всё о любом фильме:

Зеркала

год
страна
слоган-
режиссерМарина Мигунова
сценарийЮрий Арабов, Анастасия Саркисян
продюсерМарина Мигунова, Анна Каминская, Антон Златопольский
операторСергей Мачильский
композиторАлексей Айги
художникДмитрий Онищенко, Леонид Свинцицкий, Ekaterina Gmyrja
монтажАндрей Осадчий
жанр драма, семейный, биография, история
зрители
Россия  13.2 тыс.,    Великобритания  331 чел.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время130 мин. / 02:10
Лето. Крым. Последние годы перед революцией. Молодая Марина Цветаева встречает гимназиста Сергея Эфрона. И только она знает, что эти отношения оба пронесут через всю свою жизнь.

Действие фильма происходит в разных странах и городах — в Москве, Париже, Праге и Коктебеле. На фоне эпохальных событий в мире развивается чувственная история отношений мужчины и женщины. «Зеркала» — это отражения великой Цветаевой в ее возлюбленных — муже и любовниках.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (24)
ожидание: 85% (439)
Рейтинг кинокритиков
в России
56%
5 + 4 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3745 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вот и мы с мужем и приобщились к независимому кинематографу. На микрофестивале в нашем городке пошли смотреть фильм о Марине Ивановне Цветаевой.

    Фильм состоит из нескольких новелл, «глав», изображающих поэтессу в разные периоды ее жизни, я бы сказала даже, главные этой жизни «вехи» обозначающих, поскольку такую чудовищную и громадную, полную событий, чувств, потерь и несбывшихся надежд жизнь нельзя рассказать иначе, чем лишь слегка обозначив, ведь в любую длительность фильма и талант режиссера не вместить подобное.

    Я Цветаеву очень люблю с детства, еще в 3м классе на выпускном читала ее стихотворение «Книги в красном переплете» и всегда воспринимала ее, как великую, даже в 9 лет, ничего еще не зная о ее пути. Так вот, исходя из того, что я ее люблю, нетрудно понять, что фильм мне понравился. Ведь сам факт того, что режиссер снимает о поэтессе, к тому же столь неоднозначной и «скучной» для продюсеров и прокатчиков, о чем сама Марина Мигунова нам рассказывала в беседе, — это уже подвиг. Лютый подвиг в нашей стране дебилов снять кино о ком-то пылавшем, страдавшем, величественном в своем страдании, о ком-то, кто писал стихи, которые никогда не сгорят, не исчезнут, не уйдут, снять кино по сути в никуда, просто потому что никак было не деться от этого желания рассказать о ней, кино для горстки людей, которые читают стихи Цветаевой и знают ее биографию, то, через что она прошла и сочувствуют и сопереживают.

    Очень спорный момент о сходстве актрисы с прототипом. Зрители во время обсуждения в зале говорили, что очень похожа Виктория Исакова на Марину Ивановну, но это уж скорее оттого, что и гример и костюмер были педантичны, кропотливы, а также оттого, что их, зрителей, проняло кино (и это хорошо). На самом деле нет, совсем не похожа, слишком красива актриса, но это наоборот даже лучше, ведь почему бы не приукрасить, не превознести этот гений, сделать ее красивее, чем ее фотографии, чтобы у тех, кто никогда ее не читал и читать, может, не будет, все равно осталось впечатление светлое и сильное. И все же, вопреки мнению старушек, могу сказать, что фильм о великом писателе или поэте нельзя и прямо-таки даже противопоказано смотреть, если ты не знаком с его творчеством. Потому что когда ты видишь кино о любимом или, как минимум, знакомом тебе писателе, в игру актеров и сюжетные перипетии вплетается твоя собственная нотка, собственное понимание, в фильме видишь отражение собственных мыслей и чувств, вызванных в свое время стихами.

    Беда только с нашими зрителями. Правду говорят, что мы, северяне, отмороженный народ. Стоит режиссер перед битком набитым залом по окончании сеанса и распинается. А народ сидит, шуршит пакетиками и не понимает, почему не пустили домой. Кино бесплатно показали, я пришел, посмотрел — а что еще?! Никто ни спасибо не сказал, ни вопроса ни единого не задал. А те, кто, может быть, и хотел бы, так те постеснялись. В общем, карелы мы, что с нас взять!:)))

    18 февраля 2014 | 23:19

    Так уж случилось, что есть кино на котором зарабатывают деньги, и есть кино которое снимают во имя искусства, так сказать. К которой категории отнести этот фильм я не знаю. На артхаус не тянет по вполне понятным причинам — полотно в традициях реалистического кинематографа, с линейным повествованием, доходчивыми диалогами, обычными «жизненными» проблемами, ну и небольшими модными сюрреалистическими фишечками (вроде палача выходящего из зеркала, или огромной белой лошади над церковью). С другой стороны назвать этот фильм массовым тоже не получается — маловато экшена в кадре, есть несколько довольно нудных провисов по темпо-ритму, повествование организовано таким образом, что нужно быть хотя-бы в курсе биографии Марины Цветаевой, не говоря об остальных, не менее интересных исторических персонажах, что для массового зрителя является довольно специфической темой. Что же касается непосредственно того, что происходит на экране — нельзя не отметить выдающуюся игру Виктории Исаковой, также Роман Полянский не плох, остальные почему-то не запомнились то-ли играли скучно, то ли в сценарии не хватило драматурги для всех персонажей. Вообще, мне кажется, что самым слабым местом фильма является сценарий. Поскольку это в первую очередь драматургия давайте зададимся вопросом — как меняются герои фильма следуя по сюжетным коллизиям? Что мы видим в начале — инфантильных, неприспособленных к жизни Марину Ивановну и Сережу. Что видим в конце — тоже самое. Не вдаваясь в детали видно, что герои почти не меняются за 30 лет, только стареют. Однако благодаря хорошей актерской игре Исаковой, отлично подобранным — костюмам, гриму, хорошей выгородке в кадре, эти огрехи сценария не так бросаются в газа. Я смотрел фильм с интересом, и считаю что этот фильм стоит посмотреть, особенно женской части аудитории, которой кстати и было подавляющее большинство в кинозале где я смотрел этот фильм.

    6 сентября 2014 | 12:57

    Странно, фильм о любимой Цветаевой, а сказать практически нечего. Развожу руками…

    Знаете, как Цветаева откликнулась на смерть любимого поэта Рильке? Она, до крайности взволнованная, сказала Марку Слониму, принесшему ей эту весть: «Я его никогда не видела и теперь никогда не увижу». После просмотра фильма Марины Мигуновой хочется произнести те же слова. Я ее никогда не увижу… «Зеркала» доказали, что Цветаеву в кино показать невозможно, неосуществимо это. В поэтической рефлексии Марины о смерти Райнера очень нравится мысль: «Есть ты — есть стих: сам и есть ты — Стих!» Мнится мне, Цветаева тоже есть стих, подчас вожделевший бумагу более чем жизнь. И говорить о ней можно лишь стихами. И слезами…

    Визуализация не то что бы все портит (Исакова — прекрасная актриса, и срывы, и непокой, и полеты во сне и наяву — все может дать), просто стихи, как и музыку, практически нельзя сыграть. Копии выходят именно копиями, пусть и щадящими оригинал. Видимо, поэтому все образы фильма «Зеркала» недоживы и недомертвы, словно тени теней. А от Цветаевой должно захватывать дух, потому что дух ее был всегда захвачен. И мир ее — предельность крутых высот и столь же крутых спусков. Причем падая — она взлетала, а взлетая — падала. В ее лексиконе и характере — бездна гипербол и превосходных степеней (пуще, слаще…). Она — воплощенная жажда «еще всее сказать» — голову сломаешь, как это, и все же она так могла, потому что всё сказать — это для нее слишком мало, лишь «всее» — в самый раз. Цветаевские смыслы идут горлом, словно лавина, землетрясенье и обвал вместе взятые. «С целым морем… целой мною!» — автопортрет лихой, как «Нате!» Можно это показать камерой, париком, прилежной стилизацией под эпоху и тонной легковесных аллегорий? Лестница, непослушные часы, зеркало, плаха с топорами, бабочка эта вездесущая, наконец… Стоит ли окрыленность иллюстрировать крыльями?

    Есть и еще одно обстоятельство, почти непереводимое на язык кино. Цветаева жила… не в жизни. Это не просто романтическая отрешенность от реальности: «Нет ни жизни, нет ни смерти, — третье, //Новое». Вечность… Только она ей «по плечу и росту». Все вокруг — «люди времени (вечного недохвата его)», а она послана в мир жить и умереть для нашего «породнения» с Вечностью. Про Райнера Марина сказала: «Духовидец? Нет. Ты сам был дух. Духовидцами были мы». Вот и ее образ не должен становится осязаемым, как не могут быть осязаемыми дух и поэзия. Мало у каких режиссеров получалось выразить души, отвязав гирьку плотского начала, сбросив «кожаные ризы» (Тарковский, Бергман, Сокуров, Звягинцев); причем сделать это тонко, не пользуясь бронебойным приемом антитезы, когда резко рассогласованы душа и быт, «кляксы безобразных прозаизмов» (Н. Гумилев), мелкие некрасивые подробности жизни. Изобразить цветаевскую «жизнь духа и в духе» у Мигуновой не получилось, то, как она несла крест поэзии — тоже. В «Зеркалах» есть логика, есть факты, есть доказательства, есть версии (кончины, например), но нет чуда, дара высокого и светлого, как небесное знамение. Судьба Цветаевой испещрена знамениями — кровоточащими стигматами избранности. Стигматы эти в фильме смотрятся уродливо, словно сквозь лупу, доводятся до гротескно однозначной ясности, как бледный конь и красное одеяло.

    В игре Исаевой нет стигматов, лишь слышна дрожь приближающейся истерики (не фатума). К тому же ее Марина Цветаева в фильме неуемно торжественна, высокопарна. Впрочем, громкие слова, словно в неумелой трагедии, то и дело срываются с уст и других героев. Все время педалируется затаенная жестокость Цветаевой, хотя точнее, честнее, мудрее было бы отталкиваться от другого — от «искалеченной нежности» (Б. Пастернак), сердечности и доброты.

    Когда-то Гумилев иронично заметил, что А. Блок то безумно тоскует о Прекрасной Даме, то безумно хохочет над нею. Вот и с героиней «Зеркал» во время просмотра выходит похожее. Влюбленная в Цветаеву Мигунова, безусловно, не желает этого, потому ее кино — явный пример «нашей, до смертного часа, косолапости в любви», а также доказательство правоты Цветаевой в ее знаменитой «Ошибке»: «Нельзя мечту свою хватать руками, //Нельзя мечту свою держать в руках!» И ловить зеркалом тоже…

    P.S.

    «Лучшая победа над временем и тяготеньем — это вычеркнуться из зеркал…» Марина Цветаева.

    P.P.S.

    Во всех неподписанных кавычках — слова Марины Цветаевой.

    31 января 2016 | 14:57

    Положи меня, как печать на сердце твоё,
    как перстень на руку твою,
    ибо крепка, как смерть, любовь…
    / «Песнь песней»/

    Это кино в первую очередь интересно как описание основных переломных моментов в жизни Марины Цветаевой: 1911-й год — Коктебель, знакомство с молодым гимназистом С. Эфроном; 1922-й год -Чехия, приезд к мужу, знакомство с будущим любовником К. Родзевичем; начало 30-х — полунищее существование в Париже; конец 30-х — приезд в СССР с сыном, жизнь на даче НКВД; начало 40-х -эвакуация, переезд в Елабугу, смерть.

    При этом стоит помнить, что «Сценарий фильма не противоречит фактам биографии поэта, но все сцены вымышлены», — как сказал режиссёр фильма в одном интервью.

    Некоторые острые моменты в «Зеркалах» не выражены, например, трагедия Цветаевой из-за разрыва с Родзевичем, так красочно описанная в «Поэме конца», в фильме сведена до «попили кофе-разошлись».

    Сцена, где муж застает жену и любовника, и последующий диалог видится сценарным «перегибанием палки», а рисованная вставка гигантского белого коня-видения, возникающего на горизонте (клишейный предвестник смерти), кажется грубой и нелепой.

    Финальная сцена — самоубийство Марины, так и вовсе выглядит в контексте фильма как «рояль в кустах»: уж очень оно внезапно, суетно и поспешно.

    Словами «Есть лишь убийства на свете, запомните. Самоубийств не бывает вообще» Е. Евтушенко заканчивает свое стихотворение «Елабужский гвоздь».

    Создатели, желая акцентировать внимание зрителя на вышеуказанной мысли, спускают картину с «биографических рельс»: Цветаева получает известие о расстреле родных, что и толкает её к верёвке. Предсмертной записке сыну, той самой, места в фильме не нашлось. Может потому, что по факту в момент её написания муж и дочь ещё были живы.

    Но на всё это ещё можно как-нибудь закрыть глаза и пропустить, ведь самое непростительное в «Зеркалах» — в другом.

    Да, здесь попытались максимально достоверно показать жизненный путь Цветаевой, передать драматизм ее нелёгкой судьбы, но образ её самой получился плоским и однобоким.

    Несмотря на хорошую игру актрисы Виктории Исаковой, в фильме нет Цветаевой-поэта, творца, хоть и непостоянного, но влекомого любовью, а есть Цветаева — деспот и самодур, тиранящая своих близких так, что весь фильм невольно сочувствуешь её окружению.

    «По существу же действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала лицами» — эти слова из «Повести о Сонечке» — по сути, эпиграф ко всей жизни поэта.

    Любовь нитью Ариадны сшивает её Жизнь с её Поэзией.

    И если её Поэзия в фильме изредка мелькает, то её Любовь всё время остается за кадром. Не разглядеть её здесь ни в отношениях с мужем, ни с любовником, ни с детьми.

    Именно поэтому «Зеркала» выглядят неживым Големом, которого слепили вроде бы хорошо и правильно, но главное вложить забыли.

    6 из 10

    1 декабря 2014 | 13:02

    Расстояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав

    Жизнь этой великой женщины была столь же надрывна и порывиста, как и стихи, которые она писала. Она — Марина Цветаева, и нет никого, кто не знал бы её имени.

    В 2013 году режиссёр Марина Мигунова, в послужном списке которой значится сериал «Леди Бомж» и парочка фильмов о непростых буднях жителей мегаполисов, сняла кинокартину «Зеркала» на основе биографии Марины Цветаевой. Перед просмотром фильма были некоторые опасения — творчество Цветаевой столь любимо еще со школы, что хочется честного и достойного подхода к делу со стороны актёров, режиссёра и прочих. Сюжет фильма «Зеркала» начинается с побережья Крыма, где Марина Цветаева (Виктория Исакова) знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном (Роман Полянский). Говорит ему без обиняков: «Я всегда такая, плохая и скверная. Другой не ждите». Это был 1911 год. Так, драгоценный и спокойный. Лежите, взглядом не даря. Но взглянете — и вспыхнут войны. И горы двинутся в моря.

    Вместе с начальными титрами мы видим кадры кинохроники: вещает вечно живой Владимир Ильич, войска солдат идут вершить справедливость, разрушать привычные устои. Погибают люди, но кого это когда-либо волновало? Следующий фрагмент — 1922 год. Дочке Ариадне (Але) уже десять лет. Актриса Наташа Кудинова невероятно похожа на маленькую Алю Эфрон — такой же типаж. Однако зрителей ожидал некоторый шок — автору сложно представить, что Марина Цветаева была неласкова к дочери. За плечами осталась революция, отношения с Софией Парнок — «первая катастрофа в ее жизни». В приюте умерла от голода ее дочь Ирина. Все эти события сказались на эмоциональном состоянии Марины Цветаевой. С точки зрении биографической основы, фильм «Зеркала» не скажет вам ничего нового. Если кто-то в свое время интересовался историей жизни Марины Ивановны Цветаевой, тот знает факты, демонстрируемые на экране. И все же тем, кто работал над фильмом, удалось показать глубинные черты этой незаурядной личности. В споре с сыном Муром, который предлагает выбросить из дома бумажный хлам, Марина Цветаева восклицает, что в своё время готова была отдать кусок хлеба за клочок бумаги, чтобы иметь возможность писать, чтобы отражать на бумаге боль и радость, свои душевные переживания.

    В зрительном зале в основном были взрослые люди. А хотелось бы чтобы на показ пришли молоденькие девушки, которые считают себе поэтами и слагают стихи в стиле: а он такой, а я такая, а мы с ним такие. Поэтами не становятся, ими рождаются, и можно лишь развивать своё дарование. Спасибо всем создателям фильма «Зеркала» — получилось красиво и искренне.

    26 мая 2014 | 20:06

    Марина Цветаева — мой любимый поэт Серебряного века, только ее стихи мне практически полностью близки, пускай и не близка она сама и ее жизнь. За пять лет своего увлечения Цветаевой я прочла многие биографии о ней и т. д, наиболее сильное впечатление произвела книга Л. Бояджиевой «Марина Цветаева. Неправильная любовь», которая по своему сюжету, кстати, очень близка к данному фильму, только, конечно, гораздо подробнее и полнее рассказывает о жизни этой великой и гениальной женщины.

    Сам же фильм намного короче и показывает лишь некоторые события из жизни Марины и ее семьи, однако в данном случае это хорошо — при просмотре не ощущается никакой затянутости, два часа пролетают незаметно. Только слишком уж быстрый перенос событий на мой взгляд — первые десять минут нам показывают Марину 20-летней девушкой, а затем уже спустя десять лет, потом еще десять, и еще… И возникает вопрос: а что же происходило во время этих промежутков? Неужели ничего важного и значимого?..

    Насчет исторических точностей фильма: большая его часть правдива, но кое-где опять же сквозит откровенная «отсебятина», вроде сцены, когда Эфрон застает голыми свою жену и любовника и никак почти на это не реагирует или когда потом пьет вместе с Родзиевичем и обсуждает Марину. И уж конечно, в действительности никакого сотрудника ЧК в белых ботинках перед своей гибелью Марина не видела, да и Эфрона расстреляли уже после этого, в середине осени, а не летом. А если это подразумевалось как видение женщины, доведенной почти до сумасшествия, то как оно могло выключить плиту?

    Однако в остальном фильм прекрасен, он очень сильный и яркий, эмоциональный до предела. И в большей степени обязан этому исполнительнице главной роли Виктории Исаковой, на которой вся картина и держится, остальные герои просто блекнут на ее фоне. Не скажу, что представляю реальную Цветаеву именно такой, но образ передан хорошо. А настоящая Марина есть лишь на страницах своих тетрадей со стихами и прозой, как известно…

    Из остальных актеров никто особо не впечатлил: Эфрон и Родзиевич получились не слишком удачно: один совершенно безвольный и инфантильный подкаблучник (впрочем, настоящий Сергей и был близок к подобному ничтожеству), другой этакий ловелас, но не более того. Порадовала только исполнительница роли Ариадны в юности, сходство получилось очень хорошим, если сравнить фотографии. А вот Мур вызывал здесь только негодование: да, сын Марины не отличался мягким характером и часто спорил с матерью, однако после ее смерти так и не смог себе простить, что оставил ее в тот день одну и долго винил во всем себя. Здесь же этого не показано, только его циничное желание сжечь весь архив матери, чтобы не обнаружились запрещенные бумаги вдруг.

    Но в остальном у меня нет претензий к «Зеркалам», этот фильм подходит всем, интересующимся творчеством и жизнью Марины Цветаевой — после просмотра так и хочется в очередной раз взять в руки томик ее стихов и перечитать их, так как в них — вся ее жизнь и душа.

    7 из 10

    27 января 2016 | 17:36

    Замечательный фильм. От «документальности» уводит игра гениальной актрисы. Я отметил её ещё с «Острова» П. Лунгина. Очень точно выбрана для этой роли. Помимо внешнего сходства с поэтессой, несмоненна родственность духовная. Удивительно, но она также похожа и на Ахматову — лишь представить нос с горбинкой.

    Марина Цветаева — Психея, воплотившаяся в теле женщины, следующая внутреннему голосу с чутьём хищника. Не выносящая лжи. Сама неуловима и непонятна миру мамоны.

    «… быть как стебель и быть как сталь
    в жизни, где мы так мало можем
    шоколадом лечить печаль
    и смеяться в лица прохожим»

    Символ Психеи — бабочка, севшая на плечо Эфрона в тюрьме сразу после самоубийства.

    Ещё одна ключевая фигура — Борис Пастернак. Е. Князев, имхо), мало похож внешне на него, однако ирга понравилась. Задача тяжелейшая — сыграть Пастернака, зная историю и последствия его телефонного разговора со Сталиным и, вообще, его жизнь и гипертрофированную совесть

    Единственно, немного смутила концовка фильма, где Цветаева, узнав о смертной казни мужа, моментально! (как ей подходит это слово!) прерывает свою земную жизнь. Ведь она предварительно написала предсмертное письмо, где упомянула сына.

    Но эта моментальность убедительна

    16 мая 2015 | 20:34

    В словах и поступках окружающих ее людей, как в зеркалах, отражалась трагическая судьба Марины Цветаевой. В ее судьбе отразилась гибель Серебряного века, а в нем и всей старой России. Сотканный, словно из лоскутков отдельных эпизодов жизни поэта (Цветаева не любила слово «поэтесса»), фильм Марины Мигуновой тем не менее создает достаточно целостный образ сложной творческой личности. Некоторая незавершенность, но в тоже время четкость смыслового посыла большинства эпизодов фильма отражает фирменный стихотворный почерк Цветаевой, ее обнаженную кричащую правду в каждой строке.

    Серебряный век, с его символическими аллюзиями на античность и другие прошлые века, проникнут декаденством — словно предчувствием скорой гибели всей старого уклада жизни. И в поставленном на крымском берегу любительском спектакле «Медея», где мы впервые на экране встречаемся с Цветаевой, отражается будущая судьба революционной России, убившей своих детей. В пронзительном самообличающем монологе Пастернака, показана вся отечественная интеллигенция, сломленная культом личности, вынужденная предавать друг друга, чтобы выжить самим. Посмотрим вглубь мутной реки советской литературы, текущей по велению партии в единственно правильном русле, и увидим там русского писателя Фадеева, творца знаменитой «Молодой гвардии», в качестве председателя союза писателей СССР травившего своих коллег — Ахматову, Платонова, Зощенко! Вспомним Твардовского, отца национального литературного героя «Василия Теркина», который не давал печататься в своем журнале «Новый мир» Солженицыну. Нет, Пастернак никого не травил и не ограничивал в творчестве, но не равняется ли молчание, равным вышеперечисленному, когда требовался голос в защиту Мандельштама. Каждый имеет право защищать свою жизнь, и поступок Пастернака сложно оценить однозначно. Времена были страшные. Еще одной интересной находкой считаю сравнение той России, в которую возвращается Цветаева с сыном, с общим вагоном, где все едут фактически друг на друге, с домашними животными, гармошками, бранью, смехом и облаками папирос. Но думается мне, что так можно было символизировать страну в 20х годах, но не во второй половине 30х, когда СССР встал на ноги, словно колосс.

    Большая часть фильма посвящена годам, которые Цветаева провела в эмиграции и, наверное, это правильно, для отражения несгибаемой воли к творчеству, к жизни. Удивительно, как среди рутины неустроенного эмигрантского быта, бедности, семейных ссор, душа ее, огрубев, все же не очерствела и за мытьем посуды, полов, готовкой скудной еды, Цветаева продолжает мыслить аллюзиями на древнегреческие мифы. Испытывая неутомляемую жажду в самовыражении, она, как и героиня ее стихотворения — Жанна дАрк, стоит перед сборищем ненавидящих ее людей, но все же пытается донести им свою израненную душу. Эмигрантская среда, вместо того, чтобы объединиться за границей и помогать друг другу, ненавидит тех, кого считает недостойными их круга, тем более, если люди замешаны в связях с резидентами советской разведки.

    Можно ли сказать, что Цветаева не любила Эфрона, ссылаясь на ее многочисленные измены? Нет. Творческие личности нельзя мерить одной меркой с обычными людьми. Цветаева, как может, защищает мужа перед французской полицией и как жены декабристов, следует за ним в Советскую России, навстречу гибели, которую предчувствовала. А измены? Радзевич, Софья Парнок… Поэтам постоянно нужно испытывать бурю чувств — радости, разочарования, надежды, утраты, потому и связи их многочисленны. Семейный очаг тих, а для стихов необходима буря. Хотя, конечно, для обманутых мужей (или жен) это не оправдание. Но что поделаешь, поэт — сложный человек.

    Замечательно сыгранный Романом Полянский Сергей Эфрон — почти радикальный образ русского интеллигента, почти юродивый в своем благородстве, скромности, терпеливости и беззащитности. Поступки его нам вряд ли понятны, возможно, они не понятны были и его современникам, да даже и его жене. Его, такого доверчивого, вдохновляющегося, нагло обманули и. заманив в Союз, жестоко убили. Для чего? Чем он мог помешать бонзам партийной верхушки? Ладно там белый генерал Кутепов, создавший заграницей боевую организацию для подрывной деятельности в СССР, и потому нашедший свою тайную смерть о рук советской контрразведки. Но Эфрон, переводчик и литератор?!

    Напоследок хочется отметить, как почти поэтически был поставлен в кино трагический финал в Елабуге. Отойдя от тяжелых социальных предпосылок, режиссер подала Цветаевой самую поэтическую подоплеку ее самоубийства. Она, словно облеченная даром пророчества, открывает дверь призраку из прошлого, который сообщает ей о гибели мужа, а на самом деле Эфрону предстоит погибнуть через некоторое время. Утратив свою половину, она, возможно боясь и за сына и за свои мучения в застенках Лубянки, шагает под петлю.

    Не осталось могилы Цветаевой, но остались ее стихи, живые, хлесткие, пронзающие душу. Спасибо фильму «Зеркала», благодаря которому, поэт Цветаева сошла со страниц книг и мы узнали Цветаеву — человека. В ее судьбе, как в зеркале отразилась судьба России.

    Идет по луговинам лития / Таинственная книга бытия/ Российского — где судьбы мира скрыты -/Дочитана и наглухо закрыта./ И рыщет ветер, рыщет по степи: — Россия! — Мученица! — С миром — спи!

    10 из 10

    28 октября 2014 | 19:20

    Каким должен был фильм о поэте? Биографически точным или вымышлено-прекрасным? Чем живёт поэт? Мужьями-детьми-любовниками или своими стихами? Зачем снимать о поэте? Чтобы все знали, в каком году он родился и умер, или чтобы снова начали читать?.. Пожалуй, в мире можно по пальцам пересчитать удачные картины о творцах, и поднять творческий путь Цветаевой было непосильной задачей для современного российского кино. Признаться, я никогда не обладала достаточными фактическими знаниями о жизни поэтессы — да и не хотела вмешивать весь этот сор в страстную, непостижимую лирику, которая не горит в горниле времени. Но любопытство взяло верх, надежда раззадорила духовный голод, и ностальгия по школьным временам обернулась наивным ожиданием чуда…

    «Зеркала» — проект с говорящим названием, созданный не вскрыть, а отразить. Единственный ключ к сердцу поэта — его стихи, но Мигунову не интересовали закрытые двери, её манила лишь игра света и тени в кривых поверхностях окружающих Цветаеву людей. Эфрон, Родзевич, Аля, Мур — да, все они были в её жизни, все они видели её по-разному. Прекрасная возлюбленная, неверная жена, взбалмошная истеричка, безответственная мать, жестокий воспитатель, ржавый винтик ушедшей эпохи… Ах, зачем же?.. Да, история биографически верна: первая любовь, эмиграция, бедность и лишения, стихи «в стол», нерадостное возвращение на родину, суицид. Но где же?.. Да, Виктория Исакова обладает портретным сходством, и играет неистово, талантливо. Но играет женщину, а не поэта. Пусть женщину во многом необычную, свободолюбивую, увлекающуюся — но всего лишь женщину.

    А зачем нам женщина в Марине Цветаевой? Марина Цветаева — не человек, она вечность, она сущее, она дух. Её земная оболочка, её мирская жизнь суть прах и пепел. По венам её стихов течёт кровь, а вот страницы биографии давно изъедены молью. Мигунова тратит два с лишним часа на хронологию событий, заставляет Исакову говорить с надрывом и раздеваться, обставляет главную героиню зеркалами второстепенных персонажей… Но всё это ни к чему, всё это пустое. Цветаева-поэт существует на экране лишь в двух сценах: «мой письменный верный стол», плахой распростёртый под головой, и «белая лошадь», дурным предзнаменованием выросшая на горизонте. Время от времени, конечно, звучат её стихи, но звучит не то и не так… Цветаеву вообще очень трудно прочитать вслух, и истеричный грудной голос Исаковой или грубый, некрасивый тембр Мошковой — не самое лучшее ей обрамление.

    Что обидно — драматические составляющие картины неплохи. Актёры не позволяют в себе сомневаться, сценарий прописан от одной хлёсткой реплики до другой, к визуальному воссозданию эпохи не подкопаешься. Если забыть, что фильм посвящён Цветаевой, можно даже получить удовольствие от страстных речей, от непереведённых диалогов (пора доставать свой французский словарь), от страданий, живописуемых на экране. Но имя главной героини («Марина!», «Марина Ивановна!») каждый раз больно бьёт обухом по голове и возвращает к реальности. Если творчество вырастает кустом рябины на ржавой крыше, то незачем анализировать жизненные свойства дерева. В веках останется лишь горький вкус ягод и семена мыслей, а ствол надломится при первой же грозе.

    6 из 10

    20 августа 2014 | 13:45

    В советское время Марина Цветаева была под запретом, сегодня ее решили обмарать в грязи. Лучше уж под запретом, чем так…

    Из великой поэтессы сделали неврастеничку, с сильным характером, помыкающую несчастными мужчинками.. Стихов в фильме минимум, грязного пастельного белья — максимум. То есть все важное вычеркнуто, все ничтожное дофантазировано и обсмаковано… Родзевич был ловеласом и красавцем, работающим на НКВД, а не простачком, которого Марина Цветаева охмурила. По его словам, у них была страсть с первого взгляда. Сын родился через год после его отъезда из Праги. В фильме же утверждается, что он его сын, без каких-либо сомнений.

    Любовь Марины Цветаевой к России упущена совсем, ее неспособность жить в эмиграции, как следствие это любви, тоже. О России упоминается только в сочетании с разбавленным спиртом… Белоэмигранты и евразийцы свою борьбу в эмиграции посвятили разбавленному спирт — вот оно что! За что России еще любить, таки да? Один сплошной спирт и ничего кроме. Ну это ВАШ уровень, господа фильмомейкеры, а не наш и не России!

    Марина Цветаева является одной из самых любимых поэтесс в России, и так плеваться в людей её любящих, ну это тупо, как минимум.

    13 апреля 2015 | 13:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>