всё о любом фильме:

Жизнь и судьба (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Урсуляк
сценарийЭдуард Володарский, Василий Гроссман
продюсерАнтон Златопольский, Мария Ушакова, Евгений Попов, ...
операторМихаил Суслов
композиторВасилий Тонковидов
художникОлег Ухов
жанр драма, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время40 мин. (465 мин.)
Смотрите на ТВ:
Четверг, 28 июля в 00:50 на канале «Россия»
Сюжет разворачивается в 1942-1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Ученому предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.
Рейтинг сериала
IMDb: 8.00 (44)
ожидание: 93% (250)
Рейтинг кинокритиков
в России
83%
10 + 2 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
    • Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года выстроены беспрецедентные художественные декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, созданы диорамы сражений, макеты зданий и военной техники, задействовано большое количество игрового ретро-транспорта, специальных сценическо-постановочных средств.
    • Съемки проходили в Самаре и в подмосковной Кубинке.
    Трейлер 01:11
    все трейлеры

    файл добавилDiReims

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 81 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    67 лет прошло с окончания той страшной войны. Уже и победившего в ней государства не существует, и очевидцев тех событий становится все меньше, и немцы теперь чуть ли не наши лучшие друзья в Европе. Все так, только вот до сих пор сложно сдержать нарастающий внутри гнев после просмотра какой-нибудь очередной трафаретной и фальшивой коммерческой поделки, спекулирующей на такой больной для каждого русского человека теме. Слишком уж много значили события тех лет для нашего народа.

    Кинолента «Жизнь и судьба» отторжения не вызвала. Это, конечно, не большое кино, но для телевизионного формата — блестяще. Я не профессиональный кинокритик, и для любого фильма у меня есть только 2 оценки: «верю» и «не верю». Этому фильму я поверил. Герои настоящие, мир не черно-белый, добро и зло — лишь компоненты диалектического единства мира.

    Как и в любом хорошем фильме здесь нет ответов на злободневные вопросы, не обличены злодеи, нет нравоучений и морали. Есть жизни отдельных людей со всеми их горестями, радостями и трудностями выбора, закружившиеся волею судеб в водовороте великих исторических событий.

    После просмотра в голове вертелось много разных мыслей: о том, как страшна война, как проста и безжалостна смерть, как непобедима жизнь, как непросто порой сделать выбор, о том, как революция пожирает своих детей, о том, как хорошо и счастливо мы живем теперь. И еще вертелась мысль, прочитанная когда-то у Сергея Довлатова: «Избавь нас, Бог, от обстоятельств, способствующих злу».

    9 из 10

    25 ноября 2012 | 18:05

    Признаюсь, недочитал роман Гроссмана и не приму участия в дискуссии, насколько корректна экранизация по отношения к первоисточнику. На поверхностный взгляд — некорректна, поскольку Гроссман очень рационален, своеобразен, от Толстого взял склонность к обобщениям социологического толка и больше организатор, нежели уж совсем психолог. Урусляк тоже не психолог, а абсолютный мелодраматист, большой умелец выжать максимально слез под крупные планы и классическую музыку. В этом смысле «Ликвидация» как бы не совсем типичный для режиссера фильм, «Исаев» как раз вполне себе в тему, а «Жизнь и судьба» прямая наследница «Долгого прощания» с теми же актерами, черно-белой картинкой (вкрапления цвета носят фрагментарный характер) и авторским надрывом оттого, что жизнь у хороших и красивых людей быстро проходит.

    Право, фильм со многими сериями сделан своеобразно: кульминация насутпает в шестой-седьмой сериях со смертью Грекова и визитом в госпиталь. О смерти сына стало известно из видения Грекова и я не сомневался, что из визита Нифонтовой в госпиталь режиссер выжмет уйму, что. собственно и произошло. Именно в этой части сериала фирменный прием с «таривердивещиной» зашкаливал абсолютно — а ведь еще и чтение писем — и посещало чувство досады злоупотребления приемом. В полноэкранном фильме еще ничего себе, но в сериале работа режиссера с мизансценами посредством музыки и оператора удручала. Конечно, трогает до слез. Сравните с «В круге первом» — сопоставимом в целом по качеству сериалом тоже со славными актерами, и поймете, насколько Панфилов таки целомудренней.

    Актерам большой респект. Лучшая в принципе роль не очень мной любимого Маковецкого, как всегда (почему только у Урсуляка?) прекрасна Полина, которая не молодеет, а где ее соразмерные роли в кино. Много претензий было к Урсуляку относительно семейственности, но Нифонтова сыграла из всех ее сериалов лучшую роль, равно как и надрывный Балуев, вырвавшийся из собственного типажного закостенения. Урсуляк еще сильно хвалил Дятлова, который сыграл добротно и впечатлил не так, как два дивных актера, сыгравших его свиту. Второстепенных актерских блистательных работ вообще много, есть и чудная мелкая моторика в общении бойцов в доме Павлова, ряд находок в организации таки непростого материала.

    О грустном. Являясь в принципе поклонником Урсуляка, никак не могу понять его намерения экранизировать именно «Тихий Дон». Все равно как если бы Кар Вай стремился снять «Войну и мир». Уйма денег будет вбухана, довольных все равно не будут именно из-за несостыкованности книги с интеллигентным амплуа режиссера. Сценария нет, с яркой сочной картинкой и эпикой режиссер не работал, значение книги и ожидания уж точно не как у Гроссмана, еще и прикидок по кастингу нет. Урсуляк работал всегда с одной командой и если Дятлову найдется роль второго плана, то кого будет играть Маковецкий и супруга? Нешто казацкие корни Полины дают основания играть ей Наталью. В общем, как у Хармса:«задумайтесь об этом и вам станет по-настоящему страшно».

    1 сентября 2013 | 21:28

    Не потому, что он вреден, и, следовательно, от него лучше держаться подальше по тем или иным морально-этическим причинам — нет, все гораздо проще. Это бесполезное и весьма малоинтересное кино. Обо всем и ни о чем одновременно.

    Выбор положенного в основу литературного материала удивил сразу, но поверить в то, что сценарий многосерийного фильма окажется таким слабым и бесцветным, я, такое ощущение, окончательно поверил лишь, увидев финальные титры. Кто бы мог подумать, что прозвучавшее в самом начале предупреждение автора об отсутствии в данной истории главного героя как такового следует воспринимать совершенно буквально. Гораздо уместнее, полагаю, было бы представить зрителю убедительные доказательства справедливости другого озвученного вслед тезиса: единства судеб действующих лиц при всей разности их жизненных путей. Увы, сделать это, на мой взгляд, не удалось.

    Визуальное впечатление (за исключением, разве что крохотного эпизода с падением грузовика с моста) картина произвела сугубо положительное — тут нет вопросов. Но чего стоит работа техническая в отсутствие должного масштаба у стоящей за ней мысли, гражданской позиции — работы умственной?

    Фильм абсолютно ничего не дал мне ни в плане эмоций, ни в плане какой-то идеи. Возможно, сразу оговорюсь, ничего нового, но, тем не менее.

    Недостаточно просто наблюдать за высокого уровня актерской игрой, к примеру, того же А. Балуева (сцены допросов и т. п.) — есть потребность понимания цели демонстрации тех или иных кадров. Какие чувства хотели пробудить авторы в зрителе, иллюстрируя известный постулат о пожирании со временем революцией своих собственных детей? Неужто сочувствие или жалость? Очень не хотелось бы так думать. Но еще меньше — гадать. Аналогичное недоумение — в ситуации с «женой» вышеобозначенного «декабриста». То же самое (пусть и в значительно меньшей степени) — касательно принципиального гуманиста-полковника, сыгранного Е. Дятловым. Линия героя А. Кузнецова — для меня и вовсе загадка: зачем, к чему и пр. — все вопросы разом. Персонаж С. Пускепалиса — вот кто, пожалуй, был ближе всех к «причислению к лику святых», да «радистка Кэт» не к месту оказалась. Обидно. Особенно в свете того, что отрицательные герои (В. Симонова, П. Ильина) удались не в пример лучше… Интересно, в жизни тоже так?

    Явное несоответствие того, как рассказано, тому, о чем. Поэтому только

    5 из 10

    19 октября 2012 | 13:06

    До этого сериала у нас не было экранизации романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», и хорошо, что его не обошли стороной. Ибо от остальных произведений на военную тему он стоит особняком, будучи написан с необычного ракурса. Действие происходит во время ВОВ, но автора интересует не конфликт стран, не коллизия «мы против захватчиков-фашистов», а то, как советские люди шли на ежедневный подвиг в условиях тоталитарного государства. На примере очень разных между собой героев и ситуаций повествуется, как столь жесткий строй ограничивает человека, нивелирует любую его инициативу, а зачастую коверкает жизнь. Опасность тоталитаризации для России в ее нынешних границах будет существовать всегда, так что Гроссмана мы вспомним еще не раз.

    И хорошо, что экранизацию доверили режиссеру Сергею Урсуляку. У меня к нему был определенный кредит доверия по сериалу «Ликвидация», и он его оправдал. Перипетии гроссмановского сюжета Урсуляк воспроизводит избирательно — к примеру, нет линии старого большевика Мостовского в немецком концлагере, зато к защитникам-сталинградцам поступило пополнение в лице майора Березкина, который в первоисточнике отсутствовал.

    Да и вообще батальным сталинградским сценам уделено неожиданно много внимания. Не скажу, что неоправданно много, потому что атмосферу войны — солдатский быт, саспенс перед боем, пыл схватки — Урсуляк воссоздает здорово. Думаю, ветеранам понравилось: по уровню военных сцен «Жизнь и судьба» сопоставима с шедеврами советских лет — например, с экранизацией романа «Живые и мертвые» 1963 года. Прыгающая камера передает лихорадочную динамику происходящего, персонажи душевны, правдоподобны (особенно удалась роль управдома Грекова, исполненная малоизвестным актером Сергеем Пускепалисом, и его «прекрасные, человечные, умные и грустные глаза», как писал Гроссман).

    Правда, достигнутого Урсуляком уровня душевной правдоподобности только для Сталинграда и хватает, а вот драматические сцены в тылу подкачали. Прежде всего, не хватает харизматического главного героя — того, который у Урсуляка был в «Ликвидации». Его функции возложены на физика Штрума, сыгранного Сергеем Маковецким, но… то ли режиссер не доработал с актером, то ли сам Маковецкий не слишком годится для такой роли… Предположу, что второе, поскольку при большом количестве актеров второго плана, выбор артистов-фронтменов, способных взвалить на себя груз главной роли, в нашем кино небогатый (неслучайно Сергей Безруков не играл разве что самого себя), и Маковецкого утвердили едва ли не методом исключения — как меньшее из зол. Не прокатило…

    Да и в целом в «мирных» сценах все размеренно-спокойно — на грани со «скучновато». Действие разворачивается плавно, эстетично, я бы даже сказал, благостно. Недостает надрыва, трагедии. Апогей этой тенденции — любовные линии Штрума с Соколовой и Толи с радисткой Катей: по-телевизионному слащаво и выхолощено-безэмоционально. Доводилось видеть постановку «Жизни и судьбы» в петербургском Театре Европы — вот там нерва хоть отбавляй, пробивает насквозь.

    К счастью, на эти ложки дегтя удается не обращать внимание благодаря солидности технического исполнения, где наблюдается несколько нетривиальных (и удачных!) решений. Это неброская, почти черно-белая цветовая гамма с обилием глубоких холодных тонов, а также саундтрек авторства Баха и Вивальди (напомнило «Заводной апельсин» Кубрика). Даже поясняющие пометки в углу экрана типа «Полковник Новиков. Сталинград, ноябрь 1942», которые в иных экранизациях выглядят так, будто снималось исключительно для школяров, не желающих читать первоисточник, здесь вполне приемлемы.

    8 из 10

    6 января 2013 | 15:42

    Телевизионная экранизация одноименной книги Василия Гроссмана.

    С книгой я не знаком.

    Еще одна эпохальная качественная сериальная работа, спрессованная в недельный телевизионный трафик. Работа эксклюзивная и была рассчитана телевизионщиками на определенный круг зрителей. Позднее время показа и ежедневная демонстрация сразу нескольких серий не оставляли шансов притянуть к экрану людей, традиционно смотрящих все мыло подряд. И наверное это оправдано, так как большая часть кинокартины это настоящий полный метр, с соответствующими составляющими. Ведь далеко не все любители сериалов готовы оценивать такие достоинства, как например, продолжительный статичный кадр с высеченным из камня лицом Евгения Дятлова, даже если при этом за кадром идет отличный текст, а Евгений играет одним выражением глаз. Но при всем объеме кадра, работа эта все-таки сериальная.

    Я бы разделил фильм на две части, не только смысловые, но и хронологические. Первая это фронт на улицах Сталинграда. Вторая тыл и гражданская жизнь. Между собой они связаны ниточками судеб близких людей. И если первая часть это пронзительные сцены передовой, то вторая часть стянула фильм к сериальному формату. Пусть очень качественному, но все же сериалу, который на фоне искренности первой части уже не смотрится. Время во второй части по фронтовым меркам остановилось, появились лишние линии повествования, и после передовой смотреть на гражданские подвиги героев как-то не хочется. Хотя повторю, что основная проблема, на мой взгляд, не в качестве, а в контрасте между частями. Я понимаю, что передовая и тыл две величины не сопоставимые, но может быть, если эти две части хронологически объединить, диссонанс от их разного восприятия был бы меньше.

    Отдельно про съемки боев. На мой взгляд, это лучшие съемки фронта, которые я видел, не только в техническом плане, но и в художественном. Видно, что это зрелый, личный, не отстраненный, взгляд режиссера, без спекуляции. Все кровавые подробности остались за кадром, режиссер добивается художественности средствами не менее убедительными, соблюдая равновесие между жизнью и смертью. Сцены боев получились как-то выше повествования картины, по моему мнению, это что-то личное Сергея Урсуляка, и этим он сказал больше, чем всем остальным содержанием фильма. Удивительные портретные планы бойцов и командиров, отличная игра актеров. Очень много трогательных моментов. Смутило обилие симфонической музыки, мне показался этот прием лишним, ну или ее было чересчур много.

    Несомненно это ценная работа, с желанием рассмотреть в очередной раз наше трагическое прошлое, окунуться в страшное время огромных потерь и великих побед. Увидеть это правдиво и осмысленно, на примере сломанных судеб героев. Но я так и не смог отделаться от разрядности тех условных частей фильма, о которых писал выше.

    22 октября 2012 | 18:24

    Мне «повезло» — роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» я не читал, поэтому знакомиться с большим 12-серийным фильмом по мотивам нашумевшего в перестроечное время романа (а до того его попросту не публиковали) мне, в известном смысле, было легче.

    Первый характерный признак сериала Урсуляка — его эпичность. Вслед за литературным первоисточником фильм охватывает широкий объём событий и человеческих судеб времён Великой Отечественной войны. Недаром роман В. Гроссмана, в плане эпичности и размаха, сравнивают с «Войной и миром» Л. Толстого. 12 серий гроссмановской экранизации наводят меня на ещё одну аналогию — «Хождение по мукам» другого Толстого. Жизненные пути героев фильма претерпевают всевозможные взлёты и падения, пересекаются между собой, снова расходятся, и всё это — на фоне страшного и трагического времени под названием Война.

    Один из центральных персонажей «Жизни и судьбы» — ученый-физик Виктор Павлович Штрум (Сергей Маковецкий). Вместе с женой Людмилой (Лика Нифонтова) и дочерью Надей (Вера Панфилова) Штрум находится в эвакуации, где продолжает работы по разработке нового «ядерного» направления в физике. Виктор Павлович — честный и порядочный человек, талантлив в науке и непрактичен в быту. Однажды Штрум влюбляется в жену своего коллеги Марью Ивановну (Анна Михалкова). Эта любовь остаётся с ним и после возвращения из эвакуации в Москву.

    Пасынок учёного (сын Людмилы от первого брака) Анатолий (Никита Тезин) после окончания военного училища получает звание лейтенанта, и направляется на фронт, попадая в самое пекло Второй Мировой войны — Сталинград. Анатолию всего 19 лет, и здесь, в Сталинграде, посреди крови, взрывов, смертей молодой лейтенант, как и Штрум-старший, тоже встречает свою любовь. Пожалуй, одна из самых трогательных и пронзительных сюжетных линий фильма — история любви Анатолия Штрума и радистки Кати Венгеровой (Полина Пушкарук).

    Ещё один стержневой персонаж картины — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева), бывшая жена комиссара Крымова (Александр Балуев) и возлюбленная полковника Новикова (Евгений Дятлов). Убеждённый коммунист, батальонный комиссар Крымов направляется политуправлением армии в самое страшное место сталинградской мясорубки — находящийся в многодневной осаде т. н. дом N6/1, и выбраться оттуда живым куда сложнее, чем мёртвым. У командира танковой бригады Новикова дела на фронте, вроде бы, идут успешнее, но каждый шаг комбрига находится под пристальным вниманием комиссара Гетманова (Павел Ильин). Оба — и Крымов, и Новиков — сильно любят Евгению. Шапошникова же любит, скорее, Новикова, но честно признаётся последнему, что если с Крымовым случится какое-нибудь несчастье, то она не бросит в беде бывшего мужа.

    Отдельного упоминания заслуживает фигура храбрейшего воина командира полка майора Берёзкина (Антон Кузнецов), прошедшего через сталинградское пекло. А также нельзя не сказать хотя бы два слова о капитане Грекове (Сергей Пускепалис), командире обороны того самого дома N 6/1. Думаю, именно за счёт ТАКИХ людей, как Берёзкин и Греков, нашей стране удалось выстоять в этой войне.

    Особое достоинство фильма — то, что в нём без прикрас показывается жестокая правда войны, нутро сталинградского пекла, битва за город на Волге. За это нужно сказать отдельное спасибо Сергею Урсуляку и всем другим создателям картины.

    Несомненно, что сериал создавали настоящие профессионалы своего дела. Например, выдающуюся по уровню работу показал оператор картины Михаил Суслов. А вот то, о чём я никак не могу умолчать: совершенно гениальнейшим образом сыграл Сергей Маковецкий! Этот актёр за свою карьеру создал немало ярких образов, но Штрум в исполнении Маковецкого — это нечто потрясающее! Вообще, актёрский ансамбль, работавший над картиной, приятно удивляет. Очень понравилась Полина Агуреева в роли Шапошниковой, подтвердил своё реноме большой силы актёр Александр Балуев, радует игра малоизвестных исполнителей Никиты Тезина и Антона Кузнецова, а Сергей Пускепалис — открытие для меня.

    Напоследок — два слова о том, почему «в фильме по Гроссману мало самого Гроссмана». Вот что сказал в интервью постановщик картины С. Урсуляк: «Когда любой режиссёр берётся за экранизацию, вы должны понимать, что это не Чехов, не Достоевский. Это автор в преломлении режиссёра при помощи сценариста и т. д. Можно предъявлять нам претензии? Конечно, можно, у каждого свой Гроссман, свой Чехов. Здесь то, что важно мне. И я считаю, что о главных вещах нам поговорить удалось.» На мой взгляд, сказано довольно убедительно, и я эту позицию режиссёра принимаю.

    8,5 из 10

    27 ноября 2012 | 08:16

    Роман «Жизнь и судьба» был написан в 1960 году, но опубликован он был только в 1988 и стал событием. Книга действительно блистательная и рано или поздно должна была быть экранизирована. Это к счастью произошло три года назад.

    Сергей Урсуляк известный как создатель хорошего киносериала (именно так!), а не тягомотины из 250 серий, переложил на экран текст великого романа. Конечно какие-то линии романа были убраны, как линия старого большевика Мостаковского, военного лётчика Кароля и некоторые более мелкие, но фильму это не сильно повредило, хотя на мой личный взгляд линия Мостаковского в романе значительна и без неё трудно понять весь смысл книги. Я говорю это как большой любитель книги Гроссмана (читал два раза и собираюсь перечитать снова).

    Актёры.

    Урсуляк любит снимать одних и тех же актёров.

    Маковецкий в роли Виктора Павловича Штрума просто божественен. Судя по всему роль писалась для него. Этой ролью Маковецкий доказал и показал, что он главный интеллигент нашего кино. Он смог передать всю интеллигентскую озабоченность, нервозность и гуманизм.

    Лика Нифонтова в роли Людмилы, жены Штрума. Настоящий драматизм. Нифонтова поразительно передала потерю сына Толи. Эти моменты было просто тяжело смотреть. Но тем не менее, несмотря на потерю сына, она лучший друг и помощник своего мужа.

    Александр Балуев в роли комиссара Крымова. Мужественность, разум, твёрдая убеждённость в своих убеждениях. Именно так я могу охарактеризовать Крымова. Когда я читал роман, я честное слово представлял в этой роли Балуева. Крымов несмотря ни на что самый трагичный персонаж у Гроссмана.

    Хотел бы выделить полковника Новикова в исполнении Евгения Дятлова и майора Берёзкина сыгранного Антоном Кузнецова — командира полка в Сталинграде.

    Надо признать что закадровый текст, не мешает просмотру, а дополняет его. Многие прочитали книгу благодаря фильму, но мой вам совет. Если вы пока не смотрели фильм, то прочитайте сначала роман.

    Музыка Василия Тонковидова тоже передаёт на все 100, а то и 200 процентов

    8 из 10

    28 июня 2015 | 11:57

    О победителях, предателях, всех тех кто жил в годы Великой войны. В картине вы не увидите главных героев, и автор говорит об этом в самом первом фильме первой части. Экранизация поделена на фильмы, а фильмы на части. Всего представлено шесть фильмов. Однако отдельными историями их не назовешь.

    Нам рассказывают об ученном физике-ядерщике Штруме Викторе Павловиче (Сергей Маковецкий), чья судьба здесь не менее трагична, так как его природная борьба за справедливось и заступничество за слабых, заставляет его жить по совести, что в сталинское время было довольно сложно. А также главным героем картины является батальонный комиссар Николай Крымов (Александр Балуев), человек, на долю которого выпали тяжёлые испытания после обвинения его в пособничестве немцев перед самым началом решающего наступления Советских войск. Героиней в фильме является и жена комиссара — Евгения Шапошникова (Полина Агуреева). И все эти герои по своему хороши, может, по своему плохи. Но, как говорит автор, они герои, какими бы не были они людьми — они герои.

    В произведении показано, что и в мирной жизни и на войне есть настоящие люди, такие как герой Евгения Дятлова — полковник Новиков, командарм танковой корпуса; герой Сергея Пускепалиса — капитан Греков, и многие другие. В фильме показано кто есть кто на войне. Показано, что в любой ситуации, и в мирное время и военное, настоящий человек — останется человеком! Показаны испытания, которое выпали на долю народа во время войны и во время сталинского режима, их победы и поражения, их радость и боль, их надежды на будущее и Победу.

    Не знаю, к сожалению или к счастью, но с книгой я не знаком. Но благодаря работе Сергея Урсуляка читать произведение, как мне кажется, не зачем. Так как передано оно режессером отлично! Браво! Гараздо интересней будет изучить работы Василия Гроссмана, посвященные периоду 1941-1945 г. г. — «Народ бессмертен», «Сталинград», «Годы войны».

    Итог — однозначно к просмотру! Достойное кино — достойное произведение.

    Фильмы на подобную тему, всегда заслуживают самой высшей оценки!

    31 октября 2012 | 11:25

    Я впервые жалею о том, что, прочитав кучу отрицательных рецензий на сериал, я всё откладывал просмотр. Сразу посоветую — смотрите.

    Как и сказано в заголовке рецензии, это, как на уроке литературы бывает, «пересказ» ученика Сергея Урсуляка романа писателя Василия Гроссмана. Понятное дело, что здесь мы не найдем построчного киновоплощения романа. Режиссер опустил некоторые сюжетные линии: гитлеровский и сталинский лагеря (сравнение режимов), линия Софьи Левинтон (её депортация в лагерь смерти и убийство в газовой камере с чужим маленьким ребенком на руках), линия семьи Шапошниковых (Александра Владимировна, мать Людмилы, Маруси и Жени, любовь её внучки Веры и летчика, трагедия мужа Маруси — начальника Сталинградской ГЭС) и т. д. Думается, что режиссер хотел уделить больше внимания мысли семейной и мысли этической (терзания Штрума), ну и само собой, мысль военная.

    Игра актеров впечатляет: Сергей Маковецкий в образе талантливого ученого и непрактичного в быту интеллигента Штрума смотрелся гармонично, как и члены его семьи Лика Нифонтова и Вера Панфилова. Признаться, не совсем согласен с выбором Александра Балуева на роль Крымов. Мой Крымов был другой, как и Марья Ивановна, которую сыграла Анна Михалкова и сыграла, в общем-то, неплохо.

    Отдельное спасибо за музыку, за мизансцены, за цветовую и графическую стилистику.

    Тем, кому сериал показался странным, наигранным, монотонным, неестественным, сухим и пр., советую посмотреть работы Барщевских вроде «Московской саги» и «Тяжелого песка». Вот уж кто снял нелепости.

    Я думаю, что сериал «Жизнь и судьба» достоин просмотра. Не совершайте мою ошибку, не откладывайте картину в долгий ящик. Уверен, что Вы не пожалеете. Искусства и художественности в картине достаточно, чтобы убедить зрителя. Повторюсь: не ищите в сериале стенограммы романа, там этого нет. Там есть взгляд Урсуляка на роман, там то, что бы хотелось выделить режиссеру: семья, война, моральные устои личности.

    10 из 10

    8 января 2016 | 03:48

    Определившая ход Великой Отечественной, та самая переломная битва при Сталинграде. Про неё уже так много сказано в учебниках истории, литературе и кино. Урсуляк снял фильм-сериал по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», продемонстрировав не просто атаки вперемешку с жизнью тыла, нет, он посмотрел шире и глубже — и показал, как война корёжила судьбы отдельно взятых людей и их семьи. Показал очень тонко и талантливо, так, что я верю им. Верю их долгим взглядам со слезами в глазах, сдавленным голосам, звуку разрывающихся снарядов, окровавленным телам на морозе, горечи потери родного человека, крепости водки в стакане…

    Лес рубят, щепки летят.

    Очень правильно, на мой взгляд, проходит идея о том, что государство — не только тот священный и невинный алтарь, на который, как венки, возлагают свои молодые и не совсем жизни фронтовики. Величайшее противоречие того времени, которое как раз и отражено в фильме — несмотря на то, что за СССР на полях сражений с патриотическими лозунгами проливали кровь солдаты, представители той же советской власти мучили бюрократией простых людей-тружеников и применяли силу к бойцам из-за малейшего подозрения в антисоветской деятельности. Система доносов существовала, и это факт. Глубоко в память врезается измученное и напряженное лицо героя Балуева, сыгравшего комиссара Крымова, когда его, «стопроцентного коммуниста» допрашивают несколько дней подряд. А Женя Шапошникова (Полина Агуреева), обившая все пороги государственной конторы, добиваясь прописки в городе, где целая улица названа именем её отца? Да, лес-то рубят, только вот щепки летят в неоправданно большом количестве и по глупости…

    «Из чего твой панцирь, черепаха?

    Я спросил и получил ответ:

    «Он из мной накопленного страха.

    Ничего прочнее в мире нет».


    Перед нами физик Виктор Штрум (Сергей Маковеций), написавший значительный труд по активно развивавшейся в то время атомной физике. Но он встречает не признание своей работы, а гонения со стороны родного института попросту из-за своего еврейского происхождения. Учёный вынужден уйти с работы и переживать статус изгоя. Только после неожиданного звонка Сталина и пожелания дальнейших успехов в работе его возвращают на прежнее место, с наигранной вежливостью убеждая, что все ему рады и совсем не забывали коллегу. Страх заступиться за друга и самому стать отщепенцем, «вылететь» из института — вот что движет Соколовым, коллегой и ближайшим другом семьи, тоже вынужденным отвернуться от Виктора. Оно и понятно… Страх перед силами государства вообще заставляет людей идти на многое, предавая свои принципы и признаваясь в вещах, которых они не совершали…

    «Ближе к сердцу кололи мы профили, чтоб он слышал, как рвутся сердца». Владимир Высоцкий.

    Сталин и культ его власти в фильме ощущается очень явственно, а впрочем, как без него в Великую Отечественную? Многие относятся к нему как к безусловному авторитету (улыбнула ситуация, когда в поезде семьи Штрум и стелят газету под рыбу, а там оказывается лицо вождя, и они не решаются есть на газете, а накрывают тряпкой), некоторые спокойно и даже критично (полковник Новиков).

    --

    Любовь. Она — как анастезия во время войны, возможность забыть об ужасах и лишениях, и в то же время — приносящая несравнимую ни с чем боль при потере родного человека. Вот какой предстает любовь в фильме. В разных лицах. Одно её лицо — нежное, юное, только зародившееся чувство Толи к радистке Кате, не сумевшее спасти их во время перебежки и добраться живыми с выполненным заданием. Оба погибают. Другое лицо — любовь матери к сыну: Людмила Штрум приезжает на могилу сына, предварительно проделав долгий путь в Саратов и заехав в госпиталь, надеясь навестить там живого Толю… Бережно укрывает часть могилы, где должны находиться ноги, платком…Чистая, родственная любовь — любовь членов семьи Штрум друг к другу… Нелёгкое решение Жени Шапошниковой оставить Новикова и уехать с бывшим, уже нелюбимым мужем Крымовым — из-за жалости к нему, оттого, что кроме неё, у него никого нет…

    А в конце появляется и еще одно лицо любви. И оно уже не только со слезами, но и улыбкой на губах. Фильм заканчивается воссоединением счастливой семьи Березкиных, когда майор, так и не успевший как следует повоевать из-за ранений и болезни, возвращается в жене и дочке. Мне кажется, в этом последнем эпизоде и есть та самая надежда… То, во что верили солдаты на поле боя — что они возвратятся к своим семьям, что всё будет как прежде, как до войны…

    ***

    Дух наступающей эпохи выражается в словах дочь Василия и Штрум: «Вашему поколению обязательно нужно во что-то верить. Крымову- в Ленина, тебе, пап — в свободу, бабушке — в народ. А мне кажется, что глупо верить. Нужно просто жить. — Это философия твоего лейтенанта? — Через 3 дня он попадет на фронт. Был и нет. Вот и вся философия». Действительно, всё временно, всё так зыбко и ненадежно, и никто не знает, сколько осталось… а так хочется успеть почувствовать и прочувствовать то, что может в любой момент отнять война….

    …Жизнь каждого человека вплетается в жизнь другого, и эти жизни, как реки в море, вливаются в жизнь России и её народа, в историю, которую не переписать. И образуют неповторимую и уникальную, и временами такую тяжелую, судьбу. Нашу общую судьбу.

    P.S. Фильм, который не стыдно показывать в канун празднования Дня победы по телевидению. Да и не только в канун. Браво!

    9,5 из 10

    6 февраля 2013 | 20:54

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>