К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Буду краток. Фильм слабенький, хотя, как мы наблюдали в том же 'Джинсовом крестовом походе', Голландия таки умеет снимать исторические блокбастеры. Здесь же можно было развернуться так, что позавидовал бы и Голливуд: у них ведь не было своего Баренца, а вот голландцам-то сам бог велел потрясти мир великим кино о великом соотечественнике! Но то, что сняли, не тянет на XXI в., шагнувший уже в своё второе десятилетие.

Здесь мы видим набор картинок на 'околополярную' тему. Мне показалось, что большинство сюжетных линий не доведены до конца. Либо они малоприметны и сухи, как северные каменистые пляжи. Взгляду не за что зацепиться. Какой-то чисто голландский (ещё так скандинавы любят снимать, судя по виденным мной лентам моей любимой Норвегии и пересказанных мне картинам шедеврального фон Триера) разухабистый треш на тему ниже пояса; какой-то аниматронный песец; какой-то невыразительный антураж любовной линии а-ля Арагорн с Арвен (актриса красивая, спору нет, но Лив Тайлер всё ж милее). Абсолютно нереальные перипетии северной жизни: очевидно, никто из съёмочной группы не представляет, КАКАЯ БЫВАЕТ ЗИМА! Показано всё так, как будто голландские морские волки отправились покорять злые широты с кусучими морозами - в демисезонной одежонке! Почти ни у кого из них нет даже шапок и варежек! Единственное, чем актёры должны изображать поведение людей в условиях арктической зимы, - это постоянное познабливание и дрожь. Видно, им объяснили именно так - и вот они весь фильм нарочито дрожали и стучали зубами, кутаясь в жалкие тряпки и рогожки. Да и бородами почти не обрастают, хотя каждый, кто хоть мало-мальски наслышан о полярниках, знает: борода-борода согревает в холода. Не продумана физика сюжета: важно было показать, когда конкретно там у них наступает полярная ночь, как постепенно переходит она в полярный день, а тут - непонятное бормотание про звёзды и светила. Кажется, Тимон, Пумба и Симба - и те гораздо интереснее вели беседу на тему звёздного неба в оригинале 'Короля Льва'... Конечно, как фэнтези 'Nova Zembla' вполне смотрится, но это же историческое кино!

А над всем этим безобразием мрачно бродит вполне пугающий и реалистичный властелин полярных льдин - белый медведь. Как по мне, монстр в этом фильме вышел качественный и внушительный! Вот так же когда-то журил я русский странный фильм про моряков - ' 'Бегущая по волнам' ': там тоже был, хм, сюжет на большого любителя, но летучий демон парил под песню Валеры Кипелова - что надо, я даже сейчас, когда пишу эти строки, немного нервничаю! Но согласитесь: монструозная составляющая украсит любое кино, но не сможет спасти его, если оно само по себе - серая посредственность!

А посему - честно признаюсь: в этот раз голландцы разочаровали. Надо будет посмотреть, что там норвежцы наснимали не так давно про своего Хейердала...

4 из 10

04 ноября 2013 | 02:08
  • тип рецензии:

Я не любитель фильмов и книг о морских приключениях, но не мог оставить 'Новую землю' без внимания, потому что это первый голландский 3D-фильм. К тому же, мне было интересно посмотреть на дебютную роль Даутцен Крез, одной из ангелов Victoria's Secret. Ее имя, как и имя Виллема Баренца, наверняка входит в список самых известных жителей Голландии. Думаю, все согласятся с тем, что мировую известность Даутцен получила благодаря своей милой мордашке и замечательной фигуре, позволяющей ей дефилировать на лучших подиумах мира и украшать обложки глянцевых изданий. А вот чем был известен Баренц? Почему в его честь назвали море? Именно об этом расскажет историческая драма Рейну Урлеманса.

Если говорить точнее, то речь пойдет о третьей арктической экспедиции голландского мореплавателя Баренца, которая стала для него последней. В XVI веке голландцам приходилось искать альтернативные морские пути в Индию через север, поскольку испанцы и португальцы курировали остальные торговые пути. Команда Баренца не открывала Новую Землю, но они первые решились обогнуть ее с северной стороны и остаться на зимовку близ Ледяной Гавани. Идея бесспорно рискованная, но командир экспедиции верил в то, что солнце сможет растопить лед за арктический день. Об этом непростом путешествии в своем дневнике написал Геррит де Веер, который стал главным героем этого фильма.

Дебютная работа Рейну Урлеманса 'Приходит женщина к врачу' намного сильнее и выразительнее, чем этот фильм, на мой взгляд. К режиссуре претензий не имею, но сюжетная линия развивается очень вяло и монотонно. Ярких эпизодов можно пересчитать на пальцах одной руки. Не удивлюсь, если после просмотра вы запомните только выпирающую из корсета грудь Даутцен и нордические пейзажи. Слишком пресная подача материала. Сюжету явно не хватает приключений. Нельзя же снимать фильм о том, как группа людей ждет окончания полярной ночи. Короче говоря, фильм из серии 'ни рыба, ни мясо'. Ничего плохого сказать не могу, но и хвалить не за что.

5 из 10

27 сентября 2013 | 00:33
  • тип рецензии:

Где-то на краю света, за полярным кругом, суровые льды сковали каравеллу голландских моряков, которые заполняли белые пятна в навигационных картах, исследуя северные моря с целью проложить путь в Индию через Арктику. Однако капитан судна Якоб ван Хемскерк совершил ошибку, решив обогнуть не с той стороны большой северный остров архипелага Новая земля, тем самым подвергнув команду жестокому испытанию. Их встретили айсберги, коварные течения, пробирающие насквозь ветра и быстро наступающие морозы. Трещал шпангоут, натянутые жилы корабельных снастей стонали от натуги, а когда дубовые доски сдались под напором окаменевшей воды, команда сошла на берег, чтобы встретить зиму. Из обломков корабля они построили дом, соорудив очаг и несколько лежанок, чтобы продержаться до дня, который в этой стране белых медведей и вечной мерзлоты наступит лишь через полгода. Хронику событий вел в своем дневнике Геррит де Фер, летописец экспедиции.

Легенде о большой зимовке Виллема Баренца в далеком краю и посвящен этот первый голландский фильм в 3Дэ формате. Надо полагать, современные технологии сполна позволяют прочувствовать невзгоды моряков. Здесь вам обросшие угрюмые мужики, поначалу смеющиеся над молодым ученым, а затем по законам жанра проникающиеся уважением к нему. Серый грим на их лицах несет печать отчаяния, цинги и смерти. Реалистичный Амстердам, погрязший в средневековье и грязи. Туман над водой. Сладкие губы возлюбленной, провожающие героя в дальнее плавание. Торчащие вверх мачты корабля, увешанные такелажем. Скрипящая палуба. Безлюдная страна, сделанная изо льда и темноты, заполненная лишь жутким холодом да враждебностью к кучке сгорбленных фигур, не имеющих даже одеял, шуб и головных уборов, чтобы просто сохранить человеческое тепло! О, Урлеманс, следуя дневнику де Фера, безжалостен к героям своей киноповести. Он заставляет их расплачиваться собственными жизнями за Великие географические открытия.

Небольшие авторские вольности (например, выживших было больше, а подобрали их все-таки русские, а не датчане) с лихвой компенсируются осязаемой атмосферой безысходности, где это требуется, а опущенные историей важные подробности экспедиции и ценные для науки наблюдения заменяют детали быта и характеры грубых матросов. Почти неизвестные в большом кино фламандские актеры исправно играют роли несчастных мореплавателей, а грустная симфоническая музыка целого коллектива композиторов углубляет вылизанную картинку опытного, но в общем ничем не выдающегося оператора Леннерта Хиллеге.

Создатели предлагают водрузить на нос стерео очки, отбросить подальше пульт, чтобы не было соблазна нажать на паузу или перемотать некоторые затянутые эпизоды, и войти за порог Behouden Huys – места, которое отважные моряки сделали своим временным домом. Пусть никто не выпрыгивает из экрана, и динамичных сцен почти нет, но так и было задумано автором: больше реализма, больше сочувствия истощенным и унылым персонажам. Это европейское кино, мрачное и камерное. Производством фильма занимались в основном в Исландии (натурные съемки), Брюгге (воссозданный Амстердам конца 16-го столетия), и на русском фрегате Штандарт, который послужил живой декорацией судна Баренца. И хотя дух «Новой земли» стремится к масштабности, скажем, «Хозяина морей», на деле получилась очень личная и значимая для национальной истории картина, благо тема располагает: с экспедиций Баренца и ван Хемскерка начались экспансия голландцев по морю и их процветание в торговле.

Вопреки похвальному желанию режиссера сделать фильм достоверным, ему пришлось пожертвовать деталями исторических справок и намеренно исказить документ Геррита де Фера, обозначенного в титрах как соавтор сценария, в угоду сомнительной зрелищности в финале, без которой никуда в прокате подобной ленты. Лезущие из кадра на зрителя роскошные формы и гламурное лицо супермодели Даутцен Крёз, приглашенной в проект для престижа, портят впечатление от жесткости изначальной идеи. Тем не менее, фильм пробуждает интерес к пересказанной страничке истории, подталкивая зрителя изучить подробности того неудачного похода и вселяя уважение к людям, прошедшим через такое. Выражаясь словами одного из мореходов, «важно не уплыть, но вернуться». Вернувшиеся стали подлинными героями, изданный дневник де Фера превратился в бестселлер, моральный дух соотечественников поднялся, а наблюдения коллег Баренца подтвердились спустя сотни лет, вызывая недоумение до сих пор. Кино не вызвало ажиотажа, но последним романтикам и любителям эпохи Великих географических открытий к просмотру обязательно, и астролябия вам в помощь!

18 мая 2012 | 02:14
  • тип рецензии:

В основу сюжета лёг дневник Геррита Де Веера, который описывает третью и последнюю экспедицию Виллема Баренца по поиску северного пути в Азию. Фильм снят по всем канонам жанра истории.

Автором данной ленты выступил начинающий голландский режиссер Рейну Урлеманс, создатель добротной мелодрамы 'Приходит женщина к врачу', 2009 года выпуска.

Из актёров можно выделить: Дерека де Линта (в роли Виллема Баренца) - актёра с мировым именем, Яна Деклера (в роли Петра Планциуса) - ветерана европейского кинематографа, Сэмми Шилта (в роли Клаеса) - исполнителя эпизодической роли в криминальном боевике 'Перевозчик 3', а также дебютантку художественного кино голландскую супермодель - Даутцен Крёз (в роли Катерины Планциус), которая весьма неплохо исполнила роль возлюбленной Геррита де Веера.

Операторская работа выполнена в весьма стандартной манере, но качественно. Картинка в основном серо удручающая, что идёт на пользу драматической составляющей фильма и печальной безысходности экспедиции. Яркими и нежными цветами отмечены сцены воспоминаний Геррита, в которых он дома и предаётся сладостям счастливой любви.

Весь фильм герои отчаянно борются с превратностями судьбы и вызовами погоды, гордо следуя своему первоначальному экспедиционному плану, до тех пор, пока основательно не застревают во льдах Новой Земли, которая стала для них белой тюрьмой на целую полярную зиму. Единственное, что отделяет их от безумия и смерти - это надежда вернуться домой. В этот период задаётся главный вопрос фильма: зачем и для чего всё это? Чего они добились, приплыв сюда? Ответ был получен по возвращении домой мореплавателем, который именно благодаря героическому рвению Баренца с его бравой командой, смог найти другой путь в Азию. Первооткрыватели не всегда выбирали правильный путь, но на их ошибках делали свои открытия их наследники. Так и Баренц был одним из первых начинателей эры Великих географических открытий. Мораль проста, но полезна.

А для писателя Геррита главным было не уплыть, а вернуться, как и для остальных членов команды. Возможно, в этом и есть причина невероятной тяги к экстремальному авантюризму мореходов-первооткрывателей?

Фильм прекрасно соответствует жанру, но слабоват, наверно из-за слегка мятого хронометража и концовки. Также данный фильм будит желание более детального изучения, освещенного в нём исторического фрагмента, что для меня является одной из главных ролей кино жанра истории.

6 из 10

29 марта 2012 | 03:03
  • тип рецензии:

Диву даешься, как могли наши предки на утлых суденышках, руководствуясь картами, на которых было больше фантастического, чем реального, толком не умея определять долготу, питаясь практически одной солониной, пускаться в многомесячные плавания по неизведанным морям-океанам! И ведь именно так была открыта вся земля. Впрочем, самым сложным и долго не дававшимся был Северный морской путь из Европы в Азию. Голландцам в XVI веке он оказался нужнее всех, так как южные пути были перекрыты испанцами-португальцами. Вот и отправили они Виллема Баренца искать тот путь. Его Баренц не нашел, зато нашел свою погибель и свое бессмертие.

Кому еще, как не голландцам, снять фильм о своем великом предке? Впрочем, главным героем они сделали не его, а молодого хрониста экспедиции Геррита де Веера, который оставил нам полный трагизма и приключений дневник. Сам фильм сделан на весьма достойном уровне, хорошо прописаны все персонажи: от Баренца до последнего матроса. Красивых натурных съемок, конечно, могло быть больше, все таки Новая Земля - огромный и богатый природой остров (не случайно его старинное название - Матка). Зато первые кадры фильма шедевральны: искаженные страхом и отчаянием лица людей, которые, сидя в маленьких шлюпках, сражаются с могучим белым медведем, подплывшим к ним, надо думать, не за автографами.

Вообще, фильм скуп на эмоции и эффекты. Порою даже слишком скуп. Голливуд непременно бы показал нам полярное сияние, ведь голландцы провели там целую зиму, но - голодным, замерзшим, страшащимся медведей - до сияния ли было им? Даже так называемый эффект Новой Земли, когда Солнце 'всходит' раньше, чем должно по расчетам, впервые (!) наблюдавшийся именно экспедицией Баренца, отмечен как-то вскользь, поскольку пришествия Солнца измученные полярной ночью люди ожидали как Бога, а не как астрономический объект. К сожалению, не объяснен тот интересный факт, почему Баренц настаивал обплыть Новую Землю с севера, вопреки логике, что желательно держаться южных берегов. Однако известно, что голландец считал этот путь свободным ото льда, который якобы должен быть растоплен Солнцем в течение долгого полярного дня - ошибка, которая и стоила Баренцу жизни. С другой стороны, ярко показана морская казнь - протаскивание под килем. Драматичны, хотя и не вполне соответствуют оригинальной истории кадры сражений зимующих с белыми медведями - самыми крупными наземными хищниками Земли.

В чем 'схитрили' голландцы-режиссеры, так это в том, что своих соотечественников они показали как пионеров, якобы и открывших Новую Землю первыми, и бывших единственными проходчиками Северного морского пути вплоть до русского ледокола 'Сибиряков' в 1932 году, что, конечно же, неверно, так как и де Веер в дневнике отмечает остатки русских поселений на острове, и англичане сюда еще до Баренца плавали, а впервые полностью Северным путем прошла шведская барка в 1879 году. Что, впрочем, не умаляет величия зимовки Баренца. Она, кстати, у голландцев имеет собственное название - Het Behouden Huys, - ей посвящен целый музей в Фрисландии, множество книг, а теперь вот и фильм. Очень достойный фильм.

8 из 10

27 марта 2012 | 13:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: