депардье решил, что он свой долг Франции отдал, и платить налоги более не обязан, от гражданства отказался, чем сэкономил некоторую сумму денег, но безвозвратно утратил уважение французов, и большей части интеллигентной публики. И если уж говорить об актерском составе, то безусловным (а возможно и единственным) плюсом фильма является участие в нем Тьерри Лермитта, он в свои sixtysomething по-прежнему хорош собой и обаятелен. Лермитт играет эдакого вредного полицейского, который стремится все делать по букве закона, но все же готов от нее отступить, если это потребуется для достижения справедливости. Появляясь на экране всего на несколько минут, Тьерри в силу своего дарования крадет зрительскую любовь у исполнителей главных ролей – бесформенного Депардье и несколько отталкивающего Джои Старра.
Название музыкального произведения Грегорио Аллегри, вынесенное в заголовок фильма, при таком уровне абсурдности происходящего на экране, только лишь добавляет сюрреалистичности, но никак не философской глубины. Скурпулезное конспектирование событий, а именно так можно охарактеризовать манеру Сильвена Уайт в отношении «Мизерере», становится смешным и нелепым, а когда у зрителя возникает подобная реакция на детектив, то создателям фильма должно быть не до смеха, так как это означает ни что иное, как полный провал. Снять успешную картину, в которой нет героев, не удалось пока никому.
Впервые мне довелось встретить столь полное собрание детективных клише и стандартов жанра. Вся детективная банальность, всё то, что любой кинолюб видел тысячу раз, все 'уловки', приёмы, мимика, реплики, саундтрек... Все детали этого фильма - сумма деталей всех второсортных детективов. Как будто создатели задались целью составить полноценную энциклопедию, по которой можно изучать детектив как жанр.
Осторожно, возможны незначительные спойлеры
В любом жанре есть свой треугольник. Классический треугольник детектива - Детектив, Напарник и само Зло. Зачастую роль Зла играет глобальная теория заговора, состоящая из главного злодея, и мирового правительства за его спиной.
В этом фильме соблюдены в точности все детали треугольника. Отшлифованным кристаллом сияет невероятно очевидный сюжет.
Три главные роли сыграны по всем канонам: Напарник Джои Старр на подхвате у главного героя - Детектива Депардье; нацистская организация, в веретено которой аккуратно и классически-навязчиво вплетен христианский хорал 'Miserere mei, Deus' (хотя, переплетение со всей католической церковью смотрелось бы лучше, 'классичнее')... Всё это складывается в историю, образующую в сознании любого человека, на своём веку видевшего хотя бы десять детективных фильмов двадцатого века, бесконечное число дежавю.
Тем не менее, я рекомендую его всем любителям кинематографа в целом. В рамках образовательной программы, можно сказать. Повторюсь: справочника полнее мне видеть не доводилось.
В качестве особой приправы сюжету добавили таинственной и зловещей загадочности группы «недобитых фашистов», а также всё ещё страдающих от них малолетних узников, вынужденных под их дудку делать всякое нехорошее. Трудно понять, чего ради сделан такой витиеватый выкрутас, но, во всяком случае, о страданиях евреев в нём подчёркнуто особо!
Весьма примитивно выполнена сцена «рокового признания», которое в самый подходящий момент так кстати сделал главный злодей в фильме (во время диалога с соратником). Именно так довольно часто происходят «роковые открытия» во всевозможных детективах: тихонько подкрался и подслушал, и как раз в этот момент сказано самое главное признание. Всё очень просто, главное – вовремя подкрасться!
Как понял из контекста, «Miserere» переводится с какого-то языка, как «Господи, помилуй». Это часть церковного песнопения, которое использовалось для сопровождения сюжета. Так что суть странного названия становится ясна хотя бы в процессе просмотра.
«Боевые» сцены, погони и прочее не впечатлили вообще. Но актёрская игра была вменяемой, никаких кривляний.
Вывод. В целом всё выполнено по классическим стандартам киношных полицейских «подвигов», поэтому фильм можно отнести к заурядным и ничем не выдающимся.
Смотрел ради Депардье, и не пожалел, – он ещё может!
Если переместить данные события на лист бумаги, и обратиться к первоисточнику – замечательная, мрачная история, которую читать будет очень интересно. История, положенная в основу фильма «Мизерере» показана в лучших традициях загадочных кланов, аббатства и прочей тематики, отлично вписывающиеся в формат стандартного триллера.
Но если брать фильм отдельно взятым – то получилось посредственно, и это при положительной тенденции французского кинематографа в последние годы в жанре триллера. Режиссер Сильвен Уайт не показал собственно ничего, что могло бы касаться лично его профессиональной пригодности, а актерский состав ему со своей стороны ни в чем не помог также.
А еще не обошлось без каких-то непонятных ляпов и неурядиц в фильме – то агент Интерпола избивает своего коллегу до полусмерти, и при этом «всего-навсего» временно отстраняется от обязанностей, то наши два главных героя заходят в квартиру и смотрят на откровенно пластиковый манекен и делают вид, мол, обсуждают при этом жертву.
И подобных нюансов хватает не в одном даже эпизоде данного фильма, вроде бы на внешний вид «Мизерере» говорит о его серьезности и о качестве, но на деле это какой-то слабый телевизионный проект. Смотреть фильм в принципе не обязательно, повторюсь, интересной осталась только сюжетная основа со своей локальной историей, но воплощение данного материала на экране – оставляет желать лучшего.