К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Во-первых, что с переводом названия фильма? ну, беда какая-то...

По факту просмотра фильма: тема интересная, психологически сложная драматическая история. Но постановка фильма... это что-то... по некоторым эпизодам ощущение недосказанности и абсолютной нелепости и случайных нарезок... действия героев порой абсолютно неожиданные, не поддаются какой-либо логике, пониманию...

Например, самоубийство друга... странная история... с фактами, конечно, не поспоришь, но в фильме это выглядит как случайно вставленный эпизод, будто совсем уж случайно герою пришла в голову эта мысль...

Исповедь японца (сидя в клетке): ну вообще умиляет... это же надо было такой 'трогательный' текст состряпать... Не верю.

В большей степени разочарована, по многим составляющим полный провал.

Похожий по теме фильм «Несломленный». Посмотрите, сравните и почувствуйте разницу.

19 сентября 2023 | 18:25
  • тип рецензии:

В момент просмотра фильма я находился в Тайланде, в сотне километров от реки Квай. По сюжету бывший британский офицер Эрик спустя много лет после войны ещё переживает события, которые произошли с ним на фронте. Неожиданно в его жизни появляется женщина, которая любит Эрика и старается вывести его из этого состояния. Оказавшись перед выбором или потерять свою женщину или попробовать разобраться в себе Эрик отправляется в Тайланд, в место, где ему прошлось пережить и испытать настоящие ужасы того времени.

События развиваются вокруг строительства Тайско-Бирманской железной дороги в период 1942 года. Эрик Ломакс являлся британским офицером специалистом инженерных войск. Поэтому, когда японцы взяли их подразделение в плен, он обладал специальностью, позволяющий работать с техникой, а не участвовать в строительстве 'Дороги смерти'. При строительстве дороги по архивным данным участвовало более 200 тыс. человек, из которых половина погибла. Технические навыки Ломакса позволила ему выжить, избежать голода и не потерять остатки разума.

Без конфликта не было бы истории. В заключении Ломакс использовал свои знания не по назначению, создав радиоприемник. За свой проступок Эрик подвергся мучительным пыткам, которые до этого никогда не видел и не испытывал в жизни. Но какие именно были пытки зритель узнает только к концу фильма. Ведь Эрику предстоит пройти ещё одно испытание в своей жизни - встретиться со своим обидчиком, который тоже выжил в этой войне.

К фильму существуют три существенные претензии: самая первая - превращение военной драмы в психологический триллер. Режиссер в определенный момент формирует интригу не вокруг того, какая жизнь происходила с Эриком, а вокруг самого страшного испытания, которое выпало на его душу. Что произошло за дверь, которую нам так часто будут показывать - мы узнаем в финале. Но сюжет, желая сохранить такой козырь до конца начинает очень сильно спешит и пропускать важные элементы, поэтому драматическая часть в свойственной ей манере или торопиться, или невероятно сильно отстает. Второе - продолжение первой, за желанием успеть показать общие элементы финальные вопросы отходят на второй план, потому что в определенный момент фильм концентрируется на единственном посыле - отомстить своего врагу. Вокруг этого будут подниматься другие темы для размышления и поступки участников события тоже подвергнуться трансформации, но балансирование между жанрами не пойдет на пользу.

Третьей очень важный элемент - совершенно неудачный подбор актеров. Дело в том, что по тому пути, который выбрал режиссер Джонатан Теплицки именитые актеры Колин Фёрт и Николь Кидман выглядят чужеродными на протяжении большей части фильма. Их игра хорошая, но отвлекает от сценария и нарушает последовательность подачи сюжета. Излишний героизм Ферта и Кидман портит ощущение от многолетних страданий. Особенно не веришь Ферту, чей образ выходит в несколько раз брутальней чем нужно сюжету. Роль молодого Эрика в лице Джереми Ирвина наоборот получилась приближенная к пережитому. Когда в кадре появляется Хироюки Санада, который всегда играет сильных персонажей и предстает перед Фертом в обличие слабого и сломленного человека, (запоминающаяся сцена) то это, наоборот, отталкивает от реализма истории. Потому что режиссер в этот же момент опять вводит элементы триллера.

Режиссер показал историю, которая в определенном смысле смогла передать то, через что прошли участники 'Дороги смерти'. Пусть кино временами не может определиться с жанром, бегает по сюжету и наоборот создает ненужные паузы в повествовании. Но благодаря этой истории мы узнаем немного больше о событиях тех лет.

7 из 10

22 ноября 2018 | 01:03
  • тип рецензии:

Отличный драматический фильм с психологической начинкой. Он рассказывает историю человека, которому сломала жизнь война, в частности пытки в японском плену. Не он один прошел через все эти нелегкие испытания, товарищи Эрика пережили тот же ужас и так и не смогли оправится от моральной травмы. Что надо было сделать что бы жить дальше и любить единственно нужную в этой жизни женщину? Неужели месть, которая так сладка? Ломакс думает именно так, отправляясь в путь к своей цели.

Иногда бывает так, что палач страдает от своего зверства в будущем гораздо больше самой жертвы, он мучается и хочет одного - прощения. Сможет ли он его получить и как сложатся отношения двух людей, которые когда -то были по разные стороны.. войны, добра и зла.

Фильм сделан очень качественно, дуэт Фёрта и Кидман вполне сложился,

А у Николь тут не простая роль сильной женщины, готовой на все, лишь бы ее любимый перестал мучится и мучить ее, стал жить нормальной жизнью оставив прошлое там, где ему и надлежит быть - в прошлом. Фёрт как всегда вне конкуренции в своей роли, чувствуешь его героя каждой клеточкой души, все что он пережил, ложится тяжелым грузом на плечи зрителя. Давно замечала: что бы драма не была скучной, надо что бы она была очень хорошей. Это как раз тот случай. Джонатан Теплицки хоть и австралийский режиссер, снявший совсем не много фильмов, но как мне кажется, тут он не оплошал, кино получилось и это во многом его заслуга.

Советую фильм к просмотру.

8 из 10

24 января 2018 | 02:31
  • тип рецензии:

Эрик Ломакс – один из участников Сингапурской обороны, крупнейшей капитуляции британской армии в истории, был захвачен японскими солдатами и депортирован в Таиланд, где подвергся ожесточающим пыткам, а заодно, наряду с другими пленниками, помогал в строительстве Тайско-Бирманской железной дороги. Выпустил автобиографическую книгу «Железнодорожник», которую Джонатан Теплицки и взял в основу своего фильма.

Складывается впечатление, что у режиссера просто не хватило таланта сдвинуть этот мощный локомотив с места. Он изо всех сил старается это сделать с помощью хороших актеров и прекрасной операторской работы, но этого чертовски мало. Сам пересказ визуально выглядит чересчур вылизанным и нарочито претенциозным, не ощущается той грязи и жестокости, которая действительно была в японских лагерях. Джереми Ирвин, молодой английский актер, выглядит как ученик Оксфорда, которого резко забрали с учебы, вымазали грязью и отправили сниматься. Он пытается показать сострадания, но постоянно отдает наигранностью и некоторой фальшью и это не совсем вина актеров, а и режиссера тоже.

Теплицки, такое ощущение, не совсем понял, в какую ему сторону двигаться. Если он хотел показать противостояние двух сильных личностей в период войны, двух противоположных культур и мировоззрений, то ему это категорически не удалось. Не чувствуется никакого напряжения между ними, никакой искорки, которая проскакивала бы при мимолетном столкновении взглядов. В этом плане режиссеру стоило бы поучиться у Нагисы Осимы и его фильма «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», где эта связь настолько мощная, что скулы сжимаются, и хочется рукоплескать Боуи и остальным, кто был причастен к этой картине.

Сцены насилия, опять же, выглядят не очень натуралистичными и не слишком жестокими. Разумеется, война у Теплицки – это всего лишь вспомогающие флэшбеки, способствующие нам более живо ощутить острое и нестабильное психическое состояние мистера Ломакса, но сделано это весьма мягко. Даже у недавнего «Несломленного» Джоли все это выглядело на порядок реалистичнее, поэтому Теплицки, на мой взгляд, тут тоже схалтурил.

Казалось бы, картина заточена под заключительную акцию, своеобразный акт прощения, встречу якобы победившего и проигравшего, но на самом деле эта линия была давно стерта, и остались всего лишь несчастные проигравшие, люди, сломленные войной, которые никогда оттуда по-настоящему не вернуться. Эта должна была быть поистине эмоциональная и, пододвигающая нас к катарсису, концовка, но получилось нечто невнятное и очень короткое. Теплицки сделал кино по учебнику, это видно. Абсолютно не талантливо, но профессионально. После титров понимаешь, что сама история настолько лучше фильма не потому, что это априори так и есть, а просто из-за того, что режиссер не смог с ней справиться. Такая глыба оказалась для него слишком тяжеловесной.

Картина о прощении и том, как важно прощать. Не зацикливаться на прошлых обидах, пусть они даже такие горькие. Не думать о мести, которая в этом фильме материализовалась в Стеллана Скарсгарда. Нам как бы намекают, что этот путь заранее предрешен, и не надо влезать в эту авантюру, себе хуже. Немудрено, что Ломакс и Нагасэ впоследствии стали крепкими товарищами и умерли практически в один и тот же отрезок времени. Прощение делает великие вещи, не забывайте об этом.

Несмотря на все недочеты, фильм, очевидно, нельзя назвать явно плохим - здесь, например, есть восхитительный Колин Ферт, который, судя по всему, может сделать слаще любую картину.

7 из 10

13 июня 2017 | 20:08
  • тип рецензии:

Возможно, стоит сделать поправку на то, что фильм 2013 года я посмотрел только в 2016 году. Вероятно, за 3 года я успел избаловать себя настолько, что в каждом следующем фильме пытаюсь увидеть нечто оригинальное и доселе невиданное. Но мозг не заставить работать иначе: с первых минут 'Возмездия' (очередное 'браво' локализаторам) мне было понятно, к чему всё придет и чем закончится.

Потому что это очень добрый фильм. Я бы даже назвал его нежным и чувственным! Герой Колина Фёрта ну такой прям очаровашка в этих смешных очках, застенчивый, умный, скромный, ми-ми-ми и всё такое. И так у них всё романтично и ладненько с Николь Кидман складывается, что я, наверно, должен был сжимать в кулачке платочек и пускать пузыри из розовых соплей.

Но нет, ребята. Это фильм про жесткость войны. Про жестокость садистов-япошек, пытавших пленных британских солдат, выбивая из последних военные тайны и разведданные. Нам должны были показать все эти сумасшествия, отчаяние, развитие синдромов и прочих шизоидных расстройств, безумство при встрече антагонистов и так далее. Нет, дело не в том, что я какой-то фанат кровищи и откровенных сцен насилия. Но в контексте рассказываемой в фильме истории без подобных деталей, как по мне, совсем никак не обойтись.

Но обошлись как-то. Да, главный персонаж пострадал, помучился, несколько раз покричал и покатался по полу. Ну и первая встреча прошла без букета и тортика. Пытки в кадре были.

Но повторюсь - заранее было понятно, чем всё закончится. Возможно, из-за того, что фильм снят по реальным событиям, история и получилась не такая кинематографическая и зрелищная, но смысл её понятен и прост. И смысл во всепрощении. Хороший смысл, согласен. Посыл правильный. Но я как-то ожидал большего, если честно.

Определенно, фильм многим способен понравиться. Он красивый, с хорошими актерами. Играющих плохо - в кадре просто нет. Так что посмотрите, он такой - для всех возрастов, рас и вероисповеданий. Просто я, повторюсь, избалован уже.

25 декабря 2016 | 09:33
  • тип рецензии:

Физические раны имеют свойство заживать, душевные – пронзительно терзать и нарывать. Что как ни война доказывает это. Выбравшись из плена, Эрик Ломакс (Колин Ферт) навсегда остается в клетке своей боли. Она, терзающая и беспрестанно ноющая, подобно старому военному мундиру, запрятанному в отдаленной нежилой спальне, затаилась в дальних закоулках измученной души в ожидании коротких, но таких острых и обессиливающих моментов выхода. Как дуновение ветра, бодрящего и по-весеннему свежего, в жизни Эрика появляется Патти (Николь Кидман). Она, став своеобразной точкой опоры, сделала для него возможным пересечение границ, разделяющих мир страданий, затаенной злобы и жажды мести с миром покоя, обретенного через прощение. Месть как мощная, движущая сила, соприкоснувшись с силой не менее весомой – поддержкой и любовью жены, в конечном итоге, направляет Эрика на единственно возможный путь к освобождению – путь прощения.

Фильм, чья тематика интересна, а содержание способно породить не один виток размышлений, вышел на удивление суховато отстраненным, не дотягивает до той ноты, когда мощный эмоциональный прорыв неизбежен. Этому препятствуют моменты, казалось бы, незначительные, но все же заметно повлиявшие на восприятие картины. Медленный, наполненный романтикой, спокойный разбег, характерный, скорее, для мелодрамы, постепенно переходит в повествование, такое же неспешное по темпу, но отличное по своему тону. Наблюдая короткие, будто вспышки, приступы мистера Ломакса, погружаешься в мир человека, чья душа покалечена войной. Линии настоящего и прошлого, перемежаясь плавно и достаточно искусно, раскрывают потаенные уголки сознания героя, рассказывают о войне, но не через батальные сражения и грохот разрывающихся бомб, а через израненные судьбы отдельных людей, через страх, отчаяние и скорбь, отражающихся в их глазах. При этом режиссер, подолгу смакуя подобные кадры, усердно оттягивает развязку, будто желая оставить все самое вкусное на потом. Риск заиграться с терпением зрителя резко повышается. А что если тот самый финальный аккорд вдруг окажется не таким уж и вкусным?.. Что в таком случае способно оправдать вялое, не раскачивающееся до эмоциональных пределов и не интригующее до мурашек по коже, развитие событий?..

Несколько сглаживают не самое лучшее впечатление актеры, чьи имена говорят сами за себя. Похоже, именно их игра заставляет терпеливо следить за ходом истории, дожидаться конца. Мастерство впечатляет. Особенно запомнились Колин Ферт (а как же иначе) и Джереми Ирвин (почаще бы он снимался).

«Возмездие» – это небезынтересный фильм, требующий от зрителя терпения и усидчивости. Едва ли он выведет из эмоционального равновесия, но парочку душевных струн все же зацепит, отчего время, потраченное на просмотр, никак нельзя считать потерянным.

7 из 10

22 июля 2016 | 21:07
  • тип рецензии:

Сразу скажу, что прямых спойлеров в данной рецензии нет, но намёки на части сюжета есть =)

Итак, если снимают фильм на основе реальных событий, результат может быть либо провальным, либо отличным, полумеры здесь неуместны. 'The Railway Man' определенно - успех!

Во-первых, история эта не о мести как таковой, а о том, что человек должен и, что важнее, может оставаться человечным. Даже по отношению к тем, кто причинял боль. История о том, что врага можно понять, пускай даже годы спустя, и простить.

Во-вторых, история захватывает не только сознание и мысли смотрящего, но и его бессознательную, эмоциональную часть. С первых моментов в фильме, когда становится понятно, что Эрик Ломакс страдает от того, что с ним произошло во время японского пленения, хочется самому во всём разобраться и помочь герою. Хочется вытащить Эрика из раковины молчания и самоуничтожения. И очень греет душу то, что его жена, Патти, становится именно тем человеком, которому удаётся если не исправить произошедшее, то хотя бы залечить душевные раны. А когда вспоминаешь, что история не взята с потолка, а написана самим Эриком Ломаксом как напоминание потомкам об ужасах войны, о внутренней силе человека, о его добродетелях, постепенно возвращается вера в человечество.

В-третьих, Колин Фёрт и Николь Кидман в очередной раз доказали, что сыграть сложного, реального персонажа так, чтобы зрителю был понятен его характер и внутреннее состояние, можно и без огромного количества реплик и длинных вербальных пассажей. Это те актеры, которые не могут плохо делать свою работу, отчего фильм только выиграл.

Делая вывод скажу, что 'The Railway Man' подойдёт тем, кто разочаровался в людях, как лекарство от меланхолии и печали, для тех, кто хочет увидеть проблеск надежды. Ведь если есть на свете Люди с таким огромным и добрым сердцем как у четы Ломаксов, надежда жива!

9 из 10

22 января 2016 | 23:04
  • тип рецензии:

Этот фильм я стал смотреть из-за участия в нём одной из любимых мною актрис. Я говорю о Николь Кидман. В этой ленте, которая, кстати, основана на реальных событиях, она играет скорее роль второго плана. То есть не сказать, что ее мало на экране, но, в то же время, персонаж, которого играет Николь, как-то особенно не запоминается. Мне показалась эта роль довольно легкой. Я не увидел в этом персонаже каких-то сильных эмоциональных переживаний, чтобы его было сложно сыграть. Кстати, Кидман в этом фильме брюнетка, что, на мой взгляд, её очень идёт.

Сюжет, который рассказывает удивительную историю о прощении, о борьбе со своим прошлым и самим собой, довольно интересный. Не могу сказать, что фильм смотреться на одном дыхании, но, всё же, скуки я точно не испытывал.

Что точно не удалось передать создателям этой картины, так это ужас плена. Смотря все те сцены, которые по сути должны были навевать ужас войны, ужас плена, в котором находился главный герой, увы, у меня бурю чувств не вызвали. А прочувствовать атмосферу очень хотелось.

А вот операторская работа мне очень понравилась. В фильме присутствуют вообще очень красивые кадры, которыми хочется наслаждаться и пересматривать.

Картина, конечно, сложная. Или скорее нелегкая. Сама суть, сам посыл, который собирались донести до зрителя этим фильмом, понятен. А то, что все это на самом деле имело место быть дополняет ощущения. Но, вот атмосфера не чувствуется. Поэтому, фильм очень неплохой, но смотреть его во второй раз я вряд ли буду.

12 августа 2015 | 12:40
  • тип рецензии:

Если в вашем прошлом кто-то совершил над вами жестокое, унизительное и непростительное действие, будете ли вы готовы простить этого человека. Или же, несмотря на прошествие многих лет, вы все равно будете вынашивать план мести. Казалось бы, гораздо проще простить, но это не так легко, как кажется. С каждой мыслью о прощении прошлое вновь и вновь настигает вас, но нужно собраться с силами и хотя бы узнать об этом человеке, о том, изменился ли он. Думаю, такая идея была положена в основу биографической драмы «Возмездие».

Синопсис 1980 год. Ветеран Второй Мировой войны Эрик Ломакс во время поездки в поезде знакомится с женщиной по имени Пэтти, в которую безумно влюбляются. Вскоре Эрик и Пэтти женятся и, казалось бы, их должна ждать долгая счастливая жизнь. Но призраки прошлого донимают Эрика, что сильно беспокоит его жену. Пэтти решает узнать тайну прошлого мужа у его фронтового друга, не предполагая, о каких ужасах ей придется услышать.

Игра актёров Актёрская игра, несомненно, была великолепной и незабываемой. И неудивительно, ведь в актерский состав вошли настоящие звезды мирового кинематографа, включая Колина Фёрта, Николь Кидман и Хироюки Санада. Колин Фёрт удачно передал образ человека с ужасающим прошлым, которого в течение многих лет мучили невыносимые кошмары, из-за которых он порой не может контролировать себя. Также понравилась игра Николь Кидман, исполнившей роль простой англичанки, которая предана своему мужу и готова пойти на все ради его душевного спокойствия.

Режиссура Если честно, режиссура подкачала. С одной стороны, режиссер удачно подчеркнул трагедию, которая развернулась в Юго-Восточной Азии в годы Второй Мировой войны. Он красиво совместил семейную мелодраму с военной драмой. Действительно, это сочетание смотрелось на экране очень гармонично. Однако ряд нюансов не могли не снизить оценку. Так, например, меня смутило, что режиссер не учел того факта, что герои находясь несколько месяцев в плену должны были исхудать, и у них должна была хотя бы вырасти щетина. Затем мне не понравилась историческая ошибка, что якобы американцы освободили военнопленных англичан, хотя это осуществили войска Великобритании. Т. е. таких факторов не мог не испортить общее впечатление. Однако хотелось подчеркнуть, что режиссер хорошо предал природу человеческих взаимоотношений, а именно связь между главным героем и его врагом.

Сценарий Сюжет фильма тоже меня не слишком обрадовал. С одной стороны, было интересно смотреть на историю, как ветеран войны пытается справиться с муками прошлого, связанного с пытками во время нахождения в японском плену. Мы видим, как из-за мучений мужа сильно переживает его жена Пэтти. Но, с другой стороны, мне не очень понравилось то, как развивается сам сюжет, т.е. мне не понравилась структура сценария. Все как-то смешно. Я не имею в виду, нелинейное развитие сюжета, поскольку периодическое обращение к прошлому – это вполне нормально. Просто в фильме все происходит как-то резко. Вот главный герой встречает будущую жену, вот они женятся, вот жена узнает о проблемах мужа, вот она узнает о его прошлом, вот муж после самоубийства товарища решает отправиться в Сингапур с целью отмщения своему обидчику. И все это происходит без каких-либо переходов, как будто напихали все в одну кучу и все. Я, конечно, понимаю, что сценаристы не хотели растягивать картину, а сделать ее лаконичной. Но, на мой взгляд, четко выверенный сюжет придал бы киноленту логичности и легкости в восприятии.

Итог Честно говоря, «Возмездие» произвело у меня двоякое впечатление, но все же оно ближе к положительному, благодаря актерскому составу и вообще затронутой теме истории. Не буду повторять основные моменты, т. к. они были озвучены выше, но чтобы самому понять картину, нужно самому ее и увидеть, что я вам и советую.

7 из 10

07 июля 2015 | 13:25
  • тип рецензии:

Во время Второй Мировой войны британский офицер Эрик Ломакс был захвачен в плен японской армией и вместе с другими плененными сослуживцами отправлен на строительство железной дороги, которая должна была соединить Таиланд и Бирму, и прозванная впоследствии «Дорогой смерти». Для очень многих, кто ее строил, эта железная дорога действительно материализовалась в смерть, в бесконечное металлическое ничто для тысяч обреченных. Эрик выжил, он продолжил свой нелегкий путь по дороге жизни, терзаемый кошмарами прошлого, которые ни на минуту его не отпускали.

Впервые широко представленный в рамках прошлогоднего кинофестиваля в Торонто, четвертый по счету полнометражный фильм австралийского режиссера Джонатана Теплицки «Возмездие»(в оригинале же просто «Железнодорожник») является экранизацией автобиографического бестселлера Эрика Ломакса, с предельной достоверностью и честностью рассказавшего о своем пребывании в японском плену и жизни после него. Впрочем, «Возмездие» ни в коей мере не относится к категории экранизаций, точно следующих букве литературного первоисточника, что во многом характерно для большинства картин с привкусом голливудской архетипичности, на выходе представляя из себя ни классический академичный байопик, ни броскую военную драму, а предельно сдержанное по режиссерской тональности творение, пронизанное аллегоричностью и притчевостью повествования с практически библейскими догмами, заложенными в суть ленты и преподнесенными, впрочем, для зрителей без излишней прямолинейной нравоучительности и стерильной выхолощенности.

Джонатан Теплицки в угоду большей драматургической насыщенности пожертвовал исторической достоверностью картины, перекроил во имя художественных целей, до определенного момента действия оправданных, время реальное и больше приблизил фильм к этакой нарочитой условности, в которой реальным героям отведена роль метафорических выразителей заложенных в картину идей, которые столь же многослойны, как и сюжет, разделенный на несколько периодов жизни Эрика Ломакса, с филигранной психологической достоверностью и этакой британской утонченностью воплощенного как Джереми Ирвином, так и Колином Фертом. Элегантность и драматичность исполнения подчеркнута и элегантной, сдержанной, сбалансированной режиссурой Джонатана Теплицки, характеризуемой практически полным отсутствием натуралистичной жестокости(ужасы войны как таковые остаются скорее за кадром, при этом ломка характера Эрика показана достаточно убедительно в своем реализме), но имеющей изысканную визуальную вязь и сочный психологизм характеров. По своему настроению «Возмездие» неуловимо близок Дэвиду Лину и его фильмам, в которых сугубо личное и лирическое всегда умело чередовалось с масштабностью и эпичностью действия, всеохватывающим историческим конфликтом и местом человека в нем, хотя картина Джонатана Теплицки, конечно же, чуть менее изобретательна, более прямолинейна с огневой позиции нарратива, а местами просто слишком испорчена современными постмодернистскими игрищами в полижанровость без явного сосредоточения на чем-то одном.

Вонйа по сути своей, глубоко порочной и извращенной, никогда и не отпускала Эрика Ломакса. Даже спустя более чем 30 лет он по-прежнему находится там, в лагере для военнопленных, испытывая на себе все тягости отпущенных ему мучителями страданий, которые невыразимо жестоки и нестерпимо бесконечны. Он все еще строит свою «Дорогу смерти», не находя успокоения и умиротворения. Он постоянно находится в пути, все самые значительные события в жизни Эрика произошли или были напрямую связаны с железной дорогой, которой в фильме отведена роль центрального всего сюжето-, и смыслоообразующего символа жизни и смерти, которую суждено будет пройти всем и каждому. Вся жизнь Эрика «после» ада лагеря — это сплошной поиск себя в изменившемся мире, мире послевоенном, пережившем травмы войны и зализавшем свои шрамы. Шрамы же Эрика столь глубоки и столь болезненны, что исцелением должна стать лишь месть, неизбывная и неизбежная. Но при этом мстящий полон сомнений, его раздирает изнутри дилемма морально-этического плана, ведь даже у самой праведной мести есть своя темная, губительная сторона, ибо никто, кроме Бога, не имеет право отнимать человеческую жизнь, даже если им руководят высокие цели и устремления. Помимо желания отомстить, отплатить болью за причиненную и все еще мучительную боль в человеке должно быть как его неотьемлемая часть души и спасительное милосердие, право на прощение.

Однако по другую сторону морального конфликта фильма находится тот, кого следует ненавидеть всей душой, воплощенное зло из лагеря — Тагеси Нагаси. Теплицки, не стремясь занять конкретно чью-либо позицию, вплетает в сюжет фильма историю раскаявшегося японского офицера Нагаси, который, прожив долгую жизнь, уже давно наказал себя сам за все преступления, совершенные его руками тоталитарной системой власти, в которой он был не игроком, а всего лишь пешкой, малозаметной частью всеобьемлющей системы, для которой жизнь человека не имеет внятной цены. И столкновение двух героев, в свое разделенных сторонами военного конфликта, находившихся вынужденно по разные стороны и обладающих своей правдой, полно драматизма и непредсказуемости финального решения заложенного в фильм тротила этой сложной моральной дилеммы. Уже не враги, но совсем и не друзья, Эрик и Тагаси обретают желанный катарсис каждый по-своему: один — не преступив божьи заветы и не став убийцей, другой — подчинившись им, сполна наказав себя и истерзав садистским самобичеванием собственную неспокойную душу. В конце «Дороги смерти» суждено будет увидеть не тупик, а множество поворотов.

03 июля 2015 | 20:51
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: