В городишко Плоские Солончаки где-то в глухой заднице Дикого Запада прибывает обаятельный мошенник Стабби Престон и тут же попадает в гостеприимные объятия местного шерифа, который запирает незадачливого охотника за удачей в кутузку. Там уже прохлаждаются трое других «счастливчиков»: очаровательная проститутка Эммануэль О’Нил по прозвищу Зайка, горький пьянчужка Клем и полоумный чернокожий могильщик Бад, уверенный, что беседует с душами усопших.
Ночью добропорядочные граждане решают провести зачистку своих любимых Солончаков от распоясавшегося криминального элемента, для чего надевают балахоны и устраивают грандиозную бойню, не делая разницы между убийцей и карточным шулером. Наших героев спасает лишь то, что на момент резни они находились в тюрьме.
Утром шериф выдворяет всю четверку из города вон, великодушно предоставив им телегу с лошадьми. Посовещавшись, вся компания решает дружно рвануть до какого-нибудь городка как можно дальше от Плоских Солончаков, и путешествие проходит более-менее благополучно, пока к ним не прибивается пятый — таинственный мексиканец Чако. С этого момента их странствия превращаются в ад…
«Четыре всадника Апокалипсиса» заметно выбиваются из остального творчества маэстро Фульчи, который в первую очередь прославился кровавыми фильмами ужасов о зомби, маньяках и сверхъестественных явлениях с сильным оттенком сюра. Помимо «Всадников» он снял еще два более традиционных вестерна — «Кольт пропел о смерти» и «Серебряное седло» — качественные, добротные, но вполне стереотипные образцы «спагетти» (к вестернам Фульчи иногда условно относят и его известную дилогию «Белый клык», снятую примерно в таком же духе). «Четыре всадника Апокалипсиса» не похож ни на один из этих фильмов: он нетороплив, почти медитативен, в нем очень мало традиционных для жанра лихих перестрелок и героизма. Все положительные герои формально представляют собой отбросы общества, хотя на деле это просто люди, с большими слабостями, но все равно сохраняющие человеческое лицо даже перед лицом жесточайших невзгод, своего рода «золотая середина», пролегающая между «Добром» в лице безжалостных святош из Плоских Солончаков с одной стороны, и «абсолютным Злом» в лице головореза Чако с другой. Сочувствие к этим маленьким людям, сумевшим сохранить человечность в мире, пронизанном жестокостью, безумием, страданиями и горем, составляет основной гуманистический посыл фильма.
При этом о фирменном кровавом мочилове старик Фульчи тоже не забыл, как и о сюрреалистической атмосфере, благодаря чему приключения героев напоминают странствия по кругам Ада. Тем не менее, хватает в картине и светлых моментов, в которых люди раскрываются с лучшей своей стороны. Все это великолепно снято и сыграно, раздражающие фульчивские приёмчики вроде навязчивых крупных планов глаз и вставного вида гурятины напрочь отсутствуют. Одним словом, практически шедевр, который недаром входит в список любимых картин Квентина нашего Тарантино.
1975 год - время, когда классические спагетти-вестерны уже практически не снимаются; им на смену приходят вестерны с элементами фильмов ужасов (так называемых, слеттеров - фильмов, в которых акцент преднамеренно делается на предельно натуралистичную демонстрацию крови, внутренностей, с обилием всевозможного насилия), психоделики, трэша и прочих атрибутов фильмов категории В. И вышедшая на экраны в этот год картина 'Четыре всадника Апокалипсиса' Лучио Фульчи как раз яркий и один из лучших по качеству примеров подобных фильмов. 'Четыре всадника Апокалипсиса' - это настоящее роуд-муви с вестерновской стилистикой, множеством символом и отсылок, линейным неожиданным сюжетом, обилием нетипичных для жанра персонажей.
Начинается всё в небольшом городке Солт Флэтс (Юта), куда прибывает карточный шулер Стабби Престон. Да вот только день для игры он выбрал неудачный - жители городка при молчаливом согласии шерифа решают линчевать всех аморальных элементов, которые мешают спокойно жить порядочным людям. От жестокой расправы Стабби спасается в тюремной камере в компании трёх 'счастливчиков' - беременной проститутки Банни О`Нил, пьяницы Клема и сумасшедшего могильщика Бада. Утром следующего дня эта бравая компания на деньги Стабби покупает у шерифа жизнь, свободу и повозку, на которой отправляется в соседний город, находящийся в 200 милях от Солт Флэтс...
Вот здесь-то типичный спагетти-вестерн заканчивается и начинается психодолическое роуд-муви с безжалостным мексиканским садистом, качующими миссионерами, младенцем, наркотиками, каннибализмом, городом-призраком и посёлком, населённым одними мужчинами. Всё вышесказанное вызывает скорее ужас и отвращение, а отнюдь не интерес к фильму, но тем не менее Лучио Фульчи удалось органично объединить все эти вещи в целостную историю, наполненную гнетущей апокалиптической атмосферой безнадеги - атмосферой, которая немыслимым образом сразу захватывает зрителя и не отпускает до самого конца, с головой погружая в тот ужас, который встречается на пути героев.
Если говорить об актёрских работах в фильме, то у центрального персонажа сложно найти харизму, к которой приучили любителей европейских вестернов Клинт Инствуд и Франко Неро, но такой герой был бы неуместен в творении Фульчи - Стабби Престон на глазах зрителей проходит весь путь становления от мелкого мошенника до безжалостного убийцы - и актёр Фабио Тести неплохо справляется с подобным перерождением. Самым же запоминающимся мужским образом в картине, как и следовало ожидать, стал главный антагонист в исполнении Томаса Милиана, который для подготовки к роли использовал образ безжалостного маньяка Чарльза Мэнсона. Главный и единственный женский образ в картине исполнила Линн Фредерик, возможно не совсем подходящая по своему типажу на роль проститутки из салуна, но прекрасная настолько, что думать о подобных мелочах не хочется.
Необычность мрачного фильма Лучио Фульчи была отмечена в 2007 году, когда Квентин Тарантино включил 'Четыре всадника Апокалипсиса' в программу 64-ого Венецианского кинофестиваля в рамках ретроспективных показов спагетти-вестернов.
Их четверо. Отверженных и никому не нужных, а потому обозленных на весь мир людей, блуждающих по пустошам Юты. Кто они? Стабби Престон - мошенник, каких еще поискать на просторах Дикого Запада, Банни - продажная девица, к тому же на сносях, Клем - редкостный пьянчужка и Бад, псих из психов. Но кем они являются на самом деле?
60-70-е годы - это десятилетия, которые ознаменовались расцветом жанра 'спагетти-вестернов'. Наибольший вклад в жанр сделали, конечно, фильмы Серджио Леоне и серия о Джанго, однако культовых картин все же было немного больше, чем кажется. Одним из таких шедевров жанра и стал фильм 'Четыре всадника Апокалипсиса', снятый в 1975 году режиссером Лучио Фульчи по мотивам рассказа Фрэнсиса Брета Гарта. 'Четыре всадника Апокалипсиса' - это канонический спагетти-вестерн, причем достаточно жестокий и мрачный. Имея небольшой по сути хронометраж, фильм производит впечатление цельной и завершенной картины, в которой явного конфликта между антагонистами и протагонистами не прослеживается. Однако все-таки четыре главных героя в блестящем исполнении Фабио Тести(Стабби), Линн Фредерик(Банни), Майкла Дж. Полларда(Клем) и Гарри Бейрда(Бад) выглядят куда принципиальнее и моральнее, чем Чико, которого великолепно воплотил в фильме Томас Милиан.
Оператор Серджо Сальвати снял фильм динамично и достаточно зрелищно, мастерски передав в нем атмосферу Дикого Запада и дикое напряжение, которым преисполнены все герои картины.
Превосходным элементом картины стал саундтрек, созданный Франко Биксио, Винсом Темперой и Фабио Фрицци. Только ради великолепной музыки этот фильм хочется регулярно пересматривать, наслаждаясь каждой минутой.
Всем поклонникам классических спагетти-вестернов и ценителям старчества Лучио Фульчи я настоятельно рекомендую этот фильм.