всё о любом фильме:

12 лет рабства

12 Years a Slave
год
страна
слоган«The extraordinary true story of Solomon Northup»
режиссерСтив МакКуин
сценарийДжон Ридли, Соломон Нортап
продюсерДеде Гарднер, Энтони Катагас, Джереми Клейнер, ...
операторШон Боббитт
композиторХанс Циммер
художникАдам Штокхаузен, Дэвид Стейн, Патриция Норрис, ...
монтажДжо Уокер
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
США  4.68 млн,    Великобритания  2.95 млн,    Франция  1.67 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время133 мин. / 02:13
Номинации (6):
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (436 430)
ожидание: 96% (10 278)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
277 + 11 = 288
9.0
в России
89%
24 + 3 = 27
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам автобиографии Соломона Нортапа «12 лет рабства» (Twelve Years a Slave, 1853).
    • В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
    • Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
    • Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
    • Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
    • еще 2 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В одной из сцен можно заметить в болоте водяной гиацинт (эйхорния), водное растение, произрастающее в Южной Америке. Эти растения были ввезены в Северную Америку только после 1884 года.
    • В сцене когда уводят Элизу, в момент, когда Соломон поднимает молоток, доска висит криво, а после смены ракурса она уже висит ровно.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 7639 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    О том, что в США существовало рабство — я узнала самостоятельно. Историю зарубежных стран мы не проходили, эти факты мы стали узнавать лишь в университете. Эта тема меня очень интересует, с каждым разом я нахожу все больше шокирующих подробностей. Я давно ждала 12 лет Рабства, а после восхваляющих отзывов и возможных номинаций на Оскар — это желание возросло в разы.

    Соломон Нортоп был рожден свободным человеком. Блестящий скрипач, он имел дом, семью, двоих детей. Приняв предложение двух джентльменов, его накачивают наркотиками и продают в рабство. Никто не верит Соломону, что он свободный человек. Ему дают новое имя Платт, говорят, что он беглец и отвозят на Юг, в самые страшные рабовладельческие штаты. За 12 лет рабства Соломон сменил 3 хозяев, был свидетелем самых страшных человеческих грехов — ненависти, откровенной злобы, зависти, жадности… И все эти годы, невзирая на лишения, унижения, побои, Соломон не терял надежды обрести свободу и снова увидеть свою семью.

    Я читала книги, посвященные этой теме, — Хижина дяди Тома и Белый Раб. Я была шокирована — не только самим фактом существования рабства в столь молодой и довольно демократичной стране, которая столько боролась за свою свободу, а теперь, отнимающая свободу у других. Меня потряс тот неоспоримый факт, что к афроамериканцам не относились как к равным. Их приравнивали к скоту — тупому, непослушному и безвольному. Это время, эта эпоха длилась без малого больше 200 лет. Это была эпоха новых профессий — рабовладелец, работорговец, надсмотрщик на плантациях… Кто-то неприкрыто наслаждался этим положением и возможностью делать рабам все что захочешь — как многие с удовлетворением раздирал спины провинившихся кнутом, или забивали до смерти, или вешали и оставляли с малейшей опорой долгие часы висеть на дереве… А кто-то с огромным самодовольством разделял семьи — отнимая у бедной матери ее детей, и, с дьявольской ухмылкой отказываясь продавать клиенту хотя бы одного ребенка, говоря, что выручит за нее много больше… Я задаю себе вопрос — как такое могло произойти? Как люди могли дойти до таких поступков? Как люди могли настолько ненавидеть тех, кто отличается от них… Мы не сможем дать ответ на эти вопросы… Это время уже давно позади, нам остаются лишь воспоминания и сожаления о том, что все могло быть иначе.

    Фильм Стива МакКуина невероятно правдиво рисует образы несчастных афроамериканцев, проданных в рабство, белых рабовладельцев и работорговцев, которые их окружают, и обычных людей, которые становятся невольными свидетелями этой жестокости и несправедливости. Эти образы рисует великолепный актерский состав. Чиветель Эджиофор — центральный персонаж повествования Соломон Нортоп. Человек, который за один вечер теряет все — дом, семью, свободу, даже имя. Теперь он должен делать то, что говорят, иначе его могут забить до смерти. Это невероятно сложный герой и очень сильный. Он потерял все, кроме веры и надежды. Он не позволил себе сломаться, подобно рабыне Элизе, которая потеряла своих детей и рыдает дни напролет. Он, стиснув зубы, работал, делал свою работу хорошо, надеясь, что однажды его отпустят на свободу. И даже попав к жестокому плантатору — он пытался отправить письмо, но доверяется не тому человеку. И сцены, где он в слезах сжигает свое письмо, или ломает подаренную ему скрипку, или где он с другими рабами присоединяется к песне — самые проникновенные во всем фильме.

    В фильме показаны 2 типа рабовладельцев: Бенедикт Камбербетч — играет как называемого доброго рабовладельца Форда. Он считает рабство необходимостью, а рабов — рабочими, создает им неплохие условия, готов прислушаться к их советам, лично читает им Библию. Я поняла сразу же, что Форд добрый хозяин, когда в начале фильма пытался выкупить вместе с матерью ее дочку, но торговец не желал уступать… Другой тип — жестокий хозяин, Эдвин Эппс, которого сыграл постоянный актер Стива — невероятный Майкл Фассбендер. В его внешности есть что-то дьявольское и злодейское, что без труда позволяет ему играть отрицательных персонажей. Причем его герой — далеко не выдуманный персонаж. Такие люди были в те времена рабовладельцами и они считали, что если раб его собственность, то он обязан делать с ним все что захочет. Иппс секет плетью всех, кто не выполнил норму, от малейшего неповиновения приходил в бешенство, винит в неурожае своих рабов… У него даже взгляд такой — это все мое и никто не смеет отнять это у меня. Ужасная сцена, где он заставляет Соломона бить свою любовницу, в потом сам берет кнут в руки…

    В небольших ролях снялись Пол Дано и Пол Джаматти — они сыграли таких же жестоких людей. Дано — в роли молодого плотника-расиста, который презирает негров и всеми силами пытает им навредить. Джаматти — в роли жадного работорговца, который появляется в фильме на несколько минут и являет собой человека жадного и глухого к состраданию.

    Меня очень впечатлила работа молодой актрисы Лупиты Нионго — она сыграла Пэтси, девушку, которая обращает на себя внимание хозяина, собирая самое большое количество хлопка. Он жаждет добиться ее расположения, не обращая внимание на то, что он женат. Однако, став любовницей хозяина, жизнь Пэтси ухудшается: ей запрещают видеться с мисс Шоу(Элфри Вудард), которая понимает ее положение, жена хозяина, ревнуя, требует чтобы ее избивали, а Эппс — относится к ней как к собственности. Отчаяние доводит Пэтси до того, что она просит Соломона убить ее из сострадания…

    И маленькая роль у продюсера проекта — Брэда Питта. Он рабочий Басс, который отрицательно относится к рабству, вступает в полемику с Эппсом и становится другом Соломону. Он мог сыграть в этом фильме только такого персонажа — одинокого философа, который говорит правильные вещи, но к которому еще никто не прислушается…

    Саундтрек написал один из моих любимых кинокомпозиторов Ханс Циммер. Особенно хочу отметить тему Solomon — воплощает в себе все то, во что верит главный герой, в свободу. Прекрасны и песни рабов, которые они пели во время работы на полях хлопка и когда провожали ушедших… Особенно хороша песня Roll Jordan, roll.

    12 лет рабства — один из самых сильных и мощных фильмов уходящего года. В ней показано весь ужас существования рабства, вся боль, лишения и унижения, через которые вынуждены были пройти афроамериканцы. И дело ведь не в них, а в нас — мы должны примириться со своими демонами, принять изгоев в наше общество и помочь им выжить. Мы ведь люди. Не забывайте об этом.

    10 из 10

    Удачи на Оскаре!

    14 декабря 2013 | 23:52

    Картина «12 лет рабства» основана на мемуарах Соломона Нортапа — афроамериканца, проживавшего в Нью-Йорке — штате, свободном от рабства, где Соломон был уважаемым членом общества, одаренным скрипачом и примерным семьянином. Так продолжалось до тех пор, пока он не был похищен и продан в рабство, где провел 12 лет вдали от жены и детей.

    Прежде всего, хочется отметить тот факт, что сравнения этого фильма с фильмом «Джанго освобожденный», которые я часто слышу, не уместны. Обе картины, так или иначе, затрагивают вопрос рабства, но в остальном они совершенно не похожи. «Джанго освобожденный» — фильм о возмездии, в котором Квентин Тарантино отдает дань уважения жанру спагетти-вестерн. «12 лет рабства» берет за основу реальные события и фокусирует внимание на жизни человека попавшего в рабство. Оба режиссера изначально ставили перед собой разные цели и оба справились с задачей великолепно. «12 лет рабства» — самая сильная работа Стива Маккуина. Далеко не все фильмы способны вызвать столь тревожное чувство, а сохранить его может еще меньшее количество. Речь идет об одном из самых жестоких явлений в мировой истории, и фильм передал этот период настолько правдоподобно, насколько это возможно. Но фильм говорит не только об отрицательных чертах человека, таких как жестокость и несправедливость, но также и о положительных. О выносливости, об отказе мирится с этой несправедливостью, и о желании сохранить свою личность.

    «- Если хочешь выжить — ничего не говори и не делай.
     — Но я не хочу выживать, я хочу жить!» (с)


    Чиветеля Эджиофора лично я запомнил как прекрасного актера второго плана по таким фильмам как «Серенити» и «Дитя человеческое», но в этом фильме он сыграл главную роль, и самая сильная игра за всю его карьеру. Многие актеры тратят большую часть фильм для того, что бы вызвать сопереживание, но Эджиофор вызвал сопереживание с первых кадров, в основном, благодаря сильной и независимой личности своего героя. Нортрап показан стойким человеком, который не намерен мириться со своей участью, он готов бороться за свободу. Фильм основан на реальных событиях, и Соломон воспринимается как реальный человек. Именно поэтому «12 лет рабства» от нача и до конца держит в напряжении»: каждое его действие не остается без последствий, его жизнь постоянно висит на волоске. Фильм также оказался еще более психологичен, чем я рассчитывал. Он вызвал полную потерю чувства времени, но в хорошем смысле. Как и главный герой, вы не будите точно знать, как много времени прошло в рабстве, что поможет сопереживать ему еще больше. Положение рабов трагично, они родились и прожили всю жизнь в неволе, но Соломон Нортап был свободен всю жизнь и так внезапно потерял свободу, в связи с чем его судьба еще более трагична.

    Майкл Фассбендер, игравший в двух предыдущих фильмах Маккуина, был просто великолепен. Его персонаж был жесток и абсолютно нестабилен. Когда Эппс терял контроль, это было страшно, но еще страшнее было его спокойствие, ведь понимаешь, что он может сорваться в любую минуту. Но Эппс не был карикатурным злодеем. Как и Соломон, он воспринимался как реально существовавшая личность. Сюжетная линия с героиней Люпиты Нионго в каком-то смысле очеловечила его образ. Также многогранность фильма доказывает первый рабовладелец, с которым сталкивается Нортап, Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч). Он производит впечатление порядочного человека, даже поддерживает главного героя. Когда разделяют мать с детьми, на его лице видно искреннее сожаление. Но в данном случае трудно выделить двух или даже трех актеров, ведь каждый член актерского состава запоминался. Пол Джиаматти сыграл достойно, Пол Дано удивил меня в «Пленницах» и здесь сделал то же самое, а Брэд Питт, не смотря на небольшое экранное время, сыграл ключевую роль в сюжете, и своей речью подытожил рабство, как явление.

    Атмосфера также была выдержана безупречно. Вы не заметите декораций в этом фильме, все выглядит настолько максимально правдоподобно и приближенно к XIX веку. Операторская робота впечатляет, особенно несколько длительных и сложных кадров. И, конечно, я не могу не упомянуть Ханса Циммера. В «12-ти годах рабства» много сцен без музыки, но те, где она есть незабываемы. Циммеру удалось уловить всю трагедию фильма и отобразить ее в музыке.

    Итог:

    Как я сказал ранее, «12 лет рабства» — лучшая робота Стива Маккуина. Этот фильм повествует об одной из самых мрачных страниц мировой истории, но, что важнее всего, он повествует о стойкости. Как и в своих предыдущих картинах «Голод» и «Стыд», режиссер смог максимально точно показать душевную и физическую боль, заставив поверить в эти конкретные события и их участников. Концовка фильма — одна из самых эмоциональных, трогательных и силных сцен за последние несколько лет. Маккуин, Эджиофор и Фассбендер заслужили свои первые номинации на «Оскар», а «12 лет рабства» заслуживает вашего внимания.

    10 из 10

    18 декабря 2013 | 04:03

    Шел в 1841 год. До принятия Тринадцатой поправки к Конституции США оставалось 24 года. Но на богатом и цивилизованном Севере некоторые черные парни уже были свободны. Одним из них и был Соломон Нортап. У него даже был большой дом, жена и двое детей, а его белые соседи здороваются с ним за руки и по всей видимости уважают. Как-то не очень правдоподобно выглядит, но книга, вроде, автобиографическая. Поэтому не буду придираться, а приму на веру, что Соломон Нортап — это не чернокожий Джон Доу, а особый случай. Именно ему, свободному человеку, в самом начале фильма предстоит стать Платтом, рабом на одной из южных плантаций.

    Но почему в фильме нет ни одного плохого черного? А вот хороших белых практически нет. Цивилизованные белые на Юге почти полностью оказываются за кадром. Хотя к чести мистера Паркера, он все-таки приехал за Соломоном сразу после письма. Герой Камбербэтча (первый хозяин Соломона), вроде, и придерживается прогрессивных взглядов, но о настоящем имени Платта и слышать не хочет. О доброте семьи Эппсов и говорить нечего. У них на плантациях нам параллельно показывают историю Пэтси — чернокожей девушки, которой пользуется мистер Эппс и которую за это ненавидит его жена. Еще есть Армсби — предатель, которому мало просто денег, ему нужно еще и нарушить свое слово держать язык за зубами. Ну и наконец, герой Питта, такой хороший, но не заявляющий открыто, что готов помочь. Он способен только передать письмо, а там, как выйдет. К тому же он — канадец, то есть идею о допустимости рабства не впитал с молоком матери.

    Что касается игры актеров, то она на высоте. Хотя обреченность на лицах на протяжении всего фильма немного надоела. Почему никто не пытался сбежать???

    И еще минус один балл (первый был за хороших черных и плохих белых) за отсутствие смысла в сюжете. Сегодня никого не удивишь идеей, что рабство — это плохо. И Стэнфордский тюремный эксперимент хорошо показал то, что делает с людьми власть. Так в чем же смысл этого фильма? Быть может, фильм учит нас терпению? Соломон ждал 12 лет, чтобы вернуться домой. Но не попадись ему на пути Басс, он бы так и остался на плантации… Он не борется, он ломается. Соломон не остается верен себе, но он возвращается домой. Ему просто повезло — жизненно, но в фильме мне хотелось бы увидеть больше борьбы со стороны главного героя. А Соломон просто терпел, делал вид, что покоряется, и ждал подходящего момента.

    25 ноября 2014 | 00:56

    1841-й год. Соломон Нортап (Чиветел Эджиофор), свободный чернокожий семьянин, поддается на уговоры парочки артистов цирка — те просят сопровождать их выступления игрой на скрипке и обещают платить солидные деньги. По приезду в Вашингтон новоиспеченные коллеги устраивают попойку, но утреннее похмелье — не худшее, что ожидает Соломона. Он просыпается взаперти, на руках и ногах цепи. С растерзанной в кровь спиной Нортапа везут в Новый Орлеан, дают ему имя Платт и продают в рабство.

    Семь номинаций на Золотой Глобус говорят о том, что Стив Маккуин не ошибся, взявшись за постановку фильма по книге Соломона. История человека, у которого украли двенадцать лет, страшна и пронзительна, ее экранизация — подчеркнуто натуралистична и беспощадно бьет кнутом по зрителю.

    Залитые ярким палящим солнцем плантации. Кроваво-красные лопасти парохода. Лениво ползущая гусеница. Шрамы на щеке молодой негритянки, которой не повезло родиться красивой. Раб в петле, отчаянно цепляющийся за жизнь, превратившуюся в ад. Камера в руках оператора Шона Боббита фиксирует каждую мелочь, крупные планы шокируют и удивляют, время останавливается, но дает о себе знать новыми морщинами и рубцами.

    Своими страданиями Эджиофор уверенно пробивает дорогу к Оскару, это крепкая актерская работа, убедительная, но немного банальная. Границы обозначены четко: вот добро, вот зло, никаких полутонов. Совсем другого рода образ у великолепного Майкла Фассбендера — любимчика Маккуина, который снимался у режиссера в «Голоде» и «Стыде». Его Эдвин Эпсс — садист, изверг, мерзавец, но в тоже время сломленный и глубоко несчастный. Заглушающий эмоции алкоголем и звуками ударов плетки — экзекуции в его рационе обязательны, время для них где-то между завтраком и очередной порцией виски.

    Бенедикт Камбэрбетч, Пол Джаматти, Пол Дано, Бред Питт — каждый из этих актеров появляется всего на несколько минут, необходимо вложиться в отведенное время. Дано, например, качественно дает отъявленного подлеца с манией величия, а Питт заводит с героем Фассбендера философский диалог, заставляя того нехорошо улыбаться и удивляться радикальным суждениям простого канадского работяги.

    Скрипка сломана в дребезги, на смену мудреным мелодиям приходит тягучий спиричуэл — песни о свободе, в которых сквозит безнадежность. Превращая в месиво спину девушки, заслужившей порку за желание помыться, Нортап говорит Эппсу, что Бог все видит, что рано или поздно он накажет изверга. Господь, однако, не спешит — в конце концов, тот же Эппс цитирует Библию и вовсе не падает замертво, испепеленный небесным огнем. Соломон, который еще недавно стремился жить, остался в прошлом — Платт учится выживать. Годы идут.

    «Прости меня», — со слезами на глазах шепчет Нортап дочери, которую не видел 12 лет. «Простите меня», — говорит Маккуин. Когда на экране мелькает обнажившаяся кость, становится действительно тяжело. Приходится терпеть и нервно кусать губы — искусство, как и реальная жизнь, бывает жестоко.

    8 из 10

    23 января 2014 | 18:27

    1841 г. Свободный негр и скрипач Соломон Нортап во время отъезда жены и детей по предложению двух заезжих циркачей соглашается за гонорар поучаствовать в представлении. Однако потратить заработанные деньги Соломон уже не успевает. Его похищают и отправляют на юг Америки, где закон Авраама Линкольна выгодно проигнорировали.

    Скорее всего, реальной истории Соломона Нортапа, в которой западные киноакадемики под грузом вины за прадедов усмотрели фильм года, чуть труднее будет достучаться до нашего континента, нежели, будто сговорившимся, конкурентам. Ведь инди-режиссёра Стива МакКуина, даром что он сам негр, гораздо проще заподозрить в расовом отмщении и киношном застыжении, чем выбравшего более гуманную тему Ли Дэниелса или «своего в доску» Квентина Тарантино, снявшего, кстати, гораздо более агрессивную и сюрную картину. Хотя никаких предпосылок Спайка Ли тут особенно не замечается. История Соломона довольно универсальна, благо что рассказывается не о прирождённом рабе, у которых шансов на успешную жизнь практически не было. Случай этот свидетельствует о чистом похищении, которые, как известно, вполне удачно проворачивают и по сей день. И будь ты хоть азиатом, хоть белым, с каждым может случиться. Тем более, что за основу берётся глобальный переломный период, когда принятый закон формально вступает в силу, но остаточные явления окончательно искореняются ещё лет сто. Если уж даже с мобильным рабством люди не смогли быстро справиться, то что уж говорить о торговле людьми.

    С другой стороны, абстрагируясь от наболевшей тематики, на выходе у режиссёра остаётся колоритная, но чистая драма о выживании. Можно только удивляться стойкости и желанию Соломона жить, несмотря на тяготы и лишения, но со временем приходит осознание, что слишком многое Нортап отдал на откуп судьбе. Сравнивая, допустим, данную ситуацию с положением Энди Дюфрейна в тюрьме Шоушенк, заметно, что последний не стал пускать жизнь на самотёк, и своим образованием и находчивостью прогрыз себе дорогу на свободу. С этой колокольни кино МакКуина, хоть и не менее живое и колоритное, чем «Джанго» QT, но всё же трогает значительно меньше. У Соломона были определённые преимущества перед реальными заключёнными в виде большей свободы на открытой территории, но характер его не отдаёт пробивной способностью. Самая затруднительная и значительная идея героя становится со временем опасно навязчивой. Хотя в бесконечном положении объекта беспричинной агрессии гораздо более предпочтительны какие-то решительные действия в обход смирному рациональному отсиживанию. Даже такие, какие чинит дуболом Джанго в Кендиленде. Сильный не обязательно бьёт слабого, но вера в судьбу и небесное возмездие мало кому реально помогало. Вот рабыне-умелице со сроком, Пэтси, оно не шибко сослужило службу. Также как и у нашего героя второй шанс мог просто и не выпасть.

    7 из 10

    4 января 2014 | 16:58

    Впечатляющая история. История о свободе и ее цене, о жизни и власти, о правах и запретах.

    Актерский состав.

    Не ожидала, но Чиветель Эджиофор отлично справился со своей ролью. Его героя было жалко на протяжении всего фильма, ему хотелось сопереживать и сочувствовать. Главная роль в таком масштабном проекте и довольно успешная. Актер хорошо показал и наполнил эмоциональную сферу фильма.

    Майкл Фассбендер. Давно слежу за карьерой этого актера и, должна сказать, это — самая масштабная его роль. Сыграл сильно. Его героя начинаешь люто ненавидеть буквально с первых минут его появления на экране.

    К Саре Полсон, играющей жену Эппса, испытываешь также лютую злость и презрение. Ох, какую же бездушную и холодную женщину она сыграла.

    Бенедикт Камбербэтч, Бред Питт — появляются в определенные моменты в фильме, в очень четкие и нужные моменты и отлично дополняют картину. Без их персонажей было бы совсем не то.

    И, конечно, хотела бы отметить Лупиту Нионго. Шикарно сыграно! Очень хорошо переданы ее эмоции, ее боль, страх.

    Музыкальное сопровождение. Ханц Циммер сделал свое дело. Ненавязчивый саундтрек, его и не замечаешь, но музыка настолько дополняет картину, делая ее совершенно гармоничной.

    Итог. Фильм — боль. Боль за героев, за принципы и законы того времени, за несправедливость и нечестность чувствуешь на протяжении всего фильма. Фильм, который нужно смотреть, чтобы понимать цену своей жизни, своей свободы. Ведь мы все родились и живем в свободном обществе, а о рабовладельчестве знаем только из книг истории и фильмов. Но если бы это было не так?

    8 из 10

    27 января 2014 | 15:00

    XIX век перевалил практически за половину, индустриальная эпоха делает первые шаги: заводы, фабрики, мануфактуры и, конечно же, набухающая язва пролетариата. Но кажется, будто весь этот «прогресс» обошел стороной Америку: здесь тянутся бесконечные тростниковые и хлопковые плантации, на которых трудятся негры-рабы, принадлежащие белым промышленникам. Их в картине МакКуина целая галерея: от мнимо благородных набожных прагматиков до садистов-самодуров (впрочем, все так же набожных), олицетворяющих все самое мерзкое, что может представлять собой положение в общественных отношениях «господина», владельца рабов.

    Подобная тема — как и тема о зверствах фашистов — благоволит к пасторальности и сознательному разграничиванию на «их» и «нас»: негры МакКуина ни больше ни меньше — серхлюди, олимпийские боги, древнегреческие герои. Когда они обнажаются, мы наблюдаем их гибкие ладно слаженные тела: мужчины — пышущие здоровьем великаны, женщины — источающие жизненную силу мадонны. На фоне этих античных изваяний белые превращаются в пигмеев (ирония). Иного взгляда быть не может: они — правые, мы — виноватые; они — великие, мы — ничтожество. Но — как и любой талантливый художник — МакКуин далек от псевдо-морализаторства и выведения претенциозных сентенций. Как и любой талантливый художник, МакКуин изображает путь — впервые в кино: «рабскую одиссею» — путь человека, чье естественное право на свободу неестественным образом отчуждается.

    Сквозь весь фильм — очень неявно — длится одна мысль, которую режиссер пытается выразить, но она постоянно теряется за грандиозными страданиями человека в неволе. Эта мысль может порушить все идеально собранное здание нравственного укора, в этой мысли есть какая-то дилемма, которую не смог разрешить даже сам МакКуин. Каким образом человек поступается своими принципами? откуда эта легкость «согласия»? и почему предательство так просто и буднично? В картине нет фигуры канонического предательства, но есть легкое прикосновение чего-то очень неприятного, что оставляет в заключении в легком недоумении (сцена освобождения Соломона Нортапа). Надо отдавать себе отчет в том, что при всей вышеозначенной «пасторальности», МакКуин вовсе не думает писать картину в черно-белых красках. Его герой — раб; и «12 лет рабства» — не «Мцыри». Это — драма невольника, чья трагедия заключается в вечном и смиренном согласии, где бунт приводит только к смерти и больше ни к чему.

    24 марта 2014 | 13:56

    Фильм «12 лет рабства», как мы с вами знаем, выстрелил сразу после показа на кинофестивале в Теллуриде. Лента получила множество положительных рецензий от критиков.

    Я считаю, что этот фильм заслужил те награды, которые он получил.

    Во-первых, мы можем наблюдать реальную историю жизни Соломона Нортапа. От надписи» основано на реальной истории» мы сразу начинаем глубже вникать в фильм, мы больше верим в происходящее на экране. Все зверство людей, которое мы наблюдаем в фильме, имело место быть в реальной жизни — именно это заставляет нас ужасаться, испытывая различную палитру эмоций.

    Во-вторых, нельзя не хвалить актеров, которые свою роль сыграли на 10/10. От Эджиофора требовалось показать человека, все еще верующего в спасение, неунывающего, несмотря на такое тяжкое бремя. Он должен был показать душевные муки, но в то же время мужчину, который будет бороться за свою свободу и независимость. Фассбендер сыграл выше всяких похвал. Он должен был сыграть человека, к которому мы с вами, зрители, должны были испытывать отвращение и ненависть. Справился ли он с этим? Решать только вам, но мне кажется, что справился. Был персонаж, которого было жалко всю картину, который постоянно терпел издевательства и побои, имя этого персонажа — Пэтси. Люпита Нионго действительно шикарно исполнила свою роль, несмотря на малый опыт в киноиндустрии. Остальные актеры, безусловно, запомнились тоже, но они не проделали такой объем работ, какой проделали главные персонажи фильма.

    В-третьих, хочется отметить шикарный саундтрек, написанный Хансом Циммером (интерпретация имени вольная). Столько красок мы можем уловить в этой мелодии. Solomon — так называется произведение Циммера — идеально дополняет картину, заставляя пустить слезу в некоторых моментах.

    Есть, несомненно, и допущения, о которых можно рассказать. Так, к примеру, создатели фильма не рассказали о некоторых рабовладельцах, которые, как мне кажется, дополняли бы картину. Есть еще и другие допущения, но выявить их можно только тогда, когда вы прочтете книгу (что я и сделал после просмотра ленты).

    8,5 из 10

    28 июня 2015 | 17:52

    Название «12 лет рабства», постер на котором мы видим бегущего человека, целый список отличных актеров, да и к тому же 3 статуэтки Оскар и хотя основная тема фильма — рабство, и, понятно, что эта тема раскрыта почти по максимуму и ничего нового нам уже не представят, кроме как истории отдельно взятых людей, ожидания все же были завышенные, как оказалось.

    Не то, чтобы фильм прошел мимо и ничего не затронул, отнюдь, он вызвал вполне человеческое сострадание к Соломону (Чиветел Эджиофор) и Пэтси (Люпита Нионго), чья история, кстати, была просто тупо оборвана, и многим другим, но с таким же успехом можно было почитать о рабстве и посмотреть документальный фильм. Но никто этого не делает намеренно, потому что все всё итак знают. Повторюсь, эта тема давняя и все это очень трагично, но фильм ничего кроме, показанной жестокости и отчаяния, к сожалению, не принес. Сомнений нет, что так оно и было, собственно говоря, но ведь это же история Соломона, и по ней решили снять фильм, а фильм должен доносить что-то до зрителя, помимо того, что брать в рабство никого нельзя.

    Хочется отметить актерскую работу Майкла Фассбендера в роли импульсивного и временами «съехавшего с катушек» рабовладельца. Просто на высоте!

    В остальном же, возможно, не стоит винить сюжетную линию, так как основана она на автобиографии Соломона Нортапа, но с другой стороны, смотришь и думаешь: премия Оскар за лучший фильм… Концовка, при общем темпе картины, вышла очень скомканной и быстрой. Опять же, что с Пэтси? На что его семья жила все эти 12 лет (которые, кстати, не чувствуются в фильме)? Вопросов много, ответа нет.

    29 марта 2016 | 10:22

    Никакого удовольствия, только сочувствие

    С самого начала немало удивляло, что рассказать эту абсолютно американскую историю было доверено выходцу из Британии Стиву Маккуину, который привел с собой несколько своих соотечественников и распределил между ними главные роли. Бывший известный художник, начинавший свою карьеру в видео-арте, в двух первых своих картинах — «Голод» и «Стыд» — продемонстрировал почти болезненный интерес к телесности, что мало, а вернее совсем не перекликалось с задачами сценария об угнетении темнокожих американцев в позапрошлом веке. Однако у этого европейского режиссёра, чуть больше нужного озабоченного авторским самовыражением, было, и есть, одно (в некотором смысле) преимущество: Маккуин — негр.

    События фильма, основанного на мемуарах реального человека, развиваются главным образом на исходе первой половины XIX века, на юге Америки, где, в отличие от севера страны, вовсю использовали рабский труд. То есть страна была вроде как одна, а законы в ней были сильно разные. В 1841-м году темнокожий скрипач из Нью-Йорка Соломон Нортап обманным путём попадает в рабство в Луизиану, где, переходя от одного плантатора к другому, проходит через семь кругов ада. Эстет Маккуин удивительным образом переформатировался под нужный стандарт, сделав не просто смотрибельной, но и берущей за живое болезненную тему угнетения чернокожих в Америке. «12 лет рабства» — духоподъемное, мотивационное кино, чуть более прямолинейное и менее противоречивое, чем хотелось бы. Но именно такое, какое обречено возглавлять всякого рода номинационные списки и, как результат, выигрывать главный «Оскар».

    В отличие от прошлогоднего опуса Тарантино «Джанго освобожденный», Маккуин не эстетизирует насилие и главный акцент делает на преодолении трудностей за счёт волевых усилий главного героя, который вроде бы мало соответствует нонконформистскому идеалу. Но тем самым как раз и оказывается близок и понятен зрителю, который, приняв слабости Соломона, невольно себя с ним идентифицирует. В отличие от Тарантино, вы вряд ли получите от увиденного удовольствие, но ваше сопереживание будет стоить куда как дороже. Фильм Маккуина пробивается к самым сильным — базовым человеческим чувствам, незамутненным сомнениями и противоречиями. Это стопроцентно оскаровский формат. И победа картины вполне закономерна, хотя может показаться не столь весомой (всего три голыша), как это обычно случается с лентами, получившими главную статуэтку.

    Это кино не только о борьбе за свободу, но и о влиянии, и господстве: плохие белые люди настолько пропитались этим ядом безнаказанности, будучи рабовладельцами, что их наследники ещё долго будут генетически заряжены на то, чтобы разделять и властвовать. Только теперь уже не на плантациях Луизианы, а по всему миру — в Ираке, Югославии или Украине. Хотя я больше чем уверен, что мысли и чувства, которые пробуждают в зрителях «12 лет рабства», скорее всего, замкнутся на покаянии белых американцев за свою вину перед чёрными соотечественниками, но вряд ли коснутся сегодняшних американских амбиций в геополитике. А они очень даже органично вытекают из того, что в этом фильме показано, с той лишь разницей, что предков-рабовладельцев теперь заменили политики, нацеленные завладеть всей планетой под прикрытием демократических преобразований.

    Природа господства, унаследованная потомками плантаторов, неистребима. И этот подтекст очень даже сильно фонит в картине о крайней форме нарушения человеческих прав. Но вне зависимости от современных политических аллюзий и от знания социально-исторических перипетий в Новом Свете, это кино найдет путь к сердцу самой интернациональной аудитории, которая не понаслышке знает о таких вещах, как вера и надежда, унижение и достоинство, притеснение и воля… В общем, «12 лет рабства» — самое что ни наесть актуальное для нас кино, как бы ловко мы не прикидывались с некоторых пор буржуазией и господами.

    19 мая 2014 | 21:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>