всё о любом фильме:

Соучастник

Collateral
год
страна
слоган«It started like any other night»
режиссерМайкл Манн
сценарийСтюарт Битти
продюсерМайкл Манн, Джули Ричардсон, Брайан Х. Кэрролл, ...
операторДион Биби, Пол Кэмерон
композиторДжеймс Ньютон Ховард
художникДэвид Уоско, Дэниэл Т. Доррэнс, Джеффри Кёрланд, ...
монтажДжим Миллер, Пол Рубелл
жанр триллер, драма, криминал, ... слова
бюджет
маркетинг
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$1 600 000
зрители
США  16.3 млн,    Великобритания  1.86 млн,    Франция  1.41 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время120 мин. / 02:00
Номинации:
Водитель такси оказывается в положении заложника, когда к нему в машину садится наемный убийца, заставляющий его наматывать километры по ночному Лос-Анджелесу от одной жертвы к другой. Нужно спасать — себя и последнюю намеченную убийцей цель…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
197 + 31 = 228
7.4
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Том Круз проходил подготовку по обращению с оружием под руководством Мика Гулда. Майкл Манн также тренировался в стрельбе из различных видов оружия, для того чтобы понять, как лучше всего снять экшн-сцены.
    • На одной из фотографий в палате Айды изображена Миша Бартон. На двух других фотографиях — кадры из сериалов «Фирменный рецепт» (1998) и «Сестра, сестра» (1994).
    • Роль водителя такси Макса мог сыграть Адам Сэндлер, однако в итоге роль досталась Джейми Фоксу.
    • Вэлу Килмеру сулили роль детектива, однако из-за постоянных переносов съемок расписание сдвинулось и совпало со съемками фильма «Александр» (2004). В итоге актер предпочел поработать под началом Оливера Стоуна.
    • Джеймс Ньютон Ховард заменил Ханса Циммера, также по причине задержки начала съемок.
    • В проекте мог засветиться и Рассел Кроу, ему должна была достаться роль Винсента. Эту роль мог заполучить и Эдвард Нортон.
    • Съемки должны были пройти в Манхэттене, однако режиссер Майкл Манн остался недоволен данным местом, и решил отснять весь материал в Лос-Анджелесе.
    • Для того, чтобы помочь Тому Крузу и Джейми Фоксу лучше сыграть свои роли, Майкл Манн написал увесистые биографии Винсента и Макса, где подробно рассказал о том или ином этапе жизни персонажа.
    • Фрэнк Дарабонт написал черновую версию сценария еще в сентябре 2000 года. Однако впоследствии его сценарий был существенно переработан.
    • Роль Винсента была предложена Колину Фарреллу.
    • Когда Макс и Винсент навещают маму Макса в больнице, она говорит, что Макс «может стоять напротив зеркала и разговаривать с самим собою». Принимая во внимания, что Макс — водитель такси, данная фраза — ссылка на сцену «Ты со мной говоришь?» из фильма «Таксист» (1976).
    • По словам Майкла Манна, Винсент способен раствориться в толпе, быть абсолютно незаметным среди множества людей. Во время подготовки к своей роли Том Круз работал курьером «FedEx», доставляя посылки на один из рынков Лос-Анджелеса. Никто его не узнал.
    • После трех недель съёмок Пол Кэмерон (оператор) покинул проект из-за творческих разногласий. Майкл Манн заменил его Дионом Биби.
    • Пистолет, который использует Винсент в джаз-клубе, — Ruger Mk III. 22. Другой пистолет Винсента — Heckler and Koch (HK) USP. 45ACP.
    • События фильма происходят 24-25 января 2004 года.
    • Стюарт Битти (сценарист) хотел, чтобы Роберт Де Ниро сыграл Макса. Де Ниро уже играл таксиста в фильме Мартина Скорсезе, однако Макс — абсолютная противоположность Трэвису Биклу. Студия посчитала, что роль Макса должен сыграть более молодой актер.
    • Перед тем как Майкл Манн занял режиссерское кресло, продюсеры предлагали Спайку Ли, Мартину Скорсезе, Фернанду Мейреллишу и Стивену Спилбергу поставить фильм.
    • Флэшка Винсента — PNY Attaché.
    • Компьютер Винсента — HP TC-1100 tablet PC.
    • В фильме, оперативная группа агентов ФБР состоит из настоящих офицеров оперативных подразделений ФБР, Администрации по контролю за применением законов о наркотиках и полиции Лос-Анджелеса.
    • Солнцезащитные очки Винсента — Silhouette 4048.
    • Телефон Винсента — Nokia 6800.
    • Фамилия Макса — Дурошер. Его полное имя можно узнать, обратив внимание на его карточку водителя.
    • Одна из немногих картин без начальных титров, более того, зрители, случайно попавшие на просмотр, не узнают и названия, так как все титры начинаются лишь по окончании фильма с надписи «Режиссер Майкл Манн».
    • Около 80 % сцен картины снимались на цифровую видеокамеру, так как в основном развитие сюжета происходит в темное время суток.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Фильм начинается в аэропорту и заканчивается в метро. «Схватка» (1995) Майкла Манна начинается в метро и заканчивается в аэропорту.
    • Ближе к концовке фильма на дисплее в метро можно заметить надпись: «Сегодня 25 января. Время 5:40 утра». Также в фильме содержатся другие ссылки на время: 21:30 — на дисплее «Fare reader» Макса, перед тем как Винсент убивает свою вторую жертву. 22:00 — когда агент Фэннинг звонит своему коллеге из морга. 2:20 — агенты ФБР едут в клуб. 4:47 — когда Макс звонит Энни по сотовому телефону с крыши многоэтажного гаража.
    • Винсент убивает 12 человек.
    • еще 25 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 3.5/10
    Впору заподозрить голливудскую суперзвезду Тома Круза в наличии неких магических способностей, возможно, приобретённых им во время изучения сайентологии, поскольку очередной фильм с его участием вновь преодолел престижный стомиллионный рубеж (бюджет «Соучастника» составил $65 млн.), а сам актёр, впервые сыграв резко отрицательную роль киллера, даже рассматривался в качестве претендента на «Оскар». И то, и другое весьма странно — картина опытного режиссёра Майкла Мэнна, который был некогда причастен к созданию популярного телесериала «Полиция Майами, отдел нравов», а также снял замечательный криминальный кинороман «Схватка», наполнена массой логических неувязок, иногда просто глупых. Круз же играет неубедительно и механистично, особенно в последних сценах, где явно напоминает… робота в исполнении Арнольда Шварценеггера в первом «Терминаторе». Спрашивается, почему у «Соучастника» такой успех? (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2175 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда на душе скребут кошки, я пересматриваю «Соучастник» с Крузом и Фоксом.

    Герои этой ленты ошеломляюще, чудовищно одиноки. Но их одиночество не разрушает и не наполняет их энергией — просто опустошает. Нет ничего, никаких тонких нитей, связывающего этих двух людей и остальные 16 миллионов Лос-Анджелеса. Это и объединяет этих двух, запертых в металлической коробке на четырех колесах — человека умеющего убивать и видеть людей насквозь в прямом и переносном смысле и жалкого неудачника, склонного к философско-экзистенциальным измышлениям.

    Завораживающая, почти трансовая поездка по городу под старые джазовые композиц
    ии… Их мысли, остатки их чувств, ровный, а позже рваный диалог между убийствами таких же жалких, никчемных и одиноких людей как они. Восприятие окружающего мира двумя муравьями мегаполиса, где никому ни до кого нет дела.

    9 из 10

    7 марта 2010 | 23:14

    Посетили меня смутные и неоднозначные ощущения от просмотра данного фильма, я бы даже сказал двоякие. Попытаюсь пояснить свое отношение.

    Сюжетная линия хотя и является достаточно оригинальной, всё же перегружена и слишком усложнена. Как мне кажется создатели фильма, в погоне за новизной ощущений и попытками не лепить клоны многочисленных триллеров, несколько перешли грань здравого смысла. Чтобы не вдаваться в подробности сюжета и не выдавать спойлеров, отмечу лишь, что действия одного из главных героев картины, в исполнении Тома Круза, через чур запутаны и нагромождены ненужными надстройками. По сути сценарий противоречит одному из основополагающих философских принципов — бритвы Оккама, который в формулировке Эйнштейна гласит, что «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». Здесь же налицо слишком запутанная история, которая по сути сводится к выполнению киллером своего задания, который по неведомой причине решил не пойти путем наименьшего сопротивления, а запредельно усложнить свою миссию, вмешивая в нее ненужных свидетелей и посторонних лиц, что так или иначе привело к ее окончательному провалу. Слишком много допущений и натяжек в сюжете, делает саму историю несколько нереальной и надуманной, то есть как кинематографический прием это в принципе оправдано: прямолинейность и простота редко повышает интерес к конечному продукту. Но если подходить с позиций здравого смысла, то вся история выглядит несколько притянутой за уши. Для чего идти окружным путем, если можно пойти напрямик? Особенно странно это выглядит с точки зрения матерого профессионала, действия которого должны быть подчинены логике и только логике.

    Помимо прочего в картине имеются ряд явных нестыковок и ляпов, после которых профессионализм очень успешного и скрытного киллера, вообще может быть поставлен по сомнение. Конечно это больше вопрос к сценаристу картины, который через увлечение формами, несколько подзабыл о содержании, да вообще про здравый смысл.

    Вообще как мне показалось кино оказалось слишком тяжеловесным. Здесь и не всегда уместное жонглирование психоанализом, когда герои вдруг начинают выдавать сентенции и суждения, которым позавидовал бы и штатный психоаналитик из окружной больницы; и философские рассуждения и диспуты о жизненных приоритетах, на которые главных героев вдруг пробивает в перерывах основной миссии. Складывается впечатление, что создатели фильма просто перенасытили фильм, сделали из него нечто громоздкое и потому кажущееся нереальным. Мне не совсем понятно, для каких целей все было так замешивать и насыщать излишними ингредиентами. Всё должно быть в меру, тщательно выверено и продумано, тогда этого будет интересным и оригинальным.

    К безусловным плюсам можно отнести великолепную актерскую игру, которая по большому счету вытягивает фильм и добавляет ему вистов и зрительского интереса. Исполнители главных ролей: Том Круз и Джейми Фокс просто блистательны. Именно их проникновенная игра и заставляет смотреть это кино. Вообще по мне главным критерием успешности актерской игры, является полное перевоплощение, когда при просмотре фильма забываешь про имена и фамилии актеров, а видишь лишь тот образ которые они пытаются до тебя донести. И это именно такой случай. Таксист в исполнении Джейми Фокса трогательно положительный, ему действительно начинаешь сопереживать, потому как в сущности это очень хороший и добрый человек, волею судеб попавший с тяжелую ситуацию. Напротив, герой Тома Круза это хладнокровный и отталкивающий персонаж, не вызывающий ничего кроме омерзения и презрения. На подобном антагонизме и построена картина и именно данный аспект умело выражен режиссером и конечно же отличными актерами. Но все-таки было бы слишком просто, построить всю структурную борьбу персонажей лишь на прямом противостоянии и однозначном антагонизме главных героев, чего и не было сделано. Финальная сцена, расставляет несколько иные акценты, которые хоть не меняют полностью полюса, но вносят легкий элемент сумятицы, очень легкий, почти невесомый, но всё-таки заметный. Нет герои не меняются местами, перед нами все те же: положительный и отрицательный герои, но последняя фраза героя Тома Круза, всё же западает в душу. Она как бы доносит до зрителя посыл, что хоть он отъявленный негодяй и циничный преступник, но он все-таки человек, а не машина для убийства.

    Отдельно хотелось бы отметить качественно выстроенный саундтрек фильма: он сопровождает нас на протяжении всего фильма и очень органично вплетается в сюжетную нить. Музыка чутко реагирует на малейшие изменения сюжета, дополняя его. Здесь она не просто фон и отражение истории, она неотъемлемая его часть, легким флёром создавая неповторимую атмосфера. Столь чуткое использование музыки не так уж и часто встречается в фильмах, хотя многие к этому стремятся, но почему-то мало у кого это получается.

    Вот такие взаимно расходящиеся векторы впечатлений остались у меня после просмотра данной кинокартины. В ней есть как и минусы, так и безусловные плюсы.

    7 из 10

    28 февраля 2011 | 21:49

    Очень даже стоящий триллер с небанальным сюжетом: киллер с чувствами, стойкий водитель такси, список жертв и пейзажи ночного города. Признаюсь, Круз в роли наемного убийцы со своими принципами и моральными устоями, меня впечатлил. Холодность снаружи, но какое-то еле заметное горение внутри. Такой тип героя нечасто увидишь, поэтому он особенно запоминается.

    Герой Джейми Фокса также не без сюрприза — вначале это запуганный таксист, умоляющий забрать машину и отпустить его с миром, а в конце лихой парень, на равных разговаривающий с криминальными шишками и спасающий девушку от пули своего попутчика.

    Триллер, достойный того, чтобы посмотреть его хотя бы раз.

    7 из 10

    27 июня 2010 | 21:29

    Когда актёр, всё время играющий хороших мальчиков, вдруг снимается в роли злодея, то нам, бедным зрителям, это уже интересно. Помните фильм «Шакал», где правильный Брюс Уиллис сыграл роль киллера? Блестяще сыграл!

    И вот теперь на такой же эксперимент решился Том Круз. Я никогда не был его поклонником, считая его слишком слащавым и правильным. Но в данном фильме он показал своё истинное лицо: холодное, пустое, болезненное лицо зверя, который не понимает зачем нужны люди на Земле.

    А вообще-то этот фильм — о том, как зло пробудило спящее, дремлющее добро. Негритянский таксист трудолюбив, правилен настолько, что даже его мать морщится от этой правильности. И понадобилось провести день в паре с киллером, чтобы «проснуться», чтобы нажать на газ в прямом и переносном смыслах.

    Может в этом и есть функция зла на земле? Чтобы мы, такие правильные, послушные, не дремали, а нажимали на газ и становились мужчинами? В этом вся прелесть фильма М. Манна! Он так тонко построил сюжет, что большую часть фильма мы сочувствуем злодею киллеру, а тихоня таксист нас раздражает своей правильностью, граничащей с трусостью. И только в финальной сцене в вагоне метро всё встаёт на место: зло исчезает, добро просыпается и получает в награду прекрасную девушку.

    Оценка — 8 из 10.

    2 сентября 2009 | 10:24

    Майкл Манн — режиссер высокоинтеллектуального и невероятно интересного кино. Он ведет увлекательное повествование и уделяет большое внимание деталям. Создатель таких хитов, как «Схватка» и «Али», Манн заставляет зрителя не только смотреть и слушать, но и становится частью фильма, полностью вовлекая его в действие на экране.

    Напряженность в картине бьет через край. Хотя сюжет, на первый взгляд, незатейлив. К молодому таксисту садится седой джентльмен. Ему нужно посетить за ночь несколько мест и успеть в аэропорт. За это таксист получит 600 долларов. Позже выясняется, что этот утонченный человек — хладнокровный убийца, который по заказу должен убрать пятерых, а таксист поневоле становится соучастником…

    Фильм развивается не очень быстро, но так снимать было частью плана Манна. Вначале он знакомит зрителя с персонажами. Эти двое — таксист и его пассажир — являются главными героями на протяжении всего фильма. И задача режиссера было показать не только внешние их стороны, но и их внутренний мир, основные черты их характера. Таксист Макс в исполнении Джейми Фокса очень порядочен, у него есть мама, которая в больнице, он живет только мечтами о тропическом острове, снимок которого у него висит над рулем. Его пассажир — хладнокровен и немногословен. Настоящий наемник. Он прекрасно знает джаз, в детстве был бит отцом и он настоящий профессионал своего дела. Но эти двое кажутся нам такими живыми, что кажутся абсолютно обыденными и ничем не выделяющимися посреди ночного Лос-Анджелеса.

    «Я не убивал его. Я только нажимал на курок. А убили пули».

    Главная заслуга в успехе фильма безусловно лежит на Томе Крузе, сыгравшего киллера Винсента. Безусловно, актеров, первоклассно играющих злодеев, в Голливуде стало больше. Ему неведом страх и вообще какие-либо сострадания. Он очень умен и у него на все имеется ответ. Он спокоен и немногословен, но его рефлексы молниеносны, как бросок кобры. Все его величие раскрывается постепенно, как и сам сюжет. Постепенно зритель узнает его фирменный почерк, когда в морг попадут первые трупы (две пули в груди, одна в руке — одна в голове). По сути, в нем не осталось вообще человеческого тепла и любви.

    И все же несмотря на всю свою бесчеловечность, герой Тома Круза был очень важен для героя Джейми Фокса, потому что смог указать последнему на все его ошибки и что тому нужно сделать, чтобы их исправить. Главной изюминкой фильма являются не перестрелки, а именно умные и насыщенные диалоги, ведь большую часть фильма занимают сцены внутри такси, которое медленно и размеренно едет по ночному Лос-Анджелесу, везя киллера от одной жертвы к другой. Убийца помогает хлюпику-таксисту стать тверже в характере, увереннее разговаривать со своим начальником, помогает ему разобраться в его чувствах к девушке, которую тот недавно встретил, Также советует ему почаще говорить матери, как он ее любит, ведь жизнь так коротка и надо пользоваться теми моментами, которая она дает…

    Картина снята в некоем современном нуар-стиле, отображая превосходный визуальный ряд ночного Мегаполиса, со всеми его пальмами, автомобильными дорогами, высотными зданиями… Музыка также очень гладко вписывается в отличную операторскую работу, от джазовых композиций, от которых приходит в восторг Винсент, до техно Пола Окенфольда в клубе «Лихорадка».

    Итог. Фильм постепенно наращивает темп, но за время просмотра ни разу не теряет пульса. Это не дорогой и ураганный блокбастер с невероятными спецэффектами, это просто замечательный и добротно снятый фильм про жизнь в ночном городе. Триллер с филсофской начинкой, с прекрасной актерской игрой Тома Круза и Джейми Фокса. Майкл Манн снова подчеркнул свое мастерство, сняв невероятно интригующую и убедительную картину.

    »Человек заходит в метро и умирает… Ты думаешь, что кому-то есть до этого дело?»

    29 октября 2011 | 16:02

    Хороший фильм, но не более.

    Моральная нить фильма достаточно сильная. Нужно брать все в свои руки и решать свою судьбу самому. Жаль, что главный герой понимает это только в последние двадцать минут фильма, которые проходят в реальном напряжении и полны динамизма и непредсказуемости. все же остальное время фильма — довольно скучные разговоры в такси, редкие перестрелки и ночные виды Лос Анджелеса.

    Мне только одного не понятно, куда ушел весь $ 60 000 бюджет? На зарплату Крузу? Примерно столько же стоил «Шакал», но там были и Уиллис и Гир, и динамики намного больше и эффектов. Кроме того, съемки на цифровую камеру не очень впечатлили. Может создавали больший эффект присутствия, но от этого фильм нисколько не выиграл.

    Не понравилось:

    - съемки выглядели дешево.

    - нет напряжения, а лишь вялое течение фильма, с постоянными разъездами и разговорами о жизни.

    - не обыграна тема со статусом «заложника». обычно он пытается как-то найти выход из положения, убегает, вырывается, а «плохой» парень наоборот, ставит условия и всячески препятствует. завязка только на то, что не убегай, а то люди пострадают и я доберусь до твоей мамы, как-то не акцентируется и не развивается. Как будто таксисту вкайф тусоваться всю ночь с убийцей. Понятно, что он безвольный, но не до такой же степени.

    - отсутствие динамики и сколько-нибудь достойного экшна, за исключением перестрелки в клубе и финальной сцены.

    - тема с ментами не раскрыта.

    Понравилось:

    - Круз и Фокс выложились по полной.

    - перестрелка в клубе того стоила.

    - концовка заставила действительно по переживать.

    - достойное нравственное содержание фильма.

    - говорят правду — Бери все в свои руки.

    «Схватка» Манна была длинной, но длина может быть и была оправдана большим количеством героев и необходимостью сопоставить два противоположных мира и их взаимное восприятие. Но здесь, можно вырезать треть фильма, и он ничего не потеряет, а только станет более интересней и захватывающим.

    Повторюсь, фильм стоит смотреть только из-за концовки, которая прошла на одном дыхании. В принципе банальная погоня, но уж очень хорошо сыграл Фокс, а Круз, все-таки, не превзошел Уиллиса в Шакале.

    Картина напомнила сразу кучу фильмов от Шакала — до Терминатора. но нового, к сожалению, она ничего не внесла.

    Только из-за морали и последних 20 минут ставлю

    7 из 10

    15 ноября 2010 | 02:35

    Я был очень удивлен, когда узнал, что номинирован на Оскар, как «лучшая мужская роль второго плана» был Джейми Фокс. Потому что лучшая роль, по моему мнению, здесь была у Тома Круза, однозначно.

    По ходу фильма я вообще начинал забывать, что смотрю криминальное кино с непрекращающимися убийствами. Плохой парень садится в машину к хорошему и меняет его жизнь. Винсент — один из самых харизматичных киллеров в кино. Он расчетлив, умен, внимателен и умеет расположить к себе людей, которых затем может также расчетливо убить. Философия Винсента говорит нам о том, что люди — всего лишь маленькие песчинки в огромном космосе и жизнь, как и мечта, каждого — еще меньше этой песчинки и не стоит ничего. Ближе к концу фильма потрясающий драматичный диалог двух главных героев в машине сыграл огромную роль в моей положительной оценке фильму. Киллер убеждает хорошего парня в его глупом мечтательном образе жизни и дает понять, что добро не имеет никакого смысла..

    Концовка тоже очень примечательна. Импровизация, о которой Винсент говорит всю «дорогу», играет с ним злую шутку. Металлическая середина двери метро ловит пули киллера, которые летят по старым и проверенным маршрутам. И даже в такой печальной для убийцы концовке он держится хладнокровно.

    Кино впечатлило в первую очередь, как драма. Игра актеров безумно жива, а их диалоги между собой заставляют задуматься о вечной борьбе добра и зла. А есть смысл переходить на чью-то сторону?

    8 из 10

    18 марта 2016 | 15:31

    Фильм неоднозначный. Его трудно воспринимать, как просто зрелищное кино. Насилие и смысл жизни… Что хотел сказать этим Майкл Мэнн и что же он на самом деле сказал? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, для меня этот фильм стал фильмом о людях.

    Хитросплетение судьбы, случайные встречи, которые становятся предрекающими, и просто слова о жизни. В сюжете фильма переплелись все человеческие судьбы. Как и герои фильма, мы очень часто в гонке жизни забываем об окружающих. Мы перестаем видеть действительность, такой какая она есть на самом деле — жестокой. И очень странно было, когда единственный человек, замечающий реальность оказался киллер приехавший в город, что бы расправится с ненужными свидетелями. Он рассуждал о жизни и смерти, мог за обычной суетой разглядеть суть вещей, и не забывал, что он тоже винтик огромной машины под названием жизнь.

    По ходу фильма киллер не только отнимает жизни, он ещё и раскрывает жизнь. Он дарит чудо жизни своему случайному водителю, вдыхая в него желание жить, а не прозябать, видеть, а не просто смотреть.

    Фильм с глубоким смыслом, наполненный зрелищем и интригой.

    10 из 10

    11 июня 2010 | 05:48

    Потрясающий фильм. Не представляю никого иного в роли Винсента, Том Круз воистину талантливейший актёр. Особенно бросилась в глаза сцена, где Винсент расстреливает точными выстрелами пару уличных бандитов: приём по захвату оружия противника, стойка для стрельбы и три точных выстрела в каждого — это всё происходит так быстро, что едва успеваешь глазом моргнуть, видно что работает профессионал.

    Хотелось бы также отметить съёмку на цифровую камеру, которая привнесла в фильм значительную долю реализма. Для меня это лучший боевик, на одном уровне со «Схваткой».

    10 из 10

    27 сентября 2009 | 14:22

    О прожорливости таких многомиллионных монстров как Город Ангелов ходят легенды. Каждый день от него страдают десятки, а то и сотни людей: бродяги, проигравшие борьбу за выживание; жертвы преступников, пораженных вирусом жестокости; самоубийцы; участники аварий… Каменные джунгли, пронизанные безразличием и монотонной беспощадностью, исправно давят на психику, заставляя их жителей совершать отчаянные поступки. Мегаполис рушит мечты и ломает судьбы, но кому до этого есть дело? «Человек заходит в метро и умирает. Думаешь, кто-то заметит?» Главный герой знаменитой «Схватки» закончил свой жизненный путь в аэропорту Лос-Анжелеса. Он хотел улететь, но город не отпустил Нила Макколи. Возможно сочтя тему «Город и Человек» недосказанной, именитый режиссер Майкл Манн начал свой следующий лос-анджелесский фильм именно в аэропорту, куда прибывает харизматичный наёмный убийца Винсент. Стремительно, без титров начинается действие. Ненавязчивое слоу-мо, узнаваемые музыкальные ритмы, быстрый монтаж, распараллеливание действия — всё это черты манновского стиля.

    Так что же такое «Mann Style»? Можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, в каждой работе Манна от одного до четырех протагониста, все мужчины и все специалисты в своих областях. Часто нет четкой границы между противоборствующими сторонами. Их манеры, внешний вид и действия очень похожи. (Характерный пример — «Полиция Майами», где полицейских и преступников сложно различить.) Картины режиссера изобилуют высокотемповыми изобретательными сценами, зависящими от сильной музыки. Режиссер грамотно соединяет киноискусство (через музыку, игру актеров, диалоги и стиль) и реалистичную жестокость, криминалистику. Каждая сцена насилия оправдана художественным замыслом. Наконец, все фильмы Манна скорее с трагической концовкой нежели с хэппи-эндом. Режиссер исповедует стоицизм в кино, что практически исключает рафинированные финалы. Вот и «Соучастник» соответствует почти всем этим критериям.

    Но в «Соучастнике» Манн выступил не в роли свободного художника, а скорее профессиональным наёмником (подобно Винсенту-киллеру), привлеченным студиями Paramount и DreamWorks для создания среднебюджетного фильма по сценарию Стюарта Битти. Сей факт очень важен если учесть, что до этого режиссер занимался только собственными сценарными наработками или по крайней мере соучаствовал в написании сценариев своих картин. Именно чужим сценарием целесообразно объяснить тот заметный регресс, что проявился в данной работе Манна относительно его эталонной постановки. А ведь почти совершенной «Схваткой» режиссер приучил зрителей к высочайшему качеству своих криминальных лент. Можно предположить, что режиссер стал заложником своих кассовых неудач, выпавших на долю «Али» и «Своего человека», а успех «Соучастника» позволил ему снова вскочить в седло.

