всё о любом фильме:

Мальчик с велосипедом

Le Gamin au vélo
год
страна
слоган-
режиссерЖан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
сценарийЖан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
продюсерЖан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Дэнис Фрейд, ...
операторАлен Маркоэн
композитор-
художникИгорь Гэбриел, Майра Рамедан Леви
монтажМари-Элен Дозо
жанр драма, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  539 тыс.,    Италия  157.1 тыс.,    Нидерланды  49.5 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время90 мин. / 01:30
Номинации (1):
История 12-летнего подростка, который хочет найти отца, оставившего его в детском доме. Совершенно случайно он знакомится с Самантой, хозяйкой парикмахерской, которая позволяет мальчику оставаться с ней на выходных.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.40 (20 631)
ожидание: 97% (262)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
114 + 5 = 119
8.1
в России
89%
8 + 1 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Роль в фильме стала дебютной для Тома Доре. На неё пробовались несколько сот мальчиков, причём на первом этапе прослушиваний он был только пятым по списку претендентом.
    • В первоначальной версии сценария Саманта была врачом.
    • Это первый фильм братьев Дарденн, который снимался в разгар лета. Из-за этого освещение в нём выглядит несколько необычно по сравнению с их предыдущими режиссёрскими работами.
    • На написание сценария братьям Дарденн потребовалось около года.
    • Съёмки картины заняли 55 дней. Это было связано с возрастом главного героя и достаточно жёсткими во Франции ограничениями по работе с несовершеннолетними.
    • еще 2 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 99 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Начну с пары не риторических, а потому глупых вопросов. Вы когда-нибудь были ребёнком? Ага. А вы когда-нибудь катались на велосипеде? Замечательно. Значит, я такой же, как все.

    Сила сопричастности — и есть волшебная сила искусства. Чем привычнее обстоятельства, тем ниже порог сопротивляемости зрительского сердца. Спросите об этом у неореалистов, спросите об этом у Трюффо и компаньонов. С этой точки зрения расчёт авторов картины Le gamin au vélo безупречен. Как безупречен и центральный образ: что может лучше выразить смысл кинематографа как эстетического явления, чем ребёнок — тайник иллюзий, фантастических грёз и необузданных мечтаний — и велосипед, стремительное мелькание спиц которого сливается в сплошной металлический круг, как «движущиеся картинки» образуют единое целое. Кинопроектор и велосипед — близкие родственники, пусть и не братья, как Дарденны. Их отношения сродни связи дяди и племянника: один привык преодолевать расстояние по старинке, упорным механическим усилием, другой не менее покладист плюс моложе и прогрессивнее. Для племяша ни время, ни пространство не являются значительным препятствием — было бы воображение. Так давайте, круглоколёсые, обнимитесь после затяжной разлуки и почеломкайтесь рамами!

    И вот — долгожданная встреча. Но постойте — это же не велосипеды вовсе! Это человеки! И один другого вовсе не по-племяннически папкой зовёт. И тот, что папка, стыдливо скрывает раздражение, и телефон записывает из чувства неведомого долга, и соусы горячие только помешать даёт, но уж никак не попробовать. А потом и открестится от родного голодранца. Сволочь, конечно, папка-то. Спросите об этом у неореалистов, спросите об этом у Годара и компаньонов. Они кивнут и, деловито шмыгнув носом, добавят: «Но и Дарденны не лучше».

    Простая история. История ребёнка, брошенного отцом, подобранного парикмахершей, впоследствии брошенной любимым человеком, хотя кто кого подобрал — ещё вопрос. Правда, не слишком интересный. Интереснее другое: почему на написание сценария был затрачен целый год? Потому ли, что велосипед похож на символ «бесконечность», а терпение руководителей Canal+ — нет? Цепочка примитивных реакций, стандартных ходов, опостылевших нравоучительных посылов. С незапамятных времён мир обвиняют в мизантропии, мужчин объявляют бессердечными подлецами и трусами. А вот женщина, по Дарденнам, существо странное и безусловное — покинутая, она тянется к отверженному, востребованная мужчиной, она заменяет ему ребёнка и обесценивает важность отцовства. Дети — они и есть дети. Сочувствие к преддверию человека нельзя вменить в заслугу. Получается эдакий многоугольный шаблон, который как ни поверни, он останется правильным и бесполезным. Усердное конспектирование учебника по этике, изредка прерываемое трагической музыкой Бетховена. «А я его не убью?» — «Да нет, только держи биту пониже». Оправдание дегенеративного насилия семейными проблемами и наивной доверчивостью. Финал с претензией на приз экуменического жюри.

    Мы меряем искусство не жизненной правдой, а правдоподобием. Единственный путь к достижению правдоподобия — внятно рассказанная история. История, а не наспех сочинённая заметка о неистребимости жизни. Вселенная, а не n-угольник. Только дураку и каннскому ареопагу придёт в голову похвалить лжеца за мастерство сводить концы с концами: все плохие потому, что… люди парами живут, а ребёнок не может быть плохим потому, что… сирота.

    Так «Мальчик с велосипедом» превращается в знамя современного авторского кинематографа, где сюжет регулярно подменяется набором моралистических догм. Зритель падает с дерева, лежит некоторое время без движения, затем встаёт, отряхивается, но велосипеда под деревом нет — он давно переплавлен в металлическую инсталляцию и пылится в галерее актуального искусства.

    2 из 10

    3 января 2012 | 22:23

    Заголовок рецензии выглядит как название блюда. И как любое французское блюдо (например, лягушачьи лапки), оно вышло изысканным, но на любителя.

    Награда Канн обязывала посмотреть этот фильм, хотя в последние годы для меня лично пальмовая ветвь не ассоциируется с понятием «классное кино», как это было раньше. Слишком уж «необычные» вкусы у каннских вершителей режиссерских судеб. Да и судя по пяти пальмовым ветвям, пылящимся на полочке квартиры Дарденнов, им призы суют уже по привычке.

    __

    Если дети и цветы жизни, то мальчик Сириль — роза с очень острыми колючками. В нем потрясающим образом сочетаются эгоизм и любовь к близким людям. Он непокорен всем, кроме отца, который для него идеал. Мальчик видит в нем то, что хочет видеть, и не верит в то, что отец бросил его и не хочет даже встречаться с ним. Затем он попадает под влияние местного хулигана, и быстро успевает привязаться к нему, причем настолько, что готов пойти ради него на ограбление, ничего не требуя взамен. Но все люди, к которым Сириль привязан, либо игнорируют это, либо используют в своих корыстных целях. А те люди, которые действительно любят его, не получают ответной реакции. В течение фильма ребенок учится разбираться в людях, строить представление о них не на своих внутренних домыслах и идеализировании, а на базе их поступков.

    Разграничение героев фильма на хороших и плохих практически совпадает с разграничением на женщин и мужчин. По сути хороший герой в фильме только один — опекунша Сириля Саманта (самого Сириля я бы не стал относить ни к хорошим, ни к плохим — он более сложен). А поскольку о характере всех героев мы можем судить лишь по их отношению к Сирилю, выходит, что Дарденны говорят нам о полном отсутствии отцовских чувств у мужчин, отсутствии врожденного инстинкта заботы о своем чаде, и, наоборот, остром материнском инстинкте у женщин, причем настолько сильном, что женщина оберегает даже чужого ребенка как своего собственного. Несмотря на все хлопоты, холодное отношение Сириля, его агрессию (в порыве ненависти он протыкает ей руку ножом), Саманта не может отдать его обратно в детский центр.

    Об отце же Сириль может смело сказать строкой из моего стихотворения:

    Я для него, быть может, до сих пор никто -
    Продукт побочный полового акта,
    Нечаянно порвавшийся гондон,
    Испортивший прекраснейшее завтра.

    __

    Абстрагируясь от сюжета, придерусь к одному нюансу, который не давал мне покоя первые пятнадцать минут просмотра — потрясывающаяся камера, так называемый эффект «лайф вью». Мне казалось, что такое может позволить себе персона типа Германики, но чтобы так снимали обладатели уже целого пальмового дерева, я даже подумать не мог. Хотя довольно быстро привык и уже не обращал на это внимание.

    В общем, смотрите этот фильм, если не боитесь непрерывных кадров, в которых мальчик «будет долго гнать велосипед», в котором сосредоточена главная метафора фильма — свобода. Ведь как велосипед все норовят угнать, так и свободу у ребенка все пытаются отнять, неважно кто — воспитатели, родители или опекуны.

    6 из 10

    26 марта 2012 | 01:34

    Нервный парень лезет на стену (рвётся через забор) и отбивается от рук воспитателей (приюта), веря, что отец его не забыл, а лишь привязан к делам, откладывая момент встречи, которую сын умаялся ждать. Уличная погоня и прорыв к заветной двери, тишина в ответ на грохочущий стук — адресат выбыл без извещения, куда уехал: пусть не найдут. А этот всё ищет, чтобы снова быть вместе, в родном доме, а не скучать на школьном дворе.

    У Дарденнов нашёлся ещё один бледнолицый задохлик с взглядом отрешённого (Тома Доре), отданный под опеку серьёзной даме (Сесиль де Франс), от которой он, вырвавшись, красным шаром алой футболки, катит на велике, добиваясь отца, принимая его обман и утопая в разочаровании, ударяясь в истерику и отдаляясь в сторону, ошибаясь в людях и заблуждаясь в себе.

    По традиции братья сняли эмоциональное кино, состоящее из трудных встреч и тяжёлых расставаний, боязни одиночества и боли, снаружи и внутри. Вспоминая о шедевре Альбера Ламориса, они отпускают парня летать на велосипеде, разрезая колёсами серый асфальт, наделив его жёстким характером неуправляемого подростка из «Обнажённого детства» Мориса Пиала.

    Типичный случай предстаёт в форме пронзительной личной драмы, когда опешивший от отеческой измены ребёнок в испуге недоверчиво мечется меж добрыми людьми и злыми, переходя грань между плохим и хорошим, чтобы, споткнувшись, оказаться на пороге трагедии, срываясь от неё прочь на своём быстром велике, снова мча кому-то на встречу, другу или врагу — как знать.

    13 октября 2011 | 01:33

    Если вы знакомы с теми, кто собирается усыновить уже взрослого ребёнка, посоветуйте им посмотреть самый оптимистичный фильм братьев Дарденн «Парень с велосипедом».

    В совершенно незамысловатой истории почти 12-летний Сирил отчаянно стремится найти отца, отдавшего его в приют вроде как месяц и затем куда-то переехавшего. Камера повсюду сопровождает почти не расстающегося с велосипедом паренька, то с интересом наблюдая за его поисками в баре или на бензозаправке, то фиксируя самые тонкие мотивы и переживания мальчика в диалогах с другими героями.

    Характеры всего 4-5 основных персонажей блестяще раскрываются создателями картины исключительно в их связи с судьбой Сирила. Упрямство ребёнка, готового лезть в окно ради своей цели, продиктовано его невероятной верой в правильность мира, где если отец — то обязательно добрый и заботливый, а если друг — то помогать нужно совершенно бескорыстно. Эти качества словно пробным камнем проникают в душу других героев.

    Зритель замечает, что Саманта, будто спонтанно решающая брать Сирила к себе домой на выходные, самоотверженно борется за судьбу ребёнка. Привлечённая то ли отчаянием мальчика, то ли искренностью его чувств, она с осторожным упорством подходит к его воспитанию. Эта же искренность Сирила в итоге приводит в ярость его нового «друга», а отца мальчика заставляет чувствовать себя очень неуютно. Жереми Ренье, сыгравший непутёвого родителя, недалеко ушёл здесь от своего образа Бруно в картине «Дитя», который с выгодой для себя пытался избавиться от ненужного бремени.

    Удивительно, как только одними поступками своих героев — без специально нагнетаемой атмосферы или зрелищных моментов — братья Дарденн способны удержать зрителей у экрана до самых последних кадров. А дорожный шум и учащённое дыхание парня, крутящего педали, лучше любого музыкального фона рассказывают о стремлении к какой-то очень настоящей и важной цели.

    9 из 10

    30 сентября 2011 | 17:21

    Мне больше других фильмов понравился этот.

    Фильм братьев Дарденн из Бельгии. Они снимают свежее, добротное и очень гармоничное кино, не вызывающее негативных эмоций.

    У меня на полке есть диск с их фильмом — «Молчание Лорны».

    Этот же фильм — про рыжего мальчика из детдома. Он хороший мальчик, но страстный и активный. Он сбегает, чтобы найти своего отца, и в частности свой велосипед. При побеге его ловят, свидетелем этого является симпатичная рыжая женщина, парикмахер. Она находит и отца мальчика, выкупает проданный им велосипед, привозит мальчику. Он навязывается к ней, она начинает брать его на выходные, даже когда её молодой человек ставит её перед выбором — «он или я», выбирает мальчика. Он находит отца, но тот отказывается от мальчика — не зло, но как от обузы. Мальчик ввязывается в плохую компанию, она платит за него штраф. Мальчик чуть не гибнет, но хеппи-енд.

    Мальчик хороший, женщина хорошая, у Дарденнов люди симпатичные и вызывают желание, чтобы у них было всё хорошо — вопреки всему, это очень важно.

    10 из 10

    15 апреля 2012 | 00:40

    Конечно, братья Дарденн сегодня не нуждаются в специальном представлении. Сняв к своим требующим уважения летам всего-то фильмов десять («всего-то» — это, конечно, в сравнении), став многократными призерами Каннского кинофестиваля, они навсегда вписали свои имена в историю кинематографа. Но дело, конечно, не в призах, а в фильмах, которые эти призы заслужили.

    Свой первый игровой фильм «Двуличный (Falsch)» братья, занимающиеся до этого театральными постановками и документальным кино, сняли в 1987 году, но громко заявят о себе они только двенадцать лет спустя, когда их «Розетта» станет главным триумфом и скандалом Каннского кинофестиваля. После «Розетты» будут «Сын», «Дитя», участие в альманахе «У каждого свое кино», «Молчание Лорны» и, наконец, в 2011-м выйдет их последний на сегодня фильм «Мальчик с велосипедом».

    Что есть кино братьев Дарденн? Собственно, ничего принципиально нового или отличного от фильмов других режиссеров, работающих в рамках реализма и болеющих за судьбы людей. Скажем, Кена Лоуча. Разве что социальные вопросы Дарденны ставят не так прямо и остро. Братья в своих фильмах не выдумывают нового мира, а, как сами признаются, берут из мира картинки для своих фильмов. Кино Дарденнов — авторское, фестивальное, честное и человечное. Дарденны честны в своем интересе к человеку. Какие бы события не происходили в их фильмах (братья сами пишут сценарии и выступают продюсерами своих картин), они остаются лишь событиями, условными узелками, запутывающимися или распутывающимися по ходу фильма. Главный же интерес братьев Дарденн — человек. Характер, поведение, поступки, мысли, чувства, их метаморфозы и всё-всё-всё, что составляет эту бездну, человеком зовущуюся.

    «Мальчик с велосипедом» — кино братьев Дарденн. Это даже больше кино братьев Дарденн, чем их предыдущие фильмы, ибо интерес к человеку и веру в него режиссеры выразили здесь с еще большей силой. Методом проб и ошибок, через сомнения и разочарования, братья проводят своих героев к неким открытиям и пониманию жизни, себя, своих поступков и своих желаний. Снизив накал социальной проблематики, уйдя от метафоричности и символичности, кои можно наблюдать, например, в «Сыне», братья предложили нам свой взгляд на баланс добра и зла в мире. Под добром и злом, разумеется, нужно понимать не два словарных антонима, а все противоположные силы, характеристики и качества, присущие обществу, человеку и человечеству. Некоторые даже нарекли «Мальчика с велосипедом» сказкой, но, конечно, сказки здесь нет. Ибо в сказке как? Там черное — черное, а белое — белое. Там есть Кощей, и есть Иван-царевич. У Дарденнов их нет. У них сложнее, ибо и жизнь не сказка, и в ней противоположности вступают в сложное взаимодействие даже внутри одного человека, тем паче ребенка, уже много испытавшего за свою недолгую жизнь, но толком её все-таки еще не познавшего.

    «Мальчик с велосипедом» — это не сказка, это легкие Дарденны. А легкие Дарденны — это движение от Лоуча, скажем, к Майку Ли с его «Высокими надеждами» или недавним «Еще один год». Дарденны в новом фильме, может быть, немного идеализируют и идут против суровой правды жизни, но в этой умеренной идеализации — их вера в человека, которая и зрителю дает возможность поверить, что такой расклад предлагаемой ему истории возможен, более того, обязателен. «Мальчик с велосипедом» получился у братьев более светлым, добрым, доступным (ибо в нем нет налета «авторской фестивальности») и не менее честным фильмом, чем их предыдущие картины. А искренняя работа юного актера (Тома Доре — настоящая находка братьев Дарденн), его самоотдача, погружение в душу своего героя высоко поднимает эмоциональный градус картины, благодаря чему перед нами — настоящая драма, позволяющая зрителю чувствовать и сочувствовать.

    4 апреля 2012 | 00:39

    Очередной креатив бельгийских братишек относится к той категории фильмов, которые уже одним названием должны генерировать у зрителя положительно-флюидные эмоции и наполнять его жизнь праведными посылами вселенского добра. Пэй форвард, Маленькая и сопливая мисс Счастье, Хорошенькая ути-пути собачка, влюбленная, как некогда героиня Джулии Робертс, в Гира и так далее, нескончаемый ряд. Бросишь камень — и возмущенная общественность поставит крест на моральных устоях осмелившегося, приклеив ярлык «неизлечимого и вредного для социума циника».

    А между тем, король-то гол-голешенек, и без сладкоголосового гипноза на тему мировой положительности картина представляет собой совсем уж пустышку, насыщенную привлекательной кинематографичной кожурой. Почему привлекательной? Потому что Дарденны «камеру в руках держать» всегда умели, нужный ракурс с нужным освещением сводить всегда мастерами тоже слыли. То есть ни на секунду не возникнет ощущения, что имеешь дело с режиссерами средней руки или боже упаси — любителями. И юный актер стал удачей для режиссеров — естественный, пластичный, что редко бывает в случае с неуклюже-мальчишескими, грубоватыми типажами. Бери и лепи, что называется, насыщай кашу маслом, строй драматургию и рисуй психологические портреты!

    И если с точки зрения постановки достаточно трудно придраться к любой сцене, взятой по отдельности, то фресковая мозаичность паззла не сложилась. Не получилось убедительной линии развития образа Сирила, которого сценарий попросту не вооружил должной мотивацией на тот или иной поступок — нельзя ведь списать все на неадекватную реакцию в стрессовой ситуации, особенности его неуравновешенного характера или элементарную детскую ранимость. Метания мальчика между силами добра и зла выглядят весьма неправдоподобными и несвязными, хотя многие не раз сталкивались с подобными детскими соблазнами. Наивно полагать, что ребенок поверит той неуклюжей деревянной кукле, которая в образном смысле играет роль Великого Люцифера, если не больше.

    А верить истории по умолчанию, лишь потому, что такая вся добрая тематика, представляется затруднительным, если не присутствует некой магии кадра, или какой-то неуловимой субстанции, которая бы связывала воедино последовательные сцены. Здесь слишком много маловыразительных смысловых пауз или, если проще — остановок, когда ничего не происходит; например, когда достаточно долго Сирил спит и само собой ожидается, что сцена получит развитие, но нет, он просто спит и все, следующий эпизод, пожалуйста. Или когда мальчик подолгу, говоря понятным языком, «тупит». Не всегда между разными ракурсами одной сцены просматривается интонационное сцепление, столь необходимое для поддержания эмоционального градуса, который, при кажущейся пасторально-сельской атмосфере, предполагается очень высоким и напряженным. Ведь в душе мальчика столько всего происходит, ну или должно было бы происходить — а приходится только догадываться об этом.

    Кажется, Дарденны не добились того уровня убедительности, который временами делает нишевое фестивальное кино доступным пониманию более широких, отмеченных хотя бы минимальными интеллектуальными признаками масс, по одной простой причине — они проигнорировали универсальные заветы Кулешова в том, что касается монтажа. Частично и потому, что необходимые формообразующие элементы не были заложены в сценарии.

    Не хотелось придираться, но быть арт-хаусом, не мейнстримным кино, на мой взгляд, не значит просто рассматривать темы более глубокие, личностные. Это значит разрабатывать, раскрывать проблематику психологизма, комплексно — главной идеей, деталями, едва заметными штрихами рисовать графически отточенный мирок, где каждая мысль имеет свой вес, где нет места случайным, повседневным зарисовкам и лубочным сценкам. Это не натюрморт, выстроенный по лекалам пространственного позиционирования, это жизнь — и все должно дышать и пульсировать.

    26 апреля 2012 | 19:45

    Фильмы о детях, да нет — даже фотография ребенка — это всегда выбор угла съемки. Большинство фотографов фотографируют сверху, соответственно получается немного искаженное изображение с большим лицом, глазами и маленькими ногами. Другие пытаются поэтизировать ребенка — снимая его с «нижних» позиций. Тогда, на фотоснимке ребенок покажется значительно больше, чем есть на самом деле. Но сложнее всего подобрать такой ракурс, когда фотограф оказывается на одной линии с ребенком.

    Переводя размышления на обсуждение смысла фильма не могу удержаться от сравнения: братья Дарденны в своем незатейливом рассказе поставили ребенка вровень со взрослыми. Нам не поэтизировали детские мечты и не заставляли вытаскивать носовые платки, навязывая сентиментальные нотки. Нас не жалостили картинами приюта и рисками европейской улицы для ребенка. Нам просто рассказали историю, в которой мальчик был «одного роста» со взрослыми. В этом и заключено основное преимущество фильма.

    Братья Дарденны воспроизвели скромную, размеренную жизнь небольшого европейского городка. В центре внимания маленький мальчик, который вынужден немного пожить в приюте, чтобы отец разобрался с делами. Впрочем, добрая парикмахерша помогает ему по программе «семейного патроната». Выходные он проводит с ней.

    Встречи с отцом радости не прибавляют. Но это все уже детали. В сущности, на полтора часа хронометража перед зрителем проносятся три эмоционально яркие, ошеломляющие сцены: встреча с отцом; беседа в машине с любовником героини Сессиль де Франс и яркий финал. Каждая из них — взрыв, убийство, харакири бамбуковым мечом. Но происходят они просто и обыденно, в повседневной суете.

    Сессиль де Франс и Тома Доре участвовали в каждой из этих сцен показав настоящий образец актерской игры. Касательно Тома Доре — очень хотелось бы, чтобы эта работа стала его пропуском в мир кино — одаренности ему не занимать. А вот у Сессиль задача была посложнее. Режиссеры намеренно выводили ее на второй план. Даже крупных планов было самое минимальное количество. Но эта актриса, сыгравшая совсем недавно у Клинта Иствуда в «Потустороннем», просто не оставила сомнений в своих способностях — уверенная работа мастера.

    Отмечу, что найдя возможность взглянуть на ребенка находясь на одном с ним уровне, Дарденны рассказали многое о современной Европе. Мы видим, что повторение революционных «400 ударов» просто невозможно — флажки социальных регуляторов расставлены весьма умело. Но, при этом идеальной защиты ребенка от общества пока нет. Культивирующаяся толерантность, не зря у главного героя друга зовут Мурад, иногда дает серьезнейшие сбои. Дардены просто и очень ловко их подмечают.

    А еще, братья гениально умеют нагнетать атмосферу. Страшен ведь совсем не трэш. Вот, к примеру на «Хостеле-2» или «Крике-2» Вам было страшно? А там ведь руки, ноги, головы отрезали. Гораздо страшнее показать паузу, когда двое стоят перед недвижимым телом и думают. Мы понимаем эти мысли и совсем не важно, что они озвучивают вслух. Важны их взгляды, паузы, поступки — они говорят совсем о другом. И это самое главное — дальше уже не нужны все эти пилы и ножовки.

    Так что, мое первое знакомство с братьями Дарденнами окончилось восхищением простотой и лаконичностью их работы.

    8 из 10

    3 сентября 2013 | 04:31

    2012.03.27

    Мальчик с велосипедом (2011) Дарденны

    Педагогическая поэма (типологическое эссе)

    Идеальный психологический фильм, безупречное наглядное пособие по типологии.

    Главный герой — 12-летний Сирил — Хранитель (ISFJ) со всеми плюсами и минусами этого психотипа. Во-первых, он интровертирован (I) — он всё делает молча, насуплено и настороженно, недоверчив к окружающим. Во-вторых, он предельно конкретен (S) — он хорошо запомнил ту царапину, которая отличает его велосипед; для него характерен конкретный и деловой разговор с отцом и первое, что его интересует в процессе велогонки с Самантой — на какой скорости находится велоцепь и что показывает спидометр. Его эмоциональность (F) пронизывает всё его поведение — с первого эмоционального взрыва в начале фильма до лукавой фразы с покупателем велосипеда: «он (отец) сказал (куда уезжает), но я забыл». Последняя характеристика — решительность (J) сквозит во всём: в резких движениях, в настойчивости при достижении своих целей (пусть даже отрицательных).

    О его психотипе говорит и его базовая мотивация — благосостояние (деньги) — он ярый собственник, готовый отстаивать свои интересы в драках и спорах. Это касается всего — от велосипеда («мой велосипед») до Саманты (своеобразная ревность собственника по отношению к Жилю, её приятелю); именно попытки кражи велосипеда и последующие драки привели его в дурную компанию, в которой он получает прозвище «Питбуль» за свою ярость и отчаянность, с которой он вцепляется зубами в более старшего и сильного противника.

    Интертипные отношения окончательно довершают психологические портреты героев. Его отец является Советчиком (ENFP) с базовой мотивацией публичной уникальности («у него золотой шлем») и позицией «ревизора» (= «начальник — кнут») по отношению к сыну. Именно это объясняет нюансы их отношений: уверенность Сирила в отце («он бы его (велосипед) нbикогда не продал»); командный тон отца по отношению к сыну; готовность отца отказаться от сына, мешающего ему начать новую жизнь («я не хочу его видеть»). Именно предательство отца (самый страшный грех в глазах Хранителя) вызывает у Сирила шоковую реакцию, а его повторный отказ от сына, принесшего ему ворованные деньги, способствует процессу преодоления возрастного кризиса («кризис 5-7 классов»), процессу взросления (инициации). Подобное же отношение к Сирилу характерно для приятеля Саманты — Жиля (тоже Советчика, ENFP), который ставит вопрос ребром «Или он, или я», что приводит их к разрыву — ведь прочность интертипных отношений «заказа» (= «начальник-пряник»), которая связывает Сирила (Хранитель) и Саманту (Лирик,), значительно сильнее отношений «подавления», которые связывают её с Жилем.

    Наиболее важны именно отношения между Сирилом и Самантой, в которых он не только проявляет свой психологический приоритет (свою «борзоту»), но и берёт на себя ответственность за неё («чего бояться — ведь ты со мной»). Именно эта позиция старшего позволяет ему преодолеть то испытание, которому он подвергается, связавшись с «дурной компанией» Веса (Мастер, ISTP). Будучи профессиональным вербовщиком по своей натуре, Вес демонстрирует своё «идеальное ухаживание» (столь характерное для Мастеров по отношению к Хранителям), которое делает связывающие их отношения «заказа» (= «любимый начальник-пряник») совершенно безотказными. Но обстоятельства нападения на владельца игрового салона заставляют его отказаться, предать Сирила. А Хранители предательства не прощают.

    И именно в этой ситуации то, что в обычном воспитании является минусом (несоответствие положения «родители — дети») становится плюсом, т. е. созданием максимально благоприятных условий для самостоятельного психологического роста героя. Особенно важны здесь решительность и стойкость Саманты, что характерно для Лириков в чрезвычайных обстоятельствах; само прощение и непрощение пострадавших в нападении, этот своеобразный поворот сюжета, когда Сирил сам оказывается в положении жертвы, и, искупая свою вину, он возвращается к Саманте уже совершенно другим, повзрослевшим человеком.

    Огромную роль в изобразительном и звуковом решении фильма играет «живая камера» и классическая музыкальная тема, сопровождающая наиболее драматические повороты сюжета, окончательно разворачиваясь в финале фильма.

    9 из 10

    PS. профессионально интересна процедура медиации и заключения мирового соглашения.

    PPS. полные характеристики психотипов и интертипных отношений доступны в Интернете.

    25 апреля 2012 | 18:37

    «Мальчик с велосипедом» — остросоциальная лента, закамуфлированная под сентиментальную мелодраму. Мастерство камуфляжа, по-видимому, и оценили в Каннах Большим призом жюри.

    Главный герой, как и почти во всех игровых лентах братьев Дарденнов — социально исключенный. В предыдущем фильме бельгийских братьев это была мигрантка Лорна, мечтающая любыми путями пробиться в западноевропейское общество «всеобщего благоденствия». Здесь — 12-ти летний де факто беспризорник Сириль, с уже проглядывающими признаками асоциального поведения, с незавидным будущем уличного преступника, от которого если и может, что уберечь — так самоотверженность и отзывчивость главной героини.

    Дарденны рассказали историю без серых спальных районов, личных трагедий людей на дне, депрессивной безысходности. Наоборот, у них получилось светлое кино. Про отношения детей и родителей, про одиночество и бескорыстие, об ответственности и о прощении.

    Свойственная режиссерам незатейливость съемки создает ощущение абсолютного присутствия. Ощущение «как будто из моей собственной жизни» у автора отзыва вызвало три сцены: когда мальчуган на улице якобы ворует велосипед Сириль, когда Сириль что есть мочи несется на велосипеде в другой город к отцу и сцена на природе в самом конце.

    За столь чувственными событиями так даже сразу и не поймешь, где же тут привычный для бельгийских режиссеров укол западноевропейских обывателей? В «Молчание Лорны» финальная сцена-перевертыш атаковала представление о добропорядочности западноевропейского общества, ставя вопрос кто более «нормален»: Лорна с ее сумасшествием или вся остальная пачка героев взаправду готовые убить человека ради [не очень большой, чего уж там] материальной выгоды.

    В «Мальчике с велосипедом» конфликт вплетен во внутреннюю линию повествования. Прагматичность, эгоцентричность, по началу нужные лишь для оттенения бескорыстности главной героини, в конце персонализуется в добропорядочных папашу с сыночком. Люди, в общем-то, не злые (уж точно не мстительные), они, в отличии от главной героини, живут не сердцем, а исполнительно следуют формальным правилам, главенству которых, кстати, так любят завидовать наши прозападно настроенные либералы. Но достаточно замаячить лишь только перспективе карающих санкций, как парочка удивительно легко выпятит наружу низменные стороны своей души. «Они еще не выяснили, что случилось, а он уже заставляет своего сына врать», — сетует Люк Дарденн в одном из интервью.

    Пожалуй, в жестких российских реалиях напоминание о том, что ребенок сам по себе беспризорником стать не может, что за этим обязательно есть вина конкретного взрослого, а потому ребенка нужно бескорыстно любить малоотличимо от бесхитростной моральной проповеди. Да и само кино, как это часто у Дарденнов, предназначено исключительно для добропорядочного обывателя благоденствующего первого мира.

    Однако, на доводы, почему фильм малоактуален в российском контексте, можно привести два контрдовода. При общей отстраненности российских режиссеров и их «нейтральности», малоотличимой от безразличия к сегодняшней жизни в собственной стране, уже сам по себе интересен пример ангажированность режиссеров, которая проявилось не в интеллектуальной глубине анализа или силе провокации обывателя, а в установке на пропаганду вполне определенного отношения к беспризорникам. Да и художественное решение режиссеров, по-видимому в Каннах и отмеченное, заслуживает внимание.

    6 из 10

    29 апреля 2012 | 12:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>