всё о любом фильме:

Страсти по Чапаю (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Щербин
сценарийЭдуард Володарский
продюсерДенис Фролов, Сергей Куликов, Наталья Чижикова, ...
операторАнтон Вербин
композиторСергей Морозов, Людмила Морозова
монтажВладимир Воронин
жанр драма, история, военный
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время52 мин.
Сериал о малоизвестных деталях биографии легендарного комдива Василия Чапаева — первая любовь в 18 лет и побег из родного села, женитьба и семейная жизнь, Первая мировая война, страстные романы с другими женщинами (дочерью белогвардейского офицера и женой красного коммисара), смертельная вражда, сломанные судьбы и неотвратимая гибель на реке Урал.
Рейтинг сериала
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 3 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на сериал
    Трейлер 02:10

    файл добавилdormer57

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 403 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первое, что хочется отметить — это настоящий русский (именно!) сериал-фильм, с ярким показом русских характеров и русской жизни (порой лубочной, порой безалаберной- такие эпизоды сопровождаются «шутейной» музыкой) начала 20-го века. Я прочитал достаточно много произведений полузабытых ныне писателей-«бытописателей» середины 19-го — начала 20-го веков, чтобы свидетельствовать- жизнь «простых» сословий (а Василий Чапаев относился к мещанскому сословию- горожанин, плотник; а вот кем был его отец, о том в фильме ни слова, и напрасно) здесь показана довольно правдиво. И совершенно необязательны были не отражённые в сериале «дела» революции 1905-го года: в таких маленьких городках как родной чапаевский о ней знали только понаслышке.

    Так что уже за это хочется сказать «спасибо» недавно ушедшему от нас замечательному писателю и сценаристу, работавшему в жанрах «боевик», «детектив», «приключения» Эдуарду Володарскому (в отечественном кинопространстве его «конкурентами» были разве что только братья Вайнеры). И вообще его сценарий сериала «Страсти по Чапаю» вполне можно рассматривать как роман-эпопею. Конечно, до шолоховского «Тихого Дона» ему далеко, но оба творения имеют много близких позиций.

    Конечно, к автору сценария есть немало вопросов о его (наверное?) последнем сочинении (теперь-то он, к сожалению, не сможет на них ответить…). Например, почему и сценарий, и сам сериал созданы чуть ли не по заказу КПРФ (мне не известно, может, так и есть?), партии, гораздо более демократичной, чем её предшественница КПСС? Откуда у меня таки мысли? А вы внимательно посмотрите сериал. Как бы там ни писали другие рецензенты, общий взгляд на «действительность» того времени идёт именно с «красной» стороны, на которой и воевал большевик и до сих пор народный герой Василий Чапаев. А «белые дела» сводятся до оголтелого «убей взбунтовавшееся быдло (рабов)". То есть, грубо говоря, объективность здесь почти не присутствует. Даже отношение Чапаева к православной вере (в молодости он лез водружать крест на построенный с его участием храм, да навернулся оттуда- на телегу с ветошью; Бог спас, как сказал ему священник, и будет спасать тебя, пока следуешь Богу)- вполне в духе неокоммунистов, признающих и частную собственность (небольшую, нажитую своим трудом), и не отрицающих веру в Бога (чуть ли не официально признано, что Моральный Кодекс строителя коммунизма был практически списан с Божьих заповедей, а один из главных коммунистических тезисов «Кто не работает, тот не ест» позаимствован у апостола Павла, из одного из его посланий).

    Ещё одно следствие «однобокости» сериала «Страсти по Чапаю»- его явный антиказачий настрой. Неоспоримый факт, что «солдатушки» ("серые гусары») не любили «казару» (т. е. казаков) как воинский клан, приближенный к властям. «Казара» в годы Гражданской войны большинством своим перешла на сторону «белых», и это тоже факт неоспоримый. Но… давайте-ка вспомним «Тихий Дон» Шолохова. Хотя бы потому, что он является общемировым культурным достоянием, принёсшим (в том числе) его автору Нобелевскую премию по литературе. Действительно, белоказаки зверствовали (я снял постановочный клип по белоказачьим частушкам времён Гражданской войны; там было много «жести», часть из которой я принципиально убрал) в ответ на «красный террор». Но всё же нельзя было (см. «Тихий Дон») однобоко изображать в сериале «казару» сплошными зверями. Кстати, моих друзей, казаков станицы» Воронежская» приглашали на съёмки в этот сериал, но они благоразумно отказались (как говорит атаман, «Господь уберёг от грязи»). Ныне вполне цивилизованное казачье движение в России (при содействии властей и армии) ширится и множится. А тут выходят «Страсти по Чапаю»… Вот ведь, политика… Возможно, неспроста правообладатели, компании «Централпартнёршип» и «Фаворитфильм» сперва выпустили сериал на DVD, а уже потом предложили его 1-му российскому телеканалу, как раз в преддверии Дня защитника Отечества, и, естественно, остались в выигрыше…

    Но оставим всякие политически-идеологические экивоки и обратимся к художественным достоинствам сериала. А они, по моему мнению, достаточно велики (ударение на втором «и»). Если короче, то снята и показана натуральная телекиноэпопея о жизни и судьбе великого человека по имени Чапаев, которого из нашей истории даже при огромном желании не вычеркнуть и не обгадить. Я не знаю, где и как Володарский накопал столько неизвестного нам архивного материала и каково соотношение реалий и художественного вымысла, но в целом само это телекинопроизведение производит впечатление… захватывающее! Снято оно прекрасно, в лучших традициях советского кино, но в современном «прочтении». Режиссёр-постановщик Сергей Щербин до того много и снимал (сериалы), и сам снимался, так что опыта работы у него предостаточно. Просто отлично сработал и оператор-постановщик Антон Вербин, некоторым планам которого я как оператор (ко всему прочему) завидую белой завистью. Хороша, грамотна и музыка (точнее, музыкальное сопровождение видеоряда, хотя оба композитора (не стану их называть) могли бы озаботиться созданием достаточно яркой общей темы). Тем более что игра стоила свечей. А вот об актёрской игре вообще хочется промолчать, поскольку, по большому счёту, здесь и говорить-то не о чем. Нет спора, исполнитель роли Чапаева Сергей Стрельников «тянет на себе всё». А остальные господа артисты, за редким исключением (отец Чапая и ещё пара персонажей) годятся разве что в статисты. Наверное, поэтому их имена и мне, и многим зрителям ничего не говорят. Вероятно, ещё и потому, что из современного российского кинематографа почти исчезло наиважнейшее понятие «типажность актёра», как и ещё более значимое- «характерность актёра», с ударением на втором «а»… Типажность ещё «применяется», а вот до «характерности» дорастают и, обретя её, успешно снимаются только единицы…

    На общем, впечатляющем фоне дорогущих, надо думать, съёмок сериала «Страсти по Чапаю» я разглядел не так уж много, что называется, «кинолажи». Но она есть, и временами очень вопиюща. Совершенно не вызывают доверия хотя бы две сцены. Первая- встреча Чапая с женой погибшего фронтового друга, детей которого он хотел отправить (оторвать от матери) к своему отцу. Та немного (!!- мать же!) воспротивилась, но когда и её- туда же, согласилась, хорошо поплакав на камеру… Настоящие российские матери, вы поверите этому? Такого же рода и эпизод с Татьяной, дочерью полковника, которая после «политбеседы» с Чапаем не только «изменила» свои взгляды, но и стала любовницей Василия Ивановича. Что-то не верится в такой расклад… В сериале также не даётся ответ на важнейший вопрос: как и когда наш Чапай, пехотный фельдфебель научился обращаться с шашкой, подаренной ему в 1916-м году спасённым офицером? Ну а худшая и самая неправдоподобная сцена сериала- пьянка бойцов у цистерны со спиртом. Похоже, что, в отличие, хотя бы, от меня, снимающиеся люди никогда не пили чистый спирт и не предполагали истинных последствий его употребления (в кадре хлестали как минералку).

