Вот только недавно прошла волна картин про таинственные лаборатории, где царила типичная секретность, да производились эксперименты, естественно, приводящие к плачевным итогам. Разгребать те самые итоги туда отправляют группу спецназа, которые с испуганным, ничего не понимающим взглядом, практически весь фильм будут ползать по каким-то трубам, лишь изредка выходя наружу, подышать свежим воздухом. Противостоять им будут различные мутации, хотя различные, это слишком громко сказано и кроненбергкая сценарная завитушка, в виде мозговой атаки. Если первое было скудно и ужасно примитивно, то вот подражательство вышло пускай тоже не ахово, но хотя бы вызвало мало-мальский интерес. Но и эта позитивная нотка, к сожалению, быстро себя исчерпала.
Дешевизна чувствовалась во всём. Сам лабораторный комплекс состоял из парочки комнатушек, основные строительные амбиции пошли на трубный лабиринт, где видимо удобней творить. Актёрская игра также была не на высоте и это мягко сказано. Постоянные отчаянные переигрывания, которые, то и дело, переходили в кривлянья, смотреть на это приходилось через силу.
Фильм не буду рекомендовать к просмотру, это дешёвая попытка снять приличный триллер, с примитивным исполнением. Не верьте положительным отзывам - эта картина не на любителя, это откровенный шлак, не тратьте на него своё время.
Австралийский кинематограф никогда не славился своими именитыми фильмами ужасов, однако ежегодно стараниями местных энтузиастов выходит в свет несколько десятков хорроров. Конечно же среди них только небольшая доля достойна внимания зрительской аудитории, но и этого уже немало. Самыми знаменитыми австралийскими хоррорами последних лет стали кровавые слэшеры. Почитатели жанра без проблем вспомнят такую памятную дилогию, как «Волчья яма», однако не меньшее внимание уделяется и морским чудовищам. Всевозможные «Крокодилы», «Акулы» и прочие монстры так и норовят испортить отдых каким-то заезжим туристам или же беспечным местным жителям. Конечно иногда кинематографисты уходят то в мистику («Бабадук»), то в популярные ныне во всем мире псевдо-документальные съемки («Туннель»), но это скорее исключение из правил. Хотя, как известно, то, что является меньшинством, зачастую привлекает внимание огромного количества зрителей, жаждущих чего-то необыкновенного. Эти истины хорошо осознал молодой режиссер Джастин Дикс, некогда работавший художником на «Штормовом предупреждении», еще одном известном австралийском слэшере, а также принимавший хоть и скромное, но все же участие во втором эпизоде «Звездных войн» Джорджа Лукаса в качестве актера третьего плана. Понимая, что наконец-то пришел черед попробовать себя в качестве руководителя творческого процесса, Джастин Дикс решает сыграть на территории Пола Андерсона и его «Обители зла». Конечно для голливудских холмов история о спецназовцах, противостоящих полчищам генетически воспроизведенных монстров в темных коридорах заблокированной лаборатории уже давно стала обыденностью, но для австралийского кинематографа опыт в съемках качественного фантастического триллера с элементами ужасов явно не помешает. Таким образом в 2012-м году увидел свет фильм под названием «Подвал», сам по себе намекающий о месте действия всего повествования. Конечно проект Дикса не стал открытием, не завоевал мир, но доказал, что постановщик обладает явным талантом и способен впоследствии сделать неплохую карьеру. Главное, что какую-никакую, а заявку на успех он сделал вполне себе внушительную. А как для никому не известного дебютанта так и вовсе замечательную.
Итак, сюжет фильма разворачивается где-то на просторах австралийской глуши, где в 1966-м году военные организовали секретную лабораторию по исследованиям неких инновационных биологических технологий. Целыми десятилетиями деятельность ученых была относительно безопасной, но как только связь с лабораторией прерывается, то начальство решает на жесткое и бескомпромиссное решение – уничтожить всех, кто находится в здании и стереть все свидетельства проводимых экспериментов. Главным героем фильма выступает капитан Марио (Дитч Дэвей), который в компании со своими верными сослуживцами, Форпаком (Эдди Бару) и Вики (Пета Сержант) входит в подземелья исследовательского центра и принимается с педантичностью следовать приказам уничтожая всех, кто попадет к нему на прицел. Казалось, что задание будет предельно простым и у спецназовцем не возникнет проблем с его выполнением, но дело начинает приобретать неожиданный поворот, когда Марио в одном из ответвлений бесконечных коридоров встречает любимую женщину из своего далекого прошлого, очаровательную Еву (Эмбер Клэйтон), которую он считал погибшей. Героиня абсолютно ничего не помнит и даже не подозревает, кто она на самом деле и как оказалось в огромном подземном комплексе. Единственное, что можно знать наверняка, так это то, что Ева стала жертвой экспериментов и теперь обладает экстраординарными способностями, которые пока что дремлют, но в любой момент могут вырваться наружу. И на чью сторону встанет Ева – бывшего возлюбленного Марио, нарушившего ради нее прямой приказ, правительства или же свою собственную, большой еще вопрос…
Джастин Дикс относится к той категории режиссеров, которая может без серьезных финансовых затрат, приглашения звезд первой величины и в ограниченных условиях создать кино, которое интересно смотреть вплоть до финальных титров. Постановщик поместил своих героев в обыкновенные, ничем особенным не выделяющиеся бетонные коридоры и комнаты, выдав парочку автоматов и самолично прописав для них довольно сочные партии. Конечно поначалу «Подвал» смотрится, как рядовая поделка категории все той же «Обители зла» или «Doom». И действительно, герои четко и отлажено бродят по неизвестному зданию уничтожая людей и монстров, которые попадаются им на глаза. Никаких сюрпризов, все профессионально и слаженно. Конечно поначалу смотреть представленный фильм несколько скучно, хоть и снят он на должном уровне. Спеэффектов в картине не много, но исполнены они на должном уровне, операторская работа может похвастаться грамотными ракурсами и в нужный момент способна подчеркнуть необходимое. Также стоит отметить, что в отличии от большинства схожих картин, действие «Подвала» можно рассмотреть во всех деталях, так как режиссер решил не экономить на осветителях и фонарях, насытив потенциально непроглядные коридоры ярким светом. Зачастую постановщики прибегают к приему затемнения кадра для того, чтобы скрыть шероховатости сюжета и отсутствие должного финансирования. Джастин Дикс решил пойти иным путем и сделал основную ставку на интригу вокруг личности Евы и других подопытных. Оказывается, что многолетние эксперименты носят совершенно иной характер, и все наши домыслы могут разбиться в пух и прах после откровений режиссера. Конечно Джастин Дикс мастер своего дела и он умело обвел нас вокруг пальца, выпустив на экран парочку эффектных монстров и заставив его героев как следует пострелять. Но все же противостояние с неестественными мутантами, это лишь ширма для того, что будет далее.
Немалая заслуга в том, что «Подвал» увлекательно смотреть лежит не только на режиссере, но и на актерском составе. И пусть вы не встретите в титрах звездных имен, это не говорит о том, что профессионализм их работы можно ставить под сомнение. Честно сказать, ранее я ничего не слышал об исполнителе главной роли Дитче Дэвее. Актер известен в основном у себя на родине, но ясно одно – драматические роли явно ему по плечу. Капитан Марио в его исполнении может похвастаться строгой военной выправкой и настоящими, неподдельными чувствами и эмоциями, которые могут как придать ему сил, так и погубить его. Эмбер Клэйтон, воплотившая главную загадку картины, Еву, является главным украшением картины Каждый раз, когда оператор выхватывает ее облик, мужская часть аудитории неизменно приободряется. Но не одной внешностью может похвастаться Клэйтон. Она являет собой тот редкий случай, когда красота и талант уравновешивают друг друга и за игрой актрисы более, чем интересно наблюдать и на ее ужимках и мимике можно строить смелые предположения о случившемся в лаборатории.
В итоге хочу сказать, что «Подвал» несмотря на довольно тривиальное начало впоследствии начинает неподдельно интриговать. Джастин Дикс с успехом начал освоение режиссерской профессии создав один из лучших фантастических хорроров австралийского производства последних лет. Основной упор Дикс сделал на качественное развитие повествования, которое полностью завладевает разумом зрителя. И благодаря подобному подходу к делу можно смело закрыть глаза на определенные визуальные недочеты, ведь эффекты здесь не играют роль первой скрипки.
Элитный спецотряд спецназовцев отправляется в секретную подземную лабораторию, чтобы найти и при возможности спасти и доставить живыми и невредимыми группу научных сотрудников из так называемого Pine Gap - засекреченного австралийского военного городка. Прибыв на место и спустившись в искомые подземные глубины, 'солдаты удачи' сталкиваются с некой неизвестной силой, препятствующей их дальнейшему проникновению в бункер. Но, когда они обнаруживают таинственную блондинку Еву, страдающую амнезией, события постепенно начинают вовсе выходить из-под контроля.
Австралия никогда особенно громко не шумела на жанровых просторах фильмов ужасов и преимущественное большинство по-настоящему широко известных австралийских хорроров относится к картинам Эндрю Трауки, Грега Маклина, Колина Эгглстона и ранних Саймона Уинсера и Стивена Хопкинса, причем главенствующими поджанрами в истории австралийского жанра ужасов являлись и являются и по сей день или зоохорроры, или сурвайвл-хорроры с элементами torture porn и слэшеров, как, к примеру, 'Волчья яма' или 'Штормовое предупреждение' и 'Опасная природа' Джейми Блэнкса.
Однако в 2012 году австралийский хоррор пополнился тремя высококачественными картинами, снятыми в непривычных для этого континента жанрах, а именно изощренным сатирическим корпоративным сплэттером 'Корпорация Редда', комедийным порнопыточным ужасом '100 кровавых акров' и лентой режиссера-дебютанта Джастина Дикса, одного из творческих соратников Джейми Блэнкса, носящей чрезвычайно лаконичное название 'Подвал'.
Данный фильм приблизительно первые полчаса кажется не более чем второсортной калькой с культовой 'Обители зла' Пола Андерсона, с буквальной точностью воспроизводя основные элементы сюжетной фабулы андерсоновского творения. Но в дальнейшем и вплоть до самого финала Джастин Дикс совершает в фильме сильнейший жанровый разворот на 180 градусов и тех, кто ждал с нетерпением и явным раздражением появления кровожадных гнилых зомби, уготован самый, пожалуй, огромный сюрприз данного фильма, представляющего из себя искусно сотканное полотно из качественного кровавого экшена, фантастического фильма ужасов и триллера.
Раскрывать все секреты фильма, конечно же, не стоит, однако исключительный факт неожиданности и умелое владение режиссером художественных особенностей и атрибутики хоррор-жанра делают 'Подвал' одним из самых впечатляющих открытий в своем жанре. Причем как с точки зрения нарратива, так и с точки зрения атмосферы фильм практически безупречен и на фоне остальных творений австралийского кинематографа ужасов 'Подвал' смотрится свежим и весьма интересным проектом, в котором наличествует как качественная режиссура с сочной операторской работой Саймона Озолиньша, так и продуманная сюжетная интрига и масса харизматичных персонажей впридачу.
Актерский костяк фильма, безусловно, мало что скажет большинству из зрителей, ведь в основном в главных ролях в этой картине заняты или телеактеры, или вовсе дебютанты, для которых 'Подвал' стал первым ощутимым прорывом в мир кинематографа. Но, в первую очередь, хочется отметить актрису Эмбер Клейтон и ее героиню Еву, являющейся ключевым персонажем всей интриги картины. Актриса с заданной ролью справилась просто отлично, создав весьма интересную героиню с неоднозначным характером. Удовлетворительный уровень актерской игры продемонстрировали в фильме также Пета Сержант, Дитч Дэвей и Николас Белл, хотя преимущественно все мужские персонажи ленты несут в себе явственный отпечаток шаблонной архетипичности.
Итак, 'Подвал' - это весьма интересный и неожиданный по многим своим параметрам фаетастический фильм ужасов от режиссера-дебютанта Джастина Дикса родом из далекой Австралии. Не без определенных недостатков, которые, впрочем, простительны, с качественным режиссерским и сценарным наполнением и динамичным стильным саундтреком от Джейми Блэнкса, данный фильм явно придется по вкусу искателям хороших и недооцененных хорроров. Динамичное, кровавое и яркое зрелище, которое не должно разочаровать ни в коем случае.
Интернет, жёлтая пресса - всё переполнено историями разной степени интересности о множестве тайных лабораторий, занимающихся какими-то невероятными исследованиями, экспериментами или разработкой сверхсекретных технологий и вооружения. Подобные истории являют собой весьма благодатную почву для создания всевозможных фантастических триллеров.
Так и здесь - в огромном сверхсекретном подземном комплексе лабораторий что-то пошло не так. Для урегулирования вышедшей из-под контроля ситуации туда направлен отряд бравых вояк с чётким приказом: убить тех, спасти этих. Солдат не задаётся вопросами, он выполняет задание. Но, как и следовало ожидать, первоначальный план проваливается, дела обстоят гораздо хуже и не понятнее, чем думалось; и карательный отряд с наведения порядка переключается на попытки спасти собственные шкуры.
Возможно, это довольно неплохое начало для простенького отдыхающего фильма. Возможно, такое кино вполне могло бы быть нескучным и даже интересным. Но здесь как-то сразу всё начинает катиться по наклонной. Чем занимались в этих лабораториях? В процессе нам дадут ответ, вот только некоторые моменты картины совершенно не вяжутся с основной идеей сюжета. Они абсолютно лишние и выглядят, как просто попытки разбавить историю дополнительными эпизодами. Потом - сам комплекс. Впечатление такое, что здесь всего два-три кабинета, а всё остальное пространство занимают узкие коридоры и вентиляционные шахты. Не особо разгуляешься со сложной научной работой.
Актёрская игра огорчает отдельно. То ли все слишком уж усердствуют, отчего жутко переигрывают; то ли понимают, что актёры из них никудышные, и потому постоянно нервничают, только усугубляя и без того плачевное положение ленты. Пару раз проскакивает слабое подобие попыток показать достойную игру, но и они быстро глохнут и сходят на нет. Неубедительные эмоции, бесцветные диалоги, нелепые ситуации и совершенно не продуманные сюжетные ходы смешиваются в вязкую тягучую кашу, вгоняя зрителя в тоску.
'Подвал' - низкопробный, посредственный боевик с претензией на экшн и интригующую фантастическую историю. Претензией, оправдать которую картине не удаётся.