К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм погружает зрителей в удивительный мир шоколада, во все его вкусовые оттенки и прекрасности.

Согласно картине шоколад явился средством, объединившим людей, сделавшим их добрее и улыбчивее, решившим все их проблемы.

Фильм заслуженно номинировался в столь многих мировых кинопремиях.

Мне понравилась легкость картины, стиль ее повествования как какой-то шоколадной сказочной забытой истории, мне понравилась идея фильма о том, что даже небольшой лучик света способен озарить ярким своим сиянием темный людской мир, наполнить его радостью и красками. Отмечу хорошее музыкальное сопровождение картины. Как говорится в фильме, северный ветер занес в этот горный маленький городок двух странниц с удивительными секретами по налаживанию взаимоотношений между людьми.

Героиня Виен Роше в исполнении Жюльет Бинош явилась олицетворением чистоты, внутреннего душевного сияния и притягательности.

Мэр города Комте Де Рено в исполнении Альфреда Молины явился олицетворением глубокого консерватизма, морализма, человеком, не приемлющим никаких новых веяний, даже если они идут во благо городу и его жителям. Он всё и всех контролирует, все должны жить по его правилам. Назову его олицетворением темной стороны человеческой души, скрывающейся под светлой маской.

«Цыган» (выражусь таким точным словом) Ру в исполнении еще малоизвестного тогда Джонни Деппа также явился олицетворением чего-то инородного, чуждого для этого покрытого плесенью городка. Спустя всего несколько лет этот «цыган» на корабле «Черная жемчужина» покорит весь мир и создаст новую Вселенную Уолта Диснея.

9 из 10

14 мая 2016 | 06:56
  • тип рецензии:

В послужном списке мастера кинематографа Лассе Халльстрёма бесспорно имеются крайне примечательные да значимые картины, такие как 'Хатико', 'Что гложет Гилберта Грейпа?' и так далее. Но именно 'Шоколад' выделяется среди них лишь одной своей запоминающейся, лучше даже сказать, аппетитной деталью. Это кино, в прямом смысле, - просто испытание для желудка и бесконечное наслаждение для глаз. И да, я помню о 'Пряностях и страстях', но отчего-то при виде столь красочно поданных какао-продуктов у меня сводило живот куда больше, нежели чем в фильме с непревзойденной Хелен Миррен.

Ну да всё-таки следует сказать о другом, ибо не на одних лишь 'вкусных' кадрах построен этот фильм.

В первую очередь, это - сентенциозное произведение, воодушевляющее на саморазвитие и гуманизм по отношению к близким. 'Шоколад' мотивирует меняться, мотивирует не поддаваться образу консервативных мыслей, пытаться идти вперёд и не сдаваться, будучи притом одинаково доброжелательным ко всем, то есть данный фильм никак не строит некие границы между людьми, наоборот провозглашая каждого человека, в первую очередь, как личность. И это прекрасно.

Некоторые могут узреть не то что в самом фильме, в самой сценарной задумке даже нотки омерзения к церкви, однако я считаю, что это крайне не верно: сама лента нравоучительно напоминает нам, что вера должна быть искренней, а добродетель измеряться не в собственных лишениях да непринятии иного мировоззрения, а в человечных поступках, в добродетели и помощи. Истинно святое дело - дело идущее от души и сердца, а не то, что направлено лишь на приструнивание чьей-то деятельности, мнения об окружающем мире или собственного поведения. Посему, по-моему, сей фильм наоборот, преподносит церковь как нечто, что является неотъемлемой частью жизни верующих людей, но что обязательно должно выражать лишь свои догматические идеи, пережившие уже долгие века на скрижалях, но отчего-то часто забываемые собственными служителями.

Я не могу и не хочу говорить хоть что-либо плохое о данной киноленте, хоть да, и признаю, что некоторые моменты в ней слишком утрированы, логические не состыковки нет-нет да просят объяснения, а сочетание реалистического фэнтези с беспросветным реализмом смотрится изредка глупым и несуразным - но это детали, на которые в общей картине почти не обращаешь внимания, ибо всё то же сочетание реального мира да некоего волшебства во многом выполнено отлично, почему создаётся некая ламповая, собственная атмосфера фильма, в который непринуждённо веришь. На сей антураж, к слову, работает всё, начиная от самой задумки истории, что была взята из одноименного романа Джоанн Харрис, да заканчивая локациями действа, музыкой и героями - то есть подачей.

Живописные пейзажи небольшой деревеньки во Франции, что расположена на холмах безграничных прерий у берега реки, 'застревают' в головах зрителей, вместе с незабываемыми мелодиями Рэйчел Портман всплывая в сознании уютным воспоминанием, в котором, лично у меня, отчего-то обязательно картиной курируют операторские планы Роджера Прэтта, которыми явно вдохновлялся при создании нетленного 'Гарри Поттера и философского камня' Джон Сил, ещё до того, к слову, как эпопею о мальчике-волшебнике пришёл снимать сам Прэтт.

Однако главенствующую позицию занимают, ясное дело, персонажи. Кино апеллирует прекрасным кастом актёров, среди которых столь значимые имена, как Жюльет Бинош (Виенн), Джуди Денч (Арманда), Альфред Молина (Граф де Рейно) - все они играют и создают прекрасные, запоминающиеся образы, среди которых, всё-таки, более иных выделяются Джонни Депп (Ру), который в этом фильме стал пиратом ещё до того, как стал Джеком Воробьем, да Лена Олин (Джозефина). Героиня Олин вовсе, по-моему, отражает собой ту главенствующую идею фильма, притом благодаря стараниям актрисы, показывающей здесь однозначное мастерство, делает она это столь обворожительно и воодушевленно, что создаётся впечатления, будто в фильме просто-напросто создатели сумели качественно преобразовать в немного ином виденье историю 'Гадкого утёнка' - в общем, именно от Джозефины, что сперва была непередаваемо подозрительна, а после стала обворожительной и прекрасной женщиной, я остался в непередаваемом восторге.

Собственно, довольным я остался в целом от всего фильма - это 'вкусная', запоминающаяся, красивая и морально наполненная однозначными людскими смыслами картина, к которой мне ещё явно не раз захочется вернуться, несмотря на мелкие неурядицы и логические оплошности, которые просто, повторюсь, теряются на фоне всей работы Лассе Халльстрёма.

P.S. Спасибо за внимание.

08 апреля 2016 | 23:35
  • тип рецензии:

Он должен быть страстным, как перец чили, непредсказуемым, как рисовый шарик или кусочек кураги, таинственным, как вожделенный аромат ванили, лёгким, как карамельная начинка, приносящим сладостные ноты горчинки, и, возможно, даже греховным, как вишня в ликёре. И только смешав это всё, вы получите фильм, фильм-откровение, откровение о шоколаде!

И ведь действительно, этот фильм стал откровением. Он смешал именитых актёров, прекрасную музыку, гениального режиссёра и потрясающую книгу-историю. Просматривая, и пересматривая его не раз, начинаешь чувствовать аромат шоколада, ауру 50-х годов прошлого века, слышать гул маленьких улиц и видеть большие, стеклянные, манящие к себе окна-витрины старых магазинчиков.

Маленький городок, в котором уже долгое время правит всего одно правило – tranquille (тишина и спокойствие). Но весь этот порядок городка, нарушает, подувший с севера, лёгкий и озорной ветер перемен. И вот в городке появляются две весьма странных особы в ярко алых плащах – Виенн и её шестилетняя дочь Анук, приходят в маленький городок в самый разгар бури. Местные жители, которые тут же не восприняли нежданных гостей, ещё не знают, что и сколько нового, свежего, весёлого и необычного скоро ворвётся в их уже давно скучную и обыденную жизнь!

Среди всего многообразия фильмов, немногие из них остаются в нашей памяти надолго, ещё меньшее количество способно подтолкнуть нас на какие-либо действия. Но именно этот фильм из числа тех самых шедевров, которых так не много.

Естественно, как только на афишах прочитаешь название, ожидаешь увидеть в фильме тысячи шоколадок, и конфет в самых разных свёртках из фольги. Но это лишь одна сотая того, что действительно видишь. Ведь в этом фильме шоколад – это ещё один главный персонаж. А его подача на экране восхищает очи даже самых избалованных гурманов и критиков. Чёрные, глянцевые, словно лакированные плитки, маленькие треугольнечки, таящие в себе пикантность перца чили, золочёные коробочки с таинственными тёмными драже внутри, рассыпчатая шоколадная пудра на пирогах и тортах и даже густой шоколадный соус для зажаренной курочки. Оператор словно издевается этими красивыми картинками над людьми, следящими за своими фигурами и подсчитывающими каждую калорию в съеденном.

Музыка, пронизывающая этот фильм, словно драгоценная золотая нить, манит и уносит разум куда-то за грань. Загадочная, таинственная и манящая мелодия французского импрессиониста Эрика Сати во время рассказа о предках главных героев, страстная и пламенная мелодия романса «Очи чёрные» во время пиршества в пост. Если сравнивать эту музыку с чем-то из области кондитерства и шоколада, то, наверное, я бы отдал ей роль ликёра в конфетах «Вишня в шоколаде». Этот ликёр здесь может и не самый главный ингредиент, но без него эти конфеты пусты!

И наконец, актёры! Настоящим гранатом (просто для меня, это самый красивый драгоценный камень!) этого фильма стала милая и обворожительная француженка Жюльет Бинош. Глубокие карие глаза, густые тёмные, с оттенком молочного шоколада волосы. Лучшей актрисы для исполнения роли женщины, дарящей людям фееричный продукт, не найти! Самое странное, пожалуй то, что за эту роль она не получила ни одной международной награды. Но знаете, ни одна награда не сравнится с любовью миллионов зрителей увидевших этот фильм. И я с нетерпением жду, когда увижу её в другом, новом фильме! Второе открытие, которое подарил этот фильм – Джонни Депп. Конечно, этого актёра и так знают многие, но этот фильм многое потерял бы, если бы странствующего рыцаря, пирата, в общем, героя женских грёз сыграл кто-то другой. Альфред Молина воплотил на экране образ деспотичного аристократа, графа подающего пример, как правильно (ну, во всяком случае, по его мнению) жить, настоящего скрягу, зануду и сноба. Признаю, ему это удалось на все 100 процентов! И, конечно же, Джуди Денч. Эта актриса настолько ловко перевоплощалась во множество образов, но образ старухи потерявшей веру в жизнь и добро, на помощь к которой приходит озорная шоколадница, ей удался, наверное, лучше всех остальных!

Я благодарен этому фильму, ворвавшемуся в мою жизнь, как лёгкий северный ветер перемен. Я благодарен тем истинам, которым он меня научил. Я благодарен тем гениальным фразам, которые почерпнул из этого фильма. Спасибо!

Счастье.
Простое, как бокал шоколада,
или мудрёное, как сердце.
Горькое. Сладкое. Живое.

Джоан Харрис


10 из 10

02 апреля 2016 | 18:43
  • тип рецензии:

В каждом взрослом человеке живет маленький сладкоежка. Особенно же наше пристрастие велико в моменты трудностей. Стоит лишь небольшим сложностям появится на горизонте, мы становимся слабыми и уязвимыми. Мы легко поддаемся соблазну, пробуем сначала совсем чуть-чуть редкого необычного лакомства, потом еще немного и… вот мы уже на крючке! Такая основа дела у женственной, обворожительной и удивительно стойкой героини Виенн. Она самостоятельная, трудолюбивая, яркая женщина, и в ней живет талантливый психолог - ей не просто под силу открыть свой магазинчик, своими руками создать чистоту, красоту и вкусности, она желает уделить внимание каждому из своих посетителей, понять многогранность человека и помочь в решении проблем. Есть у нее и свои маленькие женские хитрости – она любит угадывать сладкие желания, подбирая по вкусу особенное лакомство. Знает Виенн и все необыкновенные рецепты своих сладостей, готовить она мастерица. При этом все это делает с легкость - искренне и от души. Я верю, такая маленькая фея живет в каждой женщине, раскрываясь в той или иной степени в зависимости от окружения. Мужчинам в этом случае остается лишь выбирать, поддаваться нашим чарам или нет. Конечно же лучше поддаваться, ведь если вы захотите устоять, мы наверняка пустим в ход свои самые изысканные методы и тем желаннее будет наша ловкая победа. Так и произошло с одним из героев.

Виенн выгодно отличается от большинства жителей городка, не боится выделяться среди их серой массы. Неординарность ее деятельности, взглядов и убеждений в ее деле лишь играет ей на руку, но однажды случается так, что ее мнение будет противопоставлено мнению окружающих. В случае, когда городок объявляет появившихся кочевых людей вне закона, Виенн неожиданно встречает среди них родственную душу и несмотря всеобщее осуждение сближается с ним. Он свободен, словно ветер, возможно она видит в нем какие-то черты себя… Любопытно почитать моменты их переживаний в одноименной книге!

От чего же бежит наша дивная бунтарка? Переезжая из города в город, с завидной регулярностью собирая чемоданы, и меняя круг знакомых, называя недостаточно веские причины для маленькой дочери, мне думается бежит Виенн от самой себя, ловко избегая слишком близкого сближения с людьми. Разумеется, в этой картине не все так безоблачно, и тут не обошлось без отрицательных персонажей, без их злодеяний, попыток вернуть жизнь городка в прежнее благочестивое русло и избавится от приезжей искусительницы, разлагающей общество. О, это особо колоритный персонаж! Жгучая смесь гордости, высокомерия, власти и заблуждения в собственных предрассудках. Разумеется, шансы злодея на успех ничтожны, и сам он, не устояв перед огромным искушением, падает к ногам Виенн.

Атмосфера старинного европейского городка, красивые кадры приготавливаемых вручную шоколадных сладостей, и удивительное настроение сказочного волшебства, которое буквально витает в воздухе делает картину поистине уникальной и незабываемой. Такие фильмы как любимое лакомство хочется пробовать снова и снова, открывая для себя новые грани вкуса!

10 из 10

22 февраля 2016 | 15:54
  • тип рецензии:

'Пролог'.

Если Вы думаете, что сюжет фильма 'Шоколад' будет крутится вокруг всеми любимого и звездного Джонни Деппа, то Вы глубоко заблуждаетесь. Этот поистине добрый и сладкий фильм не о нем. Да и вообще, его здесь не так много, как может показаться по картинке постера.

Рецензируемый фильм, главным образом, посвящен вечным человеческим ценностям, таким, как: взаимопонимание и любовь (не только к противоположному полу, но и к ближнему). Которые вопреки математической логике, утверждающей что параллельные прямые не пересекаются, в нашем случае, как раз наоборот - существуют неразрывно, более того, воедино.

'Экспозиция'.

Сюжет фильма разворачивается в одном из французских городков, таком себе, островке моральности в океане греховности, во втором послевоенном десятилетии. Его жители с виду порядные и воцерковленные особы (со скелетами в шкафу, как выясняется по ходу), живут ни чем ни приметной жизнью, под надзором строгого, но в душе несчастного мэра — графа де Рейно (Альфред Молина). Который, среди прочего, де-факто перебрал на себя функции еще и настоятеля местной католической общины, ввиду инфантильности молодого священника.

Неизвестно, насколько долго оставался бы такой авторитарный и пуританский порядок в городе, если бы одного пасмурного дня, в его стены не забрела очаровательная женщина-кондитер (Жюльет Бинош), со своей маленькой дочерью. С этого момента и начинается самое интересное: антагонистическая борьба между ортодоксальными католическими принципами и здравым смыслом. Но не стоит не в коем случае упрощать проблему, и думать что режиссер намеревается противопоставить веру, как такую, светской жизни, с ее похотями и слабостями. Нет, не о том идет речь. Через это идейное соперничество, авторы картины, раскрывают иную проблему, а именно вопрос о принятии и понимании позиции ближнего, в не зависимости на какой идеологической платформе тот стоит.

'Эпилог'.

'Любой запрет порождает желания'. Именно этой, а никакой другой аксиомой, как по мне, должна оканчиваться рецензия к фильму 'Шоколад'. Она говорит краше тысячи слов, и красноречиво выражает суть картины.

Спасибо за внимание, однозначно рекомендую.

14 февраля 2016 | 23:33
  • тип рецензии:

Долго подходила к написанию этой рецензии, очень непросто подобрать слова чтобы выразить свои впечатления от такого прекрасного и любимого фильма. Фильм - настоящий соблазн и искушение, но соблазн добрый и невинный (бывает и такой!) Фильм - волшебный, романтичный, сказочный, да просто прекрасный! Фильм - красота, как она есть. Фильм совершенный, и фильм особенный.

О режиссере Лассе Хальстреме. Собственно, я видела только три его работы, одна из которых мне не очень понравилась ('Казанова'), зато две другие понравились безумно ('Шоколад' и 'Что гложет Гилберта Грейпа'). Слишком мало, чтобы назвать его любимым режиссером. Слишком мало, чтобы объективно судить о его творчестве. Все фильмы Хальстрема непохожи друг на друга: одни атмосферные, сказочные и легкие, другие, наоборот, реалистичные и драматичные. Но все его фильмы несут в себе заряд света, доброты и надежды на лучшее. Это непростые, порой грустные, но добрые истории, которые проникнут вам в душу, и которые вы, скорее всего, всем сердцем полюбите.

Пара слов об атмосфере и ощущениях, подаренных фильмом. Фильм очень душевный и согревающий, по настоящему чарующий. Атмосфера создана из мощеных улочек и архитектуры старинного городка, стильного внешнего вида его обитателей, завораживающей музыки, прекрасных пейзажей, обезоруживающих улыбок Вианн, Ру, и Жозефины, и, конечно, из шоколада, который начинаешь воспринимать действительно как нечто особенное и чудесное, способное делать людей добрее и счастливее.

О книге и экранизации. Книга была прочитана давно, впечатления остались самые положительные. В фильме саму историю сильно изменили, это и близко не дословная экранизация, почти все персонажи получились совсем другими, но в данном случае это совсем не плохо. По правде говоря, я допускаю, что книга глубже и содержательнее фильма, но мне лично фильм пришелся по душе намного больше. История в фильме не столь мистическая, но более добрая и жизнеутверждающая.

Наконец, самое интересное - действующие лица. Вианн - Жюльетт Бинош, покоряет своим обаянием с первых же минут, добрая, улыбчивая и открытая, но вместе с тем немного загадочная. Неслучайно Вианн умеет найти подход к каждому, а также угадать, какой шоколад кому по вкусу (за маленьким исключением, об этом позже.) Получился образ настоящей доброй колдуньи и просто хорошей женщины. Одна из лучших ролей Жюльетт Бинош.

Интересный персонаж граф Рено - Альфред Молина. Главный противник Вианн, воплощение консервативности и стремления держать все под контролем. В чем-то он остался маленьким мальчиком, который стремится быть хорошим, как его учили. И требует того же от окружающих. В то же время не все его поступки красивы, а главное, в нем отсутствует толерантность и способность к компромиссу. Но, поскольку он - ребенок в душе, его оказалось возможно перевоспитать в лучшую сторону.

Священник - совсем еще мальчик, очень забавный персонаж. Что примечательно, в книге именно священник был противником Вианн, а в фильме его превратили в графа, священник здесь лишь орудие в руках графа, существо безобидное и симпатичное.

Жозефина - в начале фильма - нелюдимая забитая женщина маргинального вида. После того как Вианн, не без труда, становится ее другом, Жозефина буквально расцветает - в ней появляется женственность, достоинство, жизнерадостность.

Арманда - для меня это очень необычный образ Джуди Денч, и мне она гораздо симпатичнее, чем босс Джеймса Бонда. Пожилая бунтарка, живущая по своим правилам. Пожалуй, единственный персонаж, который оказался таким же, как в книге.

Анук - ребенок живой и настоящий, с капризами, воображаемыми друзьями, но в целом добрый и человечный. Люк - ребенок немного идеализированный в своей послушности, тоже добрый и человечный, но забитый и скрытный.

Каролина - любит сына и мать, но не понимает их. Думает, что действует для их блага, а на самом деле только создает им помехи. Как и граф, консервативна, нетолерантна и стремится взять все под контроль. Тем не менее, и она меняется к лучшему.

И наконец, Ру. Ру, которого не так много, но который здесь просто необходим, именно он вносит ту необходимую искорку, что превращает очень хороший фильм в шедевр. Когда мне предоставляется повод вспомнить фильмографию Джонни Деппа, я обычно напрочь забываю о его роли в 'Шоколаде', что с моей стороны просто преступление. Да, это не самая гениальная и знаковая его роль, но чертовски хорошая! Обаяние, красота, добродушие - ничего лишнего, и все в точку! И мне нравится то, что здесь он позволяет Жюльетт Бинош переиграть себя, не выходит на первый план. Сам персонаж очень отличается от Ру из книги: тот был довольно агрессивным, 'кусачим', в фильме Ру получился 'белый и пушистый', само очарование. Впрочем, в контексте фильма это как раз и нужно.

И, конечно, отдельное восхищение вызывает любовная линия, которую разыгрывают Джонни и Жюльетт. С одной стороны она мягкая и ненавязчивая, с другой стороны страстная и убедительная. В ней есть какая-то особая красота, и в ней есть огонек, наделяющий сюжет дополнительной остротой, позволяющий избежать приторности. И, да, Вианн не сразу удается угадать, что больше всего нравится Ру!

Ну, и под занавес пару слов о том, что с моей точки зрения здесь лишь средство и повод, а не цель и смысл, но все же важная составляющая этой истории. О шоколаде. Шоколад здесь настоящее произведение искусства, что и говорить! Сцены, где Вианн создает свои творения, просто завораживают. Кажется, что действительно ощущаешь его аромат, чувствуешь вкус и это божественно!(При всем уважении к тому большинству, что не представляет просмотр этого фильма без шоколадки, лично для меня этот фильм не из той категории, под которые допустимо жевать.)Шоколад здесь - не просто привычная сладость, а что-то особенное, утонченное, способное менять судьбы людей к лучшему.

Фильм - действительно прекрасен!

10 из 10

12 февраля 2016 | 01:35
  • тип рецензии:

Соблазнительный запах кофе и плитки черного шоколада с орешками. Для многих людей эти слова значат больше, чем просто перечень продуктов. Красноречивые актеры рекламы за долгое время привили нам заочное восхищение атмосферой французского утра, даже без надобности выходить из дому. Вот и картина шведа Лассе Халльстрема делает то, за чем мы чаще всего и обращаемся к миру кино – уводит от повседневности и ведет за руку в пускай и выдуманную, но красивую и ароматную историю.

С первых же сцен обращаешь внимание на главное достоинство фильма – его атмосферу. Маленькое поселение просто очаровывает с первых же сцен. Вековая архитектура с черепичными крышами приятно ржавого цвета. Тесные улочки, вымощенные брусчаткой. Маленькая центральная площадь перед мэрией и церковью с изваянием предка местной аристократии. Потрясающий вид с холма на расположившуюся внизу долину с одной стороны и реку с другой. Закрытое консервативное сообщество нескольких сот жителей, еще и образца 1959 г. О таких местах говорят, что время здесь застыло и лично я прямо прильнул к экрану во время первого знакомства с «Шоколадом». Можно пойти дальше и сказать, что у истории, которая является экранизацией романа, действительно неторопливая книжная атмосфера.

Главная героиня фильма - как это обычно подчеркивают, мать-одиночка. Вместе с северными ветрами и дочерью она приходит в этот городок и открывает шоколадницу. Ожесточенность консервативных нравов, во многом в лице местного аристократа и мэра Рейно, вызывают у зрителя недоумение. Тот случай, когда очень быстро располагаешься симпатией к действующему лицу и желаешь ей не опускать руки. Героиня Жюльет Бинош и не собирается бежать с поджатым хвостом. Понемногу она собирает вокруг себя круг небезразличных к шоколаднице и к ее компании лиц. Пока мэр бегает от дома к дому со сплетнями, его город день за днем оживает, переставая довольствоваться привычной серостью и негласным правилом не выделяться.

Два часа фильма, за исключением всего нескольких грустных ремарок, проходит в приподнятом духе и атмосфере какого-то домашнего уюта. К слову сама стилистика реалистичного фэнтези напоминает работы Тима Бертона, о чем вспоминаешь при появлении в истории героя Джонни Деппа. К удивлению многих, это не главный мужской персонаж фильма, как по количеству экранного времени, так и влиянию на историю. Конечно, сказочный образ представителя речного народа, который воспитан, начитан, галантен и красив. Отдельно хочется отметить игру Джуди Денч в образе старой ворчливой хозяйки помещения. Ее отношения с дочерью и внуком наводят мягкую грусть.

8 из 10

11 февраля 2016 | 22:36
  • тип рецензии:

Северный ветер заносит в маленький французский городок двух женщин, дочь и внучку христианина и язычницы-индианки; от первого они унаследовали терпимость, неподдельную доброту, неосуждение, трудолюбие, от второй – горячую кровь, неуёмную жажду странствий и рецепты шоколадных лакомств. Город тих, как перед бурей, и буря скоро разразится. Ибо женщина и девочка принесли в закрытый мирок новую религию, и имя ей – шоколад. Старое, за исключением особо упорного защитника, будет вяло сопротивляться, но сдастся аккурат к Пасхе, особо упорный посрамит сам себя так, что сценариста и режиссёра захочется пристыдить за такое обнажение чужого срама, а героиня встретит родственную душу и успокоит свою.

Не нужно пытаться выяснять, что лучше – книга или фильм. Это не совершенно разные вещи – они лишь выполнены не в одном ключе. Искажение образов и фактов – лишь формальность. Остается главное сходство – борьба, главное различие – жёсткость каркаса.

Конечно, под борьбой не подразумевается противоборство хозяина и пришелицы. Это даже не борьба традиции и новизны, неоригинально напрямую связанной со свежим (северным) ветром. Это и не борьба чопорной зашоренности (называемой добрым словом «покой») с хлещущей наотмашь радостью. И это даже-даже не борьба христианства с язычеством; по сути, это борьба двух видов добродетели. Добродетели, связанной с верой и религией – и добродетели, рожденной вне веры, мирской, гуманистической. Вряд ли тут нужно искать какой-либо заговор. Гуманизм развивался столь естественно, так льстиво пел на ухо, что мир сдался ему практически без боя. И две вещи смешались в сознании и переплелись: любовь к человеку, та, что выше закона, и угождение человеку. Разница порой малозаметна, и манипулятивное жонглирование чужими словами сбивает с толку.

Как ни в чем другом, переплетение до путаницы сказалось в выборе времени событий. Две странницы, взрослая и юная, прибывают на новое место кулинарно-общественной деятельности в канун Великого поста, и город встречает их хмуро. Весь город, включая памятник предку графа Рейно, изгнавшему когда-то гугенотов, неприветлив, скорбен и зажат. Все естественные желания подавлены: намек на то, что пост, в сущности, в городе никогда не кончается. Смиренная паства выглядит не лучше, чем женщина, подвергающаяся регулярно самым извращенным способам домашнего насилия: имеет сотню своевольных порывов, но низводит их до робкого бунта. Джозефина подворовывает; придавленный диктатом матери, талантливый мальчик-художник выплёскивает тайное желание прибить родительницу на бумагу в виде богаторазнообразных сцен смертей и казней; а сама мать тиранит всех, включая себя, за тайную страсть к «шефу» – графу Рейно, по-дурацки верному бросившей его супруге. Граф же, рожденный жизнелюбивым толстяком, желающим есть и любить, тиранит весь город, чтобы не обидно было подчинять условностям одного себя. Не знающие, что бы такое придумать, просто молча страдают. Явление странниц не просто распахивает врата храма (приглашая всех на выход из «темницы»), но и перечёркивает черноту постных одеяний яркой красной линией. Пришелицы вносят в город радость, вкус и – честность: Виенн не умеет притворяться, не терпит ханжества. Её просят по-доброму не начинать кормить всех шоколадом в пост, но разве, положа руку на сердце, добро терпит отлагательств? Если неверующая старушка желает умереть без Бога, но в радости и веселье, пожалуй, действительно нельзя ей отказывать в этом. Если женщина трагически неудовлетворена, нужно дать ее мужу афродизиак, пусть и именно в те дни, когда положено отказаться от мирских радостей и побыть в тишине. Если бабушка не может видеть внука, нужно свести этих двоих, пусть даже ценой непослушания. Если два старых человека не могут соединиться, надо их соединить. Горе в том, что фильм противопоставляет брызжущее своеволие радости тому скупому и прекрасному, что совершалось бы в душе каждого… Если бы было искренним.

Потому, как ни странно, любой верующий скажет, что явление Виенн народу было попущено Богом, и попущено для обличения и блага. Фильму, на самом деле, нужно было бы сказать спасибо. Ибо в книге, по-настоящему талантливой, конфликт между женщиной и Церковью был страшнее; фильм его смягчил до невозможности. Юный мальчик-священник, ещё не ушедший далеко от дворового детства, повторяющий за «старшим товарищем», как попугай, «нужные слова», вызывает умиление своей старательностью. Да и граф оказывается не воплощением «черного человека», убивающего всякую радость, а большим упрямым ребёнком. Неожиданная теплота образа сообщает характеру другое направление: наивно, ложно, он работает над собой, держит линию, хочет верить, жить так, как учит; не веруя глубоко, он верит в то, что за верой правда. Такой вере нужны потрясения и проверки, но не нужно окунать её мордой в шоколад. Каждый ли подумает об этом?

Больше того: христианские ценности фильмом отнюдь не упраздняются и не отменяются. Тем обиднее, ибо люди, далёкие не то что от воцерковления, но и от веры, вряд ли сделают такой вывод. Для рядового гуманиста яснее ясного одно: всему враг этот Великий пост, бессмысленный и беспощадный. Совершенно ни к чему уважать устав того монастыря, куда приходишь, нужно, позиционируя свою нитаковость и называя жителей под гребенку узколобыми провинциалами (с) Ру, герой Джонни Деппа, объявить именно свою кипящую через край радость правдой в последней инстанции и заставить этот мир прогнуться под тебя. Вряд ли просочится мысль о том, что противостоять мирским соблазнам действительно нужно. Вряд ли подумается, что в фильме невольно, вскользь на стороне «зла» оказываются такие добродетели, как дисциплина, самоконтроль, следование своим принципам, семейные ценности и ценность брака как института, домоседство, сдержанность в проявлении чувств и вдовья верность, боль за жизнь и душу родного человека и желание спасения каждой души. Искажённые по недоразумению, они выглядят ложноватыми изначально. Ибо вся заваруха названа «священной войной между моралью и шоколадницей», и мораль тут низведена до пугала. Побеждает в конце концов мораль, но победительницей становится прекрасная аморальность. Таким образом, душистый, свежий, живой и объемный фильм по сути играет на руку «нашим и вашим», не удовлетворяя ни одну сторону.

Самое же неприятное в этой борьбе – использование химического оружия. Тут другой стороне явно было нечего противопоставить. Просто добро сопровождалось прикармливанием, причём зельем с начинкой, провоцирующей на блуд. Где мы отыщем правду? Где нам искать её, вопрошает молча город в начале фильма. Фильм сам же собственную правду губит, сводя её к этим дивным шоколадным кусочкам и каплям. А Демон брезгливо морщится: «А стоили ль трудов моих одни глупцы и лицемеры?» Право же, хорошая, мощная война была бы гораздо интереснее. И шоколад был достоин гораздо лучшего применения.

26 января 2016 | 21:02
  • тип рецензии:

Я не читала книгу, которая послужила отправной точкой для этого фильма, поэтому сравнений в стиле 'лучше/хуже' не будет. Однако что я могу сказать точно и сразу - когда-нибудь я ее найду и прочитаю. Обязательно. Просто потому что не верю, что книга, по которой был снят настолько обволакивающий фильм, может быть плохой.

Действительно, эффект, оказываемый 'Шоколадом', не сравним ни с чем. Полностью оправдывая свое название, он оставляет после себя терпкое послевкусие - сидишь и смакуешь. Потому что шоколад-то не 'Алёнка' там какая-нибудь; нет, шоколад дорогой, горький, с перцем, с миндалем, с морской солью. Хотя, признаться, именно само название - 'Шо-ко-лад' - послужило для меня причиной того, что я так долго подбиралась к просмотру этого шедевра, уж не побоюсь этого слова. Думала, нечто пошленькое, сладенькое, с Джонни Деппом смазливеньким. Как же хорошо, что ошибалась!

На удивление, сладким здесь не пахнет. Сюжет основан исключительно на человечности - насколько каждый из героев может ее себе позволить. Полюбить ближнего своего, рассмотреть в каждом его страхи и желания, дать им то необходимое, что-то жизненно важное, отчего на лице расцветет улыбка и потеплеет взгляд. Как странно и противоречиво - налетел холодный, северный ветер, но принес в этот маленький город столько тепла...

Очень органично вписаны персонажи, все без исключения, и актеры подобраны просто замечательно. Наблюдать за каждым из них отдельно - особое удовольствие, так как практически в каждом заложено столько граней и противоречий, что это вызывает тихий восторг. Особенно персонаж Альфреда Молины - ну просто песня. Так долго и упорно сопротивляться собственной человечности, способности наслаждаться каждой мелочью жизни - а ведь это вовсе не потакание слабостям, как могло бы показаться на первый взгляд, а всего лишь открытость миру - чтобы в конце концов пасть жертвой настоящего. Вообще наиболее сильное впечатление произвел почему-то именно он, а вовсе не Виенн. Наверное, потому, что в нем наиболее полно раскрылась самая человеческая суть. А ведь это, мне кажется, и было главным в этом фильме. Всё остальное - ветер, Виенн, шоколад, церковь эта с ее постулатами - не более чем предлог и антураж. Впрочем, как раз без них ничего бы и не состоялось, и не было бы той особенной атмосферы, благодаря которой этот фильм так точно западает в душу...

04 сентября 2015 | 17:35
  • тип рецензии:

История о небольшом французском городке в середине прошлого века, куда приезжает новая горожанка с дочерью. Она - воплощение дружелюбия и свободы от предрассудков. По началу она вызывает у коренных жителей негативные чувства, так как отчаянно не вписывается в стандартные рамки и борется с любыми стереотипами, но стоит им наведаться в ее шоколадницу - как все постепенно начинает меняться. В чем же секрет ее сладостей, к которым хочется возвращаться снова и снова?

Как и все 'вкусные' истории (наподобие 'Чарли и шоколадной фабрики', фильмов о французской кухне типа 'Шефа' и т.д.) рекомендуется смотреть за хорошим ужином, дабы по-настоящему 'попробовать' историю, которую нам преподносит режиссер. В фильме поднимаются вопросы моральности, религии, взаимоотношений и брака и все это - на фоне различных вкусностей и, конечно же - l'amour.

Мне очень понравилась музыка в фильме, а также природа и красивые пейзажи. Очень хорошая роль Бинош - не зря у фильма столько номинаций. Также приятно видеть Джонни Деппа в разгаре его молодости в любимом образе фанатов - эдаким свободным, манящим разгильдяем. Хотелось бы отдельно сказать, что история мне напомнила сказку о Мэри Поппинс - ведь в центре сюжета свободная, как ветер женщина, удержать которую не в силах ничто. Бинош выступает в роли музы - она бродит по свету, неся секреты своего шоколадного искусства другим людям, осчастливливая их, и уходит, как только подует северный ветер.

Легкая история о приключениях, любви и доброте с приятным сладким послевкусием. Настоятельно рекомендуется вкусовым и киногурманам.

8 из 10

30 августа 2015 | 22:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: