всё о любом фильме:

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган«The race is on»
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
монтажМария Маненкова
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1627)
ожидание: 88% (6094)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете ли вы, что...
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • Съёмки проходили в Крыму (сцены, действие в которых проходит на космодроме Байконур), Тверской области и в Москве.
    • Ярославу Жалнину в фильме было 27 лет. Именно в таком возрасте Юрий Гагарин полетел в космос.
    • Роль Андрияна Николаева стала последней для актёра Анатолия Отраднова, он умер в январе 2012 года.
    • Владимир Стеклов, исполнивший роль генерала Николая Каманина — единственный из актёрского состава, кто имел опыт реальной космической подготовки. Его полёт планировался в 2000 году для съёмок художественного фильма на борту станции «Мир». Однако из-за финансовых проблем полет актёра не состоялся.
    • еще 8 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 510 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Картина Павла Пархоменко расскажет историю становления Юрия Гагарина и немного коснется закулисных интриг.

    В 2011 году отечественные киноваятели сняли ленту об одном из важных периодов в жизни знаменитого барда Высоцкого, а затем, в апреле 2013 года, на экранах была представлена картина «Легенда N 17», повествующая о выдающемся советском хоккеисте Валерии Харламове. Сейчас в кинопрокат вышла биографическая лента о личности воистину космических масштабов Юрии Гагарине. С одной стороны такая тенденция показывает, что нам, в общем-то, сейчас снимать не о чем и остается только ностальгировать по великому историческому прошлому с его выдающимися личностями. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет, ведь на западе при каждом удобном случае киношники лишний раз стараются увековечить известную личность на пленке. Вопрос в том, получается ли у нас это сделать качественно? Скорее да, чем нет, но основная проблема как наших, так и зарубежных биографических картин заключается в излишней идеализации исторической личности. Увы, в ленте Пархоменко Гагарина эта участь не миновала.

    Действия в картине происходят не в хронологическом порядке: предстоящая подготовка к полету резко сменяется обрывочными воспоминаниями о детстве, сама сцена полета время от времени прерывается сценами из юности космонавта и т. п. Сам Гагарин в исполнении внешне очень похожего на него Ярослава Жалнина предстает непорочным и бесстрашным юнцом с ангельским лицом: даже процесс полета он переносит чрезвычайно стоически, на лице нет и тени страха, присущего среднестатистическому представителю рода людского. Гагарина, конечно, сложно было назвать рядовым гражданином из-за его физических данных, однако факт остается фактом — он был человеком. Авторам стоило сделать на этом акцент и показать его как человека в чем-то слабого, уязвимого, дабы зрителю он стал ближе и понятнее, как, например, образ Харламова, который был прописан достаточно удачно.

    Угнетает, что товарищи Гагарина, в число которых входил и небезызвестный Титов, в фильме показаны слишком безлико, а ведь личности это известные и любопытные. Одним из основных лейтмотивов картины является борьба за право быть первым покорителем космоса, но на деле борьба эта показана слишком поверхностно и выражается в основном в почти детских перепалках между основными претендентами на заветное место в истории космонавтики. К сильным сторонам ленты можно отнести удачную подборку хороших актеров, жутковатые сцены испытаний (точнее, экзекуций), которым подвергались будущие космонавты во время своей программы подготовки, а также немногочисленные виды восхитительных космических пространств. Финальная сцена всеобщего ликования советского народа так и вовсе прошибает до слез.

    Вердикт. Отполированный отечественный байопик, который не стыдно показать поколению «шестидесятников».

    27 июня 2013 | 02:17

    Кто из нас в детстве не мечтал стать космонавтом? Юрий Гагарин тоже мечтал им стать. И стал. Первым космонавтом не только в СССР, но и во всём мире. Он прославился настолько, что все газеты в 1961 писали только о нём. Прошло ровно 53 года с того момента, и вот я пишу рецензию на фильм «Гагарин. Первый в космосе».

    Начну с того, что фильм меня потряс и тронул до глубины души. Такого Гагарина я ещё не видел. Ярослав Жалнин сыграл Юру отлично. Он вжился в свою роль как нельзя лучше. Михаил Филиппов в роли академика Королёва мне понравился тут больше всех. Он ещё и похож на своего персонажа. Ну и, разумеется, Владимир Стеклов в роли Каманина — сыграл блестяще.

    Продолжительность фильма — 108 минут. Именно столько длился полёт Юрия Алексеевича в космос. Тут кто-то из пользователей писал, что эти 108 минут полёта показались Гагарину вечностью. Такая же невыносимо скучная вечность и этот фильм (это писал он, не я). Не в моей власти оскорблять других людей, скажу только одно: если этот человек и рождён в СССР, то он явно ни слова не слышал о Юре.

    Мне очень понравились жёны космонавтов в этом фильме. Не только своей внешностью, но и смелостью. За любимым мужем они готовы пойти куда угодно и делать что угодно. Они никогда не бросят своих мужей. Эх, были бы все такими…

    Также хочу сказать огромное спасибо за архивные кадры в конце фильма.

    Нет более мужественной и смелой профессии, чем летчик-космонавт. Среди них нет слабых и трусливых. Им подвластно даже небо. Земля лежит у них в ногах и кажется маленьким голубым воздушным шариком. В этот солнечный весенний день мы преклоняемся перед летчиками-космонавтами, восхищаемся их храбростью, силой, умом и желаем дальнейших успехов в покорении этого безбрежного океана под названием Космос!

    10 из 10

    12 апреля 2014 | 15:23

    Категория: «трейлер лучше, чем фильм»

    Можете кидаться в меня камнями, но скажу прямо: это ужас!

    Грандиозность этой части истории нашей страны никто не оспаривает, но ее подача, мягко говоря, бестолковая. Отвратительный сценарий: флэшбэк за флэшбеком, и что еще хуже, флэшбек из флешбека, каждый эпизод просто перенасыщен пафосом. Ни проходит ни минуты без выстрела очередной «патриотичной» фразочки. Вся картина смотрится до жути искусственной. Актеры не выдали ни одной настоящей эмоции (стоит отметить подобные попытки у отца Гагарина), только и делали, что кричали: «Мы первые!»

    Целостность сюжета напрочь отсутствует. Не совсем уместны документальные кадры в конце. Ждала с нетерпением, когда же сеанс закончится.

    Внешнее сходство главного героя, хорошая работа оператора, переизбыток патриотического настроения и великое достижение нашей страны — этого все же мало для того, чтобы снять достойное кино

    5 из 10

    7 июня 2013 | 23:13

    Данный фильм вышел 12 апреля 2014 года. Повествует он не только о первом полёте человека в космос, но и является краткой биографией Юрия Гагарина.

    Фильм не показывает с самого начала подготовку космонавтов, он начинается с подготовки к полёту и самого полёта. Однако данная сценарная ветвь постоянно обрывается на флешбеки. Юрий Гагарин вспоминает своё детство, юность, знакомство с женой, отбор в отряд космонавтов. Флешбеки не очень длинные, однако хотелось бы видеть полёт Гагарина без прерываний на воспоминания. Но это скорее небольшая придирка, так как данный приём повествования не мешает восприятию целостности сюжета.

    Первый полёт человека в космос это событие великое для всего мира, прорывное, однако фильм не передаёт всех атмосферу открытия и волнения перед стартом. Вообще, главная претензия к фильму заключается в том, что он не цепляет, за персонажами не переживаешь вообще. Тут и плавно переходим к актёрам.

    Игра актёров это второй минус фильма. Актёры в фильме будто не доиграли, некоторые не особо выразительны, некоторые вообще не выражают никаких эмоций. Королёв в исполнении Филиппова слишком добрый, тихий и скучный, до Королёва в исполнении Владимира Ильина из «Время Первых» ему ещё далеко. Не знаю, какой реально в жизни был Гагарин, но в фильме он через чур позитивен и улыбчив, хотя исполнитель главной роли — Ярослав Жалнин отыгрывает роль чуть лучше остальных актёров.

    Итак, что имеем в итоге? Картина повествующая о таком великом событии, как первый полёт человека в космос, не передаёт ни атмосферы, ни эмоций. Складывается ощущение, что смотришь какую нибудь мелодраму на телеканале «Россия 1», а не фильм о космосе. И нет, я не прошу какого-то экшона и спецэффектов, это не боевик, однако мне хочется больше эмоций и выразительных героев. Как исторический и немного биографический фильм — к просмотру обязательно, познавательно. Как художественный фильм… не знаю, если только вы увлечены темой космоса.

    6 из 10 вполне обоснованно.

    20 апреля 2017 | 00:04

    «Гагарин. Первый в космосе» производит странное впечатление на первый взгляд. Достаточно прямолинейный, безыскусный и технически простой, он кажется снятым по заказу какого-нибудь кабельного канала, отвечающего за исторические реконструкции.

    В неизбежном сравнении с «Легендой N17» (трейлер к «Гагарину» нам показали на премьере «Легенды») он, кажется, проигрывает, в том числе и по коммерческому успеху.

    Однако, все не так просто. Постановщик Павел Пархоменко, вместе с которым было отснято 80% материала — художник знаковых картин Балабанова, часть финальных сцен на московских улицах снимали при участии знаменитого оператора, классика, 80-летнего Юсова. Фильм длится ровно 108 минут — как и полет первого космонавта.

    Зачем-то продюсерам потребовались эти «концептуальные» подпорки, превращающие в общем-то крепко сделанный полудокументальный байопик в претензию на эпос.

    Раздражающе опереточный Королев в неизменном пальто и шляпе, традиционно комичный Хрущев, нарочитая узнаваемость товарищей героя по отряду (для тех, конечно, кому что-то еще говорят эти фамилии), отдающие дурной сериальщиной диалоги — в сознательном упрощении видится сознательный расчет.

    Фильм существует как визуальное воплощение мифа. Его иллюстративность, с акцентом на правильно и точно выстроенную картинку — точное продюсерское решение. Никому не придет в голову посоветовать тому, кто захочет узнать побольше о Харламове, посмотреть «Легенду N17». Реальная история, как сказал бы Дюма, здесь гвоздь, на который авторы повесили свою картину. Говорить о сюжетных нестыковках в случае с нашим хоккеистом — демонстрировать глубокое и, по-своему, бесполезное знание материала. Кто сейчас помнит подробности? Специалисты и свидетели. Харламов и Тарасов теперь будут такими, какими их сохранили в памяти нового поколения Козловский и Меньшиков. Останется миф (и это правильно).

    Гагарина и Королева придумывать заново не надо. А вот закрепить образ, пожалуй, самое время.

    «Первый в космосе» становится официальной видеоверсией, развернутым справочным материалом, пособием по эпохе, в которой из этой самой страны, где на пикник с любимой ходили в военной форме, а единственной ассоциацией на слово «ужас» был голод, из бетонной убогости центра по управлению полетами с обшарпанными дверями, какими-то нелепыми репродукторами на стенах, перфораторами и теми самыми осциллографами — человек взлетел выше неба.

    6 сентября 2015 | 07:34

    Насколько я знаю, только 2 события в XX веке вызвали всеобщее ликование нашего народа — это Победа в Великой Отечественной Войне и полет Юрия Гагарина в космос. Никогда более не чувствовали жители нашей огромной страны — всех национальностей, всех профессий, возрастов, политических взглядов — такой гордости за свою страну, такого единения и душевного подъема, таких надежд на светлое будущее.

    Когда по радио объявили о полете Гагарина, моей маме было 15 лет, и она хорошо помнит, как весь их небольшой донбасский городок собрался на главной городской площади, вновь и вновь слушая голос Левитана, поздравляя друг друга.

    Это трудно понять и, наверное, невозможно пережить в наши дни. Особенно тем, чье сознание и мировоззрение формировалось в «лихие 90-е», когда естественные человеческие добродетели превратились в атавизмы, а любые побуждения, поступки и их результат стали измеримыми с помощью цифр величинами (измеряемыми количеством лайков, долларов или лошадиных сил — не важно). Для таких людей героизм присущ лишь «овцам, предназначенным для заклания», а чувство всеобщей радости и национального подъема (равно как и всеобщего горя, сострадания, милосердия) посещает людей с «бесповоротно промытыми мозгами».

    Можно найти много замечаний и к постановке, и к сценарию, и к актерам. Но мне кажется, авторам удалось показать главное — как простой советский парень из деревни, одержимый мечтой о небе (мечтой всех мальчишек того времени), выучился на летчика-истребителя, попал в отряд космонавтов, выдержал многомесячные тренировки и испытания, вынес сумасшедшие физические и психологические перегрузки и стал первым в мире космонавтом. Вернувшись на Землю заслуженным героем, народным любимцем, он с честью выдержал и нес все годы свалившееся на него бремя славы (не выносимое для многих, но не для него!) — не спился, не устраивал скандалов, не бросал жену с детьми, не хамил окружающим из окошка своей новой «Волги», не требовал себе гонораров и номеров Люкс.

    Да, на его месте мог оказаться любой из шести «финалистов» жесточайшего отбора, проводимого в центре подготовки космонавтов. И то, что полетел именно Гагарин, а не Герман Титов или Григорий Нелюбов, не делает других участников отряда менее героями, чем он. Но мир навсегда запомнит именно его, Юрия Гагарина, и его полет, олицетворяющий собой весь героизм этих людей (космонавтов), и гигантский труд советских ученых и инженеров, и гений С. П. Королева…

    И авторы фильма сумели показать, что Гагарин был любимцем всего отряда, и что Гагарин еще до того, как стало известно, кто же все-таки полетит первым, совершенно искренне был бы рад за любого из его товарищей, кому выпала бы такая честь. Так что дело не только в его биографии и личном выборе партийного и «космического» руководства.

    7 из 10

    27 декабря 2013 | 17:19

    12 апреля 1961 года человечество вступило в новую эру — случилось то, что ещё совсем недавно казалось немыслимым: в космосе впервые побывал человек. Это был простой парень из деревни Клушино Смоленской области, обладатель невероятно открытой улыбки и отважного сердца, лётчик Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёту, открывшему новую веху в мировой истории, и посвящён фильм Павла Пархоменко.

    События ленты начинаются в тот самый памятный день — 12 апреля. Мы видим и подготовку к полёту, и закономерное всеобщее волнение, и старт, когда «Восток-1», преодолевая земное притяжение, с оглушительным рёвом устремляется ввысь, навстречу будущему отечественной космонавтики.

    Фильм продолжается 108 минут — ровно столько, сколько длился тот самый полёт. Но, поскольку смотреть на чисто техническую сторону события всё это время было бы скучно, с помощью многочисленных флэшбеков зрителям показывают основные этапы жизни Гагарина: детство на оккупированной фашистами территории, учёбу в «лётке», любовь, рождение детей.

    Через тех, кто был близок Юрию, от его отца и матери до соратников по первому отряду космонавтов, от жены и до главного космического конструктора СССР Сергея Павловича Королёва — мы раскрываем для себя этого человека, который всем своим естеством с самого детства мечтал о полёте.

    Интересно показаны взаимоотношения внутри первого космического отряда, когда каждый его участник больше всего хочет, чтобы выбрали именно его. И каждый в глубине души этого боится. Ведь это будет полёт в неизведанность. Нет никаких гарантий, что он завершится хорошо: техника может дать сбой, возможна случайная разгерметизация, могут отказать тормозные двигатели. Неуверенность куда больше, ведь опыт космических полётов минимален, а ответственность — максимальна. К тому же это ещё и время противостояния сверхдержав, каждая из которых готова сражаться за пальму первенства в освоении космоса до последней капли крови. Неудача может быть роковой, поставив крест на всей отечественной космонавтике.

    Именно поэтому так отчаянно переживаешь, когда, теряя одну ступень за другой, ракета пронзает земную атмосферу, а космонавт в страшном напряжении, теряя способность говорить от бешеных перегрузок, мчится навстречу звёздам, думая, выдержит ли это испытание или нет… Понимая, какая невероятная на нём ответственность, ведь он — первый.

    Я всегда оцениваю фильмы по камертону своей души. Если кино меня цепляет, не оставляет равнодушным, вызывает эмоции, значит, это моё кино. Глядя на весьма значительное количество разгромных рецензий в интернете, я шёл на «Гагарина» с опаской — было бы обидно, если бы историю о первом космонавте просто-напросто профукали. Но я привык составлять собственное мнение, не особо прислушиваясь к другим киноблоггерам, ведь раскритиковать куда проще, чем дать положительную оценку.

    И мой честный вердикт таков: «Первый в космосе» — хорошее кино. Не бесспорное, но вне всяких сомнений важное и нужное.

    Ещё в детсаду и школе я мечтал стать космонавтом, знал названия уймы созвездий и всех планет солнечной системы, читал запоем фантастику, и Гагарин всегда (и тогда, и сейчас) был для меня самой настоящей легендой. Не Харламов, не Яшин, не любой другой выдающийся спортсмен, актёр или писатель, а именно Юрий Гагарин.

    И, знаете, во время просмотра «Первого в космосе» меня пробивало до слёз — так всё происходящее на экране было близко. Мечта о космосе, которая сбылась, прогулка по тончайшему канату, натянутому, как нерв, а главное, удивительное, давно забытое всеми нами и, к сожалению, безнадёжно утраченное чувство единения. Сотни и тысячи людей ликовали: «Наш человек — первый в космосе!», собирались на Красной Площади, читали наивные, зато искренние стихи о том, кто впервые покинул пределы планеты, рисовали плакаты с приветствиями.

    Если бы сейчас кто-нибудь из россиян полетел на Марс, мы, конечно же, узнали об этом по телевизору. В самом конце выпуска новостей, после того, как президент и премьер уже посетили все детские садики и победили очередную ватагу неугомонных коррупционеров. И никто уже не бежал бы по улицам, крича прохожим: «Наши на Марсе»! Потому что всем пофиг.

    Потому мне бесконечно жаль, что на нашего «Гагарина» в кинотеатре выделен всего один сеанс в день, а на американский блокбастер «После нашей эры» — 12. Видимо, такие нынче у прокатчиков приоритеты …

    P.S. Очень хотелось бы, чтобы этот фильм посмотрело как можно больше людей, чтобы его показывали в школах, чтобы россияне всегда помнили своих героев и гордились ими. И ещё хотя бы изредка смотрели на звёзды, вспоминая первого человека, побывавшего в космосе.

    12 июня 2013 | 12:07

    В гонке между двумя сверхдержавами желание СССР показать Штатам и всему миру «кузькину мать» было настолько велико, что это желание распространялось на все сферы, в том числе и космическую гонку. Так прерогативой было первыми покорить космическое пространство. В итоге первым человеком, облетевшим околоземную орбиту, стал именно советский рубаха-парень Юрий Гагарин. Его лучезарная улыбка и знаменитое «Поехали!» покорили весь мир, превратив в настоящую легенду. Странно, что о такой легендарной личности не было снято какого-нибудь эпика. Понадобилось более пятидесяти лет, что бы вышло «большое» кино о большом человеке и событиях апреля 1961 года. Для разминки новое российское кино апробировало свои силы на Высоцком и Харламове, которые тоже стали символами эпохи.

    Неизвестно опирались ли создатели на эталонные космические фильмы, но посмотреть тех же «американцев» — «Парни что надо» (1983), «Аполлон 13»(1995) и мини-сериал «С Земли на Луну» (1998) им однозначно стоило, хотя бы для того что бы правильно выстроить драматическую линию, не говоря уже о технической стороне.

    А вообще странно, что такой амбициозный проект доверили почти дебютанту в режиссуре Павлу Пархоменко, который раньше проявил себя на поприще художника-постановщика. Видно, что режиссер пытался вытянуть по максимуму из простой фабулы «взлетел-пролетел-приземлился», но кроме куцых флешбеков ничем фильм не снабдил. Да и исполнитель роли Гагарина Ярослав Жалнин кроме белозубой улыбки и образа инфантильного парня из глубинки, которому суждено было стать первым в космосе, ничего особенного не показал. Вышла этакая аматорская копия для музея восковых фигур. Вместо целеустремленного героя, ставшего кумиром миллионов, авторы вытесали настоящего «чурбана». Для глубины образа актеру не хватает сюжетного драматизма и действия. Выверенный положительный и правильный экранный Гагарин не вызывает ни восхищения ни сопереживания, ведь и так известно чем закончился полет, а мимолетные воспоминания, которые зачастую были вообще не к месту, глубины характера не раскрыли. Самыми «живыми» в фильме оказываются родители Гагарина, сыгранные Надеждой Маркиной и Виктором Проскуриным — вот где настоящий мастер-класс актерской игры. О технической стороне фильма не стоит даже заикаться, при просмотре складывается ощущение, что смотришь не полный метр, а типичный сериальный продукт.

    Учитывая, что «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда N17» вышли в один год с разницей в пару месяцев, то сравнения этих фильмов неизбежны. «Легенду» есть за что ругать, но на фоне опуса Пархоменко фильм о Харламове смотрится, чуть ли не шедевром нового российского кино.

    Мало того, что «догнать и перегнать Америку» создателям «Гагарина» не удалось, так еще и дотянуться до уровня «соотечественников» по экрану тоже. Картинка вышла излишне «сериальной», а фильм банально наивным и скучным. В том же СССР агитки о Ленине снимали намного интересней и главное качественней.

    31 июля 2013 | 23:50

    Еще лет пять назад, когда отечественный кинематограф вроде бы начал расцветать и подниматься по ступени качества, я начала ждать фильма о Юрии Алексеевиче. Ну невозможно не снять фильм о таком человеке! Это же Гагарин! Но пошло-поехало… «Самый лучший фильм», «Жара» и прочая ничего не означающая трата денег из бюджета. И вот, вижу трейлер долгожданного «Гагарина» в кинотеатре и от радости сбивается дыхание. Иду! — твёрдо решила я.

    После просмотра остались следующие впечатления:

    +: максимальная приближенность к эпохе Хрущёва. Все вроде как почувствовали дуновение зыбкой свободы, но шутить над Сталиным еще боятся. Очень четко показан энтузиазм советского человека. Ведь буквально ВСЁ делалось «за Родину».

    +: потрясающий подбор актёров. Ярослав Жалнин невероятно похож на Гагарина, только улыбку Юрия Алексеевича никому, конечно, не повторить. Очень трогательно и нежно, не навязчиво, но предельно ясно показана любовь к жене и родителям (особое внимание уделила игре Виктора Проскурина, сыгравшего отца космонавта — потрясающе).

    +: это, наверное, единственный сюжет фильма о космосе, на который не посмели замахнуться американцы.

    -: на фразе «Поехали!» всё же нужно было включить запись голоса самого Гагарина. Не та интонация. Не та бодрость. Не те ноты радости. Я почему-то была уверена, что сделают именно так, но… увы.

    Из кинотеатра вышла со слезами. Растрогалась. Спасибо издателям за фильм.

    Ставлю

    9 из 10

    а не десятку только потому что голос Гагарина не включили.

    9 июня 2013 | 09:21

    Эта рецензия могла начинаться как: «Все мы знаем, что российский кинематограф (…) но в последнее время стараются делать хорошие картины (…) байопики входят в моду (…) счастье есть!» — ну или как-то наподобие. И я подумал: хватит. Хватит уже говорить о том, что мы такие плохие и у нас получаются одни отвратительные опусы. Конечно, отечественное кино сейчас находится в положении лёжа по сравнению с коммерческим голливудским, да вот постепенно мы вроде бы учимся на ошибках. На ста тысячах повторных, оанее не учтённых ошибок — и тем не менее.

    Перед создателями «Гагарина» стояла большая задача. Ответственность. Уважение к прошлому. Фильм снимался очень долго, несколько лет, и его путь к экранам кинотеатров был отнюдь нелёгким. Это в некоторой степени отразилось на постановке: к ней есть некоторые претензии. Но важно учесть, что при нынешнем положении киноиндустрии в России картина не вызывает желания кричать, что очередной позор вышел в свет. Тенденция производить не глупое кино, наиболее достоверное и не «халявное», на серьёзные темы и без самодеятельности, у нас, к счастью, уже наблюдается. Теперь бы научиться более естественней, без лишней напряжённости или страха сделать плохо, выстраивать эпизоды в единую линию.

    Кстати, насчёт достоверности. Специально смотрел с родителями, заставшими советское время и эпичный момент первого полёта в космос. Родители иногда морщились, признавая, что что-то не то и что-то не так, по мелочам, но удивлялись подбору актёров. Второстепенные и массовочные актёры (особенно те, что в роли несостоявшихся космонавтов) были очень похожи на реальных личностей прошлого.

    Это один из поводов, чтобы отдать честь создателям «Гагарина», не поленившимся качественно подойти к делу. Теперь о личных ощущениях. Фильм для меня представляет некий сумбур, который легко сложился в одно. Он не обременён хронологической последовательностью. Воспоминания, испытания перед полётом, конкуренция, семейная жизнь, детство, ощущения, сам полёт, немногословные размышления о непостижимости космоса — всё смешалось, завертелось, закружилось, и во всех сценах «красной линией» проходила главная мысль — летать будут тысячи тысяч, а запомнят первого. Кого-то такой подход может покоробить. Мне он показался оригинальным, но недоработанным. Словно сценаристы вкупе с режиссёром просто собрали в кучу эпизоды из жизни космонавта, его семьи, конкурентов и друзей, просто советских людей, и из-за долгой работы над проектом не совсем гладко расставили всё по местам. Да, фильм не плохой, серьёзный, осторожный в проявлениях отсылок к тому времени. Но чего-то в нём не хватает для восторга, ведь освоение внеземного пространства для двадцатого века — нечто великое по своей важности. Не знаю, как вероятно точнее объяснить.

    Если взглянуть на фильм как на сценарий, если оценить его сюжет и общее построение, то он похож на круг, засыпанный разноцветными осколками; это индивидуальный взгляд на подвиг Юрия Гагарина, дань уважения его личности. Это такое скомпанованное, очень своеобразное полотно о времени первого полёта, начинённое переживаниями, воспоминаниями, техническими неполадками, стрессом и последующим осознанием великолепия непревзойдённого исторического момента.

    И всё-таки при всех свершившихся стараниях байопик не дотягивает до планки отличного кино, коему судьба жить в поколениях. Здесь есть свои огрехи. Некоторые сцены были сыграны весьма топорно. Создавалось ощущение, что вот он, четырнадцатый или двадцать пятый дубль, актёры выучили свою часть диалога, но где-то уже начинают переигрывать, как бы нечаянно делая своих героев слишком положительными персонажами, что невольно как-то даже смущало при просмотре.

    А так фильм должен понравиться тем, кто не ворчит на каждом углу о том, как ужасно сейчас снимают кино, как не чувствуется атмосфера покорения неизведанного — да мало ли таких недовольных? Больше всего, как сейчас принято говорить, «вымораживают» извечные мнения, что страшно надоело коммерческое месиво с государственным бюджетом в «путинской России». Это же низко — искать в искусстве политическую подоплёку, намекать, что всё на свете «заказное» и никто не остался честным. Наш народ в последние времена так слишком увлёкся поисками несуществующей правды в нагромождениях выдаваемой телевизионной лжи, что фильм о самом известном и великом космонавте некоторыми теперь воспринимается как «позор на тему национальной гордости». Опомнитесь, люди! Насколько я знаю, в отличие от «Легенды N17» данная лента не была снабжена излишне обширной коммерческой поддержкой от «вышестоящих» фондов, точнее сказать, и пиар-компания, и всё остальное на стадии производства было гораздо слабее, и соответственно, о спортивной драме про хоккеиста Валерия Харламова узнало больше людей, были более внушительные сборы, ни о чём не говорит? Нет, я ни в коем случае не намекаю на что бы то ни было, просто глупо утверждать, ничего током не зная о «Гагарине», что вот, снова госзаказ, нас «надувают», кино склепали за один день и так далее. Главная осечка создателей картины в том, что им не удалось полноценно развернуть тему покорения космоса Гагариным, но они попытались, пусть даже попытались отнестись со всем уважением к прошлому.

    По-моему, несмотря на свои недостатки и некоторую тяжеловесность, фильм не обречён на какую-то ярую нелюбовь большинства и уж точно её не заслуживает. Мы исправляемся; мы пробуем снимать нечто лучшее, чем одноразовые отвратительные недокомедии; мы маленькими шажками двигаемся вперёд и учимся осознавать реальное положение дел, отстраняться от прежнего плохого опыта.

    Хватит ругать наше кино! Хватит искать в нём подвох. «Гагарин. Первый в космосе», конечно, не шедевр, но и не откровенное дерьмо. Будьте добрее, что ли.

    6 из 10

    16 июля 2013 | 03:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>