всё о любом фильме:

Под электрическими облаками

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Герман мл.
сценарийАлексей Герман мл.
продюсерАртем Васильев, Андрей Савельев, Рушан Насибулин, ...
операторСергей Михальчук, Евгений Привин
композиторАндрей Суротдинов
художникЕлена Окопная, Петр Багаев
монтажСергей Иванов
жанр драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  18 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время137 мин. / 02:17
Номинации (1):
Действие фильма происходит в 2017 году. Мир находится в ожидании большой войны. Герои фильма живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют «лишними людьми». Это история об их жизни, преодолениях и борьбе. Это также история одного недостроенного здания, вокруг которого оказались разбросаны их судьбы.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.30 (431)
ожидание: 97% (1637)
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
16 + 1 = 17
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм находился в производстве более пяти лет и был отобран в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля еще до завершения монтажного периода.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 282 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Долгое время на Алексея Германа-младшего русские критики возлагали серьёзные надежды, считая его достойным представлять кинематограф России на европейских смотринах. С последнего полнометражного опыта режиссёра, однако, прошло уже целых семь лет. Связано это с творческим кризисом или поиском инвесторов, готовых вложиться в заведомо убыточное предприятие, сказать сложно. Однако, в феврале 2015-го года долгострой «Под электрическими облаками» попадает в основной конкурс на берлинском кинофестивале и получает Серебряного Медведя «за выдающиеся художественные достижения». Пора говорить о триумфальном возвращении?

    Начать рассуждение о фильме разумно с закадрового текста, объясняющего настроение и набор персонажей, выбранных Германом в качестве опоры для столь шаткой кинематографической конструкции. «Во все времена были да и есть люди, которых когда-то называли «людьми лишними»… Их часто не любят, объединяют по тому или иному признаку, но ведь как-то так устроено, что ничего в мире без этих «лишних людей» и не происходит. Без них не может быть картины мира, страны и времени». Не стоит питать иллюзий о способности режиссёра заполнить нарративный вакуум подлинными героями нашего времени. Круг избранных Герман очерчивает «невероятно модным, но бессмысленным» архитектором, честолюбивым экскурсоводом в костюме гусара, флегматичной юной наследницей империи миллиардера и другими ещё менее заметными фигурами. Фиксация Германа на ипохондриках, очевидно, симптом его личной истории болезненных отношений с миром. Персонажи — лишь бесконечные вариации автопортрета, за которыми тяжело усмотреть контуры зрелой личности. Автор проводит зрителя за руку через слабо связанные главы в попытке вызвать у него симпатию и сочувствие к рефлексирующей интеллигенции. «Они такие разные, такие интересные и особенные», — мягко, но настойчиво вещает режиссёр, блуждая оком кинообъектива по мелькающим маскам, за которыми нет и намёка на индивидуальность. У случайных посетителей кинотеатров, в отличие от русскоязычных профессиональных критиков, нет нужды скрывать неловкость за принуждённой улыбкой, наталкиваясь от сцены к сцене на плоские, невыразительные и, что хуже всего, неотличимые друг от друга характеры. Скептики, чьё мнение не обусловлено фактом личного знакомства с режиссёром, готовы поставить неутешительный диагноз: «Под электрическими облаками» не более чем экзальтированная пустышка.

    Технические находки лишь маскируют тематическую несостоятельность фильма и неспособность автора проекта придать набившего оскомину вопросу частичку той глубины, на которую были способны, например, выдающиеся литераторы XIX века. Тем не менее, тщательно проработанный визуальный ряд заслуживает похвалы: именно благодаря совмещению осенних образов «совковой» России с кислотными красками создаётся эффект мучительно безнадёжного будущего. Постыдно глупый сценарий, напротив, слишком буквален и прямолинеен, он не заполняет жизнью экранную вселенную. Герман-старший в двух своих последних работах выступал в роли архитектора чудаковатых, мрачных и пугающе детализированных миров. Сын бледной тенью следует за отцом, но ему не хватает таланта, чтобы выйти из-под влияния незыблемых авторитетов советского кино, сохранив при этом устойчивый интерес к себе со стороны фестивальной публики. Манипулирование эстетикой лёгкого безумия — признак нулевой результативности затянувшегося поиска новых художественных приёмов. Под электрическими облаками не находится места для оригинальных находок, но здесь легко наткнуться на безыскусную попытку скопировать чудаковатую гармонию случайных фраз из наследия Киры Георгиевны и Алексея Юрьевича, или атмосферу, присущую притчам Андрея Арсеньевича. Фигура Алексея Алексеевича Германа начинает терять свои очертания, медленно оборачиваясь зыбким призраком усталого киношамана, совершающего свои обряды скорее по инерции, чем из чувства внутренней непреодолимой потребности. Режиссёр изводит себя бессмысленной и натянутой откровенностью, отчаявшись в попытках произвести впечатление. За поэтическим надрывом не скрыть очевидного: важна не только идея, неплохо бы обладать уникальным взглядом на действительность и способностью выразить мысли посредством языка кино.

    27 сентября 2015 | 02:42

    Как бы ни было тяжело найти сей фильм в кинотеатре, и как бы ни было легко в интернете, но, увидев восхитительную в своей лаконичности вырезку из отзыва The Hollywood Reporter о безупречности визуального ряда, я однозначно решил поддержать русско-польско-украинского производителя (Русского, благодаря Герману, здесь более всего) и сходить-таки в кинотеатр, не брезгующий показом артхаусного фильма.

    В предисловие замечу, что в российском кинематографе, а точнее, в лучшей его прослойке, то ли под действием кризисной ситуации конкретно в России, то ли из-за какого-то общественного настроя во всём мире, то ли из-за постоянной меланхоличности интеллигенции, представители которой, зачастую, и снимают артхаусное кино, наблюдается явная тенденция к съёмке фильмов, выносящих отнюдь не утешительный приговор нынешнему общественному устрою. «Дурак» критикует, по большей части, бюрократию и власть, «Левиафан» — всему русскому обществу, не только одну илиту, из-за чего некоторые обвиняли Звягинцева в русофобстве, а «Под электрическими облаками», скорее всего, по задумке автора и не был призван критиковать крупные социальные институты, поскольку почти сразу нам дают понять, что кино это «не о простых людях», а о людях «лишних», коих в нашем, да и, впрочем, и любом обществе неоспоримое меньшинство, но у него это всё равно невольно получилось.

    Пусть центральными героями фильма и получились «лишние люди», которых закадровый голос сопоставляет с Печориным, Онегиным и Чацким (Хоть в итоге никто из героев на оных и не оказался похож), но жизнь их, естественно, как и в первоисточниках, невозможна без людей простых, которые, по версии фильма, являются лишь инструментами в руках «лишних» относительно исторического прогресса, рассуждений о котором, кстати говоря, побольше, чем в самом эпическом произведении Льва Толстого, упоминаемом, что интересно, в самом фильме. Таким образом Герману всё-таки приходится вводить персонажей второстепенных и третьестепенных, и тут он делит всех героев на три группы: прогрессистов, идущих вперед, особо не заботящихся о прошлом, консерваторов, ищущих спасение в прошлом, и эскапистов, которые всеми силами пытаются абстрагироваться от гнусной (В этом определении реальности режиссёр соглашается со Звягинцевым и Быковым) жизни и уйти то ли в себя, то ли в компьютерные игры, то ли в выдуманные миры фантастических книг — это, впрочем, не важно. Герман предоставляет зрителю судить о каждой из этих групп самостоятельно, без предвзятости описывая характеры представителей каждой из этих категорий, выделяя тем самым плюсы и минусы каждого мировоззрения. И, в итоге, мы имеем страшное преобладание минусов над плюсами всех из них, что, в конце концов, и можно назвать критикой, и критикой глобальной. Герман задает вопрос — «Куда двигаться?» — и ответа на этот вопрос в фильме нет. Помимо этого в фильме присутствует, как уже мною было сказано, рассуждение на тему исторического развития общества чуть ли не в духе Льва Николаевича. Герман говорит о спиралевидной модели развития общества, которая предполагает прохождение человечества через одни и те же испытания (ось Х), но будучи на разных этапах технического и культурного развития (ось У). Некоторые персонажи, например, буквально сбежали из вишневого сада Чехова, сталкиваясь с проблемами, присущими дворянству на закате их существования как класса.

    Сценарная часть фильма имеет силу, но нетрадиционную — интересных и захватывающий диалогов здесь нет, но есть мысль и есть посыл. Вверх ли этот посыл, или вниз — выбирать самому зрителю, фильм оставляет много свободного пространства для личного мнения в составлении его трактовки. Герои прописаны неплохо, не многие персонажи остались к концу «картонными». Вкупе с хорошей актёрской игрой фильм обретает несвойственную артхаусу черту — реалистичность, которой многие иностранные и наши режиссёры часто пренебрегают в пользу углубления скрытого смысла, из-за чего действие получается слишком сюрреалистическим. Авторский почерк, во многом доставшийся режиссёру от покойного отца, узнаваем, и если Вам полюбился сравнительно недавний «Трудно быть богом» не только из-за чернухи, то и эта картина, с фирменными взглядами актёров прямо в камеру и, совсем уж местами, жестокостью, скорее всего тоже Вам полюбится.

    Подытоживая, хочется сказать, что данный фильм сильно отличается от всего того, что уже было сказано в отечественном, да и в иностранном кинематографе, и уже хотя бы это делает «Под электрическими облаками» много чести. Да, местами что-то не докручено, местами некоторые актёры не доиграли, но это на финальном впечатлении оседает совсем чуть-чуть, благо по большей части картина получилась универсально-хорошей почти для любого зрителя, решившего сходить на серьёзное кино.

    8 из 10

    4 июня 2015 | 22:56

    «Под электрическими облаками» — ретро-футуристическая драма режиссёра Алексея Германа младшего. Лента представляет собой киноальманах, состоящий из семи новелл, действие которых разворачивается вокруг одного недостроенного дома.

    И хотя вначале фильма есть чёткое указание на то, что события происходят в России 2017 года, всё же остаётся ощущение ретро, переносящее в эпоху распада СССР, в 90-е года 20 века. Страна разрушена (недостроенный дом, как один из героев фильма — символ упадка, гибели. К нему как к добыче слетаются стервятники, каждый из которых хочет отхватить свой кусок), моральные устои пошатнулись, на улицах царит криминал, люди уезжают за границу, в воздухе витает дух приближающейся войны.

    Затянутое облаками небо и постоянно присутствующий в кадре туман будто наэлектризованы всепоглощающей тревогой, грядущей неизвестностью, апатией и безысходностью. А мелькающие в расфокусе на заднем плане огоньки — то ли отблески догорающих руин развалившейся страны, то ли слабые искорки надежды, еле пробивающейся сквозь стену уныния и отчаяния. Хотя, пожалуй, первый вариант.

    В фильме много отсылок ко времени распада Советского Союза (сны одного из героев, полуразвалившиеся скульптуры известных советских деятелей и др.), но присутствуют и определённо принадлежащие будущему персонажи (робот в доме олигарха, проецируемая прямо на небе реклама). Возможно, ретро-футуристический характер ленты выбран намеренно, чтобы подчеркнуть цикличность происходящих событий (один из героев в своём монологе говорит о том, что люди рождаются, учатся, потом идут работать, заводят семьи, рожают детей и те повторяют жизнь родителей в той же последовательности).

    Однако помимо проблемы декаданса современной цивилизации в целом, фильм рассказывает истории отдельных героев — умершего олигарха, не говорящего по-русски бездомного гастарбайтера, молодых и богатых наследников, подростков-наркоманов и др. Все они — лишние люди, которые оказались никому не нужны в эпоху глобализации. Они слоняются по улицам как неприкаянные, ищут смысл жизни и задаются вопросами о морали, чести и истинных ценностях. Это кино об интеллигенции и для интеллигенции.

    «Под электрическими облаками» — фильм-ощущение, наполненный образами, мыслями и эмоциями, выполненный в стиле постимпрессионизма. Недаром в первых кадрах появляется цитата одного из ярчайших представителей этого направления — Поля Сезанна.

    8 из 10

    6 июня 2015 | 13:51

    В России 2017 года, спустя 100 лет после революции, кажется, будто исторический цикл вновь вышел на ту же самую стартовую позицию. Все живут в ожидании конца. Не истории, но мироустройства. Быт вяло протекает, но кажется, что само небо наэлектризовано. Правда, складывается впечатление, что все ждут того, что никогда не случится. Хотя разглядеть будущее сквозь туманную завесу нелегко.

    Нельзя сказать, что новый фильм Германа-младшего, однозначно, удался. Впервые обратившись в будущее, пусть и с намёком на современность, режиссёр иногда начинает терять суть времени, так ловко ухватываемого в предыдущих картинах. Особенно, «удивляет» начальная новелла «Чужая речь», которая могла быть снята кем угодно, но только не автором «Последнего поезда» и «Бумажного солдата». Неожиданная искусственная надуманность и выхолощенность, вкупе с неестественными диалогами, настраивает на отрицательный лад. Но кино растёт само над собой от главы к главе, пока в шестой главе неожиданно не прорывается жизнь, пусть и архитектора-хипстера, а в финальной, седьмой главе «Хозяйка» не следует пронзительный финал, который даёт редкое чувство очищения кинематографом.

    Интересно, что четвёртая полнометражная картина Алексея Германа-мл. «Под электрическими облаками» организует нечто вроде трилогии вместе с двумя предыдущими картинами «Garpastum» и «Бумажный солдат». Если попытаться сформулировать вербально, то это трилогия фильмов о Мечте: её поиске, попытке достигнуть и потере. А чем могут мечтать люди? Конечно, о светлом будущем, покрытым туманом. Герои «Garpastum» — молодые футболофилы, пытаются просто купить собственное футбольное поле, как бы ни замечая стремительного изменения мира вокруг. Хотя если подумать, они сами творцы нового мира. Вчерашние «хозяева жизни» вынуждены копить деньги, играя с рабочими, студентами, крестьянами, по сути, оказываясь на одном уровне с теми, кто ещё недавно казался им низшим классом. Вольно или невольно, плывя по течению жизненной реки, они сами того не ведая, порождают Мечту. Ну а та в свою очередь приводит к революции.

    В то время как «Бумажный солдат» посвящен попытке её реализации. Герои пытаются дотянуться до звёзд. Вырваться из бренной реальности. Но пока одни цепляются за мещанский быт и «умные» разговоры без действия, другие жертвуют собой. Но время идеалистов уходит и Мечта о светлом будущем, которое ещё недавно казалось так же близко, как и первый полёт человека в космос, становится призрачным.

    Но уже «Под электрическими облаками» посвящён миру, у которого Мечту отняли, растоптали и уничтожили. За 25 лет до событий фильма был разрушен мир агонизирующий, но ещё имевший какие-то идеалы. Когда идеалов не стало, и родились герои 2017 года. В закадровом тексте их называют «лишними людьми». Для многих зрителей это стало поводом назвать их интеллигенцией. Правда, всё же это явное упрощение и ограниченность смотрящего. Ведь ни иммигранта из Средней Азии, ни подростков-наркоманов, ни наследников нувориша, сделавшего себе состояние криминальным путем во времена «шоковых» перемен, но мгновенно низвергнутого после смерти, никак не назовёшь интеллигентами. При этом всё равно люди лишние.

    Вопрос выпадения из русла подан куда шире, чем банальные думы о будущем. Ведь ещё в «Бумажном солдате» бездеятельные любители поболтать, так и оставались теми, кто есть, никак не меняя окружающий фон. Но те, кто стремился, как врач в исполнении Мераба Нинидзе, пытавшегося вырваться из тени собственного отца, он отдаёт себя всего на алтарь будущего. К сожалению, он так и остаётся одиноким человеком действия в мире, где никто не хочет действовать. Но в «Под электрическими облаками» бездействие становится чуть ли не единственным смыслом жизни для целого поколения. Разговоры, разговоры, разговоры. Искусственные, живые, о жизненных проблемах, об искусстве, о чем угодно. Но действие? Нет. Складывается впечатление, что весь мир остановился.

    А все поражены вирусом инфантилизма. Гастарбайтер не знающий языка. Новоявленные сироты, вернувшиеся из заграницы, но их единственным желанием является тут же сбежать от проблем. Куда угодно. Хоть в каморку, лишь бы не здесь. И не сейчас. Юрист, у которого вечность длится кошмар о дне, когда случился Апокалипсис. Модный архитектор, ненавидящий пост-модернизм, но строящий аляповатый небоскрёб, который сам по себе символ пост-модернизма. Музейный работник, пишущий диссертацию, но застрявший в собственной зацикленности на повторении исторических циклов. Парень, потерявших всех родных на войне и ушедший в наркотическое забытье.

    И все живут в ожидании того, что завтра, как минимум, война. Но будущее в тумане. А «война», кажется всего лишь воспоминанием о пропущенном конце света, случившемся ровно 25 лет назад. Подобно, постановочной битве между эльфами и орками, которой самозабвенно упиваются люди поколения без Идеи. Но прожив четверть века, пришла пора взрослеть. Через столетия ничего не останется, кроме памятников, свидетельствующих о том, что когда-то тут жили люди. Но чтобы они остались, пора начать их строить. Солнце рано или поздно взойдет и принесёт с собой долгожданную весну, рассеяв туман.

    10 июня 2015 | 22:40

    Мир фильма «Под электрическими облаками» режиссера Алексея Германа (младшего) настолько туманен, что в поиске ориентиров в пространстве фильма я обратил внимание на имена цитируемых и обсуждаемых. Сезанн, Бродский, Малевич, Паскаль. Берег Финского залива узнаваем, но предполагает ли сеттинг сценария узнаваемость Санкт-Петербурга?

    Может быть это просто город N., существующий в электронном облачном пространстве?

    Воспользуюсь советом Мераба Нинидзе, вернее словами его «гусара», и проникну в призрачный мир фильма посредством «Черного квадрата» Малевича. Ровно сто лет назад было написано полотно. В тоннеле, скрытом за холстом, сгрудились тонны цитат. Развалины трех революций и двух мировых войн мешают идти дальше. Я спотыкаюсь об их осколки и вдруг вижу впереди, в узком пространстве тоннеля, мерцание электронных слов.

    Это что, будущее? Я слушаю реплики персонажей. Персонажи произносят диалоги с такой интонацией, будто кто-то, сидя за экраном компьютера, торопливо читает сценарий, персонажи вторят читающему. Взгляд читающего то и дело отвлекается на всплывающие оповещения. Снег то идет, то исчезает.

    И вот, вслушиваясь в бубнящий голос давно умерших героев будущего, я медленно иду вдоль замерзшего залива и натыкаюсь на каркас строения. Остов возвышается над призрачным пространством и чуть не протыкает вечные облака. Будь я в реальном мире, сразу бы вспомнил строящееся здание Газпрома в СПб. Но здесь время растекается в разные стороны при каждом неосторожном шаге.

    Здание ли это? Каждая из семи частей фильма населена персонажами, воплощенными реальными исполнителями. Призраки соседствуют с людьми так, что сразу и не отличишь реального героя и его призрачное сопровождение. Но воплощение миллиардера отсутствует. Может быть этот каркас и есть его воплощение? Или символ его жизни? Или недостроенный памятник недожитой жизни. Зачем его дочь мучилась вопросом, как увенчать недострой — куполом или шпилем, при этом катая по песку залива воплощение погибшей лошади?

    Свое путешествие, путешествие дилетанта, в несуществующий, но воплощенный мир фильма Германа заканчиваю с большим количеством вопросов без ответа. Артхаусные фильмы я по-дилетантски различаю на вкус. И «Под электрическими облаками» напоминает мне горькую пилюлю. И горький вкус не потому, что за сто лет, прошедших с момента революции мы так и не научились жить в мире с самими собой. А потому, что так и не научились по-настоящему ценить свое прошлое.

    7 из 10

    8 июня 2015 | 16:54

    Для меня фильм хорош своей насыщенной атмосферой, которая притягивает и поглощает. По-моему, это такой метафизический реализм, где люди пытаются вырваться из ментального сумрака, который наложен на них ими же самими. В начале фильма голос за кадром говорит о «лишних» людях, которые есть во все эпохи и времена, и весь фильм, по сути, про то, как эти «лишние» не вписываются в общую массу.

    Если раньше в русской литературе были герои-отщепенцы, то сейчас в ней героев нет, и в фильме Германа — это тоже лишь персонажи.

    Глядя на их отрешённые лица, понимаешь, что они слабы, растеряны, но всё же из последних сил не хотят мириться с «душной» реальностью. Мне показалось, что у каждого из них есть ключевая фраза, которая точно раскрывает их внутренние переживания:

    Наследница состояния: «Я построю приют, не знаю для кого, для кого-нибудь несчастного»;

    Сотрудник музея: «Я не знаю, где север, я знаю только, где юг»;

    Архитектор: «Я архитектор, очень модный, но бессмысленный»;

    Девочка Света: «Люди так себе, я ищу новую жизнь».

    Неудивительно, что в финале они оказываются в одном месте. Как люди, ищущие свет в темноте, в конечном итоге неминуемо подходят к костру.

    «Под электрическими облаками» можно назвать фильмом-молитвой о человечестве». Все эти люди будто хотят спасения, и им не хватает Моисея, который приведет их к освобождению, поэтому они пытаются искать его внутри себя, но делают это скорее инстинктивно, чем осознанно. Но наблюдая за ними, начинаешь видеть в них и вокруг них какую-то иную реальность, проблеск чего-то иного.

    И в этом — вся ценность их существования, мне кажется, — в проблеске надежды в потерянных лицах.

    У фильма много схожего с «Мелодией для шарманки»» Киры Муратовы. В фильме Германа проглядывает тот же лейтмотив — бесприютность людей, показанная через нелепые, где-то трагические, где-то абсурдные, ситуации. Причем у Германа абсурдность передаётся преимущественно через диалоги. Но и здесь, и там, фоновые персонажи меньше всего напоминают настоящих людей, это скорее куклы-марионетки, на фоне которых главные герои кажутся чуть более живыми. После второго просмотра пришло ощущение, что смотреть «Под электрическими облаками» — это падать вовнутрь себя, как в кроличью нору.

    Замечательное кино.

    5 октября 2015 | 12:18

    Взгляд на недалекое будущее, попытка предугадать и бросить взор на предстоящее. Совершить временной вояж по нашей истории. Показать насколько важно прошлое и как оно может повлиять на наше настоящее.

    Новый фильм Алексея Германа мл. «Под электрическими облаками» это прекрасное полотно, на котором можно увидеть тысячу детально проработанных элементов, преподносящих тебе целостную картину показанного мира и времени. Но стоит только приглядеться поближе, как сразу становится заметно большое количество нюансов и различных оттенков не свойственных режиссеру. Я не говорю, что это ужасно или фильм Германа мл. не похож на фильм Германа мл., просто используя те же элементы в другом часовом механизме, не факт, что Ваши часы будут показывать точное и правильное время или заведутся вообще.

    2017 год. Потерянные и забытые люди, которые есть везде и всегда. Одинокое здание стоящее посреди «ничего». Туман, разруха, холод, инфантильность, одиночество души. Абсолютно разнообразные персонажи охватывают больше человеческих различий. Это всё предает незабываемою атмосферу. Но не чувствуется в этом фильме самого главного — «Германовского ключика». Предмет, с помощью которого как старший так младший(хоть немного в меньшей степени), могли вскрыть человека не хуже любого отменного хирурга. Я ни в коем случае не сравниваю этих двух режиссеров, каждый по своему впечатляет и как ни странно у них всё же немного разные взгляды на те или иные вещи. У Германа младшего, от части, более размеренный темп повествования, не особо наблюдаются отголоски того броуновского движения персонажей или преданности одной стилистической гамме.

    Проблема фильма возможно в том, что Герман мл. немного упустил временной промежуток выпуска фильма. Робот, как элемент будущего, не смотрится так впечатляюще и удивительно, а является просто частицей, подчеркивающей время не совпадающее с реальным. Ощущения какой то сюжетной зыбкости присутствует постоянно.

    Безумно красивый, местами поэтичный, каплю остроумный, но вся эта солянка не дает одного окончательного сногсшибательного результата.

    6 из 10

    28 июня 2015 | 15:52

    Отечественный артхаус принято хвалить — мол, вот это настоящее кино, не то что поделки «для масс», которые лучше смотреть в голливудском исполнении. И я честно раз за разом пытаюсь разглядеть в этом «кино не для всех» то, что приписывают ему критики. Иногда получается, иногда нет. И «Под электрическими облаками» — к сожалению, второй случай.

    Сюжет, как это часто бывает, можно назвать в лучшем случае бессвязным, и уследить за ним довольно трудно. Хотя это и не нужно — важнее атмосфера картины, почувствовать которую, наоборот, очень легко. Она буквально пропитывает зрителя. В создании уныния и безысходности у Алексея Германа-младшего, пожалуй, нет конкурентов. И если вы хотите ощутить это, обязательно сходите на фильм.

    «Под электрическими облаками» очень хвалят за визуальную составляющую, и она действительно необычна — в обычном кино такого не увидишь. Можно даже сказать, что упадок и разложение в картине получились стильными, местами интригующими. Это немного оживляет происходящее.

    А вот что касается актерской игры, то особых прорывов я в ней не заметила. Единственное, запоминается только актер в мундире — он вносит дополнительный диссонанс во всю картину. Чулпан Хаматова практически незаметна, хотя ее роль удивительна. Потом я прочитала, что у Германа снялась еще и Анастасия Мельникова, известная по «Улицам разбитых фонарей», но ее в фильме тоже практически не видно.

    Если вы не являетесь поклонником артхауса, «Под электрическими облаками» — не лучший выбор, чтобы провести вечер. С другой стороны, это без всяких сомнений необычная, талантливая и яркая (ярко серая, по крайней мере) работа.

    23 июня 2015 | 21:11

    Можно ли при помощи вещи, ощущения или усердия внезапно обрести лицо, не имея оного от рождения, или намертво залитое свинцом безразличия, при добровольном приобщении к легкомысленному карнавалу механических душ? Сомнительно. С обретением лица, пускай и на мгновение, к горлу подступает жгучий комок невыносимой, всеохватывающей впоследствии, пустоты. Да и зачем? Ведь с истинным ликом одни неприятности: бестолковые рефлексии, ненужная озабоченность, бесполезные столкновения с лишними людьми, отрыжками прошлого и уповающими на ненадежное будущее, пафосно (начистоту: у русских крайне редко выходит иначе) томясь в вымученных размышлениях.

    Помимо всего прочего, фиксируемого персонально, Герман мл. медитативно анализирует разруху в клозетах, организованную посредством разрухи головной. Во времена до «попыток возрождения» ничего принципиально лучшего не происходило. Общество потребления всего-навсего почувствовало свободу в высказываниях и действиях, поскольку, к примеру, в эпоху правления мозговых сифилитиков-вождей, робеющий человек становился самим собой разве что дома на кухне, в то время как в хрониках кротко рассекал под знаменами, лаская восхищенными взглядами портреты гуру своей страны. То самое поколение, воспитанное в период «видимости морального облика», — с великим усердием разрушало страну в 90-е, занимаясь развязкой локальных конфликтов, расслаивая общество изнутри. Форма изменилась, содержание на прежнем уровне. Остается вера в чудеса, непоколебимая извне, ярким светом вспыхивающая в конце тоннеля, по которому еще долго предстоит передвигаться, прежде чем убедиться в том, что лампочка перегорела от кульминационного напряжения.

    Авторское видение большинства российских режиссеров-экзистенциалистов базируется скорее на форме, нежели содержании. Неизбежность негатива от среднестатистического зеваки повышается в разы. Кто подумает за тебя, если не ты? Трагически-метафоричный и мрачно-одиозный взгляд сквозь тусклое стекло исковерканных аномальными условиями злободневности. Амбициозные пляски на костях своей сути, подкрепленные потрясением русской цивилизации, эпохальным сломом и мнимыми грядущими переменами, предвкушение которых магнетически вовлекает в атмосферу гнетущего величия.

    Хрупкая цепь туманного будущего, каждое звено которой не унижено, оскорблено или невзрачно, оно — отбившееся от стада, затерянное в ином измерении, блуждающее в предзакатной дымке новой жизни, попавшее не в тот мир, не в то общество, не в свою жизнь. Тлеющее всякий раз, сопротивляясь «сегодня», снова выживающее, прикасаясь ко «вчера». Их открытые раны каплей гноя выдавливают из прозаичной обыденности. Кто-то проявляет напускную чуткость к ближнему, кто-то с богемной непринужденностью взращивает инфантильные мечты о фантастической свободе, кто-то меняет заскорузлые приоритеты, кто-то клянчит у коллеги деньги на новый девайс, параллельно досадуя на несправедливую невостребованность. Их объединяет одно — поиски уютного мира, новой жизни, навстречу которой каждый одиноко семенит сквозь густое марево фрустрационной анахренархии.

    2 октября 2015 | 11:20

    2017 год, туманный приморский город, похожий на Питер, где-то между холодной осенью и снежной зимой. В чистом поле на окраине стоит недостроенный небоскрёб, чей спиральный каркас напоминает башню «Эволюция» из Москва-Сити. Строили его два знаменитых архитектора, а заказчиком выступил важный человек с честными детьми. Заказчик внезапно умер, оставив детям в наследство развалины бизнес-империи и уголовное дело о мошенничестве. Вокруг небоскрёба разворачиваются семь новелл разной степени запутанности.

    Герои нового фильма Германа-младшего появляются без представления, обычно где-то на середине дороги (метафоричной или — чаще — буквальной), становятся участниками событий, лишённых предыстории, а затем исчезают так же неожиданно, как появились. «Облака» — произведение созерцательное, подчас откровенно непонятное, персонажи часто говорят на других языках без перевода, нечётко или одновременно, перекрывая речь друг друга (Алексей Герман-старший тоже любил так делать в своих последних работах). Как и в случае «Трудно быть Богом» Германа-старшего, многие зрители уходят ещё на первой половине. Уходят напрасно: «Облаками» можно наслаждаться и без содержания. Это просто очень красивое кино.

    Метафоры, которыми Герман-младший наполнил свой фильм, довольно прозрачны: стройка — это Россия, из которой до 1991 года («Облака» нередко обращаются к перестроечному времени) собирали что-то красивое и сложное, а потом так и оставили недостроенной на пустыре под снегом. Теперь думают: то ли отдать на снос китайцам и японцам, то ли купол достроить, то ли шпиль. Вокруг суетятся люди, которые пытаются друг друга слушать, но разговаривают на языках, которые вдруг стали непонятными. Почти буквально воплощается история про Вавилонскую башню, а где-то далеко целый мир готовится к большой войне, к которой, возможно, будут готовиться вечно, потому что зачем воевать, если можно всё время готовиться.

    «Под электрическими облаками» содержит признаки типичного арт-хауса, начиная от тональности и темпа и заканчивая делением на части с именами и номерами. Снятый на деньги Первого канала, польских и украинских компаний, фильм Германа настолько же ностальгичен, насколько либерален. Идеологическая пустота объяснима, хотя прерванные на полуслове разговоры о политике звучат несколько неловко. Сложнее понять пустоту сюжетную. Как и в «Левиафане» Звягинцева, за нехваткой подробностей кроется отсутствие правдоподобных объяснений многим происходящим событиям. Когда не получается изобразить правдоподобие, проще прибегнуть к умолчаниям.

    Зритель, непривычный к созерцательному кино, вряд ли оценит «Облака» по достоинству. Но в сущности это красивая сказка про потерянных людей, которая доступна любой аудитории. Вам ещё раз напомнят всё, что вы и без того знаете. Что все вокруг примерно так же одиноки, как и вы. Что быть эльфом проще, чем евреем. А праздно шататься по стройплощадке довольно опасно. У Германа получился фильм о выдуманной ностальгии с жестоким настоящим и зыбкой надеждой на будущее, как «Левиафан» был фильмом о выдуманном бедствии. Такого рода выдумки можно понять и простить ради эстетики и настроения, но боже упаси вас принимать происходящее слишком серьёзно.

    7 из 10

    5 июня 2015 | 20:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>