    Несмотря на успешную прокатную судьбу фильм получился довольно противоречивым. Всему виной неоднозначный сценарий, сделавший фильм очень зависимым от угла просмотра. Ведь с точки зрения криминального реализма картина не только уступает другим жанровым собратьям, она просто неубедительна. Номинально элитный киллер «работает» грязно, оставляет кучу свидетелей, возит труп в багажнике, берёт заложника и ведет с ним задушевные беседы и в целом много болтает. Как сказал самый знаменитый российский киллер Александр Солоник: «Главное качество наёмного убийцы — это умение ждать». Винсент же берет нахрапом, выбирая людные места для выполнения заказов и преследуя своих жертв с упорством терминатора. Но самые большие вопросы вызывает чрезмерная лояльность Винсента к таксисту Максу, который раз за разом испытывает терпение киллера, но при этом остаётся цел. Попытка авторов фильма частично объяснить всё это соображениями грамотной подставы или экспресс-заказом не терпит никакой критики.

    К счастью, у фильма есть и другая, более интересная сторона, уводящая в сторону психологии и внутренней борьбы. Под этим углом Винсент предстает радикальным социопатом, ненавидящим современное общество, в котором не может найти себя. Спокойный и всё контролирующий внешне, внутренне же пылающий огнем ненависти. Винсент очевидно верит, что своей работой он совершает своеобразную очистку общества. Таксист Макс же — социопат меньшего калибра, одиночка, заботящийся о своей маме-тиране и лелеющий несбыточные мечты. Его тихое недовольство ещё не перешло в ненависть, но зачатки этого уже есть, и чем дальше Макс от собственного счастья, тем их будет больше. Макс — это тень, маленький человек в огромном городе. И хотя тут сами собой напрашиваются параллели с «Таксистом» Скорсезе, но к герою де Ниро ближе скорее не водитель такси, а решительный и бескомпромиссный киллер, сидящий на заднем сидении. Только вектор добра и зла у Винсента в отличие от Трэйвиса Бикла (героя «Таксиста») направлен в другую сторону. Также можно представить фильм Манна как борьбу искусителя и его жертвы: у героев много общего в плане отношения к обществу, но киллер уже безвозвратно перешел грань, а таксист висит на этой грани. И чтоб покинуть свое подвешенное состояние Максу нужен сильный толчок, скорее пинок, который направит его в нужную сторону, вытащит его из трясины бездействия и вялого существования. Что и делает Винсент своими провокационными речами и радикальными действиями, поэтому в таком восприятии фильма киллер скорее персонаж положительный. Ключевой диалог ленты:

    - Однажды ты проснешься ночью и поймешь — что-то не срослось. Жизнь уже прошла, ты уже не молод… не сумел и c самого начала не было шансов. Ты заталкиваешь мечту поглубже в память, глотаешь пилюли и остаток жизни дотягиваешь под гипнозом дневной телемути. Так что не говори мне про убийства. Сам-то небось ещё не собрал первый взнос на Линкольн Таункар и звонить той телке не будешь…»

    - Я не видел себя со стороны раньше… Я хотел обмануть судьбу, но видно я просто неудачник»


    Таким образом, «Соучастник» следует рассматривать не как криминальный боевик а-ля «Схватка» или «Город воров», а именно как криминально-психологический триллер уровня «Телефонной будки» Джоэла Шумахера.

    Откровенно говоря, роль Винсента — это не крузовская роль, но четкая проработка героя и визуальные приемы дали нужный эффект, в результате чего обычно слащавый актер в данной роли выглядит не менее убедительно чем его коллега Стэйтем, а именно чертовски круто. Но только когда молчит. Чрезмерная словоохотливость героя в купе с мимикой Круза портят образ сурового киллера. Джейми Фокс же в роли маленького человека вполне органичен. На всем протяжении фильма он не выходит из образа и не включает брутальность, коей у него полным полно судя по более поздним ролям. «Соучастник» полностью выстроен на взаимотношении этих двух персонажей, поэтому его можно рассматривать как специфическую форму buddy-movie. Они спорят, они ругаются, они поучают друг друга, но большую часть фильма делают одно дело. В целом Манну удалась очередная «шекспировская трагедия» в жанре современного криминального фильма. Лишенная популярного сейчас глянца, немного грустная, местами динамичная и наполненная этим фирменным «мужским» стилем. А разве кто-то ждал иного от Майкла Манна?

    17 декабря 2013 | 16:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>