Пер Гюнт, гений, бродяга, а может - просто человек?
Настоящий шедевр французского режиссера, сценариста, оператора, композитора, имя которому - просто Зигфрид! Жанр определяется с трудом - роад-муви с элементами философской драмы... Нет, сказать так - значит ничего не сказать. У фильма Зигфрида 'Санса' свой собственный жанр. Вот так ближе к правде.
Огромная благодарность редактору того телеканала, который в первом десятилетии 2000-х решил вставить этот абсолютно нестандартный фильм в свою программу. Помню, как-то, просто листал телевидение пультом... Вдруг бац! - и захватил меня бешеный поток кадров, необычная динамика съемок, музыкально-гармоничный строй киномонтажа... Оторваться было невозможно, хотя по мере развития и возникали вопросы, но и не осталось впечатления незавершенности. Почему герой не может усидеть на месте? Если он бежит, то куда, зачем? Если бежит от себя, то почему? А Дирижер зачем появился на его пути - как может быть, чтобы эти совсем разные люди стали друзьями? Санса клошар? Он ищет девушку своей мечты? Как ему удается преодолевать огромные расстояния - на какие средства?
Затем, постфактум сложился смысл увиденного - этот удивительный фильм об отсутствии возрастных, территориальных, культурных ограничений для настоящей дружбы и формальных - для творчества (имя которому - Жизнь). Это не бегство, это прорыв и безудержный полёт по жизни, вероятно, в поисках себя, а может быть, в поисках какой-то другой, лучшей своей ипостаси. Для многих людей ответ будет найден лишь в самом конце пути, или даже за его пределами.
Индия - 3 287 263 кв. км. Бразилия - 8 514 877 кв. км. Франция - 640 679 кв. км.
А площадь Земли - 510 072 000 кв. км.
Санса - беспечный молодой человек. Кажется, что слово 'беспечный' в отношении к нему приравнивается к слову 'все знающим'. Санса настолько отличается от всех встречаемых им людей, настолько захватывает его влиятельное очарование, что по жизни он идет везучим (ему удается убедить поцеловаться с ним девушку-лесбиянку из Сиднея и пустить его на борт самолета с просроченным билетом). Кажется сама судьба благоволит к нему, но это не судьба и не фортуна - это осознанный выбор героя. Вольный Санса является современным актуальным образом 'супер героя' мира, мира, в котором так мало свободных людей.
Ничто не удерживает этого уверенного в своем выборе парня долгое время на одном месте, но его дружелюбному характеру присуще возвращаться иногда к ранее встреченным людям; он как ветер, который вроде не удержим, но все же имеет свое направление и через какой-то промежуток времени вновь возвращается к прежним местам. Санса свободен поскольку верит, что, если этого только захотим, все мы вообще-то свободны.
Очень много значат для Санса его друзья. Ради них он отправился в путь и ради них же не может остановиться - сегодня он здесь, завтра его ЖДУТ там. Санса не понимает, как можно ограничить себя определенными квадратными метрами как площадь города, страны, региона, материка, когда ты родился на Земле, а не где-то на Юпитере, до которого ты не можешь добраться. Юпитер - чужой, а Земля - родная и лежит под нашими ногами. Никакие наручники, никакие границы не удерживают Санса - ничто не может стать для него тюрьмой. Поразительное кино, после которого задаешься вопросом: 'Как в мире, полном чудес, людям удалось придумать скуку?'
Санса не угрюмый отшельник, он очень прост в общении, не зазнается, не гордится своим социальным положением, но и не стесняется его. Он настолько прост и естественен - и в этом он непостижим и не удержим. Для случайного окружения видеть Санса настоящий праздник, ведь это человек, который являет собой калейдоскоп чудес, улыбок, смеха и позитива, от него веет любовью, он весь пропах теплом, с которым охотно готов делиться с любым желающим. Мало того, что это очень простой человек, он еще и тонкий ценитель красоты, редко кто, как Санса, может увидеть величие в мгновении и в бесконечности одновременно. 'Этот поцелуй должен длиться не менее 30 лет', - замечает герой. И таково отношение Санса ко всему. Жизнь - это праздник, который должен длиться неимоверно долго, но состоять из бесконечного числа мгновений.
На вопрос, что он будет делать дальше, герой отвечает: 'Потом? Я даже не знаю, что сейчас делаю, а ты про потом'. Каждая минута жизни - загадка; ты не можешь знать точно, что будет через минуту - так зачем мечтать о завтрашнем, тратя на это драгоценное время, когда жизнь течет каждую секунду? Санса живет здесь, где находится, и сейчас, которое его настигло.
Это фильм, где мало долгих диалогов, но полный комплиментов, маленьких 'признаний' в любви; очень (но не навязчиво) открытый, местами забавный, местами грустный. Картина-сюрприз, картина-подарок, наглядно рассказывающая о жизни всего мира: улиц, дорог, офисов, репетиционных залов Ла Скала, метро, границ государств, 'круговорот' фактурных, колоритных лиц, и связующим звеном, является рассказчик Санса, полный фантазии и света.
Присутствуют: критика общества Джозефом Кликом цитатой Диогена, комплименты, уроки пик-апа от Санса, урок дипломатичности, современное искусство, инструкция путешественнику.
Отсутствуют: гангстеры, бойцовский клуб, матрица, гламур, хард-кор, визы.
Санса – типичноевропейский бомж, прочно стоящий на ногах, возможно, снимающий с карточки ежемесячное пособие по безработице в размере 600 евро, возможно, получающий помощь от пары-тройки европейских социальных фондов. К тому же он - художник, способный заработать сотню-другую евро на улицах города.
Типаж подобран очень удачно – такой он и есть, молодой и беспечный, общительный и весёлый европейский бомж арабского происхождения, по вечерам становящийся элементом городской архитектуры - нижней её части, подножия города, а днём - своим в доску для толерантных прохожих. Парень с юмором и без проблем в общении, не имеющий скверных запахов в силу низкого потребления пищевых ресурсов и способности организма приспосабливаться к среде обитания (можно понять что имеется в виду на примере отсутствия искусственной гигиены у собак и кошек – кислотно-щелочной баланс всегда в норме, никаких кариесов и т.п.)
Место дислокации Санса меняет быстро, неясно для чего спешит из одного края в другой, куда бежит, что ищет, кого ищет.
Вообще, режиссура фильма очень своеобразная – с одной стороны, живое неподдельное общение людей на улицах городов, без преувеличений и диссонирующих надуманностей, с другой стороны – нереалистичный сюжет (если можно так назвать изменение географического фактора) - с необъяснимыми телепортациями и невозможными встречами одних и тех же людей. Одновременное использование этих двух приёмов придаёт фильму нужный градус шизонутости.
Ещё один очень интересный, на мой взгляд момент – фильм иногда перенасыщен главным героем, иногда его действительно слишком много, а иногда его нет вовсе. Много его тогда, когда улица призывает к общению – будь то Париж, Милан или Будапешт - в любом европейском городе Санса в центре действия в кадре. И наоборот, когда город холоден, стряхивает с себя веселье, как это было с Санкт-Петербургом, тогда и Санса умолкает, становится совсем тихим, или исчезает совсем, как это произошло в Индии.
В общем, отправляйтесь в прогулку с профессиональным бомжом, почувствуете динамику и ритмику разных городов мира, увидите тысячи новых лиц, и вновь на контрасте ощутите преимущества оседлости и уют любимой квартиры.
Эдакий комок экспрессии. Не обращая внимание на краски - ощущение после фильма, как после взрыва радуги. Приятно небанальный взгляд камеры, который выхватывает лица из толпы, настолько интересные, что вам просто не захочется моргать. Музыка, которая не умолкает на протяжении фильма, непременно оставит чувство удовлетворённости у любителей ненавязчивых оригинальных мелодий.
Сначала не совсем понятно - кто же этот мужчина - бродяга, бездомный? Становится ясно позже, что его существо - куда возвышенней, он - романтик до последней нитки. Он путешествует по свету не как потребитель, а как созидатель. Он ищет девушку мечты, он ищет чуда.
Не сложный, но прекрасный в своей простоте рассказ о путешествиях и исканиях. Многие из нас хотели бы оказаться на месте главного героя, но в мире слишком много якорей, которые не дают нам сорваться с места.
Я не думаю, что по достоинству фильм сможет оценить каждый, но попробовать стоит.
Настоящий «гражданин мира» - не тот, кто покупает билеты в первый класс, летает по всему земному шарику и имеет в своем лептопе фото с пирамидами и Эйфелевой красоткой.
Мне посчастливилось быть знакомой с человеком без дома, без границ, без страха перед новым. Это удивительная личность! О такой личности идет речь в фильме «Санса». Санса – простой и честный. Подкупающе искренний. Дружелюбен и любвеобилен. Каждый мужчина – потенциальный собеседник, друг, учитель. Каждая женщина – удивительная, прекрасная находка. Санса – путешественник, его нельзя приручить, оставить возле себя надолго. Стремление увидеть мир, познать его, нарисовать – это превыше всего.
Фильм напомнил американскую картину «Барака». Такое транскультуральное путешествие. Хороший видеоряд с лицами крупным планом, разными, очень красивыми. Хорошее музыкальное сопровождение.
Смотрите, будьте свободны, будьте любознательны, будьте в мире с миром.
Один из самых замечательных фильмов Зигфрида, в котором главный герой Санса, подобно лягушке-путешественнице, 'зайцем' путешествует по миру. Фильм снят в необычной манере, напоминает эдакое импрессионистское направление.
Нельзя сказать, что эта картина новаторская, такие вещи действительно снимали и раньше, причем в немалых количествах. Но у этой ленты есть и свои отличительные, интересные особенности.
Во-первых, в нем немало интересных деталей, на которые поначалу не обращаешь внимание. Такие детали нередко играют немаловажную роль в фильме (к примеру, яблоко, которое маленькая девочка отдает главному герою).
Во-вторых, лица! В этом фильме великое множество лиц! Их настолько много, что под конец это начинает напрягать. Вокруг главного героя множество людей, и в каждых глазах чувствуется своя, маленькая судьба, мечта... В течение просмотра создалось впечатление, что на разнообразии лиц построен почти весь фильм. Почти с каждым человеком главный герой Санса взаимодействует.
В-третьих, отсутствие депрессивных наклонностей в фильме. А как известно, в картинах подобного жанра режиссеры нередко увлекаются этим. В общем-то, фильм с хорошим настроем, я бы даже сказал позитивный, чистый, светлый.
Советую всем, кто любит фильмы со стандартным, казалось бы, сюжетом, но с детальной, проработанной, интересной, красивой, загадочной композицией. Фильм вам понравится.
Этот фильм потрясает своей открытостью и близостью. Не раз во время фильма я подлавливал себя на мысли, что проникаю внутрь практически отсутствующего сюжета, но не переживаю, а радуюсь так же, как и Санса – молодой араб, ищущий свою любовь по всему миру.
Во время поисков Сансе было суждено встретиться с близким по духу человеком – Кликом, который уже не так молод, как Санса, но умеет радоваться жизни ни чуть не меньше.
Клик гастролирует по странам, как известный дирижёр и скрипач. Санса гастролирует по странам, как неизвестный художник.
Не стоит искать в «Сансе» что-то конкретно особенное. «Санса» особенный в целостном восприятии…
Интересный фильм, близкий по стилистике к жанру роуд-муви, но абсолютно свободный в плане внутреннего содержания от присущей этому жанру атмосферы грусти и одиночества человека в современном мире. Некий антипод манеры Вима Вендерса в этом жанре кино.
Фильм очень светлый и яркий. Здесь, словно на картинах импрессионистов, щедрыми мазками рисуется современный мир глазами молодого араба-путешественника. Здесь беспорядочно движущаяся камера выхватывает образы из калейдоскопа улиц, удивительным образом делая каждый интересным и неповторимым.
После просмотра было ощущение, что я совершил небольшое кругосветное путешествие - настолько ёмкими и красочными были образы каждой из культур. Советую всем любителям светлого и необычного кино.
Фильм в целом понравился, но я бы не назвал его очень оригинальным: нечто подобное снимали и раньше.
Как и положено в таком кино, сюжет отсутствует. Да и нужен ли он в жанре 'записки путешественника'? Это не повествование и не история - это просто неопределенный отрезок жизни... какая она есть. Зигфрид снимал без сценария, около года потом, собирая из отснятого материала что - то связное; в результате получился фильм - мозаика, необычный и интересный.
Правда, если б не отличная работа оператора, могло бы стать скучно. Это из тех фильмов, где восприятие происходит только в комплексе: и музыка, и движения камеры и непринужденные, сменяющие друг друга сцены позволяют понять жизнь Гражданина Мира.
Отличный фильм. Любителям оригинальности. Камера как у Ллойда в Чункингском экспрессе движется беспорядочно, вылавливая только лица и время от времени размывает окружающее пространство. Герой перемещается по некоторым странам, причем не всегда показывают как он в них попадает, постоянно по пути встречает старых знакомых.
Все крутится вокруг одного - человек ходит по миру и смотрит на людей, на их лица, он художник. Это хобби однажды даже спасает ему жизнь. В фильме встречаются штампы типа русских чеченцев и медведей, но это полная фигня. Сама картина пропитана добротой и немного грустью.