Мишень

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Зельдович
сценарийВладимир Сорокин, Александр Зельдович
продюсерДмитрий Лесневский
операторАлександр Ильховский
композиторЛеонид Десятников
монтажНил Фаррелл, Андрей Назаров
жанр фантастика, драма, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  8.6 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время158 мин. / 02:38
Россия, 2020 год. В стране торжествуют стабильность и процветание, найден уникальный вариант общественного устройства, гарантирующий справедливое распределение общественных благ.

Герои фильма принадлежат к элите страны. Они обеспечены, влиятельны и, казалось бы, счастливы. Но их молодость уходит, а любовь со временем потеряла былой накал. Они не могут с этим смириться и отправляются в горы Алтая, где, по слухам, есть заброшенный с советских времен астрофизический комплекс — накопитель космических частиц. Местные жители называют его проще — мишень. Тот, кто проводит в центре мишени какое-то время, вновь обретает молодость и остроту чувств.

В Москву герои возвращаются совсем другими, абсолютно счастливыми, людьми. Но вместе с чувством бесконечной свободы и силы, до предела обостряются черты характеров и скрытые страсти героев. Каждый из них оказывается один на один со своим взбунтовавшимся «я»…
Рейтинг фильма
IMDb: 5.90 (526)
ожидание: 90% (515)
Рейтинг кинокритиков
в России
67%
4 + 2 = 6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:33

    файл добавилAIdgar*Sviridov

    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Every day I play a sad game called
    In the future when all’s well
    Living longer than I had intended
    Something must have gone right
    (Morrissey)


    Россия-2020 выглядит крайне развито и хайтеково — природные ресурсы расходуются разумно, и все вроде как распределяется справедливо — каждому по способностям, дескать. А чтобы у нас было еще меньше поводов заподозрить героев в бедах из-за неустроенности, они едят исключительно экологичную пищу, живут в чуть ли не идеальных домах и вообще относятся к высшим слоям общества страны. Грамотный ход, так делал, помнится, еще старик Антониони.

    Однако же материальное изобилие, как это обычно и бывает, решает не все проблемы. Жена министра недр и природных ресурсов целыми днями занята сохранением всеми средствами внешней молодости, которую купить пока что нельзя, увядание тяготит обоих и наводит хандру. Отличные вообще образы получились, спасибо актерам (исполнительница роли жены министра, как я понял, вообще выучила русский ради этой роли — ну не умница ли? Да там вообще она всякого натерпелась дальше, а чего стоит министр в очках, показывающих соотношение добра и зла в людях и предметах?). А вот роль модного ведущего, боящегося тоже старости, исполнил Данила Козловский, известный лично мне по роли в фильме «Мы из будущего» (символично, кстати), так вот с тех пор лучше он либо не стал, либо задуман его персонаж был как такой отвратительный. Зато Виталий Кищенко снова порадовал, в прошлый раз он разбирался с авиакатастрофой в «Отрыве» Миндадзе, а теперь он мобильный таможенник, да притом не рядовой. Вроде как он успел уже насниматься в не самом, мягко говоря, хорошем кино, но виденные мной роли его фильмографию украшают.

    И вот жаждущие молодости товарищи отправляются на Алтай, где, стало быть, заброшенный советский астрофизический комплекс, где, по слухам, можно обрести молодость и — возможно — избавиться от печальной необходимости умирать. В небольшом поселке, оторванном от новой жизни, после краткого диалога с официанткой выясняется, что ей (на вид двадцатилетней) — 52 года. Здесь же к описанной выше компании присоединяется и последний, шестой персонаж, за которым в следующие 2 часа своей быстротечной и конечной жизни мы будем следить — это ведущая радиоуроков китайского, в чей голос давно влюблен дебильноватый ведущий.

    Как и обещано, герои молодость, а заодно внутреннюю свободу и в придачу вечную жизнь, конечно, получают — а уж дальше кто дальше с навалившимся счастьем справится. Сразу скажу, что не каждому дано.

    Я хотел бы сказать, что фильм «Мишень» — один из важнейших в новом российском кино, за которым я слабовато слежу, впрочем, но есть в нем след какой-то невыдержанности, четкий и строгий в начале, он затем размывается, растворяя в своей атмосфере, но почему-то следить за развитием персонажей становится не сильно интересно, как не возникает и сопереживания. Фильм по неплохому сценарию Сорокина (на этот раз без хардкора почти обошлось — немного необычно) не держит марку до конца. Некоторые сцены, впрочем, особенно удались — как, например, поход трех бессмертных подруг в колоссальных размеров торговый центр, который, если кто хочет — метафора.

    Аллюзией на предыдущий фильм по Сорокину — «4» Хржановского видится поток автомобилей, точнее фур, давящий и появляющийся несколько раз в течение фильма — в прошлый раз в таком качестве выступали снегоуборочные машины. А некоторые эпизоды напротив вызывают недоумение, чего стоит только нарушающая тщательно создаваемую стерильную атмосферу безупречного для героев будущего откровенно слабая компьютерная графика, которой и требовалось то три грамма.

    Впрочем, несмотря на все нарекания, я считаю эту сказку о взаимоотношениях с вечной жизнью хорошим русским фильмом, посмотреть который совсем не помешает.

    26 декабря 2011 | 19:37

    Режиссер А. Зельдович и сценарист В. Сорокин отправляют нас в свой масштабный проект, где они воплотили свою свободную футуристическую фантазию. Мы попадаем в ближайшее будущее- в 2020 год. Столица России преобразилась до неузнаваемости — настоящая «Москва -сити»- чистая и застроенная небоскребами. Предположение, что Китай скоро заполонит весь мир, в данной картине, выглядит весьма реалистично: язык, культура, духовное наследие, эмигранты из Китая — все это вошло в повседневный обиход жизни российского общества. На фоне стабильности и процветания, все также царит коррупция, социальное расслоение, контроль и внушение ценностей через масс-медия.

    Виктор, министр природных ресурсов, его красавица-жена Зоя, ее брат Митя, звездный телеведущий, и увлекающийся скачками таможенник Николай — главные герои, которые относятся к элите общества и не нуждаются в материальных благах. У них есть все: деньги, известность, власть. Но мысль о том, что с каждым днем они теряют свою молодость и жизненную энергию, делает их несчастными. Движимые этими соображениями, они отправляются на Алтай, где по слухам находится астрофизический комплекс по изучению радиации. Его особенность состоит в том, что он излучает необъяснимый концентрат энергии, соприкоснувшись с которым, человек перестает стареть. Местные жители прозвали это место «мишенью», и уже давно сделали из нее прибыльный бизнес. После возвращения из «санатория» жизнь героев становится совсем другой. По началу, неописуемое счастья и жизненная энергия кипит в каждом из них. Ощущения, что весь мир открыт для тебя и ты можешь достичь любые вершины, воплотить в жизнь любые желания, играет в них, напоминая юношеского максимализм. Но вся эта сила набирает обороты, и уже не поддается контролю, пробуждая внутри каждого скрытые страсти. Все идет под откос: рушится бизнес, работа, семья, любовный роман. В очках-индикаторах, определяющие содержание добра (красная шкала) и зла (синяя шкала) во всем, синяя шкала зашкаливает. Экзистенциальный кризис поглощает всех и заводит в тупик, единственный выход, которые находят герои — это побег в другую жизнь, либо из жизни вовсе.

    Странная своеобразная атмосфера пропитывает весь фильм: тонкое восточное музыкальное сопровождение и грубые дикие постельные сцены, зерна подорожника на завтрак и кровь вместо аперитива, безумно красивые пейзажи и охота на гастарбайтеров. Мы погружаемся в футуристический мир все глубже и глубже, не без помощи удивительной операторской работы.

    26 декабря 2014 | 13:04

    Вторая картина по совместному сценарию режиссёра Александра Зельдовича и писателя Владимира Сорокина. Первой была лента «Москва» (2000) о судьбе нескольких богемных обитателей столицы в недалёком прошлом — в 90-е годы, проводивших время, если не в криминальных разборках, то за ресторанными пустословиями или просто трахаясь где придётся. «Москва» не пришлась по душе многим кинокритикам, среди которых и Сергей Кудрявцев, давший отрицательный отзыв о ней в своём сборнике «3500». Не стала она призёром отечественных кинофестивалей ни в одной из четырёх номинаций (выдвигалась на «Нику» за звук, музыку, работу художника-постановщика и на главный приз «Кинотавра»). Лишь в 2002 году был удостоен малоизвестной немецкой премии композитор Леонид Десятников.

    Сюжет «Мишени» можно представить зеркально противоположным сюжету «Москвы». Недалёкое будущее — 2020 год, главные герои — состоятельные москвичи, а столица уже превратилась в процветающий мегаполис, управляющий государством со стабильным экономическим и политическим строем. Однако, переживая семейный кризис, министр недр и природных ресурсов РФ Виктор Челищев и его супруга Зоя решают посетить загадочное местечко под названием Мишень, расположенное где-то в горах Алтая. Считается, что побывав там, люди перестают стареть и даже обретают «второе дыхание жизни». С ними за компанию отправляются к этому некогда заброшенному объекту научных исследований брат Зои Митя (известный телеведущий) и его знакомый Николай (подполковник таможенной службы). В небольшом посёлке около места назначения они знакомятся с Аней (ведущей программы «Китайский для чайников» на радио), приехавшей с той же целью, и местной жительницей Таей, которая выглядит намного моложе своих 52-х лет. По возвращении в Москву, жизни и взаимоотношения героев меняются кардинально.

    После почти четырёх лет съёмок, фильм был представлен в первой половине 2011 года (ещё до официальной премьеры) на двух зарубежных кинофестивалях и на МКФ в Москве. Мнения зрителей и критиков о «Мишени» разделились: от сравнения стилистической направленности Александра Зельдовича с «философским футуризмом» Андрея Тарковского до откровенных обвинений в занудности и безвкусице. Но стоит отметить редкость появления вообще в отечественном кинематографе жанра научной фантастики и фильмов, в которых создатели не опасаются использовать новаторские киноприёмы. Поэтому многие бы отдали предпочтение этой картине, нежели нашумевшим фильмам с экзистенциалистским характером последних лет, ставшим лауреатами престижных премий, таким как «Эйфория» (2006), «Русалка» (2007), «Дикое поле» (2008), «Как я провёл этим летом» и «Овсянки» (оба — 2010).

    9 из 10

    22 декабря 2011 | 18:18

    Художественный фильм «Мишень» повествует нам о добре и зле, поэтому то его и назвали фантастическим.

    На самом деле такая характеристика досталась фильму, так как действие происходит в недалеком будущем и случается в фильме невероятное. Но самой мне кажется, что главная фишка его фантастичности, это серьезное рассматривание вопроса о добре и зле. Я люблю фантастику и люблю тему добра и зла, поэтому фильм мне понравился, хотя и не сказать, что я прямо-таки в лютом восторге.

    Описания фильма начинается так: «Россия, 2020 год. В стране торжествуют стабильность и процветание», это значит, что экономическое развитие продолжается, войн и существенных катаклизмов нет, Россия живет и развивается, будущее благополучно. Показано — отлично! Мне понравилось чрезвычайно. И я не о технической стороне фильма говорю; хотя стоит заметить, что сам факт высокого качества фильма (он почти как голливудский), как бы сам по себе олицетворяет высокий уровень жизни российского общества; я о самом факте развития событий будущего показанного режиссером. Интересно выглядит Москва, очень точно подмечено внедрение китайской культуры во все сферы российской жизни, любопытно показано телевидение будущего, заявлен значительный технологический прогресс и даже подвижки в нахождение ответа на извечный вопрос идеологии — в чем национальная идея страны? В общем, получилось довольно близко к моему восприятию будущего, причем как к восприятию реалистичному, так и идеалистичному.

    Главные герои фильма составляют элиту общества, — так было написано в описании. Героев шесть: руководитель министерства (или комитета?) природных ресурсов и недр Российской Федерации, его жена, знаменитый телеведущий, радиоведущая, работник таможенной службы и по совместительству жокей, жительница поселка Бомбей. Так в фильме называется маленький поселок в Алтайских горах куда герои поехали за бессмертием. После этой совместной поездки судьбы героев переплелись, а сами они ощутили на себе не только простую истину, что за всё нужно платить, но и очень скоро осознали тот факт, что бессмертие — это не дар, а тяжелая ноша. Казалось бы, тема банальная, изъезженная, наверняка, фильмов про этом вагон и маленькая тележка, но в «Мишене» это всё показано, с моей точки зрения, очень любопытно. И хотя может дело в том, что я в принципе не особо увлекаюсь футуристичными фильмами и поэтому не вижу явного плагиата, или меня так заинтересовал сам факт создание такого фильма про Россию, в России, но фильм произвел на меня впечатление.

    После возвращение с сеанса «космической терапии бессмертия», герои ощутили, что изменились, нет, они не помолодели, они не стали вдруг готовыми к бесконечной жизни, они лишь явно почувствовали, что что-то происходит внутри. И режиссер взял на себя смелость передать внутренние переживания героев, можно сказать он на этом весь фильм свой и построил, и у него неплохо получилось. Ход смелый, методы довольно самобытные, но не раздражающие и не кажущиеся слишком смешными, банальными, скучными, и результат вполне тактичный. То есть автор мнения своего не навязывает, делает фильм темой для размышления, шокировать не пытается, но при том и не занудничает, не ханжит. Кроме разве что вопросов о добре и зле, прогрессивные умы человечества считают, что добра и зла не существует, а попытки разобраться, что есть что, и есть в определенной степени ханжество. Впрочем, если отбросить знаки равенства между добро-хорошо, зло-плохо, тогда речи о ханжестве уже не будет. Но в фильме такой шаг не делается, герои считает, что зло априори плохо, а добро — хорошо, и это, надо сказать, довольно естественный ход мыслей для обычного человека. Просто, с моей точки зрения, это самый скользкий вопрос фильма, слишком много спорных моментов было в этой части повествования, и всё это не имело бы особого значения, если бы не было одним из основных посылов. В тоже время разбираться с этим — тема не менее скользкая, поэтому оставлю-ка я этот вопрос на самостоятельное обдумывание будущим зрителям фильма.

    6 из 10

    1 декабря 2012 | 23:42

    Хуже современного российского фильма для меня может быть только нудный российский фильм с элементами фантастики, который идет почти три часа. Мне приходилось после каждого часа делать перерыв, чтоб досмотреть эту ересь до конца. Уж не знаю, на какую именно аудиторию зрителей рассчитывали создатели фильма. Пожалуй, в эфире канала РЕН ТВ такое кино органично смотрелось бы в промежутках между идиотскими программами об инопланетянах. Но как такое «гениальное» творение могло выйти в прокат?! Кто все эти фанатики Данилы Козловского, покупавшие билеты на эту претенциозную чушь?)) Я определенно рад, что не вхожу в число избранных, для которых понятен смысл сего опуса.

    По сюжету действие фильма перенесли в будущую Россию. Зачем переносили — непонятно, но ничего нового нас не ждет. Правда, китайский язык придется все-таки выучить. Ну, да ладно. Суть не в этом же. Просто сильные мира сего устали от вечного изобилия и уже не знают, чего бы эдакого захотеть. И деньги вроде есть, и косметическая индустрия продвинулась, но этого им мало. Они хотят вечной молодости и отправляются в горы, залезают в какую-то яму и ждут там до утра необычного эффекта. А потом режиссер забыл, что снимал фантастику и началась полная ахинея. Ну, типо маски сорваны и все чувства обострились. Одна мадам внезапно открыла в себе тягу к нимфомании, другой псих стал всех поколачивать, третий просто сошел с ума и т. п.

    А в чем, собственно говоря, заключается главная идея фильма? В том, что обожравшись шоколада, перестанешь чувствовать его вкус?! Так это разве открытие для кого-то? Это могли бы показать в обычной драме и не нужно было делать нелепые отсылки к жанру фантастики. Актеры, кстати, играли отвратительно. Зачем приглашали на женские роли зарубежных актрис, которые говорят с жутким акцентом? Зачем тут вообще персонаж Данилы Козловского? Могли бы оставить только любовный треугольник. Заодно и фильм стал бы намного короче. Зачем тут столько отсылок к «Анне Карениной»? Зачем я вообще потратил три часа своей жизни на такой нудный фильм? Совершенно не моё.

    1 из 10

    3 февраля 2015 | 04:45

    Без каких-либо сомнений любой кинолюбитель, отличающий фон Триера от Фассбиндера, отправится на этот фильм. Без особых внутренних конфликтов человек, читавший не только Коэльо и Донцову, купит билет на сеанс. Ибо как потом жить, не высказав своего мнения о нём в приличном обществе?

    Четырёхлетняя работа над картиной оправдала затраты — фильм получился большим, настоящим, стоящим. Поднятые темы заставят задуматься вдумчивых особ, видеоряд доставит удовольствие уставшим от однообразной картинки нашего кино эстетам, а остальные могут с интересом следить за сюжетом.

    Тандем Зельдович-Сорокин — удачная кинематографическая комбинация. Так толком и не перебитая никем литературная мощь одного умело адаптирована на киноплёнке другим — объёмно, изящно, и, тем не менее, доступно. Вышедший на экраны почти дюжину лет назад фильм «Москва» был тепло оценен кинолюбителями и критиками. Создателям оставалось лишь закрепить свой творческий потенциал. Что собственно и случилось с «Мишенью».

    Она, как ни крути, незримо продолжает начатое тогда. Невольно возникают параллели и ассоциации с предыдущим фильмом. Да и режиссёр не прячет аллюзий — герой Суханова всё тот же герой Балуева, говорящая с акцентом героиня передаёт привет Ингеборге Дапкунайте, а генеральный посыл «жизнь жёстче» находит себе уютное местечко и в экстерьерах будущей Москвы.

    Оформление картины, кстати, замечательное. Без нарочитого футуризма, события-то совсем не за горами, через какой-то десяток лет, но и с изрядной долей иронии, с какой можно представить столицу в 2020 году, работа художника картины выполнена на отлично — правдоподобно и органично.

    В чём суть истории? Пять человек из стана сильных мира сего узнают о источнике вечной молодости и отправляется к цели. Министр со своей женой, таможенный начальник, шоумен и радиоведущая — у каждого своя мотивация и возможность оплатить дорогую процедуру. На краю географии они забираются в улавливатель неважно какой космической энергии на засекреченном объекте и получают драгоценное излучение. После чего их возраст должен остановиться на зафиксированной отметке.

    Как по законам кинематографии, так и исходя из соображений здравого смысла, они уже не будут прежними — облучившимся суждено измениться. Но а нам остаётся внимательно наблюдать, что и как происходит. И, надо признаться, внимание будет вознаграждено, каждый получит всё, что заслуживает.

    Есть, правда, небольшая претензия к финалу. На мой взгляд, не все сюжетные линии гладко решены и не всё так уж очевидно. Но, по большому счёту, это придирки. Опять же расчёт на думающего зрителя, который силой своей мысли в состоянии поставить все точки где надо.

    Иностранные артистки несколько проигрывают на фоне наших актёров-мужчин, этого можно было избежать.

    В целом фильм оставил очень хорошее впечатление и даже гордость за наше кино. Я бы хотел, чтобы подобного класса фильмы не были исключением, а появлялись как само собой разумеющееся.

    9 из 10

    27 июня 2011 | 11:31

    Вроде бы мысль не нова. Тридцать три года назад Тарковский показал, что в комнату заходить, собственно, не надо: то, что она может дать, человека может разрушить, да и даст она не то, что ты вроде бы хочешь. Восемьдесят лет один год назад Остап, получив вроде бы желанный миллион, обнаружил, что вечная игла для примуса ему не нужна, т. к. он не хочет жить вечно. Более двух с половиной тысяч лет назад великий человек сказал: Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Или другой человек о том же: Мы можем испытать сильное физическое или даже духовное наслаждение и готовы при этом даже воскликнуть: «Остановись, мгновение!» Но мгновение не останавливается, наслаждение заканчивается, и мы страдаем, оттого что оно ушло, стремимся вновь испытать его, но безуспешно, отчего мы страдаем еще сильнее. Или, наоборот: мы стремимся к чему-то, возможно, посвятив этому всю свою жизнь. И вот мы достигли цели, но нас постигает горькое разочарование — плод оказался не столь сладким, как нам представлялось, а жизнь утрачивает смысл, потому что цель достигнута, а более стремиться не к чему. И, наконец, всех нас ждет смерть, которая делает все наши удовольствия и наслаждения конечными и преходящими.

    За 2,5 тысячи лет это понять, а не просто прочитать, не стало проще. Показать это художественно, так чтобы два часа смотрелись на одном дыхании- высокое искусство. Хорош автор, хорош Сорокин, актёры, великолепная музыка и шикарная операторская работа.

    Вроде бы парадоксально, но объяснимо -полярное отношение к фильму. Почти как к «Древу» Малика. Опять разные группы крови. Человек или принимает или не принимает. Какой-то простой мысли типа «Это есть вредно» или «Это хорошо, а вот это плохо»- нет. Поэтому человеку не принявшего фильм уцепиться не за что. Ну разве что о банальности идеи. Так и Будда кому-то возможно был банален. Тут ничего не поделаешь.

    Ни комната, ни колодец не могут дать нам того, чего нет внутри нас самих. Или нужно быть пустым, чтобы не разорвало. Или превратишься в хомяка, который как в известном эксперименте, нажимая на кнопку удовольствия, довёл себя до исступления.

    Несколько заметок на полях. -События не обязательно было переносить в 2020 год, имхо всё и сейчас очень похоже: элита, которая уже не хочет; таможенники с особняками, музыкальные и кулинарные шоу первого зомбоящика, целительный Алтай… -Жизнь в глубинке в эпоху предполагаемого процветания та же, что и сейчас.-Фура в сторону Гуанчжоу, на которой убегает таможенник, едет пустой, т. е. не только от нас, но и из Европы везти уже нечего…

    7 мая 2012 | 20:28

    Очень «литературное» кино, тяжеловесное, с трудно идентифицируемыми жанром, сеттингом и временем действия. В отличие от, например, американских постмодернистов Коэнов, которые, всегда рассказывая по сути одну и ту же историю, жонглируют кино-жанрами и сеттингами, «Мишень» русских постмодернистов Сорокина-Зельдовича кажется удручающе глобальным произведением, потому как оперирует не только кинотекстом, но и большой литературой с её классической рефлексией. Самое очевидное из кино — «Сталкер» Тарковского, самое очевидное из литературы — «Анна Каренина» Толстого, — довольно гармоничный сплав, рассказывающий о невозможности счастья. У Толстого невозможность счастья существует лишь для high society, в то время как «простой работяга с птицефабрики» счастьем не обделён, так как «простой человек» обладает духовным буфером, что по Тарковскому — «ощущение в себе самого главного, нерастворимого, неразложимого, человеческого». Эти классические идеалисты прошлого, верили в то, что «это главное живёт в каждом человеке», и что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Постсовременная «Мишень» пытается выяснить, живёт ли «это главное» по-прежнему в каждом, однако, при условии, что каждая несчастливая семья наоборот, несчастлива одинаково.

    Сложно назвать «Мишень» антиутопией, потому что, по словам Сорокина, создатели фильма ничего не разрушают. Не разрушают, потому что разрушать, оказывается, нечего. Россия в фильме не индивидуальность и не держава, Россия в «Мишени» — всего лишь трасса Гуанчжоу-Париж, пустое пространство и безграничная свобода. Россия в «Мишени» не производит ничего материального (всё производство в Китае, а сбыт в Европе), поэтому, классический материализм здесь уже просто пустой звук, электропечь, в которой нечего печь. Россия живёт лишь транзитом, не имея ничего, кроме этой супертрассы. Это и есть та самая метафизика русского мира, безграничная свобода, о которой в нулевых пытался говорить Прошкин в своём «Трио», а сейчас, прямым текстом говорит один из персонажей «Мишени». Безграничная эта свобода в тоже время и вечность, и пустота. Представители high society в «Мишени» жаждут примерить на себя эту вечность бессмертия, к которому относятся как к модному платью и очередному подтверждению статуса, но не видят того, что уже давно существуют в бескрайней вечности и пустоте. Собственное состояние пустоты становится заметно лишь после посещения заштатнейшей деревушки Бомбей, вкусив толстовской благодати тамошних «простых людей», которым ничего не нужно (потому что и так есть).

    Сложно назвать «Мишень» фантастикой, потому что, весь смысл фантастического достижения вечности-пустоты, здесь просто в осознании того, что ты, оказывается, уже пуст. Фантастический объект «Мишень» на задворках России, на самом деле может и не обладать своими чудесными свойствами, главное, что он делает — позволяет героям в полной мере осознать свою пустоту. В «Мишени» не показано физических метаморфоз омоложения, но зато показано овеществление пустоты. В «изменённых» героях, терпит фиаско пробудившийся ницшеанский Сверхчеловек. Осознав бессмертие и Ничто, наяву ощутив духовный и эмоциональный коллапс, герои разными способами пытаются вернуть реальность, симулируют реальность — гаджеты, с помощью которых можно воочию убедиться в существовании крайностей добра и зла, драгоценности из руды, созданной из пара, секс, насилие, вкус, запах, овеществленные слова. Здесь, во второй половине фильма, особенно хорошо видно прозу Сорокина с его словами-вещами. Если в начале фильма, один из персонажей всего лишь влюблён в слова и звуки, то ближе к финалу, он уже превращает фигуральную «новую кровь» в кровь настоящую, а другой персонаж предлагает добывать добро и зло прямо из недр Земли.

    Овеществляется и само время, поэтому, сложно сказать, в каком времени происходит «Мишень». Единственным ориентиром во времени, по мнению создателей является, видимо, Большой театр, который будет стоять на месте даже тогда, когда ничего не станет. Большой театр позволяет отсчитывать время, когда герои могут встретиться — через двадцать лет, или тридцать, или восемьдесят. Стало быть, не всё ещё безнадёжно пустое, раз Большой театр продолжает стоять, хотя, возможно, это просто реверанс Сорокина своему фундаменту. Как и финальный толстовский уход в пустыню. И здесь, слегка холодным посланием фильма мне видится именно временный крах теории Ницше о надморальных сверхлюдях будущего, потому как пока рефлексирующие Каренины бросаются под поезда, а Левины находят счастье в пустыне, значит, время сверхлюдей ещё не пришло.

    12 сентября 2012 | 15:48

    Билеты на фильм «Мишень», показанный зимой в рамках «панорамы» Берлинале, брались с боем. И кто бы мог подумать, что до конца досидят далеко не все, а досидевшие будут, выходя, крыть Александра Зельдовича на чем свет стоит на всевозможных языках с преобладанием крепкого русского мата?

    Во-первых, не верьте тому, что пишут в описании.

    Во-вторых, оставьте дома детей и кисейных барышень, не ходите в кино с родителями, коллегами или дальними знакомыми. Если вас оскорбляет мат, чрезмерный натурализм и обилие откровенных сцен, сами тоже оставайтесь дома, не тратьте время.

    В-третьих, запаситесь терпением и готовностью проанализировать увиденное, продираясь сквозь первое отрицательное впечатление. Попкорном можно не запасаться, это не развлекательное кинцо для вечера пятницы, оно ставит вопросы, но не дает ответы.

    А в-четвертых, да, это все еще положительный отзыв.

    Одним из показателей цельности личности является готовность достойно переходить в новую фазу жизни и, если угодно, стареть. Как раз стареть пятеро главных героев, стоящие в центре истории, и не готовы. Они отправляются на Алтай, где некая шайтан-машина способна вернуть им былую остроту чувств (мне, гуманитарию, доступно лишь подобное примитивное изложение сюжетной линии с «мишенью»). Местные жители предупреждают их, что наряду с эйфорией в них будет расти и тоска. И действительно, ту пустоту, которую обретают охотники за вечной молодостью не могут заполнить ни бешеные деньги, ни разнообразные развлечения, ни страсть, ни случайные интриги.

    Единственным спасением для героев может стать любовь и обретение своего человека через испытания временем.

    Нужно ли человеку все то, чего он желает? Одна из героинь рассказывает о том, что иногда фантазирует о том, что ее насилует несколько мужчин, не предполагая, что однажды это может произойти в действительности. Доведенные до исступления обострившимися эмоциями, герои фильма не гнушаются ничем — от жестокой мести за уведенную супругу до бессмысленного убийства, совершенного сгоряча.

    Отдельного упоминания заслуживает герой Данилы Козловского, один из немногих светлых персонажей картины: его эпатирующие шоу и отчаянное нежелание продолжать их заставляют задуматься о том, что происходит с современной масс-культурой и можно ли остановить распространение поразившей ее опухоли, которая растет все быстрее, как все быстрее движется пущенное под гору колесо.

    «Мишень» пресыщена, если не перенасыщена, аллегориями и символикой, этот фильм нужно смотреть, возможно, не один раз, чтобы вскрыть все смысловые пласты. Но в то же время он чудовищно затянут и утомителен, так это вряд ли возникнет желание посмотреть его снова.

    Тем не менее, этот фильм посмотреть стоит — хотя бы ради тех вопросов, которые можно будет задать себе после просмотра.

    23 апреля 2011 | 21:11

    А вот в меня как в «мишень» этот фильм совершенно не попал. Не хочется долго и много о нем говорить, слишком долго и много я его смотрела. В целом же, нисколько не впечатлила ни актерская игра (совершенно одинаковых, на мой взгляд, Уоддэлл и Стоянович, почему-то абсолютно никакого Суханова, хотя очень и очень его уважаю и люблю), ни невероятный символический смысл происходящего, ни какой-то загадочный абсурд с претензией на интеллектуальность (в контексте этого очень ждала, что когда мужа героини в финале дубинкой по башке треснули, она истерически захохочет, начнет рвать на себе и на нем волосы и т. д., ну очень это бы уложилось в остальное «действо»). Когда увидела, что сценаристом выступил Сорокин, почти все прояснилось. Это как в «О чем говорят мужчины»: «хорошая версия, многое объясняет».

    Ну и главная претензия к этой картине. Ребят, ну если вы такими чувствующими, эмоциональными, переродившимися после посещения этой самой «мишени» стали, то как же вы сами от себя со скуки до этого не подохли? Получается, что, например, те же Мартин Брест и Руди Вурлитцер (из «Достучаться до небес», на всякий случай), ну или, на худой конец, герои российской киношки «Неадекватные люди» в том Богом забытом месте должны были лет 20 провести, чтоб так в себе все чувства и эмоции обострить.

    В целом же, невероятно скучно. Потерянного времени не жаль, потому что надо знать, чем живет современное российское кино. Жаль вот только, что живет оно вот такими фильмами.

    3 из 10

    Во как.

    7 мая 2012 | 17:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: