Бразильский криминальный вестерн «Серра-Пелада» переносит зрителей в начало 1980-х годов, на золотой рудник с одноимённым названием. Это самое крупное месторождение золота в Бразилии, куда съезжались сотни тысяч охотников за сокровищами с маниакальной мыслью обогатиться. Серра-Пелада была похожа на гигантский муравейник, где люди жили в отвратительных условиях, убивали и грабили друг друга, отбирали последнее, но… так и не уезжали.
На фоне реальных исторических событий два главных героя, Жулиану (Жулиану Казарри) и Жулиу Андраде (Жоаким) – такие же охотники за золотом – объединившись, решают отправиться на поиски драгоценных слитков в самое сердце Амазонии. И если одного (Жулиану) в Сан-Паулу не держит ничего, то второй оставляет на много лет свою беременную жену.
Однако, в погоне за богатством, они оба забывают о человеческом достоинстве и морали. С течением времени убить для Жулиану становится «плёвым» делом. Чтобы набить свои карманы, мужчина не терпит конкурентов и тех, кто становится у него на пути, в т. ч. и в борьбе за сердце женщины.
Как известно, на Серра-Пеладе работали только мужчины. Чтобы как-то удовлетворить свои сексуальные потребности, мужики ездили за 30 км от рудника и предавались грехам со жрицами любви. Одной из таких была красавица Тереза (Софи Шарлотт) – невеста хозяина близлежащих рудников полковника Карвальу (Матеуш Наштергаеле). Битва за женщину и за рудники делает из Карвальу и Жулиану настоящих противников, и только один из неё должен выйти победителем…
Актёрский состав состоит из знакомых мне лиц – это нелюбимый мною Жулиану Казарре («Проспект Бразилии», «Правила игры», «Безрассудное сердце»), Софи Шарлотт («Вавилон»), Жезуита Барбоза («Ничего не будет как прежде») и Матеуш Наштергаеле («Неукротимая Хильда»), Вагнер Моура («Наркос»). Выдающихся персонажей у актёров я, к сожалению, не увидел.
Да и от самого фильма я ожидал гораздо большего. Мне не хватило ни подробной истории о руднике, ни рассказа о людях, которые там работали, ни накала эмоций. Всё, что мы видим на экране – это мордобой, пистолеты, геи и проститутки. Возможно, для бразильского зрителя история о Серра-Пелада – известный период в истории, но большинство зарубежных зрителей о нём вряд ли знают. Получился своеобразный «Город Бога» посреди Амазонки, но без амазонского колорита.
На месте создателей я бы добавил больше документальных кадров и окончил картину сообщением о том, что Серра-Пелада в 2012 году, после десятилетий «простоя», снова была открыта.
5 из 10
Кстати, на бразильские экраны картина вышла в 2013 году, а в следующем её показали на канале «Глобо» в качестве четырёхсерийного телефильма (серия по 25 минут). Разницы в версиях практически нет – фильм просто разбили на части, добавив пару фрагментов и закрывающие и открывающие заставки.
Фильм великолепный. Смотрел его в рамках 7-го фестиваля бразильского кино в Москве. Это была жемчужина фестиваля, его самый лучший фильм.
Фильм рассказывает историю двух друзей, которые знают друг друга с детства. Оба выросли в Сан-Паулу. Повзрослев, харизматичный мачо Жулиану стал подрабатывать боями без правил, а Жоаким стал преподавателем. Оба, будучи ещё молодыми и полными надежд на лучшую долю отправляются на недавно открывшийся золотой прииск Серра Пелада. Друзьям удается оформить в собственность часть земли прииска и они быстро раскручиваются. Вместе с большими деньгами приходят и большие проблемы. У друзей разные взгляды на будущее, если Жулиану хочет остаться в бизнесе и продолжать приобретать блага, а главное - власть, то Жоаким хотел бы выйти из игры и вернуться к своим жене и дочери, рождение которой он даже не застал, из-за того, что уехал на прииск, когда его жена дохаживала последние месяцы беременности. Для того, чтобы выйти из игры, Жоаким в тайне от Жулиану откладывает пачки денег в укромное место. Жулиану обнаруживает это и отнимает все деньги у своего компаньона, Жоакиму приходится снова опуститься в самый низ цепочки и стать обычным батраком. Друзья перестают быть друзьями. Дальнейшие события фильма помогут зрителю ответить на вопрос что такое дружба, что такое предательство, как далеко способен зайти человек, чтобы добиться своих целей, можно ли в нечеловеческих условиях сохранить человеческое лицо. Мне, собственно, фильм тем и понравился, что он так ярко показывает палитру человеческих качеств и чувств, добродетель здесь соседствует с пороком, правда с ложью, любовь с ненавистью.
Отличный сценарий воплощен блистательными актерами. Роль мачо Жулиану исполняет актер Жулиану Казарре. Это просто высший пилотаж, он так вжился в роль, что я забыл о том, что нахожусь в кинотеатре и очнулся только когда побежали финальные титры. Роль Жоакима исполнил Жулио Андраде, его игра ничуть не хуже, я смог оценить его талант ещё год назад, когда он исполнил роль Гонзагиньи в фильме 'Гонзага: от отца к сыну'. Роль главной роковой красавицы-проститутки исполнила Софи Шарлот, несмотря на свою молодость, актриса справилась с ролью потрясающе.
Не могу не отметить также замечательную работу в фильме моего любимого актера Вагнера Моуры. Тут его не узнать, его загримировали под лысого преступного элемента.
На высоте и операторская работа, и работа художников, работа костюмеров. Создавалось полное ощущение, что ты находишься на золотом прииске, в этом страшном мире, где люди похожи на винтики, где человеческая жизнь ничего не стоит, и всем заправляют 'тузы' этого 'муравейника'.
Почитав немного об истории Серры Пелады я понял, что в 1986 году этот прииск закрыли и сейчас это просто одна из достопримечательностей, находящаяся на территории Бразилии.
Просмотр фильма позволил мне укрепиться в мысли, что дружба между людьми существует, что всегда можно оставаться человеком - даже если обстоятельства не позволяют тебе им оставаться, что с волками жить, это не значит 'по-волчьи выть', и, самое главное, что я понял - никогда не поздно раскаяться и попросить прощения у человека, с которым был несправедлив, и что самое приятное, оказывается, есть на свете люди, сердце которых настолько велико, что они способны простить даже предательство!
Нахожусь просто в диком восторге от фильма, с удовольствием посмотрел бы его опять, если бы он шел в наших кинотеатрах, но что-то мне подсказывает, что это был единственный раз, когда в Москве его можно было посмотреть на большом экране.
Просто настоятельно рекомендую, практически требую, чтобы те, кто не видел, посмотрели этот фильм!