всё о любом фильме:

Мама

Mama
год
страна
слоган«Никогда не оставит тебя»
режиссерАндрес Мускетти
сценарийАндрес Мускетти, Барбара Мускетти, Нил Кросс
продюсерДж. Майлз Дэйл, Барбара Мускетти, Гильермо дель Торо, ...
операторАнтонио Риестра
композиторФернандо Веласкес
художникАнастасия Масаро, Элис Лам, Луис Секейра, ...
монтажМишель Конрой
жанр ужасы, фэнтези, триллер, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Мексика  2.85 млн,    Испания  1.16 млн,    Россия  860.3 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время100 мин. / 01:40
Номинации:
В заброшенной хижине в чаще леса найдены две девочки. Таинственным образом они прожили в пустом доме пять лет. Найденных сирот забирают единственные родственники, молодая супружеская пара. Но девочки не одиноки, у них есть мама, и она приходит из тьмы…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (133 749)
ожидание: 87% (3182)
Рейтинг кинокритиков
в мире
65%
98 + 52 = 150
6.0
в России
53%
8 + 7 = 15
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Аннабель копается в компьютере доктора Дрейфусса, в названии папки с его исследованиями есть опечатка — «Reasearch» (а правильно «Research»).
    • Когда маленькая Виктория впервые заходит в хижину, она шагает по снегу, который прилипает к ее ногам, и можно заметить, что на самом деле это белый ковер.
    • Когда Лили уговаривает Викторию пойти к Маме, положение ее одеяла меняется после смены кадра.
    • Когда Аннабель слышит, как девочки играют, она идет в их комнату, чтобы сказать, что уже поздно и пора ложиться спать, но на улице еще светло. В фильме также есть еще около 3-х сцен, в которых по сюжету должна быть ночь, а за окнами на улице день.
    • Лукас арендует автомобиль в конторе под названием «Enterprise», но у машины не видно штрих-кода на окне. Все машины этой компании обладают штрих-кодами для ускорения процедуры регистрации.
    • еще 2 ошибки
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 211126 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    После убийства жены, молодой человек по имени Джеффри (Николай Костер-Вальдау) берет собой своих двух дочерей, но из-за гололеда его машина попадает в аварию. Найдя убежище в заброшенном доме, Джеффри от безысходности думает убить своих детей, а затем совершить самоубийство, но злобный призрак убивает Джеффри и в течение пяти лет заботится о маленьких девочках. А когда девочек находит брат Джеффри и его девушка Аннабель (Джессика Честейн), призрак не намерен оставлять своих девочек…..

    Где-то в 2008 году еще неизвестный режиссер Андрес Мускетти снял пугающую короткометражку «Мама», режиссеру Гильермо дель Торо очень понравилась короткометражка, и он решил помочь Андресе Мускетти сделать из нее полноценный фильм.

    У дебютанта Андресе Мускетти в действительности получилась атмосферная картина, где большая часть успеха лежит именно на девочках, которые сыграли свои роли превосходно. Конечно, картина изобилует всевозможными сюжетными штампами, да и пугает она редко, наверно пару бу эффектов на весь фильм, да и сама мама выглядит не так страшно, тому виной убогая компьютерная графика. Можно было сделать маму пострашней, взять какую-нибудь актрису и жутко загримировать, а не смотреть на этот посредственный компьютерный спецэффект.

    Но при всех своих недостатках, картина смотрится с неугасающим интересом и после просмотра все эти сюжетные штампы, в общем, не так сильно и раздражают. Сам фильм выглядит больше не ужасом, а готической сказкой, в котором присутствует малая доля драмы и трагизм истории самих детей и страшной мамы. И если бы режиссер сконцентрировал свое внимание именно на драматической линии, получился бы безупречный фильм, наподобие того же «Приюта». Действительно, фильм «Мама» представляется собой такой микс из «Приюта» и «Не бойся темноты» которые также являются продюсерской работой Гильермо дель Торо. Даже стилизация у этих фильмов весьма схожа.

    Чрезмерно популярная актриса Джессика Честейн в фильме играет рокершу, которая изначальна (сцена с тестом на беременность) о детях не думала, и они ей были не нужны. Даже после того как девочек нашли и они начали жить вместе, героиня Честейн старается контактировать как можно реже с ними, но именно мистические события пробуждают в героине настоящие материнские чувства и в финале она готовая пойти на все, лишь бы защитить уже своих родных девочек.

    Итог: При всех своих недостатках, картина весьма любопытна и интересна. Главное достоинство фильма — это конечно дети и готический антураж.

    28 мая 2013 | 17:56

    Я, не задумываясь, шел на этот фильм в кино, так как от него я ожидал хороших саспенса и игры от Джессики Честейн. И я не ошибся в своих ожиданиях… Играла она просто замечательно. Ей очень подошел образ рок-гитаристки с короткой стрижкой и черными волосами. Не знаю почему, но тату у героини Джессики добавили фильму некого колорита и таинственности.

    Нельзя не отметить хорошую игру Меган Чарпентье. Девочка предала зрителю все те эмоции и душевные метаморфозы которые испытывала ее героиня Виктория на наших глазах…

    Отдельно хочу поблагодарить композитора Фернандо Веласкеза. Оркестр передал тот страх, то отчаяние, ту злостьи и тревогу, которую переживали герои, чьи образы были очень тщательно продуманы Андресом Мускетти.

    И в вывод скажу, что кино получилось скорее напряжённое, чем жестокое, бережно охраняя нас от слишком быстрой разгадки главной интриги. Этот фильм понравится как любителям мистики, так и хорошей драмы. Порадует актерское исполнение, хороший саундтреки отличная работа оператора. Браво !

    7,5 из 10

    P.S. Чувствуется влияние исполнительного продюсера Гильермо Дель Торо.

    20 января 2013 | 04:42

    Давным-давно, в 2008 году, жил-был юрист-баблосек (это профессия такая, производная от дровосека, дорогой читатель) и было у него две дочки. И жена была, правда, недолго — чтобы не тратиться на лишний рот, застрелил ее баблосек. Вот что кризис живо обедняющий с людьми делает…

    Жену застрелил, а детей, согласно старинной семейной традиции, решил в лес завезти (ведь дальним родственником по отцовской линии им приходился не кто-нибудь, а сам Мальчик-с-пальчик). А потом пожалел, прибью решил, чтоб не мучились.

    Лиха беда, мочилово, это, дорогой читатель, лишь начало. Дали гены мальчико-с-пальчиковые о себе знать, выжили девчушки, в лесу обустроились…

    Весь этот набор штампов времен еще Шарля Перро вперемежку с клише Бёртоновской «Сонной лощины» довольно свежо (на удивление) смотрится в антураже 21 века, плавно перетекая в неплохой хоррор.

    Напряжение нагнетается верным, давно опробованным методом «судя по страшной музыке, мы приближались к страшному месту», постановка изобилует «стандартными положениями» и стандартными кадрами, и что режиссер еще только начинает свой путь в кинематографе становится понятно до того, как просмотришь список его кинодостижений, но, тем не менее, мурашки в нужный момент нужные места покрывают.

    Андрес Мускетти снял две «Мамы» (одну в 2008 году, другую в 2013), взяв на себя работу не только режиссера, но и сценариста. И если 3-х минутная испанская «Мама» — ужастик в чистом виде, то ее полнометражная англоязычная версия получилась шире не только по времени, но и по смыслу, флером мистики и страха окутав драму судьбоносного выбора, который приходится сделать каждому из героев.

    Выбирают не только девочки, с какой «мамой» остаться, выбирают взрослые люди: истратить сбережения на себя или на многолетние, безнадежные, в общем-то, поиски пропавших племянниц, поверить в невероятное или не выходить за рамки общепринятых научных представлений, отказаться от карьеры ради любимого человека или от любимого человека ради продолжения карьеры, спасти свою жизнь или жизнь ребенка. Перед выбором оказывается даже призрак: отпустить или забрать с собой навсегда?

    Интереса и испанистости этой драме прибавляет то, что выбор герои совершают не под напором чувств или диктатом общества, а движимые долгом и инстинктами. «Я не могу его бросить с ними на руках», — говорит Аннабель, «Ты же обещала ее не трогать!» — кричит Виктория. Долг перед самим собой, собственной совестью, в первую очередь, кодекс чести, заставляющий верить обещаниям и исполнять их, проходят по ткани сюжета тонкой красной линией, императивом из тех времен, когда честь и слово испанского идальго были его самым ценным имуществом. А единственный персонаж, нарушивший данные им обеты, солгавший детям, наказан в самом начале.

    Выбор девочек более сложен и более прост одновременно, в силу того, что для них социальные нормы размыты либо не знакомы в принципе. Поэтому Лили и Виктория идут от инстинкта самосохранения, выбирая то, что кажется более привычным и безопасным. Если учесть, что первые 5-7 лет жизни играют определяющую роль в развитии человека, неудивительно, что каждая из них тяготеет к образу жизни, который преимущественно вела именно в этом возрастном промежутке.

    Что касается привидения, то тут выбор определяется неизбежно присутствующим в большинстве женщин и положительно воспринимаемым большинством мужчин материнским инстинктом. Призрак — не просто ужасающее нечто, от которого с воплями бегают главные и второстепенные персонажи, у него есть биография и мотивация, он вызывает жалость, если не сопереживание. «Мама» не только помогла девочкам выжить в лесу, она достаточно терпимо отнеслась к их отъезду, не претендуя, в общем-то, ни на что, кроме возможности видеться и быть ими любимой. Проблемы начались, когда она почувствовала, как дети отдаляются, увлекаясь новой жизнью, вещами и ощущениями, которых она им дать не в состоянии. В подобной ситуации паниковать, зачастую, начинают не только призрачные родители. Для нежити же цена вопроса и вовсе шекспировского масштаба: быть или не быть, остаться в постылом лесном одиночестве, растеряв последние человеческие черты, или поддаться искушению вернуть заблудших чад любой ценой, привязать к себе крепко, с гарантией. Именно призрак подводит окончательную черту под сделанным каждым персонажем выбором, причем подводит с минимальными потерями практически для всех, ведь дороже всего для «мамы» оказываются девочки.

    В целом, история и ее интерпретация на экране при очевидных погрешностях вызывают скорее желание отметить достоинства, нежели въедливо искать недостатки. К числу первых можно отнести цветовую гамму с многочисленными оттенками зеленого, почти классическое музыкальное сопровождение, актеров, которые все глубоко симпатичны, и отличной игрой, и просто так (сестричек Нелисс вообще люблю, особенно старшую), а также финал — вроде и не выходящий за рамки стандартов жанра, но не тривиальный, оправданный всей логикой развития событий.

    Фильм как блюдо, приготовленное из обычных, в общем-то, давно знакомых ингредиентов. Настолько знакомых, что кладешь, не глядя, и вкус в результате получается, вроде и привычный, но свежий, благодаря случайно подобранной пропорции. Можно, конечно, заказать на ужин что-нибудь арт-хаусное, можно съездить опробовать блюдо дня в ближайший фаст-фуд-IMAX, но летним вечером дома на диване, окрошка из сказки, саспенса, драмы и привидений придется более чем к месту.

    9 июля 2014 | 16:01

    Для меня фамилия дель Торо — уже знак качества, независимо от того, Бенисио это или Гильермо. Один замечательный актер, второй — не менее одаренный режиссер, неординарно мыслящий и умеющий внести в кино какое-то особое пугающее очарование. И пусть «Маму» снимал не лично он, а молодой (и очень перспективный) испанский режиссер Андрес Мускетти, влияние дель Торо, его почерк и стиль в «Маме» в немалой степени присутствуют.

    Никого из задействованных в «Маме» актеров и актрис я ни разу не видела прежде, в других фильмах. И мне это было только на руку — мне не с чем было сравнивать, никаких ассоциаций и домыслов у меня не возникало при просмотре, Насчет Николая Костер-Вальдау особо ничего не могу сказать — по сути его роль (даже две роли) второстепенна, но исполняет он ее неплохо, хоть и без особого надрыва. Но вот Джессика Честейн меня восхитила. Ее героиня меняется, проходит определенную трансформацию от холодоватой, «колючей» как внешне, так и внутренне рокерши до женщины, которая ценой собственной жизни готова спасти чужих детей, к которым успела привязаться. Меняется не просто ее поведение, меняется сам взгляд, улыбка, движения — всё то, что составляет отличную актерскую игру.

    Детишки тоже не подвели — все-таки это совсем нелегкая задача для юных дарований — изображать привязанность, страх, боль, отчаяние, да еще делать это по команде «Мотор!» из дубля в дубль. Младшенькая даже в большей степени, как мне кажется, заслуживает похвалы — она совсем еще кроха, но дар к перевоплощению у нее, похоже, врожденный.

    Не буду долго ходить вокруг да около главной героини — Мамы. Мускетти вовсе не планировал долго оставлять зрителей в неведении насчет ее внешнего вида и особенностей поведения. Примерно на первой трети фильма Мама появляется перед нами во всей красе и продолжает появляться и дальше и не раз — но как, черт побери, мастерски ее изображают! Дело даже не в особенностях лица (или что там у нее вместо него), а в звуках, которые она издает, движениях, которые она совершает. Это один из тех монстров, которые с первых минут напоминают мне дикого зверя, атакующего жертву. Ужасаясь, я одновременно не могу ею не восхищаться — это сильное, молниеносное, переменчивое существо, идеал хищника, зло, наделенное грацией и в некоем роде красотой. Вслушайтесь в ее крики и вопли. Почувствуйте дымку ее тени за своей спиной. Ощутите кожей невесомое трепетание крылышек ее верных спутников — ночных мотыльков, которые ассоциируются с тихими кладбищами и укромными уголками старых домов. Взгляните на нее — если хватит духу. Рекламный слоган «Мама никогда не оставит тебя» в данном случае обретает роковой подтекст — даже если ты захочешь от нее избавиться, Мама не отступится, ведь у нее свои планы насчет твоего будущего.

    И еще — и сам фильм и его финал несказанно порадовали меня относительной свежестью и отсутствием набивших оскомину штампов. Даже когда героиня Джессики Честейн идет по полутемному дому на подозрительные звуки, доносящиеся из комнаты (такие сцены стали уже классикой в американских кино-картинах), она делает это не по причине отсутствия мозгов в голове, а потому что переживает за маленьких Викторию и Лили. Еще я оценила, что Мускетти не допустил специальных затягиваний сюжета и долгих, занудных разглагольствований на тему потусторонних сил — в общем, всего того, что любят лепить в своем кино всякие недорежиссеры, маскирующие нехватку таланта и интересных идей под наигранной сложностью и «литьем воды».

    8 из 10

    8 марта 2013 | 16:45

    Фильм рассказывает нам историю двух маленьких девочек, оставшихся в одиночестве в ветхой избушке посреди леса зимним вечером. Там девочки прожили пять долгих лет и чудом выжили. Каким образом? Их охраняло нечто, что девочки называли «мама».

    Надо сказать, что очень ждала выхода этого фильма. Уж очень заинтриговало меня описание сюжета. Соответственно, при первой возможности бросилась к просмотру. Что же сказать о фильме: сюжет не отличается особой оригинальностью — здесь и призраки, и маленькие девочки, и большой дом со скрипучими полами, и взрослые, которым приходится мириться с обстоятельствами…

    Лично для меня, фильм пустоват — слишком мало действия, слишком мало фактов. История «мамы» раскрыта лишь мельком, вскользь, нет какой-то логической сцепки в этой истории. Так же лично для меня осталось непонятным поведение отца девочек — что подтолкнуло его к такому поступку.

    Игра актеров меня порадовала — и взрослые, и дети справились хорошо. Но не хватало атмосферности, иными словами — не хватало страха. «Мама» появлялась на фильме довольно часто и причем в таким образом, что становилось понятно, что девочкам ничего не угрожает от ее появления.

    Лично я, конечно, ожидала большего от фильма, но не пожалела, потратив на него 100 минут своего драгоценного времени.

    8 марта 2013 | 12:32

    Посмотрел картину «Мама» однозначно не без удовольствия. Вообще, обожаю конечно подобные ужастики. И «Мама» явно не самый плохой их представитель. Изначально, мне понравилась уже не первой свежести короткометражка, в которой этот самый монстр — мама, гонится по дому за двумя маленькими девчушками. На тот момент, она мне показалась весьма жутковатой и честно говоря, очень обрадовался когда узнал что создается полноценный фильм.

    Вообще, сам призрак выглядит весьма необычно для подобных фильмов. Он какой-то весь скрюченный, худой и немного длинный что ли. Напоминает лично мне подобие летающей баньши. А эти его резкие движения, заставляют хоть и немного, но пугаться и порой даже замирать. Хотя на самом деле, этот и не первый случай, когда указанный прием был применен в подобных ужасах. Ну а в остальном да, ничем не отличается от призрака в том же самом «Проклятии» по моему.

    Ну и по ощущениям, фильм опять же на одном уровне с «Астралом», хотя последний, кому то покажется все таки лучше той же самой «Мамы» и я этому не удивлюсь.

    В итоге, получился весьма достойный, хоть и во многом стандартный фильм ужасов, который местами, может определенно напугать. Жаль только, что это происходит не весь фильм и уже в конце, призрака воспринимаешь с совершенным безразличием. Неизвестность, все таки пугает гораздо больше. Определенно, рекомендую к просмотру. Да и короткометражку, не смотревшим можно интереса ради все таки глянуть.

    7 из 10

    28 ноября 2013 | 13:04

    Откровенно- не помню, чтобы кто-то до этого фильма пробовал смешать всегда выигрышный сюжет «Маугли» и мистический потусторонний мир. В итоге получился зрелищный проходной фильм, на который пойдут и который понравится поклонникам этого жанра. Возможно, что некоторых особенных ценителей данного вида искусства покоробят штампы в виде мотыльков (которые уже играли в прошлом сезоне в «Шкатулке проклятия»), а так же призрак, ползающий по стенам и потолку со свешивающимися на лицо волосами. Но все это перекроется трогательными кадрами смеющейся Изабель Нелисс, с искренними эмоциями (которые дано сыграть далеко не всем восьмилетним детям-актерам) гладящей жуткое лицо своей «Мамы».

    Недоработок хватает с лихвой. Джессика Честейн, преобразившаяся в короткостриженную брюнетку (что ей очень идет), изначально предстает перед нами как раздолбайка-гитаристка, которая радуется своей небеременности. В ходе полутора часов она вдруг обретает почти маниакальную привязанность к племянницам своего бойфренда, что в итоге помогло ей в финальной битве с призраком. Откуда именно возникает эта любовь — не понятно. Возможно, героиню подкупила неприхотливость девочек в еде- подгоревшие макароны и разогретые на сковородке невнятные консервы из банки мало кто из детей будет ждать, как желанный обед. Идеальный ребенок для такой «хозяйственной» мачехи как раз тот, кто в течение нескольких лет питался дарами леса, которые добывал сам. Линия Анабель явно недоработана. Как и линия дяди, разыскивавшего брата и племянниц долгое время, а потом пролежавшего в больнице половину всего фильма. И до сих пор не понятно, как герой Николая Костер-Вальдау, только выйдя из комы, понесся куда-то в лес, искать хижину, никого не предупредив о своих намерениях и не поделившись ни с кем своими подозрениями? Да еще на ночь глядя?.. Хотя, он не один такой — загадочный доктор тоже отличился тем же. Вообще, в фильме абсолютно не проработана такая штука, как взаимодействие героев друг с другом.. Но! Разве за это мы любим кино этого жанра?)

    Для нас, зрителей, решивших скоротать свой вечер в кинотеатре, или у экрана телевизора, есть все что необходимо. Пугалки, неожиданные кошмарики из-за спины, жуткий вой несчастного призрака Мамы и хорошо сыгранные короткие эмоциональные сцены на тему детской-материнской любви. Вуаля! Запасайтесь попкорном и пугайтесь на здоровье!

    6 из 10

    12 февраля 2013 | 18:42

    А еще «мама» — название столь неоднозначного триллера…

    Мне очень импонирует Джессика Честейн. Она довольно красива, и она довольно талантлива. А еще она непохожа ни на какую другую актрису сегодняшнего Голливуда. Есть в ней что-то, то ли в игре, то ли во внешности. Здесь Джессика во всей красе — и роль необычная, и сыграно здорово.

    Мне очень нравится, когда актерской игре детей веришь от начала до конца. А если еще и жанр не драма/мелодрама — и детям приходится играть страх/безумие/дикость (все это на фоне спецэффектов — то бишь на фоне ничего) — я прямо тащусь. Я порой даже забываю о нити сюжета, когда вижу эпизод с ребенком, где он бегает на четвереньках как дикий зверь или играет с призраком. Сижу и думаю, блин как же они заставили проявить свои актерские способности столь капризное существо, как ребенок? Там что родители сидят строгие и линейкой по рукам/ремнем по тому самому месту бьют, если ребенок теряет концентрацию? Ух, здорово сыгранные детские роли — это здорово!

    Мне очень нравится, когда сценаристы/режиссер/продюсер не пытаются изобрести велосипед в жанре «ужасы/триллер». Они снимают по канонам жанра, которые мы — зажравшиеся зрители-киноманы порой называем ругательным словом «клише». Да, конечно же пугать будем «бум» сценами. Да, он/она подойдет к стене/зеркалу/шкафу а там «Уах» как выскочит! Всё это будет и есть. Вместо этого они пытаются подробнее разработать сюжет (девочки прожили несколько лет в лесу — кто-то за ними ухаживал и т. д.) и нагнетают атмосферу, благодаря хорошей актерской игре, соответствующей музыке, темному дому и сюжетным ходам типа она осталась одна с детьми = безысходность и одиночество.

    Вот это мне и нравится в данном фильме. Это все тут присутствует и в должных пропорциях. Что? Почему отзыв нейтральный? А вы концовку видели? Зачем так снимать? Что это было? Зачем нужна вся эта загадка с пропавшим ребенком, которая ни к чему не ведет? И в конце концов, раз она сжала его сердце, какого черта он жив? Ох, вы же, создатели едрить-колотить… Такой фильм запороли…

    С обидой за Джессику Честейн…

    7 из 10

    8 декабря 2014 | 14:18

    Давно уже в свет не выходили достойные ужастики, от которых бы хотелось вжиматься в кресло и зажмуриваться!

    И вот он! Ура!

    Если Вы такой же поклонник жутких мистических триллеров как и я, то Вам обязательно понравится.

    Фильм не попахивает нафталином и не вызывает зевоту своей предсказуемостью.

    Конечно, начиная смотреть этот фильм лучше не знать о нем ничего, ни трейлер не смотреть, ни рецензии не читать.

    Ну и конечно же смотреть его лучше в кинотеатре — большой экран, грохочущие звуки. Все это добавляет фильму «+» в копилку зрелищности восприятия.

    Теперь уже, через день после просмотра, начинаешь потихоньку думать, что — да, не все завязки в начале фильма раскрыты, некоторые действия обрублены на середине, концовка не достаточно эффектная…

    Но это только сейчааас…

    А во время просмотра фильма находишься в напряжении (и легком испуге) до последней секунды, и не хочется пропустить ни одного кадра.

    Девочки сыграли потрясающе, а главная героиня — Уау! Супер!

    9 из 10

    11 марта 2013 | 13:52

    Перед нами очередной мистический фильм ужасов, к которому «приложил руку» сам Гельермо Дель Торро (и это заметно!), а значит, одними из главных персонажей в этом фильме будут дети. Вообще, Дель Торро не привык щадить детей… Во многих фильмов ужасов, дети, как правило, — скорее, участники приключений; в фильмах же продюсируемых или непосредственно создаваемых Гельермо Дель Торро — дети становятся жертвами. Не стал исключением в этом смысле и фильм «Мама»…

    Хотя на этот раз и обошлось без готики (ни смотря на то, что в сюжетной линии присутствует XIXв.), но всё же… Фильм сделан — в мрачных тонах. И, по-моему, он получился очень страшным! Страшный настолько, что, я бы сказал, подобные фильмы — снимают раз в десять лет. Таким же страшным был, например, «Звонок»… Чем же так страшна «Мама»?

    Фильм страшен — самим образом «Мамы, приходящей из тьмы»: создатели, точнее, художники — не стали грешить штампами… В большинстве фильмов ужасов, объект-источник страха — это, как правило, чудовище, подобное тем, что смотрят на нас с плакатов Iron Maiden. Но это ведь уже не страшно, а, скорее, привычно и поэтому, отчасти, даже скучно.

    Например, эпизод из фильма «Сонная лощина», когда Икабот Крейн приходит к прорицательнице, и та неожиданно бросается на него, из под фаты «выныривает» череповидная морда со змеёй вместо языка и вылезающими из орбит глазами… Наверное, по мнению создателей, это должно было быть очень страшно, но страшно если и было, то всего только долю секунды — от неожиданности, а в остальную часть секунды и потом — когда зритель рассматривает этот объект устрашения, — то его постигает уже не страх, а, скорее… разочарование: чудище подобного рода — явно не вписывается в стиль фильма, неправдоподобно «выпрыгивающие» глаза и язык — «с головой» выдают компьютерную мультипликацию, и напоминают, скорее, комедийную «Маску» с Дж. Керри, чем фильм ужасов.

    Образ Мамы в этом смысле — очень удачен!.. У неё нет ни клыков, ни когтей, ни череповидной морды, и она — не рычит, как хищник джунглей. В этом смысле создатели максимально уподобили её человеку. Исключение, разве что, горящие глаза, которые, впрочем, не портят образа. Для съёмок Мамы вживую, был подобран — Хавьер Ботет — актёр двухметрового роста и дистрофичной худобы (преобразившуюся Маму играла уже Ханна Чизмен). Такова получилась и Мама. Но что интересно, в телодвижениях Мамы — нет, практически, ничего человеческого… Она — не стоит, как человек, не ходит и не бегает, как человек, точнее, всё это она делает, но делает… не как человек, или, точнее сказать, как… нечеловек…

    Паралитически изогнутая фигура человекообразного существа неестественно высокого роста и непропорциональной худобы, парящего над полом — вызывает какой-то неподдельный подсознательный ужас. Необычны и речевые звуки, издаваемые Мамой: это — не человеческая речь, и, как было сказано выше, не рычание зверя… Определённо про эти звукоизвлечения можно сказать лишь одно: они — страшны! И за всё это — низкий поклон режиссёру, продюсеру, сценаристу и художнику — не зря ребята постарались!

    Я не буду подробно комментировать сценарий… Скажу лишь то, что он — очень удачен. И главное, нагнетание жути происходит очень гармонично. Создатели погружают зрителя в атмосферу ужаса, как тело купающегося в горячую ванну, — постепенно… Так что, хотя и не обжигаешься, но чувствуешь неумолимый жар. Главное, смотреть этот фильм нужно если и не в кинотеатре (хотя, желательно, — именно там!), то на большом экране (не менее, чем телевизионный), при выключенном свете и при хорошем звуке!

    Своею содержательной стороной фильм богат настолько, что выходит за рамки жанра ужасов. Тут и детектив, и мелодрама, и психологическая драма, и даже попытка научного объяснения природы призраков. Такое объяснение, которое можно назвать общепринятым, — расходится с религиозным объяснением. Согласно последнему, мёртвые — не могут возвращаться, поэтому призраки — это либо демоны, либо ангелы, в том случае, если человеку явился святой с побуждением к богоугодному делу.

    Создатели же фильма — считают иначе, толкуя устами работницы архива о призраках, что «силы природы терзают их, скручивают в ужасные фигуры, полностью лишённые человеческого облика». Далее, она даёт определение: «Призрак — это сгусток пережитых страданий; он будет возвращаться вновь и вновь, пока не исправит совершённые злодеяния». Это — объясняет природу появления привидений, но в фильме мы видим и продолжение: душа проходит путь, подобный пути личинки насекомого… Поэтому бабочки, сопровождающие Маму, — это не только символ души, но и некоторая аналогия: ужасающий призрак Эдит Бреннан — аналогичен гусенице — неприятному на ощупь червеобразному существу, затем, в финале фильма, Мама скручивается в кокон, падая с утёса и, наконец, она — бабочка..! Т. е. призрак — это не только остаток, но и зачаток чего-то более совершенного…!

    Интересен и психологический аспект сюжета! Две маленькие девочки — были оторваны от внешнего мира в том возрасте, когда у человека ещё не успевает сформироваться и утвердиться эстетическое восприятие, т. е. нет подсознательного понимания того, что красиво, а что — уродливо… Именно поэтому Мама, не могущая не ужаснуть своим обликом взрослого адекватного человека, — абсолютно не страшит детей. Но чем больше девочки живут среди людей, тем более их эстетическое восприятие «налаживается»… Поэтому, ближе к развязке фильма, Мама вызывает у девочек панический ужас.

    И наконец, стоит сказать о Маме. Она — не просто какое-то безумное бесплотное существо… Она — символ материнского инстинкта! Именно инстинктом, в согласии с содержанием фильма, можно назвать то чувство, которое считается безграничной материнской любовью! Слепое, непроизвольное, фанатичное, иногда даже способное неосознанно убить… Правда, последнее — в реальности происходит не так однозначно, как показано в фильме, а более постепенно: например, мать — балует дитя (потому что не может не баловать), не осознавая, что в конечном итоге — это его губит! Только этим и может быть оправдана отчасти трагичная развязка фильма.

    Напоследок, необходимо заметить, что прокатная версия — это, к сожалению, не полная версия фильма: в трейлере мы видим два удалённых из неё эпизода — Аннабель раскапывает куклу и Лукас раскапывает… человеческий скелет (интересно, чей?). Что ж, с нетерпением буду ждать выхода расширенной версии фильма, если таковая есть.

    25 августа 2013 | 23:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>