К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Свой первый фильм документалист Эррол Моррис задумал когда прочитал в одной из газет Сан-Франциско о перемещении 450 трупов животных с кладбища. Позднее в своей долгой и плодотворной карьере он не раз докажет умение находить интересные истории, не получившие широкого освящения и рассказать их так, чтобы он наконец-то стали предметом разговоров или наоборот снимать картины о случаях известных, но показывать их с другой стороны нежели пресса, освежая попутно в памяти людей. В самом своем известном фильме 'Тонкая голубая линия' он обнаружил беспрецедентный талант к пониманию конкретной истории, которого не было ни у одного журналиста, ее освещавшего, и итогом его расследования стало освобождение невиновного человека из тюрьмы. В последней на данный момент полнометражной картине режиссера он нашел в скандальной истории бывшей мисс Вайоминг Джойс МаКинни, похитившей своего глубоко религиозного жениха, романтическую историю на грани сказки, о чем до него тоже никто особо не думал, зато под тонким направлением Морриса Джойс впервые за много лет искренне проливает слезы о своей несбывшейся любви. 'Врата небес' - то, что позволило сбыться двум описанным выше проектам и многим другим, начало карьеры режиссера, фильм который определил его стиль и умение делать многослойные картины, анализирующие не только конкретные обстоятельства и ситуацию, но еще и законы того мира или места, в котором живут его главные герои.

Первым слоем будут животные - как никак они главная тема истории. У них нет большинства прав, которыми наделены мы, и дело вовсе не в праве голосовать на выборах президента. Они лишены таких необходимых вещей как бесплатная медицинская помощь, они менее защищены законом, чем человек, их жизнь не является большой ценностью в мясорубке системы. Моррис подошел к этой теме весьма нетривиально, рассказав о мужчине, который борется за право животного не жить достойно, а умереть достойно, но через отношение к данной проблеме прекрасно иллюстрируется вся та бесправность братьев наших меньших, с которыми мы часто обращаемся далеко не по-братски. Его герой проносит главное отрицательное впечатление своего детства в свою взрослую жизнь, создавая для себя мечту, помогающую многим другим обрести покой, становящуюся не только местом с участками земли под захоронение, но и толчком к тому, чтобы животные получили хотя бы на одно право больше, чем они имели в конце семидесятых. По традиции режиссера, которая сформируется несколько позднее, существует и оппонент, который улыбается, имеет четкую точку зрения и не путается в словах, чтобы ее донести, но талант Морриса в 'Вратах небес' заключается во многом в том, чтобы именно на фоне таких противоположностей его сентиментальный персонаж казался более логичным человеком. Даже несмотря на то, что его идея, основанная на всеобъемлющей любви и чистом альтруизме в итоге проваливается.

Удивляет и то, как будто мимоходом, но на самом деле вполне намеренно, режиссер вплетает в историю голос одноэтажной Америки - скромные мечты жителей маленьких городов, которые они жаждут рассказать даже автору документального фильма о кладбищах для животных. Любопытно смотреть, как люди, отвечающие на вопросы об этих проектах, одновременно рассказывают и историю своей жизни. Кто-то осознал старость, а кто-то просто повзрослел. Кому-то разбили сердце, но музыка все еще играет и пока есть смысл, а кто-то нашел для себя прибыльное дело, радующее людей и обеспечивающее ту самую старость, иллюстрируемую пока еще другими людьми. Все эти герои жаждут рассказать не о кладбищах, а о себе, отчаявщись найти внимательного слушателя и доверившись режиссеру и аудитории фильма. Таким образом о Морриса получился фильм и о мечте, и о любви, и о смысле жизни, но при всем при этом без ощущения банальности выводов, с живыми людьми и живой конструкцией, перескакивающей с одной темы разговора на другую, как это часто получается в обычной жизни, которую режиссер в первый и в последний раз рассматривает под таким простым углом.

27 октября 2012 | 05:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: