всё о любом фильме:

Голгофа

Calvary
год
страна
слоган«Убить священника в воскресенье - хорошая идея»
режиссерДжон Майкл МакДона
сценарийДжон Майкл МакДона
продюсерКрис Кларк, Флора Фернандес-Маренго, Джеймс Флинн, ...
операторЛарри Смит
композиторПатрик Кэссиди
художникМарк Джерати, Фиона Дэйли, Имер Ни Мэлдауни
монтажКрис Гилл
жанр драма, комедия, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  24.2 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время102 мин. / 01:42
Отец Джеймс — католический священник в небольшом провинциальном городке — слушает покаяние, на котором прихожанин сообщает ему, что в течение многих лет подвергался сексуальному насилию со стороны ныне покойного священнослужителя. Прихожанин делится с Джеймсом своими размышлениями о том, что на гибель плохого священника никто и не обратит внимания, тогда как убийство хорошего может заставить общество задуматься. С этими словами он даёт святому отцу неделю на то, чтобы привести в порядок дела, после чего Джеймс будет убит. Однако вместо того, чтобы начинать готовиться к смерти или обратиться в полицию, в отпущенный срок священник занимается обычными повседневными делами, стараясь изменить жизнь своих прихожан к лучшему.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.40 (40 380)
ожидание: 92% (5903)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
135 + 16 = 151
7.6
в России
100%
12 + 0 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Роль Фредди Джойса исполнил Донал Глисон — сын исполнителя главной роли Брендана Глисона. Вместе на экране отец и сын появляются только в одном эпизоде.
    • В фильме 12 актёров второго плана — столько же, сколько у Иисуса было учеников.
    • Образ отца Джеймса актёр Брендан Глисон и режиссёр Джон Майкл МаДона придумали в конце работы над чёрной комедией «Однажды в Ирландии» (2011). Роль была написана специально для Глисона.
    • В одном из эпизодов фильма священник спит, облокотившись на камень, а его дочь читает книгу. Он просыпается, спрашивает, как долго он спал, и слышит в ответ: «Века,. .. целые эпохи». Книга, которую держит его дочь, принадлежит перу Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937). Это американский писатель, поэт и журналист, который так часто использовал в своих трудах слово «эпоха», что оно практически стало его визитной карточкой.
    • Отец Джеймс произносит фразу «Господь велик, и нет пределов милосердию Его». Это цитата из книги австрийского писателя и мыслителя-эссеиста Жана Амери (1912-1978), которая называется «Самоубийство» (1976).
    • Малыш, который помогает отцу Джеймсу в исполнении Брендана Глисона, — тот же самый, что пришёл на помощь персонажу Глисона в фильме «Однажды в Ирландии» (Джон Майкл МакДона, 2011).
    • Автор сценария и режиссёр фильма Джон Майкл МакДона черпал вдохновение в творчестве французского режиссёра и сценариста Робера Брессона, «Причастии» Ингмара Бергмана (1962) и в игре Роберта Де Ниро в криминальной драме Улу Гросбарда «Тайны исповеди» (1981).
    • Некоторые эпизоды фильма снимали в поселке Раш в Ирландии, на железнодорожной станции, в портовом кабаке и в пабе.
    • Разговаривая в одном из эпизодов с дочерью, отец Джеймс упоминает парня, которого называет словом Cicsathoin. С ирландского Cic sa thoin переводится как «навалять» или «надавать по шее».
    • Герой Оуэна Шарпа произносит фразу «Whadda hear, whadda say». Эту фразу говорил герой Джеймса Кэгни (1899-1986) в известной гангстерской драме «Ангелы с грязными лицами» (Майкл Кёртиц, 1938).
    • В фильме это ни разу не упоминается, но по сюжету пожилого писателя из Америки зовут Райаном.
    • Действие фильма разворачивается в деревне Иско в графстве Слайго на северо-западе Ирландии. Там же проходили и съёмки.
    • Вторая часть так называемой «Трилогии о самоубийстве».
    • Герой Дилана Морана мочится на копию картины «Послы» (1533) кисти немецкого живописца Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Эта работа выставлена в Лондонской национальной галерее. В нижней её части по центру изображён череп, который можно распознать, только если смотреть на картину не прямо, а сбоку.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма священник (не отец Джеймс) читает книгу атеиста и популяризатора науки Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» (2006).
    • В финале фильма герой Брендана Глисона жалеет, что так и не дочитал «Моби Дика». Речь идёт о романе 1851 года, написанном Германом Мелвиллом (1819-1891). В приключенческой драме Рона Ховарда «В сердце моря» (2015) Глисон сыграл Томаса Никерсона, который когда-то пережил гибель китобойного судна «Эссекс». Именно гибель «Эссекса» 20 ноября 1820 года в Тихом океане послужила толчком к написанию Мелвиллом романа.
    • В начальных сценах фильма будущего убийцу отца Джеймса играет не Крис О`Дауд, а дублёр, имя которого даже не было указано в титрах, но чей голос походил на голос О`Дауда.
    • еще 14 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1940 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Давно я не выходил из кинотеатра с таким возвышеным чувством, и когда я видел идущих рядом людей из соседнего зала где показывали «Блондинку в эфире», я чувствовал некую гордость за мой выбор.

    «Голгофа» меня очень поразил, своей сверх мощной атмосферой. Эта волшебно-зеленая Ирландия с постоянными ветрами, с захватывающим холмом, с широким побережъем от которого так и веет чистотой и холодом, и с волнующим душу морем. Все это дополняет прекрасно подходящяя, спокойная музыка. Так что огромное спасибо оператору, художнику и звукорежесеру, по 10-ке каждому.

    Самое интерессное в фильме это диалоги персонажей, взаимосвязь между ними, у каждого героя свой внутрений мир и характер. И эти диалоги на гениальной высоте, один отец Джеймс чего стоит.

    Сюжетная линия держит интригу до самого финала. Актерская игра очень крутая, особенно хотелось отметить Брендана Глисона исполнившего главную роль. Он просто офигенно крутой священник.

    После просмотра «Голгофы» мне захотелось простить весь мир),даже моего старшого брата(терпеть его не могу). Ведь это прекрасно когда фильм оставляет внутри такие чувства, ради этого стоит любить кино.

    10 из 10

    18 мая 2014 | 18:27

    And this became known to all the inhabitants of Jerusalem, so that field was called, in their own dialect, Akeldama, that is Field of Blood. Acts of Apostles 1:19

    В своей второй полнометражной работе Джон Майкл МакДона собрал весь цвет ирландского кинематографа в лице Брендана Глисона, Келли Райлли, Криса О’Дауда, Эйдена Гиллена и Дилана Морана. Покорив пространство четких линий, симметрии и чистых красок, МакДона написал сценарий, который по своей художественной красоте и драматизму превосходит всех лауреатов популярных кинопремий масскульта последних лет. Начав с цитаты Августина Блаженного о непропорциональности наказания и воздаяния, он ни на секунду не оставляет философских мотивов, делая «Голгофу» одой гуманизма и прощения.

    На арамейском «голгофа» означает «череп», а на иврите — «лобное место» (впрочем некоторые лингвисты полагают, что и на арамейском, откуда берет свои корни иврит, «gol goatha» также дословно обозначала место казни). Наказание как инструмент всеобщей справедливости, зачастую выбирает свой объект несообразно его делам, а лишь требуя установления предельного равновесия, которое в таком виде представляет довольно извращенный вариант баланса добра и зла. Но именно такое наказание и становится ключевым концептом «Голгофы».

    Ирландский священник по имени Джеймс, чей небольшой приход расположен на побережье, верен своим обетам. Ставя всепрощение выше всех добродетелей, он суров, но добр с теми, кто нуждается в нем. Даже получив недвусмысленную угрозу в свой адрес, человек в церковном облачении, не прибегает к помощи органов правопорядка, так как уповает на высшую справедливость, которой не требуется свидетелей, протоколов и обвинительных заключений.

    В немецком прокате картина получила название «В воскресенье ты умрешь», и это возможно правильно, учитывая, что каждый зритель это индивидуум с присущими ему суждениями мировоззренческого толка. Ведь не для всех «Новый Завет» является неопровержимым источником, а тот самый Иисус, взошедший на Голгофу, неоспоримым авторитетом. К примеру, в текстах, которые ближе автору этой рецензии, чем «Новый завет», а именно в иудейских, такого персонажа просто нет, а единственное упоминание о ком-то схожем с Иисусом по имени Иешу, носит для христиан нелестный характер (Моше бен-Маймон, «Послание в Йемен»).

    Оставив в стороне религиозную подоплеку, стоит акцентировать внимание на том как аккуратен автор картины в своих суждениях, которые хотя внешне и принадлежат к плоскости религии, но на самом деле обращаются напрямую к человеку и его страданиям, и ни к чему больше. Слово «Человек», Джон Майкл МакДона пишет с большой буквы, поэтому он имеет право критиковать церковь, и делает это без озлобленности, лишь с грустью подмечая, что некоторым викариям скорее пристало бы держать в руках бухгалтерскую книгу, чем четки. А общество в большинстве своем лишь внешне принадлежит к религиозной общине — видя неприглядную сторону действительности, в которой юные прихожане зачастую лишаются в лоне церкви своей невинности во всех смыслах этого слова — социум, сохраняя видимое смирение, стремиться дистанцироваться от служителей церкви.

    Но герой «Голгофы» не таков, он пример для всех, кто выбирает себе призвание, связанное с чтением священных книг. Перед отцом Джеймсом каждый день предстает целый калейдоскоп человеческих характеров, среди которых неверные супруги, чудаковатый богач, сексуально озабоченный юноша, циничный врач и множество других. Но служитель бога не осуждает никого из них, он лишь старается помочь каждому, не упоминая всевышнего, а взывая к человеку. Он хочет помочь своей пастве. Врачу, который видел столько крови и ада, что почти забыл о человечности. Удачливому бизнесмену, кичащемуся своим богатством, но на самом деле ни вот что не ставящим его, так как жизнь давно уже потеряла смысл, ускользнувший где-то между нолями в суммах на листах чековой книжки. И многим другим.

    Сам же наш герой с точки зрения истового христианства не может считаться достойным настоятелем, так как он не может смириться и принять некоторых вещей — бог прощает все, но когда Джеймс навещает в тюрьме убийцу с маниакальными наклонностями, мы видим, что идея всепрощенья в этот момент кажется человеку в черной сутане неприемлемой. И в этих своих сомнениях и почти безусловном человеколюбии отец Джеймс представляет собой идеального служителя Града Божьего. Он приверженец того гуманизма, который стоит превыше всех архаичных верований. Иногда Джеймс «подрывает» авторитет той церкви, в которой случается тщательно скрываемое насилие, где порой внешняя роскошь главенствует над вечностью духа. Здесь Джон Майкл МакДона, как Виктор Гюго, изображает идеального монсеньера Бьенвеню, которого церковь несколько сторонится, но держатель ключей от Града уже распахнул пред ним ворота, так как отец Бьенвеню толкует божественный замысел единственно верным способом.

    Ярлык «black comedy», который прикреплен фильму в качестве маркетинговой метки, не соответствует реальному положению дел. «Голгофа» относится к той части кинематографа, о потере которой сокрушался Джеймс Каан в документальном фильме «Соблазненные и покинутые». На самом же деле, не смотря на утверждение Каана, хорошее кино все же есть и теперь, но теперь оно находится на задворках, и чтобы привлечь легкомысленного и не озабоченного собственной культурой зрителя, его создателям приходится называть черной комедией то, что на 100% представляет собой драму, причем драму образцового толка, в которой режиссер не выносит суждений, а предоставляет эту работу публике.

    Мир и церковь из-за настороженности первых, вызванной неправедностью вторых, почти потеряли точки соприкосновения. Лишь отец Джеймс пытается соединить, кажется, уже несоединимое. Кто-то будет смеяться ему в лицо, кто-то тихо ненавидеть, но каждый в глубине души будет знать, что этот рыжеволосый приземистый малый, возможно, единственный человек среди других, что по настоящему заслуживает уважения. А Джеймс в свою очередь верит лишь в человека и его разумность, что обусловлена силой духа и общей справедливостью.

    И справедливость грядет… В обличии абсолютного великолепия — высокий мужчина в белоснежной сорочке и начищенных до блеска туфлях, придет на побережье, которое делят между собой чернильное небо и свинцовые волны океанского простора. Ни грехов, ни искупления, лишь возмездие и боль составят в тот пасмурный день столь желанную справедливость, невыносимую в своей неотвратимости, но благочестивую в воздаянии.

    Без единой фальшивой ноты это повествование неподражаемо в своей безупречности настолько, что кажется «Голгофа» скорее относится не к жанру кино, а представляет собой литературное произведение, драматическую новеллу, которая написана по форме безыскусно, но в содержании своем заключает такие философские и религиозные концепты, переоценить которые трудно. Всепрощение можно изобразить как молчание людей, разделенных плексигласовым стеклом, а вечность — это океан, на берегу которого стоит мужчина в черной сутане, чьи молитвы давно уже прочтены.

    7 июля 2014 | 22:46

    Когда человек рассказывает притчу, то акценты он расставляет на том, что существенно. Стираются людские лица, варьируются границы происходящего. Важен посыл, а детали лишь усложняют повествование. Оттого ли притчи порой не доходят до сердец слушающих — сопереживать пастуху без роду, без племени сложновато, пусть он хоть трижды хорош в постижении истины и четырежды благодетелен. А если мы знаем, что у пастуха есть дочь, которую он любит, была жена, которую он любил, и что человек он, собственно говоря, весьма неплохой, хоть и тоже не безгрешен? Такое, пусть и поверхностное, знакомство, заметно облегчает слушателю восприятие. Только вот противопоставленные пастуху волки тоже должны быть как-то конкретизированы — у одного блохи, у другого семью охотники подстрелили, третий бешенством болеет и т. д. Рассказывать с такими подробностями замучаешься, чего уж тут.

    Главный герой фильма — ирландский священник (и приготовьтесь, зрители: здесь все ирландское — и общее, и частное) — ожидает расправы от обиженного на жизнь и церковь в частности человека, попутно общаясь с иными обиженными на темы сложные и весьма спорные. Вопросов фильм задает много, порой не стесняясь приоткрывать свое притчеватое лицо — и если Вы видите богатея, то он будет непременно наглым и зарвавшимся — стереотипным. Если перед Вами доктор — он циничен и морально груб. Если говорит маньяк-каннибал, то, разумеется, он безумен до самой глубины своей сентиментальной и даже верующей души. Много их, этих архетипов, и каждый из них задает вопросы на которые ответы получить желает гораздо больше, чем того показывает и готов признаться даже самому себе. И есть священник, который ответов этих совсем не знает, и виновен он перед всеми этими людьми лишь тем, что честно в этом признается. Смешно сказать, самый близкий к Богу может чего-то не знать. А зачем ты тогда нужен, близкий к Богу? Разочарованные, они уходят, попутно язвительно намекнув/сказав/дав битой по спине, что не слишком-то много от него проку.

    А священник на месте не сидит — он все ходит от одного к другому, ходит и размышляет. И чем слабее становятся его позиции, чем грубее нападки и острее — вопросы, тем меньше ему хочется этих самых размышлений. Больше тянет выпить, плюнуть-растереть, уехать и не подвергать себя опасности. Ради кого умирать и что докажет его смерть? Все останется как было, и если хочет непопулярный у девушек дурачок идти в армию и убивать людей, то умрет какой-то дед или нет — ему не важно, он пойдет.

    «Голгофа» ставит перед зрителем много вопросов. Казалось бы, для полного метра непозволительно много — и решить их все не представляется возможным по причине множественности персонажей. Каждый из них серьезно болен — и каждый своей особенной, гнилой болячкой. Однако если подумать, то все они — это один человек, тот самый притчевый, безликий и страдающий лишь от нежелания делать непростой, но важный выбор. Все они (а значит — один) стоят на краю пропасти, не в силах найти в себе веру (и не важно в Бога ли, в себя ли, в близкого) для того, чтобы сделать еще один, пусть кажущийся невероятным шаг. Или кто-то из них все же сдвинулся с места?

    Приятного просмотра

    31 мая 2015 | 22:42

    Такой фильм, как «Голгофа», бессмысленно оценивать по критериям сюжет/актерская игра/юмор и так далее. Я хотел бы рассказать об общих впечатлениях, образах, которые оставила после себя данная картина.

    «Голгофа»-это фильм о простых людях, которые попадают в разные жизненные ситуации. О Боге и вере, отчаянии, отрешенности, праздности, смирении и агрессии, о силе духа. О том, как оставаться человеком в обществе агрессии и презрения, одиноко бороться с паршивыми устоями, сложившимися повсеместно. О правильности пути, который каждый выбирает для себя сам, и порой ошибается. Главный герой, отец Джеймс, пытается донести до людей вокруг себя не просто заученную христианскую мораль, но обычные нравственные устои, которым должен соответствовать каждый уважающий себя человек.

    В одном фильме показана его жизненный путь, сложный, трогательный, полный противоречий и трудностей. Люди порой не понимают, зачем они совершают те или иные дела, слишком торопятся, пытаются показаться лучше, чем они есть, более независимы, чем они есть. И в большинстве своём эти же люди гораздо ранимее и чувственны. В этой картине показано не так много людей, но все они обладают кардинально непохожими друг на друга судьбами. Сюжет хоть и прост, но настолько глубокий и самобытный, что заставляет задуматься гораздо сильнее, чем закрученные триллеры и драмы. Сатирические моменты лишь подчеркивают грусть мировоззрения главных героев.

    Оценку этому фильму я ставить не хочу и не буду, скажу лишь, что каждый должен посмотреть этот фильм и ответить на те вопросы, которые он найдет для себя в этой потрясающей картине.

    28 июня 2014 | 01:56

    Морская пена, укрывающая собой черные валуны, зеленые утесы и равнины, окутанные, играющим облаками ветром. Пейзажи Ирландии встретят зрителя с распростёртыми объятиями, а интригующие начало будет держать прикованным к экрану до конца фильма.

    Это история последней недели жизни священника католической церкви, священника который живет во время нравственного коллапса. Он знает, что в воскресенье неизвестный зрителю, но известный ему мужчина убьет его. У неизвестного нам убийцы есть мотив и видно, что для себя он обосновал свое решение и не находит его неразумным. Святой отец же вместо того чтобы как то препятствовать, дышащей ему в затылок смерти, невозмутимо начинает проживать очередную рутинную неделю в состав которой входит: выслушивание разнообразных колкостей и подначиваний.

    со стороны неблагодарных прихожан, упивающихся саморазрушением. Только всё это разбивается о стену стойкости и веры человека, которому не нужна вера в него, ему достаточно его веры в них.

    Вся картина снята в выдержанном минималистском стиле, от буквально голых, бескрайних пейзажей вплоть до кельи с белыми стенами, без единой фотографии или картины. Только скромно весящий деревянный крест. Всё это помогает, ещё больше проникнутся бескорыстной и смиренной жизнью главного героя.

    - Если честно, мне кажется, что слишком часто говорят о грехах. И недостаточно часто о добродетелях.

    - Может, ты прав. А какая для тебя главная?

    - Пожалуй, умение прощать серьезно недооценивают.

    И вот вспоминая этот диалог дочери с отцом, мне кажется многим было понятно, что в финальной сцене она скажет в трубку, находящемуся через стекло.

    9 из 10

    18 февраля 2015 | 21:47

    Не простая лента, тонко иллюстрирующая простые ценности, истины, понятия. Любителей киноэкспериментов порадует или озадачит. Людей, не разделяющих понятие «кинематограф — высшее искусство» разочарует, оставит равнодушными, удивит.

    Ирландия, Брендан Глисон, МакДона — круто!

    История о самой насыщенной неделе в жизни священника маленькой деревушки. Для разномастных жителей этого места святой отец — маленькая деталька в самом центре большого паззла. Он всегда на виду, ему всегда есть до всех дело, как и пристало истинному служителю церкви, вот только не все жители умеют по достоинству оценить его деятельность, а некоторые и вовсе считают его виновным во всех смертных грехах.

    - Мне кажется, что слишком часто говорят о грехах и недостаточно о добродетелях.
    - Может ты прав… А какая для тебя главная?
    - Умение прощать серьёзно недооценивают.

    Детали, детальки, деталички — наше все) на внимание к ним создатели не поскупились, а еще яркие крупные планы, диалоги, пейзажи, музыка. Это достойно проработанная, выверенная и очень целостная работа — рай киноперцекциониста)

    Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Не трудятся, не прядут (с)

    И да, не бойтесь, ни в какую веру вас обращать не будут! Немного подуют океанским ветром, чтобы освежить, окунут с головой в бездну размышлений и снимут напряжение титрами. Как по нотам) приятного просмотра!

    17 сентября 2014 | 08:31

    Место действия — маленький прибрежный городок в Ирландии. Страну совсем недавно захлестнул чудовищный скандал, во время которого вскрылись сотни случаев педофилии среди католических священников. Отец Джеймс (Глисон) — не такой, он священник добрый и порядочный, однако, это не мешает кому-то из жителей захотеть убить его. Просто в отместку за жестокие моральные и физические унижения, которым этот человек подвергался в детстве, будучи учеником в церковно-католической школе. Этот неназванный житель города приходит к отцу Джеймсу на исповедь и признаётся в своих намерениях, отведя священнику ровно неделю на прощание с жизнью.

    Ни для кого не секрет, что фильмы бывают разные — от совершенно пустых и ничем не тревожащих душу комедий, до пронзительно жёстких и даже жестоких драм, в которых каждый кадр кричит о том, что всё на свете плохо и нам остаётся только лечь и умереть. Картина «Голгофа» по своему внутреннему наполнению определённо находится гораздо ближе ко второй границе этого диапазона, однако, все печали и тревоги современного общества здесь не льются тёмным потоком на неподготовленного зрителя сквозь ткань (или стекло) экрана, а наоборот тщательно скрыты за пусть мрачными, но всё-таки довольно спокойными ирландскими пейзажами и неторопливыми диалогами.

    Зрителю не вдумчивому и невнимательному, такому, кто не будет раскапывать внешний слой происходящих на экране событий, фильм «Голгофа» покажется пустопорожней и скучной болтовнёй с одной-единственной интригой — кто же всё-таки вынес отцу Джеймсу столь суровый приговор. Однако, самое смешное в том, что по большому счёту не важно, кто конкретно это был, важно лишь то, что это мог быть, кто угодно. Пьяница-богатей Майкл, потерявший всё, что ему было дорого в этой жизни и мучающийся в невыразимой скуке? Легко! Чёрнокожий Саймон, живущий в стране, которая всегда славилась своей нетолерантностью к другим нациям? Почему нет? Тюфяк-мясник Джек, которому на глазах у всего города изменяет жена? Да запросто! Циник-врач Фрэнк, огрубевший за время работы в больнице? Да вообще без проблем. Скромный молодой человек Майло, не скрывающий, что хочет познать вкус крови, инспектор-гей Стэнтон, вульгарная изменщица Вероника — да кто угодно! Отец Джеймс — это как лучик света в тёмном царстве порока, скуки, слабости и унижения. Не мощный прожектор, а именно лучик — пытающийся осветить хоть что-то вокруг себя, но не особо хорошо справляющийся с этой задачей. Да, в конце концов, он сам мог придумать эту беседу, почему нет — чувство стыда за «церковных коллег», помноженное на любовь к алкоголю.

    В картине «Голгофа» под диалогами и видами бушующего ирландского побережья спрятан целый клад идей, образов и мыслей, порой взаимоисключающих, но до жути верных. С одной стороны — нельзя судить о какой-либо социальной группе по худшим её представителям, с другой стороны, жертвам насилия от этого не легче, и общественное мнение — вещь, с которой трудно спорить. С одной стороны, отец Джеймс — добрый и правильный человек, с другой стороны — «да отвали ты от нас со своими проповедями, не учи других жить, старый ирландский алкоголик». С одной стороны, прихожане Джеймсу попались, конечно, мама-не-горюй, с другой стороны, скелеты в шкафу есть у каждого, многие из которых легко объясняются воспитанием, жестокой окружающей средой и тяжёлой работой. Как можно было увязать всё это в одну недлинную картину и не потерять при этом какого-то внутреннего стержня и внятной логики — только МакДона знает.

    Вывод: «Голгофа» отличный, умный, сложный фильм с невероятной актёрской игрой Глисона и отличными второстепенными ролями, который портит только то, что в окружении отца Джеймса не оказалось хотя бы одного мало-мальски приятного человека. В жизни так, наверное, всё-таки не бывает. Но картина очень мощная — советую!

    9 из 10

    29 июля 2014 | 09:37

    Приступая к написанию рецензии, всегда мучают сомнения, а стоит ли излагать свои мысли? Тем более, если видишь, что и до тебя сказано немало. Но фильм «Голгофа» зацепил, потому хочется говорить о нем, пусть даже в форме монолога. Это кино — проповедь без проповеди. Ни тени поучения, наставления, но заставляет думать и чувствовать, делать выводы. «Если честно, мне кажется, что слишком часто говорят о грехах. И недостаточно часто о добродетелях» слышим мы из уст главного героя — отца Джеймса. Точнее и не скажешь, но режиссёру приходиться говорить о грехах, показывать их, чтобы, в конце концов, отыскать главную добродетель, резюмировать «…пожалуй, умение прощать серьезно недооценивают».

    Прослеживая две проблемы: отношения общества и церкви, и тему искупления грехов, перед нами неумолимо открывают пропасть отчужденности людей и неумения прощать. Паства главного героя — это образ современного общества, погрязшего в пороках, сам главный герой, хотя и «хороший священник», но все же, как представитель церкви выслушивает немало заслуженных упреков духовенству. Очевидно, что и тем и другим необходимы перемены, но ни первые, ни вторые не стреляться к ним.

    «Вы плакали по своей собаке? — Да, плакал! — А когда узнали о жертвах педофилов? — Нет, я как-то отстранился…» — таков диалог между Отцом и прихожанином Джеком. В самом деле, мы отстранились, отстранились все и те, кто считает себя верующим, а атеисты и сама церковь, не говоря вообще о конкретной конфессии или религии. Отчужденность не терпит перемен, стремления к лучшему, к исправлению.

    Вторая тема — лейтмотив жертвы и прощения, вообще слишком сложна, чтобы анализировать ее. Но и здесь авторы картины доказали, что все гениальное просто, даже если работаешь над столь деликатной темой. Отец Джеймс должен искупить грех, которого не совершал, подобно тому, как сам Иисус искупил грехи всех людей, будучи безгрешен. В чем смысл, к чему все это?! — веками задается этим вопросам человечество. И ответ мы находим в финале, это — прощение…

    Можно рассматривать и многие другие вопросы, поднятые в фильме: множество остроумных реплик, интересных диалогов, каждый из кторых легко разобрать на цитаты.

    Актерская игра отличная, особенно порадовал, конечно же, Брендан Глисон. Но не могу не отметить Мари Жозе-Кроз, ее эпизодическая роль очень важна в канве сюжета и справилась актриса на «пять с плюсом». В целом заслуженная «десяточка» для этой ленты!

    18 июня 2015 | 13:27

    Просмотрев трейлер данного фильма, если честно ожидал другого, чего то, что то сделает нас лучше, подвигнет на благие мысли и дела. Но посмотрев его, я ужаснулся. Что хотел показать нам Джон Майкл МакДон? Пошлые слова, мысли, гадости, мрак и пустота, все в этом фильме, — и политическое клише «тлетворное влияние Запада» думается по прежнему актуально. К чему это? Зачем так откровенно? Осуждает ли режиссер соотечественников? С трудом досмотрев данный фильм у меня в душе осталась пустота и вопросы. Бедный народ «Запада», куда его ведут «мнимые свободы» власть имущих.

    Сюжет фильма несложен. Простой сельский священник со всех сторон окружен грязью, ему как путнику забредшему в болото, трудно остаться чистым. Католическая церковь подорвавшая доверие простого обывателя, уже не является опорой в непростой работе с заблудшей паствой для священослужителя. Он оказывается один на один с очередным маньяком порожденным греховным обществом, что делать ему, когда помочь не кому и совета спросить не у кого? И он принимает решение на мой субъективный взгляд ошибочное, он совершает самоубийственный поступок, уподобляя себя Христу. Гордыня или усталость? Он не спас душу убившего его, никто из окружающих вряд ли сделал положительный вывод из этого, повернув жизнь к лучшему, они продолжили жить так же как и жили до этого. Тогда к чему это было? Думается возможно не зря Господь нас оградил в свое время, ценой многих жизней «железным занавесом» от Содома и Гомморы, верю, что вера наша переживет новый рассвет. Я прошу добрых мирян, не ранить душу, этим бездушным фильмом, поскольку мою он уже ранил.

    1 из 10

    11 октября 2014 | 22:27

    Когда — то я взахлеб пропагандировала среди друзей внимательнее присмотреться к творчеству братьев (чуть не написала Люмьер:) МакДона, хотя больше вещала о Мартине, так как тот начудил в кинематографе побольше, но и Джон Майкл с честью выдержал испытание быстротекущим временем и добавил в свою копилку несколько значительных творческих активов. Отличный генофонд у этих ребят надо признать.

    «Do not despair; one of the thieves was saved». Не отчаивайся, один из воров был спасен
    «Do not presume; one of the thieves was damned». Не обольщайся, один из воров был проклят.
    (Saint Avgustine)

    Евангельская притча о двух осужденных вместе с Иисусом Христом разбойниках, в качестве эпиграфа своей глубокомысленной значимостью является краеугольным камнем философии фильма, я считаю. Выбор разбойников на смертном одре есть изъявление воли каждого из них. Это библейское предание задает определенный, далеко не комедийный тон для восприятия «Голгофа», но среди прочих жанровых нетипичных особенностей фильма вычитывается и своеобразный МакДонаховский контекст жесточайшего «черного юмора».

    Однажды в Ирландии на исповеди священнику Джеймсму прилетает весьма серьезная угроза. Местный прихожанин сообщает ему, что в свои юные годы подвергался в течение долгого времени сексуальным надругательствам со стороны католических священнослужителей. Глубочайшая его уязвленность ужасом личной трагедии, нелепостью подобного мира, а так — же жажда мести родила в нем идею убить священника.

    - Нет смысла убивать плохого священника. Совсем другое дело — убить хорошего… Я собираюсь убить вас, отец.

    Здесь и берут начало несколько интриг фильма: Кто этот загадочный прихожанин? Будет ли убийство? И действительно ли отец Джеймс хороший священник?

    Оглушив подобными подробностями священнослужителя наповал, он отмерил отцу неделю для улаживания всех дел и был таков, даже грехи не попросил отпустить, иуда.

    Как-бы отсутствующая логика загадочного прихожанина — антагониста на самом деле отсылает нас к пониманию мутации современного мозга, когда наряду с нанотехнологиями усиливается концентрация подмен понятий, народ массово озабочен соображениями высоких показателей лайков.

    - Убить священника в воскресенье вот это будет фокус…

    Дальнейший хронометраж фильма выстроен на проживании страстной недели пастора Джеймса. День за днем мы проверяем качество «хорошести» избранного священника.

    И оно как раз заслуживает самого пристального внимания.

    При первом знакомстве отец Джеймс штрихуется суровым, принципиальным служителем церкви. Человеком он предстает редкостным, можно сказать коллекционным, с былым алкоголизмом, со слабым родительским эгом, но характер вырисовывается при этом интересный, пестрит широким сознанием, наблюдательностью, сердечностью, иронией.

    Он не стал выбивать сапогами двери органов правопорядка, а продолжает свою жизнь в прежнем режиме, служит пастве, постоянно натыкаясь на стены инфантилизма, острого сарказма, а местами даже оголтелой ненависти. Местные прихожане погрязли во грехах, топчутся в сомнениях, в духовном кризисе, и троллят священника каждый на свой лад. Рассуждают в контексте осужденных Христом воров, мол, ежели Ты Христос, спаси Себя и нас.

    - Ваша церковь в огне!

    - Да пошел ты…

    - Ваша церковь горит…

    Священник не поддается на провокации, не падает в омут отчаянных разочарований о слабости духа человеческого, его мало заботит престиж католической церкви, и хотя наш критичный взор постоянно спотыкается о богопротивные черты его прихожан, мы таки видим, как отец Джеймс используя свою глубокую душевную силу, помогает каждому человеку своего прихода выйти на путь спасения. Кому советом, кому молитвой, кому принятием и утешением.

    Характер — это не просто обстоятельства, а конкретные поступки в обстоятельствах. Есть видимо что-то глубоко укоренившееся в человеческом характере, что заставляет людей стремиться к жизни, наполненной предательством, вероломством, развратом, цинизмом, глупостью и прочими деструктивными штуками. Что — то да порождает в этом мире в людях безумную тягу к падению…

    Каждый человек прихода отца Джеймса глубоко погружен в собственное переживание отсутствия смысла жизни и пропагандирует бесцельность и апатию. Дело ясное, что поиски святости в любой религии мучительны и непросты, и дабы хоть как-то вознаградить ищущего, Судьба иногда дарует ему возможность столкнуться с Богом нос к носу, и происходит это всегда по — разному, в зависимости от того, что она, религия, от этого героя ждет.

    В истории рассказанной Джоном МакДона мне кажется, такая встреча имеет место быть.

    Таковы мои попытки осмыслить авторский посыл, философия же автора водит нас зигзагами, от ницшеанского «Бог умер!», показывая как нелепа и трагекомична деловитая функциональность современной католической церкви с ее менторными истеризмами, любовью к материальным догматам и мужеложеством. Шикарные кадры страстного до чувственных ощущений Епископа — сцены с поеданием десерта и погружение его носа в лоно розы окунают нас в мир низких, простых человеческих чувств и привязанностей. Так — же взывает к жалости и рефлексирующий, манерный, со склонностью к бухгалтерским проводкам второй священник.

    С другой стороны, религия в традиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, здесь автор делает глубокое обобщение, что современный человек потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативные заменители Бога, что в свою очередь привело к губительному стремлению к подмене веры, морали, нравственности суррогатами.

    - Люди клянут Бога, клянут друг друга, иногда даже теряют веру.

    - Теряют веру? Выходит, не такая уж это сильная вера, если ее так легко можно потерять…

    Кажущаяся простота фильма подкупает и цепляет с первых кадров. С кадров океана. Образ Океана глубоко символичен, во многих культурах мира он несет в себе значение «первичного источника жизни», образ бытия, разнообразия вечно движущегося и многогранного мира.

    И чем дальше следуешь по сюжету, тем все больше понимаешь, что содержание несет в себе глубокие философские и религиозные надсмыслы, с нами говорят о сложных вещах вдумчивым тихим голосом. Речь идет о выборе, который делает каждый из нас. Каждый день. Главная составляющая этой картины — это размышления о жизни и смерти, аде, речь идет о смирении и всепрощении. Не случайно отец Джеймс говорит о том, что умение прощать часто недооценивают.

    Смысловая концепция фильма отталкивается в первую очередь от желания автора постичь на примере «обычных», но обобщенных людей суть места католической церкви в 21 веке, место Веры в современных человеческих душах, постичь суть фактов прошедшей в Ирландии (шире в мире) эпохи и подводит его к выводам об общечеловеческих проблемах.

    Все это, по моему мнению, и ставит эту картину в ряд принципиальных поисков и делает добротный фильм шедевром.

    28 октября 2014 | 11:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>