К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Ax, ты ноченька, ночка тёмная, ночь безлунная, да беззвёздная. Не пройти той ноченькой никуда, не видать тропиночки, ни следа...' ('Ах, ты ноченька!' русская народная песня)

У старых фильмов есть одно неоспоримое преимущество - они позволяют не только в полной мере насладиться творчеством полюбившегося тебе режиссёра, но и проследить его жизнь, порадовавшись или огорчившись за талантливого человека. Искра Леонидовна Бабич сняла за всю свою творческую карьеру 5 фильмов. Я не написал 'всего 5 фильмов', потому что каждая её лента - словно маяк, своим ярким светом без труда затмевающий посредственные киноработы. В 24 года Искра Леонидовна окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ю. Е. Геники). Была любимой ученицей И. А. Пырьева. Первой работой стала короткометражка 'Пастух' (1957), а потом были 4 картины, за каждую из которых можно и нужно поклониться Искре Леонидовне в самые ноги. Оглядываясь назад, с тоской думаешь о том, почему между двумя сильнейшими эмоциональными фильмами - 'Половодье' (1963) и 'Мужики!..' (1981) - лежит почти 20 лет 'бескартинья'? Ответа я на этот вопрос найти, к сожалению, не смог. Единственное, что мог себе позволить - помечтать о том, какие исключительно яркие картины могла бы снять эта талантливая женщина...

Сценарий к 'Половодью' написала Роза Семёновна Буданцева, как раз пришедшая работать в Госкино СССР. Две эти молодые женщины (Буданцевой - 39 лет, а Бабич - 28 лет) сумели снять картину, которая никого не оставит равнодушным. Настоящая жизненная история всегда имеет и вес и значение. Тем более история, которой уже перевалило за полвека. Некоторых зрителей, возможно, удивит, что звание Герой Социалистического Труда присвоено главной героине, которой на вид 'чуть более 20-ти'. Но в этом нет ничего удивительного или странного, потому что награду давали не за возраст, а за труд, поэтому среди награждённых - существенная доля тех, кому не было и 30-ти. Конечно, киноистория сироты Даши Стрешневой, которую без преувеличения исключительно ярко сыграла Галина Яцкина, имеет элементы вымысла. Впрочем, как и в любой картине, позволяющей режиссёру делать акцент на главном, опуская второстепенное.

В очень многих советских до- и послевоенных фильмах прослеживается одна общая черта, которая сегодняшнего зрителя может удивить и даже покоробить - отношение к женщине. Если в городе это не так заметно, то в деревне, селе, хуторе такое не спрячешь: слегка надменное, иногда оскорбительное, порой хамское, зачастую неуважительное отношение. Однако общий фон всегда один: я - мужик, и я - главный! Подобное 'себявыпячивание' имеет корни в памятнике русской литературы XVI века 'Домострое'. Мало кто его читал в советское время, зато многим, видимо, понравились строки: 'Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет...' Но самое главное: 'Жена должна во всём подчиняться родителям...' Выходит, если ты сирота, тогда твой 'родитель' - муж! Зиновий Алексеевич - жених, а позднее - муж Даши, разумеется, 'Домостроя' не читал, но это и не обязательно, потому что традиции никто не отменял.

Герой Валентина Зубкова мне абсолютно несимпатичен, несмотря на массу его личных достоинств: трудолюбив, мастеровит, не пьёт, не гуляет и прочие 'не служил, не состоял. не привлекался'. Вот только все его правильные качества я не ставлю ни в грош, наблюдая за тем, как на протяжении всей картины'эволюционирует' его 'кулацкая душа'. Разумеется, найдутся такие, кто обвинит фильм в идеологической помпезности. Отчасти они будут правы. Но лишь - отчасти. Никакое общество не совершенно. Это - данность, и с этим ничего нельзя поделать. У советской эпохи, разумеется, имелись свои недостатки, но достоинств у неё было много больше. И главное из этих достоинств - люди. Не Зиновии, которых всегда было немало (сегодня - тем более). А такие, как Даша Стрельникова, для которой, как и для её наставницы и самого близкого человека председателя колхоза Прониной Анны Гавриловны (Вера Кузнецова) - люди всегда стояли на первом месте. Сильное кино, напоминающее нам, что не всё в этом мире измеряется рублём...

'О счастливой судьбе та девчонка мечтала. Будет так, если будешь душою сильна! В жизни много счастливых, но ведь этого мало: надо чтобы счастливой была и она...'

07 апреля 2016 | 07:23
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: