всё о любом фильме:

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган«The race is on»
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
монтажМария Маненкова
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1650)
ожидание: 88% (6094)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете ли вы, что...
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • Съёмки проходили в Крыму (сцены, действие в которых проходит на космодроме Байконур), Тверской области и в Москве.
    • Ярославу Жалнину в фильме было 27 лет. Именно в таком возрасте Юрий Гагарин полетел в космос.
    • Роль Андрияна Николаева стала последней для актёра Анатолия Отраднова, он умер в январе 2012 года.
    • Владимир Стеклов, исполнивший роль генерала Николая Каманина — единственный из актёрского состава, кто имел опыт реальной космической подготовки. Его полёт планировался в 2000 году для съёмок художественного фильма на борту станции «Мир». Однако из-за финансовых проблем полет актёра не состоялся.
    • еще 8 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 510 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если хочешь снять фильм о таком Герое планеты Земля, то труд должен быть проделан титанический. Я не увидела этого в фильме. Да, чувство гордости за свою нацию, сопереживание героям, но не было того чувства — «ах, это просто шедевр!» Обидно будет, если Голливуд сумеет переплюнуть эту экранизацию, а они сумеют.

    Меня порадовал тот факт, что в фильме есть лирические отступления, Юрий Алексеевич Гагарин показан как обычный человек, со своими страхами и сомнениями, показана любовная и семейная линия. Просто в глазах многих уже поколений он существует как икона смелости и мужественности, обаятельный и харизматичный герой. Об обыденной стороне жизни героя и его чувствах никто не знал толком. Поэтому хоть за это спасибо.

    Ярослав Жалнин отлично сыграл первого космонавта. Каждый найдет в его игре свои недочеты, но так и должно быть. Непревзойденно сыграть персонаж можно только в том случае, если он не является любимым всеми героем, в противном случае, актер будет всегда проигрывать.

    У меня появились сомнения, что с фильмом о Гагарине могли бы еще потянуть, если бы так не «выстрелила» «Легенда N 17». Не хочется думать, что фильм снят только для того, чтоб поднять патриотический дух страны.

    Ожидания большего от фильма, в итоге присутствует разочарование.

    7 из 10

    8 августа 2013 | 20:47

    Эта рецензия могла начинаться как: «Все мы знаем, что российский кинематограф (…) но в последнее время стараются делать хорошие картины (…) байопики входят в моду (…) счастье есть!» — ну или как-то наподобие. И я подумал: хватит. Хватит уже говорить о том, что мы такие плохие и у нас получаются одни отвратительные опусы. Конечно, отечественное кино сейчас находится в положении лёжа по сравнению с коммерческим голливудским, да вот постепенно мы вроде бы учимся на ошибках. На ста тысячах повторных, оанее не учтённых ошибок — и тем не менее.

    Перед создателями «Гагарина» стояла большая задача. Ответственность. Уважение к прошлому. Фильм снимался очень долго, несколько лет, и его путь к экранам кинотеатров был отнюдь нелёгким. Это в некоторой степени отразилось на постановке: к ней есть некоторые претензии. Но важно учесть, что при нынешнем положении киноиндустрии в России картина не вызывает желания кричать, что очередной позор вышел в свет. Тенденция производить не глупое кино, наиболее достоверное и не «халявное», на серьёзные темы и без самодеятельности, у нас, к счастью, уже наблюдается. Теперь бы научиться более естественней, без лишней напряжённости или страха сделать плохо, выстраивать эпизоды в единую линию.

    Кстати, насчёт достоверности. Специально смотрел с родителями, заставшими советское время и эпичный момент первого полёта в космос. Родители иногда морщились, признавая, что что-то не то и что-то не так, по мелочам, но удивлялись подбору актёров. Второстепенные и массовочные актёры (особенно те, что в роли несостоявшихся космонавтов) были очень похожи на реальных личностей прошлого.

    Это один из поводов, чтобы отдать честь создателям «Гагарина», не поленившимся качественно подойти к делу. Теперь о личных ощущениях. Фильм для меня представляет некий сумбур, который легко сложился в одно. Он не обременён хронологической последовательностью. Воспоминания, испытания перед полётом, конкуренция, семейная жизнь, детство, ощущения, сам полёт, немногословные размышления о непостижимости космоса — всё смешалось, завертелось, закружилось, и во всех сценах «красной линией» проходила главная мысль — летать будут тысячи тысяч, а запомнят первого. Кого-то такой подход может покоробить. Мне он показался оригинальным, но недоработанным. Словно сценаристы вкупе с режиссёром просто собрали в кучу эпизоды из жизни космонавта, его семьи, конкурентов и друзей, просто советских людей, и из-за долгой работы над проектом не совсем гладко расставили всё по местам. Да, фильм не плохой, серьёзный, осторожный в проявлениях отсылок к тому времени. Но чего-то в нём не хватает для восторга, ведь освоение внеземного пространства для двадцатого века — нечто великое по своей важности. Не знаю, как вероятно точнее объяснить.

    Если взглянуть на фильм как на сценарий, если оценить его сюжет и общее построение, то он похож на круг, засыпанный разноцветными осколками; это индивидуальный взгляд на подвиг Юрия Гагарина, дань уважения его личности. Это такое скомпанованное, очень своеобразное полотно о времени первого полёта, начинённое переживаниями, воспоминаниями, техническими неполадками, стрессом и последующим осознанием великолепия непревзойдённого исторического момента.

    И всё-таки при всех свершившихся стараниях байопик не дотягивает до планки отличного кино, коему судьба жить в поколениях. Здесь есть свои огрехи. Некоторые сцены были сыграны весьма топорно. Создавалось ощущение, что вот он, четырнадцатый или двадцать пятый дубль, актёры выучили свою часть диалога, но где-то уже начинают переигрывать, как бы нечаянно делая своих героев слишком положительными персонажами, что невольно как-то даже смущало при просмотре.

    А так фильм должен понравиться тем, кто не ворчит на каждом углу о том, как ужасно сейчас снимают кино, как не чувствуется атмосфера покорения неизведанного — да мало ли таких недовольных? Больше всего, как сейчас принято говорить, «вымораживают» извечные мнения, что страшно надоело коммерческое месиво с государственным бюджетом в «путинской России». Это же низко — искать в искусстве политическую подоплёку, намекать, что всё на свете «заказное» и никто не остался честным. Наш народ в последние времена так слишком увлёкся поисками несуществующей правды в нагромождениях выдаваемой телевизионной лжи, что фильм о самом известном и великом космонавте некоторыми теперь воспринимается как «позор на тему национальной гордости». Опомнитесь, люди! Насколько я знаю, в отличие от «Легенды N17» данная лента не была снабжена излишне обширной коммерческой поддержкой от «вышестоящих» фондов, точнее сказать, и пиар-компания, и всё остальное на стадии производства было гораздо слабее, и соответственно, о спортивной драме про хоккеиста Валерия Харламова узнало больше людей, были более внушительные сборы, ни о чём не говорит? Нет, я ни в коем случае не намекаю на что бы то ни было, просто глупо утверждать, ничего током не зная о «Гагарине», что вот, снова госзаказ, нас «надувают», кино склепали за один день и так далее. Главная осечка создателей картины в том, что им не удалось полноценно развернуть тему покорения космоса Гагариным, но они попытались, пусть даже попытались отнестись со всем уважением к прошлому.

    По-моему, несмотря на свои недостатки и некоторую тяжеловесность, фильм не обречён на какую-то ярую нелюбовь большинства и уж точно её не заслуживает. Мы исправляемся; мы пробуем снимать нечто лучшее, чем одноразовые отвратительные недокомедии; мы маленькими шажками двигаемся вперёд и учимся осознавать реальное положение дел, отстраняться от прежнего плохого опыта.

    Хватит ругать наше кино! Хватит искать в нём подвох. «Гагарин. Первый в космосе», конечно, не шедевр, но и не откровенное дерьмо. Будьте добрее, что ли.

    6 из 10

    16 июля 2013 | 03:42

    Отечественный кинематограф потихоньку возрождается. Производственные компании все чаще финансируют серьезный тип кино, отказываясь от слабоумных комедий, которые до недавнего времени считались у дистрибьюторов единственным реальным источником заработка. Низкое качество юмора в комедиях заставило продюсеров серьезно задуматься относительно светлости будущего, ведь один жанр не способен удержать на плаву достаточно развитую киноиндустрию. Недавно созданная правительственная программа поддержки несколько разнообразила жанровую ограниченность, дав некий толчок созданию фильмов-биографий об небезызвестных гражданах СССР. Первым был Владимир Семенович ("Высоцкий: Спасибо, что живой»), вторым — Валерий Борисович ("Легенда N17»), ну а третьим — Герой Советского Союза Юрий Алексеевич ("Гагарин: Первый в космосе»). Очень хотелось бы увидеть в будущем байопик о Владимире Ильиче Ленине или Иосифе Виссарионовиче Сталине, поскольку именно этим людям удалось установить тоталитарный режим в одной из самых могущественных стран мира, вот только учитывая полярность общественного мнения в связи с неоднозначностью их деяний, такое кино не предоставляется возможным. А жаль, ведь линейно-однобокая лента о доблестном летчике-космонавте, выпущенная Министерством культуры с целью повышения патриотизма, лично у меня не вызвала интереса.

    Для погружения на новую драматическую глубину, российским продюсерам следовало делать фильм не о Гагарине, а о легендарном конструкторе ракетно-космической техники Сергее Павловиче Королеве, грандиозные проекты которого навсегда изменили сферу космонавтики. Королев чем-то напоминает Тони Старка, хоть он и не был в плену у афганских моджахедов, а всего лишь пострадал от рук родных спецслужб, получив длительный тюремный срок за так называемое вредительство. Человек, вылепивший из дерьма пулю (пилотируемый космический корабль «Восток-1» из деталей непонятного качества) не получает биографического фильма, прицеливающегося на кинотеатральный релиз, а вот выигравший чуть ли не в лотерею право первого полета в космос обычный летчик Юрий Алексеевич Гагарин — получает, даже несмотря на свою более, чем скромную биографию. Павел Пархоменко настолько идеализирует советскую «стабильность», что даже, казалось бы, нейтральная в вопросах политики «Легенда N17» выглядит эдаким фильмом-бунтарем на фоне отфильтрованного «Гагарина». Как и в старых добрых советских фильмах, «Гагарин» на корню пресекает любые формы противоречий, предпочитая вешать лапшу на уши о беспокоящемся за своих граждан государстве. Новейшие IMAX-камеры и визуальное оформление студией Weta — это неподъемная роскошь для «Гагарина», но можно хотя бы было сделать вменяемую цветокоррекцию, соответствующую кинотеатральному продукту, а не многосерийному телефильму, наподобие «Голубки». Прискорбнее всего осознавать тот факт, что «Гагарин» — это и есть «Голубка», как по форме так и по содержанию. Основной упор фильм делает на 108-минутный полет Гагарина, за время которого он успевает вспомнить все ключевые фрагменты из своей жизни, вот только не цепляет весь этот разбросанный во времени комплект ностальгических воспоминаний. Не нужно подобно Михалкову сыпать килограммы растворителя на героические подвиги наших соотечественников, но и рассказывать кремово-ванильную басню о единстве народа и крайне жесткой политической системы — тоже не стоит.

    «Гагарин. Первый в космосе» — это худший российский байопик, больше смахивающий на советскую агитку, нежели на серьезное патриотическое кино. Очень странно, что при 7-миллионном бюджете в касте отсутствуют актеры из топового списка, ведь не могла же столь значительная сумма уйти на локации пустынных степей Евпатория и картонные модели ракет.

    2 из 10

    27 июля 2013 | 21:56

    «Гагарин. Первый в космосе» — всего лишь вторая работа Павла Пархоменко в качестве режиссера. В российских кинокругах он больше известен как художник-постановщик — сотрудничал с такими известными гражданами, как Алексей Балабанов («Война», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», « Морфий»), Кирилл Серебренников («Рагин»), Юрий Грымов («На ощупь»), Юрий Мамин («Бакенбарды»).

    История летчика-космонавта Юрия Гагарина (его сыграл Ярослав Жалнин) — первого человека в мире, совершившего полет в космическое пространство и настоящего героя в глазах советских людей. Биографическая драма рассказывает, в том числе и о подготовке к этому полету и реализации задуманного. Это если в двух словах о сюжете.

    На экране мелькают сценки из детства, отрочества и юношества будущего символа социалистической космонавтики. Впрочем, не все было правдоподобно. Даже не очень понятно кто в этом больше виноват — вообще-то хорошие актеры Виктор Проскурин и Надежда Маркина (сыграли отца и мать Юрия Гагарина) или слабоватые сценаристы.

    Но, есть в картине и светлые пятна — в первую очередь исполнитель главной роли Ярослав Жалнин, совершивший значительный прогресс, как актер с момента кинодебюта в 2005 году. Добавляет обаяния и определенное внешнее сходство с Гагариным. Не вызывает сомнений в образе Валентины Гагариной и Ольга Иванова.

    Несколько шаблонными получились образы и других центральных персонажей истории — Каманина (Владимир Стеклов) и Королева (Михаил Филиппов), зато спасибо за попытку показать взаимоотношения внутри первого отряда космонавтов, дружбу-соперничество с Германом Титовым (Вадим Мичман) и значимость полета в космос в то напряженное для советского народа время.

    Картина выходит на экраны в один год с «Легендой N17» — и сравнения с ней будут неизбежны. Тенденция ли это для отечественного кинопрома или совпадение, а может быть и модная конъюнктура — покажет время. Тема взята заведомо выигрышная, а преподнести это богато и с размахом, но в то же время искренне и человечно получилось не до конца. В саге о победителе (а Гагарин именно им и был) должно быть больше жизни и эмоций.

    6 из 10

    28 мая 2013 | 21:08

    Вчера я имел возможность посмотреть фильм о Гагарине. Человеке, который открыл для нас мир будущего, шагнул в неизвестное. Как сказал известный астронавт «Маленький шажок для человека, но огромный шаг для человечества». Так вот, этот шаг первыми совершили мы, отправив Гагарина в космос. Мы показали американцам, что мы первые, мы вступили в космос, он открыл для нас свои двери. Но этот фильм о Гагарине, о его жизни полной неожиданностей и перемен. Приятно, что такой великолепный фильм сняли у нас. Показали весь полёт в тончайших подробностях. Гагарин ведёт дневники из космоса и поёт русские народные песни, истинный патриот своей страны.

    Руку к покорению приложил и Сергей Королёв, он сконструировал первую ракету и лично присутствовал на тестировании астронавтов, если верить фильму. Некоторые из персонажей фильма — это герои высоко чтимые сейчас. Их именами названы улицы в городах. У нас в городе есть улица Титова и Гагарина. В фильме оба этих образа показаны с высокой достоверностью. Актёры постарались сделать всё от них зависящее, чтобы преподнести нам достоверные с психологической точки зрения. Каждая эмоция Гагарина отражается на лице актёра Ярослава Жалнина. Впервые я увидел его в сериале «Метод Лавровой» его актёрский рост не может быть не замеченным. Здесь он уже сыграл по-взрослому. Мне запомнилась его игра. Буду следить за его новыми работами.

    Это отличное кино, подарившее нам эти радостные мгновения воспоминаний, и приоткрыл чуть больше из жизни Гагарина. Несмотря на многие драматические моменты в его жизни, весь мир запомнил его как вечно улыбающегося парня с бесконечной улыбкой и радостью. Как её стало не хватать в нашей жизни.

    «Тысячи побывают в космосе, но запомнят первого!» Так и случилось. Многие побывали в космосе, но Гагарин стал символом и этого не отнять. День космонавтики стал днём всемирного единства и понимания того что американцы нам проигрывают. Холодная война идёт до сих пор, но именно тогда мы показали свою силу.

    Этому фильму оценку не поставлю, поскольку событие особо крупного масштаба. Фильм посмотреть должен каждый чтобы ощутить гордость за свою страну и увидеть сильного духом человека, человека приблизившегося к звёздам.

    9 марта 2014 | 22:40

    Идея создания этого фильма весьма ценна. Но её реализация вызывает сомнения. Чем же так смущает картина «Гагарин. Первый в космосе».

    1) Если посмотреть любой отрезок фильма, не зная что ты смотришь, ассоциации будут один в один с мыльными операми, которые круглосуточно крутят по ТВ.

    2) Какие то банальные диалоги. Сюжет более чем предсказуемый. Всё происходит линейно и безмятежно.

    3) Много лишнего. Вставлены моменты из детства героя картины, его личной жизни. Извините, но документальных фильмов типа «Неизвестный Гагарин» и так уже много.

    4) Слишком мало самого космоса. Несколько кадров с орбиты Земли впечатляют, но им ещё далеко до «Гравитации».

    5) Героический поступок Юрия Гагарина дело времени. Фильм в малой мере передает накалённое переживания руководства и ту радость соотечественников, которая настала 12 апреля 1961 года.

    Поэтому, ставлю только за идею

    5 из 10

    27 августа 2014 | 02:12

    Мне определенно точно импонирует тенденция в современной отечественной киноиндустрии, когда снимается качественное, достойное кино, которое можно смотреть и, более того, пересматривать. Только-только недавно Россия «отошла» от необыкновенной, ностальгической истории о хоккеисте Харламове, как тут же (нате вам!) ещё одна картина о не менее знаменитой личности — первом космонавте Юрии Гагарине. Это как раз тот момент, когда зритель видит, что можно снимать отлично, качественно и с любовью. В такие минуты даже веришь, что ведь могут и наши снимать для широкой аудитории и, возможно даже, заграницы.

    Каждому интересно знать через что пришлось пройти и что пережить человеку, который первый полетел в космос. В далёкое, неизведанное пространство, в котором всё чужое и «холодное». На Юрия возлагалась вся надежда, вся вера была обращена к нему и он не мог подвести, потому что это бы означало полное поражение очень многих людей, что трудились над реализацией столь масштабного плана. Что самое интересное, в картине делается акцент не только на первого космонавта, но и на всех тех, кто так или иначе задействован над проектом. Ни раз упоминает, что от простого рабочего зависит взлетит ракета или нет. Медсестры ответственны за состояние космонавтов. Главный конструктор Королёв переживает за весь процесс в целом и лично за Юру Гагарина.

    Сюжет построен так, что нас постоянными флеш беками отправляют то в ранее детство главного героя, то в юность и отрочество, то в знакомство с женой и рождение первого ребенка. Всё это напоминает, как говорят «перед смертью — вся жизнь перед глазами пролетает» и ведь почти верно: Гагарин-то отправлен на верную смерть, потому что даже самые сильные умы не знали вернется ли он живым.

    Актёры подобраны как раз соответственно своим ролям. Бросается в глаза и то, что Ярослав Жалнин очень похож на свой прототип. Если Гагарин и в самом деле был столь светлым и бескорыстным человеком, каким его показали в фильме, то этот образ удался Ярославу превосходно. Изумительная улыбка и добрые глаза — всё это скрывало себе стойкость мужество, отвагу и силу.

    «Я сделаю всё. Железно всё» — говорит Юра и реально делает, потому что он не привык отступать, он готов даже пусть и на смерть, но он ради этого жил и родился. Для него полёты, как воздух и нет ничего ближе неба. Человек шедший к цели и достигнувший её, стал примером для подражания миллионам советских людей. Его до сих пор помнят. В него до сих пор верят.

    «Гагарин. Первый в космосе» — патриотическое кино о выдающимся человеке, которого знает каждый россиянин.

    Кто летал, тем бояться нечего… (с)

    7 из 10

    12 июня 2013 | 10:28

    Редкий случай фильма, который полностью оправдывает все ожидания. Еще до просмотра ожидаешь увидеть этакую кулстори про очередного идеально-лубяного героя, за которого должна трепетать совейская гордость в душе и сжиматься потные кулачки в патриотическом порыве. Ждешь чистенькой картинки, улыбчивого деревенского простака, Коровлёва с валидолом в обнимку, «поехали», пары-тройки наигранных проблем, которые герой конечно же решает, Хрущева в украинской рубахе, Левитана, у которого «работают все радиостанции страны» и прочей «клюквы». Ждешь, и все это получаешь. Все, кроме самого космоса (но об этом ниже).

    С точки зрения пропаганды «Гагарин» — идеологически полезное кино, ориентированное преимущественно на поколение 1990 года рождения и старше, представители которого не станут смотреть «Укрощение огня», ибо уныло, серо и без компьютерной графики. Кстати, о последней. Спецэффекты в фильме выполнены отвратительно плохо. После просмотра «Гравитации», «Гагарин» производит впечатление заставок к какому-нибудь Red Allert`у, где вперемешку с живыми актерами идет довольно посредственный визуальный ряд. Компьютерная ракета выпуская компьютерный дым да пламень, летит сквозь компьютерные облака в компьютерный космос.

    Космос, кстати, показан просто никак. По большому счету, это единственное, ради чего у нормального (читай, не проеденного советским псевдопатриотизмом) человека в принципе может возникнуть желание смотреть фильм про космос. Вместо этого нам показывают 101 флешбэк из детства, отрочества, юности и чего угодно еще вообще улыбчивого Юры, дабы хоть как-то растянуть хронометраж. Конечно, легче снять как деревенская девка крутит вокруг себя деревенского поцана и орет «мама, ему нравится», чем снимать как входит в плотные слои атмосферы корабль «Восток».

    Актерский состав посредственен. Коравлёву не веришь, что он Коравлёв, Гагарину, что он Гагарин. Удивительно, но в западных ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ фильмах у создателей получалось куда лучше подобрать актерский состав, создать куда большую интригу, глубже передать атмосферу. Та же «Битва за космос» ВВС куда интереснее во всех смыслах, чем сие благолепие. А почему? А потому, что помимо постоянного заливания в уши патриотической жижи про советский героизм там присутствует пара ложек дегтя (типа сталинских «троек», последующего коравлёвского жития у параши или немецких ученых, которых сначала вывезли в СССР, а потом просто расстреляли, когда те выполнили свою работу), что делает происходящее интересным, а не постной трактовкой полувековых тоталитарных догм. Хотелось бы узнать нечто новое, а не то, что разжевано в школьных учебниках для особо отстающих и прошло через жернова министерства правды до состояния биораствора, который можно вводить публике сразу в лобные доли. Этого фильм не дает. Все потому, что не фильм это, а очередной проппакет для тех, кто читать не умеет.

    Я уж молчу про то, что создатели фильма могли просто уйти в пелевинщину, показав «как оно было на самом деле». Не поймите неправильно, совсем не обязательно ампутировать летчикам ноги (по типу Амону Ра), но развить тему «догагаринских космонавтов», оставшихся на орбите на вечное хранение или погибших при испытаниях, могли бы. Но, увы и ах, деньги выделены не на это, а кто обедает девушку, тот, как известно, её и танцует.

    В результате мы имеем типичный пропагандистский фильм (одна штука), полный унылого повествования и дешевых спецэффектов. Кино производит впечатление абсолютно скороспелого продукта, словно снятого по заказу политработников с того света. Смотреть его можно. Особенно в целях формирования политически грамотной молодежи и патриотического настроя. Рекомендуется к обязательному показу в детских домах, летних лагерях и школах. Беспартийным к просмотру не рекомендован.

    2 из 10

    p.s. Все-таки справедливость есть. При бюджете в 9,5 млн $ «Гагарин. Первый в космосе» собрал все-навсего 1,1 млн. Это полнейший провал. Впрочем, создатели фильма не сильно расстроены, т. к. заказчик доволен.

    21 октября 2013 | 19:45

    Российское правительство решительно взяло курс на создание образа «русского героя», пообещав кинематографистам в обмен на патриотичность — гос. поддержку. В новейшей истории уже были небезуспешные попытки мифологизации гениальных соотечественников: это — «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и «Легенда N17» (2013). Если байопик о Высоцком вызвал сдержанную реакцию у зрителей, то фильм о Валерии Харламове впервые доказал, что российское патриотическое кино может быть популярным. Юрий Гагарин — фигура эпохального масштаба, преодолевающая узко-национальные границы. Снимать фильм о первом космонавте — дело ответственное: провал станет очень болезненным, а успех — грандиозным.

    «Гагарин» — хорошее кино, несущее в себе простые истины, рассказывая о нелегком пути некогда деревенского пацаненка Юрки Гагарина к неизведанным космическим далям. Сергей Королев, создатель российской и мировой космонавтики, мерно прохаживается по звездному городку, как отец следя за своими сыновьями-космонавтами. Он — почти мудрец, глубокомысленно рассуждающий о наступлении «новой эры». Беда заключалась в том, что великий советский конструктор казался неживым, чрезмерно идеализированным. Заставь его поменять порядок слов в предложениях, то все бы подумали, что перед ними — мастер Йода: настолько образ Королева был сглажен и отшлифован. Почти вся «клюва» прозвучала из его уст. Это он перед стартом спрашивает первого космонавта: «Юра, ты веришь?» Помимо религиозных высказываний, Сергей Павлович позволял и антисталинские. «Пора кончать со сталинскими предрассудками», — говорит он генералу Каманину, когда тот заикнулся о том, что Гагарин во время войны жил на оккупированной территории. Все это казалось надуманным, неоправданным и неуместным, будто на твоих глазах рождался новый социалистический реализм.

    Взору зрителя открывалась ничем не прикрытая пастораль: идиллические картинки из жизни русской деревни. Режиссер прибегал к грубому параллелизму, выстраивая связь между деревенским истоком Юрки и его космическим завершением. Конечно, это великолепное сравнение, тем более, что все было именно так, но в руках режиссера Павла Пархоменко и сценариста Олега Капанца это превращалось в «квасной» патриотизм, т. е. грубый и чересчур откровенный. А некоторые крайне высокопарные реплики вызывали в зале смешки. Так, отец Гагарина говорит жене: «Детей подняли и внуков поднимем». Мол, не благодаря своей уникальности Гагарин полетел в космос, а благодаря родителям, которые его «подняли». Но ведь это и так ясно: для чего вводить эти школьные пояснения, которые превращают картину в китч?

    Юрий Гагарин, которого сыграл Ярослав Жалнин, кажется, единственный, кто справился со своей ролью, потому что наш Гагарин был именно таким — почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ, будто он появился из русской былины: добрый, искренний, вечно улыбающийся человек. Ярослав Жалнин, действительно, поразительно похож на Юрия Гагарина: такой же харизматичный и светлый.

    «Гагарин. Первый в космосе» мог бы стать прекрасной картиной, но пока это просто «хорошее кино».

    6 ноября 2013 | 16:41

    Мода на байопики разного типа приобретает в России все большую популярность. Родоначальником этой моды можно назвать, в частности, «Адмиралъ» об Александре Колчаке. Буквально в последние полтора-два года последовали «Высоцкий: Спасибо, что живой», «Легенда N17», теперь вот кино про Юрия Гагарина. Все они снимались по-разному разными режиссерами, но призваны в той или форме рассказать нам об определенной выдающейся личности в нашей истории.

    Про «Легенду N17» ничего сказать не могу, не смотрел еще. «Адмиралъ» был неплох, но сделал слишком откровенный упор на мелодраму. Гораздо выгоднее смотрелась картина Петра Буслова про легендарного советского барда при всех ее не таких уж весомых, на мой взгляд, недостатках. Фильм «Гагарин. Первый в космосе» принципиально отличается от этих работ. Режиссер Павел Пархоменко представил на суд зрителя простенькую, даже неказистую при всей ее робкой претензии на эпичность картину о жизни советского космонавта.

    Юрий Гагарин прожил, хотя и короткую (к сожалению), но весьма яркую, богатую событиями жизнь. Уместить это все в неполные час сорок минут было задачей изначально невыполнимой, поэтому создатели совершили короткую пробежку по его жизни, уделив понятное принципиальное внимание подготовке исторического полета в космос. И как по мне, даже эту короткую «пробежку» можно было сократить до минимума Ведь было ясно, что рассказать обо всем и показать все не удастся, так что практически все внимание надо было сосредоточить именно на вышеупомянутом полете, не отвлекаясь на мелочи.. В то же время признаю: этот спурт по жизни не производит в фильме отталкивающего впечатления, флэш-беки из детства и юности почти всегда к месту, за исключением пары-тройки моментов, когда ими уж слишком явно злоупотребили, перегрузив сюжет.

    Однако гораздо большей бедой стала для ленты поголовно плохая актерская игра. Понятно, что в фильмах такого типа, по крайней мере, персонажам второго плана это простительно, но все-таки это кино, и полнейшее равнодушие, отсутствие эмоций у этих героев в картине «Гагарин. Первый в космосе» просто убивает. Но и это еще полбеды. Настоящая беда — откровенная безэмоциональность и апатичность главных персонажей. Если Ярослав Жалнин хоть и с натугой, но передает переживания своего героя, то отсутствие малейшей эмоциональной искры в образе академика Королева, роль которого исполнил Михаил Филиппов, удручает. Трудно было представить себе такое полнейшее равнодушие к тому, что изображаешь на экране, у актера старой школы. Все реплики одним и тем же сухим безжизненным ровным голосом, без малейшей оглядки на конкретную ситуацию. Игра Филиппова стала для меня одним из самых больших разочарований в этом фильме.

    Об остальных сказать особо нечего ни плохого, ни хорошего, разве что неприятно удивил бесхитростно лубочный Хрущев, которого прорисовали слишком схематично.

    Еще вызывает вопросы ход отбора космонавтов. Как по мне, ситуацию тут явно приукрасили, уж слишком все чинно-благородно в отношениях между людьми, в действительности, думаю, тут присутствовало куда более грязное закулисье с интригами, клеветой, завистью и ложью, который Пархоменко сотоварищи значительно подлакировали, обойдя все острые углы. Смотрится это, однако, все равно малоубедительно.

    А вот чем фильм зацепил, так это очень удачно переданной атмосферой всеобщего душевного подъема после полета человека в космос. Это действительно стало тогда событием, прорывом мирового масштаба. А осознание того, что это сделал свой, вчера еще самый обыкновенный парень, рождало в душах людей гордость и укрепляло чувство собственного достоинства и надежду на лучшее. Как и этот фильм, вероятно, вызвал сегодня воспоминания, а также светлую грусть и ностальгию у тех, жил в эти годы и до сих пор забыл своих чувств и переживаний тех лет.

    В целом зрелище это можно было бы назвать даже неплохим, но многое свела на нет халтурная актерская игра. Поэтому

    6 из 10

    2 сентября 2013 | 20:37

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>