всё о любом фильме:

Ты и я

Io e te
год
страна
слоган«Пора открыть мир заново!»
режиссерБернардо Бертолуччи
сценарийНикколо Амманити, Умберто Контарелло, Франческа Марчано, ...
продюсерМарио Джанани, Лоренцо Мьели, Оливия Слейтер
операторФабио Чанкетти
композиторФранко Пьерсанти
художникЖан Рабасс, Кристина Онори, Метка Косак, ...
монтажЯкопо Куадри
жанр драма, семейный, ... слова
сборы в России
зрители
Италия  288.9 тыс.,    Нидерланды  27.9 тыс.,    Россия  25.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время103 мин. / 01:43
Четырнадцатилетний интроверт Лоренцо сторонится сверстников, не находит общего языка с родителями. Когда весь класс отправляется на экскурсию в горы, парень сбегает и запирается в подвале собственного дома, чтобы побыть в одиночестве. Неожиданно для Лоренцо в доме появляется очень необычная девушка, которая загадочным образом оказывается связанной с мальчиком и его семьей.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (4080)
ожидание: 98% (425)
Рейтинг кинокритиков
в мире
68%
26 + 12 = 38
6.0
в России
63%
5 + 3 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 881 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Бертоллучи всегда казался мне каким-то особо удачным компромиссом между режиссером-художником и режиссером-документалистом. Одно из самых приятных его качеств — это ненавязчивость. Он никогда не пытается ничего доказать, почти не морализаторствует и вообще всеми силами скрывает свой взгляд и старается не трясти своим мнением перед лицами добрых людей, обладая, таким образом, поразительной деликатностью для мастеровитого автора. Бертоллучи лишь фиксирует действительность, полностью уступая место героям, и в этом он проявляется как документалист. Но не все так просто с Бернардо, Бернардо гораздо хитрее, чем кажется. Я, например, все время как-то забываю, что фиксирует-то он действительность, созданную им самим же, где все работает по его законам. И в этом он проявляется как художник.

    С фильмом «Ты и я» вообще странно получается. Не то баланс был нарушен, и кино перекосило, не то Бертоллучи достиг своего совершенства, но, по-моему, этот фильм настолько самодостаточен, что не нуждается в зрителе.

    Самый легковесный режиссер достигает такой легкости в этом кино, что даже складывается впечатление полного его там отсутствия. Так легко, что даже не чувствуется; так глубоко интимно, что даже неинтересно; так убедительно, так реально, что даже местами скучно. Такие незначительные события могут происходить в любом незначительном подвале, и вряд ли бы они остались замеченными, и вряд ли они даже стоят быть замеченными. В этом смысле фильм отражает этакую мелкую повседневную эмоционально-чувственную текучку в человеке, внутренний фон под саундтрек из наушников, тихие процессы, остающиеся скрытыми для чужого глаза. Какой-то тайный побег от чего-то незначительного, немного незаметной трусости, немного слабости, немного неприметной ломки, немного храбрости и какая-то невпечатляющая победа. И все это где-то в подвале, внутри, подкожно, неощутимо для окружающих. Так заурядно, так ровно, неброско, а вместе с тем из этого и складывается человек, потом жизнь, потом мир. И в этом случае оказывается очень верен слоган «Пора открыть мир заново!», потому что здесь режиссер открывает целый новый «блошиный», трудноразличимый мир. Ровным, неброским, бессюжетным и серым оказывается это кино. На этот раз это все-таки, наверное, комплименты. Честертон бы одобрил)

    И вроде бы самого Бертоллучи в этом фильме нет, но одновременно весь фильм — это Бертоллучи.

    3 марта 2013 | 06:09

    Про этот фильм Бернардо Бертолуччи надо знать две вещи. Во-первых, он называется не «Ты и я», а «Я и ты». Во-вторых, в нём нет ничего простого.

    Нелюдимый школьник Лоренцо не сдаёт, как другие одноклассники, деньги на недельную поездку на горнолыжную базу. Вместо этого он покупает еду и газировку, террариум с муравьями — и втайне от всех обустраивается в подвале собственного дома на эти семь дней с ноутбуком, плеером и книгами. Но неожиданно в подвале объявляется его сводная сестра — взрослая девушка, фото-художница, наркоманка. И, вынужденный делить с ней замкнутое помещение, Лоренцо постепенно меняет отношение к ней…

    Этот фильм не о романтике и даже не о «первой нежности». Он обманывает ожидания точно так же, как и исполнение песни «Space Oddity» на итальянском обмануло Дэвида Боуи. Певец думал, что эту его песню итальянцы очень здорово перевели — текст такой же певучий! Но оригинал был про космонавта, который терпит бедствие в космосе и в последний раз связывается с «Землей», а затем: «Я шагаю в открытый космос» — и связь пропадает навсегда. Итальянский же вариант слов на деле был вообще о другом: «Ragazzo Solo, Ragazza Sola» (заглавная песня фильма) — про одинокого юношу и одинокую девушку, которые встречаются на вершине горы и т. д.

    Таков и фильм. Четырнадцатилетний Лоренцо в свои годы уже решил, что социум так отвратен, что предпочёл неделю рассматривать муравьёв, сидя в подвале, чем кататься с одноклассниками на лыжах. Бертолуччи, как всегда, очень символичен: всякий раз, когда школьник выходит на улицу, его куртка с капюшоном выглядит как настоящий скафандр — опасная вылазка в чёртов мир. Сводной сестрой, оккупировавшей его подвал, он любуется с тем же интересом, что и муравьями в банке. Пока вдруг не оказывается, что она способна на творческий акт (Теа Фалько — фотохудожница, как и её героиня, и в фильме Лоренцо смотрит как раз её работы).

    И тут банка разбивается! Муравьи лезут наружу, всё перемешивается, и оказывается, что он — не уникален (об одиночестве тут речи нет вообще). К его радости, оказывается, что в мире есть красивые сложные люди, с кем стоит поговорить и приятно просто находиться рядом. Игорь Ворскла в своё время сказал, что все мы — закрытые пространства. Бертолуччи и в «Мечтателях», и здесь настойчиво твердит: только в закрытых пространствах существует чудо! Вынь бабочку из-под стекла, потащи парусник из бутылки — волшебство задохнётся. Как сказал Маленький Принц, сваливая с уродливой голубой планеты в конце сказки, «Моё тело слишком тяжёлое — мне его не унести».

    У Бертолуччи, на первый взгляд, в «Ты и я», как и в «Мечтателях», оптимистичный финал — но на деле, как в считалочке про сидевших на трубе, остаётся лишь «И». В конце фильма герои выходят из подвала (это не спойлер), Лоренцо улыбается — думает, что открыл для себя дивный мир, что есть «ты и я», что Земля — прекрасна. Он ошибается. Мир не таков, как он. Кажется, как и майору-космонавту в «Space Oddity», им конец.

    19 марта 2013 | 23:25

    Уединение — как способ борьбы с одиночеством..

    Казалось бы, Бертолуччи не было никакой необходимости ждать целых девять лет, чтобы снять что-то вроде парафраза скандальных «Мечтателей». Историю про троих юных экспериментаторов, уединившихся в роскошной парижской квартире, на этот раз сменил камерный сюжет, почти все события которого разворачиваются в подвале римской многоэтажки. Именно там находят себе временный приют два главных персонажа, объединенные кровью общего отца, но вскормленные молоком разных матерей.

    Прыщавый 14-летний интроверт Лоренцо, похожий одновременно на юного Малкольма Макдауэлла и нашего Плюмбума (помните, был такой страшненький подросток в одноименном фильме), не очень ладит с окружающими и особо не пытается выстраивать коммуникации с миром. Наоборот, он даже собственной матери задает всё более неудобные вопросы. Например, такой: «Если бы мы вдруг остались в этом мире одни, то во имя продолжения рода человеческого ты бы сделала со мной ребёнка?». Даже эмансипированной и моложеватой мамочке Лоренцо, которая больше походит на его сестру, слушать такие вещи от собственного сына не очень приятно.

    С помощью таких диковатых провокаций сыну хоть как-то удаётся дистанцироваться от слишком плотной опеки. Но всё равно время от времени ему случается переходить на крик. Только таким образом Лоренцо убеждает мать не подвозить его к автобусу, который отправляется на горнолыжный курорт, где ему с одноклассниками предстоит провести неделю отдыха. Однако юноша в автобус не садится, а вместо этого возвращается назад и тайно проникает в подвал своего дома, в котором из запылившегося антиквариата обустраивает себе келью для семидневного проживания. Но одиночество Лоренцо вскоре нарушает его единородная сестра Оливия…

    Что интересно отметить: годом раньше похожая история была предложена в израильском фильме «Обмен», герой которого каждый день говорил жене, что идёт на работу, а сам отправлялся в подвал своей многоэтажки, где вместе с таким же странноватым соседом коротал отпущенное для жизни время. Такой, знаете ли, хаус-даушифтинг: уход от мира, не выходя из дома. Впрочем, тренд именно подросткового бегства от цивилизации куда интереснее был проявлен в фильме «Королевство полной луны», который был в конкурсной программе прошлогоднего каннского фестиваля, куда Бертолуччи, в свою очередь, был допущен только вне конкурса.

    Вам нравилось в раннем детстве строить себе из стульев что-то вроде домика, а то и вовсе прятаться под столом с длинной скатертью? Но запоздалая инициатива Лоренцо, скорее всего, представляет собой бессознательную инициацию вхождения во взрослую жизнь. Если у племенных народов юношей традиционно на определенный срок отправляли жить в леса или в горы без средств к существованию, оставляя один на один с природой, и посвящая их таким образом в мужчины, то здесь мы видим что-то вроде щадящего варианта данного ритуала, лично инспирированного героем.

    72-летний Бертолуччи выдержал слишком большую паузу, прежде чем вновь приступил к своим главным обязанностям, к тому делу, которое лет сорок назад получалась у него едва ли не лучше всех в мире. «Ты и я» — наглядная иллюстрация популярной поэтической строчки: «Если бы молодость знала, если бы старость могла», первая часть которой имеет отношение к героям фильма, а вторая непосредственно к режиссёру. Даже без особого желания можно разглядеть в его новое работе целый ряд самоцитат, изъятых из «Последнего танго в Париже», «Луны» и уже упомянутых «Мечтателей».

    Видно, что Бертолуччи уже не вдохновляют глобальные задачи, но гложет необходимость завершить какой-то подростковый гештальт. Ведь как сказал один известный психотерапевт: «Никогда не поздно прожить счастливое детство». Равно и юность. Может поэтому он снял абсолютно неамбициозное кино без претензий, не оставляющее поводов для глубокомысленных умозаключений. Но в этом-то как раз и таится главная прелесть его новой картины, которую довольно долгое время ни одна страна мира не хотела приобретать для проката. Первой оказалась российская компания с символичным названием «Другое кино».

    6 июля 2013 | 21:17

    Так как дядя Бертолуччи старенький, новых фильмов ждать приходится подолгу. Последний его фильм — «Мечтатели» был выпущен в 2003г. и был мною очень полюблен. «Ты и я» очень похож на «мечтателей», поэтому. если вам понравилось то, понравится и это. Я шел смотреть фильм как раз за этим, ожидая увидеть что-то похожее по красоте на «мечтателей.»

    Взяв двух главных героев, казалось бы, абсолютных антиподов: социопата, любящего следить за муравьями и отвязную девушку, сидящую на игле, и поместив их в одном замкнутом помещении, Бертолуччи удалось создать неповторимую атмосферу.

    Чувства не покидают тебя ни на секунду, ты весь в фильме и ощущаешь свою полную причастность к действию. После погружения в фильм, совсем не хочется выходить из этого полюбившегося места. Ты смотришь, вникаешь и ждешь еще большего развития событий. Я это ясно ощущал и во время просмотра мне все время казалось, что вот-вот что-то произойдет, что с легкостью может перевернуть картину мира среднестатистического человека. Все движения героев, все события просто предвещали это. Я смотрел, ждал, но вдруг конец фильма и песня Дэвида Боуи «Space Oddity». Это немного шокировало меня.

    Да, после выхода из кинотеатра, когда мысли стали чище, все же удалось осознать и понять что только что произошло. Но все же ожидания были оправданы не все.

    В итоге получился достаточно легкий фильм, хоть и с примесью некоторой драмы, но все же не отличающийся особой смысловой глубиной. Но это совсем не мешает ему быть очень хорошим фильмом. Он берет свое через другое. Через неповторимую атмосферу, невероятных и неподдельных персонажей, а также через блестящую игру актеров.

    Поэтому, смотреть!

    13 марта 2013 | 18:10

    В этом фильме только два героя и еще несколько всего лишь персонажей. И это неслучайно: небольшая история (несколько дней, не наполненных никакими яркими событиями) на самом деле может быть истолкована как современная притча. Герои — 14-летний Лоренцо и его старшая сестра находятся в разной позиции по отношению к окружающему миру людей. Лоренцо, прыщавый зажатый подросток, готовится вступить в него, а его сестра там побывала, исковеркана этим миром и «выныривает» из него на время, чтобы восстановиться. Вот на этой стадии они проводят вместе несколько дней в подвале жилого дома, где Лоренцо опасливо отлынивает от чрезмерного контакта с классом, уехавшим на лыжное катание. Лоренцо осторожно разглядывает предстоящую среду обитания, расспрашивает (контакт с персонажами), разговаривает с бабушкой, выслушивает диктаторские указания матери. Мир взрослых он видит над собой (отличный сон-аллегория) и ищет его образ. В зоомагазине он рассматривает разных зверей и спрашивает продавца о хамелеоне (!), наблюдает броненосца, запертого в узком пространстве и бегущего без остановки по ?-образному пути, огибая лоток с едой и лоток с питьем. Кто не в курсе: форма этого пути — знак бесконечности. Позже в какой-то момент Лоренцо и сам начинает бежать по петле бесконечности, но быстро берет себя в руки. Еще Лоренцо спрашивает продавца об игрушке — для кошек она или для собак. А продавец отвечает: без разницы! Но Лоренцо это не нравится, мир не должен стирать разнообразие, и мальчик говорит: нет, так не бывает!

    В зоомагазине Лоренцо выбирает животных, моделирующих предстоящий ему мир взрослых: это муравьи. В последующем эпизоде мальчик читает описание муравьиного сообщества из энциклопедии, и мы убеждаемся в совпадении сообществ — та же специализация особей и предопределенность. А у людей еще и большая доля выдуманности бытия — понимание этого Лоренцо прекрасно демонстрирует, живо описывая матери по телефону свое несостоявшееся пребывание на лыжном курорте.

    Единственный не шокирующий Лоренцо канал связи со взрослым миром — бабушка. Возраст и предощущение конца освобождают ее от условностей — она естественна и потому крайне привлекательна, и Лоренцо общается с ней без напряжения, с иронией, совсем не так, как с прочими взрослыми.

    Оливия, сестра Лоренцо, пожила в том мире взрослых, окунулась в искусство, стала наркоманкой, завела хвост эротических связей и теперь ей предстоит восстановиться, прежде чем начать осмысленную упорядоченную жизнь. Она успешно занималась фотографией, и мы видим некоторые ее работы. Они оригинальны, но уродливы: все представляют собой исковерканные формы объектов.

    Лоренцо внимательно изучает сестру, «вынырнувшую» на мгновенье из взрослого мира — в одном кадре он буквально рассматривает ее в лупу.

    Итак, обоим врослый мир не по душе: один не хочет в него погружаться, а другая уже залечивает раны. Где же выход? Он в слогане фильма: пора открыть мир заново, т. е. обновить его! И кто же должен это сделать? Ответ в заголовке: ты и я.

    24 марта 2013 | 23:49

    Эта картина, как и «Ускользающая красота», поразила меня своей искренностью и открытостью. Самыми лучшими фильмами для меня являются те фильмы, которые передают именно эмоции, а не действия или даже конкретные идеи, которые создают особую, уникальную атмосферу, дают возможность проникнуться совершенно другой жизненной историей, получить представление об ином мировосприятии. Все это как раз можно найти в творчестве Бертолуччи, а именно в его последнем фильме «Ты и я».

    Не скрою, что поначалу картина представлялась мне очередной любовой историей двух молодых людей, переживающих ключевые моменты их отношений. Сводные брат и сестра в качестве героев первого плана на корню меняют заранее сложившееся впечатление. Как таковых остросюжетных линий в фильме нет, и все действие в основном разворачивается в подвале дома Лоренцио. На протяжении всего просмотра киноленты меня не покидало чувство того, что концовка принесет лишь только разочарование. Но этого не случилось. Бертолуччи не строил сюжет, но выстраивал отношения между героями, добивался достижения взаимопонимания между сводными братом и сестрой, зрительской симпатии к Лоренцио и Оливии.

    Некоторое ощущение легкой радости и ностальгии возникает после следования истории двух молодых людей, которые находятся на стадии возрастных кризисов (Лоренцо — подросткового, Оливиа — юношеского). Отчаянный дух молодости в лице Лоренцио и Оливии сталкивается с многочисленными препятствиями и тупиками на пути к осознанию себя и своего способа общения с внешним миром, на пути к преодолению разочарований и страданий.

    Этот молодой дух, возможно, будет сломлен через некоторое время, и все отчаяние и стремление будет сведено к нулю. И обретенная приспособленность к миру будет чередоваться с временными вспышками былой борьбы. Время от времени эти вспышки будут принимать все более серьезный вид, как в случае с Оливией. Творческие успехи будут сменяться семейными проблемами. Обида за разрушенную семью, отсутствие отцовской поддержки станут причиной ее кризисной ситуации. Единственный выход — найти пристанище и начать новую жизнь, не забывая при этом стремлений юности. Для Оливии это Тоскана, родина искусства.

    Такие перемены уже возникают и с Лоренцио, но может быть с кем-то твоего же возраста и твоей крови неповторимый дух юности удастся сохранить.

    17 августа 2014 | 02:06

    Спустя девять лет Бернардо Бертолуччи снял еще один замечательный фильм. «Ты и Я» по-своему глубокий, но вместе с тем простой, легкий и особенный. Итальянский режиссер известен мне по «Ускользающей красоте» с моей любимой актрисой Лив Тайлер в главной роли. У Бертолуччи действительно узнаваемый стиль и неповторимая атмсоферность фильмов. Любителями голливудского кино не понять. Про актеров ничего сказать не могу, слишком малоизвестные, но их игра впечатляет. Они смотрятся на экране очень реалистично и жизненно без каких-либо переигрываний.

    В новом фильме непередаваемая атмосфера того, что происходит у детей в голове! Больше всего напоминает фильм «Там, где живут чудовища». Во время просмотра понимаешь, какая колоссальная работа была проделана до съемок и в плане написания сценария. Ощущается долгое время общения и наблюдения за детьми.

    Главный герой фильма, мальчик по имена Лоренцо, давно уже не ребенок, ему 14 лет, но он застрял где-то в том возрасте, когда можно истерикой заставлять взрослых исполнять свои капризы. Прекрасно переданы трудности подросткового возраста и проблемы другой расы: они не дети, но еще и не взрослые, их осаждают невозможные, неразрешимые и трагические проблемы. Они — ничьи, они граждане второго сорта, экономически и социально неустроенные. Это трудное время. Но еще труднее приходиться аутичному Лоренцо, он самый что ни на есть интровертный интроверт, который общению с одноклассниками предпочтет музыку, наблюдение за муравьями и одиночество. Не пренебрегает и подшучиванием над окружающими, будь то продавец в зоомагазине, которому можно задать миллион вопросов, или мама, которая отказывается даже подумать, как назвать сына, если все люди на Земле умрут, и останутся только она и Лоренцо.

    Начало фильма философское: Лоренцо спорит с психологом о том, что же подразумевает под собой термин «нормально». Это сцена и весь фильм в целом заставляют об этом задуматься. Далее в фильме раскрывается весь мир мальчика, который в школе является белой вороной, да и выглядит соответствующе: копна курчавых волос, обилие подростковых прыщей на лице и небрежность в одежде. Зачем придавать большое значение форме, если содержание куда интереснее?

    Вместо того, чтобы поехать на неделю кататься на лыжах с одноклассниками, Лоренцо придумывает план поинтереснее. Для него удобнее соврать и, изготовив копию ключа, затем запереться в подвале, предварительно закупившись едой. И мальчик видит в своей миссии только благое начало: уберечь родителей от расстройства, ведь мама и папа так стараются наладить его отношения с внешним миром. Но идиллию нарушает сводная старшая сестра Оливия, которая именно в этот день пришла забрать свои вещи. Через день она возвращается, потому что ей некуда больше идти и нужно где-то переночевать. Тут-то и начинается самое интересное. Развитие отношений брата и сестра, которые по сути чужие друг другу люди. Выясняется, что Оливия наркоманка, употребляет героин. Они вместе справляются с её ломками и постепенно привыкают жить в одном подвале.

    Когда неделя подходит к концу, Лоренцо просит сестру пообещать, что она бросит наркотики, а она в ответ требует от него обещания, что он перестанет быть все время «в себе». Но в последнюю ночь Оливия втайне от брата покупает героин. Так они и расстаются после недели, проведённой вместе. У каждого из них своя жизнь и никто не знает, что с ними будет дальше.

    7 из 10

    15 марта 2013 | 16:11

    Вот она, первая работа Бернардо Бертолуччи почти после десятилетнего перерыва в творчестве и первая за 30 лет снятая на итальянском языке! Прикованный к инвалидному креслу, режиссер видит теперь мир под другим углом, его герои помолодели — на роль Лоренцо взят совершенно молоденький актер, чей тембр голоса пленил маэстро.. Отдавая дань своему любимому жанру — психологической драме, он все же создал фильм совершенно отличный от других своих произведений..

    Вы не увидите тут откровенного эротизма, присущего почти всем картинам Бертолуччи, не увидите завуалированности происходящего.. — сюжет не сложный и все что хотят сказать создатели фильма лежит почти на поверхности. Есть две противоположности.. Мальчик закрывшийся от всех в своем панцире и девушка стремящаяся всеми силами вернуться в тот мир, откуда сбежал ее сводный брат. Смогут ли они принять, понять друг друга а главное суметь помочь??

    Фильм снят по роману Никколо Амманити, но ББ полностью изменил атмосферу книги, ее сущность. В романе все и заканчивается по иному… тут же, автор фильма оставляет надежду на спасение обоим героям, она чувствуется в каждом кадре, когда брат с сестрой утром выходят из подвала взявшись за руки…

    Прекрасным фоном к сюжету послужила музыка Дэвида Боуи, его звучащий в картине шлягер 60-х «Space Oddity».

    Хороший получился фильм, слабее, конечно, чем такие картины как» Осажденные» или «Последнее танго в Париже»… но все же.

    7 из 10

    4 августа 2014 | 17:58

    Фильм, как точно заметил Федор Иванович Гиренок, — развернутая реминисценция на знаменитую формулу Достоевского: «Кто победит боль и страх, тот бог будет». Бертолуччи показал кинематографическое видение решения этой мысли. (Бертолуччи боготворит Достоевского.) Эти двое — Лоренцо и его сестра — стали богами — там, в подвале, — она посредством наркотиков (мы помним монолог Оливии о том, что она не чувствует боли), он — через постоянные прятки от всех и вся. В конце фильма герои дают клятвы друг другу: «набей тумаков, но выйди отсюда», — говорит она ему; «не принимай наркотиков», — его просьба. Боги выходят и вочеловечиваются: она возвращается к своему утраченному естеству, он — становится мужчиной, уходит от детских страхов и предельной наивности. Это один из прочитываемых пластов.

    Перед нами фильм в подлинном смысле этого слова. А если еще углубиться в Кантовское понятие «точка зрения», по поводу которого у героини целый монолог, начать размышлять о сцене с танцем, фантастической находке с прыщами, муравьях и броненосце, то — вообще голова пойдет кругом. Фильм — превосходен.

    Герои в точке бифуркации (пучка возможных исходов). Бертолуччи придерживается концепции, согласно которой культура — это свобода. А свобода — это наличие выбора. У героев остается выбор — принимать наркотики или нет, прятаться или не прятаться. Без этого выбора персонажи были бы бесхребетными тварями, а не людьми. Фильм заканчивается бифуркационно, как и любая другая работа художника. Это одна из стилистических особенностей индивидуального почерка Бертолуччи.

    10 из 10

    31 октября 2014 | 01:05

    Арабеска о Встрече

    Новое время, являющееся для кого-то безвременьем, — этакий переход от Кали Юги к Сатья Юге, — расцвету высокой морали и высоких технологий, — отличается особенным милосердием. Но даже если это и не всегда так, то милосердием отличаются люди, живущие сегодня, пробудившиеся от сна иллюзий, игр эго, амбиций, борьбы с самим собой под прикрытием борьбы за социальный прогресс. Уходит паранойя и уходят ложные ценности, мир взрослеет, но… Получается, что самыми взрослыми в нём оказываются те, кому нет и 20.

    Свой новый фильм по роману Никколо Амманити (автора «Я не боюсь») Бернардо Бертолуччи подаёт камерно, скромно и ненавязчиво, — я бы сказала, в формате селфи, — потому что сегодня внутренний мир и жизнь каждого человека приобретают самое решающее значение для всего происходящего вокруг.

    Подумайте сами, иначе зачем Бертолуччи снимает фильм о духовном взлёте двоих подростков, об их душевном мире, об их космосе?… Всё самое прекрасное и всё самое ужасное, все войны, и все взлёты к вершинам, все падения в бездну, все необыкновенные откровения и все кошмары происходят внутри человека, и только потом мы, в забитой помехами и шумами коммуникаций жизни, можем видеть на поверхности, в так называемой реальности эти искажённые символы того, что так глубоко внутри каждого из нас. Бертолуччи, Бергман, Тарковский и Антониони уловили этот «тренд», если так можно сказать, одними из первых, — и это не удивительно, — они подготовили почву для прорыва фильма «Я и ты» (я бы всё-таки называла его так, как он и назван), — своими раздумьями о громадном влиянии человека на всё происходящее вокруг. У Бертолуччи этому послужили все работы от «Конформиста» до «Мечтателей», и в фильме «Я и ты» отточенный резец Мастера высекает из пустоты Нечто, что так сложно было бы для 30-летнего, и так легко для старца, — и в то же время, то, что так сложно было бы для подростков — героев фильма, и в то же время так легко, если бы они смогли заглянуть в волшебное зеркало, в чудо душ друг друга просто и ненавязчиво, как в социальных сетях, ничего не усложняя, потому что и так в этом мире всё усложнено дальше некуда.

    Встреча 14-летнего Лоренцо (блестяще исполненного Якопо Ольмо Антинори) и 16-летней Оливии (не менее потрясающая игра Теа Фалько) передана, главным образом, психологизмом мимики актёров, а также волшебством оператора (Фабио Чанкетти), — или игрой оттенков светотени, или игрой эмоций в ограниченном пространстве подвальчика, — и только за счёт этого нагнетается напряжение, — приём, в общем-то знакомый ещё с «Луны» и «Мечтателей». И почти театральный — аристотелевское единство места, времени и действия.

    И не случайно, что рефреном к фильму стала песня Дэвида Боуи «Space Oddity» о подвиге открытого выхода в космос на одной только вере, потому что фильм и посвящён этой Встрече, — Космосу двух самых близких на свете душ, — а такими являются все души на планете, — когда две ауры переплетаются в знаке бесконечность.

    «Я разгадала знак Бесконечность…» (с)

    И значение этой Встречи оказалось важнее, чем все глобальные катастрофы, потому что, в сущности, только наш индивидуальный мир и определяет быть ли всеобщей гибели или быть Красоте и Гармонии на нашей планете. Каждый важен, каждый звезда, и это не выдумка, — в мире инстаграмма или твиттера ты — часть поколения, ты, действительно, интересен, услышан, принят и понят, и тобой искренне восхищаются. И в своём «Я и Ты» Бертолуччи сделал монтаж и твоего селфи души, и моего, и он разрушил барьеры между нами, ведь на этих барьерах и строилась многовековая паранойя и ложь, доставшиеся нам от предыдущих цивилизаций.

    Вы заметили, что при всех высоких технологиях так важна, так востребована стала простая одежда, — посмотрите блоги Сарториалиста, хипстеров или звёзд шоу-бизнеса, — и простая экологически чистая вегетарианская еда, и красивая атмосфера технологичных «умных домов» на побережьях океанов, — да-да, обо всём этом — новый фильм-поэма Бертолуччи, и всё это уже находится как потенция, как сингулярное состояние перед рождением Вселенной, в подвальчике, где и встречаются души Брата и Сестры. И не случайно так же чисты их отношения, не случайно режиссёр показал Встречу именно родных людей, а не друзей или любовников.

    Я не удивлюсь, если скоро появится фильм с названием «Селфи души» на манер «Серфера души», но если так произойдёт, знайте, друзья, это всё будет благодаря Мастеру Бернардо Бертолуччи. Это он, один из революционеров-интеллектуалов 60-х, смог, как Гэндальф, многое провидеть и в настоящем, и будущем и передать нам.

    Да, игра Якопо и Теи поистине удивительна, — они проживают свои жизни перед камерой, и мы им верим, потому что понимаем, что, в сущности, у этих людей тоже никого нет, кроме нас, а у нас никого нет, кроме них, — ведь разве же поймут родители, что такое искать любви, а не порицания, — через наркотическое саморазрушение Оливии, или разве они поймут, что «спать как психопат в подвале вниз головой» — крик отчаяния Лоренцо — страшнее и искренней, чем православная (ну или католическая) заповедь «почитай отца и мать», ибо и являются этим почитанием, а вся религия и мораль отступают перед их невинными муками распятия во имя поиска Любви. Актёры показывают нам это настолько натуралистично, что я не могла удержать слёз во время просмотра. И между мной и экраном разрушались все завесы, а Боуи пел о Космосе. (Кстати, такой же достоверности добились создатели «Жизни Адели», тоже своеобразном фильме-селфи). И что оставалось героям — так это только найти Любовь друг в друге. И мы верим, что это та Любовь, которая никогда не кончится и теперь это навсегда, и она, по духу своему, чем-то сродни финальной молитве (Бах «Страсти по Матфею») в «Жертвоприношении» Тарковского и чем-то похожа на последние мгновения жизни Донни Дарко:"… И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»…


    10 из 10

    5 июля 2015 | 15:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>