Мария /Изабель Аджани/ - красивая молодая девушка, после ареста мужа оказавшаяся в бедственном положении и вынужденная принять приглашение богатой пары средних лет пожить у них
Стефан /Энтони Хиггинс/ - муж Марии, продавец антиквариата, уличённый в мошенничестве и посаженный в тюрьму
Эйч Джей /Алан Бейтс/ - арт-дилер, находящийся в достаточно странных отношениях с женой; не скрывает от неё свою увлечённость другими женщинами, которые гораздо моложе его самого и его супруги
Лоис /Мэгги Смит/ - художница, настолько сильно любящая мужа, что принимает всех его демонов, не подавая виду, что «что-то не так»
Честно говоря, прочитав описание и опираясь на название фильма, ожидала, что это будет история любовного четырёхугольника с хоть каким-то оттенком добровольного обмена. Ничего подобного. История, на самом деле, драматичная, а её герои далеко не все с радостью принимают текущее положение дел.
Джеймс Айвори верен себе – перед нами вновь великолепно воссозданная эпоха и огромное внимание к деталям. Ты смотришь и даже не задумываешься о том, что это фильм, снятый совсем в другое время. Создаётся впечатление, что его создали именно в тот период, который показывают на экране.
Начало 80-х не радует сочностью и красочностью картинки, больше это похоже на полотна голландских художников, общее впечатление от которых можно охарактеризовать, как «мясной бульон». Здесь ровно та же цветовая гамма. В которой ярким пятном выделяется фарфоровая кожа и алые губы молодой и прекрасной Изабель. Боже мой, да кто бы перед ней устоял? Хотя устоять следовало бы ей...
Айвори прекрасно показал нам нравы богемы конца 20-х, с их распущенностью, отсутствием морали, бесконечными вечеринками и творческими всплесками, зарождением порнографии и внутренним нежеланием многих людей с этим морально-упадническим положением дел мириться, но вынужденным жить в этих условиях и делать хорошую мину при плохой игре.
Аджани получила приз За лучшую женскую роль в этом фильме на Каннском кинофестивале. Но, как по мне, её в разы переиграла Мэгги Смит. Да, Изабель удалось передать нервозность и даже истеричность своей героини, её страшные мысли после ощущения и осознания того, что она всего лишь очередная кукла, в которой больше не нуждаются. Но Мэгги – это нечто. Вот где нерв, вот где боль, вот где сталь – внешне – и невероятная трагедия в глазах.
Я далеко не ханжа, и если бы фильм показывал ту историю, которую я предположила по названию, вполне спокойно бы её восприняла. Но когда вокруг одного мужчины – причём, ничем не примечательного, я вообще удивляюсь, что в нём такого, что все к нему так относились – столько женщин, когда каждой он причиняет боль, когда все вокруг эту боль испытывают – ну это уже чересчур.
Мне не понравился финал. Я не совсем поняла, что сталось с Марией, предполагаю худшее – дальнейшее падение, как минимум. Отвратительно, что всё осталось ровно на той же точке, с какой началось, только, как предполагаю, на время появится новая героиня.
В целом картина мне показалась немного рвано-неровной. Но мастерство режиссёра и психологизм, с которым он к этой работе подошёл, перечёркивают все недостатки для меня.
В 1981 году Изабель Аджани получила на Каннском кинофестивале две приза за лучшую женскую роль и стала единственной актрисой в истории Канн, получившей две награды в одной номинации в рамках одного фестиваля. В отношении заслуженности награды за «Одержимую» не может быть никаких сомнений и я решил посмотреть «Квартет». Однако, пребывая в небольшом разочаровании после просмотра «Камиллы Клодель», я был настроен немного скептически в отношении этого фильма…
Мари Зелли живет со своим молодым мужем Стефаном – подпольным торговцем антиквариатом - в небольшом отеле в Париже. Через некоторое время Стефана арестовывают и приговаривают к году лишения свободы с дальнейшим административным выдворением за пределы Франции. В одночасье оставшись без денег, Мари, с согласия мужа, принимает предложение пожить некоторое время у одной пожилой британской пары. Поселившись у Хайдлеров, Мари становится вовлеченной в странную игру этой пары…
Про Париж 1920х годов, город в котором зародился сюрреализм, творили Фицджеральд и Хемингуэй, город нескончаемого веселья, любви и декаданса, было написано много книг и снято много фильмов. Джеймс Айвори также не остался в стороне от этого, сняв историю о любовном «четырехугольнике» или «квартете», кому как больше нравится.
Фильм хорошо показывает грань между хорошим и пристойным, внешней добротой и внутренней черствостью, непонимание между богатыми и бедными. Еще в начале фильма героиня Изабель Аджани говорит: «Ведь такие женщины, как Луис, у которых всегда были деньги, не понимают тех, у кого их никогда не было».
Центральной темой «Квартета» является любовная игра между четой Хайдлеров и главной героиней. Мари, с молчаливого согласия Лоис Хайдлер, переезжает к чете Хайдлеров, чтобы ее муж мог получить для себя молодую и привлекательную любовницу. Хайдлер рад поиграться с наивной и неопытной Мари, лишь бы это выглядело со стороны пристойно. В одной из сцен, после очередной ссоры, Луис просит Мари не «выносить сор из избы». «Это единственное что тебя беспокоит» - спрашивает взбешенная Мари и Луис честно отвечает, что да.
Париж показан соответственно внутреннему миру героев – обшарпанные фасады отелей в Монпарнасе, фотостудии, в которых тайно снимают порнографию, прокуренные кабаре. Второстепенный герой точно выражает одну из основный мыслей фильма: «В нынешние времена люди живут грязно. Нет традиций. Нет ничего прекрасного».
С эстетической точки зрения, Изабель Аджани прекрасно воплотила девушку 1920х. Когда смотришь на Мари Зелли, на ум приходят фотографии парижских девушек 1920х годов, настолько точно ее образ соответствует тогдашним стандартам. Играет Изабель Аджани неплохо, но ничего выдающегося на экране она не показала, в особенности если сравнивать с вышедшей в этом же году «Одержимой». Хотя сравнение игры Изабель Аджани в «Одержимой» и «Квартете» равносильно сравнению игры Лоуренса Оливье в «Комедианте» и «Спартаке».
Мэгги Смит, объективно рассуждая, сыграла намного сильнее Изабель Аджани. Ее Лоис Хайдлер получилась несчастной женой, презирающей богемную жизнь мужа, но вынужденную играть по правилам общества. Она искреннее любит своего мужа и пытается сохранить уже давно потухший брак, потакая всем прихотям своего мужа.
Подводя итог, хочется сказать, что получился средний фильм, который нельзя назвать выдающимся или провальным. Мне кажется, что Изабель Аджани дали вторую премию за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале 1981 года, чтобы дополнительно отметить ее потрясающую актерскую работу в «Одержимой».
Ни для кого не секрет, что американский режиссер Джеймс Айвори прославился, удивительно тонко и со вкусом воссоздавая на экране минувшие времена - чаще, Викторианскую эпоху.
А в этом фильме Айвори изобразил тягостную, развращающую атмосферу, царящую в Европе накануне прихода к власти фашистов. Речь идет о молодой девушке, оставшейся в Париже без денег после того, как ее молодого человека посадили на год в тюрьму. Ей берется помочь супружеская пара англичан. У них складываются очень странные сумбурные отношения, которые хоть и сыграны хорошо (особенно впечатляет Мэгги Смит, которой, к сожалению на Каннском фестивале предпочли 'божественно красивую' хрупкую, но не особенно отличившуюся Изабель Аджани), но логически совершенно не обоснованные.
Безусловно, тематика фильма отсылает к выпущенному девятью годами раньше полотну 'Кабаре'. И в сравнении с прекрасной работой Боба Фосси 'Квартет', конечно, проигрывает.
Единственное, что, как и всегда прекрасно в фильмах Айвори, это удивительно красивая музыка Ричарда Роббинса - постоянного композитора американского режиссера,- ради которой хочется продолжать смотреть неоднозначные, а порой попросту оставляющие в недоумении ленты.