всё о любом фильме:

Жить

Ikiru
год
страна
слоган-
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Синобу Хасимото, Хидэо Огуни
продюсерСёдзиро Мотоки
операторАсакадзу Накаи
композиторФумио Хаясака
художникТакаси Мацуяма
монтажКойти Ивасита
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
время143 мин. / 02:23
Старик, узнавший о скорой кончине, узнавший о равнодушии близких, узнавший, что жизнь прожита зря, решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря — это то, что он оставит этому миру после себя. Слабый, умирающий старик, покорный, бессловесный чиновник стал борцом.

То упорно настаивая, требуя, то умоляя и унижаясь он проходит все круги бюрократического ада. Он собирает подписи, резолюции, печати. Он не уступает ни перед гневом начальства, ни перед насмешками сослуживцев, ни перед угрозами бандитов.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
30 + 0 = 30
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 03:28

    файл добавилМихалыч

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 2970 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Неоднозначные впечатления от фильма.

    С одной стороны, интересно посмотреть и на жизнь и обычаи в Японии. И сюжет весьма актуальный — высмеять бюрократическую систему, доведя её до абсурда. При этом Акира Куросава вряд ли представлял, что может быть еще хуже, ведь с Российской бюрократией столкнуться ему не пришлось… Но…

    Страшно-, неимоверно-, мегазатянутые сцены всё впечатление от фильма портят. Динамики не то, что не хватает, порой кажется, что телевизор завис на очередной эмоции главного героя. Однако проходит буквально несколько десятков секунд и картинка оживает…

    PS: кажется я знаю, откуда содрали взгляд Шрековского кота:)

    24 октября 2013 | 21:46

    Старик узнаёт, что он болен, и жить ему осталось несколько месяцев. Потрясённый тем, что всю жизнь он работал на никому не нужной работе, перебирая бумажки, старик начинает задумываться о смысле своей жизни.

    Куросава ставит серьёзные вопросы о смысле человеческого существования и словно с экрана задаёт вопрос зрителям, а что вы сделали в своей жизни такого, что запомнилось бы в сердцах людей? Главный герой задаёт себе именно такой вопрос и не может найти ответа.

    Фильм одновременно и простой и сложный. Прост он по своей структуре, Куросава сделал его максимально понятным зрителю, однако сложны вопросы, затрагивающиеся в нём. Большинство людей живёт, не думая о завтрашнем дне, не задумываясь о своей жизни и смерти, которая, может быть, придёт очень скоро.

    10 из 10

    1 августа 2011 | 10:32

    Нет более подходящего и созвучного эпиграфа к фильму японского режиссера, чем из стихотворения Осипа Мандельштама: я качался в далеком саду на простой деревянной качели. Словом, о ключевом и символичном эпизоде фильма, но это после.

    Сначала же сюжет и история.

    Нарратив фильма задан уже в самом названии — Жить, что само по себе необычно, — выбрать первым словом глагол, но именно он настраивает зрителя, подсознательно или нет, на определенную динамику повествования. И динамика эта не в ритме или движении, а где-то глубже, если можно выразиться — трансцендентном, экзистенциальном уровне. Человек переживает смерть. Такие три слова могут выразить коротко картину, в которой человек при жизни дважды сталкивается со смертью — вначале душевной — почти, затем телесной — уже неизбежной и определенной.

    Куросава как бы продолжает историю доктора (Такаси Симура) из Пьяного ангела, (стоит заметить еще, что вдохновлен он был повестью Льва Толстого Смерть Ивана Ильича), который теперь утратил и смысл, и вкус, и цвет жизни, работает начальником департамента по делам общественности, где видимость делания в составлении отчетов лучший способ удержаться на одном месте, — по сути же ничего не делая, разве что только отправляя просящих в другие отделы, где они будут крутиться дальше в карусели бюрократической машины. Таким образом налицо Живой труп, винтик в колесе. Но вот смерть стучится в лице рентгеновского снимка желудка, и звуки исчезают, когда приходит осознание ее приговора, который, кстати, рефреном откликнется в фильме Даррена Аранофски Фонтан.

    Дома ждет сын и воспоминания — редкие фрагменты их жизни, в которых отец проявил бледное участие, хоть и пожертвовав личной после смерти жены, — обманувшиеся надежды; холодность и чуждость в отношениях встречают престарелого человека, когда он больше всего нуждается в их другой стороне.

    Ватанабэ ничего не остается как идти в бар, стараясь утопить печаль на дне. Тут может, совсем кстати, подвернуться добрый Мефистофель, он же спивающийся писатель, который с радостью уведет его к вечернему Токио, к огням большого города, долженствовавшие пробудить жажду жизни. Но что может быть сильнее личного горя? Чужая радость и цветение — они лишь усиливают его, плотнее закутывая в свое безразличие и страдание. Тогда является то солнце, которое на какое-то мгновение помогает ему снять свой заношенный плащ, и даже купить шляпу! В лице молодой сотрудницы, уже бывшей, их отдела, теперь же делающей игрушки, и так, будто играя со всеми японскими детьми. Такие простые слова слышит Ватанабэ, когда отчаяние заставило его признаться ей в своем странном поведении в последнее время, будто надеясь, что она спасет его. И эти-то слова для некогда живого трупа звучат путеводной звездой к строительству парка в том месте у моста, где кроме помойки с лужами вряд ли намечались изменения.

    После смерти, как и в предыдущем фильме Расемон, принесший мировую известность режиссеру, использует прием полярности взглядов. Когда весь цвет бюрократии сходится, чтобы решить — кто все же построил парк и выяснить, что случилось с Ватанабэ, а по-сути вынести свои суждения и мнения, поклясться в верности долгу и служению, и наплевательски забыть после пары деньков в карусели. Но все же оставив надежду в лице одного молчаливого молодого сотрудника, не поддавшегося минутной экзальтации и пустопорожним обещаниям.

    Возвращаясь к мандельштамовским словам и тому образу человека, качающегося в парке, который он помогал создавать, можно вспомнить напоследок то самое пушкинское завещание, бьещееся в пасторальных тонах японского фильма и старой доброй песенке уже в жизнеутверждающих.

    25 сентября 2012 | 05:42

    Акира Куросава — это не какой-то там Вася Пупкин с «Любовной любовью», фильмы у него серьезные, вдумчивые, жизненные. Потому я долго нарезала круги вокруг этой картины, сомневаясь, что выдержу хотя бы первые пятнадцать минут. Совершенно зря. После просмотра с огромным удивлением читала комментарии людей, которые называли фильм тяжелым, мрачным, пронизанным отчаянием и страданием. Я бы назвала его скорее саркастическим.

    Здесь напрочь отсутствует так любимое многими режиссерами смакование трагедии, приближение драмы и слёзовыжимательство. Здесь нет ни одного кадра, на котором бы демонстрировались муки человека, умирающего от рака желудка. Куросава чётко обозначил те обстоятельства, в рамках которых намерен работать с историей: Кандзи Ватанабэ прожил никчемную, бесполезную, пустую жизнь, точнее, он никогда не жил вообще, он мумия; он узнает, что болен и протянет совсем недолго. Всё. Нет, он не потратит оставшееся время на развлечения, как это сделали герои современной картины «Пока не сыграл в ящик», не станет разыскивать всех, кому когда-то сделал что-то плохое, валяться в ногах и просить прощения, не будет вести долгие слезные разговоры с сыном, который ждет не дождется его смерти, чтобы заполучить наследство. И даже не влюбится напоследок. Он сделает то, ради чего почти тридцать лет сидел в Департаменте по делам общественности, не взяв ни выходного. Одно-единственное дело. Вместо той уймы работы, что он должен был проделать за три десятка лет. И не будет фанфар и революции, ничего не изменится даже в пределах маленького Департамента, всё останется так, как и было. А о его поступке будет знать едва ли несколько человек. Потому что таков реальный мир, который Акира Куросава не пытается приукрасить или, наоборот, очернить, он просто будто ведет хронику, показывая события в их настоящем свете. Чего только стоит бюрократия, доведенная до абсурда.

    Выбор актера и его игра гениальны. Он играет не словами, не телом, а будто бы только лицом. Он такой жалкий в своей никчемности, несчастности и стремлении сделать хоть что-то… Как букашка. Ничего хорошего за всю его жизнь от него никто не дождался, его все тихо ненавидят, презирают, подсиживают, высмеивают… И зритель тоже видит отнюдь не героя. Но и не злодея. И его жалко. Той жалостью, которую испытываешь при виде унижающегося человека, заслужившего это унижение.

    Этот фильм стоит смотреть, причем не один раз. Он актуален спустя полвека после создания и будет актуален еще не одно десятилетие. Великолепная работа.

    26 марта 2012 | 05:02

    Что Вы обычно говорите после просмотра фильма, который не вызвал эмоций и не заставил думать? Вы говорите, что кино не понравилось. А что обычно бывает, если смотрите что-то элитарное, классическое и надо проявить такому фильму дань уважения. Даже если не вызвало ничего кроме зёва, ответите что-то вроде: да, хорошее кино. А ещё поставите оценку, скажем, восемь. «Ну надо же накинуть за то, что один из первых фильмов на данную и тему и всё такое. Не быдло же я какое-то, чтобы говорить о ТАКОМ фильме плохо».

    Главный герой узнаёт, что болен. Осталось жить полгода. Через боль и страдания, он узнаёт о тщетности своей жизни. Через какое-то время, после загулов и кутежа, решает сделать что-то действительно стоящее…

    Вот примерно и весь сюжет, растянутый на 2, 5 часа. Что вынудило посмотреть это кино. Рекомендации на КП. Положительные отзывы. Культовый Режиссёр, автор «Семи самураев».

    В фильме есть всегда актуальные проблемы. Бюрократия общественного комитета, которая посылает в департамент по делам строительства, здоровья, природы, детства и т. д. Философствования героя по поводу своей жизни. Кстати, надо сказать, что ещё не встречал в жизни героев Чехова и Достоевского. Т. е. «маленького человека», который во взрослой жизни скромно опускает голову, когда его отчитывает та, кто, например, в дочери годится, кто скромничает кого-то о чём спросить, не то, чтобы попросить… Кто в свои уже можно сказать, старческие годы, ведёт себя неуверенно и стеснительно. И это в фильме начальник! Не верю. Такого в жизни просто нет.

    Узнаёт, что у него болезнь и после этого сразу перед его глазами проносится вся его жизнь, большую часть которой он потратил на… не на что. В надежде хоть как-то забыться, и насладится жизнью, уходит в отрыв со случайным приятелем из питейной. Этот парень из заведения образован, он честный, обладает особым сочувствием и эмпатией, так что в загул отправляется с главным героем, дабы поддержать его. Заметьте, что это минут сорок из фильма, а наблюдать, что ты уже несколько раз видел в фильмах, просто скучно.

    Чтобы оставить после себя хоть что-то, чем можно было бы гордиться, главный герой строит парк. Руководит постройкой и заботится о том, чтобы парк был обязательно сооружён. Герой Ватанабе сталкивается с преградами, которые идут в разрез с его жизнью и характером. Ему приходится бороться, хотя на это в фильме уходит совсем мало времени.

    На историю, которая укладывается в пару предложение уходит 2,5 часа. Сухой и не эмоциональный Ватанабе узнаёт, что ему жить остаётся полгода. Далее экзистенциальные думы приводят его к кутежу, а потом к тому, что он в жизни никогда не делал с любовью и пониманием — он руководит постройкой парка, преодолевая все трудности. Оставляя тем самым после себя хоть что-то для других людей и таким образом, оставляет после себя хоть что-то полезное. С момента производства прошло более 60-ти лет!

    Кино, которое может вдохновить на новые свершения, например, чтобы снять что-то для нового поколения людей. Вот, на что рассчитан данный фильм, ну и на редких людей, которые восхитятся фильмом.

    Возможно, для правильного понимания ленты нужно быть японцем, знающим свою историю, т. е. историю своей страны. Менталитет, мол, у начальников в этой стране такой, скромнее забившейся мыши в углу и т. д.

    Вообще, если размышлять о том, почему старое кино воспринимается так, можно задаться следующими вопросами.

    Почему никто не читает древнеэллинскую литературу или средневековую? Может быть, потому что она устарела для среднестатистического образованного человека? Про необразованных не говорю, для таких всё гуано, потому что гуано, а читать? «Кому это надо — очкарикам». Так вот сложно оценивать то, что полвека назад считалось гениальным, ведь на сегодняшний день есть более удобоваримые вещи, которые смотришь с большим интересом. Например, «Достучаться до небес» или «Пока не сыграл в ящик». Вот как-то с большим энтузиазмом воспринимаешь вещи более современные, хотя понимаешь, что есть в киноискусстве то, какое явилось столпами… Но почему же никто из образованных людей не двинутых на литературе не читает, таких отцов литературы, как: Алкей,, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид, Сапфо (кстати, первая женщина, заявившая о существовании лесбийской любви).

    Или представителей Средневековьяя: Петрарка, Рабле«Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению, известного учёного, Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы, Мишель де Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Лопе де Вега. Да чего там говорить, Шекспира многие читали запоем?

    Когда я был моложе, я мог накинуть пару баллов за то, что что-то являлось одним из первых в жанре. Но я живу в 21 веке и я не профессиональный кинокритик (хотя и они многие классику не особо любят), чтобы гобы говорить о том, что на что повлияло и откуда корни. Говорю о том, насколько интересно смотреть кино сейчас. Вывод простой, кино одно из первых такого рода, но банально скучное и даже если искусственно выдавать такую мысль, дескать, без этого не было бы другого… нет, было бы. Если бы не один режиссёр, бесспорно талантливый, то другой. Как с радио, в России придумал Попов, в Италии — Гульельмо Маркони, в Германии — Малон Лумис, в США — Дэвида Хьюза и т. д. Везде праздник Дня радио связан с разными людьми. Так уж в природе есть, не один, так другой примерно в это же время.

    Вот тебе и Куросава… А вообще, прежде чем заявлять о том, что фильм дескать, рассчитан на особую аудиторию с мышлением, которое сможет заметить мелкие меткие вещи… Почитайте уж лучше что-нибудь умное, наподобие Ницше, Фрейда или более простое, но также элитарное Томаса Манна. Голова работать чаще будет, нежели смотреть кино, в котором нет особой философии. Ну, или есть, но на уровне: «Пойдём, браток, на кухне побазарим за жизнь».

    Не обманывайте других, ставьте адекватные оценки.

    1 апреля 2015 | 17:31

    Все таки как интересно Куросава обыграл поговорку «Горбатого могила исправит». Сидя на поминках главного героя его сослуживцы поражаются стремительному перевоплощению из жалкой мумии, которая способна только перебирать бумажки и гонять людей по кругам бюрократического цирка в целеустремленного и деятельного человека, который так любит жить и у которого нет времени на ненависть. Разгадка этой метаморфозы оказалась проста — смертельный диагноз. Когда тебя ставят пред страшным фактом не остается ничего кроме как оценить свою жизнь и попробовать хоть что то исправить. Ватанабе сан собирает свою волю в кулак и решается на свое первое и последнее полезное дело в жизни.

    Коллеги понимают что когда нибудь они могут оказаться на месте своего почившего начальника. Они в один голос заявляют что поступили бы так же в этой ситуации. Рюмка за рюмкой и вот бюрократы уже начинают во весь голос кричать что так жить нельзя, что Ватанабе наставил их на путь истинный, что вместо перебирания бумажек они должны делать реальные дела. К сожалению их запал выветривается вместе с алкоголем и уже на следующий рабочий день все встает на круги своя.

