всё о любом фильме:

Сумрачный самурай

Tasogare Seibei
год
страна
слоган-
режиссерЁдзи Ямада
сценарийЁдзи Ямада, Ёситака Асама, Шуухей Фуджисава
продюсерХироси Фукадзава, Шигехиро Накагава, Икиро Ямамото, ...
операторМуцуо Наганума
композиторИсао Томита
художникМицуо Дегава, Ёсинобу Нисиока, Казуко Куросава
монтажИвао Исий
жанр драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Франция  18.5 тыс.,    Испания  13.4 тыс.,    Швейцария  11.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации:
История Сейбея — скромного самурая низшего ранга и его семьи, живших в эпоху смуты. Сейбей победил в поединке противника деревянным мечом, и когда об этом распространилась молва, он против своей воли оказался вовлеченным в конфликт внутри самурайского клана и получает приказ сюзерена убить такого же, как и он сам, вассала…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
67 + 1 = 68
8.2
в России
100%
4 + 0 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Трейлер 02:01

    файл добавил_UsualPlant_

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 163 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Красивое и спокойное кино, как впрочем и большинство фильмов Азии. Неспешно идет история самурая рассказанная его дочерью. Неспешно ведется вся жизнь главного героя! показывается его усталость, его нежелание причинять зло кому бы то ни было, и его робкое, но самое большое желание быть рядом с той кого любишь!

    Ни для кого ни секрет что все фильмы снятые в Азии в большинстве совем заканчиваются, мягко говоря, не очень хорошо, либо это беспердельная тоска, либо печаль но грустная и светлая. Неспешная, но яркая история жизни одного человека и людей вокруг него! Меняется жизнь, творится история, а жизнь Игути все так же неспешна. А как она закончилась увидите сами…

    17 марта 2006 | 03:36

    Фильм произвел большое впечатление.

    Поначалу персонаж, выведенный как главный герой, показался совсем неказистым- обшарпанный, униженный нищетой вдовец в драных носках, работающий в конторе, — этакий Акакий Акакиевич, маленький человек, затерянный на фоне самурайских хроник.

    Однако позже мы видим его человеческое тепло, с которым он ухаживает за своей больной матерью, маленьких дочерей, обожающих отца и по мере сил старающихся помогать ему, становимся свидетелями неожиданно твердого отпора, который оказал Сейбей чванливому дяде… И понимаем, что дух этого человека не сломлен, просто он избрал другой путь, и это выбор от силы, а не от слабости.

    Что же это за путь? Наверное, его можно было бы назвать обретением внутренней свободы, внутренней гармонии… Ценность этих негромких вещей познается так небыстро!

    Йодзи Ямадо окружает своего героя особым воздухом, мелкими, но живыми деталями, приметами обыденной жизни,- когда я смотрела фильм на ДВД, да еще и не в лучшем качестве, — понимала, что теряю половину шероховатой вещественной материальности видеоряда, а отсутствие широкого экрана не дает ощутить всю атмосферность, пространственность фильма.

    Трогательная история искреннего, робкого чувства, возникшего между Сейбеем и сестрой его богатого друга,- много я любовных мелодрам пересмотрела, но это совсем небанальная волнующая история оказалась.

    Сама хронологическая определенность происходящих событий,- накануне реставрации Мэйдзи,- придает сюжету оттенок неотвратимости, как в первых главах «Доктора Живаго», и самым трагическим предвестьем будущего становится поединок Сэйбея и Його, — поединок, вынужденный для обоих…

    На наших глазах Акакий Акакиевич превращается в героя шекспировского масштаба, что неудивительно, ибо роль Сейбея исполняет один из самых талантливых и утонченных актеров японского театра- господин Санада.

    Советую посмотреть фильм всем, кто любит хорошее кино и не любит Голливуд.

    10 из 10

    23 декабря 2008 | 11:04

    Вспоминая классику — старинную, или же современную, я понял, что хочется поделиться чем-то особенным, редким, и почему-то обязательно экзотическим и восточным. Восток манит всегда — своей загадочностью, своей душой, своей тайной, а все потому, что это совершенно другой, непонятный нам мир. В конце концов, там, за горами, за морями и океанами, и красоту воспринимают иначе, и едят палочками.

    Историческое полотно за авторством семидесятидвухлетнего (на момент 2002 года) ветерана японского мейнстрима, как казалось по началу, не сулило ничего хорошего, а не деле обернулось совсем неожиданным и полноценным удовольствием.

    Главная жемчужина «Сумрачного Самурая» — это его натуралистичность, обнаженность и какая-то абсолютно честная открытость; здесь все такое, каким должно быть, без лишних прикрас и запутывающих метафор, и это уже делает картину чем-то свежим и особенным. Режиссер заставляет нас вжиться в судьбы других людей, видеть их глазами, чувствовать их сердцами (уж простите меня за подобную грубость), и делает это настолько легкой, медленной, непретензионной значительностью, какую в действительности и должно проявлять хорошее, настоящее кино. Режиссер позволяет нам дышать чистым горным воздухом, или же ароматом затхлых помещений рисовых складов и обнищавших самурайских пагод, делает убедительными даже неподходящие (местами) слова главных героев, не скупящихся на цитаты Конфуция в разные моменты своей жизни. Слово должно быть верным, действие — решительным. Пустота есть форма. Когда не знаешь форм — нечем познавать людей.

    Перед нами будет простая, но нелегкая история нищего самурая, потерявшего свою жену и живущего с двумя маленькими дочерьми и больной матерью. Этот человек каждый день борется за то, чтобы вся его семья смогла увидеть завтрашний день, чтобы они были сыты, одеты и здоровы. Жизнь и быт Японии тех времен показаны здесь как никогда открыто и натуралистично, из-за чего кино погружает в себя с самого начала и не отпускает до финальных титров. Это и есть та самая жемчужина: фильм обладает настоящей жизненностью, да такой, что хочется заглянуть (а то и войти) за рамки кадра, и пройтись по местам, которые нам не показали, и пообщаться с людьми, которые не произнесли ни слова. Хочется, знаете ли, более полно охватить показанную нам жизнь.

    Еще одна особенность состоит в том, что творение Ямады открыто для всех и каждого, то есть оно не обязывает зрителя быть высоким ценителем Востока и знатоком тамошней культуры, и все это потому, что режиссер оголил перед нами всю суть японской души, за которой скрывается то, что близко всем людям на Земле — человечность. Это, пожалуй, единственное, что объединяет все далекие друг от друга народы, что нам понятно без языка и пояснений. Это картина о человеке. Это картина о борьбе за жизнь. Картина о чести, о семейных ценностях, и, конечно, о любви. Все эти истории будто наблюдаешь сквозь тонкое окно, с легкой обидой осознавая, что окно невозможно открыть и нельзя выбраться наружу, можно только созерцать и впитывать.

    Все события происходят рядом со зрителем, полностью погружая его в историю. За два часа я и радовался, и волновался, и поддерживал, и осуждал главного героя, которого блестяще показал на экране талантливый Хирюки Санада.

    Самое же прекрасное — это то, что фильм, при всем своем историческом контексте, никак не романтизирован, а показан правдиво, жизненно, и натурально, без лишней пропаганды и акцентах на отвлекающих мелочах. Это настоящее Самурайское кино, проблема лишь в том, что на нашей земле это словосочетание вызывает неровные ассоциации с глупым восточным боевиком, а на деле все немного не так. Это кино, в первую очереди, о жизни, о людях, о вере, а только потом обо все остальном. «Сумрачный самурай» — это проза в кинематографе, и это особенно ценно в наше время, когда режиссеры дают нам одну только поэзию.

    8 из 10

    27 ноября 2014 | 08:44

    Мое первое знакомство с Едзи Ямада, которое запомнится, как минимум, очень и очень надолго. Один из лучших фильмов про Японию, который мне доводилось видеть.

    Жемчужина этой картины — это ее натуралистичность и обнаженность. Здесь все, как есть, без прикрас и метафор, и это уже делает картину особенной. Перед нами история бедного самурая, живущего с двумя маленькими дочерьми и больной матерью, борющегося каждый день за то, чтобы завтрашний день наступил для всех, забывая про себя и свои собственные потребности. Жизнь и быт Японии тех времен показаны здесь как никогда открыто и натуралистично, из-за чего фильм погружает в себя с первых минут и не отпускает до самого конца.

    Творения Ямады открыто для всех и не вынуждает зрителя быть любителем Востока, просто потому, что режиссер оголил японскую душу, за которой скрывалось то, что близко всем нам — это человечность. Это единственное, что объединяет все далекие друг от друга народы, и единственное, что мы можем понять без знаний языков. Фильм о человеке, фильм о борьбе за жизнь, о чести, о семейных ценностях, о любви, и все это показано настолько реалистично и настолько близко, что создается впечатление, будто смотришь через окно, а не в замкнутый экран. Все события проходят рядом со зрителем, полностью погружая его в историю. За два часа я и радовался, и волновался, поддерживал, нервничал, иногда даже осуждал героя Хирюки Санада, наблюдая за его жизнью, но во всем был с ним до конца. Это очень ценное явление, и крайне редкое.

    Самое же прекрасное, так это то, что фильм, имея исторический контекст, никак не романтизирован, а показан четко, жизненно и натурально, без лишней пропаганды и акцентах на отвлекающих мелочах. Его не хочется относить к жанру «Самурайское кино», потому как этот фильм, в первую очередь, о жизни, о людях, об их вере, целях и их философии. «Сумрачный самурай» — проза в кинематографе, и это особенно ценно сейчас, во времена, когда режиссеры кормят нас одной только поэзией. А потому проза сейчас особенно ценна.

    8 из 10

    23 марта 2014 | 20:05

    Япония, местечко Сёнай. Вторая половина XIX века. Конец правления сёгуната Токугава. Эпоха смуты и межклановых войн. Бедный самурай Сэйбэй Игути служит в хранилище клана и получает скромное, даже унизительное жалованье в 50 коку риса в год. После смерти жены, скончавшейся от чахотки, на его попечение остаются две маленькие дочери и старуха-мать. Каждый вечер после службы Сэйбэй спешит домой, где его еще ждут заботы по хозяйству. Товарищи посмеиваются над Сэйбэем, за глаза называя его «сумрачным самураем».

    Однако все насмешки прекращаются, как только становится известно, что Игути одержал победу при помощи деревянной палки в поединке с вооруженным мечом противником. Тут же разнесшаяся по округе слава оказывает ему медвежью услугу. При решении вопроса о наследнике главы клана Сэйбэй получает приказ убить одного из противников новой власти, отказавшегося сделать харакири. Игути пытается отказаться, но это приказ Его Светлости, и потому он вынужден подчиниться…

    «Сумрачный самурай» — экранизация трех повестей ("Дневной Сейбей», «Сунехати-нищий» и «Повесть о бамбуковом мече») Сухея Фудзисавы, наследующего традиции Акутагавы, который покончил с собой как раз в тот год, когда Фудзисава родился. Фильм, снятый в теплых пастельно-коричневых тонах и почти исключительно в сумерках, выдержан в интонации «трепетной хрупкости каждого мига жизни».

    Это заставляет вглядываться в судьбы героев с той основательностью, какая только и может быть в настоящем психологическом кино. Даже притом, что самые значимые перемены в жизни Сэйбэя происходят в предисловии и послесловии, в титрах или в закадровых комментариях… Быт японцев XIX века сам по себе настолько одухотворен, что кажется, будто в сценарной основе — адаптированный Конфуций или национальная классическая поэзия.

    Красивый артист Хироюки Санада в нештопанном кимоно являет собой образ того порядочного человека, которому чужда всяческая суета и стремление сделать карьеру. Его умение довольствоваться малым заставляет вспомнить прежде всего чеховских интеллигентов, не ропща несущих свой крест по жизни. И уже потом только на ум приходит кодекс бусидо, на постулатах которого ("чтобы победить, я должен быть в совершенно дикой ярости и с глубоким презрением относиться к собственной смерти»… и т. д.) базируется философия ленты. Эта странная, казалось бы, смесь, завязанная на конфликте внутренних убеждений и долга, позволяет заглянуть в такие закоулки бытия, в которые редко захаживает кино нового века.

    Не без удивления выясняется, что данный фильм — всего лишь первое обращение к историческому кино 72-летнего японского классика Едзи Ямады, 41 год снимающего кино и поставившего за это время 77 (!) картин. Перед тем как приступить к «Сумрачному самураю», он закончил последний 48-й фильм самого длинного сериала мирового кино — «Тяжело мужчинам» ("Тора-сан»), снимавшегося 26 (!) лет.

    10 сентября 2012 | 21:34

    Наверное, это один из лучших фильмов про Японию за последние десятилетия. Это фильм — драма, история жизни и любви простого самурая.

    Это фильм — боевик, когда сюжет держит в напряжении с начала и до конца. И это, наконец-то, исторический фильм, исторический без пропагандистского тумана, показывающий жизнь, быт японцев такими как они есть (по мнению авторов). Фильм очень добрый и искренний.

    24 сентября 2006 | 00:06

    Япония, вторая половина 19 века. Эпоха Эго, как и сегунат Токугава, скоро канут в небытие, уступив свое место реставрации Мейдзи, которая превратит, когда-то отсталую, сельскую страну в одно из ведущих государств мира. Главный герой картины — Сэйбэй Игути, обыкновенный самурай, который работает мелким служащим в клане. Зарплаты рядового бухгалтера, естественно, не хватает, и он, по ночам, мастерит клетки для сверчков вместе со своими двумя дочерьми. Мать детей умерла, у бабушки — старческий маразм. Вскоре, ему приходиться вступиться за сестру друга, которую преследует её бывший муж, и принять его вызов на поединок. И это не последнее испытание, уготованное ему судьбой.

    Удивительно плодовитому классику японского кино, Ёдзе Ямаде, создавшему к тому времени более 70 кинолент, удалось снять на 72 году жизни, пожалуй, свой лучший фильм. Все жанровые клише, использованные во время съемок сотен «тямбара» (самураский фильм), начиная от третьесортных нищевых проектов, и заканчивая гениальными шедеврами («Семь самураев» Акиры Куросавы), были отброшены. Это кино, скорее, неторопливая история жизни «маленького человека», чем наглядное полотно нравов средневековой феодальной страны. Тот случай, когда любовь японских интеллектуалов к Чехову и Достоевскому вылилась в выдающуюся авторскую визуализацию. Аутентичный, колоритный антураж местного быта, вкупе с вкрапленной точечной мозаикой персонажей и их характеров, являются самыми сильными сторонами киноленты, дающими наибольшее чувство вовлеченности в процесс просмотра. Драма о человеке, чьи мечты о спокойной семейной жизни, разбиваются вдребезги о понятия долга и чести, культивирование которых возведено в ранг абсолюта. Идея о приоритете жизни над заученными догмами рождает кульминационную мысль Сэйбэя Игути: «Чтобы победить, я должен быть в совершенно дикой ярости и с глубоким презрением относиться к собственной смерти, а я к этому не готов», где катарсис видится в проблесках свинцовых туч, из-за которых пробиваются бесконечные лучи солнечного света.

    Целиком и полностью японская философская картина, нарративом опровергающая суть своего названия, которая, априори, отвечает на вопрос человечества в лице индивидуума: «Быть или не быть?». Тот самый случай, когда из двух зол выбирают большее.

    23 августа 2015 | 23:43

    Сразу скажу, что я обожаю Хироюки Санада и, когда мне посоветовали посмотреть этот фильм, я очень удивился, что главную роль играет именно он. А теперь по делу. Вообще японский кинематограф, как и китайский, корейский, индийский, удивительная вещь. Именно они умеют как никто снимать картины качества ниже среднего и раз в 1-2 года выстреливать чем-то потрясающим и великолепным. Этим самым потрясающим и великолепным и стал для Японии в 2002 году «Сумрачный самурай».

    В фильме нам показана история самурая самого низкого ранга Сэйбэя Игути, живущего с маленькими дочерьми, дряхлой старушкой матерью и жалованьем 50 коку риса в год, что является очень и очень низким достатком. В один прекрасный день, Игути во время поединка, в который вляпался можно сказать случайно, одолевает палкой засранца с мечом. Молва разносится быстро и Сэйбэя заставляют убить начальника стражи, отказавшегося от самоубийства во время внутриклановой междоусобицы.

    Конечно такое описание сюжета может составить впечатление того, что Сэйбэй этакий мультяшный самурай, раскидывающий врагов налево и направо, дабы добраться до своей цели. Нет. Сэйбэй скромный, вежливый, любящий отец и, до смерти жены, заботливый муж. Сюжет очень плавный и спокойный. Большую часть фильма нам показывается по сути жизнь самурая, его повседневность. Как он работает, идет домой, занимается ремеслом и иногда встречается с людьми, которые как раз таки и дают ход сюжетной линии. И это то и есть то, что так мне понравилось. Картина просто пропитана этим азиатским спокойствием и одухотворённостью.

    Жанр же самого фильма определить сложно. Тут есть практически всё. Драма, мелодрама, лёгкий экшн, ломтик жизни, политика и маленькая щепотка традиционной комедии. А на выходе всё это формируется в прекрасный фильм с оценкой

    8 из 10

    21 июня 2016 | 23:28

    О самураях снято, казалось бы, абсолютно всё. Как 50 лет назад, так и сейчас, в Японии, это культовая тема кинематографа. Будь то боевик, драма или даже комедия, практически везде вы можете встретить горделивого японца с катаной за поясом, чинно и уверенно идущего по дорогам страны восходящего солнца. Но японский режиссёр-долгожитель Ёдзи Ямада (первый фильм он снял в 1941 году), как могущественный волшебник в век высоких технологий, сдёрнув коммерческий занавес, показал нам самурайскую Японию немного иной. Близкой и понятной, несмотря на другие традиции и обычаи.

    Сэйбэй Игучи, самурай низшего сословия, один из многотысячной серой толпы, один из тех, кто без укора на судьбу существовал, трудился. И не отчаивался, потеряв жену и всё глубже утопая в долгах…. Тяготы как из рога изобилия падают на его плечи.

    «…У отца на руках были две дочки и больная мать. Так что он не мог позволить себе выпивать вместе с товарищами. Каждый вечер в сумерках ему приходилось спешить домой. Рассказывали, что товарищи дали ему жестокое прозвище — Сумрачный самурай
    Ито Игучи, старшая дочь.

    Медленно и очень осторожно, действие фильма заставляет вжиться в горькую судьбу самурая, контрастно показывая то худшее, что могло случиться с ним и его семьёй, если бы не усердие Сэйбэя. В устье грязной, по-весеннему активной реки вылавливают уже иссохших от голода крестьян. Многие из них совсем ещё дети. Красным по белому вырисовывается боязнь за своих двух дочерей, то единственное сокровище, что осталось у слабеющего духом самурая…

    «Когда я смотрю, как растут мои дочери, я словно смотрю на зреющие колосья…»
    Сэйбэй Игучи.

    В жизни любого человека есть незыблемые вещи. То, ради чего каждый готов переступить любую черту. Меч самурая — это венец его силы и благородства, незыблемый атрибут, вечная традиция. Но для Игучи деньги за меч — возможность прокормить детей и похоронить жену.

    Самурай — человек долга и кодекса. В большинстве фильмов он не является зрителю хорошим мужем и отцом, оставляя семью в самом дальнем уголке своей судьбы, зажатым кровавыми подвигами и защитой собственного достоинства. «Сумеречный самурай» уступает дорогу общепринятым европейским канонам, несмотря на свою японскую родословную. Здесь нашлось место и двум замечательным дочкам, которых преданный отец лелеет не по-мужски нежной и заботливой любовью, и женщине, чувства к которой трогательны и по-японски тонки.

    Как вы можете понять, в фильме постепенно стираются некоторые грани национальности, а главный герой, преступая основные каноны общественного уклада самурая, действует по зову души и сердца, внося свежую волну осмысления японского кино и культуры.

    Но кульминация «Сумрачного самурая» всё равно есть не что иное, как настоящая восточная драма, когда в глазах мужчины горит кровь, мышцы напряжены и сосредоточены, когда события развиваются с суровым драматизмом, а на кону судьба отца, детей и возлюбленной.

    У Ёдзи Ямада получилось идеальное кино. Драма, полюбившаяся и востоку и западу, стержнем которой стал японский «Печорин» — противоречивая внутри общества личность, но очень обаятельная и справедливая.

    Франсуа Трюффо однажды сказал: «…при условии, что у медали есть оборотная сторона, тебя будут изучать, анализировать, объяснять, судить, критиковать, опровергать.» «Сумрачный самурай» не нуждается не в анализах, не в споре, он просто течёт, как кристально чистая горная река и вливается в душу к зрителю, иногда заставляя её похолодеть, иногда согреться, а иногда словно застыть в один миг, наслаждаясь каким-то особенным моментом.

    8 апреля 2009 | 14:22

    Один из немногих фильмов, показывающих самураев небесстрашными рубаками, а настоящими людьми чести, способными быть мужественными не только на поле брани, но и в обычной жизни, фильм честный и мудрый, хотя в стремлении показать Японию такой какой она действительно была, а не намалёванной американскими интервентами в безмозглых боевиках. Самое главное в фильме — это дух спокойствия и равновесия главного героя, неотступно следующего кодексу бусидо. Чистый дзен.

    12 сентября 2006 | 12:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>