    8 из 10

    23 февраля 2013 | 22:32

    Я крайне негативно отношусь к российским сериалам из-за пафосной и неестественной игры актеров, необоснованно размазанных сюжетов, и того, что хорошие актеры блекнут на общем фоне безвкусицы. Но столкнувшись с тем, что многие расхваливают «Страсти по Чапаю», сопровождая фразами типа «да это лучше, чем остальные сериалы», решила посмотреть это творение, несмотря на то, что название фильма показалось глупым и уже насторожило.

    В общем опасения мои оправдались, а надежда увидеть хороший российский сериал окончательно умерла под руинами свалившейся «распрекрасной» режиссуры «Страстей…».

    Актеры играют вымученно, пафосно бьют себя в грудь кулаком, читают свои роли, как на детском утреннике. Старик Станиславский горько зарыдал бы при виде такого безобразия. К работе над сериалом на такую серьезную тему, как биография известного человека, просто обязаны подойти со всей серьезностью и скрупулезностью. А что получилось?

    Нет, ну невозможно смотреть без смеха, как беглые Василий и Настька наворачивают круги вокруг одного и того же храма, на котором недавно Василий героически ставил крест на маковку — это они типа в бегах, кружат себе по реке вокруг дома, и в общем-то напрасно, ибо не видно что их кто-то вообще ищет. А сам храм то предстает в начале серии завершенным, то вдруг позже он оказывается в строительных лесах и без креста на маковке, в то время как главный большой крест уже стоит себе на месте, и тут удивляешься — чего это так пафосно показывают как Чапаев ставит малый крест, когда более героически кто-то поставил уже большой крест. Да и вообще этой сцене придали слишком большое значение, а уж как смонтировали — такая музыка играет, будто Фродо на Ородруин полез скидовать кольцо в бездну. Офицерска дочка не удержалась от современного жеста и чуть не воскликнула «йессс он сделал это!».

    Актер, изображающий Чапаева, играет так, будто то и дело одергивает себя от соблазна подмигнуть как современный мачо, или распальцовку загнуть. Вообще эти анахронизмы в поведении актеров — норма для сериала. До конца досмотреть это безобразие не хватило душевных сил.

    Итого: смотреть ЭТО смогут люди непритязательные к искусству кино. Людям здравомыслящим показывать такое кино будет негуманно.

    10 декабря 2012 | 11:52

    Убогая идеологическая заказуха? На мой взгляд, отнюдь! Для тех, кто желает увидеть истинную идеологическую «заказуху» о гражданской войне, милости просим к просмотру «Господа офицеры: спасти императора» (2008). Вот где идеологизированность через край (только «белая», а не просоветская), где акценты смещены донельзя.

    Сразу хочу сказать: в отличие от`Господ…» и подобным им «произведениям», в сериале стремление к объективности выражено максимально, о чем говорит следующие сцены, попеременно отраженные в двух сериях: красные солдаты идут реквизировать скот, и убивают хозяев, и белые казаки, идя забирать коняшек, также расправляются с их владельцами. Жестокость, правды и ошибки показываются с обеих сторон, показывается, что в Гражданской войне ни правых, не виноватых быть не может — все в бойне повинны.

    Игра всех актеров просто замечательна, на грани театрального вчувствования и соответствия реальным историческим образам (если имелись прототипы). Диалоги очень аутентичны, к декорациям, к сожалению, не приглядывался, может и есть какое небольшое историческое несоответствие, но на мой взгляд, оно минимально.

    Однозначно:

    9 из 10

    10 января 2014 | 15:34

    Замечательный фильм. Такую трактовку нашей истории можно встретить только аплодисментами: нет правых и виноватых; левых и проигравших, есть вера и любовь и… малоизвестные актеры, сыгравшие так искренне, что хочется верить, что именно так и было, что именно это и есть наша история. Отдельное спасибо Сергею Стрельникову, своей искренностью заставил меня и многих моих знакомых взяться за учебники и еще раз внимательно прочитать, что же было тогда, в начале прошлого века и что же такое произошло, что 10 дней из жизни нашей страны потрясли весь мир и все будущие поколения. Побольше бы таких фильмов, спасибо режиссеру за историческую тактичность и этичность; корректность и, надеюсь, правдивость.

    10 из 10

    26 февраля 2013 | 03:16

    Очередной римейк одной и той же лживой советской саги о Гражданской войне. Увы, народ, который не осмыслил своего прошлого, не имеет будущего. Судя по многим отзывам выше, осмысливать его мало кто собирается. «Гражданская война? Ну да, трагический период в российской истории, брат на брата, бла-бла-бла…». Ленивы и нелюбобытны.

    Точно сказал полковник перед расстрелом (5я, кажется, серия) — «Раб никогда не станет свободным».

    Наберите в Яндексе «Художественные фильмы о Гражданской войне в России» — не найдете н и ч е г о, кроме «Сорок первого». 56й год! Но алмаз и в дерьме сверкает. При как бы наивной театральности — абсолютная органичность.

    Все остальное — диких, фальшивых расцветок советский лубок, красные боевики, комиссарская иконография («Коммунист»). Ну, вроде бы есть почти художественные, с попыткой объективности «Тихий Дон», «Бег», «В огне брода нет» и «Берега в тумане», «Служили два товарища», но именно здесь особенно режет слух и глаз г л а в н о е вранье об этой войне, вставленное в неплохие фон, сюжет и замечательные актерские работы. Отдельно стоит «Комиссар», здесь все на месте, все акценты точны.

    «Гибель империи» — бесподобные актерские работы, но сюжет затянут, вял и никуда не ведет. «Спасти императора» — отличный «белый» боевик, спасибо Олегу Фомину. Много натяжек (боевик есть боевик), но наконец-то показаны нормальные русские люди с твердыми понятиями о чести и долге. «Чекист» — при всей фактологической правде (ну, хотя бы Крым 20х), представляет из себя довольно нудный артхаус.

    Возвращаясь к «Страстям», крупным планом, так сказать. Почему-то советские режиссеры все считают себя знатоками любых военных действий и порой такое несут с экрана! Вот конная атака казаков на укрепления красных — сбившись в кучу, летят на пулемет, красные выдерживают атаку конницы и вступают в рукопашную. Казаков почти всех перебили, остатки бежали. Чапай похваляется: «Вас было втрое больше, а мы победили!»

    Понимаю желание авторов проиллюстрировать полководческие таланты главного героя, но вот не верю, что казаки (а это — профессиональные военные), под командой профессиональных военных, офицеров, могли так наступать. Вот что там было бы на самом деле, если бы авторы не были так озабочены героизацией красных.

    1. Наступая, лава, следуя абсолютным военным канонам, разошлась бы направо и налево, охватывая фланги красных. Девять против одного, что красные бросили бы позицию и побежали. И их бы изрубили на бегу. Мало какие красные части выдерживали подобные атаки (латыши, матросы, китайцы, красные курсанты).

    2. Смехотворна сама рукопашная. Красные бьются как профессиональный, тренированный спецназ — стаскивают на землю одного казака, другого, третьего. Легко и просто. Это профессиональных людей, которые с 7-8 лет в седле и с 14-15 уже владеют шашкой. Не бывает таких рукопашных, господа! Пехотинец практически беззащитен перед всадником. Не достанет он его штыком! Максимум, что он может успеть сделать это изловчиться и ткнуть штыком в ногу или в лошадь. Этот «спецназ» изрубили бы в пять минут. Еще смешнее пики. Не было пик в Гражданскую. Их использовали только донские казаки, и то только в Первую мировую, ну и до нее. Громоздки они были и неудобны в стремительно меняющихся условиях гражданской войны.

    3. Сцена перед расстрелом белых. В Гражданскую перед казнью раздевали только для того, чтобы забрать одежду, особенно хорошие сапоги (большая ценность!). И не раздевали, если она того не стоила. Здесь же заставили раздеться, расстреляли, ну и повернулись чтобы уйти. Зачем заставляли? И только те, кто сбрасывал с обрыва трупы, в д р у г обратили внимание на хромовые(!) сапоги. Мелочь, но в ней, как в капле воды — вся развесистая клюква фильма.

    Ну и достаточно, дальше смотреть незачем.

    Авторы очень старались сделать нам красиво о великом Василии Ивановиче. Красиво получилось, но правды нет.

    24 февраля 2013 | 17:26

    Спасибо за фильм для ума и сердца! Превосходная историческая панорама. Замечательные по силе образы. Художественное обобщение… Все это с избытком присутствует в «Страстях…»

    Но фильм этот — нечто большее, чем исторический экшн. Это трогательное, вдумчивое и скорбное размышление о том, нужна ли была братоубийственная война. Фильм о правде и неправде как «красных», так и «белых», горячем служении идеалам и поклонении идолам, фильм-память, фильм-примирение.

    Говорят, в Крыму есть памятник всем погибшим в гражданскую войну. Окрашен в красно-белые цвета… Фильм «Страсти по Чапаю» тоже можно считать памятником, настолько глубоко сочувствие авторов к противоборствующим. Фильм, который выше политики и идеологии: и господа офицеры, и большевики показаны прежде всего ЛЮДЬМИ, достойными уважения и сочувствия, яркими личностями, волею исторических судеб занявшихся разрушением вместо созидания.

    Что касается промахов в изображении исторических реалий, то их можно найти в любом фильме подобного жанра, настолько сложным делом является реконструкция истории. Возможно, знатоков истории и эстетов оскорбляют такие промахи, но для меня они с лихвой компенсируются художественной убедительностью образов. «Верю!» На мой взгляд, создатели фильма и не претендовали на абсолютную историческую достоверность: в телепоказе фильм шел со слоганом «Рождение новой легенды». Таким образом подчеркнуто право на субъективный, авторский взгляд.

    Судя по комментариям, не все русские еще ментально и психологически вернулись с гражданской войны, раз почти через сто лет готовы осмысливать те события в категориях «свой-чужой». Надеюсь, что фильмы, подобные «Страстям по Чапаеву», будут содействовать примирению.

    12 марта 2013 | 18:30

    Ради чего воевал, убивал, за что и за кого боролся бандит, большевик, чуваш Чапаев, ставший известным только благодаря мощи советской пропагандистской машины, массово тиражировавшей десятилетиями повесть комиссара Фурманова, фильм братьев Васильевых и прочую агитационную макулатуру, прославлявшую заурядного комдива?

    Чапаев воевал за ограбление крестьянства, за Голодомор 20-х и 30-х годов, за колхозное крепостное право, за массовый террор и репрессии, за бесправие и нищету народа. Если Чапаев не сознавал, не понимал за что воюет, значит, он был дурак. Если же сознавал, значит, он был преступник, который заслужил, чтоб его поймали и повесили. Однако, ему повезло, ушёл от заслуженного возмездия, умер от пули, а не виселице.

    Вечно битый комдив

    Зимой 1917 года Чапаев сформировал в Николаевском уезде Саратовской губернии банду ("бригаду») из дезертиров, во главе которой весной 1918 года вливается в Красную армию, участвуя в карательных экспедициях против крестьян, не желавших задарма отдавать свой хлеб, да грабежах обывателей.

    В августе1918 года в банду (бригаду) Чапаева пришли пополнения и она стала дивизией. Эту дивизию затем постоянно били и громили и под Николаевском и под Самарой и в степях под Саратовым и под Уфой.

    За низкую дисциплину в дивизии, слабое руководство и пристрастие к водке и женщинам Чапаева не раз пыталась отстранить от командования, но у него всегда находились влиятельные покровители. Отличался крайней жестокостью — комиссар Фурманов, писал, что «Чапаев пленных брать не приказывал». Не мог учиться, зимой 1919 года Чапаева направляют набираться ума в Академию, но он оттуда сбежал, решив, что и так шибко умный.

    В июне 1919 года чапаевскую дивизию из под Уфы перебрасывают вновь против уральских казаков. С прибытием дивизии Чапаева красные получают подавляющее преимущество над плохо вооружёнными казаками и начинают их теснить по всей линии фронта. Но Чапаев умудряется провалить операцию против Уральской армии, терпит чудовищное поражение и погибает сам.

    Несмотря на все предосторожности, рейд казаков на Лбищенск всё-таки был замечен конной и авиа разведкой красных. Однако, неоднократные предупреждения о том, что в районе Лбищенска находятся казаки, Чапаев и его штаб проигнорировали, продолжая заниматься своим любимым делом: водкой и женщинами.

    В результате, 5 сентября 1919 года были уничтожены гарнизон Лбищенска (3500 штыков и сабель) и весь штаб 25-й стрелковой дивизии, который являлся одновременно и штабом всей войсковой группы Красной армии Туркестанского фронта, включая командира дивизии В. И. Чапаева.

    Убогая идеологическая заказуха

    Создателей фильма нельзя назвать профессионалами и мастерами своего дела. Актерская игра и режиссура слабые, на уровне самодеятельности. Спасибо, не увидел в этой компании уважающих себя актёров, была бы совсем тоска.

    Бросается в глаза, что фильм очень дешёвый. Декорации и костюмы убоги. Сюжет ничего общего с историей не имеет, отчего нелогичен, противоречив, изобилует ляпами и натяжками, как-будто сценарий писал студент первокурсник из театрального училища.

    Поскольку в стране продолжает править советская номенклатура, то она пытается реанимировать по мере возможности идеологические химеры прошлого, чтоб сегодня оправдать собственную власть над Россией. С первых кадров стало понятно, что фильм идеологическая заказуха, очередная советская «клюква». Никому не нужная и не интересная.

    1 из 10

    8 марта 2013 | 20:40

    На днях посмотрел новый телесериал от первого канала «Страсти по Чапаю». Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах, опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо живётся сейчас.

    Действие начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге, работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл, 1906 год в России — это пик крестьянских выступлений, едва не переросших в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне, составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы, усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так называемые сталинские репрессии — детский лепет. 1906 год в России — это время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале, понятное дело, ничего этого нет.

    В сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли (с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки, как в фильме «Адмиралъ» а в образе лубочной русской глубинки. Как живут по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! — отвечают нам авторы, — живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру.

    Глядя на эту идиллию становится решительно непонятно — с чего бы вдруг всего через десять лет такая благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так отчего же? Известное дело, — отвечают нам авторы, — от большевиков. От них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят? Сплочением людей для борьбы за справедливость? Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после захвата власти устроить бойню.

    Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники, отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории, особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда. Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения потерь категорически не хватало.

    Немногие знают, но уже в 1915 году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей антисоветской идеологии.

    Не лучше обстояли дела в российской армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для фронта. А ещё катастрофически ухудшалась жизнь в тылу, где миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?

    Какой показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про Чапаева в армии — всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты, русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда, солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с толку честных подданных православной державы, готовых без конца складывать головы за царя и отечество.

    Незаметно подкрадывается 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое февральский переворот? Это падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в принципе. Что характерно, ни о каких большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было. Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе социал-демократической партии.

    Каковы были последствия февральского переворота для России? Последствия без преувеличения были катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось массовое дезертирство. К октябрю, несмотря на то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией, воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях взяли власть большевики.

    22 февраля 2013 | 11:17

    Драма о знаменитом герое Гражданской войны, ставшим настолько популярным в народе, что о нем рассказывают анекдоты. Разумеется, таковым Чапаева сделала не воинская слава, а подвиг кинематографистов. Снятый в 1934 году фильм «Чапаев» получил культовый статус в СССР — а Петька, Чапаев и Анка-пулеметчица навсегда вошли в народный фольклор. Как и товарищ Фурманов, комиссар, написавший программное произведение «Чапаев», по которому, собственно, и был снят фильм.

    Надо сказать, что сценарист Эдуард Володарский перекопал кучу источников и постарался максимально близко к оригиналу рассказать о жизни народного самородка — прекрасного полководца и красного военачальника — Василия Ивановича Чапаева. Сериал прослеживает его жизнь — от ранних лет, когда он трудился церковным плотником и плавал по Волге, играя на шарманке, до последних дней — когда он командовал дивизией.

    Отдельно коснусь фигуры комиссара Фурманова. Он оказался на удивление немстительным человеком. Можно сказать, проявил благородство, представив Чапаева положительным героем. Это после того, как у последнего был роман с его женой. И Фрунзе отстранил Фурманова от комиссарской должности, услав куда подальше. Фурманов в сериале присутствует — создателям удалось передать сложность и противоречивость его неоднозначной натуры.

    Петька тоже получился замечательным. Смешным и храбрым. А вот Анка-пулеметчица, как киношный вымысел, была безжалостно вымарана Володарским. Прошелся он и по знаменитой сцене с картошкой. «Сколько раз говорил, не кладите картошку на карту боевых действий», — возмущается Чапай.

    Его роль исполнил актер Сергей Стрельников — безошибочный выбор фактуры. Глядя на этого актера, сразу видишь его крестьянское происхождение. Он родился в селе Никифоровка Тамбовской области. Низкий лоб. Безобразные ногти. Грубоватые черты. При этом в «Яме» Куприна, где он играет вора и убийцу, он совсем другой. Прекрасно, что образ Чапаева получился также весьма неоднозначным — с одной стороны, это положительный персонаж, с другой — человек, живущий по жестоким законам своего времени. За безалаберность готов расстреливать. Да и врагов не щадит.

    Казаки показаны в сериале диким и необузданным племенем, готовым убивать мирных жителей. Короче говоря, «казара», как зовут их большевики. Впервые вижу, чтобы казаков изображали так. Пожалуй, даже в советских фильмах их образ был положительнее.

    В целом, сериал очень сильный. Эдуарду Володарскому удалось раскопать кучу интереснейших фактов не только о Чапаеве, но и о его окружении — я потом сам с интересом многое прочел, и увидел — где и что взято. Без вымысла, конечно, не обошлось. Но это все-таки не документалистика, а художественный фильм, который смотрится с большим интересом.

    К Чапаеву испытываешь жалость после всего увиденного — вся его жизнь прошла на войне. И завершилась там же.

    8 из 10

    5 августа 2014 | 15:29

    Мне кажется что половина посетителей сайта kinopoisk.ru совершенно не разбираются в кино. И даже не потому что необоснованно ставит хорошим фильмам плохие оценки, а плохим хорошие, а потому что не может обосновать даже за что ставят ту(е) или иную(ые) оценку(и) проще же сказать что это кино *** или отстой. И вот так вот бездарно совершенно бездарно оценен я бы сказал даже какой-то просвет в глубокой темнице Российского кинематографа.

    «Страсти по Чапаю» великолепный фильм прежде всего из-за того что роли казаков исполняют малоизвестные актеры, особенно понравился «новый» Чапаев и конечно же Петька. Но больше всего мне непонятно почему у фильма такой маленький рейтинг? Да тут нету голливудских спецэффектов и актеров «такого масштаба», но зато тут есть другое..приглядитесь и вы поймете о чем я.

    Здесь есть, то чего я во многих наших фильмах уже давно перестал замечать. Красивые съемки, хорошие спецэффекты, достойные костюмы и воссоздание атмосферы гражданской войны далеко не самое главное в этом фильме, главное это раскрыть глубину сюжета и на мой взгляд это вполне удается показать в «Страстях».

    И поэтому за смелость режиссера показать Чапаева, каким он быть может и был, за великолепные съемки, сюжет, спецэффекты, атмосферу я ставлю

    10 из 10

    P.S Побольше бы таких фильмов чтобы подрастающее поколение больше знало о таких выдающихся личностях каким был есть и будет в наших сердцах Василий Иванович Чапаев.

    19 февраля 2013 | 16:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>