Перед Вами не просто жанровая экранизация голливудского хита. Это - коллекция минималистичных бюджетных визуальных изысков. Степенный Харис (Кристофер Ли) участвует в ритуале бальзамирования покойной принцессы Ананке. Многовековая печаль не может быть скрыта - ею полны глаза Мумии (Кристофер Ли), гордо несущей очаровательную Изобель Бэннинг в болота. Эти моменты просто невозможно забыть. Кристофер Ли передает величие и таинственную самобытность. Он является эмоциональной точкой отсчета этой ленты.
А все остальное уже совсем не так важно. Герой Питера Кушинга тут нужен лишь для контраста. В этой ленте он выражает Рациональность. Но, чем более отсылает он нас к логике, тем четче проступают контуры персонажа Кристофера Ли. Тем более, что детективная линия тут проведена лишь для проформы.
Внимания заслуживает лишь сцена с откровенной провокацией. Догадавшись об имеющей место интриге персонаж Кушинга умело выводит из себя сектанта:
- дело в том, что у меня в стране жестокость стала привычной. Моя страна не такая цивилизованная, как ваша.
- да. История Вашей страны пропитана жестокостью. Вспоминаю, как мы нашли гробницу принцессы Ананке, она была жрицей бога Карнака. Сотни людей были принесены в жертву во время ее похорон.
- Это вполне возможно.
- Хотя он не был главным египетским божеством...
- Но не для тех, кто верил в него.
- Должно быть это был глупый и жестокий бог...
- Почему Вы так думаете?
- Он был весьма незначительным богом, и чтобы как-то возвысится призывал к жестокости.
- Уверен, что Вы заблуждаетесь.
- Не думаю. Я очень внимательно изучал религию. В ее основе лежали глупые, а иногда даже смешные, представления.
- А Вам не приходило в голову, что за глупыми представлениями могли скрываться глубокие чувства верующих.
Этот диалог выходит далеко за пределы фильма. Персонаж Кушинга как можно более отдаляется от толерантности. Он изображает карикатурный образ жестокого к чувствам других колонизатора. Он вмешивается в сакральное и дает этому весьма резкие однозначные оценки. И, как всякий колонизатор он получает обвинение в поверхностности, в том, что он 'присвоил себе право беспокоить сон чужих предков'. Однако ирония ситуации в том, что для героя это лишь игра, провокация ради того, чтобы прояснить все обстоятельства преступлений. Но в этом и заложена основная идея 'Мумии' - эта лента о святотатстве и наказании за него, колониальная притча. Авторы фильма не смущаются этой темы и уделяя все внимание жанровой интриге не забывают и о скрытом смысле. И получается здорово - раскрыв тему они так и не определяются с ее оценкой. Никаких морализаторствований - лишь расследование преступлений и многовековая история любви.
'Если Вы одобряете святотатство - Вы должны быть готовы к любым последствиям'
Я такое вытворял, что даже Шварценеггеру не снилось…
(Кристофер Ли)
Мумия
Вечная память Кристоферу Ли. Актер умудрился вывихнуть себе плечо на съемках фильма, когда выбивал дверь в образе разъяренной мумии, а-хи-хи, а еще поранился осколками разбитого стекла.
Кстати, у нас кино выходило под названием “Проклятье фараонов”. Любят отечественные локализаторы усложнять. Все ведь гораздо проще, перед нами “Мумия” 1959 года из самого сердца Британии. Дамы и господа - студия Хаммер!
Сюжет. Археологи находят гробницу жрицы Ананки (забавное имя). Местный житель пытается отговорить археологов, те (естественно) его не слушают. Мужик подключает злобную мумию, чтобы отомстить осквернителям.
Положа руку на сердце, вполне предсказуемый ход Хаммер. Продюсеры тупо не могли пройти мимо, да-да, им понадобился очередной монстр студии Юниверсал. Напоминаю. За спиной уже находился Дракула, за спиной уже находился Франкенштейн (со своим чудовищем). Ничего личного, как говорится, бизнес. Перезагрузили Мумию.
Заходим в графу создатели – знакомые все лица, а-хи-хи. В режиссерском кресле (опять) – Теренс Фишер. В сценаристах (опять) – Джимми Сэнгстер. Ну, а среди актеров (опять два закадычных другана) – Питер Кушинг и Кристофер Ли. Кушинг играет археолога Джона Бэннинга. Кристофер Ли – мумию Кхариса.
Теперь давайте разберемся с путаницей по поводу ремейка. “Мумия” Фишера игнорирует черно-белый оригинал Юниверсал, где играл Борис Карлофф, совершенно верно. Он реально больше смахивает на один из его сиквелов. Конкретно – фильм 1942 года “Гробница мумии”. Хотя сами персонажи (Джон Бэннинг, мумия Кхарис, жрица Ананка) – впервые появились в ленте 1940 года “Рука мумии”, т.е. за пару лет до “Гробницы мумии”.
Хороший ли фильм в целом? Да. Он слегка медлительный (особенно в середине), но поклонникам Хаммер все-таки стоит заценить. Классный грим (для своих лет), опять же. Прекрасные актеры. Выразительные глаза Кристофера Ли. Достойный (колоритный) классический ужастик.
1959, студия Хаммер, цветная пленка, заряженная в камеру, двухметровый Кристофер Ли, обмотанный несколькими слоями бинтов, старый дом, декорированный аля конец 19-го века. Свет, камера, мотор. Первый перезапуск Мумии выходит в свет.
Фильм 1932-го взял газетный слух и попытался выстроить из него полный саспенса и постоянного зрительского напряжения хоррор, однако все попытки разбились об айсберг неуспешной реализации: лента была симулятором говорения, а само чудовище - Дартом Вейдером, убивающим людей через полгорода одним движением руки. После неудачной, но все же попытки, пошел трэш, самым адекватным фильмом среди которого была 'Рука Мумии'. Закончилась эра Universal апогеем анархии и непонятной садомии, однако того требовал и жанр этого самого последнего фильма, 'Эббот и Костелло' - как никак, комедия.
И вот, студия Hammer врывается в волну фильмов про оживших перебинтованных мертвецов с уже своей 'Мумией'. Сюжет на сей раз перенес не на 30 лет вперед, а настолько же назад - конец 19-го века. Антураж тех времен, к слову, передан лениво, но в целом достойно - машин нет, повозки есть, элементы декора напоминают те времена - пойдет.
Пускай историю и перезапустили, но в целом общие детали сюжета остались прежними: Кхарис, совершивший, по мнению его сограждан, святотатство во имя своей почившей возлюбленной - Ананки, возвращается к жизни из-за того, что нашедшему его человеку показалось хорошей идеей прочитать египетский манускрипт вслух. Весь оставшийся хронометраж мумия убивает, а его жертвы, как и положено, смиренно умирают. Хотя ладно, вру, так только последние минут 30. Остальные 40 заняты симулятором говорения, а 15 из этих сорока отведены еще и под флэшбек в древний Египет, ибо история Кхариса и Ананки вне сомнения достойна уже пятого, наверное, по счету пересказа. Мумия появляется редко и оправдано это ничем: не то чтобы симулятор говорения мог выдавать умные мысли, скорей даже наоборот, мне до сих пор упорно кажется, что этот фильм снимали расисты, которые оставили в диалогах соответствующие намеки. Но сюжет губит не только это, здесь полным полно глупостей. Невероятно удивительное совпадение по внешности жены глав. героя и Ананки - это вообще самый простой и дурацкий пример того, как писать не стоит, а простой и дурацкий он потому, что все это и так знают.
Сам Мумия внушает своим ростом, но напоминает больше человека с чувствами и переживаниями, чем оживший кусок зомбятины. Он даже ходит как обычный человек, бегать только, разве что, не умеет. А раньше еле плелся, пришваркивая ножкой и выставив руку вперед аки фашист. Да и глаза у Кристофера Ли такие грустные и милые, что пожалеть его только хочется. Зато сами убийства стали логичнее построены. Раньше люди стояли как вкопанные перед мумией и смиренно принимали смерть, не пробуя даже убегать от еле вышагивающего и прихрамывающего в процессе Кхариса, а сейчас убийство беспомощного старика в маленькой запертой комнате, где и бежать-то особо некуда - словно бальзам на душу.
Да и все же несмотря на очевидные прорехи в сценарии, смотреть это отчего-то интересно. Во-первых, этот фильм цветной, что уже добавляет красок в этот черно-белый мир. И на сей раз сказано это не метафорично, а буквально. Во-вторых, его еще и перевыпустили, сделав цвет еще более сочным. Да и снято это все хорошо. Действительно хорошо. С интересной цветовой палитрой и охватами камеры. Никогда бы до просмотра не подумал, что мне понравится то, как это снято. Фильм-то конца пятидесятых, а благодаря визуальной составляющей и в 2к17 смотрится вполне себе неплохо.
Да и есть здесь какой-то свой стиль и своя... душа, что ли. Видно, что авторы старались сделать все качественно, где-то саспенса нагнать, где-то напугать. И, поймав волну этой души, фильм отчего-то становится в кайф смотреть.
Но все же, от старой концепции сюжета и традиций пора бы уже отходить. Тут Мумия по канону слушается египтянина в красной феске, душит мужчин и похищает женщин. Хорошо хоть подорожник не ест.
Такое звание (без 'как бы') получил фильм 'Дом восковых фигур' 1953 года, переснимающий классику 'Тайна музея восковых фигур' 1933 года, причём ремейк был снят в анаглифном 3D, что было тогда в диковинку для всех, только тогда это называлось не '3D', а 'стереокино', и классикой ремейков фильм назвали не зря, поскольку фильм 1953 года получился действительно отличным. С 'Мумией' 1932 года и её ремейком 1959 года, о котором пойдёт речь, ситуация иная. Древний фильм был для своего времени отличным фэнтэзи-хоррором, несмотря на отсутствие цвета: в фильме была уникальная идея и достойное для того времени воплощение, хотя даже сейчас зрители, не брезгующие древностью, отмечают достоинства старой 'Мумии'. В свою очередь, версия 1959 года, по сути, не привнесла в эту историю ничего интересного, кроме визуала, который здесь, конечно, намного красивее, но стоит заметить, что в 50-х годах американцы уже умели снимать гораздо более зрелищный экшн. И, если в фильме 1932 года сюжет был малость незавершённым, что компенсировали интересные диалоги, то здесь повествование и диалоги на порядок ниже.
В отличие от картины 1932 года, в данной версии повествование начинается с раскопок, в ходе которых была оживлена мумия - в версии 1932 года действие началось сразу с появления мумии. После того, как гробница с мумией упала в болото в результате халатного обращения извозчиков, египетский жрец читает заклинание над болотом, после чего мумия оживает и отправляется на поиски жертв. Довольно немалую часть фильма показывают подробности захоронения другой мумии, женского пола. После раскрытия главной тайны, показывают небольшую отсылку к оригиналу 1932 года, а именно отношение двух мумий мужского и женского пола. Логики в действиях героев, увы, меньше, чем в исходной версии, концовка и вовсе примитивная. Собственно, смотрится фильм более-менее интересно, но, если сравнить с исходником, то здесь всё гораздо мрачнее. В этом плане ремейк 1999 года, наиболее известный среди современных киноманов, бесспорно выигрывает. Хороши в нём не только крутейшие спецэффекты, но и полная совершенность сюжета, и фильм представляет собой шикарный аттракцион для любителей фэнтэзи-боевиков. В версиях 1932 и 1959 годов авторы ставили перед собой задачу прежде всего напугать зрителя образом мумии, но, если зрители 30-х годов могли испугаться лица мумии во весь экран, то в 'обновлённой' версии и испугаться нечего. Не думаю, что данный ремейк вызывал фурор в 50-х. Для разнообразия посмотреть можно, но лучше в n-ный раз пересмотреть всю новую трилогию.
Легендарная английская студия «Hammer» ставит ремейк американской чёрно-белой классики от «Universal»; в режиссёрах числится сам Теренс Фишер (Terence Fisher), чья фамилия неделимо ассоциируется с хоррором под «молоточной» эгидой; в актёрском составе тоже цвет известного творческого жанрового коллектива; на дворе конец успешных плодотворных пятидесятых – для определённого количества зрителей лучшего сочетания придумать невозможно. Все любители остросюжетных детищ «Hammer» имеют прекрасную возможность окунуться в захватывающий фильм, в лучших студийных традициях рассказывающий о гротескном ужасном монстре, похищенной вопящей красавице на его руках, отважном герое и удивительных вещах.
Тема с ожившей мумией всегда выделялась в кинематографе своей манящей спецификой прикосновения к чему-то древнейшему, упрятанному в до сих пор совсем непознанные архаичные предания закатившейся некогда величественной цивилизации Египта, полной роскошных дворцов с отблеском яркого убранства под палящим солнцем, что тесно соседствует с дикой жутью таинственных ритуалов, особых захоронений, наказаний, вершимых в мрачных каменных чертогах. Сценарий словно проходит в двух пластах, умеючи заигрывая с пугающим ключом постановки, одновременно не забывая про погружение фильма в фильм, точно сказку. Тематика предыстории мумии выдалась настоящей жемчужиной, когда зритель может наблюдать экскурс в древний мир, где разыграна красивая и жестокая пьеса о верховном жреце Харисе, получившем страшное наказание из-за чувств к почившей возлюбленной Ананки.
Мастер жанра Кристофер Ли (Christopher Lee) создаёт немногословный, но запоминающийся двоякий образ. Мы видим его безостановочной мумией, несущей лишь хаос уничтожения, которая вполне получилась из-за совпадения физических фактурных данных с высоким ростом и работой гримёров. Однако у мумии есть своя драма, где, словно насмешкой судьбы, антагонист картины радикально меняет степень значимости. В условной современности пасмурной ночной Англии злодей представлен ручным монстром, послушным приказам хозяина, когда в жарком царстве сфинксов, ещё не покрытых пылью от туристов, он был солидным верховным жрецом, двигающим всю процессию за собой. Актёр здорово передаёт это амплуа, находясь в роскошных богатых декорациях при павильонных съёмках. Ему подыгрывает не менее именитый коллега Питер Кушинг (Peter Cushing), ответственный за положительного аристократичного героя, что у него всегда ловко получались. Будучи ещё в самом рассвете сил, лицедей частенько участвует в остросюжетных сценах схваток с забинтованным оппонентом.
Помимо привнесения чисто развлекательного фантазийного конфликта, лента обладает дискуссионным началом, рассуждающим о правах современных образованных людей науки покушаться на творения прошлых поколений. Ведь, по сути, любые археологи это наши благодетели, помогающие открывать тайны истории, обогащающие музеи мира, но вместе с тем они простые разорители могил и духовного наследия целых народов, бесцеремонно вынимающие частицу когда-то чего-то важного из сакраментальных сооружений, выставляя это на всеобщее обозрение любопытной публики. Поэтому тема наказания проклятых мумией египтологов умеет кинематографично забавлять, но при некой метафоричности концепции, словно заторможенный вновь оживший предок загадочного царства тщетно борется за сохранение толики духовности в современной цивилизованной бездуховности, замещающей смиренную веру в богов на сухой прагматичный рационализм. Думаю, благодаря этому все классические монстры и вечны на экранах, в книгах и вообще в масскульте, имея не только гротескную форму, способную привлекать зрительскую аудиторию жанровым продуктом, но ещё неустанно нести частицу нравственного конфликта, отражающего ту или иную сторону нашей реальной жизни.
В итоге картина не зря стала знаковым представителем британской школы хоррора своей классической поры от знаменитой студии, после получив ещё три продолжения. Выполнена она профессионально, отрабатывая все поставленные задачи.
В пятидесятые года двадцатого века студия Hammer стала весьма известна сред поклонников жанра ужасов. Большую роль в этом сыграла способность студии не плохо «возрождать» к жизни классических монстров, таких как Дракула и чудовище Франкенштейна. Конечно, Hammer не смогли обойти стороной и знаменитую мумию. Тем самым перезапустив очередную франшизу.
Фильм «Мумия» имеет довольно стандартный сюжет, в нём практически нет неожиданных поворотов. Но, не смотря на это, картина смотрится довольно бодро. Меня несколько разочаровала концовка. На мой взгляд она слегка не продуманная.
В картине сыграли актёры, которые уже не первый раз появляются в фильмах студии (Питер Кашинг и Кристофер Ли). К их игре не возникает ни каких нареканий, а мумия в исполнение Кристофера Ли выглядит впечатляюще.
Hammer снова удалось вернуть к жизни классического монстра. Фильм «Мумия» получился не плохим представителем фильмов ужасов. Он вызывал интерес у людей более пятидесяти лет назад и продолжает вызывать его у современных зрителей, не смотря на свои недостатки. Картина является достойным представителем классики. Рекомендую к просмотру.
Английский фильм ужасов 1959 года, также известный под названием 'Мумия'. Первая часть мумийного цикла студии Hammer Films, классика фильма ужасов.
Сюжет картины прост и использован уже не в одном десятке фильмов. Группа археологов занимается раскопками и вскоре натыкается на древнее захоронение. Естественно находится тот, кто пытается предупредить копающих о наложенном на гробницу проклятии и о том, что, в случае её открытия, последует непременная и безвозвратная кара. Археологи захоронение вскрывают и кара в виде убивающей мумии (Кристофер Ли), соответственно, следует. Мумией руководит непреклонный интеллигент-блюститель тайных культов 'египтянин'.
Картина не даёт повода для скуки (за исключением, возможно, повторного показа событий проникновения в гробницу Ананки (хотя и здесь события обогатились непосредственным показом свершившихся жутких обстоятельств дальнейшего умопомешательства одного из археологов), а также показов чересчур формализованных ритуалов погребения самой Ананки). При том, что актёры играют на камеру, на зрителя (явление старого кинематографа. То есть, возможно, они и не делают этого специально, но впечатление складывается именно такое), в отличие от многих и многих сегодняшних фильмов, их очень приятно слушать, интересно следить за их диалогами и поведением актёров во время оных (из ярких примеров - предфинальный диалог между Джоном Баннингом и 'египтянином'). Очень запомнились забулдыги (особенно тот, с выпученными глазами, сцена в полицейском участке), исполнители которых очень хотят именно их изобразить, а не сыграть, причём нередко в комедийном ключе. Натурные съёмки производятся в декорациях - первые сцены фильма раскопок гробницы (и что этот рабочий стучит молотом по камню ?), болото, что-то ещё было. Это видно невооружённым глазом, но никак не ухудшает достоинств фильма. Вообще, все вышеуказанные параметры придают фильму своеобразный шарм (также стоит добавить и сцены сражений героев с мумией, которые выглядят достаточно постановочными).
Не менее интересными будут выглядеть сцены действия внутри помещений, которые очень шикарно обставлены - мебель, книги, картины...всё антиквариат (хотя подобное материальное окружение характерно именно для интеллигентов - археологи, 'египтянин'). В противовес этому слишком неаутентично выглядят египетские реликвии и материальное окружение тех древних периодов (окружение гробницы в первой части фильма; чтение легенды и перенос зрителя в стародавние египетские реалии). Всё это выглядит как-будто слепленным из бумаги, картона или фанер с размалёванной нехитрым художником краской (хотя сомнения могут присутствовать - я далеко не специалист в области египтологии и по аутентичности сужу лишь из обывательских представлений). Весьма слишком шикарно обставленным будет выглядеть психиатрическая больница - если это как-то ещё соотносится с кабинетом врача (он же вроде директор), то с обстановкой пациента-археолога слишком и слишком жирно. Приковывает внимание мумия (особенно её пробуждение из болота), которая ковыляет как проржавевший робот из какого-нибудь 'Жандарма и инопланетян' с Лу Де Фюнесом. Также мумия непременно вызывала у меня ассоциации с Фантомасом. Но смотреть за её поведением одно удовольствие, хотя оно также часто формализовано.
Не стоит забывать о костюмах героев - одежда и внешний антураж прошедших эпох всегда вызывали у меня заинтересованность. Здесь можно оценить это в отношении, главным образом, предполагаемой эпохи сюжета картины 1895-1898, но никак ни освещаемых ретроспективой египетских событий (вопрос об аутентичности выше). В качестве примеров - элегантный 'египтянин' в галстучке, пиджачке, жилеточке, да и шапочку (как она там...тюбетейка что ли ?) любящий поносить. Джон Баннинг - его сероватый польт, что-то типа дождевика со свисающими по рукам тканями (не знаю даже как это назвать) и т.д.
В остальном же кинофильм - хорошая вариация истории про похождения мумий и древнеегипетских проклятий. Отличный фильм. Подарок любителям классических фильмов ужасов.
Несмотря на то, что фильм 59-го года, смотрится он потрясающе. У фильма есть несколько плюсов:
ПЕРВЫЙ ПЛЮС. Фильм снят в цвете, хотя для ужастиков того времени это было редким явлением. Лишь немногие удостаивались такой чести (достаточно вспомнить фильмы 'Муха' или 'Дом восковых фигур').
ВТОРОЙ ПЛЮС. Мумия в исполнении Кристофера Ли выглядит просто потрясающе, сейчас она пугает не меньше, чем 50 лет назад.
Теренс Фишер... Профессия - пугать людей; после каждого из его фильмов словно окунаешься в романтическое время ужасов и мистики шестидесятых.
После бешеного нашествия на российские экраны многочисленных пугалок и ужастиков, изобилующих кровью, спецэффектами и монстрами на любой вкус, подобные малобюджетные, до безумия предсказуемые фильмы, хоть и захватывающие, уносящие сознание на полтора часа, смотрятся с лёгкой, снисходительной улыбкой.
Быстрое развитие сюжета без особого углубления в суть, наивное повествование, воистину 'киношные ' совпадения, ни на что не претендующие фанерные декорации, переходящие из фильма в фильм маскарадные египетские атрибутика и костюмы, акцентированное внимание камеры на самых 'ключевых ' моментах, соответствующее освещение и конечно же музыка...
Все мелодии к фильму - классика триллеров, кино будто вобрало в себя все самые культовые мотивы творений подобного жанра начиная от египетской композиции, пресущей всем фильмам 'про мумий и фараонов ' и кончая самыми кульминационными, резко меняющими тон мелодиями, просто вгоняющими зрителя в состояние все более и более нарастающего напряжения. На каждое действие, на каждый резкий эмоциональный взрыв накладывается своеобразный, соответствующий этому моменту слой музыки.
И главное - многоликий, вездесущий Кристофер Ли в очередном своем злодейском образе мумии. Внушительный рост, крепкое телосложение и несколько слоёв ткани, покрытой сажей - мумия вышла что называется 'классика жанра '.
Незамысловатое кино, идеально подходящее для просмотра в большой компании, когда не требуется включать голову, а хочется лишь расслабиться и весело провести время.