Подростки любят устраивать розыгрыши, подчас жестокие и злые. Вот и ученицы колледжа святой Марии решили разыграть доверчивую и некрасивую Кэти, дочь школьной уборщицы, невесть как попавшую в этот «пансион благородных девиц» из обеспеченных семей. Розыгрыш удался, но Кэти, в ужасе убегая от преследующих и хохочущих над ней одноклассниц, попадает под машину, а затем от тяжелых травм погружается в кому в больнице. Надежды нет, она как овощ. И только душа Кэти мечется в недвижном теле с отчаянным криком: «Я не хочу умирать! Я не должна умирать!» Жажда мщения оказалась сильнее смерти. Страшной будет эта месть. В это же время в колледж приезжает новая ученица, Ева Гордон, опоздавшая к началу учебного года по болезни (небольшое нервное истощение). С этого момента начинается череда ужасных и внезапных смертей всех, кто был причастен к злосчастному розыгрышу. А в больнице во время каждой смерти наблюдают странную и бурную мозговую активность у практически мертвой девушки.
Сама тема издевательств одноклассников над беззащитным «гадким утенком» и последующего беспощадного реванша жертвы в отношении своих обидчиков далеко не нова в кино вообще и в жанре ужасов в частности. «Кэрри» – самый известный фильм об этом, наверное. Достаточно мы знаем и фильмов о мести не только живых, но и мертвецов, призраков, которые наказывают своих обидчиков, используя потусторонние силы и разного рода магические способности, наряду с собственными сверхспособностями. Лучио Фульчи не изобретает ничего нового, но играет в свою игру с уже известными «кубиками–ходами», складывая из них свои картинки и фигуры, не боясь повторов и почти цитат из фильмов того же Дарио Ардженто, но рассказывая похожую историю своим языком, используя свои фирменные приемы и методы, создавая свою собственную, узнаваемую атмосферу страха и тайны.
Как в австралийском хорроре «Патрик», где герой лежит в коме, но может силой своих мыслей и эмоций манипулировать людьми, управлять техникой и двигать предметы, Кэти тоже мстит тем, кто зло посмеялся над ней, кто виноват в том, что фактически она – бездвижная кукла. Но не силой мысли, а силой духа, силой отчаявшейся и ожесточенной души, которая вселяется в хрупкую белокурую красавицу Еву, превращая ее в безжалостную убийцу. Мстительный дух Кэти манипулирует не только разумом Евы, но и разумом других девочек, внушая им ужасные галлюцинации, как зрительные, так и слуховые. И тут Фульчи с удовольствием пугает зрителя жуткими сценами с улитками, пожирающими девушку, облепляя все ее тело, заползая в рот и в уши. В ночном музее оживают статуи, нападая на другую бедную жертву, чтобы задушить ее, каменные змеи оживают, струясь по полу и злобно шипя. Еще одна девушка, видя призрак Кэти, выбрасывается из окна, а ее другу отрубает голову упавшая рама. Для пущего эффекта тут имеется сцена отгрызания сосков и прочие ужасы, в которых маэстро знал толк и умел показать на экране.
«Энигму» нельзя назвать особо удачным фильмом Фульчи, но и неудачным его тоже не назовешь. Сама история увлекает, а следующие одна за другой изобретательные смерти и насыщенность действием не дают заскучать зрителю. Мистическая атмосфера старинного здания колледжа с цветными витражами, колоннами, каменными стенами и длинными коридорами задает нужный настрой, попутно радуя красотой картинки. Итальянские хорроры 70-80-х годов славятся великолепным музыкальным оформлением. Композитор Карло Мария Кордио написал прекрасную музыку, тревожно-торжествующую, усиливающую и подчеркивающую напряжение в кадре. Красивая природа (фильм снимался в Сербии) и красивые девушки тоже добавляют плюсов в копилку фильма. Роль Евы исполнила красавица-блондинка Лара Нижински, которую любители хоррора могут помнить по фильму Ламберто Бавы «Лезвие в ночи», где она сыграла подругу главного героя, композитора. Ее красивые голубые глаза мгновенно становятся стальными и мертво-холодными, когда ее сознанием вновь овладевает мстительная Кэти, а взгляд их безжалостен и пуст. Он пуст даже тогда, когда она с жадностью нимфоманки набрасывается с поцелуями на изумленного доктора Андерсона, которого сыграл Джаред Мартин.
В качестве сценариста, как уже нередко бывало, Фульчи выступил сам, в соавторстве с Джорджо Мриуцо, вместе с которым были написаны сценарии также к фильмам «Седьмые врата ада» и «Дом на краю кладбища». В «Энигме» нет безумных кровавых сцен, той мясорубки, кишок, мозгов и расчлененки, характерных для последних фильмов режиссера. Тут основное нагнетание страха основано на мистике, на кошмарных снах с большой долей эротики, на мороке, страшных видениях, бредовых галлюцинациях. И все это густо разлито по всему хронометражу картины, гарантируя удовольствие от просмотра всем поклонникам таланта Лучио Фульчи. Ирреальность происходящего только подчеркивают выразительная внешность Кэти и ее матери Марии. Они действительно похожи. Есть в их облике что-то внутренне-демоническое, в растрепанных волосах, в горящих глазах, напряженном изгибе нервных губ, в высоких скулах. Почти без грима актрисы воплощают на экране боль, злобу, ненависть и отчаянье одним своим обликом, одним взглядом. Есть в их глазах действительно что-то потусторонне-жуткое, непостижимое и безнадежное.
Еще один из талантов Фульчи – умение без дорогостоящих спецэффектов и монстров разлить в кадре концентрированный ужас, который в его работах всегда глубинный, основанный на страхе перед тайным, непонятным, неизведанным, загадочным. Первобытный человеческий страх перед потусторонним, непостижимым и жутким, граничащим с безумием, давящим на психику, на восприятие зрителя. Итальянский хоррор знаменит именно таким страхом, таким умением держать напряжение у зрителя, управлять им. А Лучио Фульчи был признанным мастером такого итальянского хоррора, одним из лучших хоррормейкеров своего времени. И ряды его поклонников пополняются до сих пор.
Галерея маньяков: Миры Лючио Фульчи — Патрик в женском облике
Есть такой фильм - 'Крик' третья часть. Так вот, если Вам понравился первый 'Крик', то скорее всего придираться к третьему не станете - заведомо отнесетесь с симпатией. Впрочем, и забудете его также быстро. Останется только сам факт просмотра - фильм ведь 'ни о чем'. Своеобразный парадокс доверия проверенному фильму.
Точно такая же ситуация и происходит с 'Энигмой'. Мы заведомо доверяем Лючио Фульчи, если конечно же, его прежние работы симпатичны. Мне они симпатичны. Поэтому, к фильму отнесся внимательно.
Конечно же фильм вторичен. Фульчи открыто цитирует несколько весьма известных фильмов. Прежде всего, цитируется нетленный 'Патрик' Ричарда Франклина. На всякий случай напомню, что 'Патрик' - это картина о человеке находящемся в коме, но обладающим экстрасенсорным способностями. Если Патрик разозлится, то может даже убить - не приходя в сознание.
Цитируется и Дарио Ардженто. Фульчи не испугался сравнений картины с 'Суспирией' и 'Феноменом'. Хотя, атмосфера женского пансиона передана весьма точно.
Остается еще напомнить 'Кэрри' Брайана де Пальма. В фильме будет воспроизведена сюжетная линия с местью молодой девушки, которую обижают ее сверстники.
Ну, вот собственно и весь фильм. Перечислив четыре весьма достойных картины, я практически полностью пересказал Вам картину Фульчи. Думаю, даже нет смысла особо что-либо про сюжет говорить.
Теперь о самом фильме. Это далеко не шедевр. Однако, для малобюджетной постановки, показывающей расследование странных убийств и сверхъестественные события - получилось вполне достойно. Конечно же с пометкой на вторичность по отношению к более именитым картинам.
Я от фильма многого не ожидал - для меня это был простой молодежный триллер. В этой части, картина себя полностью оправдала. Повествование получилось живым и непринужденным. Чего только стоят такие нюансы, как плакаты Сталлоне (из Рокки3) и Тома Круза (из ТопГан).
А если подходить строго, то сцена с кровавой фреской получилась просто шикарно.
В итоге:это простой развлекатальный фильм, от которого не следует много ожидать. Между тем, стилистика Фульчи чувствуется, и сам факт участия его в качестве режиссера картины, автоматически 'вытягивает' фильм на совсем другой уровень.
Возможно я и завысил оценку, но многого требовать от этой картины нельзя, а фильм ведь, совсем неплохой получился - смотрибельный, динамичный, жутковатый. Все в стилистике Фульчи.
В престижном закрытом женском колледже учится Кэти, молодая и не очень красивая дочь уборщицы в этом учебном заведении. Кэти является постоянным обьектом насмешек свестниц, но никто даже не предполагал, что одна еще подобная шутка приведет к самым ужасающим и роковым событиям.
Фильм 'Энигма' снят в 1987 году известным итальянским трэшмейкером Лучио Фульчи, в котором он отдал дань уважения таким гораздо более удачным картинам, как 'Кэрри' Де Пальмы и 'Феномен' Ардженто, создав свой вариант истории жестокой мести изгоя окружающему миру. Именно эта вторичность и портит в целом положительное впечатление от фильма, выполненного в классической для Фульчи манере, то есть зрителя ждет кавалькада предельно жестоких, в духе трэша, убийств и неповторимая атмосфера, узнаваемая с первых кадров творений режиссера. Оператор Луис Чиккарезе снял фильм в мрачной, но при этом предельно красивой манере, разбавляя некой долей эстетики даже сцены насилия.
Актерская игра в картине в целом неплоха. Лара Нишински(Ева) и Милияна Жироевич(Кэти) создали яркие и интересные образ, продемонстрировав в картине удовлетворительный уровень своего актерского мастерства. Убедительно сыграны также мужские персонажи в исполнении Джареда Мартина и Риккардо Асерби.
Прекрасным дополнением к картине стал саундтрек авторства Карло Марии Кордио, полный саспенса и лиричности.
Я рекомендую данную ленту всем поклонникам итальянских фильмов ужасов и трэша, а также всем любителям творчества Лучио Фульчи.
Писать ритуальные строки перечисления достоинств кинодеятельности Лючио Фульчи и кидать горстьми эпитетов в адрес его классических зомби-фильмов, ставших не только знаменательными актами ужасного в итальянском кинематографе, но и, по всей видимости, мира, не стоит.
Данный же кинофильм к зомбям никакого отношения не имеет, однако порой обладает непередаваемой сочной мистической и таинственной атмосферой, своеобразным каким-то шармом, проскальзывающей моментами отличной музыкой (органные вещи слушается внушающе) и женским окружением сродни какому-нибудь американскому застарелому слэшеру про общагу с женщинами. А от внешности Лары Нажински - исполнительницы главной роли - глаз не отвезти (напоминает чем-то Катриону МакКол, с которой Фульчи не раз сотрудничал в своих прошлых творениях). А крупные планы лиц и глаз с топорными 'страшными' моментами ? И во всём этом деле разворачивается история загробной жёсткой мести и одержимости духами, любовью, что происходят на фоне колледжа святой Марии и что, при более извращённом подходе при таком количестве женщин-персонажей, можно было бы превратить в определённый nunsploitation. Тем не менее, повторюсь, моментами картина создаёт реальную атмосферу.
Не самых приглядных для мужского полового и эстетического восприятия девушка влюбляется в красавца-мачо-преподавателя физкультуры, совместно с которым местная вагинальная молодёжь (плюс ещё один человек со стороны - колледж женский, не забываем) решает над бедной девушкой подшутить. Шутка в общем-то удалась, да ещё как - в порывах позора и бегства бедняга попадает под машину, ставшей результатом её дальнейшей комы. Место Кэти (так зовут умирающую) занимает красотка Ева, в которую периодически вселяется дух Кэти для производства актов отмщения, иль он просто как-то на неё влияет. В общем без воздействия Кэти посредством Евы на окружающих людей не обходится. Здесь сразу в сюжетном плане прослеживается сходство с гораздо поздним фильмом Несущая смерть.
Такими шагами-оглоблями дух Кэти уносит в мир иной последовательно тех, кто решил поучаствовать в злополучной шутке. Народ дохнет по всякому и даже интересно - кого-то сожрут улитки, кто-то сам себя задушит подушкой (в реальности же на лицо было воздействие стороннего фактора), некто выпрыгнет в ужасе из окна и разобьётся, парню же отрежут голову оконной ставней. Сплошные беды и несчастные случаи обрушились на правоверный по идее женский колледж, если исходить из его названия, с религиозным уклоном, но, как мы все знаем по фильмам, именно в таких вот специализированных заведениях и образовываются культы поклонения не пойми какими богам, самоубийства, акты мести и прочая востребованная дьяволом деятельность. Но и прекрасному место дайте нам - Ева-дух Кэти влюбляется в доктора и готова отдаваться ему сколько и где потребуется. Но чужие намерения линию любовную прерывают и помещают Евы в специализированное учреждение иное. Бегство, доктор находит себе другую, развязка близка финалом.
Из тех что я видел в отношении фильмов Фульчи, все обладали той или ной зазывающей и интересной мелодической музыкальной линией. Данная картина не исключение. Музыкальное сопровождением здесь можно обнаружить действительно внушительное и классное, как в образе таинственного (органные переборы), так и в направлении мелодраматическо-наплывающего контента. И ещё раз хотелось бы отметить внешность Нажински, которая чем-то напоминала о Барбаре Стил и которой при должном подходе подошли бы чёрно-белые готические фильмы.
В общем как было дело: жила-была Мэри, женщина от вида которой меня бы сразу удар хватил, и была у нее дочка Кэти, которая почему-то училась в колледже для богатых детишек из Бостона, где ее мать работала уборщицей. Непонятно, как она там оказалась (блат?), но факт остается фактом. Красотой дочурка пошла в маму, а что делают люди, когда им страшно? Правильно, пытаются это уничтожить. Ну а золотая молодежь отличается редкостной доброжелательностью, посему добрые соученики решили устроить девушке пробежку. Но барышня оказалась не промах: может красотой и обделена, зато бегает быстрее всех машин!..
Ну и конечно же Фульчи остался верен своему вкусу в женщинах. На этот раз перед нами блистает некая Lara Naszinsky, сильно напоминающая Катриону МакКолл, которая играла у него во всех лучших фильмах. Лара играет красавицу Еву, в которую и вселяется чрезвычайно 'позитивно' настроенная Кэти. Ну и понеслось...
По большому счету сюжет очень предсказуем, особенного смысла смотреть этот фильм нет. Разве что от нечего делать или просто из любви к Лучио Фульчи.
Что можно похвалить, так это знакомую 'фульчинскую' атмосферу, она там с первых минут, музыку... музыка отличная! Ну и все же было несколько интересных идей, вроде сцены с улитками-убийцами. Да, именно с улитками! Пусть она кажется немного нелепой, но сразу вспоминаются пауки из 'Седьмых врат ада', и мурашки по коже пробегают.
Если не будете ждать от этого фильма ничего особенного, Вы не захотите его выключить, Вы обязательно досмотрите его до конца. Фульчи есть Фульчи. Даже самые плохие его фильмы умеют завораживать.
Завязка сумбурного сюжета сводится к тому, что не блещущую красотой дочку полоумной уборщицы колледжа жестоко разыгрывают ее приятели – в результате все плохо кончается, и несчастная в коматозном состоянии попадает в больницу, при этом обретая способность вселять свою душу в других и наводить галлюцинации. Орудием ее мести становится невесть откуда появившаяся новенькая (симпатичная югославка со свирепым выражением лица), которая и претворяет в жизнь жуткие планы по устранению провинившихся.
Дальше идет кошмар: вау-спецэффекты с подсвечиванием глаз красным, поедание девушки улитками, постельная сцена с откусыванием мужских сосков, оживающие античные статуи и проч. Фульчи сумел втиснуть сюда даже полноценную любовную линию!
Несмотря на то, что фильм не особенно удачный, даже совсем наоборот, вполне возможно досмотреть его до конца. Я не жалею, что потратил полтора часа. Все таки есть тут некий (чрезвычайно специфический) шарм, в чем не последнюю роль играют аллюзии на выдающийся «The Beyond». Рекомендуется только фанатам итальянского хоррора, и Фульчи в частности, в качестве так сказать «вехи» в фильмографии.