всё о любом фильме:

Хребет дьявола

El espinazo del diablo
год
страна
слоган«What is a ghost?»
режиссерГильермо дель Торо
сценарийГильермо дель Торо, Антонио Трасоррас, Давид Муньос
продюсерАгустин Альмодовар, Берта Наварро, Педро Альмодовар, ...
операторГильермо Наварро
композиторХавьер Наваррете
художникСесар Макаррон, Хосе Вико, Пилар Ревуэлта
монтажЛуис де ла Мадрид
жанр ужасы, фэнтези, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$82 200
зрители
Испания  710.9 тыс.,    Франция  77 тыс.,    Великобритания  42.2 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время106 мин. / 01:46
Пугающий рассказ о 12-летнем Карлосе, который после смерти отца попадает в школу Санта-Лусии на попечение директрисы Кармен и профессора Касареса. Отец мальчика был мятежником, убитым в сражении против режима Франко. И хотя приют перегружен большим количеством детей, директор школы сочувствующе принимает молодого Карлоса.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
108 + 9 = 117
7.6
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сценарий фильма Гильермо Дель Торо написал ещё во время учебы в колледже.
    • За основу сюжета была взята популярная серия комиксов испанского художника Карлоса Хименеса «Паракуэльос».
    • Согласно определению Гильермо дель Торо, «Хребет Дьявола» (2001) — родной брат фильма «Лабиринт Фавна» (2006), а «Лабиринт Фавна» — родная сестра фильма «Хребет Дьявола».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Дизайн призрака Санти был вдохновлен белолицыми призраками из японских хорроров типа «Звонка» (1998).
    • Финальный кадр фильма — отсылка к знаменитому финальному кадру классического вестерна «Искатели» (1956).
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 628 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Снятый задолго до «Лабиринта Фавна», «Хребет дьявола» оказался в российском прокате лишь вослед своему последователю. Сомнений нет: внимание прокатчиков к более ранней работе Гильермо Дель Торо продиктовано очевидным успехом «Лабиринта Фавна», а также большим интересом со стороны публики и критиков к его последней по времени работе в кино. Тем более, не является секретом план режиссёра создать трилогию, куда помимо названных картин войдёт запланированный релизом на 2009 год фильм «3993», к которому, несомненно, будет приковано внимание широкой зрительской аудитории.

    События «Хребта дьявола» встречают нас всё в той же франкистской Испании. Главный герой здесь мальчик-сирота, отданный своим опекуном в удалённый приют на воспитание престарелого профессора и его одноногой подруги. Посреди приютского двора восклицательным знаком стоит вонзившаяся носом в землю неразорвавшаяся авиабомба. Внимание!

    Тайна «Хребта дьявола» — не лабиринт, а призрак, вздыхающий, в подвале у заброшенного колодца. Что ищет он на этом свете, и кем отправлен в мир иной? Для контакта дух обретает реальный облик в глазах начитавшегося комиксов Карлоса, которого директриса, любя, зовёт «Карлито».

    А путь Карлито по «Хребту дьявола» будет не менее опасным и таинственным, чем приключения Офелии в сказочном зазеркалье «Лабиринта Фавна». Правда, на этот раз испытания главному герою выпадают не по воле загадочного Фавна, а в силу обычных мальчишечьих разводок на «слабо», когда, столкнувшись со страхом темноты и опасностью разоблачения, обнаруживается крепко сбитый характер и незаурядная стойкость этого мальчика.

    Война не рядом — далеко, заходя лишь краем сценой расстрела партизан. Она, очевидно, лишь средство, позволяющее Дель Торо нагнетать атмосферу своего фильма, конструируя экстремальную ситуацию, которая, взрываясь, становится моментом истины для всех действующих лиц.

    Здесь свой главгад, а натурализм насилия и боли не менее открытый, чем в «Лабиринте Фавна». Дель Торо, по традиции, приносит на алтарь достоверности естественность и неприкрытость фактов и, если того требует сюжет, пройдётся ножом по лицу ребёнка, изрешетит осколками стекла детские спины, не говоря уже о зашивании разрезанной плоти, расстрелах и размётанных взрывом, залитых кровью, обугленных ребячьих телах.

    Режиссёр препарирует мотивы и характеры, акцентируя нюансы поведения, психологии, личностных качеств, выделяя линии жизни своих героев, размышляя над попранными ценностями, при этом сохраняя за ребёнком чистоту помыслов и силу духа, превозмогающую падение и разложение, представленного в облике неблагодарного изувера, жестокого реального мира. Привидение у Дель Торо оказывается дружелюбнее и добрее, нежели сохранившие живую плоть и кровь обитатели «этого света». В общем, не так страшен чёрт, как … живые люди.

    10 апреля 2007 | 08:54

    Хребет Дьявола поднимает тяжёлую и редко освещаемую тему испанского нацизма. И хотя в фильме лишь очень ограниченное количество сцен связано непосредственно с гражданской войной. Но её дух постоянно витающий в воздухе формирует особое обречённое и напряжённое настроение фильма.

    Сама история рассказанная Гильермо дель Торо весьма непроста и многоуровнева. Тут мы видим и великолепно обставленный сюжет попадания нового мальчика в сложившийся и не слишком дружелюбный коллектив. И непростые отношения учителей и учеников. И историю с похищением злосчастного золота коммунистов. И мистическую линию о погибшем ранее мальчике. При том все эти линии не спорят друг с другом за зрительское внимание, а отлично дополняют и раскрывают друг друга.

    Наиболее полно и реалистично наверно раскрыты взаимоотношения учеников между собой. Дети получились очень живыми и правдоподобными. При всём этом несмотря на свою молодость, они уже способны на действительно непростые поступки. А вот призрак на мой взгляд, не так уж необходим сюжету, хотя с другой стороны, без него картина потеряла бы в атмосфере и напряжённости.

    На мой взгляд это отличный фильм,, заложивший все темы которые будут позднее раскрыты в Лабиринте Фавна. Но и сам по себе Хребет дьявола несёт немалую художественную ценность.

    7 из 10

    30 октября 2014 | 21:09

    Действия фильма разворачиваются в приюте для бездомных мальчишек, куда и попадает юный Корлито, отец которого погиб на войне. Владельцы дома- супруги Кармен и доктор Касарес- заботятся о детях, отдавая им свою любовь и время.

    Трагедия, обреченная повторяться заново?

    Корлито- 12-летний мальчик, и другие воспитанники довольно дружелюбны, они подтрунивают друг над другом, ну с кем ни бывает, тем не менее, держатся вместе, ведь им предстоит пережить такое, что не выдержит любой взрослый.

    Попав в лагерь, Корлито узнает историю о загадочном призраке, блуждающем по приюту и не находящем покоя. Впоследствии мальчик становится свидетелем этому. Конечно, ему страшно, но паренек довольно смел и ему удается вступить в контакт с фантомом.

    Образ призрака преследует зрителя на протяжении всего фильма наряду и с образом войны и бессердечности, воплощенной в наемнике Хасинто. Он избивает детей, при этом не испытывая угрызений совести. Отсюда следует его трусость, прикрытая силой и могуществом. Но он выглядит слабым рядом с этими детишками.

    Возможно… мгновение боли.

    Доктор Касарес- полная противоположность Хасинто. Добряк всегда придет на помощь, его уважают, его любят, его почитают. Но, опять же, и у него есть слабость. «Я наполовину закрываю глаза и никогда не довожу дело до конца»,- говорит он. Он знает, что его жена изменяет ему, однако ничего не предпринимает. Доктор пускает это на произвол судьбы, как будет, так и будет.

    Чувства, застывшие во времени, как нечеткая фотография, как насекомое, застывшее в янтаре.

    Фильм безусловно похож на Лабиринт Фавна: в центре внимания ребенок, две сюжетные линии, неплохая задумка и великолепное исполнение. Гильермо остается для меня режиссером с большой буквы.

    Призрак- это я…

    10 из 10

    29 ноября 2010 | 22:28

    I. Хребет:

    Начинается история незамысловато, как и всегда у Гильермо дель Торо. А именно: у одного мальчика погиб в гражданской войне отец, и его решили перевезти от насилия подальше — в некий приют — где всем заправляет одноногая старуха Кармен. Мальчишка начинает знакомиться с местностью, в которой вынужден обитать. Всё здесь пропитано каким-то странным, зловещим духом, словно тень войны бродит по приюту — это впечатление усугубляет врезавшаяся с самолёта в землю вражеская бомба, но так и не взорвавшаяся. А люди здесь флегматичные: остальные дети, хоть и обмениваются друг с другом интересными вещами, тем не менее, особо живого впечатления не производят, как и бледные взрослые, кажется, давненько в спину получившие свои пули. Кроме старухи мальчик замечает милую, но тихую девушку, серьёзного парня с недобрым выражением глаз, няню-толстуху да старика-врача. Где-то ещё были взрослые, уже не обращаешь на них внимания: слишком эпизодичны.

    Конечно, всё не настолько вяло и суховато, как может показаться в самом начале зрителю. Оказалось, что в приюте погиб один из мальчиков, тот самый, место которого отдали в приюте прибывшему мальчику, нашему главному герою в первой части фильма. Правда, тело мальчика так и не нашли, из-за чего родилась легенда о призраке, мелькающем то там, то тут. После сего замечания зритель может решить, что «Хребет дьявола» — стандартный триллер с пугающими мальчиками-призраками и прочей ерундой, но это ошибочное предположение. Призраки здесь не главное, они — фон фильма, красивое обрамление поистине драматичного творения дель Торо. Самое интересное начинается, когда кое-кто из взрослых объявляется предателем, начиная охоту на золотые слитки, сокрытые где-то в здании. Эта охота вынуждает детей сплотиться и пойти против представителя насилия.

    Вот об этом фильм Гильермо дель Торо: о том, что насилие — как вирус, оно зарождается там, где есть нечистые помыслы, есть дуновение греха, соблазн, искушение. Приют казался таким спасительным от войны местом, но на поверку он разжёг неутолимый огонь насилия, ничуть не меньший, чем война приносит, а в чём-то даже больший. Один человек легко может проткнуть щит морали множества — в этом главная идея «Хребта дьявола». Противостоять нагло рвущемуся в чужие жизни насилию сложно, хотя коллектив может переломить ход событий. То, что с насилием начинают воевать дети, говорит о многом. Возможно, хотя не факт, что Гильермо дель Торо имеет в виду положение дел в современном обществе по принципу: «взрослые сдались, но сражаются дети».

    Фильм отнюдь не сказочный, и трудно понять, по какой причине его причисляют к данному жанру. В этой лиричной, жестокой и оставляющей после себя интересное послевкусие ленте есть что-то такое, из-за чего она оттесняет на задний план практически большинство американских картин, положение в мировом кинематографе которых преимущественно. Американская продукция проиграла испанской ленте, потому что она в основе своей — продукция, а «Хребет дьявола» — содержательный фильм, стоит особо подчеркнуть — цельный фильм.

    Хотя историю фильма можно рассказать в нескольких предложениях, чувствуется, что она шире, чем её представляют. Персонажи охотно могут показаться ходульными, стереотипными, а события слегка из пальца высосанными, тем не менее, колоритность в духе дель Торо и особое послевкусие сделали фильм на порядок выше, чем могло бы выйти, не будь оригинального авторского подхода к истории призраков и живых людей. Для тех, кто любит придираться к словам, поясняю: колоритность — в тех деталях, за которые непременно цепляется память, комбинируя в голове причудливые ассоциации из воспоминаний своего детства (одноногая старуха со связкой ключей; бомба, врезавшаяся в землю; золотые слитки; текущая со лба вверх кровь у призрака; медицинские приспособления старика-врача; цветовая гамма приюта, улицы; комиксы и иные вещи у детей); послевкусие же стоит расценивать в виде беспрестанного возвращения мыслями к отсмотренной вот уже неделю или месяц назад ленте — если ты внезапно вспоминаешь о ней и неоднократно, значит, в ней есть что-то такое, что трогает в тебе самые глубокие и сокровенные чувства, заставляет размышлять, интерпретировать, представлять себе различного рода ощущения (одиночество старухи, ужас войны, разочарование молодости).

    «Хребет дьявола» — фильм-пробуждение. Один из самых разноцветных по чувствам фильмов мира.

    II. Дьявол:

    Гильермо дель Торо — самобытный режиссёр. Ему трудно отказать в оригинальности, в переплетении жестокости и сказки («Лабиринт фавна»), что же до «Хребта дьявола», то этот фильм оцениваю в разы выше в силу вышеперечисленных факторов. Безусловно, главная роль успеха фильма всецело в руках дель Торо. Ведь, пользуясь сценарными находками, он создал свой особенный, неповторимый мир, в уникальности которого сомневаться не приходится. Режиссёр умело передаёт атмосферу войны и того хаоса, в каковом пребывала Испания, вынося далеко за скобки сами по себе военные действия. Оттого интересен фильм, что он, по существу, не развивая статичные характеры (никто из героев особенно в себе не меняется с начала и до конца фильма), не роскошествуя динамикой событий, придерживая в узде саспенс, удивительным образом воплощает в себе наилучший образец военного кино, в котором важны не солдаты, не воюющие, но мирные жители с их бытовым, обыденным существованием.

    Разумеется, хотя режиссёр несёт на себе главенствующую нагрузку за успех проекта, не надо умалять роли других людей, помогавших дель Торо сделать его мир как можно лучше: созерцательнее, в чём-то ироничнее, реалистичнее. Например, музыка Хавьера Наваррета придаёт истории внушительный, гармонирующий с жестокостью, налёт трагизма. Работа оператора Гильермо Наварро, признанного в прошлом году американской киноакадемией за техническое совершенство «Лабиринта фавна», только усиливает ощущения туманности и таинственности этого приюта — призрачного памятника горечи военных лет.

    Актёрский состав очень хорош. Никто не перетягивает одеяло на себя, все колоритны по-своему, как мальчишки-дебютанты, так и плеяда ветеранов. Особняком из всего состава стоит Эдуардо Норьега — его герой, в отличие от одноногой старухи Марисы Паредес и старика-врача Федерико Луппи, менее колоритно обрисован дель Торо. Но двадцативосьмилетний актёр сыграл настолько убедительно, что почти затмил всех остальных. Балансируя на ехидном острие недоигрывания и переигрывания, актёр с блеском выполнил свою задачу, чудом и себя в лучшем ракурсе показав, и тактично оставив место для маневрирования своим юным и старым коллегам.

    В целом, как видно, слаженный коллектив единомышленников — лучшая рекомендация для создания качественного и душевного произведения искусства. Гильермо дель Торо, скорее всего, не забросит в далёком будущем эту замечательную формулу успеха.

    «Хребет дьявола» — бомба, которая врезалась в мировой кинематограф, но не взорвалась, оставшись в виде горького и мистического напоминания зрителям о триумфальном шествии войны, чьё насилие до сих пор не стихает.

    Посвящено: Baba Kapa.

    2 января 2008 | 01:22

    А вот еще один представитель современной киноклассики. «Хребет дьявола» — живое, так сказать, и, к счастью, не единственное доказательство того, каким неглупым и интеллектуально насыщенным может быть фильм ужасов. Конечно, в графе «жанр» «ужасы» будут далеко не единственным тэгом, но все же по форме и атмосфере хоррор превалирует. Но не по содержанию — здесь большой умничка и просто хороший человек Гильермо Дель Торо ввел немало пищи для ума, и здесь играет большую роль драма. Драма главных героев — несчастных детей, которым «посчастливилось» родиться от союза людей, считающихся «врагами народа» в охваченной Гражданской войной Испании. Для таких «детей красных» в глухомани был построен приют, куда родители вкладывали свои и без того скудные средства, чтобы их чада могли существовать какое то время, прежде чем их туда посылать. 12-летний Карлос стал одним из таких «подкидышей», оставленным отцом мальчика, ушедшим на войну. Адаптируясь на новом месте, он узнает, что в стенах жилища обитает призрак, являющийся живым, из-за которого, по слухам, погиб другой мальчик. Карлос, по всем законам жанра, вступает с духом в контакт, чтобы выяснить, чего этому духу нужно от живых. Бывший некогда воспитанником этого приюта, оказывается, что тот умер насильственной смертью, и все указывает на то, что убийца — кто-то из своих…

    Ужасы здесь повсюду — в жизни они представлены главным душегубом с искалеченной душой, а в мире потустороннем — призраком невинно убиенного мальчика, вынужденным скитаться среди живых. Дель Торо ближе к финалу аккуратно завязывает все сценарные веревочки в одно полотно, объединяя оба этих уровня. Актеры играют изумительно — и если от Марисы Паредес, Федерико Луппи, засветившегося и в дебютнике Дель Торо — «Хронос», Эдуардо Норьега по привычке получаешь высококлассную актерскую игру, то малоизвестные дети-актеры демонстрируют не менее высокий уровень игры, что является великим достижением режиссера, ведь работа с маленькими детьми-актерами — штука сложная, и ничего общего не имеющая с потугами отечественных детей-артистов, которые одной ногой в «Ералаше». Фильм очень жесток по отношению к зрителю, но, живописуя войну, по-другому нельзя. Недаром картина стала так популярна, и даже выпускалась в нашем прокате спустя приличный срок после выхода на мировые экраны. По замыслу Гильермо, «Хребет… является первой из запланированной трилогии картиной о войне и простых людях. Вторая, как известно, шедевральный и великолепный «Лабиринт фавна», более богатый и изощренный визуально. Но даже простецкая компьютерная графика не в силах испортить впечатление от рассказанной истории, которая бьет точно в цель — в сердце зрителя. Пока неизвестно, найдет ли в своем забитом графике прославленный режиссер место для заключительного фильма, но если и найдет, то Дель Торо не позавидуешь — соревноваться или даже приблизиться к высочайшему уровню качества, заданного двумя предыдущими картинами, будет ой, как непросто. Впрочем, раз два раза в одну и ту же реку вошел, войдет и в третий.

    Итого: блестящий мистический триллер, снятый за мизерные средства с толпой потрясающих актеров, где Дель Торо. подобно фокуснику, ловко и талантливо жонглирует жанрами. Фильм тотально рекомендуется к просмотру не только жанровым поклонникам, но и всем любителям хорошего кино. И — да, спасибо Педро Альмодовару за то, что спродюсировал такое чудо.

    10 из 10

    17 июля 2012 | 18:49

    Выжженная южным средиземноморским солнцем земля, выжженная настолько, что мертвые застревают в ней на пути либо в рай, либо в ад. Заброшенные гражданской войной поля. Бывший монастырь, приютивший детей, посреди пыльных просторов внутренней Испании. Посреди монастырского двора послание из внешнего мира, который готовится ко второй мировой — самой страшной в истории, войне — авиабомба, кусок трубы с заклепками, облагороженный стабилизаторами для лучших аэродинамических характеристик.

    Что могут дети думать о мире, который шлет им такие послания? Дети войны, они уже знают горечь утраты самого главного, они не питают иллюзий и так часто соприкасаются с миром мертвых, что призраки и смерть становятся частью их реальности.

    «Хребет дьявола», фильм который показал миру Гильермо дель Торо не только как выдумщика, гримера, визуалиста, а как одного из лучших режиссеров современности, сочетающего тонкий и точный психологический типаж (особенно детский) с занимательным и выверенным визуальным рядом. Старший брат «Лабиринта Фавна», не прогремел на весь мир, но получил европейское признание и стал первым, краеугольным кирпичиком задуманного триптиха.

    Только настоящий сказочник может так сочетать реальность и мистику, детское кино и настоящую жестокость. Фильм довольно простой, я бы даже сказал скупой на эмоции, не очень красноречиво, но проникновенно, рассказывает о нелегкой детской судьбе на войне вообще, и на войне гражданской в частности. Выдуманная история, однако не оставляет сомнений в своей возможной реальности, несмотря на мистицизм, призраков и неуклонное исполнения кармических законов — за зло творимое людьми, последует наказание.

    Что есть призрак? — спрашивает нас автор словами одного из героев, — Трагедия, которая повторяется снова и снова?

    А что есть человек, — отвечаем вопросом на вопрос, — как не та же трагедия, которая повторяется снова и снова?


    8 из 10

    23 июля 2010 | 20:02

    Ну что сказать.. Просмотрев эту картину (именно, «картину», а не просто фильм все-таки) я в очередной раз убедился в том, что мои вкусы в кино или слишком требовательные или же по-настоящему объективные.

    Я никак не могу себя заставить не верить в обилие «зеленых» рецензий, даже после разочарований от «Аватара» или «2012», но по-видимому и не стоит этого делать. Естественно, мне не жалко потратить несколько сотен рублей на просмотр хорошего кино, но когда кино, не оставляет после себя ничего — даже отрицательных эмоций — это, по меньшей мере, обидно…

    Прекрасная игра актеров, отличная операторская работа — все на высоте.. но не цепляет. Нет чего-то того, что оставляет после просмотра желание задуматься или обсудить с близкими тему повествования. Остается ощущение, что все это уже было и много-много раз, и гораздо более интересно сделано. Но каждому свое…

    Не хочу ставить оценки, так как все вроде и отлично, но почему-то параллельно.

    Готовлюсь к просмотру «Фавна»!

    26 мая 2010 | 23:03

    Гильермо дель Торо снял ужасающий в лучшем смысле этого слова фильм. Смешение нескольких жанров воедино придало фильму некую остроту ощущений, некий шарм. Те эмоции и чувства, которые испытываешь при просмотри этого фильма разнообразны и порой противоречивы. Здесь есть и жанр ужасов, и триллер, и драма, и мистика, а главное отличие от других картин состоит в том, что все эти жанры поданы зрителю не по чайной ложке, а совсем наоборот. В каждой сцене фильма присутствует свой жанр и соответственно со сменой сцены меняется и жанр.

    Борьба, одиночество, алчность, боль — вот основные темы фильма.

    Жизнь во время войны трудна и опасна, и в это время в одних людях пробуждается все хорошее, а в других все плохое, одни защищают родину ценой собственной жизни, а другие наживаются на войне.

    То, как показаны некоторые образы в фильме, делает режиссера просто гениальным визуализатором.

    Правда не совсем мне понравилась игра Мариса Паредеса (главного героя картины), но в остальном все идеально.

    Такого атмосферного фильма мне не доводилось смотреть уже давно.

    11 августа 2011 | 15:18

    Земля здесь очень сухая, а воздух горячий, и мертвые застревают на полпути на небеса… Как тот, кто вздыхает…

    Выжженная желтая земля… Бескрайняя, растянувшаяся до горизонта… тоненькая нить дороги, бегущая вдаль… крепкое старинное здание, обнесенное каменным забором, пыльный двор… Во дворе носом в земле, слегка склонясь под собственным весом набок, торчит огромная, рыжая, ржавая авиабомба. Ее сбросили одной страшной ночью. Почему она не взорвалась, никто не знает… Но если к ее раскаленному телу приложить ухо, можно услышать, как она то ли постукивает, то ли тикает, то ли дышит… Она живая… Живое зло, притаившееся до поры до времени…

    А где-то далеко за этим забором идет война… Туда ушли мужчины, оставив сыновей в этом, забытом богом приюте… Оттуда приходят вести о погибших родителях, оттуда по пыльной дороге изредка приходят машины, несущие с собой недобрых людей или неутешительные новости… Оттуда можно не ждать ничего хорошего… ни еды, ни денег, ни внимания к брошенным детям…

    Здесь за толстыми каменными стенами, в здании бывшей церкви, мальчишки дожидаются своей участи… Малыши и подростки от 5 до 15, и каждый из них всё еще верит в чудо, что когда-нибудь в ворота этого приюта войдут их родители и заберут их домой… и будет мир… и не будет войны…

    Мальчишки остаются мальчишками… Они возятся в пыли, собирают слизней в подвале возле прохладного, манящего к себе колодца, обмениваются довоенными комиксами, изучают нарисованные своими же руками картинки голых девочек, они дерутся и воюют между собой, проверяют друг друга на вшивость, выясняя, кто способен на подлость и предательство, а кто слеплен из крепкого теста… и на слабо разводят новичков, заставляя совершать опасные ночные вылазки…

    И при этом все они боятся… Боятся одного из тех взрослых, кто за ними присматривает, боятся странных полууголовных личностей, что приезжают периодически к их воротам… Но больше всего мальчишки боятся того, кто вздыхает… Потому что увидеть его почти невозможно, но присутствие его всегда ощутимо — появляются мокрые следы на полу, видна тень, пробегающая по стене, шевелятся сами собой огромные ножницы, подвешенные на крючках в кухне, разбиваются кувшины с водой в спальне… И в то, что ОН существует, не верят воспитатели-взрослые… А ОН существует. И ОН — Призрак… Опасен ли он? Или он сам — жертва чужой злобы?

    Что такое призрак? Трагедия, обреченная время от времени повторяться заново… Возможно, это мгновение боли… Что-то мертвое, что кажется живым… Чувство, застывшее во времени, как нечеткая фотография… Как насекомое, застывшее в янтаре…

    Что за трагедия заставила его остаться здесь, не улетев на небо? Что за боль он пережил, будучи живым человеком? КАК он стал призраком? Какие чувства испытывает Призрак, если он способен что-то испытывать? Как получилось, что он появляется на глаза мальчишкам нечетким снимком, размытым и мгновенно исчезающим? Чего он хочет?… Мести? Справедливости? Наказания? Столько вопросов одолевает пытливых мальчишек, некоторые из которых знают чуть больше, чем остальные, но молчат в страхе быть убитыми… А другие, любознательные и бесстрашные, раскапывают и соединяют между собой обрывки одной страшной ночи… Тайна перестает быть тайной… Зло перестает быть сдерживаемо…

    Зло, растекшееся по двору приюта, переполнило сердце того, кто жаждет богатства… Алчность поглотила человечность… Маски сброшены, волк оскалил свою пасть… Жестокость прорывается наружу… Ярость выплескивается на окружающих… И начинается война. Своя. Не та, в которой участвуют самолеты и авиабомбы, а своя, ограниченная каменным забором двора… И звучат выстрелы, и лезвие ножа обагряется невинной кровью, и взрываются канистры бензина… Огромный столб черного дыма, поднявшийся до неба… и маленькие обожженные трупы в пыли двора, в котором еще сутки назад мальчишки мирно играли… И острые осколки стекла, впившиеся в нежные детские спины… И вывернутые ноги… и кровь, пульсирующая из открытой артерии… и остекленевшие глаза, смотрящие туда, откуда не возвращаются…

    А что же взрослые? Те, кто обязаны были сберечь детские жизни? Взрослые люди оказались неспособны защитить детей от ужаса. Начальник приюта — железная леди со стальной ногой думает о повстанцах и золоте, она не может разобраться в своих чувствах, обуреваемая страстями и желаниями…

    Старик-учитель — слишком стар, хоть и стоит до конца с ружьем в руках… и делает всё, что может… Но его сил не хватит против молодой, пышущей ярости… И ему не помогут ни стихи, которые он знает наизусть, ни сотни книг, прочитанные им за всю жизнь, ни жуткие эмбрионы с хребтом дьявола — заостренными, как у драконов, позвонками, залитые особым раствором в его лаборатории… Говорят, если выпить тот раствор из бутыли, прибавится сил у немощных, и уйдут многие болезни…

    Хребет дьявола… По легенде такой хребет возникает у детей, которые нежеланны своим родителям. Таким детям изначально не дано того количества любви, которое необходимо, чтобы стать нормальным человеком… Если задуматься, наверно у многих людей должен бы быть такой позвоночник… И у главного злодея тоже, однако его спина ровна и красива. Внешне он сложен как бог, этот принц без королевства, и только в алчном блеске холодных глаз можно увидеть самого дьявола…

    Как мне кажется, хребет дьявола — уродство, которое выявляется порой не во внешности человека, а в его поступках, страшных и необъяснимых в своей жестокости…

    Уцелевшие мальчики… С чем вышли они из той схватки? Не ожесточатся ли их сердца после того, как их руки держали остро заточенные деревянные колья? Не обрастут ли их души теми самыми дьявольскими отростками? Смогут ли они остаться людьми?

    Они вышли за ворота разгромленного приюта, оставив за спиной трупы друзей, воспоминания о призраке и о том, кто стремился к золоту… Перед ними пыльная дорога, убегающая вдаль к горизонту сквозь обожженную степь… Чем встретит их большая земля? Что вдохнут они в себя вместе с раскаленным ветром воюющей родины? Кто знает?…

    А та огромная авиабомба так и осталась тикать во дворе приюта. Зло под палящим солнцем… Зло, притаившееся до поры до времени…


    Браво, Гильермо Дель Торо… Браво…

    22 апреля 2009 | 20:58

    Что такое призрак? Трагедия, обреченная время от времени повторяться? Возможно, это мгновение боли? Что-то мертвое, что кажется живым. Чувство, замершее во времени, как нечеткая фотография, как насекомое, застывшее в янтаре…

    Разоренная гражданской войной Испания и изолированный от большого мира приют для мальчиков, где из преподавателей осталось три человека — такова экспозиция картины Гильермо дель Торо.

    Надо сказать, что мир детства в целом детский взгляд на различные — глобальные и не очень — события всегда меня привлекает. Но не могу сказать, что в фильме история рассказана глазами ребенка. Скорее, то обстоятельство, что основными персонажами являются дети, всего лишь усиливает эффект, который производят поступки некоторых персонажей. А все дети, присутствующие в фильме, лично для меня предстали неким единым героем — наименее защищенным из всех, но наиболее справедливым, отважным и обладающим чистой душой.

    Мир взрослых другой. Кармен, директор приюта — женщина с искалеченным телом, но сильная духом. Она практически в одиночку тянет на себе ватагу никому не нужных в условиях войны мальчишек, а кроме этого помогает партизанскому движению против режима Франко. Порой у нее заканчиваются силы, и появляется желание все бросить, но затем она берет себя в руки и двигается дальше. Опорой Кармен после смерти мужа стал друг их семьи — давно и безнадежно влюбленный в нее доктор Касарес. Это интеллигентный пожилой мужчина, меломан и тонкий психолог. Касарес способен найти подход к любому ребенку. Удивительный в своей положительности персонаж, обладающий, однако, крайней нерешительностью, которая, по его словам, не дала ему завершить ни одного начатого дела. И Хасинто. Тот самый Дьявол в человеческом обличье, не получивший отметины Зла на своем теле, но самостоятельно заполнивший злом свою душу. Брошенный, одинокий, обозлившийся. Принц без королевства, как назвала его Кармен, пригревшая на груди эту змею. Если честно, мне не понравилось то, как дель Торо изобразил отношения между Кармен и Хасинто. Очень по-испански — это да. Но мне кажется, что история была бы более выразительной, если бы в течение фильма показали именно материнские чувства Кармен к своему воспитаннику — то, как она с детства жалела этого одинокого мальчишку, и как любила его взрослого, несмотря на то, что вырос он, мягко говоря, не слишком хорошим человеком.

    В любом случае, Хасинто самый интересный персонаж, в нескольких моментах вызывающий чувство жалости, но безжалостно убивающий в самом себе всяческие проявления человечности. Его история — это история об алчности и одиночестве, которой суждено повторяться вечно.

    Интересен сюжет, балансирующий на грани мистики и реализма. «Хребет Дьявола» — это предшественник «Лабиринта Фавна», но если последний не понравился мне категорически, то первый я считаю достаточно неплохим продуктом, хотя мистическая линия и не произвела на меня особого впечатления. Да, бояться нужно живых. И да, каждого из нас преследуют призраки наших деяний. Вот, в общем-то, и все, что привнес в фильм «тот, который вздыхает».

    Еще одна тема, которая вскользь промелькнула в фильме — это проявление в человеке животных инстинктов. Сцена, где четверо мальчишек, вооружившись самодельными копьями, затевают охоту на своего противника, не может не вызвать ассоциации с «Повелителем мух» Голдинга. А к чему еще могут обратиться дети, забытые и брошенные в эпицентре войны, которую ведут взрослые? И кто спасет этих детей?

    8 из 10

    16 января 2012 | 00:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>