всё о любом фильме:

Черный ястреб

Black Hawk Down
год
страна
слоган«Спецназ не сдается. Он выполняет приказ или погибает»
режиссерРидли Скотт
сценарийКен Нолан, Марк Боуден
продюсерДжерри Брукхаймер, Ридли Скотт, Гарри Хемфрис, ...
операторСлавомир Идзяк
композиторХанс Циммер
художникАртур Макс, Пьер Луиджи Басиле, Джанни Джованьони, ...
монтажПьетро Скалия
жанр драма, военный, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
DVD в США
зрители
США  18.7 млн,    Великобритания  1.27 млн,    Испания  543.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время144 мин. / 02:24
Номинации (2):
Сомали, 1993 год. Страна вымирает от голода, число жертв превысило триста тысяч человек. Миротворческие силы ООН пытаются восстановить порядок и организовать поставки продовольствия. В помощь им Вашингтон выслал полтысячи человек из элитных подразделений американской армии, знаменитые отряды «Дельта» и армейских рейнджеров.

В городе Могадишо хозяйничает и творит беспредел полевой командир Айдид, убивая мирных граждан и отбирая гуманитарную помощь. В определенный момент орлы из Вашингтона решают провести операцию по захвату Айдида в его резиденции.

Молодой офицер, только что назначенный взводным; матерый сержант, ведущий колонну машин; казарменный писарь, не нюхавший пороху; экипажи сбитых вертолетов, вынужденных ждать подкрепления и эвакуации; пара солдат, которых забыли взять с собой при смене позиции; генерал, сидящий в штабе и наблюдающий со спутника, как погибают его солдаты…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
76%
129 + 41 = 170
6.9
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам книги Марка Боудена «Падение Чёрного ястреба: История о современной войне» (Black Hawk Down: A Story of Modern War, 1999).
    • В фильме показаны съёмки города с вертолёта-наблюдателя. Многие из этих кадров были сняты во время той самой операции настоящим вертолётом-наблюдателем.
    • Продюсеры Марио Кассар и Эндрю Вайна предлагали Ридли Скотту стать режиссёром «Терминатора 3», но он предпочёл снять этот фильм.
    • Полная версия фильма имеет хронометраж 152 минуты.
    • Прототипом героя Юэна МакГрегора является участник описываемых в фильме событий, в 2000 году за домогательства и изнасилование собственной 6-летней дочери приговорённый к 30-летнему заключению военным судом. Имя персонажа в фильме изменено.
    • Часть вертолетов в фильме и большинство пилотов, управляющих ими, были участниками того самого боя 3-4 октября 1993 года.
    • Некоторые переговоры по рации были взяты из архива той самой операции.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • «Чёрный ястреб» — это название американского военно-транспортного вертолёта UH-60. В ходе сражения в Могадишо было сбито два таких вертолёта.
    • В финальных титрах сказано, что Мохаммед Фарах Айдид был убит 2 августа 1996 года, хотя на самом деле он умер на операционном столе 1 августа 1996 года от ранений, полученных неделей ранее.
    • Фото жены и ребенка, на которое смотрит один из умирающих солдат, на самом деле является фотографией жены и ребенка исполнителя одной из главных ролей Эрика Баны. Отдел реквизита забыл привезти на съемки карточку, а потому сотрудники кинокомпании попросили жену актера воспользоваться её фотографией.
    • В конце фильма некоторым солдатам приходится бежать за конвоем, так как места закончились. В реальной операции тоже были солдаты, которые бежали за конвоем, но они прикрывали периметр и не сразу заметили, что конвой начал уходить, поэтому им пришлось бежать за конвоем. Впоследствии этот марш-бросок назвали «Магадишская миля» или «последняя миля».
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда пилот второго сбитого вертолёта отстреливается из укрытия, в которое его посадили бойцы «Дельты», у него только лишь автомат СМГ, в следующих кадрах у него из неоткуда появляется ещё автомат на ногах, а позже этого автомата нет и его только приносят ему.
    • Когда раненый солдат вылезает из разбившегося вертолёта, на шлеме видны специальные очки, которые затем то исчезают, то снова появляются при смене кадра.
    • Когда первые 3 машины из конвоя подполковника МакНайта отправляются на базу, они попадают под обстрел. Когда сержант Хут работает на пулемёте в первой из 3-х машин, видно, как в одном кадре перед машинами буквально заканчиваются здания (город), а в следующих кадрах они по-прежнему едут вдоль улицы и высокие здания также имеются.
    • В финальных титрах приводятся имена и фамилии 19 погибших американцев, что является ошибкой, поскольку сержант «Дельты» Мэтт Риерсон погиб не в сражении, а был убит при миномётном обстреле 6 октября.
    • После падения первого вертолёта, к месту падения посылают маленький вертолёт. Когда он отправляется к месту падения, то на нём видны пулемёты, но когда показывают его прилёт к месту падения, пулемётов уже нет.
    • еще 2 ошибки

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Можно ненавидеть Америку за роль всемирного жандарма, который вмешивается практически во все уголки света и пытается там устанавливать свои порядки. Однако нельзя не отдать должное тому, как американцы способны сделать патриотическое и человечное кино даже о неудачной военной операции. А вроде бы однообразный бой длиной свыше двух часов экранного времени — превратить в захватывающее действие, которое кое-кто готов воспринимать вообще в фантастическом плане, памятуя о прежних фильмах Ридли Скотта, прежде всего — о «Чужом». Но это было бы явной натяжкой или желанием непременно пристегнуть «Падение Чёрного ястреба» (в нашем прокате — просто «Чёрный ястреб») к жанровому кинематографу. Однако лента Скотта, блестящая по режиссуре, виртуозная по операторской работе (как ни странно, снимал поляк Славомир Идзяк, ранее сотрудничавший, например, с Кшиштофом Занусси и Кшиштофом Кесьлёвским), звуку и монтажу (в этих двух номинациях заслуженно достался «Оскар»), именно тем и ценна, что на самом деле программно реалистична не только по причине обращения к подлинным фактам. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1246 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Как ни странно не довелось раньше смотреть этот фильм. Очень красиво снято, брутально, жёстко, экшен прёт из всех щелей.
    Таких эффектных съёмок боевых действий нигде не было. Разве что «Спасти рядового Райана» может сравниться.

    Но у Спилберга помимо пострялюшек был собственно фильм и драма, а у Р. Скотта получились только пострялюшки, и это самый главный минус на мой взгляд. Умирающим солдатам нет никакого желания сочувствовать. Но бои сняты просто шикарнейше.

    Итог: неоднозначное мнение о фильме сложилось.

    8 из 10

    28 мая 2010 | 00:51

    Возможно. На мой взгляд самое главное в фильмах о войне — отсутствие романтики. Подросток, посмотревший фильм о войне в 10-14 лет НЕ должен захотеть туда попасть. Думаю в этом фильме романтики нет. Есть История, в меру правдиво рассказанная, в меру кроваво показанная (то с чем переборщил Невзоров). Сдобренная пониманием, что большая часть современных войн идет «ни за что», большая часть операций проходит не так «как планировали».

    В целом, фильм можно посмотреть «для развлечения», увлекательные бои, в меру напряженная обстановка, динамика.

    А можно посмотреть и подумать. О многом.

    8 из 10

    19 сентября 2010 | 22:13

    С первоклассным режиссером Ридли Скотом я был знаком по некоторым одноименным фильмам, самым значимым был, конечно, «Гладиатор», который принес ему феерический успех. С этим фильмом Скот не прогадал, наверное, так же как и с этим творением и новой, для себя темой про войну. Рискнуть, выложить 90 миллионов зеленью, чтобы получить почти, что в 2 раза больше. Причем дважды, не упускаем немного статистики по «Гладиатору». Может только Ридли Скот. Конечно, не все его проекты были гениальны и имели большой успех в кинематографе, но для такого режиссера, каждая его картина должна быть удостоена зрительского внимания.

    Скот этой картиной подтверждает, что он умеет снимать большие, размашистые и огромные по масштабу, зрелищные проекты. При этом, не забывая детали и нюансы в большинстве своем, оставляя за собой некий смысл, который в этой картине просматривается явно.

    Снято в необычной обстановке, в хорошем смысле этого слова. Как на настоящей войне, в режиме реальных боевых действий: хаос, паническое состояние, крики раненых, оры командующих, в общем шуме и суматохе, при взрыве гранат и летящих пуль, камера летает, от ракурса к ракурсу не забывая захватить и снять главное.

    Отличные кадры радуют глаз и переносят нас в эту атмосферу. Свистящих пуль, эффектных взрывов, реалистичных декорации, литры крови, мясо, кишки, оторванные части тела, вызывают неприязнь рвотный рефлекс одновременно. Море дымящихся гильз в эффекте слоу моушн, что может быть прекрасней, для высшего сорта боевика. Первоклассная военная техника США 2000-х годов, прибавляет реалистичности картине. С каждой выпущенным зарядом и пулей напряжение только нарастает.

    Большая заслуга военной обстановке создана за счет звука. Ощущается все очень естественно, не зря этот фильм удостоился Оскара за звуковую работу оператора.

    О достоинствах этой картины можно говорить много. Это боевик высокого качества исполнения. И лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать.

    24 февраля 2011 | 21:55

    Безусловно один из самых лучших фильмов (а может и самый лучший) на военную тематику. Очень грамотно поставлены сцены боев. Звук и атмосфера переданы потрясающе. Актеры тоже на высоте. Не важно кто прав, а кто виноват в этом конфликте, но стоит отдать должное американской армии, которая не бросает своих солдат ни при каких условиях (в отличии от наших политиков и военных).

    10 из 10

    13 апреля 2007 | 17:21

    Я ничего не имею против чужого патриотизма, особенно — в произведениях искусства. Я лишь хочу, чтобы эти чувства, поданные, например, в фильме, могли увлечь и меня — человека другой культуры и национальности. От «Чёрного ястреба» я этого не дождался. Зачем? Ведь все и так знают, что американская армия — самая доблестная, а американская демократия — самая прогрессивная. «Так давайте сразу примем это за истину и не будем к этому возвращаться» — так, очевидно, решил Ридли Скотт. И выдал на-гора фильм, который НИКАК нельзя было ждать от такого мастера.

    Проколом является абсолютно всё, кроме актёров. Они, действительно, украшают фильм. Но мешает архетипичность образов, сложившихся за всё время эксплуатации темы «американских парней, несущих демократию» в американском же кино. Вот — «рубаха-парень», всеобщий любимец; вот «молодой боец», вот писарь — тихоня, мечтающий сражаться вместе с товарищами, вот генерал — «слуга Царю, отец солдатам». И в большинстве своём исполнители даже не стараются оживить эти комплекты характерных качеств, которые и персонажами-то тяжело назвать.

    Как показывает опыт «Мы были солдатами», в США могут снимать фильмы о войне, где и враг показан уважительно. Но нет, обошлись и без этого. Сомалийцы в фильме не то что отрицательны — они совершенно карикатурны. В результате два часа на экране бьются «ходульные» американцы и карикатурные африканцы, а зритель, недоумевая, наблюдает это.

    Задачей, как я понимаю, ставилось показать мужество американских солдат. Но для этого, по крайней мере, стоило выбрать лучший пример. А так — продержались отборные армейские части против практически безоружной толпы, и что тут героизировать?! Единственный момент в фильме, который мне нравится — когда местные рвут друг у друга автомат. Один ствол на двадцать человек — действительно, матёрые головорезы.

    «В аду нельзя быть героем…». Вопрос спорный. У тебя, парень, этот шанс был, но не повезло, Дело остановилось за малым — с треском провалилась попытка снять фильм, в котором ты был бы показан героем. Хотя, вполне возможно, ты и был этого достоин.

    Не знаю, стоит ли смотреть этот фильм. Во всяком случае, и Макгрегор, и Блум, и уж конечно Скотт могут гораздо лучше. А это — некачественная поделка, в которой меня раздражает вовсе не бескомпромиссная позиция, а полное отсутствие художественной силы.

    4 из 10

    20 декабря 2011 | 14:35

    Война — понятие, шагающее рядом с человеком с самого его появления в истории, или, по крайней мере, начавшее шагать после небольшого промежутка времени. но как рассуждал герой Алексея Чадова в фильме Алана Бадоева «Оранжевая любовь» — Роман, никто сейчас не сможет сказать, что такое война, почему и как она начинается, зачем нужна эта война, ведь мы видим её только по телевизору. Хотя заранее стоит отметить, что фильм не о войне. Он даже не военный, а скорее политический.

    Фильм воспроизводит хронику событий в африканской стране Сомали (кстати, известные сегодня всему миру морские пираты именно из этой страны), прошедших 3 октября 1993 года.

    Фильм снят эффектно, динамически, натуралистически, что абсолютно не дает расслабиться, заскучать, заснуть или, что ещё хуже, издать вопль отчаяния. «Падение „Чёрного ястреба“» Ридли Скотт, скорее всего, задумывал не как очередную картину о войне, а как кино с абсурдной точкой зрения. Потому что сильные мира сего после неудачных переговоров, делая два первых предупреждения, на третий раз уже отправляют свои войска в горячие точки «разбираться». Тут не надо быть семи пядей во лбу, дабы не знать, кто сегодня считает себя главным миротворцем в нашем мире. Безусловно, это — США.

    Если просто проанализировать нынешнюю ситуацию, то можно обнаружить, что американские войска сейчас буквально везде. Но речь не об этом. Ридли Скотт хотел показать обычных солдат, которые честно выполняют свою работу и отдают свои жизни. Им нечего доказывать, им ничего не нужно в этом Сомали, им просто отдали приказ…

    Ведь когда начинается само действие, всё забывается, солдаты думают только о том, как помочь раненому товарищу, как выжить в этом аду, а то и как отдать свою жизнь. Я думаю, режиссёр тщательно проработал весь сюжетный ход, он не хотел использовать пафос, а хотел попытаться показать правдивую историю. И ему это удалось на все 10 из 10.

    Что касается актерского состава, то я, конечно, был весьма удивлен. Собрать такой состав — это реальное достижение! Джош Хартнетт, Эрик Бэна, Эван Макгрегор, Том Сайзмор, Уильям Фихтнер, Джейсон Айзекс, Сэм Шепард, Орландо Блум, Йоан Граффадд, Брайан ван Холт, Эвен Бремнер, Кен Коутс, Габриель Коссес, Джереми Пивен. Голова, уж точно, закружится! Хотя, по правде говоря, не всем удалось проявить себя. Запомнился больше всех и понравился Эрик Бэна, а остальные так себе, даже Джош Хартнетт, имя которого в титрах идёт первым.

    Самой запоминающейся сценой, по моему мнению, была та, где солдаты, не вместившиеся в спасательный транспорт, бегут до своей базы, отбиваясь при этом от атак сомалийцев. Это была действительно захватывающая и пронзительная сцена.

    В общем, кино получилось классное, которое, все-таки, отличается от других фильмов на похожую тематику. «Падение „Чёрного ястреба“» уже заняло свое особенное место в истории кинематографа. И, в первую очередь, благодаря культовому Ридли Скотту.

    10 из 10

    19 мая 2009 | 22:07

    «Падение „Черного Ястреба“». Один из тех немногих фильмов, который смотрится на одном дыхании. Один из тех немногих фильмов с великолепным и безумно талантливым актерским составом. Это фильм, где ты переживаешь каждому герою. Фильм, где ты затаив дыхании следишь за всеми боевыми действиями. Фильм, в котором сложно угадать концовку, но который полон драматизма. Единственный фильм снятый не на фоне американских флагов, где американские военные не супергерои вечно спасающие мир, а настоящие солдаты.

    Во время просмотра охватывает ужас при виде раненных и убитых, при виде матерей, которые так бережно укрывают детей и мстят за их смерть.
    Для меня существуют два фильма, устрашающие своей масштабностью- «Пёрл Харбор» и «Черный Ястреб».

    Мало снято фильмов, которые могут запасть так в душу, которыми можно восторгаться и ужасаться одновременно. Фильм, при просмотре которого слезы сами льются. Для меня самым жестоким моментом была сцена высадки Гэри Гордона и Рэнделла Шугхарта на место падения вертолета, окруженное толпой вооруженных самалийцев. Каждый солдат яростно защищал своего товарища, вытаскивал каждого раненного.

    Заслуженный Оскар. Выше всяческих похвал.

    Зачем?Зачем это всё?Им не понять, когда рядом с тобой погибают друзья ©

    20 июля 2009 | 12:58

    Фильмов пр войну, честно говоря, снято даже больше, чем очень много, и отношение к ним обычно соответствующее. Но фильмы это очень разные, и по уровню, и по замыслу. Можно подать зрелищность и героизм (ну, классика — «Рембо», конечно). Можно упирать на психологию солдата — здравствуй, «Апокалиспис Сегодня». А можно просто показать, как люди делают свою работу и чего им это стоит. Именно для этого, по-моему, «Падение» и снималось.

    То, что задумывалось как получасовой рейд, быстрая прогулка за три мили, обернулось самой тяжелой операцией для рейнджеров со времен Вьетнама. По ним стреляли из каждого окна, из-за каждого угла, все население квартала — и это прекрасно показано (десятилетний мальчик с папой, женщина, подбирающая автомат, чтобы быть тут же убитой — эти кадры решают все), не зря для съемок приглашали участников той операции. Это один из самых точных и реалистичных фильмов за всю историю кинематографа, без дураков. Творческий вымысел здесь не нужен — реальность страшнее любого вымысла. Вид стекающейся к подбитому «Ястребу» толпы — молчаливой, огромной, неумолимой — сильнейшее зрелище, равного которому я не видел. И когда те, кто выжил в этом аду, вернутся домой, никто не поймет, за что они сражались.

    Кроме тех, кто был слева, тех, кто был справа, и тех, кто смотрел этот фильм.

    10 из 10

    16 марта 2009 | 07:19

    Посмотрев фильм первый раз — долго думал.

    Так как Скотт передает боевые действия, а главное Идею, так не умеет никто. Это идейный режиссер, все его фильмы — шедевры и направлены на донесения той или иной правды. Поразил набор актеров. Сколько имен. Правда, они все лысые и казалось как тараканы — на одно лицо. Вообще — поражает объем проделаной работы. Скажу так — это мой любимый фильм вообще! Хотя объективно считаю самым лучшим фильмом «Титаник». Этот фильм засел во мне очень глубоко. Всегда с нетерпением жду нового шедевра от этого эпохального режиссера и всегда нахожу что-то новое и что-то с высшей мыслью внутри.

    Фильм-стрелялка? Да… но только во вторую очередь, а то и дальше. Момент, когда Дюран смотрел фото с семьей, когда через три метра «голодные» сомалийцы буквально разрывали тела убитых ребят из «Дельты», засел во мне надолго. Поражает, как в фильме сочетаются ржачными моменты в начале и то, что происходит потом. Поражает, как сочетается та же непосредственность с моментами в бою (кто-то глохнет, кто-то кофе варит).

    Главные персонажи — Эверсман и Хут, которые периодически переговариваются, когда встречаются. Поражает, как Хут достойно выходит из любого сложного положения и не боится быть подстреленным. И конечно, одна из главных фраз, сказанная Хутом: «Люди спрашивают меня „Зачем тебе это, Хут? Ты без войны уже не можешь?“ Они никогда не поймут тебя, они не были здесь, они не видели, как рядом с тобой погибали друзья…» И конечно, фраза генерала „Слышите? никого не оставлять.“

    Всего лишь одна случайная пуля может сделать тебя героем-инвалидом здесь и ненужным никому дома. Проблемы людей вообще заключаются в непонимании проблемы других людей изнутри, а следственно неверное суждение. Данное кино способно напомнить людям, что только почувствовав Это на себе, можешь смело строить свое мнение, а может быть, и суждение.

    Музыка и идея сделали фильм. Ханс в очередной раз превзошел себя. Саундтрек нашел через минуту после просмотра.

    Итог — 10 из 10 (10 это мало) и Спасибо. Смотрите в HD и на английском.

    Да, и восприятие кино, да и всего остального, состоит из душевного и умственного развития, и хоть ты 50 раз пересмотри кино, стрелялка для тебя останется стрелялкой, не больше.

    24 декабря 2010 | 20:18

    Боевой вертолет США облетает место очередной раздачи гуманитарной помощи, экипаж переговаривается по связи. К толпе в это время подъезжает джип со станковым пулеметом в кузове и после небольшой потасовки у грузовиков с провизией, из его дула, направленного в самую гущу толпы, мгновенно вырываются сотни разгоряченных пуль…

    Кровь хлещет во все стороны, экипаж вертолета обеспокоено докладывает начальству: «Нападение на гражданское население. Что делать?» Им в ответ звучит: «Не имеем права вмешиваться. Возвращайтесь на базу». Пилоты и бойцы спецназа возмущаются, но подчиняются приказу…

    В этот момент внизу крутой негр в черной шапочке, опоясанный пулеметными лентами, попутно крича толпе в мегафон: «Этот зерно — собственность Айдида; кто на него позарится, будет убит!», поднимает руку и, как бы невзначай, стреляет из указательного пальца «паф!!!» по вертолету…

    В двухчасовой видеоряд Ридли Скотту удается запихнуть две взаимоисключающие идеи и задать целую кучу вопросов, ответы на которые каждый придумает сам — таким образом, формальный патриотизм здесь превращается в нечто большее, нежели видеопамфлет для утрамбовки заплесневелой идеологии в головы избирателей.

    Черный дым от горящих покрышек (условный сигнал повстанцев) становится для рейнджеров прообразом погребального костра. Тактика городского боя неумолима, ибо здесь не помогут ни спутники, ни пулеметы, ни храбрость — у вас в руках талон на смерть и ничто не защитит вас от случайно вырвавшегося из-за угла ребенка с автоматом в трясущихся руках, или случайно угодившей к вам в карман гранаты.

    Ридли Скотту точно удалось уловить главное: безысходный дух уличного боя, наполненный мрачной поэзией непрерывного отравления, запах смерти, проникающий в мозг и разлагающий сознание. Лозунги живут лишь на бумаге, а вот заключительная сцена с генералом, бессмысленно вытирающим с пола операционной кровь одного из своих солдат, получила доступ в нашу память.

    Всем, кто еще не «мертв», смотреть обязательно.

    1 декабря 2007 | 14:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>