Вот представьте ситуацию: семейство разрушено винтовочной пулей. Полиция, не разобравшись, посчитала, что убийца отца - мать. Теперь она в тюрьме, тогда как старшему сыну приходится взять опеку над тремя сёстрами. Звучит опустошающе, верно? Весь фильм 'Тёмные дороги' именно такой.
Возможно, картина оставляет после себя чувство опустошения не столько от сценария, сколько от качественно и точно проработанных персонажей. В каждого из них веришь, о каждом помнишь. Вся эта зарисовка разбитой вдребезги семьи написана самыми грязными красками. Даже сцены страстной любви не выражают ничего, кроме похоти.
Главный герой, Хёрли (Алекс Петтифер) - человек, потерявший всё. Самое главное - счастье. Оно где-то маячило на горизонте, между избиениями от отца и разладами с родственницами. Теперь же, после трагедии, сути которой нам не поведают до самого конца, парень лишён каких-либо надежд. Он трудится на двух работах, иногда видится с матерью в тюрьме. Каждый визит заканчивается истерикой и болью.
Фильм ясно даёт понять, что у него есть крепкая литературная основа: здесь только живые люди, сошедшие со страниц современного реалистического романа. Цветовая палитра играет на необходимую гнетущую атмосферу, а интрига чудесным образом сохраняется от вопроса why did you kill her до самых последних минут.
'Тёмные дороги' - это мрачное и тяжёлое кино, сколь бы ни были тривиальны такие эпитеты. Оно старается не заходить на территорию неонуарного детектива, а, скорее, рисует портреты разбитых людей в отдельной разрушенной семье.
На данный момент, это единственная работа, поставленная Алексом Петтифером, достаточно успешным британским актёром. Буду надеяться, что он снимет что-то ещё.
Это история о семье, в который каждый необратимо сломлен
В этой истории мы будем наблюдать за семьей из четырех человек, из четырех детей, один из которых воспитывает трех остальных. Их мать застрелила отца, и он - тот человек, который сломал каждого в этой истории, и он же тот, кого мы никогда не увидим. Зато увидим последствия его действий, которые отразились на детях.
На мальчике Харли, уже скорее мужчине, который вынужден заботится о трех сестрах, тихо ненавидя их за его сломленное будущее, но старающегося изо всех сил обеспечить достойное им. На старшей сестре Эмбер, которая так привыкла к физическому и, возможно, сексуальному насилию со стороны отца, что хотела быть любима братом только если этим способом, переплетая в голове понятия любви и насилия. На средней сестре Мисти, которая потеряла свою человечность после действий отца, стала проявлять насилие к животным, и испытывавшую настолько сильную ненависть к безразличной матери, что по поводу ее пребывания в заключении чувствует только радость. И на еще совсем малышке, младшей сестре Джоди, которая, возможно, выберется из этого кошмара с наименьшими травмами психики.
Но это лишь краткий обзор персонажей. Сам фильм, двигаясь в очень медленном темпе, будет секунду за секундой раскрывать нам характер героев, а точнее тот его кусочек, который извратил уже умерший отец.
Смотреть тяжело, концовка душераздирающая и от несправедливости и ощущения замкнутого круга хочется кричать. О игре актеров говорить не буду, для меня они справились отлично, потому что я почувствовала их эмоции. Особенно хорош Алекс Петтифер в роли старшего брата, и его внешняя безымоциональность, за которой кроется обвиняющий вопрос к самому себе 'Почему ты их не защитил?'
Фильм о взрослении детей, переживших травму. О взрослении детей, травма которых сформировала их будущее.
Конечно, не самый худший режиссерский дебют, особенно для такого молодого режиссера как Алекс Петтифер, которому ко всему прочему еще и предстоит тянуть на себе одну из главных актерских ролей, но и не знаковое событие в мире независимого кино, на которое в обязательном порядке нужно обращать внимание.
История в общем-то не впервые уже рассказана, главные действующие лица – брат и его сестры, которые живут на свои собственные хлеба после кончины отца, а мать тем временем отбывает заключение в тюрьме. Ясное дело, за растущими сестрами не углядеть, особенно когда вкалываешь на двух работах, да и интрижкам от замужней знакомой не устоять.
Авторы также поднимают неоднократно тематику физического и психологического насилия, что в форме подачи «Обратные дороги» не отличается какой-нибудь новизной. Более того, фоновая тема главного персонажа в некой степени вызывает безразличие, а беспризорность и истерика младших сестер как-то мало дополняет проблематику, поднятую в ленте.
Единственное, что более-менее как-то запомнилось от просмотра – это саунтрэк Джона Хантера, в остальном – Петтифер как режиссер и актер справился с задачей довольно посредственно, имея в наличии достаточно инструментов дабы развить серьезную драму, он игнорирует зрительскую апатию сыроватым и не цепляющим сценарием.
Папаша, мордующий детей - уже мертвый. Мамаша, долгие годы наблюдавшая, как мордуют ее детей - мотает пожизненный срок за убийство папаши. Три разновозрастные девочки так или иначе, но как-то приспособившиеся существовать в атмосфере насилия. Один мальчик, который сломался, потому что не смог адаптироваться в предлагаемых обстоятельствах. Ну, и нового-то ничего не сказано. Оно как бы и по жизни так получается. Там, где мужчина сломается, потому что вот он такой сильный, крепкий, несгибаемый и сделанный весь из железа, но насилие капля за каплей все сточит в труху; там женщина в силу врожденной гибкости натуры выживет и приспособится. Так распорядилась природа, и что-то кардинально изменить невозможно, как не брыкайся и не рассуждай о чем бы то ни было. В 'Обратных дорогах' лично мне был интересен момент: во что же переродились две средних девочки. Младшая была слишком маленькой, поэтому ей и окружающим повезло. А вот из ее сестер состряпались те еще монстрятины. Причем, каждая на свой лад. И обе не остановятся ни перед чем, спокойненько позволяя другим расплачиваться за их выкрутасы.
Причем, в случае с мамашей произошла, пожалуй, некая справедливость, которую она сама и приветствовала дальнейшей отсидкой. Ну, потому что не может не быть вины, когда женщина годами кушает зрелище насилия над своими детьми, а ее при этом не трогают даже кончиком ногтя. Все, видимо, было отлично. Было. До того момента, как один из детей не заполучил в анамнез стокгольмский синдром и так заобожал папашу, что мамаша, наверное, почувствовала себя подвинутой, поэтому начала как-то действовать. Тут-то и произошла семейная трагедия... Это именно что стокгольмский синдром. Каждый ребенок реагирует на жестокое обращение по-своему. Некоторые замыкаются. Некоторые проявляют открытую враждебность. Некоторые унижают себя. Но кое-кто принимает жестокость. Купается в ней. Ребенок получает от родителя жестокость вместо любви, и она делается ему необходима.
Вообще, парню можно только посочувствовать. С малолетства жил в страхе и насилии, потом на его голову свалили остатки семьи. Денег нет. Полная безнадега. Две средних сестры - ленивые и бессовестные козы, ой, то есть законченные монстры (но не будем забывать, что при всем этом они тоже жертвы насилия). И он тянет эту кодлу на себе без какой-либо надежды на какой-либо просвет. Нет, там куда он попал в финале, наверное, лучше. Хотя бы на какое-то время.
Однозначно показательный пример, что всякий мало-мальски социальный мазут, оставляет невыводимый след на белых простынях душ. Что случается сплошь и рядом, к сожалению.
Актёры сыграли хорошо - все вжились в свои роли по полной. Но было ожидание срыва и какой то супер эмоциональной развязки, взрыва эмоций и в итоге полного опустошения...но нет, в конце только предостережения о том, что в семейных отношениях всё происходящее не исчезает безвозвратно, а оставляет свой след в каждом члене семьи...
Карьера Алекса Петтифера как актера была, мягко говоря, неравномерной, зато понятной. Молодой человек боролся со своим эмоциональным диапазоном и пытался укрепиться в роли юного героя-чемпиона: «Громобой», «Оторва», «Я – Четвертый», «Страшно красив». В последние годы карьера Петтифера стала расширяться в более перспективные и серьезные роли, а «Обратные дороги», его кинематографический дебют в качестве режиссера, вообще спрыгивает с быстро несущегося коммерческого поезда в сторону инди-драмы. Без сомнения, для этого человека такой фильм как «Обратные дороги», повествующий о природе любви, боли, насилии над детьми и прочих не очень жизнеутверждающих вещах, может восприниматься лишь как страстный проект, особенно в окружении «попкорна». Увы, материал, как мне кажется, оказался дебютанту не по зубам: экранизация романа 1999 года выглядит немного претенциозной, исключительно депрессивной и, похоже, что и без особого катарсиса.
Сам Петтифер играет Харли – молодого человека, который ухаживает за тремя младшими сестрами где-то в американской глубинке. Мать семейства сидит в тюрьме за убийство отца – жестокого человека, регулярно избивавшего домочадцев, так что по нему никто не скучает. Удаление старшего мужчины из семьи не решает проблемы: Харли тяготит вся его многочисленная женская родня, работает парень на бесперспективной должности в продуктовом магазине, да и крутит шашни с Кэлли (Дженнифер Моррисон) – женщиной лет на 10 его старше и матерью-одиночкой ещё двоих детей. С каждой новой сценой их отношений, а также с развитием того, как Харли пытается решить семейные проблемы, накапливается всё больше зловещих откровений из прошлого, что в какой-то момент перестает восприниматься частью драмы. Сценарий скатывается в серию ярлыков, прикрепляемых к персонажам.
В своем первом фильме Петтифер ловко работает над созданием атмосферы запустения. Речь идёт не об общем воплощении маленького городка с убитой экономикой, а скорее о темных семейных тайнах, взаимоотношениях друг с другом членов семьи и т.п. Удивительно, что с актерами режиссер оказался не таким уверенным: воплощения здесь яркие, но словно вне контекста. Такое чувство, что герои живут в каких-то отличных друг от друга мирах. Мама семейства, скорбящая о своем поступке, что весьма двусмысленно звучит по мере развития сюжета, великолепная… но не очень уместная как личность в контексте истории. Старшая сестра? У неё свои проблемы и они мало влияют на протагониста, хотя он вроде как злится, реагирует и пытается гнуть свою линию. Городская специфика поглощает всех героев одного за другим, однако сценарий «Обратных дорог» не определяет персонажей за пределами их конфликтов или психологических проблем. В качестве примера-противопоставления можно вспомнить «Зимнюю кость» Дебры Граник, где героиня Дженнифер Лоуренс была одержима спасением семьи, что привело к определенным результатам. Даже в 2018-м, параллельно с «Обратными дорогами», вышло на экраны другое произведение об уязвимой семье, сталкивающейся с внутренними демонами на фоне социальной напряженности – «Острые предметы». Сценарий творения Петтифера выделяется на фоне этих кинолент, хотя они все одного поля ягоды; «Обратные дороги» же, увы, тонет в глубокой депрессии, почти усыпляя зрителя. Накал страстей минимален, а развитие событий больше процедурное.
Не очень гибкий и не самый откровенный фильм «Обратные дороги» не сильно-то и раскрывает семейное насилие, особенно такое мерзкое, как насилие над детьми. Это невероятно серьезная тема, особенно если режиссер собрался показать всё изнутри, что поднимает планку высоко. Честно говоря, в «Обратных дорогах» подобное воспринимается больше сюжетным ухищрением и эффект от этих рутинных откровений нивелирован голливудщиной. Проект в итоге дерзкий и содержит в себе какой-то нигилистический вектор, но кинокартина отнюдь не убедительна и тем более не эмоциональна.