всё о любом фильме:

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган«The race is on»
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
монтажМария Маненкова
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1627)
ожидание: 88% (6094)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете ли вы, что...
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • Съёмки проходили в Крыму (сцены, действие в которых проходит на космодроме Байконур), Тверской области и в Москве.
    • Ярославу Жалнину в фильме было 27 лет. Именно в таком возрасте Юрий Гагарин полетел в космос.
    • Роль Андрияна Николаева стала последней для актёра Анатолия Отраднова, он умер в январе 2012 года.
    • Владимир Стеклов, исполнивший роль генерала Николая Каманина — единственный из актёрского состава, кто имел опыт реальной космической подготовки. Его полёт планировался в 2000 году для съёмок художественного фильма на борту станции «Мир». Однако из-за финансовых проблем полет актёра не состоялся.
    • еще 8 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 510 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эта рецензия могла начинаться как: «Все мы знаем, что российский кинематограф (…) но в последнее время стараются делать хорошие картины (…) байопики входят в моду (…) счастье есть!» — ну или как-то наподобие. И я подумал: хватит. Хватит уже говорить о том, что мы такие плохие и у нас получаются одни отвратительные опусы. Конечно, отечественное кино сейчас находится в положении лёжа по сравнению с коммерческим голливудским, да вот постепенно мы вроде бы учимся на ошибках. На ста тысячах повторных, оанее не учтённых ошибок — и тем не менее.

    Перед создателями «Гагарина» стояла большая задача. Ответственность. Уважение к прошлому. Фильм снимался очень долго, несколько лет, и его путь к экранам кинотеатров был отнюдь нелёгким. Это в некоторой степени отразилось на постановке: к ней есть некоторые претензии. Но важно учесть, что при нынешнем положении киноиндустрии в России картина не вызывает желания кричать, что очередной позор вышел в свет. Тенденция производить не глупое кино, наиболее достоверное и не «халявное», на серьёзные темы и без самодеятельности, у нас, к счастью, уже наблюдается. Теперь бы научиться более естественней, без лишней напряжённости или страха сделать плохо, выстраивать эпизоды в единую линию.

    Кстати, насчёт достоверности. Специально смотрел с родителями, заставшими советское время и эпичный момент первого полёта в космос. Родители иногда морщились, признавая, что что-то не то и что-то не так, по мелочам, но удивлялись подбору актёров. Второстепенные и массовочные актёры (особенно те, что в роли несостоявшихся космонавтов) были очень похожи на реальных личностей прошлого.

    Это один из поводов, чтобы отдать честь создателям «Гагарина», не поленившимся качественно подойти к делу. Теперь о личных ощущениях. Фильм для меня представляет некий сумбур, который легко сложился в одно. Он не обременён хронологической последовательностью. Воспоминания, испытания перед полётом, конкуренция, семейная жизнь, детство, ощущения, сам полёт, немногословные размышления о непостижимости космоса — всё смешалось, завертелось, закружилось, и во всех сценах «красной линией» проходила главная мысль — летать будут тысячи тысяч, а запомнят первого. Кого-то такой подход может покоробить. Мне он показался оригинальным, но недоработанным. Словно сценаристы вкупе с режиссёром просто собрали в кучу эпизоды из жизни космонавта, его семьи, конкурентов и друзей, просто советских людей, и из-за долгой работы над проектом не совсем гладко расставили всё по местам. Да, фильм не плохой, серьёзный, осторожный в проявлениях отсылок к тому времени. Но чего-то в нём не хватает для восторга, ведь освоение внеземного пространства для двадцатого века — нечто великое по своей важности. Не знаю, как вероятно точнее объяснить.

    Если взглянуть на фильм как на сценарий, если оценить его сюжет и общее построение, то он похож на круг, засыпанный разноцветными осколками; это индивидуальный взгляд на подвиг Юрия Гагарина, дань уважения его личности. Это такое скомпанованное, очень своеобразное полотно о времени первого полёта, начинённое переживаниями, воспоминаниями, техническими неполадками, стрессом и последующим осознанием великолепия непревзойдённого исторического момента.

    И всё-таки при всех свершившихся стараниях байопик не дотягивает до планки отличного кино, коему судьба жить в поколениях. Здесь есть свои огрехи. Некоторые сцены были сыграны весьма топорно. Создавалось ощущение, что вот он, четырнадцатый или двадцать пятый дубль, актёры выучили свою часть диалога, но где-то уже начинают переигрывать, как бы нечаянно делая своих героев слишком положительными персонажами, что невольно как-то даже смущало при просмотре.

    А так фильм должен понравиться тем, кто не ворчит на каждом углу о том, как ужасно сейчас снимают кино, как не чувствуется атмосфера покорения неизведанного — да мало ли таких недовольных? Больше всего, как сейчас принято говорить, «вымораживают» извечные мнения, что страшно надоело коммерческое месиво с государственным бюджетом в «путинской России». Это же низко — искать в искусстве политическую подоплёку, намекать, что всё на свете «заказное» и никто не остался честным. Наш народ в последние времена так слишком увлёкся поисками несуществующей правды в нагромождениях выдаваемой телевизионной лжи, что фильм о самом известном и великом космонавте некоторыми теперь воспринимается как «позор на тему национальной гордости». Опомнитесь, люди! Насколько я знаю, в отличие от «Легенды N17» данная лента не была снабжена излишне обширной коммерческой поддержкой от «вышестоящих» фондов, точнее сказать, и пиар-компания, и всё остальное на стадии производства было гораздо слабее, и соответственно, о спортивной драме про хоккеиста Валерия Харламова узнало больше людей, были более внушительные сборы, ни о чём не говорит? Нет, я ни в коем случае не намекаю на что бы то ни было, просто глупо утверждать, ничего током не зная о «Гагарине», что вот, снова госзаказ, нас «надувают», кино склепали за один день и так далее. Главная осечка создателей картины в том, что им не удалось полноценно развернуть тему покорения космоса Гагариным, но они попытались, пусть даже попытались отнестись со всем уважением к прошлому.

    По-моему, несмотря на свои недостатки и некоторую тяжеловесность, фильм не обречён на какую-то ярую нелюбовь большинства и уж точно её не заслуживает. Мы исправляемся; мы пробуем снимать нечто лучшее, чем одноразовые отвратительные недокомедии; мы маленькими шажками двигаемся вперёд и учимся осознавать реальное положение дел, отстраняться от прежнего плохого опыта.

    Хватит ругать наше кино! Хватит искать в нём подвох. «Гагарин. Первый в космосе», конечно, не шедевр, но и не откровенное дерьмо. Будьте добрее, что ли.

    6 из 10

    16 июля 2013 | 03:42

    Всякий раз, когда я иду на просмотр нашего кино, то настраиваю себя, что разочарование неизбежно. Но вот уже третий раз за год(!!!) убеждаюсь, что не перевелись еще режиссеры и сценаристы в нашей стране.

    И если фильмы «Метро» и «Легенда N17» стали уже шедевром современного российского кино, то вот «Гагарин. Первый в космосе» только заступает на подмостки киноиндустрии, в надежде на хороший старт.

    Скажу честно, не ждал, что фильм будет наполнен таким количеством фактов о Юрии Гагарине. В первую очередь, это касается личной жизни. Похвально, что создатели фильма уделили внимание всем аспектам жизни первого космонавта, показав весь спектр жизни.

    Используя любимый в последние годы эффект flashback’ов, режиссер и сценаристы показывают нам воспоминания о тяжелом детстве, голоде, годах в учебке, первом полете на самолете. Все это так бережно передано, что удивляешься, насколько точно создатели фильма обходят подводные камни. К чести сказать, они не стали паршивить отличную историю и просто показали полет первого человека в космос, не отягощая сюжет большим количеством неприятных моментов.

    Но больше всего меня удивили врезки реального голоса Гагарина из космоса. В бытность мальчишкой, я слушал эти записи, и мне казалось, что за этим шумом есть что-то еще. То, что Гагарин увидел из иллюминатора. Огромное черное пространство, полный вакуум и невесомость. И это, правда, завораживает.

    Сработали на высшем уровне все. И актеры, и сценаристы, и режиссер! Причем, в этом фильме действовал закон, который должен соблюдаться в каждом фильме, выходящем в России — патриотизм, с которым сотни и тысячи людей вышли на улицы после сообщения о первом полете в космос — должны жить в веках не просто документальными фильмами, но и отлично снятыми художественными.

    На моей памяти не так часто зал аплодирует после просмотра. Так было на Легенде N 17, так вышло и на Гагарине. Очень радостно за российский кинематограф. Неужели мы нашли, наконец, свою нишу. Осталось деньги отобрать у камедиклабовцев и вложить вырученные средства в фильм о Льве Яшине. Думаю, это будет правильно!

    PS.. Прав был герой фильма — «Тысячи побывают в космосе, но навсегда запомнят первого!»

    8,5 из 10

    31 мая 2013 | 17:22

    Первым был — «Метро». Вторым — «Легенда N17». Надо будет глянуть «Сталинград», может быть третье дано.

    Коротко о плюсах: работа оператора.

    Чуть длиннее о минусах: музыка: абсолютно безликая, композитора решили нанять за рубежом. Джордж Каллис свой гонорар не заработал. Музыка под стать фамилии. Актёры: пусты и бесхребетны. Играют на уровне среднего российского сериала. Прямо противоположная ситуация, нежели в «Легенде N17». Графика по прежнему сырая. Бюджет не чувствуется. Размах уровня дорогого российского сериала. Продолжительность: 108 минут. Столько же длился полет Юрия Гагарина. 108 минут показались ему вечностью. Кино производит похожий эффект. Время тянулось слишком долго. Ощущение что фильм идёт 2,5 часа. Сценарий и режиссура: всё-таки это должен быть сериал. Тогда претензий было бы меньше.

    Первый человек полетевший в космос заслуживает более качественного фильма о себе.

    5 из 10

    11 октября 2013 | 15:19

    В этом фильме мне понравилось почти все.

    Сам сценарий, параллельно событиям 12 апреля 1961 года, предполагает постепенное погружение в прошлое (урывки из биографии первого космонавта) — это, я бы сказал, не дает зрителю расслабиться, а одновременно и отвлечься не получается. Главная эмоция — сопереживание. Сопереживание лично у меня получилось сильное — было очень страшно, потому что.. да что может быть страшнее? Гагарин действительно шел (а, точнее, летел) в никуда, с полным комплектом отсутствующих гарантий и слабой надеждой на успешное завершение. Он, бесспорно, совершил гражданский и человеческий подвиг. Таких людей делали только в Советском Союзе.

    Ярослав Жалнин сыграл очень хорошо, красиво и честно. Так же отмечу игру всего «руководящего состава» — верю! Вообще во все верю. Атмосфера абсолютно непередаваема.

    Можно сколько угодно слов сказать на тему, как надо было сделать лучше, но к сожалению, никто из подобных знатоков к кино отношения не имеет и осчастливить нас, соответственно, тоже не сможет. Посему — что говорить? Главное, что фильм получился добрый.

    Наверное мне повезло, что быть экспертом в кинематографе мне не дано — и, возможно, поэтому у меня не будет критики, не будет сравнений и разборов по кадрам, и от ворчания я тоже воздержусь.

    Отличный фильм!

    11 августа 2013 | 01:34

    Идея создания этого фильма весьма ценна. Но её реализация вызывает сомнения. Чем же так смущает картина «Гагарин. Первый в космосе».

    1) Если посмотреть любой отрезок фильма, не зная что ты смотришь, ассоциации будут один в один с мыльными операми, которые круглосуточно крутят по ТВ.

    2) Какие то банальные диалоги. Сюжет более чем предсказуемый. Всё происходит линейно и безмятежно.

    3) Много лишнего. Вставлены моменты из детства героя картины, его личной жизни. Извините, но документальных фильмов типа «Неизвестный Гагарин» и так уже много.

    4) Слишком мало самого космоса. Несколько кадров с орбиты Земли впечатляют, но им ещё далеко до «Гравитации».

    5) Героический поступок Юрия Гагарина дело времени. Фильм в малой мере передает накалённое переживания руководства и ту радость соотечественников, которая настала 12 апреля 1961 года.

    Поэтому, ставлю только за идею

    5 из 10

    27 августа 2014 | 02:12

    Первый российский фильм этого года который стоит посмотреть. Да, съемки не передают ощущение масштабности происходящего, да, адекватно передать знаменитую улыбку Гагарина в принципе невозможно, но всё это было ясно ещё до начала производства картины. А получилась она в итоге теплой и душевной, в кои то веки более — менее историчной (я сейчас не про образ Хрущева в фильме) и «просоветски», а не «новорусски» патриотичной.

    Говоря о патриотизме неизбежны сравнения «Гагарина» с «Легендой номер 17». Большинство комментаторов последней взахлеб писали о патриотизме в фильме о Харламове. Но сборы показывают, что эти слова так и остались всего-лишь словами. Главное ведь «чтоб было красиво» и потому псевдоисторичный комиксовый экшен снятый по американским лекалам и прикрывающийся фамилией великого человека собирает денег в 30 раз больше, чем историческая биографическая драма.

    А «Гагарин. Первый в космосе» я обязательно советую вам посмотреть. И сейчас, в кино, и потом, купив лицензионный BD. Потому как то, что ты хотя бы на пару секунд ощущаешь себя частью великой страны — непередаваемое ощущение.

    12 июня 2013 | 07:46

    Еще лет пять назад, когда отечественный кинематограф вроде бы начал расцветать и подниматься по ступени качества, я начала ждать фильма о Юрии Алексеевиче. Ну невозможно не снять фильм о таком человеке! Это же Гагарин! Но пошло-поехало… «Самый лучший фильм», «Жара» и прочая ничего не означающая трата денег из бюджета. И вот, вижу трейлер долгожданного «Гагарина» в кинотеатре и от радости сбивается дыхание. Иду! — твёрдо решила я.

    После просмотра остались следующие впечатления:

    +: максимальная приближенность к эпохе Хрущёва. Все вроде как почувствовали дуновение зыбкой свободы, но шутить над Сталиным еще боятся. Очень четко показан энтузиазм советского человека. Ведь буквально ВСЁ делалось «за Родину».

    +: потрясающий подбор актёров. Ярослав Жалнин невероятно похож на Гагарина, только улыбку Юрия Алексеевича никому, конечно, не повторить. Очень трогательно и нежно, не навязчиво, но предельно ясно показана любовь к жене и родителям (особое внимание уделила игре Виктора Проскурина, сыгравшего отца космонавта — потрясающе).

    +: это, наверное, единственный сюжет фильма о космосе, на который не посмели замахнуться американцы.

    -: на фразе «Поехали!» всё же нужно было включить запись голоса самого Гагарина. Не та интонация. Не та бодрость. Не те ноты радости. Я почему-то была уверена, что сделают именно так, но… увы.

    Из кинотеатра вышла со слезами. Растрогалась. Спасибо издателям за фильм.

    Ставлю

    9 из 10

    а не десятку только потому что голос Гагарина не включили.

    9 июня 2013 | 09:21

    Уже давно смирился с мыслью, что в кино приходиться ходить просто, чтобы хорошо провести время, при этом после сеанса зачастую иного желания, кроме как плеваться не возникает, ибо в современный прокат в основном выходят фильмы просто-напросто не о чем. Фильмы, в которых режиссер ничего не хотел сказать зрителю, он хотел лишь собрать их деньги.

    Увидев трейлер фильма «Гагарин. Первый в космосе», в душе затаилась надежда, что это будет что-то особенное, не такое как все остальное. И, забегая вперед, так оно и вышло. Фильм снят очень живо и динамично и представляет собой больше нарезку фрагментов из жизни космонавта N1 на фоне непосредственно самого полета в космос. В нее вошли самые разные фрагменты как профессиональной, так и детской и личной жизни Юрия Гагарина. И лично для меня такой способ подачи материала воспринимается несколько сумбурно, т. к. хочется сконцентрироваться на напряженности момента отрыва первого в мире человека от нашей колыбели планета Земля, за пределы которой еще никто никогда не попадал, а тут нас переносят на Смоленщину во времена Великой Отечественной войны. А может меня просто приучили к голливудским блокбастерам, в которых напряженные моменты высасываются из пальца и затягиваются как можно дольше.

    Сам Гагарин как личность показан в фильме очень честным, искренним и в то же время душой и лидером компании. Не знаю, таким ли он был на самом деле, но по фильму выходит, что он был самым подходящим кандидатом на первый полет. Но с такими качествами, будь он даже не первым, он бы вел себя достойно, ведь для него главное — это его любимое дело, а слава и почет ему совсем не нужны. Да, это приятно, но он за этим не гнался.

    Еще очень интересна в фильме личность главного конструктора Сергея Павловича Королева, личность задумчивая, несколько пессимистичная и в то же время добрая и с глубокой душой. А какой еще должна быть личность человека, на долю которого выпало столько испытаний и неимоверных трудностей, и на котором сейчас лежит громаднейшая ответственность. При просмотре фильме не один раз поражаешься масштабом того конструкторского гения, который создал все то, чего еще никогда не создавало человечество, что сегодня кажется очень сложным и непонятным, а было уже тогда 50 лет назад.

    Фильм очень хорош, заставляет заново полюбить свою Родину и уважать тех, кто рядом.

    1 июня 2013 | 12:52

    Полёт Гагарина был подвигом не только и не столько самого космонавта Гагарина Ю. А. сколько всей нашей страны, называвшейся тогда СССР. Страны, сразу же после победы в страшной войне принявшей космический вызов и победившей в космической гонке.

    Пока миллионы граждан отстраивали страну, другие миллионы своими руками создавали материально-техническую базу, позволившую осуществиться русскому космосу. Тысячи учёных и инженеров бились за первенство Родины — что само по себе захватывающий сюжет. Сотни тысяч ребят, учась в вечорках, ходили в аэроклубы — и среди них Юра Гагарин. Тысячи шли в авиацию — и среди них Юра Гагарин. «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо!» — писал позже лётчик-испытатель, принимавший участие в подготовке Отряда. И это действительно было очень хорошо.

    Короче, прорыв в космос был коллективным системным подвигом и общенациональным триумфом. И величие Юрия Алексеевича Гагарина — именно в том, что он был нормальный русский парень, в котором этот прорыв сфокусировался. И если бы не было этого парня — подвиг совершил бы другой. И таких других — были десятки тысяч.

    А создатели фильма решили снимать строго про удивительного, необычного, лучшего на свете Гагарина, покорившего космос. И об эту свою ошибку споткнулись.

    Потому что вместо героя страны — сняли кино про героя без страны. Про супермена-одиночку, которым реальный Юрий Алексеевич, слава Богу, ни разу не был.

    В фильме, по сути, не видно народа, создавшего Гагарина и «Восток». Не видно державы, давшей штурвал от самолёта юному Гагарину и право на мечту Королёву. Ни послевоенной разрухи, ни великой стройки, ни тысяч таких же, как Юра, ребят. Ни команды из сотен учёных и инженеров. Ни гигантского организма государства, создающего космический корабль. Ни, кстати, американцев, готовящих своего Шепарда.

    6 июня 2013 | 11:18

    В бытность свою работником видеопроката в начале 90-х, я вынужден был отсматривать по три новых фильма в день, дабы «владеть ассортиментом». В силу профессиональной необходимости я достаточно быстро приспособился экономить свое время, дабы не жечь драгоценные часы жизни, тратя их на то, чтобы узнать «чем кончилось». В процессе этих киномарафонов у меня как-то само собой выработалось правило «10 минут», суть которого довольно проста: Если в течении первых 10 минут фильм не зацепил, или впечатлил, но со знаком «минус», его можно с абсолютно спокойной совестью не смотреть. Исключения редки. Фильм «Гагарин» я остановил ровно на 11-й минуте. Во-первых, даже первые 10 минут дались мне с большим усилием. Прекратить смотреть захотелось почти сразу. Нужно было постоянно напоминать себе, что я сам решил посмотреть это кино. У фильма, судя по всему, очень слабый сценарий. Мое суждение основано на оценке качества диалогов и актерских реплик. Вместо того, чтобы общаться актеры изрекают лозунги и сыплют расхожими банальностями. Причем делают они это с такими неестественными интонациями, что складывается впечатление, что мы имеем дело с не очень профессиональной озвучкой импортного фильма. Как только Королев изрек что-то по поводу приоритета честности, запахло «освоенным бюджетом» и госзаказом. Уверен, в своей фактологической части кино может претендовать на жанр документального. Даже хронометраж ленты, совпадающий со временем полета — исторические 108 минут — замах на историчность. Что же касается правды художественной, она здесь в роли падчерицы. Далее, пожалуй, замолчу. Тратить больше 10 минут на данную рецензию тоже жаль.

    20 апреля 2014 | 20:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>