К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Один из трёх братьев - участников группы - 'Bee Gees' (не помню, кто именно) однажды признался, что в детстве выдумал себе воображаемого друга - Льва, который стал его невидимым спутником и собеседником на многие годы.Почему дети придумывают себе приятелей, когда рядом есть братья и сестры, соседские детишки, взрослые, наконец? Не из этой ли потребности в духовном двойнике рождаются впоследствии самые чудесные сказки, под которыми стоят фамилии уже достаточно зрелых писателей, при условии, что жизнь не стёрла из их памяти образ когда-то обожаемого тайного наперстника?

В фильме-сказке 'Лабиринт' царят гоблины. Гоблин в кельтской мифологии - это злой дух, что-то типа скандинавского тролля или нашего домового, но в его более брутальном варианте. И несомненно для тех, кто желает видеть их именно ужасными кровожадными уродцами, гоблины и предстают во всей своей адской ипостаси. Но ведь можно представить их немного иначе: пускай они превратятся в нелепых забавных коротышек, проказливые мохнатые тени, что прошмыгивают мимо ваших ног в полутёмном коридоре, задевая их мягким пушистым боком.

Главная героиня фильма - девушка Сэра - могла бы, вслед за знаменитой Алисой, повторить не менее хрестоматийную фразу последней: 'Всё страньше и страньше!', когда поиски маленького братика, похищенного - ни много-ни мало - самим Королём гоблинов, увлекают её в путь по волшебному Лабиринту, где происходят самые невероятные встречи и фантастические происшествия, и который, на мой субъективный взгляд, походит не то на преддверие Преисподней, не то на адаптированный вариант адских кущ.

В роли Короля гоблинов выступил прославленный рок-музыкант Дэвид Боуи. Как следствие - парочка очаровательных песен в обычной для него манере изящного декаданса и совершенно нечеловеческий запредельный какой-то внешний вид, благодаря специфичности харизмы артиста уже самого по себе + удачный грим и костюмы. Боуи действительно похож на существо из параллельного мира - эдакий грифоно-человек.

Как часто бывает в сказках, Сэре необходимо пройти лабиринт со всеми его соблазнами, опасностями и ловушками и достичь Замка гоблинов до определённого срока, иначе её братишка навсегда останется в лапах гоблинов и превратится в одного из них.

По пути Сэра встречает 'страшных, но симпатичных' чудищ, которые становятся её друзьями и разделяют с ней все превратности путешествия.

Потрясающе выполнены куклы, которые кажутся более живыми в силу того, что они - не творение компьютера, а дело рук человеческих. Вызывает восхищение титанический труд того, кто их задумал и выполнил.

Мне кажется, что эта картина уже по подтексту, заключённому в ней, и уж тем более по воплощению - вещь просто гениальная! И я не шучу!

Редкий ребёнок бестрепетно может находится в тёмной комнате, пустой квартире, слышать ночные шумы и скрипы. Создатели фильма заключили в своей увлекательной истории мудрый посыл маленьким зрителям: а что, если там, в темноте, действительно кто-то есть, но его не нужно бояться, а нужно лишь представить это зловещее Нечто смешным и неуклюжим существом, чем-то вроде шкодливого котёнка, и тогда от скрипа половицы в пустой комнате не будет захватывать дух, а во тьму можно будет просто погрозить пальцем и сказать: 'Ух, я вам, проказники!'

Довольно устрашающий облик кукольных персонажей - тоже удачный (и смелый) шаг создателей картины.Маленький зритель узнаёт, что за уродливой внешностью и некрасивыми чертами лица может скрываться верное сердце и преданная душа.

Таинственный, прямо мистический звукоряд и декорации, словно позаимствованные из самого фантастического детского сна, дополняют очарование этой замечательной ленты, которую я очень рекомендую посмотреть всем - и детям, и их родителям!

10 ноября 2019 | 00:19
  • тип рецензии:

Очень мне данный фильм советовали в качестве той редкой вещи, которую можно смотреть с интересом не только детям, но и взрослым. Не пожалел. Так, быть может, он и прошел бы мимо меня, если бы я не узнал, что здесь сыграл Дэвид Боуи, творчество коего я полюбил лишь после его смерти. Поэтому было вдвойне любопытно посмотреть, как он справился с ролью.

В сущности на весь фильм только два актера и есть: великий и ужасный Боуи, а также юная Дженнифер Коннели. Забегая вперед, сразу скажу, что ей меня в этом фильме ничем удивить не удалось. Это сейчас она известная и востребованная артистка, а тогда талантом не блистала, и никто её не знал. Впрочем, она не раздражала, и то ладно. Что касается старины Дэвида, то ему тоже ничего играть ровным счетом не пришлось; выделяется он, прежде всего, своим безумным нарядом и прической в стиле «отдохни моя расческа». Справедливости ради, скажем, что он музыкант, а не актер, потому лучшее, что он мог – он сделал, а именно: тянул кино своей харизмой, а не актерской игрой, довольно топорной, прямо скажем. Ему простительно. Эпизодов с ним не так уж много, лучшие из них те, где знаменитый артист исполняет песни и пляшет, что здорово добавляет фильму очков.

Если актеров толком нет, а те, что есть – не заставляют зрителя рычать от восторга, то чем же кинокартина так цепляет, спросите вы. Чего в ней есть хорошего? Дело в том, что «Лабиринт» потрясающе игровое кино, самая настоящая киносказка с чудесными, ни на что непохожими декорациями, а также десятками кукольных персонажей. Одна кукла выглядит безумнее другой, но в этом и прелесть. Сейчас так уже никто не снимает. В целом, общая картина сказочного безумия роднит фильм с «Алисой» Кэррола, именно с оригинальным произведением, естественно. Думаю, вы отыщете немало параллелей. Кэрроловский дух сквозит почти во всем, но это отнюдь не делает атмосферу «Лабиринта» вторичной. Данная кинокартина совершенно самодостаточна, что особенно мне в ней нравится, так это почти полное отсутствие компьютерной графики, которая является, не побоюсь этого слова, бичом современных фильмов-сказок, выхолащивающим даже зачатки хороших идей и намеки на соответствующую атмосферу. Там же, где компьютер использовали, то смотрится ужасно – вы и сами поймете, о чем я, когда увидите. В те годы технологии еще не были в полной мере освоены, кино-то относительно старенькое. К счастью, этого безобразия очень мало.

Всё-таки кукольный «Лабиринт» смотрится более естественно, оказывается убедительнее, нежели отрендерные на мощной компьютерной аппаратуре персонажи, пейзажи, декорации. К слову о декорациях, они здесь в самом деле потрясающи, ничего подобного не припомню, очень оригинальные. Например, мне запомнились говорящие скалы и стены с «руками помощи», которые складываются в подобия лиц. В общем, художники сделали большую часть картины.

Не смотря на парочку сомнительных моментов, фильм весьма дружелюбный, и я солидарен с теми, кто советует его к семейному просмотру. Те же великовозрастные «сахарные ханжи», которые дрожат до одури за своих детей и критикуют фильм за «уродливых гоблинов, за писающего карлика (показано со спины)» мыслят слишком узко, чтобы уметь понять, где талантливый детский фильм, созданный с фантазией и любовью, а где барахло.

8 из 10

29 мая 2018 | 22:19
  • тип рецензии:

Ооо, ну это... это была любовь детства. Я этот фильм видел бесчисленное множество раз. Мне очень нравилась девушка-героиня Дженнифер Коннелли, очень интересный король гоблинов в исполнении певца Дэвида Боуи, собственно, классные и подходящие его же песни, написанные к фильму, все эти прикольные кукольные персонажи местного королевства, ощущения сказки и приключения, тематики подросткового взросления, дружбы, реальных ценностей, эти любопытные взаимоотношения короля и героини, когда вроде он ее очаровывает, одновременно и пугает своим могуществом и вроде как они даже и соперники, ведь девушка должна пройти его Лабиринт. Это настоящее фэнтези с кучей отсылок к другим произведениям, главное, наверное, из которых является кэроловская «Алиса», но являющаяся абсолютно самобытным произведением.

Я его смотрел в детстве, потом смотрел подростком и вот посмотрел сейчас. Могу сказать, что такого восторга как в детстве уже нет, но все же просмотр был лучше, чем в подростком возрасте (я с трудом тогда досмотрел, и, кстати, смотрел вроде не сам) и при всей заметной старости (86 года выпуска), фильм смотрится все еще неплохо. Мой критичный глаз заметил пару сортирных шуточек, но это дело не испортило, и я получил немалое удовольствие и не скучал ни минуты. Возможно это влияние ощущений из детства. Хотя нет, вот баллы: КП / imdb – 7,8 / 7,4. Значит я не одинок в своих ощущениях фильма.

Я даже после просмотра ещё раз пересматривал балл-маскарад в фильме и еще пару эпизодов.

Резюмирую: хорошее фэнтези в стиле кэрролловской 'Алисы' и с плюшевыми персонажами из 'Маппет шоу'. Отличный саундтрек, написанный самим же Боуи. Рекомендую

Кому не стоит смотреть: тем, кто ищет серьёзные фильм, не любит фэнтези и старые фильмы.

7 из 10

14 мая 2018 | 16:05
  • тип рецензии:

Этот фильм я посмотрела, когда мне было 14, почти как Саре. От Боуи-Джарета мне в том возрасте сорвало крышу. Боюсь, с тех пор она так и не вернулась на свое место.

Прекрасная сказка. Захватывающие приключения, милые шутки, удивительные друзья. Но стоит повернуть кристалл другим боком - печальная сказка. История с двойным дном. Чем больше всматриваешься в нее, тем больше видишь. Чем больше видишь, тем яснее становится смысл фраз, не до конца понятых в детстве.

Все пишут про любовную линию, про то, как юная девушка не смогла ответить на чувство Короля гоблинов. Как глупая девочка не рассмотрела своего счастья. Все так да не так. Совсем не так. Девочка отказала не потому, что была слишком юна, а потому, что повзрослела. Как Сара могла отвергнуть Джарета, если он был придуман ею самой? Он - ее девичья мечта. Джарет не может жить без Сары – он порождение ее фантазии, он может существовать только в ее грезах. И не любовь предлагает он ей, а плен – остаться в иллюзорном мире, внутри которого он сможет жить. И не о любви он ее просит, а о жизни, о жизни в ней – within you. Но такой мир подобен миру наркомана; в нем нет места долгу и обязательствам, и умница Сара это понимает, она и не слушает Джарета – чтобы случайно не поддаться, ведь этот мир ей дорог, как и он сам, но только она сама способна его разрушить.

В этом фильме нет случайных сцен, случайных фраз, каждый кадр имеет свой ключ. Сначала перед нами девушка, застрявшая в своем детстве, в своих мечтах. Даже мачеха дает ей понять, что лучше бы она ходила на свидания с реальными парнями. Сара позволяет себе опоздать к брату, для нее фантазии важнее обязательств, она не очень придает значения словам, которые произносит. Но ситуация выворачивается так, что опоздать к брату уже нельзя, что каждое слово может иметь реальное последствие и надо быть очень аккуратным в формулировках своих вопросов и желаний, если хочешь попасть именно туда, куда нужно.

Сказки на полках, Эшер на стене, статуэтка Короля на столике, принцесса в стеклянной клетке – это все то, из чего будет соткан ее Лабиринт, поэтому в нем все так узнаваемо – лестницы, загадки, приключения, Кэролловские парадоксы... Она примеряет на себя роли то Золушки, то Дороти, то Алисы, то Белоснежки; она знает, что пройдет этот лабиринт, ведь так задумано ею самой; она сама хочет встречи с Королем гоблинов наедине; она неоднократно репетировала эту сцену; это она управляет Джаретом, а не он ею. Он это знает, и знает, что обречен. В последней сцене он появляется уже в костюме совы, хотя и делает попытку остановить время. Но взросление нельзя остановить.

Финальная вечеринка с гоблинами напоминает девичник перед свадьбой – прощание с детством перед вступлением во взрослую жизнь, где существуют ответственность, обязанности. Где уже нельзя будет опоздать. Где уже нельзя будет так просто избавиться от плачущего малыша.

Красивая сказка. Веселая сказка. Невыносимо грустная сказка.

02 апреля 2018 | 00:02
  • тип рецензии:

Говорить о фильме, что создавали такие маскоты медиа-индустрии, как Джордж Лукас и Джим Хенсон, а на главных ролях зритель наблюдает Дэвида Боуи да Дженнифер Коннели, притом вести рассказ без восторгания – очень трудно, по крайней мере, мне. Сегодня, спустя тридцать лет после своего выхода на экраны кинотеатров, фильм “Лабиринт” считается чуть ли не культовым. И таковое звание среди людей, знакомых с данным творением, он получил не просто так, ибо, сочетая в себе фантасмагорию Льюиса Кэрролла с его “Алисой”, да исполнительность “Бесконечной истории”, в плане технологической стороны картины, эта лента предоставляет на суд зрителю отличный фэнтези-мир, который по сути своей является внутренними волнениями девушки-подростка, что благодаря собственной фантазии осознает для себя некие истины родства и любви.

Фильм “Лабиринт” – это однозначно удачный эксперимент не только в жанровой структуре. Но и в исполнительной части. Если говорить о его минусах, то можно упомянуть только небольшой музыкально-танцевальный номер, в котором слишком отчётливо видно использование плохого хромакея, а также довольно сомнительный дизайн одной из локаций самого Лабиринта, которая навевает не лучшие ассоциации и может вполне ненормально быть воспринята у детей. В чём-либо ещё данный мюзикл лично я обвинить не могу: Джим Хенсон, создатель культурно и исторически значимого для Западного телевидения проекта “Маппет-шоу”, сотворил фильм, который будет приятен для просмотра как взрослому, так и младшему поколению.

В то время, когда он отвечал за режиссуру и, вместе с Терри Джонсом да Дэннисом Ли, за сценарий, Джордж Лукас, - “отец” великой фантастической кино-вселенной “Звёздных войн”, - нёс ответственность за спецэффекты. И вот они требуют отдельного упоминания, потому как, однозначно взяв за основу работу Вольфганга Петерсона, а именно его “Бесконечную историю”, творцы, трудившиеся над “Лабиринтом”, довели данную технологию почти до идеала, представив на суд общественности столь “живые” костюмы и столь реальных аниматроников, что время от времени сомневаешься в их неестественности. Однако данное наполнение было бы бесполезным, коль зрителя не манил сам мир. И вот тут авторы поступили и грамотно, и хитро, ибо, обволакивая сентенциозную повесть о собственном переубеждении, осознании некоторых обыденных, но трудных для бунтарского пубертатного периода догм, в локальную вселенную некого лабиринта, который своим строением, обитателями, оформлением и прочим однозначно отсылает к творчеству Льюиса Кэрролла, они совершено по-разному преобразуют, наполняют, расширяют фабулу сей небольшой вселенной. И притом это не выглядит “притянутым” либо неестественным, ибо, повторюсь, ввиду сюрреализма, ввиду психоделической составляющей зритель понимает, что данный мир способен полниться всем, чем угодно. Потому и создаётся впечатление обширной проработки, множественным часов продумывания, которые авторы посвятили данному миру Лабиринта.

И это нисколько ни плохо, ибо, наверняка, так и есть. Потому как никак иначе не объяснить, почему студия ради сего проекта выделила очень немалую для тех времён сумму в двадцать пять миллионов долларов, а на главную роль короля Гоблинов был взят сам Дэвид Боуи, который уже в те времена являлся человеком крайне известным и уважаемым. Притом следует учесть, дабы вновь-таки удостовериться в вере в данную картину, что планировалось вместо Боуи на главную партию позвать или Стинга, или Майкла Джексона. То бишь людей столь же, если не более, значимых в мире медиа-индустрии. Однако ошиблись ли авторы с кандидатурой Боуи? Нисколько! Дэвид просто необыкновенен в данной роли. Это именно его персонаж, причём именно в том фильме, в котором ему следует быть, то есть в сюрреалистичной музыкальной сказке, где в пределах необычайного фэнтези-мира герои преодолевают необыкновенные приключения, которые сопровождаются танцами и пением. И вот кстати о приключениях – за них, так сказать, в ответе героиня Дженнифер Коннели, которая в то время делала только свои первые шаги на поприще будущей оскороносной актрисы. Она, несмотря на юный возраст, отлично справляется со своей задачей, давая на суд зрителю живого персонажа, к которому сперва относишься неоднозначно, но после понимаешь его раскаяние и начинаешь ему сопереживать. Также, как и его спутникам, которые пусть и являются костюмами с механической составляющей, всё равно ввиду ярко выраженного характера, жизненной позиции заставляют поверить в себя и свою искренность.

Фильм “Лабиринт” – это прекрасное, пусть и в чём-то ненормальное, но тем и более обворожительное видение в мире кинематографа. Небольшой приключенческий эпос, что несёт в себе смысл, простой для восприятия любыми возрастами. Это идеи бесценности дружбы и её важности для любого живого существа, так же думы, касательно любви и родственной бережливости друг другом. Вместе с тем нам показывают само изменение героя. Его развитие как Личности, напоминая таким образом, сколь важным является для человека нечастое изменение собственного мировоззрения, жертвование некоторыми принципами былых лет, отвержение старых истин ради дальнейшего роста не столько возрастного, сколько психического. Посему особенно жаль, что данное кино в момент своего выхода на кинотеатральные экраны было. Так сказать, пропущено массовым зрителем, оставшись прекрасным, взаправду культовым, но недооценённым событием в мире кинематографа, почему я и советую посмотреть “Лабиринт”, дабы собственными глазами узреть нечто беспрецедентно интересное и запоминающееся.

P.S. Спасибо за внимание.

01 августа 2016 | 14:44
  • тип рецензии:

Среди кучи проектов, посвящённых главному детищу всей жизни Джима Хенсона – Маппетам, а также сериалам средней популярности, в карьере американского аниматора и режиссёра нашлось место для двух полнометражных фильмов, из которых современные творцы черпают вдохновение и по сей день. Первый, “Тёмный кристалл”, был эдакой пробой пера. Страшные куклы в незнакомой галактике и неведомом времени боролись за выживание, аляповатые спецэффекты наводили ужас даже на подготовленного зрителя, а одного постера хватало, чтобы словосочетание “мультфильм для взрослых” моментально всплывало в голове. Второй, “Лабиринт”, вышедший через четыре года, оказался куда более доступным. Куклы стали добрее, улучшилась картинка, а главное – появилась добрая мораль. Неизвестно, сколько ещё шагов к Олимпу было заведено сделать Хенсону, но в 1990 году его сердце внезапно остановилось. В сердцах тысяч людей он остался именно благодаря “Лабиринту”. Древней сказке, в которой переплелись множество подростковых и совсем уже не детских тем.

Что прежде всего радовало в “Тёмном кристалле” – так это внимание к деталям. Продумывание местности, погоды, природы и даже движений героев захватывало больше, чем сюжетные хитросплетения. Вселенная нового фильма впитала в себя всё лучшее из предыдущего, к тому же разнообразив некоторые аспекты. Говорящими гоблинами едва ли можно было удивить даже в 1986 году, но когда с героиней внезапно начинает общаться не то гусеница, не то неведомый зверёк размерами меньше мизинца – лозунг “В лабиринте всё не то, чем кажется” набирает висты. Максимально облегчая сюжет в своём абсолюте и наделяя персонажей фильма простой как три копейки мотивацией, Хенсон осознанно заставляет зрителя проходить через лабиринт вместе с главной героиней и уделять внимание каждой подсказке, ибо микросюжеты здесь важнее. Только с первого взгляда задача кажется простой: замок виден как на ладони, встань и иди! Однако коридоры пугают бесконечностью, двери своим отсутствием, а каждый встречный так и норовит тебя запутать. Хоррор-элементы, на которые была сделана ставка в “Тёмном кристалле” (так и хочется назвать фильм приквелом), приобрели ироничный посыл. Так, героиня Дженнифер Коннелли падает в нору не как кэрролловская Алиса – почти без крика, ведь повсюду подстраховывают руки гоблинов. Зловонная река зелёного цвета страшит только запахом, а звуками – веселит. Выстрелы из разного рода орудий – вообще отдельная песня, ибо как можно бояться ядра, внутри которого не порох, а гоблин, который явно не проходил термодинамику в школе – так и норовит расставить в сторону свои ручки и ножки. Ну а там, где есть место иронии, всегда найдётся уголок и для доброго юмора – за него отвечают целая серия героев, периодически встречающихся на пути. И если для составления фоторобота Верховного Гоблина Питер Джексон и компания изучали все рожистые заболевания, как иронизировал один известный российский любитель кино, то Джиму Хенсону хватило рисунков своих детей – настолько безобидными кажутся антигерои вымышленного царства. Режиссёр выбирает свой киноязык – он не пугает, не смешит и не пытается вывести из себя. Он завораживает. И приворожительные зелья, окунутые в кинотематику, работают лучше, чем у цыганок – ведётся и стар, и млад.

Однако как бы не старался уважаемый мастер, вряд ли бы механизм слаженно сработал, если бы не два героя, в прямом и переносном смысле, этого загадочного мира. Юная Дженнифер Коннелли, только делавшая первые шаги в кино, была на 2 года младше своей героини и попала в каст после дополнительного конкурса талантов, устроенного режиссёром и его другом Джорджем Лукасом. На плечи молодой актрисы лёг колоссальный труд – всё время быть в кадре, органично выглядеть рядом с куклами, выдавать массу различных эмоций и много работать в физическом плане – фэнтезийный статус фильма обязывает. И уже после этой роли можно было смело утверждать – девушку ждёт большое будущее. Так оно и вышло. А вот у кого не было недостатка популярности перед съёмками, так это у человека, исполнившего роль короля Джарета. Дэвиду Боуи не составило никакого труда перевоплотиться в верховного правителя неизвестной планеты. Ходят слухи, что он всегда им был. Также, в сотрудничестве с композитором Тревором Джонсом, он сделал для фильма восхитительный музыкальный аккомпанемент, посему в широких кругах “Лабиринт” считают не только фэнтезийной сказкой, но ещё и мюзиклом, что абсолютно справедливо. И Джим Хенсон ни в коем случае не расстроился бы, узнав о том, что спустя 30 лет именно сцена бала, на котором гоблины превратились в обычных людей, является самым известным эпизодом фильма. Если бы в восьмидесятых был youtube, танец странницы и короля набрал бы миллионы просмотров и вполне бы сошёл за неофициальный клип к песне.

Фильм “Лабиринт” снят в таком ключе, что о нём тяжело мыслить отстранённо. Постановка бьёт по всем направлениям, и это так приятно в совокупности с тем, что режиссёр не собирается вырывать зрителя из зоны комфорта. Да, это сказка, помноженная на мюзикл – искромётная лёгкая история с важной моралью о любви к родственникам и друзьям, закутанная в действительно инопланетную музыку Дэвида Боуи. Просто на словах и очень интересно на деле. Каждый человек на съёмочной площадке старался сделать этот фильм особенным, и у них это получилось! Надеюсь, Джим Хенсон и Дэвид Боуи с улыбкой смотрят на нас с небес. Их дело будет жить вечно, для человеческой фантазии нет пределов.

Посвящается Angel Music.

11 апреля 2016 | 17:08
  • тип рецензии:

Поговорим о хороших фильмах. Они делятся на три типа:

1. Фильмы, которые сильно ты любил в детстве и оставил их именно в своем детстве.

2. Фильмы, которые ты сильно любишь до сих пор, находя что-то новое в них.

3. Фильмы, которые ты тем сильнее любишь, чем старше становишься.

'Лабиринт' как раз из такой рубрики. Это один из тех фильмов, которые ты начинаешь любить только тогда, когда начинаешь взрослеть. И я не преувеличиваю! 'Лабиринт' я смотрела ребенком по телевизору, я запомнила его, но вот что-то не срослось. То ли из-за того, что в фильме очень много кукол, то ли из-за большого количества песен, то ли что. Я не помню. Но вот, пересмотрев фильм, я взглянула на него с другой стороны и открыла много чего интересного. И меня реально зацепило.

Я не могу сказать, что в этом фильме все идеально. Например, некоторые сцены в фильме вообще не имеют смысла и не нужны совсем (танец огненных гоблинов например), порой странное и неровное повествование. Несмотря на это, Джим Хэнсон сделал фантастический волшебный мир с причудливыми и осязаемыми существами. В фильме у нас всего два взрослых актера. Обаятельная 15-летняя Дженнифер Коннели и известный певец Дэвид Боуи. И если первая, пусть и является главной героиней, в основном выполняет именно функцию путешественника по новому миру, то второй буквально крадет каждую сцену. Серьезно, Боуи смог показать и загадочность, и печаль, и одиночество, и очаровательность, и силу своего персонажа. Его Джарет наверняка стал у многих любимым персонажем. И пусть Джарет ходил в фильме в лосинах, что породило довольно много шуток после, не стоит ругать за это. Те люди, кто ругает, посмотрите-ка 'Варвара краса длинная коса' -- вот там как раз пошлая вакханалия!

Ну, так о чем эта сказка? Лично я разглядела для себя два варианта.

Первый, это путешествие и интригующее приключение. Но не просто приключение, но и в какой-то степени взросление, перерождение, исследование. Сара умнеет, познает что-то новое, усваивает уроки, обретает друзей, становится смелее и сильнее, проявляет сострадание и помогает своим новым друзьям, спасает младшего братца.

Но ее финальный выбор в разговоре с Джаретом нельзя назвать верным или неправильным. С одной стороны, не стоит доверять незнакомцу (Королю гоблинов), мало ли что -- ведь Лабиринт и Джарет непредсказуемы. С другой, ее родители м*даки -- ее папаша после смерти жены, что говорит о его неверности, сразу же нашел другую (мог хотя бы года 2-3 подождать, пока старшая дочь станет совершеннолетней!), завел капризного годовалого ребенка, который Саре вообще не родной брат, и вместе со стервозной новой женушкой заставляют ее приглядывать за ним. Знаете ли, при родителях, которым на тебя наплевать, лично я бы предпочла волшебный мир.

Второй вариант, естественно, с точки зрения Джарета. Вообще, этому фильму блестящая похвала, ибо это единственный фильм, в котором меня НЕ бесит романтическая линия, а даже импонирует. Настолько тонко и интересно, аккуратно и пылко показано, что перипетия между героиней и антагонистом покажется именно чем-то продуманным и чувственным. Пусть персонаж Дэвида Боуи тут задуман как главный антагонист, он здесь даже не злодей! Он не пытается убить или навредить Саре, он похитил капризного ребенка по ее неосознанной просьбе, дал ей весь этот волшебный мир и предложил остаться с ним в качестве королевы, преподал ей урок, устраивал испытания. Моей любимой сценой во всем фильме была сцена с замком, внутри которого лестницы с разной гравитацией и 'миром'. Проще говоря, сцена с песней 'Within you'. Она настолько необычная, красивая, с потрясающими спецэффектами, снова изящным Боуи и действительно проникновенной песней, раскрывающей всю натуру этого персонажа.

И мне фильм по большей части понравился. Взрослеешь, значит сильнее любишь.

8.5 из 10

05 марта 2016 | 13:12
  • тип рецензии:

Эта старая-старая сказка, против ожидания, оказалась совсем не пыльным раритетом с наивным наполнением – трогательно беспомощным в сравнении с убойными продуктами сегодняшнего кинематографа. То есть раритетом-то фильм, конечно, является – время не остановишь, – но посмотреть здесь можно не только на Дэвида Боуи с совиным мейк-апом и пышным начёсом. Да и поразмыслить есть над чем – философия этой диковинной картины, допустим, не бездонна, но и не так поверхностна, как может показаться.

Меня, взрослого человека, здесь восхитили, в первую очередь, куклы. Гоблины, пикси, чудики, уродцы и прочие существа выполнены правдоподобно, с удивительной изобретательностью и выразительностью. Они очень органично вписываются в кадр и вполне естественно смотрятся рядом с актёрами-людьми. Как будто в своё время я не являлась поклонницей страшилищ в духе «Маппет-шоу», но почему бы и не потерпеть их ради интереса, тем более что в фантастическом лабиринте Короля гоблинов им самое место. Наиболее социальными и симпатичными из них были, как и полагается, центральные персонажи – Хогл, Людо и сэр Дидимус, наделённые каждый своими индивидуальными чертами. Что до остальных, не все они произвели на меня одинаково приятное впечатление. Крысы-стражники, червячок, летающие феи были интересны и загадочны. Очень забавные миниатюрные гоблины переворачивали плитки, разрисованные Сарой. Эффектно выглядели Руки помощи (их жестикуляция чем-то напоминала Бледного человека из «Лабиринта Фавна») и Камни-говоруны, немного смахивающие на статуи острова Пасхи. Старуха-мусорщица наводила на мысль о родстве с куклой Чаки, довольно пугающим был и управляемый робот. А вот старичок с грифом показался вторичным и скучным. Группа рыжих гоблинов, играющих головами, тоже не особо меня зацепила. В одной из финальных сцен изобилие мелких кукол, активно бегающих и сражающихся, создавало ощущение тотальной суеты и хаоса, что одновременно раздражало и смешило. Но в целом разнообразие представленных видов достойно всяческого уважения. Ужимки и повадки всех этих существ заставляли меня удивляться и улыбаться на протяжении всего фильма.

Странно, конечно, что господин и повелитель этих тварей Джарет настолько отличается от них по всем статьям. Гоблином, даже на высшей ступени эволюции, его назвать как-то язык не поворачивается. Скорее уж это ведьмак, злой колдун – в общем, существо другой природы, по тем или иным причинам царствующее в этом абсурдном мире. Но, кто бы там ни был Джарет, характеризуют его в фильме не столько хитрость и коварство, сколько неукротимое желание завоевать любовь девушки Сары. Для чего он прибегает к простому, но действенному средству – поймав вспыльчивую девицу на слове, крадёт её братишку и грозится превратить его в гоблина. Сара, восприняв угрозу дико всерьёз, немедленно бросается брату на выручку... короче, совершенно бессмысленная затея. Как бы ни старался Король гоблинов сконцентрировать внимание Сары на своей персоне, всё тщетно: она одержима идеей спасти брата, а Джарета воспринимает как тирана, которого нужно поставить на место. Что, в принципе, она с успехом и осуществляет, попутно обзаведясь несколькими друзьями-чудиками и став немножко добрее и умнее. Это линия для детей. Типичное сказочное приключение в духе «Алисы», особенно атмосферное благодаря постоянной перекличке образов из Лабиринта и мира Сары (Мерлин и собака сэра Дидимуса; танцующая пара в хрустальном шаре в комнате Сары; игрушки, похожие на Людо и Хогла).

А зрителям постарше можно попробовать решить дилемму: на самом ли деле полюбил Джарет Сару и почему же Сара не удостоила его своим снисхождением. Собственно, что между ними общего? Погружённая в мир сказок девушка ещё слишком далека от способности любить реального, из плоти и крови, человека. Она духовно преображается в фильме (начинает ценить дружбу и родственные узы, перестаёт капризничать и срываться на невинном малыше), но до понимания сущности любви и тонкостей сопутствующих взаимоотношений ей ещё жить и жить. Она не умеет читать подтекст в действиях Джарета, направленных на то, чтобы её очаровать. И сам Джарет ей неинтересен, несмотря на ауру страдающего зла, такую притягательную для многих – слишком уж он нетипичный сказочный принц, выламывается из шаблона. Но, несмотря на всю инфантильность и мечтательность этой юной особы, я бы не стала слёзно сочувствовать несчастному королю оттого, что она не оценила его чувство. Чувство довольно-таки эгоистичное, эксцентричное и ставящее условия: будь такой-то, веди себя так-то, и я стану вести себя так-то. Подчинись мне, и я буду хорошим. Или он, не привыкший признаваться в любви, просто так косноязычно выражается? Всё-таки он очень старался создать максимально привлекательный для неё мир. Предлагал и опасности, и приключения, и игрушки, и платья – нет, его добрые порывы так и не оценили. В итоге все до последнего гоблины оказались нужны Саре – все, кроме Джарета. Но почему-то слабо верится, что это могло разбить ему сердце. Такая-то деятельная натура. Ну, погрустил немного на своём одиноком троне, встряхнулся, спел сам себе пару бодрых песен – и зажил дальше. В конце концов, мало ли на свете Сар! Чудовищу из 'Аленького цветочка' тоже повезло не сразу.

06 февраля 2016 | 18:08
  • тип рецензии:

Две крысы сидят около спящей Кучи Мусора.

Гонзо: Что было до того, как нас выдумали? Выдумавший сделал нас персонажами, теперь мы существуем даже после его смерти. Но существовали ли мы до того, как нас придумали?

Алонзо: Те, кто любит рассуждать о том, что будет после смерти, очень редко задумываются о том, что было до жизни. Выдумавший снимал самые глубокие фильмы, а публика считает, что просто детские сказки.

Гонзо: У тебя мысль скачет. Хорошо, валяй, докажи мне, что «Лабиринт» не детская сказка. Ну, положим, я это знаю, просто хочу посмотреть на твои аргументы и проверить, что ты можешь выстраивать логическую цепочку без того, чтобы во время разговора о погоде перескочить на мысли о ботинках. Ведь, что у нас есть? Пятнадцатилетняя девушка Сара. В неё влюбляется король гоблинов Джарет, который в качестве любовного подарка похищает её младенца-братика, когда он ей надоедает. А потом отказывается отдать, для этого ей надо пересечь Лабиринт за тринадцать часов. Она находит массу друзей, взрослеет, побеждает короля, перестаёт быть эгоистичной девчонкой, живущей в мечтах.

Алонзо чешет задней лапой за ухом: А то, что там есть эта любовная линия не подходит на особенность фильма? Гонзо, это же точно нечто новаторское. Ведь по первоначальному сценарию Джарета интересовал только мальчишка, чтобы превратить его в гоблина, а Выдумавший всё переписал, чтобы Джарет вёл игру именно ради Сары.

Гонзо: Маловато. Выдумавший снимал «Тёмный кристалл» полный мистики и размышлений о добре и зле, так что такой простой второй смысл не годится.

Алонзо ложится на живот, принимает позу раскованней и принимается рассуждать: Хорошо. Вернёмся к началу, то бишь к вопросу: а зачем Джарет заставляет Сару проходить Лабиринт? Странный способ ухаживания. Но Лабиринт – это иллюзия, гоблины в Лабиринте только исполняют роли плохишей, порой забывая, что им следует удивляться, увидев Сару. Значит Джарет ведёт свою игру, чтобы Сара могла узнать его получше. Лабиринт – это отражение души Джарета. Душа его запутанная, алогичная, непостоянная. За время проведённое в Лабиринте, она узнаёт его лучше, чем если бы прожила с ним лет десять. Чтобы узнать Создателя, познакомься поближе с созданным им.

Алонзо замолчал, раздумывая, и Гонзо подсказывает шёпотом: Книга…

Алонзо: Точно! Книга! В самом начале Сара читает книгу, в которой описано, как победить короля. Кто написал книгу? Что было до жизни? По сценарию книгу написал Джарет! Он сам дал ей способ победить его, потому что он и не был побеждён. Он помог ей узнать себя поближе и развлёк её. И главное! Концовка! Ведь это рушит штамп всех так называемых современных «волшебных» сказок, в которых герои отказываются от мечтаний и начинают жить в «реальном» мире. Сара взрослеет, но не отказывается от волшебного мира, а волшебный мир приходит к ней.

Гонзо кивает головой и шевелит усиками: Точно! Считай, что докопался до вкусного. Добро и зло. В мире, где всё иллюзия, добро и зло исходят не из разных царств, а от одной личности – полный монотеизм заправляющего всем Демиурга. Мир – это иллюзия. Возможность развлечься и узнать Творца получше, потому нет никаких зла и добра. Нет никаких бедствий. Максимум, который мы проведём в этом мире, наши «тринадцать часов» - это сотня лет, а потом мы проснёмся в своём Безвременье.

Алонзо задумчиво: Ты думаешь, Выдумавший вложил эту аналогию в свой фильм? Что он про всё это думал?

Гонзо: Я думаю, что он всё это чувствовал. Так как мир иллюзорен и создан в том числе и для развлечения, он познаваем и через смех. Забавный червяк, глупый Мудрец в говорящей шляпе, Огневики – и все те, кого Джарет посылает навстречу Саре, пусть и отдельные личности, но при этом часть мира Джарета, а значит и грани его души. Потому и все учения о душе самой главной целью ставят для последователей заботиться о других живых существах, так как они единственные реальные, а все вещи, идеи – иллюзия, рухлядь на спине мировой Мусорщицы.

Алонзо: А кто тогда эти люди на балу мечтаний, где Джарет встречается с Сарой и очаровывает её?

Гонзо: Гоблины. Реальные гоблины, когда они не изображают маленьких забавных существ. Став реальными сами, они не могут смотреть прямо на реального короля, потому они держат в руках карманные зеркальца, чтобы ловить его отражение. А реальный мир – это не комната Сары, а мир, где происходит финальный разговор и где Джарет предстает в костюме Белой Совы. Мир хаоса, где в небе застыли обломки Лабиринта, лишь на время принявшие подобие порядка.

Алонзо задумчиво: Так ты полагаешь, что такова была религия Выдумавшего? Он верил в то, что всё в мире не по-настоящему. Что все беды и несчастья – это только повороты сюжета, чтобы те, кто идёт по Лабиринту реальности ощутили чувство ненастоящей опасности, пусть даже они будут в курсе, что даже если их убьют в этом мире, самое страшное, что им грозит – это очнуться в своём Безвременье. И что раз мир – это громадная игра, затеянная Творцом, надо получить побольше радости и быть добрее друг к другу, так как дерясь за ненастоящие «сокровища», мы обижаем реальных существ. Похоже на то. Но знаешь… Публика никогда не признает, что Выдумавший так много смысла заложил в этот фильм.

Гонзо чуть кривится: Я бы не стал обращать на них внимания.

Алонзо: Это потому, что они не могут спалить внутренний смысл?

Гонзно: Нет! Потому что они слушают двух крыс, рассуждающих о философии!

Хохоча и помахивая хвостами принимаются грызть полусгнивший абрикос.

10 ноября 2013 | 03:17
  • тип рецензии:

Эта фраза короля гоблинов - уже достаточное основание считать фильм удавшимся. Жаль только, что детьми при просмотре она вряд ли будет замечена. Миф о справедливости миропорядка - одна из тех странных вещей, в существовании которых ребенка сначала убеждают всякими морализаторскими сказками, когда человек вырастает - сама жизнь разубеждает его, но он с упорством втирает уже своим детям этот же миф. Почему бы сразу не говорить детям, что в природе справедливости нет, она бывает лишь в человеческих отношениях и то далеко не всегда?

В этой сказке нет никакой справедливости. Здесь речь идет об ответственности, о цене желаний и о любви. Линия с братом очень проста и не стоит обсуждения, в сердцах сказанное 'да чтобы тебя черти взяли' - и черти взяли. Эта история фигурирует еще в народных сказках, и ее развитие и окончание очевидно.

Поговорим немного о другом. 'Я хочу, чтобы король гоблинов влюбился в меня'. В 'Лабиринте' король гоблинов совсем не такой, как в 'Хоббите' - это шикарный Дэвид Боуи с дивно подведенными глазами, роскошной шевелюрой, в различных ярких костюмах с вызывающе облегающими красивые бедра штанами. Миф о обязательности разделенной любви - та же штука, что миф о справедливости, и несть числа жертвам этого мифа. Король гоблинов Джарет в силу своей сказочности не смог увернуться от прямо высказанного желания. Он перекроил самого себя и весь свой мир в угоду девушке, которой он глубоко безразличен - только потому, что когда-то она играя, в шутку пожелала - и через минуту забыла об этом - его любви. Джарет понимает любовь только такой, какова она в сказках - моментальной и разделенной, всеобъемлющей и неосознаваемой. Он выдвигает обычной, настоящей женщине невыполнимое требование - и терпит крах перед ее 'у тебя нет власти надо мной', перед древней магической формулой освобождения от злых чар. Перед обычной свободой воли, на самом деле. Прекрасная сцена с лестницами и песней Within you - ключевая в этой линии. Сара на Джарета даже не смотрит. А он смотрит только на нее: Everything I've done, I've done for you...

Это все для взрослых. А для детей - мрачный и странный Лабиринт, фантасмагорический антураж, страшненькие гоблины, не менее страшненькие, но 'добрые внутри' спутники Сары, опасное болото Вечной Вони. Сказка довольно жуткая, так что смотреть ли ее впечатлительным детям - большой вопрос. Рейтинг 12+ тут не зря - и это без всяких 'крови, насилия, сексуальных сцен и обсценной лексики'.

А вот тем взрослым, что ценят сказки-метафоры и не чураются старых фильмов, я искренне советую эту сюрреалистическую вещь.

05 сентября 2013 | 20:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: