К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Анатолию Чубайсу повезло с женой. Обаятельная, талантливая и мудрая Авдотья Смирнова выдала вторую за год ироническую киноэнциклопедию русской жизни. Очевидная близость идеологических посылов ее новой ленты «Кококо» к предыдущей работе «Два дня», во многом схожий актерский состав заставляют говорить о дилогии. И если в первом фильме Авдотья на примере частной истории препарировала взаимоотношения интеллигенции и власти, то сейчас проделывает аналогичную процедуру с непростой любовью-ненавистью интеллигенции и народа.

В роли Народа зажигает Яна Троянова – муза и супруга ученика Коляды Василия Сигарева, драматурга с устоявшимся мировым, а кинорежиссера – со звучным внутрироссийским именем (см. «Волчок» с той же Яной в главной роли). Сама Яна – блистательная и аутентичная актриса, в «Кококо» предстающая в образе обаятельно-жуткой - и в то же время жутко-обаятельной – провинциальной шалавы, которая случайно оказывается гостьей-сожительницей музейного «синего чулка» –воплощения Интеллигенции с лицом Анны Михалковой.

Яна, точнее, ее героиня по имени Вика – ходячий кошмар любого человека с образованием выше среднего: жуткий вкус, ноль такта, минимум знаний за пределами учебной программы второго класса. Музейщица Лиза – столь же трогательно-карикатурное изображение высоколобой бледной немочи: бестолковая личная жизнь, полное отсутствие даже намека на витальность и все возможные комплексы, включая пресловутый комплекс вины интеллигента перед «простым человеком». Дуэт потенциальных монстров выдает тонкий и ироничный спектакль, не оставляющий равнодушным ни на секунду. Возня Лизы с Викой, от экспресс-курса культурологии до судорожных попыток трудоустройства то в музей, то на телевидение, выглядит нелепой дрессировкой собачки, из которой пытаются сделать волка, а ей нравится оставаться дворнягой. Последнее определение метафорично, но не слишком преувеличено - Вика и правда недалеко ушла от животного, если судить ее по пониманию отличий рококо от арт-деко. Зато – у нее в избытке столь же собачьей искренности и безошибочного стремления заступаться за своих хоть перед богом, хоть перед чертом.

Авдотья вновь показывает свое, похоже, главное умение – легко и изящно говорить о важном и даже страшном. Казалось бы, вышеописанный сюжет дает прекрасный повод обжечь глаголом сердца разных категорий зрителей. Смотрите, вот вы – быдло. А вы - высокомерная плесень. Узнали себя? Узнать-то узнали. Но стремления убиться об стену это горестное, в общем-то, узнавание не провоцирует. Авдотья вместе с соавтором сценария Анной Пармас блистательны в диалогах, заставляя вспомнить лучшие образцы совместного творчества Рязанова – Брагинского, и этот блеск не призван ослепить зрителя осознанием свойственной никчемности – несмотря на нарастание злой иронии к финалу. Ну, да, вот мы такие, снова две непонимающие, но и не могущие друг без друга страны, у которых неразмыкаемые объятия плавно переходят в удушение. Других нас у нас точно не будет. Пигмалионовско-хиггинсовкие попытки узреть в е-буржской (спасибо Авдотье за укрепление имиджа родного города!) хабалке Элизу Дулитл обречены на провал - вместо безупречно лондонского the rain in Spain stays mainly in the plain неизбежно будут нестись «Валенки». А посему – возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке, и споем вместе про вязаный жакет. Вот такой будет наш ответ культурологическому и социальному разлому. Такое вот рококо в кокошнике.

8 из 10

20 июня 2012 | 23:35
  • тип рецензии:

Две разведёнки из разных страт общества. Случайная встреча. Досадная неприятность. Любезность одной. Благодарность другой. Совместное пьянство. Что-то вроде дружбы. Пресловутый треугольник. Ревность и прочие смешанные чувства...

Название фильма не обманывает: куриные ассоциации очень скоро находят своё оправдание в эпитетах, которыми хочется наградить главных героинь. Если 'интеллигентность' - понятие мутное, то от «интеллектуализма' обе точно отстоят равно далеко.

«Любезная» дамочка из Питера (Анна Михалкова) в некотором отрыве от реалий. Зато она помнит несколько 'умных' слов из школьной программы и самоотверженно пытается обучить им новую подругу (Яна Троянова). Та приехала из Ёбурга, тяготеет к разгулу, ведёт себя непредсказуемо и нередко бывает агрессивной. Находиться с ней рядом явно небезопасно. Но по сценарию все льнут. Впрочем, она не боится чёрной работы и дружит с канализацией - провинциальные качества, весьма ценимые в столицах.

Постоянная готовность выпить сближает подруг. Не менее высокая готовность к сексу становится причиной разлада.

Из идеи иронического сопоставления социальных страт ничего путного не вышло - взяты ложные основания. Как будто Манилова свели с Ноздрёвым. Сделать это можно лишь 'in vitro', в жизни – вряд ли. Как бы там ни было, при любых социальных атрибутах персонажей различие таких характеров останется определяющим.

Клоунская интеллигенция меня не тронула. А вот увязка 'народности' с вульгарностью показалась довольно мерзкой.

В целом, претенциозная и глупая хохма. Как по замыслу, так и по исполнению.

08 августа 2012 | 00:27
  • тип рецензии:

Боже же ты мой, ну сколько раз можно наступать на одни и те же грабли, выдумывать несуществующие конструкции про некую высокодуховную столичную интеллигенцию (креативный класс, рассерженных горожан и т.п.) - не от мира сего, с 'высокими отношениями', и как альтернативу -тупую, быдловатую провинцию, с винищем, беспорядочным трахом, низменными инстинктами? А потом, через недолгое историческое время наоборот: народ-духоборец с одной стороны, и гнилая, разложившаяся интеллигенция - с другой!

Где, в каком сне Веры Павловны Дуня видела эти картонные персонажи? Ведь гораздо более вероятно другое развитие сюжета: провинциалка, работающая в каком-нибудь ярославо-тамбовском филиале музея (Михалкова), приезжает в главную контору и видит, что музея давно уже нет, всё сдано под офисы или склады, музейные коммерсанты занимаются оптовыми поставками соевых бобов из пункта А в пункт Б, никих песен под гитары не поют, а вторая героиня(Троянова) живет в бешенном ритме фитнесцентр-работа-отгузка бобов-перепих с коллегой-переговоры в банке о кредите-перепих с банковским работником в комнате переговоров- консультация с персональным диетологом-сон. Тоже, скажете, схема? Возможно, но гораздо ближе к реальности. И самое главное-выход за пределы надуманного круга, в котором уже которое если не столетие, то десятилетие, вращается определённый пласт русского искусства. Придумывают, создают картонную схему, а потом, когда схема ведёт себя не так, как положено, возмущаются в экран: 'Россия, ты одурела!'

Да не одурела она. Просто есть два мира, существующих параллельно и независимо друг от друга: Москва и Россия. В заигрываниях с властью определённая часть художественной интеллигенции (а по сути тусовки) услужливо придумывает то Чапая-героя, то Чапая-людоеда, то Колчака-карателя, то его же-Спасителя Отечества; то пролетариев в венчике из роз, то он же- тупое быдло, хомячки, планктон, уралвагонзавод. Искусственная жизнь, искусственное противостояние, фальшивые проблемы.

Жизнь, она другая, сложнее, с полутонами. Но разбираться в этом, значит идти против мейнстрима, объявлять что земля круглая, если в тусовке положено считать, что плоская и треугольная.

Бюджет фильма -1,5 млн. долларов, (годовая з/п Чубайса) сборы -0,5. Посмотрело 60 тыс. чел. Масштаб понятен. Не окупится никогда. Да оно и не требуется.

Не артхаус. Не комедия. Тусовочная жрачка среди своих. Ну как на концертах Задорнова про тупых американцев.

Весь фильм схематичен, состоит из десятков повторов фильмов советских и позже времён. Песня старая, слова чужие, мотив украден. Ну и что? Просто Дуня захотела позабавиться. Делает это как может. Но пока мы в очередной раз придумываем чарльстон под названием 'У моей девочки есть одна маленькая штучка', мир проносится мимо. А нам это и не надо: по кругу оно надёжнее, с пути не собьешься.

03 февраля 2013 | 23:10
  • тип рецензии:

Нас можно поздравить: в России появился режиссёр, который снимает качественные добрые и нужные фильмы в жанре трагикомедии, без оглядок на авторское кино

'Два дня' с Раппопорт уже оставили на память отношения условных чиновников и условных интеллигентов. В новом фильме Смирнова сталкивает провинциальную барышню и научную сотрудницу Кунсткамеры. Смирнова с иронией поднимает тему митингов, национализма, 'народа', науки...

'Кококо' вместе с 'Шапито-шоу' - самые остроумные отечественные фильмы за последние годы. Замечательные диалоги, музыка Шнурова, Петербург на фоне. Анна Михалкова по традиции радует. Яна Троянова хороша, напоминает Полищук

Советую, конечно. Фильм о настоящих, не выдуманных людях. Смотрится на одном дыхании. И становится неуютно, когда фильм заканчивается. Как будто умный и остроумный человек решил завершить разговор. А хочется продолжения.

01 июля 2012 | 14:16
  • тип рецензии:

Почитал критику, посмотрел фильм. Если смотреть внимательно и непредвзято, то можно увидеть в нём историю отношений двух непохожих людей, разных характеров, из разных сред. Помните 'Короткие встречи' Киры Муратовой? Сюжет похож чем-то, согласитесь. Но там ни режиссёру, ни актёрам, ни зрителям не пришло в голову выдумывать и раздувать конфликт 'народа' с 'интеллигенцией' (ну или с классом управленцев), или там деревни с городом, просто нам рассказали историю о любви и о разных непохожих друг на друга людях. Вот почему, почему здесь я должен видеть притчу об отношениях 'наивного и беспардонного ' русского народа (читай - хама) с некоей абстрактной тонкой и звонкой 'интеллигенцией' (сострадательной, склонной к опеке, невротичной и обидчивой)? Вот почему мне навязывают этот конфликт и разделение людей по классовому признаку? Сейчас разве 19й век, когда были сословия и студенты 'ходили в народ' просвещать его? Нет, ребята, всё не так. Сейчас социальные лифты худо-бедно работают, причём в обоих направлениях, вчерашняя провинциалка становиться телеведущей, а интеллигент из семьи профессоров маргинализируется или покупает домик на севере и живёт отшельником, пописывая в живой журнал. На самом деле, люди не делятся на касты, сословия. Они играют те или иные роли. Сегодня - одни, завтра - другие. Это кажущийся феномен, зависящий от их собственной и общественной идентификации. Также как и конфликт 'отцов и детей' бессмысленен - вчерашние дети сами сегодня становятся отцами. Мир изменчив, он не есть косная неживая модель, и люди также изменчивые и живые. Выискивать (выдумывать) конфликты и противоречия по типу 'быдло - небыдло', 'умная интеллигенция - неумный народ', это ненамного более удачная затея, чем расписывать конфликт между людьми разный наций и рас. Как бы и можно, но не очень умно и красиво. Старо это, повторюсь, 19й век. В этом есть что-то от секты, деление на 'мы' и 'они'. Такое неумное занятие, именно потому, что оно от ума, а не от сердца и не от мудрости идёт. Да, мы разные, и это хорошо, это интересно, мы можем в каждом видеть своего учителя, а не врага (потому что он не такой, как мне удобнее и как мне привычнее). Что мешало бы показать, как дружба этих двух так сильно непохожих людей научила каждого из них чему-то новому и хорошему, помогла открыть себя с лучшей стороны?

Вика могла бы под влиянием подруги заинтересоваться искусством, стать более сдержанной и деликатной, развиться интеллектуально, заняться творчество, Лиза могла бы открыть в себе своего забытого (забитого) внутреннего ребёнка, ожить, стать спонтанной, живой, перестать бояться себя и жизни? Но нет! Вместо этого нам показывают пропасть, разделяющую двух женщин. Почти как 'Запад есть Запад, Восток есть Восток, вовеки им не сойтись'. То есть, ни о какой дружбе 'хама' и 'барина' речи быть не может. Пустила 'барыня' по доброте душевной уличную девку в свои покои, и вон оно что вышло. Жмёт корона... Ещё один важный момент хотел бы отметить. Неумение сказать 'нет', неумение объясниться, настоять на своём, прямо сказать о своём неприятии чего-либо, будь то фонтан в моём доме или другие немилые мне вещи, или давно себя исчерпавшие 'токсичные' отношения, например, это отнюдь не от хорошего воспитания, коим можно умиляться, это не 'интеллигентность', это от слабого характера, от неуверенности в себя. И приводит к очень печальным последствиям зачастую. Нужно научиться этому - вежливо, без аффектов, но чётко говорить 'нет', 'для меня это неприемлемо', 'этой вещи здесь не место' и пр.

Собственно, если отбросить все эти псевдопритчи о непростых отношения 'народа' и его 'добрых пастырей', то фильм неплох, концовка надумана, конечно, Яна Троянова местами переигрывает, как мне кажется, ну так на то это и кино, а не хроника. Режиссёр очень уж постарался навязать именно вот это своё личное видение этой истории. Её право. Но, можно посмотреть, есть забавные места, и доброта с милосердием стучатся в наши сердца, в общем, приятного просмотра.

29 декабря 2018 | 12:35
  • тип рецензии:

Ты ее сразу прописывать будешь или
сначала на работу примешь? (с)


Картины, где главные роли исполняют женщины, обычно рассказывают о банальных историях любви, либо о ненависти. «Кококо» - строится скорее на поговорке: «От любви до ненависти один шаг», то есть картина вбирает в себя все, что можно выжать из данной тематики.

Представительница питерской интеллигенции Лиза и провинциалка Вика знакомятся в поезде, идущим в Санкт-Петербург, где их обкрадывают. После общения с представителями правопорядка Вика едет к Лизе переночевать, да так и остается у нее. Она готовит, прибирается, пытается устроиться на работу и меняет не только обстановку в квартире, но и стиль жизни Лизы.

Авдотья Смирнова поставила картину, идущую параллельно и пересекающуюся с «2 днями», хотя они были более продуманными и легковесными.

Сюжет проекта стал ближе и понятнее народу, несмотря на то, что основные идеи и сцены режиссера остались неизменными (застолья, диалоги, отношения прослоек и слоев общества). Сценарий получился крайне смешным (авторы по большей части шутят над жизнью, страхами и обстановкой в России). «Трэшевый» финал возвращает зрителей к пословице из введения.

Дуэт Трояновой и Михалковой то, что дало жизнь сценарному тексту на большом экране. Игра Трояновой, взявшей образ Бондарчука, хотя и полностью перекрученный, прекрасно иллюстрирует обстановку в стране, такую смешную и одновременно грустную. Михалкова, идущая по стопам Раппопорт, сталкивается с неизбежными изменениями и меняется.

Юлия Снигирь примерила на себя кардинально новый образ, жаль, что ее роль оказалась так мала.

Большинство актеров второго плана перешли из «2 дней». Они отменно изображают то, что требует режиссер, несмотря на то, что им приходится повторяться.

Сергей Шнуров – идеальный аккомпаниатор городу на Неве. И хотя саундтрек не содержит хитов, его композиции отменно сопровождают героев в их «прогулках».

В итоге картина, скорее всего, получит наибольшую известность, выйдя на DVD и телевидении. А Авдотье Смирновой придется придумать новую тему для будущих проектов, т. к. эту она полностью отработала.

13 июня 2012 | 00:58
  • тип рецензии:

Не прошло и года, как...

Обычно так говорят, когда очень-очень долго ждут исполнения какого-нибудь обещания. То есть с сугубо негативной окраской. Я же хочу употребить слова «Не прошло и года, как...» в исключительно положительном смысле.

Итак, не прошло и года с премьеры «Двух дней», как Авдотья Андреевна Смирнова порадовала нас новым фильмом. И «порадовала» здесь тоже надо читать без всяких кавычек, задних мыслей и прочих подмигиваний, ибо - действительно порадовала!

Получилась своеобразная дилогия. Если «Два дня» условно были на тему «интеллигенция и власть», то «Кококо» - про «интеллигенцию и народ». В роли интеллигенции - Анна Михалкова, в роли народа - Яна Троянова.

Обеих я не то чтобы не люблю, но... так сказать, не проявляю к ним интереса. А Троянову так и вовсе боюсь, ибо боюсь большой энергии, которая непонятно в какую сторону может выпалить.

Именно Троянову я больше всего и опасался, когда шел на премьерный показ. Как оказалось, опасаться было чего - ибо энергия действительно буйная и неуправляемая. К счастью, энергия режиссера оказалась соразмерной, и выпалило в нужную сторону, никого не поранив.

Только в одном месте я увидел актрису, изображающую эмоцию, но не живущую ей. Всю остальную дорогу - стопроцентно живая и конкретная «народная» тетка, в меру хамящая, в меру распутная, в меру быдловатая. И совершенно без меры - трудяга. Именно последнее вызывает огромное уважение, при всех делах. Думаю, именно то, что Вика (героиня Трояновой) вкалывает как никто другой, делает ее в конечном счете симпатичной, вызывающей сочувствие.

Кажется, что интеллигентная Лиза (героиня Михалковой) на фоне такого «фонтана» может совершенно потеряться. Но получается так, что энергия Вики как бы выявляет слабые стороны Лизы - в первую очередь ее ложную вежливость. Желая поступать «хорошо», она раз за разом «стесняется» сказать, что она думает на самом деле, желая «помочь» Вике, давая ей ложные надежды. И потому в какой-то момент становится даже страшной, вываливая на подругу все свое накопившееся разом.

Все же фильм - при всей проблематике - получился прежде всего комедийный. И даже развязка (точнее, ее отсутствие) - при всем трагизме - заставляет зрительный зал ржать и аплодировать. А уморительный вокальный дуэт музейных работников (Геннадий Смирнов и Евгений Муравич) способен рассмешить до колик!

В общем, как и (почти) год назад, желаю:

- Дуне - поскорее снять новое кино (про интеллигенцию и что-нибудь там - чтобы уж трилогия получилась!),

- всем остальным - приятного просмотра!

15 июня 2012 | 04:09
  • тип рецензии:

Я не ожидал от этого фильма многого. Так уж сложилось, что сложившийся имидж его режиссера - Авдотьи Смирновой мне не симпатичен. Подумал, что будет скучно и банально. Тем более в одной их главных ролей - дочь Никиты Михалкова.

Однако, я посмотрел кино с большим интересом и, кстати, остались вполне позитивные впечатления.

Прежде всего два слова о сюжете. Смирнова создает весьма интересную модель столкновения двух реальностей - жизнь сталкивает вместе двух женщин, одна из которых живет в Питере, а другая в Екатеринбурге. Я не сказал бы что соревнуются провинция со столицей. Ведь Екатеринбург провинцией никак не назовешь. Режиссер пошла существенно дальше - она сталкивает две модели развития: прагматичную и интеллектуальную.

Актрисы замечательно сыграли свои роли. Если роль Михалковой предполагала прежде всего великолепную фактуру, то Яна Троянова удивила по настоящему. В сущности, она была 'мотором' этого фильма и именно благодаря ей многие сценарные эпизоды ожили и сложились в интересные зарисовки.

Кстати, я думаю что такие фильмы не нужно недооценивать и считать его исключительно 'внутренним продуктом'. Думаю, что именно такие фильмы нужно рекомендовать в качестве номинантов на Оскары и активно показывать на крупных фестивалях.

В итоге: фильм мне понравился. Очень важно, что режиссер сумела избежать лишнего морализаторства, отдав приоритет иронии.

7 из 10

07 августа 2012 | 18:48
  • тип рецензии:

Мне более всего понравилось удержание авторами фильма равновесия между образами двух героинь, тактичная раздача карт обоим. Никто не лучше и обоих несколько жаль.

Фильм чуть мелковат и камерен, но вполне четок по мысли и избранной теме, смотрится легко, не затянут. Хождение под музыку Шнура Михалковой по Питеру не может не напомнить о продюсерской руке Сельянова - помнится, в 'Брате' тоже были аналогичные хождения героя под музыку. Хорошая комедия с мыслью, актерскими работами, находками в диалогах и удачной мелкой моторикой.

Мне вот непонятно, неужто на 'Кинотавре' такое соцветие шедевров было, что для 'Кококо' совсем призов не нашлось?

8 из 10

13 августа 2012 | 08:54
  • тип рецензии:

После Эльдара Рязанова Дуня Смирнова, пожалуй, первый человек в нашем кино, который способен рассказать о тонкостях человеческих взаимоотношений простым и понятным языком, с теплотой, юмором и любовью. Режиссёр определённо нашла свою тему, и от картины к картине последовательно её развивает, переходя от рассмотрения бытовых историй и частных судеб к глубоким обобщениям масштабом со всю нашу многострадальную.

Первая полнометражная картина Смирновой «Связь» (2006) представляла собой довольно простую мелодраму о двух обычных людях самым обычным образом изменивших своим благоверным. В «Двух днях» (2011) история любви высокопоставленного чиновника и доблестного музейного работника хоть и приобретала сказочный мотив, но давала меткую и остроумную характеристику замысловато устроенному российскому царству-государству. В свежей работе с игривым названием «Кококо» Смирнова осваивает новые рубежи темы странностей любви, обращаясь к взаимоотношениям двух женщин. Заодно и портрет нашего с Вами общества здесь даётся мазками более смелыми, яркими и энергичными. Любовь к человеку при этом, как ни странно, остаётся.

В «Кококо» как и в «Двух днях» сталкиваются взаимосвязанные, но редко пересекающиеся полюса одного мира. Интеллигентная труженица Кунсткамеры Лиза (Анна Михалкова) встречает «хабалку» из «Ёбурга» Вику (Яна Троянова). Первая одержима этнографией народов Севера, думами о высоком, новостями по РЕН-ТВ и митингами с ОМОНом. Вторая не обременена грузом интеллектуальных забот и просто радуется жизни. Совершенно не похожих друг на друга героинь роднит один-единственный, но очень сильный фактор: несчастливая судьба-злодейка, обе разведены, обе нелюбимы. Это обстоятельство, а также неожиданный душевный порыв пробуждают в Лизе народнические чувства: она приглашает провинциальную гостью к себе пожить до поры до времени. Та, ясное дело, не отказывается. Вчерашние незнакомцы в поезде становятся подругами не разлей вода. Каждая, как может, стремится устроить счастье другой, что, само собой, ведёт к непредсказуемым метаморфозам.

Лиза, с подачи Вики, учится пить, курить, разве что не материться. Удары по печени становятся ежедневным ритуалом, а Лизина древняя ленинградская квартира начинает походить то ли на культовое место тусовок, то ли на проходной двор. Тяга к безудержному веселью сочетается в Вике с природной хозяйственностью – её новый дом блестит чистотой, и столы здесь ломятся от яств. Лиза, в свою очередь, со всей решительностью берётся устраивать карьеру провинциалки, немыслимую, по мнению интеллигентного человека, без образования. Духовно обогащающаяся Вика выучивает новые, какие-то совершенно дикие слова, вроде «модерн», «ар-деко», «кококо»… в смысле «рококо».

Отношения между героинями, наверное, можно назвать любовью, любовью в некотором высшем смысле. Каждая из них стремится не брать, но отдавать, пускай, быть может, и не всегда именно то, что нужно другому. Никто из подруг, как бы невероятно это ни звучало, не преследует корыстного интереса. Они действуют по велению сердца, и так, как умеют, временами неуклюже, каламбурно, но искренно. Увы, идиллия, как водится, долговечной не бывает. Отношения приручивших друг друга женщин вскоре дают течь. Проявив в достаточной степени свои положительные качества, подруги показывают, что способны на нечто большее. В случае с Лизой, оказывается, что образованность и интеллигентность, вовсе не отрицают готовности совершить самый тяжкий грех.

Двум берегам, как известно, не сойтись. Но ведь также известно, что милые бранятся – только тешатся. Метафора современной, да, пожалуй, и всегдашней России, точнее двух Россий со всей очевидностью просматривается в этой странной истории. Две России, как две героини фильма глядят в разные стороны, но не могут не сосуществовать, обе непохожи, но чем-то незримым объединены. Каждая из них не хуже другой, они просто разные. Удивительным образом, вопреки всем законам и правилам, то сближаясь, то враждуя, любя и ненавидя они дополняют друг друга. Вот так и живут. Финал трагикомичной истории взаимоотношений двух женщин открыт, что означает, что две России, так или иначе, с болью и со смехом, но способны примириться. Это вселяет надежду, особенно если закрыть глаза на то, что от сказочного элемента в своём творчестве Смирнова не спешит отказываться.

8 из 10

19 июня 2012 | 11:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: