Все знают, когда началась эпоха, связанная с Интернетом, но не все знают, с чего началось скачивание нелегального контента (музыки, фильмов, игр и пр.). Вот этот фильм и должен показать, с чего всё началось. Точнее, с какой компании это началось, кто сделал первый шаг. Лично я ничего о компании Napster не слышал и не знал до этого момента. Думаю, это связано с тем, что Интернет пришёл в Россию намного позже. Да, фильм упоминает, что в то время когда компания Napster вела свою деятельность, Интернет в США был достаточно медленным. Я сам застал то время, когда 50 Kib/s было довольно хорошей скоростью для Интернета в целом, а не только для одной какой-то закачки в частности. Тем не менее, в России в среде моих одноклассников ничего о Napster не слышали и не говорили в то время. Как мне кажется, в России эпоха скачивания пришла уже после закрытия Napster и в форме торрентов. Да, как я понял из фильма, всё началось именно с Napster, но продолжилось именно теми самыми торрентами, которые мы знаем сегодня и которые включают не только нелегальное скачивание музыки, но и всего, что можно вкачать и выкачать из сети Интернет. В этом смысле, т.е. если рассматривать именно с такой позиции, фильм интересен даже тем людям, кто не застал те времена эпохи 90-х.
Наверно самым примечательным в фильме является тема «А кто создал Napster?» и, следовательно, кто стал первопроходцем или первым пиратом? И это не какой-то учёный из MIT или сотрудник компании Microsoft, а человек, который никакого отношения к компьютерной отрасли не имеющий. Фактически, это школьник или группа подростков, которые с нуля создали то, что изменит не только музыкальную отрасль, а целый мир. По сути, фильм знакомит нас с этой группой подростков, как они пришли к идеи, как делали первые шаги, как росла группа людей использующих Napster и, конечно же, как на это реагировали те, у кого отбирали недополученные (теоретически) деньги за продажу музыки – музыкальные группы и звукозаписывающие компании. Примечательно, что если все звукозаписывающие компании восприняли подобную деятельность как нарушение их прав, то вот музыканты разделились. Одни утверждали, что за этими интернет-технологиями будущее и поэтому нужно приспосабливаться к этому, ведь и раньше люди менялись компакт-дисками с друзьями, чтобы экономить деньги (по сути, Napster работает подобным образом, с тем исключением, что «оригинал» остаётся у человека раздающего его, что выглядит немного не так, как «дать на время компакт диск или взять в библиотеке книгу). Однако другие музыканты прямо призывали покончить с воровством со стороны Napster (нужно добавить, что сама компания никакие действий не производила, т.е. она ничего ни у кого не брала). Примечательно, что возглавил этот крестовый поход ни кто иной, как бунтарская группа Metallica, а не какая-нибудь Селин Дион (Celine Dion). Главным же пострадавшим, кто начнёт основную борьбу с Napster будут, конечно же, звукозаписывающие компании. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что фильм можно поделить на две части: зарождение и развитие компании Napster и судебные дела, против этой компании.
Насколько интересно смотреть все эти судебные переплетения человеку, не жившему в то время в США? Не очень интересно. Однако главным всё же является появление этого явления и, разумеется, реакция общества. Ведь, по сути, в одно мгновение люди получили возможность бесплатно скачивать то, что раньше требовало довольно существенные суммы денег. Однако важным тут является то, что в то время не существовало никакой возможности получить только один конкретный музыкальный трек, следовательно, людям приходилось покупать весь диск целиком только ради одного-двух треков. Я хочу сказать, что фильм не учитывает вторую революцию, а точнее, контрреволюцию, в виде возможности платить и скачивать конкретный трек, а не платить за весь альбом. Это пришло только с появлением iTunes (музыка). Ну, а далее появились и набрали популярность такие сервисы как Steam (компьютерные игры), Netflix (фильмы) и Kindle/ Audible (книги/аудиокниги). Разумеется, последователи Napster существуют до сих пор, но они выглядят уже не так устрашающе, как это могло показаться в тот момент, когда Napster грохотал по улицам (точнее, кампусам, ибо большинство тех, кто пользовался Napster, были студентами) Америки. Фильм хорошо показывает, какой переполох он натворил, точнее, куда всё это шло и могло привести в будущем (но не привело по указанным выше причинам).
Тут нужно отметить, что, несмотря на то, что фильм выпущен в 2013 году, он ограничивается исключительно эпохой Napster и США. Тут нет ничего про другие страны, про самые узнаваемые пиратские бренды, которые пришли на смену Napster и т.д. и т.п. Фильм рассматривает исключительно подъём и падение компании Napster. В этом смысле, он неплох. Понравится ли он в 2023 году, большой вопрос, конечно. Я смотрел фильм дважды и первый раз он оставил меня совершенно равнодушным, ибо показался малоинтересным. Как я сказал, я не застал те времена и никогда не пользовался ни Napster ни его аналогами. Однако тем, кто увлечён историей Интернета и, следовательно, заметными интернет-компаниями, которые повлияли на сформировавшийся сегодняшний ландшафт Интернета, фильм, конечно, стоит посмотреть. Взять из него что-то для сегодняшнего дня не получится, но можно увидеть, что зачастую за прорывными инновациями стоят не гигантские корпорации, а подростки, делающие что-то в своём гараже. Иногда у нас получается компания Apple, а иногда, Napster. Но важным является именно КТО, а не ЧТО в итоге получается. В связи с этим напрашивается вывод, о том, как же создать инновационную экономику. Для этого нужна чуть ли не абсолютная свобода и даже, безумство, граничащее с откровенным нарушением и законов и социальных норм. Такое присутствует в очень ограниченном количестве стран, лидером которых являются, безусловно, США (Германия/Британия, на мой счёт, слишком законные для этого).