К моей великой печали большая часть современного кинематографа редко затрагивает жанр исторического приключения. А большинство наших отечественных «метров» и «творцов» в целом воспринимает подобные картины исключительно в ракурсе холста для сублимации личных фантазмов и собственных уникальных точек зрения на тот или иной исторический период или фигуру. Не без протаскивания определенных политических взглядов и странного представления о жизни людей прошлого вообще.
Например, всё чаще бытует принцип что чем древнее показываемые в киноленте события, тем грязнее и мрачнее выглядят участвующие в них люди и их окружение. И если во времена Наполеоновских войн целые офицеры якобы позволяют себе ходить грязными и неопрятными, то в период Владимира «Красно Солнышко» всё население необходимо просто сразу и целиком поместить в яму с нечистотами, дабы оттуда торчали только их головы.
И как на фоне подобных гнетущих тенденций не испытывать снова и снова подлинного, детского восторга пересматривая картины признанных мастеров?
Андре Юнебель—мастер и «титан» жанра исторических экшенов «плаща и кинжала» и сложно представить сколько мальчишек и девчонок, посмотревших в детстве его работы, набило себе шишек и ссадин кутаясь в плащи из занавески и сражаясь на импровизированных деревянных рапирах, а также стреляя друг в друга из воображаемого винтажного пистоля который вполне себе заменяла та или иная коряга похожей формы, а то и просто рука.
«Капитан» для меня как раз был одной из таких картин. Солнечная и зелёная Франция, яркие, красочные костюмы, декорации и архитектура заставляют испытывать радостное возбуждение даже от самой визуальной составляющей картины, а профессионально поставленная школа фехтования и классические для такого приключения трюки и шутки ностальгический подростковый восторг и желание выбежать на улицу и самому стать храбрым героем.
И если с Юнебелем и жанром любителям кино тут всё понятно. То нельзя забывать и о вкладе актёрского состава. Жан Маре—это лицо таких картин! Как сложно представить «нуар» без какого-нибудь Хамфри Богарта, а «спагетти-вестерн» без Клинта Иствуда или Джона Уэйна, приключение в стиле «плащ и кинжал» всегда вызывает в памяти образ этого замечательного актёра. А уж сам Бурвиль в роле его компаньона-комедианта делает и без того вкуснейшего рецепта просто восхитительный деликатес для гурмана!
Всем, кто понял о чём я, а также детям от двенадцати до шестнадцати лет ещё по какой-то причине не смотревшим это я даже немного завидую. Классика в своём роде.
Андре Юнебель, снимал не менее качественное кино еще до того, как навсегда обессмертил свое имя, положив в 1964 году начало мегапопулярной трилогии «Фантомас», в которой так же принял участие Жан Маре, составив компанию непревзойденному Луи де Фюнесу. Являясь частым гостем в фильмах Юнебеля, Маре и в «Капитане» исполняет главную роль. И хоть данное кинопроизведение не может похвастаться таким же мировым признанием как история о самом неуловимом преступнике, однако словно туз в рукаве имеет не менее внушительный актерский дуэт, который Юнебель использует во второй раз, а именно Маре и Бурвиль, до этого встречавшиеся в картине «Горбун».
Фильм, кратким начальным рассказом о событиях, происходящих во Франции в 1616 году, сразу захватывает зрителя и не отпускает до самого конца, так как темп достаточно быстрый и скучать точно не придется. Об этом и речи быть не может, стоит только взглянуть, какие актеры играют и под чьим управлением они это делают, так что в их профессионализме сомневаться не приходится. Снятый по мотивам романа Мишеля Зевако, который и пишет в основном подобные историко-приключенческие авантюрные повести, и экранизированный под чутким руководством Юнебеля, «Le capitan» просто не может не привлечь к себе внимание.
Плащ и шпага, коварные заговоры и дерзкие убийства, неприступные замки и погони на лошадях, спасение храбрым героем красавицы и наоборот, в общем все то что имело место быть в то далекое время, присутствует и в этом фильме. Юнебель мастерски передал дух и атмосферу той эпохи, начиная от костюмов и декораций, заканчивая соответствующей музыкой. Так и хочется верить, что мужчины в то время были синонимами таких слов как отвага и честь, а женщины так и сидели по замкам в ожидании своего рыцаря на белом коне. А те рыцари в свою очередь, тоже ждали, пока им не подвернется возможность спасти из плена какую-нибудь красотку (например Эльзу Мартинелли), и что добро обязательно победит зло.
Жан Маре, не изменяет своему привычному амплуа героя-любовника и в этом фильме. Исполнив роль шевалье Франсуа де Капестана, он с легкостью изображает влюбленного человека, хоть в жизни, в силу своей природной предрасположенности склонен к любви несколько иного типа. Он также в обильном количестве демонстрирует свою прекрасную физическую форму, чего никогда не стеснялся показывать в своих фильмах, выполняя все трюки самостоятельно. В этом можно лично убедиться, посмотрев как он мастерски и без устали фехтует на шпагах, переплывает ров и одновременно тащит впереди лодку с человеком, сигает со всей дури с обрыва, и балансирует на крыше. Не составляет для него труда, и подняться по отвесной стене крепости, при помощи только нескольких кинжалов, эта сцена наверно самая эффектная во всем фильме, такое зрелище просто захватывает дух.
Бурвиль, в родном себе комичном образе, составляет полную противоположность Маре. Его уличный фокусник Коголен, в силу своей трусости прибегает даже к хитрым уловкам, лишь бы не участвовать в драке, на пару с отважным шевалье. Немного позабавило его выступление на публику, вместе с дрессированной лошадью, которая проявляет настоящие чудеса сообразительности. Также при просмотре данной киноленты, мне в очередной раз довелось удостоверился в необыкновенных певческих умениях Бурвиля, прослушав симпатичную песню, которую он спел вместе с Пьеретт Бруно. Я не пожалел что посмотрел этот фильм, чего и всем желаю.