Фильм интересен тем, что затрагивает не типичные темы для гей-драм.
Почти общечеловеческие.
Во-первых, трудно, когда у тебя нет определенной цели в жизни, таланта, чтобы с раннего возраста идти к намеченной цели.
Особенно, если у тебя специфический круг общения.
Я понимаю почему Василий дошел до такой точки 'кипения'. Проституция в молодости кажется самым быстрым, удобным и приемлимым способом найти себе партнера, зарабатывать на жизнь и удовлетворять сексуальные потребности. А когда ты стар, то уже никому не нужен. и ничего другого не умеешь делать и поздно менять привычки, то выход один - криминальный разбой. Правда в гангстеры такого вряд ли возьмут. Остается грабить своих же клиентов.
Как ни странно, фильм мне показался больше о традиционных семейных ценностях, точнее о том, как не хватает обыкновенной традиционной модели семьи в жизни геев.
В юности они презрели или отвергли вместе с 'ханжеской' моралью и нечто более тонкое и глубоко естественное, семейные узы, доверие к другому человеку, способность сострадать другому человеку, милосердие.
Говорят. что из бывших проституток получаются самые верные жены. Наверное, это миф. Принятая однажды модель поведения, характерная для 'богемной' и полукриминальной среды геев-проституток вытесняет все остальные добрые естественные побуждения. Остается желание заиметь больше денег и получить как можно больше удовольствия и наслаждений.
Обычно такую неприглядную сторону существования геев не демонстрируют на экране.
Как правило, про внутрисемейные отношения у пожилой гей-пары рассказывается только в положительных тонах, но ведь даже Жан Марэ после 10 лет отношений с англичанином Дэвидом был оставлен им ради молодого 'последователя и ученика'. Бывший ученик становится сам учителем.
А потом они остаются в одиночестве.
В кои-то веки показаны мужские истерики и суровая правда жизни.
Если ты не миллионер, модный художник, кутюрье и режиссер, то тебе как правило не светит тихая спокойная старость, постоянный уход ( не в госпитале и не в дорогом пансионе) и забота.
Даже если все кажется на первый взгляд отличным, на поверку может оказаться прагматичным подходом. Вспомним классику. 'Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог...' старый и богатый может полагаться только на свое богатство и умение грамотно распоряжаться своим наследством.
Вообще, есть несколько интересных фильмов о геях - 'Капли дождя на раскаленных скалах', 'Филадельфия', 'Мистическая кожа' и '9 мертвых геев.'
Ну и этот тоже неплох.
Хотя я возлагаю некоторые надежды на фильм 'Морис' с Хью Грантом.
Богоматерь убийц, Близкие друзья, Смерть в Венеции, Керель, Криминальные любовники, Крысятник и проч. как-то не произвели такого впечатления. Хотя в Смерть в Венеции меня поразил момент, когда герой Дирка Богарта стал красить волосы. Молодиться. А, еще Табу смотрела и Взрывная любовь с Рюхэем Мацудой. тоже ничего.
Чем-то тема взаимоотношений в 'Нашем раю' напомнила 'Фандо и Лиз'. Вроде бы нормальное чувство привязанности к партнеру, но проявляется оно в настолько извращенном виде.
Вероятно, поскольку создатели картины желали показать людей, опустившихся на дно жизни, то смотреть это кому-то будет интересно. Мужская проституция – не частый гость в фильмах, однако, распространена не менее привычной женской. И если с женскими предпосылками намного понятнее, то что с мужчинами?
Признаться, картина далеко не о занятиях проституцией. Как раз предпосылки, почему герои вынуждены обратиться к ней, отсутствуют. Это и не важно. Мы видим только настоящее. Более того – за маской “быстрых денег” зарождается настоящая история отношений.
Вот за ней, видимо, и остаётся наблюдать. К счастью, мужская эротика показана в достаточно малой доле, как и все прихоти клиентов, на что приходилось идти. Свободная жизнь, к которой герои стремились и которая у них действительно могла быть, омрачена, к сожалению, ещё и фанатичной, опасной любовью, ревностью к молодым конкурентам и ненавистью к клиентам. В игру вступает целый ряд детективных эпизодов с “расправой над теми, кто только портит таких красивых парней”, что, собственно, заставляет пуститься в бега. Серьёзные проблемы, сулящие пожизненным заключением, плывут рядом с искренней любовью – или попыткой её показать. А может, это простая влюблённость, ведь если верить фильму, найти себе парня не так сложно. Один вопрос – для чего? Во-первых, герои могли остаться вместе при любых обстоятельствах. Во-вторых, если к “любимому занятию” испытываешь отвращение, может, стоит с ним завязать?
Моменты, на которые ваша психика может обратить внимание. Отчасти ужасающе показаны сцены “свободной любви”, где в наиболее тихих районах города акты сексуального удовлетворения проходят при белом свете, как нечто собой разумеющееся. А ещё “приятным” удивлением стало отношение, с которым люди подходят к идее снять красивого мальчика – настолько естественно и свободно в современном мире, что мурашки бегут по коже. Как и пошлость, казалось бы, в нормальной семье, граничащая с развратом. Или желание матери стать третьей композицией в соитии с влюблённой “голубой” парочкой можно расценивать актом свободы? Единственный, кого жаль, так это ребёнок – не по годам смышлёный малыш, ставший свидетелем того, чего ему рано ещё видеть. Стоит представить, какая невообразимая каша осталась у него в голове…
При равном количестве постельных сцен, фильм в большей своей степени жёсток. Если это вознесение мужской любви, то не теми поступками герои заслуживали любовь зрителей. В своём своеобразном контексте “голубизны” – фильм исключительно на любителя.
Василий – стареющий гомосексуалист, зарабатывающий на жизнь проституцией. Клиенты все чаще указывают ему на возраст, все реже соглашаются на услуги, которые он оказывает, а те, кто соглашаются, платят за это не только двумя-тремя десятками евро, но и собственной жизнью. Василий не столько стремится замести следы кражи, которой заканчивается практически каждая встреча с клиентом, сколько желает выплеснуть на него свою неудовлетворенность жизнью проститутки, которую он сам же и избрал. Судьба делает заблудшему герою щедрый подарок – в него влюбляется молодой парень, которого Василий случайно находит в бессознательном состоянии в Булонском лесу. Анджело очень молод, чрезвычайно хорош собой и согласен разделить с возлюбленным нелегкий труд парня по вызову. Василий со своими ярко выраженными криминальными наклонностями стремительно тянет юношу на дно, впутывая в свои грязные дела до тех пор, пока все не заканчивается трагедией.
Гаэль Моррель, который в юности и сам снимался в фильмах на гей-тематику, создал кино определенно не для ханжей. Постельные сцены, которыми изобилует фильм - лишь декорации, за которыми разворачивается настоящая жизненная драма, показанная до омерзения правдоподобно. «Наш рай» - это не традиционная слезодавилка об униженных и оскорбленных изгоях гомофобного общества; картина демонстрирует куда более серьезные жизненные аксиомы, касающиеся каждого из нас, вне зависимости от пола.
МЫ ИМЕЕМ ТО, ЧТО ЗАСЛУЖИВАЕМ
Распад Василия начался уже в тот момент, когда он приехал в Париж. «Я приехал сюда, чтобы трахаться. Я был испорчен по определению», - говорит он с мазохистской смиренностью. Василий изначально обречен на печальный исход. Судьба давала ему шансы все изменить и начать жизнь с чистого листа, в которой нет престарелых извращенцев, готовых платить лишь за то, чтобы стоять перед юношей на коленях, расстегивая дрожащими от возбуждения пальцами ширинку его брюк. Он пренебрегает ими. У него лишь два интереса. Секс и деньги.
ЛЮБОВЬ-СУКА
Об Анджело неизвестно ничего, кроме того, что он – гей. «До тебя и этого момента я был просто мертв» - идеализирует Анджело свои чувства к Василию. Тот момент, когда последний мог разорвать порочный круг, избавив юношу от печального будущего, которое ждет стареющую проститутку, промышляющую грабежами и убийствами, сознательно упущен. Любовь по определению Василия – это все тот же секс за деньги, теперь уже в дуэте.
ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ
Сюжетная линия с Анной – подругой Василия, нимфоманкой с бурным прошлым, так и не сумевшей покончить с ним, не случайна. Как и не случайно совпадение имен главного героя и сына Анны. Маленький Василий, невольно ставший жертвой обстоятельств, фактически по вине собственной матери, отпустившей своего ребенка в сомнительное путешествие вместе с большим Василием, платит за чужие грехи самую высокую цену. Его страдания еще впереди.
Не стоит думать, что, придерживаясь традиционных взглядов на отношения между полами, картина о геях будет для вас бесполезной тратой времени. «Наш рай» - тот случай, когда посыл, заложенный режиссером, абсолютно универсален. Наш рай и наш ад мы создаем сами. Помнить об этом необходимо всегда.
Если поначалу кажется, что фильм неоднозначен, то к финалу эта уверенность стремительно улетучивается. Учитывая, что лент про геев, занимающихся проституцией в мире довольно много, переворот фильм под весьма «нежным» названием «Наш рай» не совершил.
Василий (кстати, так и не понятно, почему такое экзотическое имя носит француз) – тридцатилетний детина, цепляющий немощных стариков, чтобы заработать какую-нибудь денежку. Только дело в том, что Василию последнее время не везет – возраст уже не тот, и клиентов все меньше и меньше. Кроме того, чтобы взять с клиента по максимуму, мужик убивает (обычно) стариков и обворовывает их. И, вроде бы, ни о чем не жалеет. И вот однажды наш герой находит в обморочном состоянии юного парня, нарекает его Анджело, и забирает с собой. В тот же вечер они понимают (!), что им вдвоем хорошо и комфортно и Анджело, в принципе, и уходить не следует – все его устраивает. В то время как с «работой» у Василия не фонтан, Анджело активно помогает ему зарабатывать, так как его тело для стариков более предпочтительнее.
Дальше – больше. Создатели не поскупились на постельные сцены и откровения, так что создается впечатление, будто это какой-то извращенный вариант порно. Почему извращенный? Потому что в порно, думается, не стали бы пихать столько философии о «любви». И возникает, в сущности, закономерный вопрос – а оно вообще для чего? Что такого создатели хотели показать зрителям этим фильмом? Какие скрытые тайны и глубокие истины откроются нам после этого просмотра?
Увы, провал. Причем, бесповоротный. Все довольно предсказуемо, а голые тела в огромном количестве (нередко в одном кадре) начинают вызывать рвотный рефлекс. Какая идея лежит в основе – тоже почему-то не понятно. Во-первых, синопсис слишком преувеличивает достоинства фильма, предполагая, что раз уже герои будут скрываться, то это будет чем-то поистине незабываемым. Нет-нет – заехать к паре друзей в гости – не значит убегать. Во-вторых, не совсем понятна логика героев: Виктор жертвует бывшим любовником и его дружками, чтобы удержать нынешнего любимого человека, и тогда Василий просто феноменально заявляет:
- Он такой же, как и все. Грязный и никчемный человек.
Отнюдь, в этом еще разбираться и разбираться. В-третьих, не понятно – откуда что берется? Я понимаю, конечно, это всего лишь часть одной жизни, но почему зритель так и не узнает, откуда Анджело? Почему нельзя показать хоть крупицу его жизни? Ан нет – парень просто с небес свалился.
В целом, плохо. Ничего вразумительного по части какой-то морали, и вообще не знаешь, для кого этот фильм был снят и кому он может понравиться – понамешали все в кучу, так что уже смотришь на середине и думаешь, что до финала еще далеко. Постельные сцены – отвратительны в полной мере, и чувствуешь, как ком подступает к горлу, когда Василий и Анджело признаются друг другу в любви. Как будто… дети в песочнице.
Не знают, что это такое, но думают, что это надо говорить.