Довольно забытый (и зря) польский фильм, от безусловно талантливого Ежи Гоффмана, который хоть и выдал в постсоветские годы такой польско-поцреотический пропагандистский ужас как Варшавская битва 1920 года, но режиссера безусловно талантливого, горазда более чем перехваленный фестивальный король Вайда (имхо, разумеется).
Закон и Кулак был дублировал и шел советском кинопрокате, но особой популярности не сыскал, хотя он обладает отличным саспенсом и густой, обволакивающей атмосферой. С одной стороны, Польша - место с впечатляющей архитектурой и производит впечатление стопроцентно европейской страны, с другой стороны в фильме удалось соединить ее красоту с какой-то постапокалиптической жутковатой атмосферой, со всеми этими опустевшими улицами, где только ветер шумит и поднимает пыль и одинокую бумажную листовку носит по улицам. В таких декорациях и происходит действие Закона и Кулака. Сюжет, полный нервного напряжения, не уступает общей мрачной и гнетущей обстановке. Рассказывать в подробностях - нещадно спойлерить.
Есть еще и крутая перестрелка. В старых фильмах существовал такой своеобразный нюанс -проблема с отображением попаданий условных пуль. Тогда вообще не заморачивались такими моментами и даже в фильмах Голливуда, который выдавал самые технические продвинутые фильмы, стрельба из пулемета была... просто стрельбой из пулемета холостыми патронами. Могли, конечно, позёвывая, заложить 10 пиротехнических зарядов в землю чтоб потом их подорвать, имитирую попавшую очередь, но в целом импакт был отображен через пень-колоду, я уж даже не говорю про фильмы других стран типа Югославии. Но поляки уже в далекие 60е проявляли креативность, и перестрелки в их фильмах были реализованы прогрессивно, с подробным отображением пулевых попадания. Посмотреть хотя бы Сержант Калень с его сценой штурма дома, или вот как раз этот фильм. От выстрелов честно отлетает от стен каменная крошка, бьются стекла, хлещет из пробитых бочек вода и все такое. Это еще не Джон Ву, где чуть не от каждого бабаха из пестика отрывается кусок стены, взрывается огнетушитель или дверь разносит в щепки, но тоже очень неплохо.
Сюжет прост и прямолинеен, поэтому я мало про него говорю, вся фишка данного фильма в том как он, сюжет, подан. Адовый саспенс, атмосфера послевоенной разрухи и герой, оказавшийся в одиночестве в сложных обстоятельствах. Кого не смущает то, что фильм черно-белый - посмотрите.
Отстав от поезда из-за благородного порыва, главный герой этого фильма оказывается в небольшой команде, которая направляется в город, считавшийся во времена Третьего рейха немецким, а после войны снова оказавшийся в составе Польши. Делать надо много, ведь война только-только кончилась, поэтому нужно подготовить пустой, как в постапокалиптических сюжетах, городок к прибытию милиции и репатриантов. Да вот незадача: почти все в этой команде оказываются 'оборотнями без погон', то есть они и не собирались наводить порядок, а только награбить и сбежать, может быть, даже за границу. И только главный герой, вовремя поняв, в чем тут дело, пытается им противостоять.
'Закон и кулак' - фильм остросюжетный. Не стоит ждать от него правдоподобия будней. Пользуясь богатой для сюжетных перипетий возможностью - пустой город, несколько не доверяющих друг другу мужчин и еще меньше случайно оказавшихся в этом месте женщин - режиссеры фильма снимают его совсем не в рамках соцреализма. Декорациями и сюжетным рисунком 'один против всех' картина напоминает вестерн, даже в песне, открывающей и закрывающей фильм, есть что-то неуловимое схожее с музыкой из американского кино про суровых мужчин, которые и днем, и ночью не расстаются с верным оружием. А вот акцентацией на подвижности морали героев, их конформизме и способности противопоставить свои интересы интересам других вкупе с ночными сценами, погонями, драками и перестрелками в подвалах 'Закон и порядок', конечно же, напоминает 'нуарный' криминал. Такое сочетание жанров тем более смотрится выигрышно из-за того, как в фильме подчеркнуто переходное состояние между концом одной и началом другой эпохи. Режиссеры показывают нам героев-одиночек, ставят эксперимент, может ли в них проснуться какое-то чувство, кроме эгоизма, возвышающее их и указывающее на возможность будущего. И этот эксперимент можно назвать вполне удачным: синтез вестерна, нуара, психологического саспенса, реализованный в привычном для фильмов соцлагеря материале, до сих пор смотрится вполне удачным.