Иногда мне приходит на ум, что я могу без всяких обиняков называть себя ретроградом. Взять вот хотя бы кинематограф: мне часто по душе фильмы, которым уже по двадцать, а то уже и тридцать лет, причём в этом моменте я больше присматриваюсь к американскому кинематографу. Вот было в них что-то такое чистое, искреннее, весёлое и даже сентиментальное, хотя это, может, я сейчас стал каким-то сентиментальным. Но всё-таки надо уточнить и признать, что далеко не всегда фильмы той эпохи действительно вызывают живые эмоции, промахов и тогда было, увы, предостаточно, но ленту 'Компаньон' я посмотрел с настоящим удовольствием.
Поставлена эта добродушная, но немного хитрая по характеру главной героини лента по мотивам романа Дженаро Прието. В его биографии аж целых пять экранизации его произведений, но четыре предшествующих 'Компаньону' особых лавров не снискали, и 'Компаньон', снятый в 1996-ом году, на данный момент является последней экранизацией трудов Прието. Рассказывается в фильме про женщину афроамериканского происхождения Лорел Айрис (Вупи Голдберг). Она занимается не последнее месте в финансовой организации и стремится получить повышение, не существующие на то время предрассудки не позволяют начальству повысить Лорел. В сердцах она покидает место работы и выдумывает себе компаньона, весьма зажиточного мужчину белой расы, от лица которого она ведёт переговоры с маститыми магнатами. Дело Лорел взметается вверх, но все очень хотят познакомиться с её компаньоном, а завистливый оппонент Лорел, занявший как раз то самое хлебное место на бывшей работе женщины, решает, что здесь что-то не так и собирается вывести Лорел на чистую воду...
Может показаться на первый взгляд, что сюжет 'Компаньона' незамысловатый, но это не совсем так. Конечно же, 'Компаньон' - это не вершина жанра про аферистов и до уровня трилогии про друзей Оушена фильму очень далеко, но он на это и не претендует, скорее, 'Компаньон' - это жизнеутверждающий фильм для всех женщин, которые страдали от мужского засилья, да ещё и от сегрегации, но поставлено всё не в драматической оболочке, а со строгим курсом на комизм происходящего. И вот в этой самой ненавязчивости 'Компаньона', в его лёгкости подачи и кроется один из главных факторов того, что фильм смотрится на одном дыхании. Что-то есть схожее в 'Компаньоне' с лентой 'Симона', но там всё же гораздо больше драматизма, а здесь же всё весело, задорно и сюжет развивается весьма быстро, обрастая всё большими трудностями для главной героини, но она блистательно изворачивается и обходит острые углы. В общем-то и должна полюбиться такая умная женщина, но об этом несколько позже, а пока что завершу абзац заключением, что 'Компаньон' - это добротная финансовая комедия с лёгким авантюризмом класса 'старое-доброе'.
Теперь же, как обещал, про главную героиню, точнее про комическую актрису экстракласса того времени Вупи Голдберг. Ко времени выхода 'Компаньона' Голдберг была у всех на слуху: она прекрасно дебютировала, правда в драматическом амплуа, в картине Стивен Спилберга 'Цветы лиловые полей', за что получила номинацию на 'Оскар'. Тогда взять домой заветную статуэтку ей не получилось, но затем все отметили её искромётную игру в мистической мелодраме 'Привидение', которая принесла Вупи мировую известность. И с тех пор Голдберг часто стала играть главные роли, как и в 'Компаньоне'. Ей безусловно удалось передать образ деловой дамы, одарённой в области экономики и финансов, не лишённой духа авантюризма, при этом же Вупи ещё и наградила свой персонаж изящным налётом комизма. Вот и почему в 90-х годах прошлого столетия она считалась одной из ярчайших комедийных актрис своего поколения. Конечно, этому ещё и способствовала запоминающаяся внешность Вупи, но не об этом речь. Отдельно скажу за Дайэнн Уист, сыгравшую добрую и преданную помощницу героини Голдберг - очень приятная роль. Хочется также отметить и добротного комедийного режиссёра Дональда Петри, который до 'Компаньона' отличился с лентами 'Старые ворчуны' с классическим тандемом Джек Леммон и Уолтер Мэттау в главных ролях, 'Богатенький Ричи' с мегазвёздным тогда Маколэем Калкиным, а уже после 'Компаньона' были 'Мой любимый марсианин', 'Мисс Конгениальность', 'Как отделаться от парня за 10 дней' и 'Поцелуй на удачу'. В общем, Петри - режиссёр, заслуживающий внимания.
И в вердикте скажу, что 'Компаньон' придётся по вкусу таким любителям кино, как мне, то есть ретроградам, которые не чураются 'тридцатилетних' и 'двадцатилетних' комедий американского производства, когда их сценарии миновала участь фильмов новой формации, где зашкаливает число низкосортных шуток про секс, алкоголь и наркотики, но при этом все очень осторожно обходят темы расизма, гомосексуальности и домогательств в пылу борьбы за тотальную политкорректность. Уж лучше глянуть всё-таки разок 'Компаньона' - это добрый, задорный и весёлый фильм с замечательной музыкой от Кристофер Тинга, с приятными кадрами бурлящего мегаполиса от некогда нашего соотечественника Алекса Непомнящего, и с яркой игрой от Вупи Голдберг.
8 из 10
P.S.: Для внимательного зрителя есть неожиданный бонус: в камео объявится Дональд Трамп собственной персоной! Надо ли напоминать, кем он сейчас является?
«Компаньон» во главе с Вупи Голдберг – гранд-дамой с сумасшедшей энергетикой и впечатляющими нарядами - обладает невероятным харизматичным задором. Поэтому фильм обречен на успех и зрительскую любовь.
Первое (и, пожалуй, единственное), что привлекает в этой финансово-биржевой комедии – имя Вупи Голдберг, сыгравшей главную роль. У лицедейки очень серьезный потенциал, а ее филигранный комедийный опыт – вообще вне конкуренции. Своим обаянием и талантом она умудряется оживить даже самые бесхитростные картины. Она заряжает кадр энергией настолько, что, находясь рядом с этой актрисой, любой исполнитель средней руки, вроде Уилла Смита или Эдди Кэй Томаса, выглядит едва ли не Лоуренсом Оливье. Это ли не волшебство?
Весь этот фильм - это соло Вупи Голдберг. Другие актеры лишь дополняют, но делают это превосходно.
Фильм захватывающий (хоть и комедия), но не держит зрителя в напряжении. События сменяются одно за другим, и ни одно не заканчивает слишком быстро и не затягивается.
Стоило героине придумать компаньона - дела пошли в гору. Это не только совпадение, нои вышеупомянутые странности Уолл-Стрит и бизнеса в целом.
Фильм полон по-настоящему качественного юмора. Некоторые шутки правильно(не без оснований) высмеивают чопорность джентльменов и чрезмерную хитрость и корысть некоторых людей.
Самый конец фильма достойное ему завершение, где 'злодеи' получили по заслугам. Еще и в юмористической форме.
Легкая и ненапряжная комедия. Честно говоря, никогда не считал Вупи Голдберг великолепной актрисой, но в этой роли она смотрится очень органично и естественно. Другие актеры простоваты, да и сам фильм не претендует на гениальность. Но от этого он ничуть не проигрывает. Сама идея перевоплощения чернокожей женщины в почтенного 'бледнолицего ' франта с Уолл-Стрит, притом ей же самой выдуманного забавна и интересна.
Фильм в самый раз для того, чтобы скоротать вечер у телевизора в теплом кресле.