'Ax, ты ноченька, ночка тёмная, ночь безлунная, да беззвёздная. Не пройти той ноченькой никуда, не видать тропиночки, ни следа...' ('Ах, ты ноченька!' русская народная песня)
У старых фильмов есть одно неоспоримое преимущество - они позволяют не только в полной мере насладиться творчеством полюбившегося тебе режиссёра, но и проследить его жизнь, порадовавшись или огорчившись за талантливого человека. Искра Леонидовна Бабич сняла за всю свою творческую карьеру 5 фильмов. Я не написал 'всего 5 фильмов', потому что каждая её лента - словно маяк, своим ярким светом без труда затмевающий посредственные киноработы. В 24 года Искра Леонидовна окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ю. Е. Геники). Была любимой ученицей И. А. Пырьева. Первой работой стала короткометражка 'Пастух' (1957), а потом были 4 картины, за каждую из которых можно и нужно поклониться Искре Леонидовне в самые ноги. Оглядываясь назад, с тоской думаешь о том, почему между двумя сильнейшими эмоциональными фильмами - 'Половодье' (1963) и 'Мужики!..' (1981) - лежит почти 20 лет 'бескартинья'? Ответа я на этот вопрос найти, к сожалению, не смог. Единственное, что мог себе позволить - помечтать о том, какие исключительно яркие картины могла бы снять эта талантливая женщина...
Сценарий к 'Половодью' написала Роза Семёновна Буданцева, как раз пришедшая работать в Госкино СССР. Две эти молодые женщины (Буданцевой - 39 лет, а Бабич - 28 лет) сумели снять картину, которая никого не оставит равнодушным. Настоящая жизненная история всегда имеет и вес и значение. Тем более история, которой уже перевалило за полвека. Некоторых зрителей, возможно, удивит, что звание Герой Социалистического Труда присвоено главной героине, которой на вид 'чуть более 20-ти'. Но в этом нет ничего удивительного или странного, потому что награду давали не за возраст, а за труд, поэтому среди награждённых - существенная доля тех, кому не было и 30-ти. Конечно, киноистория сироты Даши Стрешневой, которую без преувеличения исключительно ярко сыграла Галина Яцкина, имеет элементы вымысла. Впрочем, как и в любой картине, позволяющей режиссёру делать акцент на главном, опуская второстепенное.
В очень многих советских до- и послевоенных фильмах прослеживается одна общая черта, которая сегодняшнего зрителя может удивить и даже покоробить - отношение к женщине. Если в городе это не так заметно, то в деревне, селе, хуторе такое не спрячешь: слегка надменное, иногда оскорбительное, порой хамское, зачастую неуважительное отношение. Однако общий фон всегда один: я - мужик, и я - главный! Подобное 'себявыпячивание' имеет корни в памятнике русской литературы XVI века 'Домострое'. Мало кто его читал в советское время, зато многим, видимо, понравились строки: 'Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет...' Но самое главное: 'Жена должна во всём подчиняться родителям...' Выходит, если ты сирота, тогда твой 'родитель' - муж! Зиновий Алексеевич - жених, а позднее - муж Даши, разумеется, 'Домостроя' не читал, но это и не обязательно, потому что традиции никто не отменял.
Герой Валентина Зубкова мне абсолютно несимпатичен, несмотря на массу его личных достоинств: трудолюбив, мастеровит, не пьёт, не гуляет и прочие 'не служил, не состоял. не привлекался'. Вот только все его правильные качества я не ставлю ни в грош, наблюдая за тем, как на протяжении всей картины'эволюционирует' его 'кулацкая душа'. Разумеется, найдутся такие, кто обвинит фильм в идеологической помпезности. Отчасти они будут правы. Но лишь - отчасти. Никакое общество не совершенно. Это - данность, и с этим ничего нельзя поделать. У советской эпохи, разумеется, имелись свои недостатки, но достоинств у неё было много больше. И главное из этих достоинств - люди. Не Зиновии, которых всегда было немало (сегодня - тем более). А такие, как Даша Стрельникова, для которой, как и для её наставницы и самого близкого человека председателя колхоза Прониной Анны Гавриловны (Вера Кузнецова) - люди всегда стояли на первом месте. Сильное кино, напоминающее нам, что не всё в этом мире измеряется рублём...
'О счастливой судьбе та девчонка мечтала. Будет так, если будешь душою сильна! В жизни много счастливых, но ведь этого мало: надо чтобы счастливой была и она...'