Семья или принципы, понятия или законы. Для многих неразрешимая дилемма, ведь приходится делать нелегкий выбор между тем и этим, а ведь последствия могут быть самыми непредсказуемыми...
Вот и для столичного полицейского Эрика, приехавшего на малую родину с целью обосноваться после завершения карьеры в большом городе, в полный рост встаёт сложнейшая в морально-этическом аспекте проблема: оставаться служителем закона и порядка, зачастую идя наперекор местным понятиям и привычкам или же, не высовываясь, закрывать глаза на происходящее, между делом панибратствуя с местными заводилами, с истинно мужскими развлечениями - охотой и рыбалкой.
Казалось бы, выбор непростой: вдруг не так поймут или наоборот - сочтут слабаком, которому ещё и на шею можно сесть. Но наш герой не зря ел свой хлеб на службе полиции Стокгольма и почём фунт лиха знает не хуже матёрых, закалённых жизнью и суровой скандинавской природой провинциальных егерей. Да что там: ему и палец в рот не клади - руку не глядя отхватит! Эрик прекрасно знает местные порядки и своих земляков, с которыми рос вместе в детстве и отрочестве, так что даже дать им некую фору ему вполне по силам. Да только расслабляться не стоит, ибо один в поле не воин, а один против всех - тем более. Таким образом, приходится заручиться поддержкой лояльных и законопослушных местных жителей, а также опереться на помощь коллег из города. Но даже в этом случае распутать весь клубок интриг, заговоров и подлостей им не пол силам...
Отличный скандинавский триллер про людей в целом и сложные бытовые, семейные взаимоотношения в частности. Также на этом фоне вскрывается проблема круговой поруки и отстраненности от внешнего мира, характерной для закрытых сообществ и подобных провинциальных поселений в шведской глубинке. Впрочем, примеры подобного можно найти и в нашей стране, и далеко за ее пределами. Уютный, тесный мирок узколобых и закрытых людей создаёт мнимую иллюзию порядка и безопасности, и, что немаловажно, предсказуемости. И не важно, какой ценой (а она всегда есть). Зона комфорта, к которой каждый из нас стремится и так или иначе попадает, по своей воле или против. Тем трагичнее для подобного жизненного уклада вторжение чужаков и порядков внешнего мира, который несёт в себе неизбежные перемены, изменения - то, что для хрупкого уютного мира сродни катастрофе. И тогда зреет бунт - тихий, незаметный, молчаливый, но разрушительный и жестокий...
Достойное кино, прошедшее мимо массового зрителя, но от этого не менее заслуживающее внимания. Тихий шедевр, ни много ни мало, с захватывающими сюжетными поворотами и безупречной игрой актёрского состава - от главного героя до эпизодических исполнителей. Действие держит в напряжении практически до самого конца, который не сулит никому ничего хорошего. Трагическая, но справедливая развязка расставит всё по своим местам.
ЗЫ Всем ценителям и любителям скандинавского кино, природы и драматических 'неголливудских' сюжетов - обязателен к просмотру!
Спокойная размеренная жизнь маленького шведского городка осталась лишь иллюзией - детским воспоминанием, сгоревшим вместе в плюшевым “мишкой”, брошенным в костер со старыми вещами. В лесах целыми стадами нещадно уничтожаются олени. Браконьеры зверствуют, действуя нагло, не таясь. Останки выпотрошенных животных брошены прямо в лесу. Варвары оставили следы своих преступлений, даже не позаботившись о сокрытии улик. Проработав в стокгольмской полиции двадцать лет, Эрик решает осесть в городе, где он родился и вырос. В столице его уже ничто не держит: последствия скандального развода. Поселившись после смерти отца в родительском доме, мужчина устраивается на работу в местный полицейский участок. Правда, жилье приходится делить с младшим братом Лейфом. Детские воспоминания быстро улетучиваются: братья уже не так близки, как раньше. Враждебно встречают вернувшегося после долгого отсутствия Эрика родные края. Случаи браконьерства учащаются, и возвращенец поднимает шумиху в прессе и на телевидении. Народу здесь немного, все друг друга знают. Сколотившие состояния «охотники” не желают отказываться от незаконного заработка. Проливается кровь - на этот раз уже человеческая - и Эрик понимает: ему придется переступить черту.
Переступать черту в фильме шведского режиссера Челля Сундвалля приходится всем. Только у каждого она своя. Кто-то сделал шаг уже давно. Обладающий красивым голос и поющий в церковном хоре Лейф отбросил все иллюзии не потому, что в один прекрасный день взял ружье и стал стрелять. Жестокость и бездушие тлели в его душе не один год. Да, к нему был строг скупой отец, особенно после того, как старший брат некогда покинул отчий дом. Но Лейф не направил внутреннюю ярость на мужское “я докажу, чего стою”: он стал срывать злость на более слабых и беззащитных. Он получает неимоверное удовольствие от дикой охоты на оленей, испытывает наслаждение, унижая женщин. Он - вожак среди таких же черствых, живущих низменными интересами, людей. Вся его бравая ватага как один достигла точки невозврата. И если в истории о бедном афганском крестьянине, выращивающем опиумный мак, или о сомалийском мальчишке, грабящем морские суда, приводится аргументом сильнейшая бедность, выжженная неплодородная земля и ужаснейшие условия выживания, то здесь показаны сытые извращенные людишки, погрузившиеся в беспросветное прожигание жизни. И те, и другие несут зло: им нет оправдания. Персонажи “Охотников” могут прожить безбедно, не нарушая закон, но они уже не хотят работать. – Куда катится наше общество? – задается вопросом один из полицейских, обращаясь к коллеге. Но в то же время он сам безучастен к происходящему.
И теперь каждому нужно сделать свой выбор. Труднее всего определиться Эрику, обладающему моральными принципами и обостренным чувством справедливости. Возможно, он и проработал бы до пенсии, отсидевшись в “участковых”, никуда не влезая, ни во что не встревая. Но возникла ситуация, на сей раз требующая от него переступить черту – черту детских воспоминаний, семейных ценностей и традиций, дружбы и землячества. Брат Эрика - это каталист истории, заставляющий героя действовать. Он дает толчок к решающему последнему шагу. И чтобы оправдать моральный выбор героя, режиссер демонстрирует зрителю антагониста и его дружков во всей красе. Эти люди, изначально творящие зло, живущие на потребу своих низменных желаний, убивающие оленей ради покупки новой машины, совершают крайнюю низость, на которую способен мужчина, - надругательство над женщиной. Сцена группового изнасилования показана не ради шокирующего эффекта. Она демонстрирует, что по ту сторону баррикад – подонки, утратившие в душе все святое. Хуже совершаемых ими злодеяний может быть разве что жестокость по отношению к детям. В кино мы всегда сопереживаем героям, ставшим на преступный путь, но с риском для жизни (как правило, ценой жизни) вступившимся за женщину или ребенка в драматической ситуации. Их шаг словно искупает часть совершенных ранее грехов и невольно заставляет зрителя сопереживать персонажу. Здесь же противник Эрика не имеет никаких положительных сторон. Недаром режиссер делает акцент в эпизоде, когда Лейф в порыве гнева убивает собственную собаку. И когда создатели фильма обозначают в воздухе все вопросы, остается лишь ждать ответа - ждать разрешения конфликта.
Фундаментом сюжета стала тема современного браконьерства, однако, куда важнее совсем другое, а именно - равнодушие, олицетворением чего стало беззаботное и обывательское отношение жителей городка к происходящему. Индифферентность – сестра жестокости и с ней нужно бороться - это взгляд героя на мир, его аттитюд, его философия, которая помогает принимать решения в нелегких ситуациях, которые могут встретиться в жизни каждого. “Я устал от людей, которым на все наплевать”, - произносит протагонист почти в самом начале фильма. Один из посылов киноленты: цивилизованный - еще не значит очеловеченный. История “два брата: хороший – плохой” не нова. Противостояние членов одной семьи всегда было одной из важных тем в мировой литературе, кино, живописи, да и музыке тоже. Но здесь режиссер нащупал очень верное настроение ленты, сочетающее в себе стремление обратить внимание на проблему уничтожения животных, порой редких, и тему глубокого конфликта между братьями. Постановщику удалось нарисовать неприглядную картину действительности не где-нибудь в нищей знойной Африке, а в родной и милой Швеции. Причем, Сундвалль использует приемы традиционные и понятные зрителю: без дрожащих камер и клипового монтажа. Режиссер искусно указывает на детали, будь-то обломок ножа, оставленный на месте преступления, или вычурная резьба на прикладе винтовки, из которой браконьер производил выстрел, в общем-то, не скрывая, кто злодей в рассказываемой им истории.
Бессмысленно ждать от фильма хэппи-энда: зефирная концовка не оправдала бы надежд ни его создателей, ни требовательных зрителей. Но не стоит рассчитывать на прозрачность сюжета, будто мы знаем все заранее. Хоть “Охотники” и не тот фильм, где упор сделан на непредсказуемый финал, режиссер поломает стереотипы, при этом дав ответы на все поставленные вопросы. Но один вопрос все же остается открытым после просмотра фильма: “Кто из нас готов дать бой равнодушию в повседневной жизни?”
Строчка из песни старого доброго 'Наутилуса Помпилиуса' характеризует этот фильм как нельзя лучше. И действительно, правильно называть его не триллером, а детективной драмой. Долго думал, можно ли 'Охотников' посмотреть ещё раз... Пожалуй, что можно, но под настроение. Так что 'одноразовым' его считать не могу.
Вот только после его просмотра очень захотелось помыться, в смысле очиститься, поскольку столько человеческой грязи он выливает на душу, причём грязи болезненной, 'родственной', близкой и понятной каждому (представьте, что ваш единственный близкий родственник- любимый брат- оказывается не просто браконьером, но и убийцей, гнусью, мразью; и что теперь с ним делать?). И это при том, что проклятая круговая порука, буржуазно-обывательское равнодушие (нас это не касается, саамам (северная народность, чьи были убиенные олени- А. П.). по закону всё компенсируют) мажет уже не копотью, а кровью, поскольку если зло не остановить в начале, оно будет шириться и множиться. И вот уже 'банда пяти' ради спасения своих шкур берёт на прицел не оленей, а людей, неугодных свидетелей. А народ что? Народ безмолвствует, и только под конец у некоторых людей начинает просыпаться совесть, и то потому, что в дело вмешался Закон. А если бы не он, не порядочность вернувшегося домой известного копа, так бы всё дальше шло и ехало. Эх, люди, люди!
В общем, меня этот фильм, что называется, затронул, и я считаю его серьёзной работой, повыше среднего уровня, хотя и не намного. 'Охотники' грамотно, по-европейски добротно сняты, и темпоритм у них не 'подторможенный', а вполне 'среднеевропейский'. Актёры в своих ролях (конечно, не все) очень даже убедительны (меня впечатлила внешность браконьера, только что случайно застрелившего русского (точнее, кавказца) сборщика ягод- он от страха натурально пустил слюни и сопли!). Не резанула меня и сцена группового изнасилования азиатки- она не откровенная и художественно оправданная. Из досадной лажи- демонстрация 'ягодниками' полисмену каких-то мифических паспортов с крупной надписью 'СССР', при том, что Союз тогда уже 5 лет как распался. Вообще мне особенно жаль этих несчастных 'ягодников', приехавших в Швецию на стареньких 'жигулях' подзаработать на жизнь в 'лихие 90-е' и нашедших там такой ужасный конец 'ни за что'... Ставлю фильму 8 и не думаю, что это преувеличение. Чуть не забыл: обратите внимание на основную музыкальную тему (а брат главного героя почти что оперный певец)- это вариация на тему знаменитой арии Каварадосси из оперы Пуччини 'Тоска'. Смею вас заверить, что это хороший драматургический ход (см. перевод).
Те, кто ожидает просмотреть 'крепко-сколоченный триллер', могут немного разочароваться. Обратите внимание на страну - Швеция. Помните выражение 'характер - нордический'? Кажется это хорошо относится и к жителям этой страны. Мне еще не попадались шведские фильмы, которые были бы так динамичны, как, например, наши или американские. Да, есть криминал. Да, есть детективная составляющая. Но все происходит как бы не спеша.
Так что если что, имейте в виду - события здесь развиваются неторопливо и если вам по душе такие фильмы - welcome.
Ну а я постараюсь рассказать более подробно о фильме.
Режиссер
Челль Сундвалль. Режиссер он, можно сказать, среднего звена. Есть удачные фильмы, а есть и не очень. Но выше среднего уровня его фильмы не поднимаются. В этом нет ничего плохого: не так уж много на самом деле режиссеров, фильмы которых становятся реально популярными. Данный фильм также занял среднюю позицию. Собственно, большего ожидать не нужно.
Актеры
Знакомые лица вы вряд ли увидите. Никто из них не засветился в фильмах мирового класса, кроме Рольфа Дегерлунда ('Девушка, которая взрывала воздушные замки', Швеция) и Томас Хеденгран ('30 дней до рассвета', Швеция). Игра на уровне среднего фильма. Не скажу, что играли без эмоций, но и Гамлета и короля Лира никто не пытался изобразить.
Жанр
Если взять во внимание динамику фильма и те проблемы, которые он пытается поднять, то я бы сказал, что это криминальная драма.
Сюжет
Как я уже сказал, сюжет развивается неторопливо. Нет, это не тянучая тягомотина, но и не динамичный триллер. Челль Сундвалль (режиссер) не ставил задачей напугать нас, вогнать в ступор, бросить в шок откровенными сценами и т.д. Челль больше внимания уделяет отношениям между ранее близкими людьми. Как вы поняли из синопсиса главному герою как раз и придется иметь дело с 'хорошо знакомыми ему людьми'. С одной стороны - дружба, отношения, положение в обществе. С другой стороны - клятва закону.
Благо главный герой не оказался соплей и решил поступать правильно. И с этого все и начнется.
Мораль
Тут я попробую смоделировать ситуацию, чтобы вы поняли, какой моральный вопрос поднимает режиссер. Представьте, что вы - полицейский. И узнаете, что ваша мать совершила убийство. Намеренно, ненамеренно - не важно. Погиб невинный человек. Будет расследование, будут толки, будет суд, будет статья. Но вы можете все уладить. Чтобы никто не догадался. Как поступите вы? С одной стороны - мать. С другой - честь и обязанность. Кем вы хотите стать: метерепродавцем или человеком с гнильцой, который наплевав на чужую смерть старается спасти тех, кто ему ближе?
В похожей ситуации окажется и главный герой. Ситуация 'между молотом и наковальней'. И герой будет искать выход, чтобы молот ударил по наковальне, а не по нему. И не ожидайте от фильма слащавого хэппи-энда или псевдо-'no ехit' ('выхода нет'). Все намного реальней, как в жизни.
Ложечка дегтя
В фильме присутствует одна секс-сцена, которая особо ничем сюжету не помогает. Но выглядит паршиво и вульгарно. Не знаю, зачем режиссер опошлил то, что многие научились снимать более-менее сносно, но если вы будете смотреть фильм не один - имейте в виду, что 'это' имеет место в фильме. Поэтому будьте готовы, что разок придется кое-что перемотать. А так, фильм можно смотреть всей семьей: убийствами нас уже не испугаешь.