всё о любом фильме:

Брат якудзы

Brother
год
страна
слоган«А ты Японец?..»
режиссерТакеши Китано
сценарийТакеши Китано
продюсерЭнн Карли, Виктор Хо, Синдзи Комия, ...
операторКацуми Янагисима
композиторДжо Хисаиси
художникНорихидо Исода, Такаюки Нитта, Энтони Р. Стейбли, ...
монтажТакеши Китано, Ёсинори Ота
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  210.4 тыс.,    Германия  67.2 тыс.,    Италия  61.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время114 мин. / 01:54
После разгрома родного мафиозного клана боевик Аники Ямамото по прозвищу Старший Брат бежит из Японии в Америку. Здесь его встречает чужой, но не менее жестокий мир безжалостной борьбы за власть в преступной среде, в которой Ямамото решительно отвоевывает себе место, следуя древнему кодексу «якудзы».

Полагаясь только на свои силы и дорожа верными друзьями, он в одиночку ведет войну с врагами, зная, что в самом конце кровавого пути его ждет триумф или смерть.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
47%
34 + 39 = 73
5.1
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 01:59

    файл добавилCentral---House

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1142 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первый фильм, который я видел у Китано. Теперь это один из моих любимых режиссеров, давно и надолго.

    Не скажу, что это мой любимый фильм у него, но пересматриваю его частенько. По-моему, тут говорится о том, что суть человека неизменна. Мол, если родился баобабом — то будешь им 300 лет. пока помрешь. Если ты цельный, как говорили в советское время, человек. Только тогда было принято говорить о цельности трактористов-ударников и исследователей-полярников, а тут речь о бандите.

    Его цельность видна с первых кадров — имея чемодан денег, он все равно раскручивает привычное свое делопроизводство. То есть это он не за деньги, а потому, что бандитизм сидит в глубоко в его цельной душе. Нет проблем, Китано наглядно показывает, куда ведет этот путь.

    Снято все прекрасно, молчаливо, поэтично и мужественно. Китано даже в Америке находит японские пейзажи — в концовке фильма, когда связанный главарь итальянцев идет пешком домой по привычке. В этих кадрах и юмор, и поэзия, и философия. Как и во всех его фильмах.

    10 из 10

    16 мая 2007 | 22:12

    Начнём с главной изюминки. Главная изюминка этого фильма конечно же Такеси Китано (второй продюсер в Японии после Акиры Куросавы). Фильмы Такеси Китано это не простые кровавые бани аля американские боевики. Они пропитаны философией востока, человеческой психологией, и наконец неким куском сюжета которого нам не рассказали. Фильм в котором все поступки героев мы должны понять привлекает своей интригою. Но кто смотрел другие фильмы маэстро то конец картины его не удивит (тот же Жестокий полицейский или Сонатина).

    Омар Эпс не подвёл это конечно же плюс (доктор Форман не может залагать).

    Сюжет практически нулевой, но он приправлен в фирменном стиле Китано так что смело можно говорить что он шедевр. Особенно понравилось когда верный помощник Старшего Брата показал свою истинную верность ему. Этот момент имеет некоторые самурайские корни и черты.

    Попытка показать войну Якудзы (следуя определённым правилам) с итальянцами это непросто оригинально, а и исторически интересный момент. Мы видим правила обеих группировок, на что они готовы ради победы, и наконец методы их войны. Итальянцы показали себя более жестокими, только деньги и победа. Якудза всё же следует старым правилам, менее жестоким, но и менее эффективным методом борьбы (в конце отличия между группировками становятся видны).

    Подведя итоги скажу, что это очень сильный фильм, и увлекательный. Поклонникам востока и просто настоящим мужчинам которые ищут «сильное» кино рекомендую.

    10 из 10

    22 февраля 2016 | 18:25

    Творчество Такеши Китано стоит особенным особняком не только в мировом кинематографе в-целом, но и в азиатском кино в-частности. Даже зрителю, подготовленному и подкованному в азиатском арт-хаусе (коим считаю и себя) понять с наскоку фильмы Китано весьма сложно. Вот и у меня знакомство с творчеством Маэстро началось с фильмов Сонатина, затем Фейерверк, и теперь Брат Якудзы. Очередной реверанс в сторону наших прокатчиков, которым лучше было бы оставить оригинальный перевод названия.

    Но вот с момента просмотра прошел уже месяц, а эмоции после просмотра до сих пор терзают, мысли до сих путаются и не хотят выстраиваться в стройную рецензию. Но я постараюсь. Самое парадоксальное заключается в том, что, с кем бы я не пытался заговорить о данном фильме, меня всегда ставил в тупик очень простой и банальный вопрос: «А о чем фильм?». Казалось бы. Чего уж проще, но со всеми просмотренными на сегодняшний день фильмами японского режиссера обстоит такая же картина. Мафиозный киллер едет на разборку с конкурентами. Или полицейский с больной женой ездят по стране. Казалось бы, что можно показывать в фильме, весь сюжет которого можно уложить в одно предложение?

    Вот и в данном фильме, казалось бы, все предельно просто и тривиально. Бывший боевик Якудзы Аники Ямамото после того, как его клан поглощает враждующая группировка, бежит из Японии в США. Уже на первых кадрах видна принципиальность главного героя. Слепое и беспрекословное следование долгу и намеченной цели характерно героям Китано (вспомнить хотя бы Муракаву из Сонатины) или азиатскому кинематографу вообще (Сон У из фильма Горько-сладкая жизнь, например). Однако при всем при этом, разница в главных героях все же есть. Именно японцы принимают бой в любом случае и при любом раскладе. При этом всегда отрешенно и без эмоций.

    Может все дело именно в том, что Япония в свое время была родиной самураев — древних воинов, подчинявшихся кодексу чести Бусидо? Насколько мне известно, самураев после сражения отказывались лечить, если они получали ранение в спину (следовательно, убегали от противника). И в этом весь фильм Брат Якудзы. Чуждые европейским людям понятия о долге и преданности — вот чем берет Китано. Весь быт и вся философия страны восходящего солнца прекрасно отражены в одном человеке. Даже если вспомнить о принципе пожизненного найма на работу, которого держатся в Японии, начинаешь проникаться уважением к режиссеру.

    Переехав в США, Ямамото потихоньку вливается в местную преступлению группировку, беря бразды её правлением в собственный руки. Имея большой опыт в делах мафиозных, он быстро разруливает все проблемы банды. Кого-то уничтожает без раздумий. С кем-то образовывает альянсы. Но, как это обычно и бывает, очередной виток борьбы за передел сфер влияния в конечном итоге может вылиться либо в триумф, либо в смерть. И так до тех пор, пока новый амбициозный гангстер не решит отобрать чье-то могущество и авторитет. И так по кругу. С каждым новым кругом вероятность остаться в живых тает, словно в русской рулетке.

    В этом фильме есть то, чего так сильно не хватает многим фильмам о мафии или мафиозным разборкам: атмосфера. Никакие доморощенные Бригады или Бумеры не создают такой уникальной атмосферы, которая с первых кадров затягивает вдумчивого зрителя, поэтапно скармливая ему один за другим вопросы, ответы на которые режиссер даст далеко не всегда. Таков азиатский кинематограф господа, ответы здесь придется искать самому.

    Немалую заслугу в создании той самой атмосферы сыграл замечательный композитор Джо Хассими (часто успешно работал в сотрудничестве с Такеши Китано и другими режиссерами), работы которого порадуют любого музыканта, услышит ли он его вне фильма, и любого киномана, ратующего за эстетическое удовольствие от просмотра фильмов. Ну а уж если вы и музыкант и киноман в одном лице (прямо как я), то сразу после просмотра фильма знакомьтесь с саундтреком более пристально — мой Вам совет.

    Можно еще очень долго рассуждать на тему того, как философски относится к жизни Ямамото в тех или иных случаях. Можно разбирать множество запоминающихся сцен в фильме (а таковых очень много: сцена переговоров за круглым столом, бойня в охраняемой вилле, разговор на шоссе, финальная сцена в закусочной). Но это будет означать испортить удовольствие от первого просмотра тем, кто сейчас читает эту рецензию, так что я всего лишь на всего пожелаю Вам приятного просмотра.

    Именно после этой работы я пополнил круг почитателей таланта патриарха японского кинематографа. Эпитет громкий, но Китано его вполне заслужил.

    - Вы японец? Приехали по делам?… Вы, японцы, такие непостижимые.
    - Это на ремонт.


    10 из 10

    6 декабря 2012 | 09:01

    Прежде чем начать новый день, самураю необходимо подумать о ждущей его смерти. Только тогда путь, который был выбран для себя, приведет к постижении очередной ступени жизненной ипостаси.

    Аники Ямамото не был самураем ввиду исторической действительности Японии. Но суть у него была самурайская. Конец отмеренного пути был достигнут после очередей, выпущенных в стареющее тело хозяина Аники. И якудза, прозванный Старшим Братом, умер. Телесная оболочка по инерции ещё оказалась занесённой в Американские Штаты, пальцы привычно жали на спусковой крючок пистолета, разум организовывал криминальные горизонты мелкой шайке. Но дух уже познавал миры, далёкие от разборок мафиозных семей.

    Такеши Китано является самым известным современным японским кинорежиссером. Чтобы стать понятным американизированному свету, мастеру философских образов пришлось подстраиваться под устоявшиеся вкусы киноаудитории. Или, подобно своему персонажу, больше молчать, недоговаривать, заменять недосказанность эффектным стереотипным эпизодом, вроде взрезания живота как последнего довода истины.

    В итоге получился симбиоз гангстерского боевика и самурайской саги, обильно сдобренной потоками крови и мозгов, орнаментом расплывающихся по тусклым стенам. Большинству зрителей этот восточноазиатский колорит оказался вполне по вкусу — экзотично и натурально. Другое дело — любители и ценители японской культуры. Здесь, как и в «Мемуарах гейши», им не развернуться — больно уж созданная картинка лубочна и не похожа на настоящую.

    Хотя, если герои азиатского происхождения получились все-таки оригинальными и запоминающими, то афро- и просто американцы вышли уже совсем картонные. Боссы мафии напоминали пешек, заботливо расставленных по линеечке перед дулом автомата, неграм было достаточно бросить баскетбольный мяч — и эпизод заполнен, обывательский фон уверенно стремился к нулю, как будто дело происходило в аквариуме, где одни хищные рыбки разных размеров.

    Отдельно хотелось выделить линию непрерывного смертоубийства. Темпы снабжения потусторонних миров грешными душами были заданы с неимоверной скоростью. Происходящее сильно напомнило решение вопросов Амбалом — Сухоруковым из «Антикиллера». Всё-таки Япония — неторопливая страна, а Америка — мир компромиссов. А с таким ускорением бандитов и на пару лет не хватит — всех пошинкуют. А те, кто выживут, сами себе сеппуку сделают. Правда, чего-то такого и ждут от азиатских фильмов. Но от Такеши хотелось больше стильности, а крови и у Тарантино достаточно.

    Хотя отдельные эпизоды «Брата якудзы» ложились строчками хокку, а нарочито упрощенная мелодия Джо Хисаиси фиксажем закрепляла их в сознании. Но, в то же время, не покидала мысль, что смотрю адаптированный вариант, Басё для для средней школы. Попсу. Главным достоинством которой является осознание приобщения к творчеству современного классика и криминальный сюжет.

    Но, может быть, это лишь поверхностный взгляд. Откровенно говоря, в японской (китайской, корейской) стилистике не силен. Компиляции Акунина осиливаю, не больше. Может быть, это не Аники неторопливо укладывает в поленницу очередных гангстеров, а белый цвет сакуры медленно укутывает людей с неправильной кармой. Это не актер Такеши Китано маскирует тёмными очками парализованную часть лица, а неумолимо смотрит на нас чёрными глазницами мёртвая душа якудзы. Это не кровавые пятна на штукатурке, а иероглифы сгоревших страстей. Всё может быть.

    Японская культура для остальных — жестокая, красивая и притягательная. Буду знакомиться с ней последовательно и дозированно. К примеру, начиная с фильмов Китано. Пусть даже в адаптированном варианте.

    19 октября 2010 | 18:57

    «Один из принципов искусства войны состоит в том, что нужно просто забыть о себе и нападать. Если твой противник делает то же самое, тогда это достойный противник. Победа над ним зависит от воли провидения и твоей собственной решимости».
    (самурай Ямамото Цунэтомо).

    Мафия. Понятие, возникшее на Сицилии, и со временем вобравшее в себя обозначение всех преступных группировок, связанных общими традициями, по национальному признаку, виду преступной деятельности. Кинорежиссеры современности по-разному представляли свой взгляд на связь таких группировок с окружающим миром. У Копполы, мафия — некий жестокий итальянский замкнутый мирок, кусок Сицилии, эмигрировавший в 20 х годах в США, овеянный романтикой и солеными брызгами Средиземного моря. Скорсезе представляет зрителю мафию, как некое сообщество «волков» разных национальностей, где на вершину пробивается самый сильный, а окружающий мир существует лишь для того, чтобы его «доить».. Де Пальма выводит на первый план личностей (Тони Монтана, Капоне, Карлито Бриганте), фокусируя внимание на их индивидуальных качествах. Такеши Китано предлагает свой взгляд на функционирование японской мафии (якудзы), показывая в своих фильмах, насколько силен и неразрывен ее симбиоз с японским обществом.

    Китано, значащийся в списке актеров под псевдонимом Бит Такеши, воплощает на экране образ одного из приближенных к оябуну (шефу организации якудза) людей, вынужденного после смерти босса перебраться в США. Именно здесь «Старший Брат» Аники Ямамото и начинает создавать свою организацию, подминая под себя криминальный мир «города ангелов»

    Традиционная для работ автора статичная камера хладнокровно фиксирует всю сущность якудзы, как таковой. Самурайское происхождение, которым гордятся все члены группировки, является отправной точкой для совершения любого поступка. Провинился в легкой мере — отрезанная фаланга пальца поможет искупить вину. Совершил поступок, бросающий тень на твоего оябуна или на свое имя — продемонстрируй свое мужество, выпустив душу из живота с помощью кинжала для сеппуку. Самопожертвование во имя дальнейшего восхождения твой группировки на преступный Олимп — честь для настоящего якудза. Мафия в «Брате» не увенчана романтическим нимбом «Славных парней», матово-белой аурой кокаинового счастья и беспечности Тони Монтана, или оперной, дымчато-серой аурой таинственности семьи Корлеоне. Мафиози, в понимании Китано, за долгие века уже стали такой же частью японского общества как пекари, дворники, служащие в будках токийского метро, в них нет ничего сверхъестественного. Двойственность существования мафии, с одной стороны вынужденной следовать вековым традициям, а с другой — интегрироваться в современный мир, приводит к неизбежному конфликту, после которого, как говорил мудрый МакЛауд, останется только один.

    Можно ли назвать Аники самураем? Это вопрос безмолвно висит в воздухе, да и сам режиссер пытается на него ответить. До смерти своего оябуна — да, можно. После, нет — он, скорее, глиняный голем, со звенящей пустотой внутри, с бездонными провалами глаз, вечно скрытыми за темными очками. Серые улицы и узенькие переулки, в которых каждую ночь совершаются преступления и бесчинства — это его место охоты, поэтому он и говорит про такие места: » Я вырос на подобных помойках, как они могут мне не нравиться?». Второстепенные герои, окружающие Старшего брата, своей ничтожностью в сравнении с ним, напоминают шакалов-прислужек Шер-Хана, боязливо следующих за своим восточным лидером.

    Безысходное отчаяние, живописная красота восточной мысли, ультранасилие. Черты, ярко проявлявшиеся и в «Сонатине», «Фейерверке», «Крутом копе», сделав режиссерский стиль Такеши Китано легкоузнаваемым в разных уголках мира. Насилие в «Брате» заполняет большую часть экранного времени, проявляясь в самых разных формах: от откровенно-брутальных — double penetration в мозг палочками для риса, ослепление врагов стеклами, беспощадные расстрелы толп врагов; до скрытых, тонко намекающих на произошедший ужас: чернокожий пупс с простреленной головой, висящий на входной двери; иероглифы кровью; хрип самоубийцы за кадром; дверь придорожной забегаловки, испещренная отверстиями от автоматных пуль. Китано рисует картину насилия мазками бархатистой туши, перекошенными лицами бандитов, вырываемыми из темноты лишь слепящими вспышками выстрелов, обрывками фраз и угрожающим нервным тиком на лице Старшего Брата. Вместе с тем, в картине находится место и для щемящих сердце символов мирной жизни: столь любимого режиссером моря, бумажного самолетика, парящего меж серых панельных домов, детских игр, превращающих Аники Ямамото в обычного человека.

    «Брат» — мужское кино. Суровое во всех смыслах, ведь женщин в нем очень мало. В якудзу женщинам вообще хода нет, мафиози определяют им место в доме за плитой, и за воспитанием детей. На протяжении всего фильма мужчины мало говорят, но много действуют, со всей энергичностью определяя свою ступеньку на преступной иерархической лестнице, а зрителю лишь остается увлеченно наблюдать за происходящим, пытаясь постичь глубину таинственной восточной души.

    21 июня 2012 | 17:49

    Это очень сложный и не всегда понятный фильм для простого обывателя. Кто-то скажет: — Фильм очень скучный и затянутый, что в нём нет яркого экшена, который присущ боевикам и детективам. Фильм действительно длинный и я не всегда мог понять режиссёрские ходы в виде немых сцен, которые длятся целыми минутами, но чем дальше развивалась сюжетная линия, тем мне яснее становились моменты, которые я не мог раньше понять. Всё происходящее на экране ещё лучше подчёркивает характер главного героя и под конец фильма окончательно раскрывает его!

    Но, тем не менее, не надо искать в этом фильме скрытого смысла, этот фильм такой, какой он есть. Можно сказать, что это фильм о жизненном пути нового крёстного отца, с одной стороны это так, ну а с другой, это фильм не о чём! В общем смотрите и делайте выводы сами.

    6 из 10

    17 сентября 2008 | 18:27

    Просмотрел этот фильм 2 раза. Больше не буду, и вам советую больше 2 раз не смотреть. Ничего нового в нем не найдете.

    1. Китано. Пишут, мол, великолепный актер, режиссер и т. д., т. п. Как актер — ну он только порадовал своей улыбкой в этом фильме и все… А жаль. Как режиссер — то фильм в целом неплох.

    2. Якудза. Здесь большой плюс. Как отрезают палец и режут живот, то это стоит посмотреть.

    3. Кровь. Наверное, немного «украли» у Тарантино. Очень сильно смеялся, когда братья пришли решать вопросы с местной мафией и когда всех главарей мафии расстреляли. Это стоит смотреть.

    4. Концовка. Ради этого и стоит смотреть полностью весь фильм и, желательно, в гоблинском переводе.

    7 из 10

    12 декабря 2008 | 01:50

    Данное кино вряд ли порадует телезрителя яркими цветами и хорошим переводом, есть только один вариант — одноголосный перевод, причем версию с гоблинским переводом смотреть не стоит потому, что он не точен.

    Теперь, по существу, можно сказать, что фильм не для семейного просмотра, и даже может разочаровать вначале, действие разворачивается медленно и не совсем улавливается логика режиссера, что и в какой последовательности происходит. Но по мере развития сюжета становится интереснее, чем закончится задумчивость и молчание главного героя в исполнении Такеши Китано.

    Между прочим, в этом тихом омуте разворачивается нешуточная драма: мафиозный клан, к которому принадлежал Ямамото по прозвищу Старший Брат, разгромлен, его босса погубила страсть к женщинам. Следуя древнему кодексу японских бандитов, он не желает вступать во вражескую группировку, естественно у него нет особого выбора — либо умереть или исчезнуть, либо изменить правилам, которым он следовал всю свою «правильную» жизнь. Его «брат» в отличие от него предпочитает смириться с поражением и стать членом группировки, убившей его босса. Ямамото становится лишним, чужаком, ему не место во вражеском клане, его «брат» должен его убить, но не делает этого, жертвуя собой — предлагает уехать Старшему Брату в Америку, где живет его Младший Брат, и тот соглашается.

    Далее начинаются приключения Старшего Брата в Америке. Наверно всё бы было по-другому, но Младший Брат, вместо того чтобы учиться, приторговывает наркотой со своими друзьями, и Старший Брат поневоле ввязывается со своими принципами в криминальный мир штатов и пенсия ему уже не светит.

    Он рассекает на своем белом лимузине Lincoln Town Car со своими друзьями, решает вопросы, о чем-то постоянно думает и молчит, иногда улыбаясь.

    Наверно он прекрасно понимает, что судьба его подопечных, его самого предрешена и когда-нибудь окажется кто-то сильнее, кто остановит круиз его команды, в данном случае итальянские мафиози.

    Фильм одновременно сложен, трагичен и прост по своему оформлению, сказывается бюджет.

    Да, в нем нет первоклассной актерской игры, красочных пейзажей и голливудских красоток, есть музыка Джо Хисаиши, Lincoln, дорога и оружие — аскетичный набор настоящих мужчин, коих в нашем мире почти не осталось.

    Смотреть рекомендуется, если вы являетесь поклонником криминальных драм.

    9,51 из 10

    10 октября 2010 | 00:57

    Как не посмотреть фильм, который тебе посоветовал друг — страстный поклонник и ценитель криминального жанра? Тем более, когда он может заинтриговать вот так: представь, что ты сжимаешь суть и эмоциональную составляющую «Однажды в Америке» раза в три и укладываешь это в 1,5 часа фильма Китано, добавляешь немного черного юмора и жестокости… и получаешь то, после чего откидываешься в кресле и смотришь в потолок с полчаса.

    С творчеством Китано не был знаком до «Брата». Известный деятель, известное имя и всё. Стыдно, ведь каким-никаким, а киноманом себя считаю.

    Фильм надо смотреть внимательно и вдумчиво. Диалоги, да что там диалоги — всё великолепно, особенно игра Китано. Удивило то, что режиссёр, который по совместительству и актёром по амплуа является, главную роль взялся исполнить. Не каждый решается на такое, ибо многие считают, что есть риск переиграть в собственной работе. Но для Китано это отнюдь не помеха.

    Фильм японский, разумеется, и всякие обычаи присутствуют: харакири, например. Мне лично не очень приятно смотреть, когда человек сам себе живот распарывает. Да и качество экшн-эпизодов, если их так можно назвать, смотрятся на слабом уровне, уж чересчур нереалистично и неэффектно и порой комично. Вроде бы Япония — страна технологий и всё в таком духе. Но Китано и не собирался делать на это ставку. И правильно делал. Всё-таки кино не голливудское…

    Герой Китано — человек, который своими идеями и принципами не поступится. В этом весь фильм. И такой путь принципов, связанных с криминалом, не может ни к чему хорошему в итоге привести. Но каков образ героя! Нет, он не псих, не супермен. Лишь человек, который занимается тем, что умеет делать. Говоря о Голливуде, вспоминается «Схватка» и герой Де Ниро. Правда, там не так всё жестоко. В «Брате» же потрясающе показан японский дух и философия, доселе неизвестные мне. Фильм очень жесток. Всё так, как оно должно быть. Ну не может никак такой путь привести к триумфу.

    Любителям жанра советую посмотреть. Мой друг про составляющую «Однажды в Америке» упомянул. Я бы ещё «Профессионала» добавил, можно также провести параллели, если захотеть.

    Отдельной строкой нужно сказать о музыке. Это нечто невообразимое! Композитор Джо Хисаиши создал шедевр. На одной ступени с музыкой, написанной Эннио Морриконе к двум только что упомянутым фильмам. Выше только звёзды…

    Отменное кино.

    11 января 2009 | 22:09

    Японский человек и пароход Такэси Китано сейчас имеет репутацию безусловного классика азиатского и мирового кино, однако в свое время он находился в положении «пророка, которого нет в своем отечестве». Несмотря на шумный успех в Европе и Америке, на родине его воспринимали исключительно как комика и шоумена, в крайнем случае — актера, но как режиссеру ему приходилось долго добиваться внимания зрительской аудитории. Возможно, родной публике не очень приходились по душе по-своему космополитические фильмы Китано, в которых японская поэтическая созерцательность соседствует с европейской интеллектуальностью и американской гангстерской темой. Поэтому неудивительно, что в 2000 году, на рубеже веков, вышел первый и последний фильм режиссера, снятый в США на английском языке при участии американских продюсеров. О том, какими особенностями он обладает и какую роль играет в творчестве Китано, речь пойдет чуть ниже, а сейчас стоит обмолвиться о сюжете.

    Главный герой Ямамото служит в одном из не слишком могущественных кланов якудза уже много лет. Дослужившись до статуса старшего брата, он являет собой пример для молодых членов семьи и надежную опору для своего господина. Но все меняется в тот момент, когда на главу семьи совершается увенчавшееся успехом покушение, которое в итоге приводит к роспуску клана. Не желая присягать на верность чужому клану, Ямамото в надежде начать новую жизнь улетает на самолете в Лос-Анджелес, где живет его сводный брат Кен, который влачит существование мелкого наркоторговца вместе со своими чернокожими друзьями. Вновь попадая в криминальную среду, Ямамото пускает в ход все свои навыки, приобретенные на службе у якудза. Новые враги оказываются не такими сильными, как прежние, и довольно быстро он становится влиятельной фигурой преступного мира Лос-Анджелеса. Однако богатство и власть приносят ему новые проблемы, и для их решения ему нужна помощь друзей, как старых, знакомых еще с Японии, так и новых, мало что знающих о чести, долге и дальновидности.

    Читатели, которые знакомы с творчеством Китано не понаслышке, уже догадались, что самое главное в этом фильме не сюжет, а фирменный почерк режиссера, который и здесь не допускает помарок. Прежде всего, бросается в глаза самурайский дух этой картины. Главный герой немногословен, невозмутим, решителен и неукоснительно блюдет свои нравственные принципы. Перестрелки такие же быстрые и яростные, словно это битвы на мечах. Не осталась за бортом и обратная сторона самурайского кодекса — самоубийства, которые не имеют аморального оттенка и вообще не должны восприниматься с точки зрения христианской морали.

    Также присутствует другая тема, плавно перетекающая из одного фильма в другой, — тема разумного инфантилизма. Китано в очередной раз показывает, как важно сохранять внутреннего ребенка в себе и получать радость от простых мелочей жизни. Герои фильма проводят свой досуг, играя в баскетбол, и с этими сценами связаны самые комичные моменты фильма.

    Наконец, главная для творчества японца тема гуманизма, порой иррационального, долгое время звучит здесь негромко, но во второй половине фильма обретает явственные очертания, а в финале достигает своей очищающей кульминации. И пускай своего наибольшего внешнего выражения она достигает в Кикуджиро, а внутренней глубины в Фейерверке, здесь она тоже способна тронуть зрителя до глубины души.

    И конечно, фильм был бы невозможен без музыки Дзё Хисаиси. На самом деле саундтрек вполне заслуживает отдельной рецензии, но я не буду писать о нем подробно, так как лучше послушать его самому.

    Можно подумать, что Брат якудзы не добавляет ничего нового в проблематику творчества японца, но в последней трети фильма он открывает себя с новой стороны. Дело в том, что она символически проецируется на систему голливудского кинопроизводства. Каким бы ты ни был ярким и индивидуальным, попадая в Голливуд, промышленный центр мирового кинематографа, приходится иметь дело с местными законами, которые давно придумали за тебя и которые никто не собирается отменять. Согласно этим законам, ради бизнеса можно пожертвовать всем. Находясь в этих условиях, существует два варианта действий. Первый вариант — согласиться с этими законами и таким образом ассимилироваться с окружающей средой. Но если не хочешь поступаться своими принципами, есть второй вариант — пытаться гнуть свою линию. В таком случае приходится объявить войну устоявшейся системе коммерции, шансы на победу в которой полностью лежат на стороне врага. Сам Китано не стал ничего выбирать, предпочтя вернуться на родину, где продолжил свою карьеру режиссера. И правильно сделал.

    Тем не менее, тесное соприкосновение с американской культурой и присутствие западных актеров делает Брата якудзы, наверное, самым доступным фильмом режиссера, открывающим двери в его творчество и приглашающим познакомиться с другими, более серьезными и признанными его работами.

    8 из 10

    4 мая 2014 | 23:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>