Из всех художественных составляющих почти любой кинокартины наибольший след в душе массового зрителя оставляет сюжет. Именно сюжет будут пересказывать друзьям и обсуждать на кухнях. При этом большинство не задумывается о том, что героев того или иного фильма никогда не существовало в реальности, а события - плод фантазии сценариста. Реши он по-другому, и галлонов слёз по поводу внезапной смерти протагониста, пролитых в кинозалах по всему миру, можно было бы избежать. Порой сюжетные ходы кажутся настольно притянутыми, что создаётся впечатление, будто сценарист вершил судьбы обитателей свой вселенной путём подбрасывания монетки.
Именно это сделал Ален Роб-Грийе, выступив в качестве того самого Н. из названия фильма. Вместо монетки он взял пару игральных костей, назначив каждой комбинации определённый сюжетный поворот.
То что получилось - тончайшая насмешка над большими, известными и не очень произведениями. Н. взял кости из тех редких фильмов, которые смело можно отнести к жанру дадаизма.
Высокую оценку фильму можно поставить уже за одну эту идею. Может быть, сюжет полученный таким образом и покажется надуманным, несуразным, неуклюжим. Но не является ли он таковым в признанных шедеврах мирового кинематографа? Этот фильм заставляет задуматься.