К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Только что избранный Папа Римский в гражданской одежде сбегает из Ватикана, чтобы почувствовать воздух свободы и понять, чего хочет он сам, и что клетка, хотя и золотая, но все же клетка.

Оказавшись в любимой главным героем стихии театра, плавно перетекающим в жизнь, он так и не решается сыграть главную роль на этой огромной сцене, хотя всю жизнь мечтал об актерской карьере. Но ведь еще Шекспир говорил знаменитые слова о театре жизни, и только немногие люди отваживаются не играть с этой драгоценной игрушкой.

Есть над чем подумать – много планов при внешней легкости и ироничности подачи: кардиналы (играющие в волейбол, принимающие сильные успокоительные, играющие в карты, мечтающие о капучино с пенкой), не желающие быть избранными папой – это как солдат, не мечтающий стать генералом – но чего только в жизни не бывает – а в кино и подавно.

Режиссер-агностик ненавязчиво намекает на потерю Западом смыслов и веры, и тут не поможет прославленный психоанализ и лучший психоаналитик.

В любом обществе есть опасность и соблазн заменить содержание формой, но, может быть. обратившись на Восток, к русской культуре, выросшей на твердой почве православия, поисков правды и истины, для него еще не все потеряно?

Радует в этой трагикомедии то, что наш Чехов, оказывается, не смотря ни на что, понятен и любим и европейцами.

05 февраля 2024 | 15:47
  • тип рецензии:

Давно не сталкивался со столь тонкой работой в кино. Фильм атмосферный и для тех, кто даже много раз был в Риме будет очень интересен. Итальянцы - очень сложная нация и в этом фильме это проявляется в полной мере.

Особенно приятное ощущение послевкусия от просмотра - как после глотка благородного вина. И, что для меня было главное - искусство (в том числе и кино) не должно выполнять чей-либо заказ (в том числе и озлобленная травля римо-католиков в последнее время). Как только режиссер становится свободным в своих поисках, получается многогранным, ироничным, добрым, сердечным и т.д. - то есть таким, каким вообще должны быть люди. Папа в фильме напомнил мне своим образом папу Бенедикта, недавно ушедшего со своего поста. Сегодня сравнительно молодой и деятельный папа Франциск является в какой-то мере ответом на те вопросы, которые поставлены церкви в фильме 2011 года. Поэтому моя оценка этого фильма - высшая.

15 сентября 2015 | 02:47
  • тип рецензии:

Посмотрел фильм. Остались грустные впечатления. Нет, недостатков в изложении сюжетной линии, тем более в актёрской игре, я, как зритель, не заметил. Да, и звёздный состав этого не предполагал. Кто старше 30 лет и родился в России, тот безусловно знает легендарного Ежи Штура. А если и незнакомо имя, то характерные персонажи прочно впечатались в сознание, благодаря искусно сыгранным ролям и ярким образам героев. Одно только «Дежа вю» чего стоит! То же самое можно сказать о Мишеле Пикколи. В основном люди интересующиеся историей европейского кинематографа скажут о ком идёт речь, услышав его фамилию. Но число признающих талант мастера заметно прибавится при упоминании ленты «Большая Жратва». Кто не улыбнётся вспомнив оттуда эпизод с фортепианным пассажем и диареей?

Жалко, что не всегда находится место в современной киноиндустрии постаревшим героям. Не вина мастеров, по крайней мере в данной ленте, того что мы видим на экране. «У нас есть папа» насквозь надуманное и искусственное повествование. Признаться хорошо показанное. Но, несмотря на все старания режиссёра, отдельные фрагменты добрых сентиментальных сцен никак не перекрывают общего впечатления от натянутости и неестественности сюжета. Отчего фильм может остаться в памяти, но никак не способен задеть струны в сердце зрителя. Никто не хочет быть папой? Не верю. А что у многих появиться желание сбежать, как Понтифик из папского дворца, от экрана во время первых минут просмотра, верю вполне. Мне показанный здесь католический конклав чем-то напомнил Евровидение. Ну, не могу всерьёз воспринимать мужика в вечернем платье с женским макияжем и бородой. Точка. А здесь авторы по-моему делают то же самое. Я не сторонник сексизма, но сторонник хорошего кино. Если что. Когда «папа выбирает маму», а «мама выбирает папу» не плохо бы подумать. А взявшись снимать об этом фильм, тем более комедию, неплохо бы подумать об этом вдвойне. Всё-таки Нанни Моретти — не зачёт! Только моя «удалённость» от европейской ментальности и высококлассная работа киногруппы позволяет мне поставить нейтральную оценку фильму.

5 из 10

08 июня 2015 | 00:47
  • тип рецензии:

Религиозная тема в кино невозможна без сильных мира сего, вроде Папы Римского. Лишь немногие способны бросить достойный вызов этой знаковой фигуре и среди них – Нанни Моретти, первый из первых, кому действительно покорились границы Святого Престола. Вечный город Рим, пусть и в воображении создателя, мерцающий палитрой ярких красок и ликующий вместе с жителями, готовился к встрече с очередным благословлённым богом понтификом, не подозревая о том, что на сей раз провидение сыграло злую шутку с тысячелетними традициями.

Подпись Моретти – это всегда несколько больше, чем подпись комедийного режиссёра. Он – из тех, кто остро чувствует ветер перемен общественной жизни родного государства и способен предсказать кризисные явления на пороге их развития. Даже такой оплот европейской цивилизации, как римская католическая церковь с её нерушимыми ценностями, по его мнению, уже не гарантирует себе беспроигрышного существования. За примером далеко ходить не надо – в последние годы в адрес Ватикана звучит множество критических выпадов разного рода, принимающих всё более точечный характер. Многочисленные скандалы стали одной из причин добровольного ухода со своего поста Бенедикта XVI, продержавшегося там гораздо меньше своего предшественника. Не остаётся в стороне и сам Моретти, выбирающий не столько обличительную, сколько психологическую манеру дискуссий. Она начинается с момента голосования конклава, во время данной процедуры престарелые лица кардиналов раскрывают, по меньшей мере, нерешительность. Вопрос о готовности каждого к великой миссии стать новым Папой так и повисает в зеркальной тишине комнаты для голосования, окончательно исчезая после решения большинства об избрании таковым престарелого Мельвиля, которого логично назвать козлом отпущения, жертвой ситуации.

Если столь неожиданный поворот в церковном сценарии кому-то покажется далёким от абсурда, в этом вряд ли будет ошибка. «У нас есть Папа» – лишь внешне напоминающее комедию исследование на тему общественной морали, в котором дедукционными методами раскрываются весьма неудобные и болезненные вопросы. Частый актёр своих фильмов, Моретти на сей раз примерил образ ярого концептуалиста от науки, ставящего во главу угла скептическое отношение к действительности. Впрочем, даже такое удивительное изобретение человечества, как психоанализ, заочно претендующее на роль индикатора нездорового состояния католической церкви, в сложившейся обстановке вряд ли способно быть более полезным несчастному Мельвилю, чем пресловутое бегство со сцены. Чего не скажешь о других кардиналах, легко и просто вписавшихся в рамки игрового эксперимента, придуманного Моретти-психоаналитиком.

На всё, что происходит с Мельвилем в течение двух дней его раздумий, нельзя смотреть без искреннего умиления и грусти. Он позабыл большую часть жизни, за исключением ранних воспоминаний, где по-прежнему живы мечты о театре, классика. Наречённому папе, оказывается, вовсе не нужна сверхвласть и даже не нужно признание своих богослужебных заслуг. Всё, в чём он действительно нуждается – это глоток свежего воздуха, не формальные, а искренние отношения с внешним миром, частью которого и он, и его соратники всегда были и останутся. Эти люди, вероятно, когда-то давно пожертвовали земной свободой ради достижения иных целей, но не убили в себе изначальную святость, которая даруется всем от рождения и на сто процентов чище заплесневелых догм католицизма.

Мишель Пикколи, сыгравший главную роль, неотразим в своём достоинстве мудрого человека, пронёсшего через годы какую-то тайну, неоценимо важную для самого себя. Стоит ли говорить, что за плечами этого выдающегося француза, о котором в нашей стране наслышаны куда меньше, чем о Депардье, огромный профессиональный и жизненный опыт. При этом, он не побоялся рискнуть фактически всем, а просветлённый Мельвиль, возможно, стал лучшей ролью в его списке.

03 июня 2015 | 23:30
  • тип рецензии:

Мягкий, трогательный фильм рассказывающий о небольшом размышлении, которое увлекает нового Понтифика. На три дня он пропадает из поля зрения всех решает облачиться в мирскую одежду. Он пытается осмыслить произошедшее и найти в себе силы. Такая нехитрая завязка переходит в трогательное изображение значительных событий для многих верующих.

В этом фильме не будет особой интриги или визуальных красот. Милая история посвящена восхищения католическими институтами. А почему бы и нет? Известная на весь мир атрибутика, нестареющий Мишель Пикколи, чемпионат мира по волейболу среди священников - все это не вытягивает фильм, но создает вполне благожелательную атмосферу. Другое дело, что конструктивизм этой атмосферы никак не может позволить мне поставить фильму более низкую оценку и сменить цвет рецензии.

Хотя, это творение Нанни Моретти никак не назовешь оригинальным. У меня создалось впечатление, что основная идея заимствована из небольшой сценарной линии гениальной ленты Майкла Андерсона 'Башмаки рыбака' 1968 года. Несмотря на свою непризнанность, эта лента для меня является шедевром. А любые сравнения идут совсем не в пользу итальянской ленты.

В качестве дополнения, позволю себе немного пофантазировать. Вот только представьте, как повысилась бы смотрибельность фильма, если бы небольшие роли священников сыграли Марчелло Липпи, Эрик Кантона и Фабио Капелло. Знаменитости вполне смогли бы выразить на экране смирение, а для многих зрителей их участие стало бы приятным бонусом.

5 из 10

05 сентября 2013 | 03:02
  • тип рецензии:

После смерти Папы Римского, понтификат которого был долог и славен, собирается новый конклав с целью избрать нового главу Римско-католической церкви. После нескольких баллотировок без явного фаворита члены Коллегии Кардиналов решают избрать Мельвиля, в качестве компромиссного кандидата. Для завершения процедуры выборов новоиспеченному Папе остается только выйти на балкон Собора Святого Петра и благословить верующих, но Мельвиль не может выйти к верующим из-за приступа панической атаки. Его осматривает врач, но заметных отклонения в физическом здоровье не видит и кардиналы решаются обратиться к помощи психоаналитика. Сеанс не дает никаких результатов из-за строгого ограничения тематики вопросов и присутствия кардиналов при встрече Мельвиля и психоаналитика. Пресс-секретарь Ватикана решается на тайный выезд Мельвиля в Рим на прием к другому психоаналитику, надеясь что сеанс «тет-а-тет» сможет помочь новоиспеченному Папе. Встреча опять не дает видимых результатов, но случается невероятное – побег Мельвиля. Перепуганный пресс-секретарь ничего не говорит кардиналам, наспех сочиняя, что «Папа молится в своих апартаментах и скоро выступит перед верующими»…

В последнее время Католическая церковь является постоянной мишенью для насмешек и нападок, священники и кардиналы часто оказываются замешанными в скандалах, многие положения католического вероучения кажутся безнадежно устаревшими. И деятели из всех видов искусств не упускали возможности покритиковать или высмеять Католическую церковь, и примеров можно найти множество: «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Золотой век» Луиса Бунюэля и т.д.

Но данный фильм Нанни Моретти не является злой сатирой, автор не ставит своей целью опровергнуть или поставить под сомнения какие-либо догматы католицизма, это скорее трагикомедия об ужасе маленького человека.

И этими «маленькими людьми» является в данной картине все кардиналы и очень показательна в этом плане сцена баллотировок во время конклава. Зритель, посмотревший сериал «Борджиа», знакомый из газет или документальных фильм с финансовыми скандалами «Банка Ватикана» или читавший про Католическую церковь Средневековья, будет ожидать закулисных интриг, подкупа кардиналов, угроз, но тут его постигнет разочарование, в этом фильме все кардиналы просят Бога: «Господи, только не меня». Высшие духовные лица в данном фильме отнюдь не алчущие власти коршуны, а простые старички, мечтающие «о лучших в Риме пончиках с заварным кремом».

Также автор высмеял психотерапию, которую на Западе считают панацеей от всех проблем. Психотерапевт, мастерски сыгранный Нанни Моретти, начинает искать причины панической атаки Мельвиля в его снах, а другой психоаналитик, бывшая жена персонажа Моретти и ушедшая к другому психоаналитику, считает источником всех бед человеческих недостаток родительского внимания. И устами одного из кардиналов автор задает герою Моретти колкий вопрос: «А нужно ли такое огромное количество психотерапевтов?».

Но не нужно забывать, что данный фильм лишь частично является комедией, в нем есть и доля трагизма. И чтобы выразить эту долю трагизма, автор применяет столь любимые европейскими режиссерами чеховские мотивы. И Мельвиль, бесподобно сыгранный Мишелем Пикколи, является чеховским героем, перекликающийся с Тригориным из «Чайки». Новоиспеченный Папа меньше всего хотел быть избранным на высшую должность и вообще он подался в духовный сан из-за заваленного в молодости прослушивания в театральную школу и до сих пор может цитировать наизусть Чехова. Но в результате слабости других кардиналов Мельвиль оказался перед сложной моральной дилеммой – либо исполнить долг перед верующими, который для него непосилен, либо исчезнуть совсем и заниматься любимым делом.

В заключение хочется сказать, что получилась неплохая трагикомедия с бесподобным Мишелем Пикколи, не растерявшим свой актерский талант в 87 лет, и она достойна просмотра, но «У нас есть Папа» никак нельзя назвать шедевром.

7 из 10

03 марта 2013 | 22:39
  • тип рецензии:

Нанни Моретти – культовая фигура современного итальянского кино. Вот уже более тридцати лет он создаёт грустные и смешные истории о жизни человека в современном обществе, ловко сочетая в одном лице роли режиссёра, актёра, сценариста и продюсера. Его неспроста называют «итальянским Вуди Алленом». У Моретти, как и у Аллена, реальность часто граничит с абсурдом, герои, обременённые целым букетом всевозможных комплексов, переживают экзистенциальный кризис, поиск выхода из которого непременно сопровождается ироничным экскурсом в теорию психоанализа. Сам автор в этих историях частенько выступает в роли чудака чудаков, тщетно пытающегося разобраться в причине болезней нашего мира. Разница между Алленом и Моретти состоит, пожалуй, лишь в том, что градус язвительности у последнего значительно ниже, чем у его американского коллеги, а потому к своим героям он относится с большей трепетностью и состраданием. В последней картине итальянца «У нас есть Папа!» (2011) центральным объектом иронии пополам с сочувствием становится не кто иной, как Папа Римский.

Кардиналы чинно и благородно собираются для избрания нового Понтифика, и никто не ждёт, что в маленьком королевстве вскоре произойдёт большой переполох. Мало кто желает нести бремя наместника Сына Божьего, а случайный выбор, как это обычно и бывает, падает на того, кто не хочет этого больше всех. Избранный на престол кардинал Мельвиль как может отнекивается от непосильной ноши: закатывает истерики, отказывается выходить на балкон собора Св. Петра с приветственной речью, наконец, бежит из Ватикана куда глаза глядят. Понтифика пытаются успокоить, вразумить, для чего даже обращаются к помощи психоаналитика. Но никто, по всей видимости, даже сам Мельвиль, не понимает, в чём причина его несостоятельности как Папы. Причину эту напрасно ищут в здоровье героя, в его детстве, в отношениях с матерью. Но по Моретти, проблема куда глубже, и лежит, то ли в корне устройства современного общества, то ли и вовсе в основании природы человеческой.

По мнению режиссёра, человек нашего времени, будь он хоть Папа Римский, - это человек до ужаса уставший, одолеваемый рефлексией, не реализовавший свои желания, не готовый к принятию серьёзных решений и не способный отвечать не то что за других, но и за самого себя. Мельвиль – это чеховский герой, маленький человек, который всю жизнь плывёт по течению, отказываясь от своих мечтаний и страдая от нехватки душевных сил и уверенности в себе. Жизнь его проходит так, что ближе к её финалу Мельвиль даже не может вспомнить, как жил, что делал. Волею судеб, маленький человек становится главой одной из самых крупных конфессий мира, и это тоже характерно для современного усталого общества, выдвигающего в свои лидеры усталых людей.

Исследуя причины неспособности Мельвиля принять на себя обязанности Папы, режиссёр попутно иронизирует по поводу состояния католической церкви. Её слабость выражается в неспособности помочь человеку справиться с его душевными терзаниями, и необходимости обращаться к совету психоаналитиков, которые, в свою очередь, тоже бессильны что-либо сделать. Кроме того, выясняется, что современным духовным лицам ничто материальное не чуждо. Как и простые люди, они ссорятся и радуются, играют в картишки и волейбол, сидят на антидепрессантах и снотворных, и совершенно не желают противостоять соблазну чревоугодия в виде «вкуснейших пончиков с кремом» и капучино с маленькой пенкой. Кардиналы оказываются людьми весьма наивными, о чём свидетельствует то, что для веры в благополучие Папы, им достаточно видеть за его окнами чей-то прохаживающийся силуэт, и ничего что Папу в это время изображает гвардеец. Но из всего этого следует парадоксальный вывод о том, что простота и наивность кардиналов и служит залогом их успешного богослужения. И может быть Папой достоин стать именно такой как Мельвиль, за сомнениями которого стоит искренность и требующая изрядной смелости готовность к покаянию, так необходимому современному миру.

Прелесть кинематографа Моретти состоит в том, что его метод исследования человека и общества лишён критики. Режиссёр относится к своим героям с состраданием и пониманием, с терпимостью и сочувствием. Как никто другой, он знает, что у маленьких людей и вина маленькая. Мир по Моретти перевёрнут с ног на голову, противоречив и парадоксален, но страшного в этом ничего нет, мир именно таким и должен быть, деваться некуда.

8 из 10

25 сентября 2012 | 01:01
  • тип рецензии:

История о том, как новоизбранный Папа Римский отказался от престола и во время панической атаки сбежал из дворца. Если вы думаете, что вам предлагают совершить вылазку на закрытую территорию – в Ватикан, куда деятелей кино не очень-то и пускают, то вы ошибаетесь. Ватикан был специально реконструирован для съемок. Но это ничуть не преуменьшает значение фильма.

Хотя, может быть, именно поэтому, всё происходящее напоминает театр, где несколько десятков неуклюжих пожилых людей, облачённых в рясы, делают вид, что выбирают главного наместника Бога на Земле. Их решения ожидает некоторое количество живых зрителей, собравшихся на площади перед дворцом, и миллиард последователей по всему миру.

Режиссёр Нанни Моретти иронизирует от первого до последнего кадра, отчего фильм в какой-то момент начинает превращаться в откровенный фарс. И если иронизировать на тему религии было в порядке вещей (здесь достаточно вспомнить хотя бы Бунюэля и Феллини), то делать аналогичную процедуру с верой в кино как-то до сих пор стеснялись.

Возможно поэтому в финале, когда Папу всё-таки разыскивают и возвращают в Ватикан, неожиданно наружу прорывается какое-то глубокое чувство, диссонирующее с происходящим. Нечто похожее со мной однажды уже случалось, когда я из праздного любопытства зашёл в храм Александра Невского во время службы, и вдруг у меня, неспросясь, потекли слёзы. Из чего могу сделать вывод, что с верой (по крайней мере, у меня) шутки плохи, ведь она, в отличие от ума, знает, как пробиться к сердцу.

И поскольку увиденное вступает в труднопреодолимое противоречие между игрой саркастического ума постановщика и невольно возникающими чувствами, то и общее впечатление от фильма остаётся крайне неоднозначным. И почему-то хочется переписать Вознесенского:

Можно и не быть католиком,
Но нельзя терпеть, пойми,
Чтобы, как в рекламных роликах,
Так глумились над людьми….

Помимо всех возможных аллюзий (даже с недавно прошедшими выборами политического «папы» в России) Habemus Papam - это редкий шанс познакомится с последней работой Нанни Моретти, ухитрившегося за 10 лет до этого (в период затяжного кризиса итальянского кино) получить «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. А ещё – это уникальная возможность посмотреть на актёрскую работу 85-летнего Мишеля Пикколи (в роли главного Божьего наместника), снявшегося более чем в 200 фильмах, причём у самых великих постановщиков.

13 августа 2012 | 14:11
  • тип рецензии:

Содержание фильма достаточно подробно изложено в аннотации, так что нет смысла пересказывать его еще раз.

Кино с первого взгляда милое и забавное, однако с явной фигой к нынешнему ватиканскому руководству и с множеством подтекстов.

Намеками, а иногда и прямо режиссер доносит до зрителя нехитрую мысль - не садись не в свои сани, не примеряй одежды предшественника, если не уверен, что они тебе по размеру.

Кардинал Мельвиль (Пикколи), случайно избираемой Папой, на протяжении всего фильма мается и терзается, понимая свое несоответствие высокому посту, неспособность совершить папское служение в нынешние нелегкие, особенно для католической религии времена.

Сбежав из Ватикана и болтаясь по Риму между психоаналитиками, актерами, уличным народцем - такими же неприкаянными и запутавшимися как он людьми он пытается услышать призыв свыше, понять, почему он...

Все это ведет к достаточно необычному, но закономерному по логике фильма финалу.

Параллели и намеки на реальную жизнь и нынешнего папу - Бенедикта шестнадцатого, который по мнению многих серьезно уступает своему великому предшественнику явственны.

И поляк-министр ватикана (Ежи Штур), который остался от прежнего папы, и упоминания о тяжелой болезни предшественника, и сам Мельвиль - по национальность судя по всему француз, что не многим в глазах итальянцев отличается от немца.

В целом кино полно немым укором - показывает не какая есть, а какова должна быть истинная церковь, как должен был бы поступить глава церкви, не очень соответствующий высокому посту.

На конклаве нет интриг, кардиналы не рвут друг друга на части из-за папского престола, а склоняются перед волей собрания, избравшего слабую и неочевидную фигуру, смиренно молятся во время выборов, прося Всевышнего, чтобы их самих не избрали на высший церковный пост.

Потом служители церкви, ожидая исхода папских терзаний на протяжении нескольких дней запертые в Ватикане (таковы правила) мирно гоняют мяч, играют в карты, по детски радостно наблюдают в окне за тенью папы, якобы пребывающего в раздумьях.

Нет ни шороха ряс мальчиков-семинаристов по ночам в коридорах, ни алкоголя, ни жестоких интриг-схлесток разных группировок, ни коррупции.

Всего того, в чем нынче обвиняют церковь.

И сам Папа в конце принимает важнейшее для него, и для католической церкви решение так, как должен это сделать истинно смиренный человек.

Что еще сказать о символизве - тень гвардейца, которого поселили в папских покоях на время блужданий запутавшегося Папы по Риму.

Его задача маячить за шторами в белых одеждах, чтобы пробуждать у кардиналов, ожидающих решения Мельвиля, что Папа действительно у себя, думает, переживает, молится.

Получается - что взгляды высших служителей церкви устремлены на пустышку, обманку в папских покоях. Опять же намек на сегодняшний день.

Резюмируя - идеалистическое кино о церкви, которая ДОЛЖНА быть, но которой к сожалению нет.

Фильм чем то похож на американский сериал Западное крыло, изображающий в мрачные времена нулевых идеального президента - честного, умного, преданного стране, что особенно забавно смотрелось на фоне Буша.

Пост главы церкви, будь то папа или патриарх - огромная, неподъемная для большинства ноша, великая ответственность, а не повод разъезжать на лимузинах и миловаться с президентами и королями.

В чем актуальность фильма о католической церкви для современной России и можно ли перенести пафос фильма на нашу церковь?

Думаю, каждый ответит для себя сам на этот вопрос.

8 из 10

02 июля 2012 | 12:51
  • тип рецензии:

Итальянский кинематограф, некогда занимавший ведущие позиции не только в Европе, но и в мире, ныне уже довольно далек от этого высокого статуса и пребывает скорее где-то на периферии. Нанни Моретти - сейчас один из немногих итальянских режиссеров, благодаря которым национальное кино все еще ценится как на крупных фестивалях, так и среди зрителей. Конечно, ему, мягко говоря, далековато до того поколения великих и могучих постановщиков (Микеланджело Антониони, Пьер-Паоло Пазолини, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи), на работах которых выросли целые поколения итальянцев (да и не только их), но он хотя бы старается держать марку. И временами у него это получается весьма и весьма достойно. Пусть он и предпочитает работать по большей части в легком жанре. Из этой же серии и его новая картина - 'У нас есть Папа!'. Комедия не то чтобы на злобу дня, но на злобу - уж точно. Пусть последняя фраза и станет отправной точкой моего повествования об этом фильме.

Церковь и священнослужители - это всегда скользкая тема. В некотором роде даже пикантная. Особенно если дело касается Ватикана и Папы Римского собственной персоной. И особенно если ты снимаешь комедию. Тут уж ставки высоки с самого начала. Перед Моретти открывалась грандиозная перспектива сделать кино не только (и, наверное, не столько) смешное, сколько как раз злободневное. Есть же жанр политической сатиры. Так почему то же самое не проделать с церковной бюрократией? Благо, что это совсем незаезженная территория. Но Моретти почему-то не воспользовался ситуацией. Естественно, он подтрунивает над Ватиканом, но беззлобно. Шутит, но так, чтобы никому не было обидно. С успехом обходит все возможные острые углы и в конечном итоге выдает милую, хорошую, действительно смешную комедию в несколько необычном антураже. Сам по себе результат неплохой, но мы, положа руку на сердце, все-таки ждали чуточку большего.

Впрочем, бог с ней, с сатирой. Там и без нее есть много любопытного и достойного внимания. Например, восхитительный Мишель Пикколи, талант которого к 86 годам не только не потускнел, но и расцвел новыми красками. Его Папа - это всем Папам Папа. Скромный, добрый, великодушный, умный и наизусть цитирует целые главы из чеховской 'Чайки' (иногда складывается впечатление, что за рубежом русскую классическую литературу ценят больше, чем собственно в России). Единственная проблема Мельвилля в том, что он не готов нести ответственность, вести миллионы людей по всему миру за собой. Когда на него сваливается эта ноша, он вдруг понимает, что Бог ошибся, что ему ее не потянуть, что она его раздавит. Но это не кризис веры. Это кризис самоидентификации, потому что Мельвилль вспоминает, что когда-то давно хотел стать театральным актером, жить чужими жизнями, а не быть жизненным оплотом для других. В этом смысле название фильма 'У нас есть Папа! носит явно ироничный оттенок. Дескать, на самом то деле у нас его нет. Или можно так: 'У нас же есть Папа!'. Так зачем нам задумываться о чем-то глобальном и вечном. Ведь Папа ведет нас по тропе веры к вечному счастью и гармонии. Но что, если Папе самому нужен поводырь, ибо он заблудился и не знает дороги? Вот с таким вопросом Моретти и оставляет зрителей. И это очень хорошо. Кино всегда должно что-то оставлять после себя. И риторический вопрос - чуть ли не лучший вариант.

8 из 10

22 апреля 2012 | 14:28
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: