всё о любом фильме:

Франкенштейн

Mary Shelley's Frankenstein
год
страна
слоган«Гений породил чудовище»
режиссерКеннет Брана
сценарийСтеф Леди, Фрэнк Дарабонт, Мэри Шелли
продюсерФрэнсис Форд Коппола, Джеймс В. Харт, Джон Вэйтч, ...
операторРоджер Прэтт
композиторПатрик Дойл
художникТим Харви, Мартин Чайлдс, Десмонд Кроу, ...
монтажЭндрю Маркус
жанр ужасы, фантастика, драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  5.26 млн,    Испания  1.36 млн,    Франция  1.17 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Капитан Роберт Уолтон, исследователь, одержимый маниакальным стремлением во что бы то ни стало достичь Северного полюса, в арктической пустыне встречает доктора Виктора Франкенштейна, преследующего таинственное человекоподобное существо.

Узнав о цели капитана, Франкенштейн рассказывает ему свою печальную и жуткую историю. Еще в юности Виктор увлекся наукой. А после смерти матери твердо решил стать ученым и победить смерть. Его одержимость привела к ужасающе трагическим последствиям и для него самого, и для всех его близких…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
39%
16 + 25 = 41
5.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • «Франкенштейн» — экранизация романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Несмотря на некоторые расхождения с оригинальным литературным произведением, это самая близкая к тексту киноверсия «Франкенштейна» Шелли.
    • В одной из сцен Роберт Де Ниро должен был укусить эпизодическую героиню, которую играла Фэй Рипли. Сцену сняли, но в окончательный вариант она не вошла.
    • Одну из второплановых ролей мог сыграть Кристофер Ламберт, но незадолго до начала съемок его заменили на другого актёра.
    • Кеннет Брана (режиссер) настоял на том, чтобы слово «монстр» не использовалось в титрах фильма.
    • Роберт Де Ниро специально общался с людьми, пережившими тяжелые физические травмы, чтобы научиться говорить также, как человек, находящийся в подобном состоянии.
    • От роли монстра отказался Жерар Депардье.
    • Съемочный период: октябрь 1993 — февраль 1994.
    • еще 4 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 5.5/10
    Сюжет о создании человекоподобного монстра Франкенштейна (не случайно, что фамилия самого доктора-экспериментатора уже навечно пристала к персоне порождённого им страшного существа) является одним из самых распространённых в истории мирового кино. Он отыгран практически во всех мыслимых и немыслимых жанрах. А вот во второй половине 80-х годов режиссёры разных стран дружно заинтересовались загадочно-мистической историей появления литературного замысла «Франкенштейна», возникшего ещё в 1816 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1091 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    День назад посмотрел оригинальную версию фильма 1931 года. После сразу же посмотрел продолжение «Невеста Франкенштейна». И сегодня решил взглянуть на версию 1994 года Кеннета Брэны. Решил написать отзыв именно на эту версию т. к. считаю именно этот фильм окончательным итогом трёх мною просмотренных не беря в расчёт другие различные экранизации Мэри Шелли.

    Конечно эти фильмы сравнивать никак нельзя, они абсолютно разные (версии 30-х и версия 1994 года). Но я сам для себя составил эту серию про Франкенштейна как трилогию и фильм Кеннета Брены, как последнюю часть этой самой трилогии.

    Великолепный сюжет, потрясающие актёры, красивое музыкальное сопровождение и просто цепляющая атмосфера тех лет. Мне кажется, что если бы я себя не подготовил к этому фильму двумя оригинальными частями экранизации, то может и не был бы в таком восторге как сейчас. Поэтому хотелось бы дать совет если кто то ещё не смотрел данную картину, взгляните вначале на оригинал, а потом на этот фильм и восприятие будет намного приятнее при просмотре и после.

    Колин Клайв, Мэй Кларк, Борис Карлофф, Роберт Де Ниро, Кеннет Брэна, Хелена Бонем Картер — эти актёры создали этот маленький шедевр и окончательно закончили историю про Франкенштейна и в частности мою трилогию этих фильмов. Потрясающая игра этих людей и история, которую они создали, заставляют поставить меня только наивысшую оценку данной трилогии и внести в свою коллекцию очередные потрясающие фильмы на все времена.

    10 из 10

    27 октября 2011 | 13:53

    Ох, сколько уже было создано различных адаптаций знаменитого «Франкенштейна» Мэри Шелли. «Франкенштейн, или современный Прометей» — мое любимое литературное произведение, которое уже зачитано мною просто «до дыр», и экранизаций я видел немало. Конечно, какие-то хуже, какие-то лучше, но в целом все стараются показать свой взгляд на гениальный готический роман.

    Еще с 1931 года, когда вышла первая оригинальная экранизация с Борисом Карлоффом в главной роли фильмы из серии «Франкенштейн» стали штамповать пачками, пока они не превратились в нескончаемый сумбурный бред, типа «Невесты Франкенштейна», «Дома Франкенштейна» и так далее. При всей моей любви к киноклассике, первая экранизация — это своего рода блин, который вышел комом. Этот блин и рядом не стоял с гениальным фильмом 1994 года и даже с великолепным сериалом 2004-го.

    В далеком 1994 году знаменитый актер и режиссер Кеннет Брана выпустил своего «Франкенштейна»…Стоит сказать, что фильм признали самой страшной киноверсией романа. И это действительно так. Фильм действительно очень пугающ и мрачен — например, начало картины, когда мы видим корабль капитана Роберта Уолтона, дрейфующий у арктических льдов, последующая встреча его с самим доктором Франкенштейном и его творением — уродцем, жаждущим мести.

    В фильме много добавлено от сценаристов, однако, что удивительно, это обстоятельство лишь идет фильму на пользу. От этого фильм становится более мрачным и пугающим. Сценарий фильма написал Френк Дарабонт (известный российскому зрителю по своим великолепным экранизациям Стивена Кинга) в соавторстве со Стэфом Лэди.

    Что по-настоящему поразило, так это атмосфера, просто потрясающе переданная. Город Женева тех времен показан впечатляюще натуралистично — казни, эпидемия халеры, быт простых людей — все для создания соответствующей роману атмосфере. Великолепно показано фамильное поместье Франкенштейнов, потрясающие костюмы, декорации и море красок (несмотря на то, что фильм достаточно «темный», он, несомненно, очень красочный, особенно в начале).

    Режиссура тут просто гениальна. Кеннет Брана, известный как актер по таким проектам, как «Дикий, дикий Вест», «Операция Валькирия», «Рок-волна» и многим-многим другим является еще и потрясающим режиссером и сам поставил эту картину, к тому же и сыграл в ней главную роль.

    Особенно хочется выделить Роберта Де Ниро — великого актера, для которого эта роль стала одной из лучших в его карьере. Создание Франкенштейна в его исполнении внушает то, что и должно внушать — неподдельный ужас и в то же время жалость и сочувствие. Могу смело заявить, что это лучший образ монстра из всех экранизаций романа! Хотя, тут тоже есть расхождения с произведением. В романе сказано, что у монстра были длинные темные волосы, тогда как у монстра в исполнении Де Ниро их не было вообще. Но от этого он смотрится еще более устрашающе.

    Хелена Бонэм Картер тоже блистательно сыграла возлюбленную Франкенштейна, Элизабет. Эта роль очень важна в раскрытии общей канвы повествования, и Картер очень хорошо с ней справилась, к тому же, она — одна из самых талантливых голливудских актрис.

    В ролях второго плана тут не менее талантливые актеры — Йан Холм («Послезавтра»), Джон Клиз («Крысиные бега»), Том Халс («Персонаж») и многие другие.

    «Франкенштейн» заставит вас пугаться, думать и сопереживать его героям, как никогда. Этот фильм занимает важнейшее место в мировом кинематографе девяностых и как великолепная экранизация, и как просто отличный фильм с невероятными чувствами и глубиной!

    10 из 10

    18 мая 2009 | 18:14

    Я остановлю смерть!

    Франкенштейн (я люблю этот фильм)


    А все ведь началось с режиссера Френсиса Форда Копполы. Он в начале девяностых был просто одержим старыми хоррорами. В 1992 году он переснял фильм Тода Браунинга «Дракула». На удивление фильм понравился многим, а лично я просто посмотрел его и забыл, потому что мне не понравился пафос в фильме и слабая игра актеров (даже Хопкинс ужасен!). Ну а в 1994 году Коппола взялся за роман писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн». Коппола сделал правильную вещь, когда освободил кресло режиссера и отдал его британцу Кеннету Брэна, а сам только стал продюсером картины.

    А Брэна в свою очередь является очень своеобразным режиссером. Он очень сильно любит Шекспира и все его фильмы больше похожи на театральные представления. Вот и когда смотришь его версию «Франкенштейна» кажется, что смотришь не фильм ужасов (хоррор) про ученого и его монстра, а просто костюмированную историческую драму. Хорошо это или плохо? Я скажу так, что это очень необычно. А еще мне кажется, чтобы полюбить этот фильм его не нужно сравнивать со старыми версиями.

    Лично я люблю очень фильм Джеймса Уэйли «Франкенштейн», потому что я считаю этот фильм вместе с «Невестой Франкенштейна» лучшей экранизацией Шелли. А фильм Брэны я очень сильно уважаю. Я смотрел его еще в детстве и мне он очень нравился. Да и Роберт Де Ниро в роли монстра выглядит очень колоритно. Брэна всегда был несдержанным режиссером и его фильм получился очень объемным по содержанию.

    Если Джеймс Уэйли сделал два фильма про безумного ученого Виктора Франкенштейна, то Брэна объединил в своем фильме сразу оба этих фильма (помимо монстра в фильме будет якобы его невеста). Главную роль он решил взять на себя и это большой плюс, потому что актер он хороший и не надо тут фыркать носом. Ну, Де Ниро всегда хорошо играл (кроме фильма «Рокки и Бульвинкл»). А главную женскую роль он отдал актрисе Хелене Бонем Картер, которая позже выйдет замуж за режиссера Тима Бертона и будет часто играть в мрачных картинах.

    И в конце я хотел сказать, что если вы не видели данную экранизацию Мери Шелли, то я советую все-таки ее посмотреть. Только не ждите от фильма гениального шедевра. Брэна снял просто очень интересную картину. А я поставлю фильму максимальную оценку, потому что я очень люблю эту историю и уважаю творчество Брэны.

    Спасибо.

    P.S.

    Лучшая сцена в фильме — монстр находит жену Виктора…

    10 из 10

    12 декабря 2010 | 12:44

    Ужасная трагедия человека в душе, но уродливого внешне… Не понятого и отвергнутого «себе подобными». Я не читал книгу. Но фильм настолько передаёт все эмоции героя… Что этого достаточно.

    Роберт Де Ниро прекрасно играет данную роль. Слёзы сквозь жуткую ненависть. И только одно… желание иметь друзей и семью.

    Можно смело говорить:

    10 из 10

    24 октября 2009 | 17:14

    Давно искала посмотреть что-нибудь интересное и вот наткнулась на фильм моего детства. Пожалуй, из всех персонажей жанра ужаса самыми известными являются Дракула и герой этой картины — Франкенштейн. До сих пор я думала, что Франкенштейн — ужасный монстр, жестоко расправляющийся с людьми (детали фильма, просмотренного в детстве, помнила весьма смутно). Посмотрев эту картину, я поняла, что сильно заблуждалась.

    Это не фильм ужасов, да здесь есть несколько убийств, но я бы определила жанр этой картины как драма. Эта история — трагедия безобразного человека, который так и не получил своего имени и его создателя Виктора Франкенштейна. Монстр, более известный всем как Франкенштейн, оказался несчастным человеком, хотя сам он себя человеком не считал. Каково понять, что ты всего лишь чей-то эксперимент? Почему ты должен платить за чью-то фатальную ошибку? Вот какими вопросами задавалось это существо, которое, несмотря на свой ужасный облик, обладало высоким разумом, различными умениями, а главное все-таки добрым сердцем. Он не хотел совершать все те преступления, он просто был вынужден делать это из-за непонимания людей и чувства мести.

    На мой взгляд, фильм идеален от начала и до последних минут. Актерская игра на высоте. Виктор Франкенштейн, сыгранный режиссером картины, сначала вызывал чувство безграничного восхищения, а затем сочувствие. Роберт Де Ниро просто потрясающе справился с ролью Франкенштейна, показав своего персонажа весьма драматичным и пусть странно звучит, но привлекательным. Хелена Бонем-Картер очаровательна как никогда. Плюс ко всему этому отличная режиссура, прекрасная операторская работа и очень красивое музыкальное сопровождение.

    Фильм выше всяких похвал,

    10 из 10

    10 июля 2010 | 19:28

    - Кто ты такой?!
    - Он так и не дал мне имени…


    Однажды талантливый учёный — Виктор Франкенштейн — решает с помощью науки обмануть смерть и создать уникального человека. Его одержимая тяга рано или поздно приводит к результату — он создаёт Существо, собранное из кусков других тел и наделённым разумом, но внешне уродливым. Испугавшись собственного творения, Виктор прогоняет его, а сам вскоре пытается начать жизнь заново. отрекаясь от погубившей его науки. Однако, грех прошлого, не оставляет его. Гонимый всеми, Существо, путём локального террора, даёт герою выбор: создать Существу невесту, или же смерть…

    Режиссёр Кеннет Бранна, в отличие от тех, кто ранее пытался перенести довольно известный роман Мэри Шелли на экраны, сделал это более детально и с другим подходом. Не спорю, что роман сам по себе является классикой ужаса, однако то, что получилось у Бранны, к данной категории не подходит. Перед нами довольно интересная и угнетающая драма с элементами мистики, заставляющая зрителя задуматься над своими целями и жизнью в целом.

    Особенно хочется поблагодарить создателей за замечательно воссозданную атмосферу 19 века. Все эти декорации, волнения народа перед приходом болезни, учения учителей и костюмы, всё это придаёт фильму особый колорит, который с течением времени становится всё мрачнее и мрачнее, а под конец появляется ощущение безысходности. А именно такое чувство и оставляет это кино после себя, потому что глядя на происходящее, всё больше уверяешься в жестокости реальности и последствия науки на попытки обмануть смерть. Пожалуй, подобной мыслью, переданной детально, мог похвастаться лишь фильм 31 года, но там было сделано в угоду ужаса.

    Не стоит забывать и об образе Существа в этом фильме. Сильно загримированный, Роберт Де Ниро практически своей актёрской игрой приблизил свой образ к киношному. Его персонаж получился колоритным, жестоким, но вместе с этим авторы дают нам понять, что он в первую очередь не злодей. В своей жестокости он винит своего создателя, благодаря которому он, обманувший смерть, стал изгоем в этом мире. Сразу вспоминается слова Бориса Карлоффа из «Невесты…»: «Мы принадлежим мёртвым!». Его действительно по ходу действия становится жалко, потому что мертвец никому не нужен и всеми ненавидимый.

    «Франкенштейн» — пожалуй, самая детальная, и вместе с этим, самая трогательная и проникающая в сознание зрителя экранизация. Бранна поставил перед собой задачу вернуть роману его истинный облик, и ему это удалось. Следующим на очереди будет Френсис Форд Коппола, который по стопам Бранны снимет свою экранизацию на ещё одного знаменитого киношного монстра, возникшего ещё во времена немого кино, и сделает это в драматичном и романтичном образе.

    8 из 10

    2 марта 2015 | 20:03

    Мощный и абсолютно точечный удар по ключевому моменту конфликта родительства, и бытия ребёнком…

    Боль, страх, одиночество, отвержение, непонимание и незнание, агрессия, ужас, и отчаяние…

    Всё что испытывает ребёнок, всё что знаем мы с вами, в данном картине, в данном образе главного персонажа, возведено в абсолют и найдёт выплеск. Эмоциональный импульс дойдёт адресату, чёткий, разобранный и взвешенный. Но так и не будет принят.

    И потому готовьтесь к вечному отчаянью отчуждения.

    P.S.

    Пусть будут прокляты те, кто не принимает своих детей.

    20 января 2014 | 04:12

    Необычной и страшной была повесть его жизни; ужасна была буря, настигшая этот славный корабль и разбившая его…
    © Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей»

    Наверное, с трудом можно найти человека, который хотя бы краем уха не слышал об этом романе или не был знаком с одной из беcчисленных его интерпретаций. Книга, которая была для ее автора лишь пробой пера, благодаря своему актуальному сюжету, перешла в разряд вечных и послужила вдохновением для создания произведений искусства разной степени художественной ценности, и в первую очередь, кинофильмов. Именно кинематограф сполна оценил визуальные возможности творения Мэри Шелли и регулярно обращался к нему. Не прошел мимо него и такой ценитель английской литературной классики, как Кеннет Брана, поставивший в 1994 году и своего «Франкенштейна».

    Среди десятков других экранизаций знаменитого готического романа фильм Браны выделяется по нескольким причинам. В первую очередь, это минимальные расхождения с первоисточником, хотя и без них не обошлось. Само собой, такой серъезный замысел предполагает основательность и размах постановки. И здесь Брана не ударил в грязь лицом. Это ни в коем случае не трэшевая поделка, спекулирующая на впечатляющей тематике романа (а таковых среди экранизаций «Франкенштейна», увы, большинство), а очень эмоциональное и психологически точное перенесение на экран истории о Творце и Творении. Поспособствовали этому и актерский состав, и музыка, и костюмы, и грим. К достоинствам картины можно отнести и то, что Брана-режиссер и Брана-актер не поддался искушению использовать решения предыдущих экранизаций (в частности, самой знаменитой, 1931 года выпуска), по-своему трактуя образы Виктора Франкенштейна и его Создания. Если у Шелли поступок ученого одни читатели могут списать на узость научной мысли того времени, другие — на романтическую натуру Виктора, а третьи — на его безумие, то у Браны же эти три интерпретации образа сосуществуют. Если в начале фильма это восторженный молодой идеалист, то ближе к финалу настоящий безумец, ради любимой повторивший свой ужасный эксперимент (именно этот сюжетный ход — главное отступление от романа. В книге ученый осознал свою ошибку и пытался искупить ее). Доведя до крайности стремление Виктора победить смерть и возвыситься над природой, Брана делает свою роль и весь фильм эмоционально насыщенными.

    Несомненная удача картины — Роберт Де Ниро, гениально (даже под килограммами грима) воплотивший на экране Творение Франкенштейна. На мой взгляд, именно таким видела этого персонажа сама Мэри Шелли. Чудовище, созданное по безумной прихоти своего творца и оттого вынужденное страдать и направлять всю свою силу и злобу на убиение невинных. Но получив способность мыслить (у Шелли этому предшествовало знакомство Создания с произведениями Гете, Брана же обретение разума и чувств списывает на генетическую память — еще одно расхождение с первоисточником), оно предъявляет ученому свой ужасный ультиматум…

    Важную роль невесты Франкенштейна исполнила Хелена Бонэм Картер. Ее героиня хочет быть счастливой рядом с любимым человеком, но она ничего не знает о его экспериментах, жертвой которых ей также суждено будет стать. Сыграла актриса здесь добротно, хотя сценарий и не давал ей возможности внести в роль ту эксцентричность, которая прославит Хелену позже. Поэтому Элизабет Франкенштейн стала для нее одной из ряда образов трепетных английских леди, сыгранных актрисой в то время.

    Роль Генри Клерваля со свойственной ему инфантильностью исполнил Том Халс, а Йен Хольм очень эмоционально воплотил на экране образ отца Виктора.

    Что касается картины в целом, то она безумно впечатлила меня, а отдельные моменты просто потрясли (особенно процесс создания монстра и «воскрешения» Элизабет). Однако я не могу отнести «Франкенштейн» к шедеврам (в отличие от другой экранизации классики готического романа — «Дракулы Брэма Стокера»), по причине какого-то неровного ритма фильма Браны: в отдельных эпизодах постановщик будто вспоминает про хронометраж, отчего они напоминают рекламные ролики или клипы. У Копполы такого не было. Тем не менее и эту картину я оценил по достоинству, в

    9 из 10

    20 октября 2008 | 00:56

    Собственно, что такое «Франкенштейн» 1994 года выпуска? Это очередная (как минимум пятая) экранизация романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей», одна из самых известных ее версий и в то же время недооцененных.

    Еще в 1992 году товарищ Френсис Форд Коппола взял да переснял «Дракулу» Брэма Стокера на новый лад, получил за нее кучу денег, три Оскара и всеобщую уважуху, хотя сам фильм оказался довольно средненьким и конкретно переоцененным. Но на волне его успеха парни из American Zoetrope (во главе с тем же Копполой) решили экранизировать еще один классический роман ужасов на новый лад. В режиссерское кресло посадили тогда модного и очень амбициозного Кеннета Брэну, а на главную роль взяли уже тогда давно ставшего культовым актером Роберта Де Ниро. Но, к сожалению, вместо ожидаемого повального успеха, полных залов, кучи золотых истуканов и бумажных зеленых президентов последовал кассовый провал в США, вяленькие отзывы, как зрителей, так и критиков и полное отсутствие каких-либо серьезных наград, в общем, прям как с Прометеем. В качестве утешительного приза только неплохие сборы в мировом прокате и огромный респект от поклонников романа.

    Дабы избежать дальнейших вопросов скажу, что самую известную экранизацию 1931 года выпуска я тоже видел (и скажу всем по секрету, что и она пришлась мне по душе), вот только называть эту версию римейком я бы не стал. Мало того что парни из Universal ни за какие коврижки нее продадут права на один из своих главных брендов, так и в той самой версии общего с романом почти что не наблюдается (кроме разве что главного героя, общей морали и нескольких сцен), а здесь все совсем наоборот.

    Книгу я, кстати, тоже читал (понравилась до жути), штука эта, мягко говоря, довольно специфическая и крайне своеобразная. Взяв вроде бы очень глупенький и даже слегка комичный сюжет, рассказав его в стилистике любовных романов (оттого некоторые эпизоды вызывают либо смех либо недоумение), Мэри Уолстонкрафт Годвин умудрилась запихнуть мощный философско-экзистенциальный смысл, в котором заключено нечто большее, чем просто подтверждение одной всем известной библейской мудрости.

    А что же с адаптацией? А вот что. За перо взялся дебютант Стеф Леди, а подкорректировал получившийся материал всем известный товарищ Фрэнк Дэрабонт. Немного изменив только завязку действия (почем зря) и парочку, в общем-то, незначительных эпизодов роман перевели почти, что слово в слово, передав основные смысловые идеи и очень мрачную атмосферу (пусть и спрятанную в книге за очень мягким слогом).

    Интересный сценарий не менее интересно подал товарищ Брэна. Как большой поклонник театра не смог удержаться от характерных в своем творчестве приемов, из-за чего непосвященные зрители могут просто «не въехать» в стилистику и даже воспринять ее как «трешевую». Хотя цветовая гамма действительно на любителя, декорации уж слишком театральные, да и поклонники спецэффектов останутся равнодушными, даже, несмотря на виртуозную работу оператора Роджера Прэтта (неоднократное сотрудничество с Терри Гиллиамом даже здесь дает о себе знать). Если продолжать техническую составляющую, то нельзя не отметить отличный грим, мощную звуковую составляющую и саундтрек в частности. Несмотря на «осовременивание» атмосфера вышла ну очень мрачной и жесткой, хотя в данном случае это только пошло на пользу.

    Очень порадовали актерские работы. Как всегда великолепно сыграл Роберт де Ниро, выдав просто душераздирающий образ. Очень даже хорош сам товарищ Брэна и понравилась тогда еще малоизвестная Хелена Бонем Картер.

    В итоге мы имеем очень мрачный фильм с гнетущей атмосферой, и, пожалуй, лучшую экранизацию романа Мэри Шелли. Жутковатое кино.

    30 апреля 2011 | 20:27

    Конец 18-ого века. Время когда индустриальный прогресс был на невиданном подъёме, а вера в науку безграничной… Так начинается одна из самых страшных историй в мировой литературе, сочинённая молодой девушкой Мэри Шелли, история молодого и амбициозного доктора Виктора фон Франкенштейна, которой страстно хотел создать жизнь без помощи природы, а одной лишь наукой…

    -«Во мне покоится любовь, подобие которой ты едва ли можешь представить себе. И ярость, в подобие которой ты бы не поверил. И если я не смогу удовлетвориться в одном, я дам себе волю в ином.» (с)

    Книгу «Франкенштейн или Современный Прометей» переносили на экран великое множество раз, начиная с первого, немого короткометражного фильма 1910-ого. Однако самой известной, считающейся классической и канонической — является постановка 1931-ого.«Франкенштейн» Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в главной роли является классикой мирового кинематографа, ровно как и роман Мэри Шелли — классикой художественной литературы, и даже неким этапным произведением рубежа веков (напомню, роман молодой писательницы вышел в печати в 1816-ом году), в котором были затронуты основные и глубокие темы волнующие человечества до сих пор.

    Один из них -ставший лейтмотивом всего романа, это рассуждения о том, что человек в ответе за своё чадо. Какое бы оно не было. А так же, забота о ближних, и философские размышления о том что делает человека «человеком», а монстра «монстром», и о том что межу этими понятиями порой не бездна, а тонкая грань…

    В середине 90-ых, на волне популярности вышедшей за 2 года до этого, фактически окончательной, «настоящей» экранизации романа Брэма Стокера о графе — вампире, осуществлённой Френсисом Фордом Копполой, появилась идея и о создании монументального фильма по книге Мэри Шелли. Продюсером на проекте выступил сам автор «визуализированного» «Дракулы», а в режиссёрское кресло был приглашён признанный экранизатор Шекспира — англичанин Кеннет Брана. Он же присмотревшись к получившемуся у Стефа Леди и Фрэнка Дарабонта (того самого -постановщика «Побега из Шоушенка», вышедшего в том же году, и легендарной «Зелёной Мили» появившейся позднее), решил сыграть роль «современного Прометея» сам. На ключевую, можно сказать даже -главную роль, актёр и по совместительству режиссёр картины, позвал одного из титанов Голливуда — великого Роберта Де Нирро, обладателя премии Оскар и любимого критиками и зрителями за череду сыгранных им ролей в блестящих постановках…

    Надо отдать должное и другим занятым в фильме исполнителям. Это и молодая и мало кому на тот момент известная Хелена Бонем Картер (Элизабета — невеста Франкенштейна), и прославившейся в середине 80-ых заглавной ролью в «Амадеи» Том Халс (верный друг Виктора — Генри Калервал), и Иэн Холм (отец героя-старый барон Франкенштейн), а так же практически неизвестный Эйдан Куинн в образе капитана Роберта Уолтэна, от лица которого и велось повествование в оригинале, то есть романе Мэри Шелли. Все они уместны в своих ролях, запоминаются игрой и очень хорошо передают персонажей книги, увековечивая их на экране (всем было тогда очевидно, что версия Кеннета Браны станет последней)…

    Но как бы не были прекрасны и органичны перечисленные выше актёры, а так же все те, кто не был назван в веду их «не звёздности», -центром картины являются именно сам режиссёр и его партнёр Роберт Де Ниро. На дуэте Браны и Де Ниро держится противостояние персонажей, которое является сердцем картины. Создание пошло против создателя. Сын поднял на отца руку. А прав ли был сам «отец»? Этот вопрос пытаются донести до зрителя актёры, а отвечать на него уже каждому из нас. Ибо как и роман, фильм Браны имеет несколько трактовок. Можно обвенить во всех бедах жестокого монстра вышедшего из под контроля «родителя». А можно и самого Франкенштейна (это фамилия доктора, героя книги, а не имя сшитого им из кусков трупов и оживлённого при помощи разрядов электричества существа, как убеждены многие не читавшие книгу Шелли и не смотревшие не одну из её экранизаций), так как его одержимость наукой и стала причиной погибели его семьи и многих из тех кто был ему дорог и близок…

    Вся лента снята очень здорова. Она имеет атмосферу готики и мрачного, но вместе с тем красивого сна. Многие кадры и сцены, даже величественные ракурсы что брала камера оператора помнятся мной до сих пор. Роджер Прэтт отобрал запоминающиеся кадры, и сцены настолько прекрасны, что иногда даже возникает ощущение того, что ты смотришь большой спектакль на гигантской сцене, а не кино снятое на плёнку. Это касается жизни Франкенштейнов в своём родовом имении в Женеве, и частично студенческой жизни героя. По ним видно, что работая даже над высоко-бюджетным проектом Брана не изменил своему режиссёрскому стилю, театрального постановщика (весьма успешного- пару лет назад он был обласкан критиками за свою интерпретацию чеховского «Иванова»)…

    Композитор фильма Патрик Дойл тоже потрудился на славу. Его музыкальное оформление картины просто шикарно. Саундтрек так же как и картинка чарующий и зловещий одновременно. Достаточно вспомнить сцену, в которой Виктор бежит вверх по лестнице неся на руках умершую возлюбленную, а её алое платье ниспадает и тянется за ним по мраморным ступеням тёмного дома, будто красный плащ. Или ту, когда герой работая в лаборатории, бегает по ней словно фанатик не замечая валяющиеся под ногами отрезанные части тел-ноги, руки, головы, а вокруг трещат разряды электричества. И таких режиссёрских находок в картине будет не мало…

    Что же до грима монстра, то тут всё просто. Художники ленты стремились создать «своего Франкенштейна», и не соперничать и разумеется не копировать образ созданный Борисом Карлоффом в ужастике 30-ых (гигант с квадратной рожей и ржавым болтом торчащим из шеи). И у них вышел не менее колоритный образ знаменитого персонажа…

    Вышедший на экраны фильм, с пафосным названием «Франкенштейн Мэри Шели» — едва не провалился в прокате 1994-ого года. Помогли мировые сборы, которые едва смоли покрыть затраты на картину (по тем временам весьма впечатляющие — 45 миллионов $), а так же неплохая продажа ленты на видио. Каких то существенных наград постановка Кеннета Браны не получила. Хотя смотря все эти безупречно воссозданные костюмы и интерьеры 18-ого века трудно не углядеть желание художников фильма получить Оскар. И видит Бог, они его заслуживали. Но академики как всегда проигнорировали своим вниманием качественную, и до сих пор любимую многими киноманами картину…

    На сегодняшний день, лично для меня «Франкенштейн» 1994 -ого, это лучший кино-вариант классического романа, и лучший фильм данного режиссёра. Тут я видел и ощущал стиль Браны, в ракурсах камеры, в постановке мизансцен, в диалогах, в визуальном решении постановки, наконец. А вот в его последним фильме — «Марвеловском» блокбастере о могучем Торе -нет…

    10 из 10

    11 июля 2013 | 00:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>