    Жизнь так коротка
    Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь
    Пока румянец рдеет на щеках
    Пока приливы страсти с вами
    Живите только одним днем
    Ведь жизнь так коротка


    Поет наш герой, а по его лицу видно, что грустный он не от того, что умирает так рано, а от того, что жить начал так поздно.

    Акира Куросава снял свое творение уже более 60 лет назад, а оно все еще не теряет актуальности. Его все еще не скучно смотреть. Конечно этот фильм не идеален, в нем есть недостатки, но та атмосфера которая создается при его просмотре и те мысли которые возникают после с головой перекрывают все минусы.

    7 из 10

    15 ноября 2013 | 21:55

    Неожиданно гоголевское описание маленького человека, простого чиновника, сменяется темой Жизни и Смерти. Нехитрая комбинация заставляющая чиновника продумывать последний месяц своей жизни и выводит формулу этого фильма. Ведь, узнав о неизлечимой болезни герой многое переосмысливает — меняет отношение к близким, находит новых товарищей и упорствует в деле, неожиданно оказавшемся, делом всей его жизни.

    В сущности, Акира сводит весь фильм к важности даже самого простого дела, такого например, как постройка детской площадки в городе. Ведь, скромный чиновник не сможет ограбить банк, стать миллионером, выиграть в лотерею. Но он может сконцентрироваться на самом простом деле и минуя все административные барьеры добиться желаемого. Его упорство будет настолько отважным, что даже после смерти, его коллеги будут вспоминать о его поступках — стилистичски делая фильм немного схожим с легендарным «Расемоном».

    Такаси Симура обычно играл ведущие роли у Акиры, но был всегда несколько в тени Мифунэ. На этот раз ему был предоставлен carte blanche и он создал очень точный образ, страдающего и одержимого манией конструктивизма человека.

    Моя оценка этой ленты была бы куда выше, если бы Акира не стал повышенное внимание уделять актуальности. Он настолько красочно изобразил жернова бюрократической машины, сформировавшейся в Японии, что его «картинку» потом неоднократно калькировали даже в советском кинематографе. Вспомните веселый «Зайчик» Леонида Быкова или многочисленные иронические филиппики Данелия — в них без труда можно усмотреть отблески фильма «Жить» Акиры. Кстати, это кино даже в рекомендуемые списки многих обязательных программ ВГИКа попало.

    Мне же этот «остро социальный подтекст» представляется надуманным и излишним. Он ограничивает потенциал картины социальной системой, не позволяя в полной мере рассказать о вопросах Жизни и Смерти. Другими словами, безукоризненная режиссура Акиры и игра Симуры несоответствуют невысокому линейному сценарному посылу.

    5 из 10

    24 сентября 2013 | 13:50

    Очень часто мы начинаем ценить что-то, только потеряв это. Так и главный герой фильма, по настоящему начинает ценить жизнь, только оказавшись на пороге смерти. Ему поставили диагноз — рак желудка — и ему осталось жить несколько месяцев. Оглянулся он на прожитую жизнь и стало ему очень грустно: дерево не посадил, дом не построил, а сына хоть и вырастил, но у них не самые лучшие отношения и тот ждет смерти отца, чтобы получить наследство. И наш герой запил — очень трудно ему трезво смотреть на свой мир. Так бы он наверно и прожил оставшиеся дни, если бы не встреча с девушкой, которая очень любила жизнь. Время, проведенное с ней, вызвало у него в душе очень хорошее чувство. Не любовь, нет. Точнее, любовь, но не к ней, а к жизни. Он тоже захотел чувствовать каждое мгновенье, радоваться и огорчаться, помогать другим, сделать что-то полезное. И он решил, что время, отведенное ему судьбой, проживет по другому. Он будет жить…

    Акира Куросава снимает хорошее кино. Он умеет показать историю, которая стара как мир, по-новому. В итоге у него получаются фильмы, которые, не смотря на свой возраст, прекрасно смотрятся и сейчас. Кроме того, очень интересно в его фильмах находить приемы, которые потом будут использовать другие режиссеры — Даррен Аронофски явно смотрел фильмы Куросавы и взял из них кое-что. Например, в «Фонтане» есть сцена, в которой герой Хью Джекмана идет по улице, погруженный в свои мысли, и вокруг не слышно ни звука. Так длится несколько секунд, а потом его чуть не сбивает машина. В этот же момент «включаются» звуки: шум машин, голоса людей и т. д. Или у него же в «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой героиня Эллен Берстин идет по улице в немного замедленном темпе, а все остальное вокруг (люди, машины) движутся, так сказать, с ускорением. Похожие сцены есть в «Жить».

    Интересно было наблюдать за тем, как режиссер показал бюрократическую систему того времени. Больше пятидесяти лет прошло, а по сути ничего не изменилось: будь-то Япония середины века, или сегодня у нас.

    «Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени» (с)

    2 февраля 2010 | 10:27

    Куросава во всех своих фильмах поднимал важные социальные проблемы и фильм «Жить» не исключение.

    Основной идеей картины является тема ценности своей жизни, важности совершенных поступков. В фильме показана разница жизни и просто существования человека.

    Решающую роль в изменении главного героя сыграла его подчиненная — жизнерадостная молодая девушка, которой скучно постоянно сидеть на одном и том же месте. Старый чиновник — абсолютная противоположность этой девушке, поэтому так интересно наблюдать за их взаимоотношениями.

    Хуже дела обстоят с остальными персонажами. Тот самый «Мефистофель» из бара неизвестно куда и почему пропал и вообще не понятно, как эпизод с ним влияет на сюжет. Так же непонятно почему сын главного героя даже не думал искать пропавшего на несколько дней отца. Всё что можно сказать о нём, так это то что он ждёт от отца наследства в виде денег и никак не интересуется его жизнью.

    Интересно смотрится последняя половина фильма в которой с помощью флешбэков история продолжается совершенно в другом ракурсе. Именно тут происходит всё самое интересное в жизни героя.

    Операторскую работу и музыку сложно оценивать по современным меркам, так как в техническом плане «Жить» сильно отстаёт от любого современного кино. Тем не менее фильм интересно смотреть и он оставляет хорошие впечатления именно от истории, которую рассказывает.

    8 из 10

    26 октября 2015 | 17:01

    Люди редко ценят то, что у них есть, пока у них этого не отнимут. Возможно, именно поэтому спортсмены-паралимпийцы зачастую добиваются больших результатов, нежели их здоровые коллеги. Экзистенциональная философия выделяет страх смерти, заставляющий человека ощутить свою ничтожность перед бесконечностью Вселенной, как одну из основных сил, подталкивающих к поиску смысла своего существования.

    В данном фильме как нельзя лучше показаны, как минимум два ответа на этот вопрос. Самым очевидным может показаться, что если твои дни сочтены, то стоит взять от жизни всё. Вот только так ли уж много это даст на самом деле? Нет. Даже осуществление самой безумной мечты, если оно связано лишь с прожиганием тех немногих дней, что ещё остались обречённому, не даст ему удовлетворения, а лишь превратится в горечь за бесцельно прожитые дни. Каждому человеку хочется, чтобы его запомнили. Многим хватает лишь памяти родственников, но кто-то станет стремиться к большему. Иногда человек начинает желать даже не того, чтобы запомнили непосредственно его, а чтобы в памяти людей остались его дела, даже если в итоге само его имя и изгладится из истории. Сделать что-то не для себя, но для других. Это самый достойный выбор, но и самый сложный. Часто на него решаются лишь те, кто сознаёт, что им уже нечего терять, поскольку цена может оказаться очень и очень высокой. Но именно те, у кого хватает смелости или обречённости дойти до конца, достойны называться людьми.

    20 октября 2015 | 00:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>