Сержант полиции Гови прибывает на изолированный остров у берегов Шотландии для расследования дела о пропаже школьницы. С самого начала все идет не так: аборигены косо на него смотрят и явно врут, а еще практикуют языческие кельтские обряды и учат им детей - для глубоко верующего христианина и сотрудника органов это совсем уж слишком. Кто бы знал, чем все обернется...
Хоррор в 'Плетеном человеке' именно в этом и заключается - в столкновении современного человека, с одной стороны рационального, с другой исповедующего более современную религию, с корнями, с полузабытым наследием предков. Для него песни о семени (в том самом смысле) посреди улицы, прохожие в масках животных (шутку про квадроберов придумайте сами) и голые женщины, пляшущие в каком-то мегалите, выглядят дико. К такому жизнь его не готовила. Так что это фильм не о преступлении - оно нужно было только для продвижения сюжета. Это фильм о конфликте менталитетов и культур. Собственно, в нем даже элементов хоррора не так много: чуть-чуть условно мерзких деталей, минимум саспенса (хотя можно вспомнить деревню из 'Заключенного' или супругов Каставетов из 'Ребенка Розмари' - они тоже все такие милые, но все же...) да финальный поворот - ловкий, но оставляющий пару ну очень неудобных вопросов. В остальном это яркое, солнечное кино, в котором угрюмый тип в форме бродит по острову, распугивая местных, готовящихся к наступающему празднику.
Естественно, кино отлично сыграно. Особенно выделились Кристофер Ли в роли местного лорда (по нему и не скажешь, что ему уже за пятьдесят) и Дайан Чиленто в роли школьной учительницы. Эдвард Вудворд в главной роли выглядит как будто слабее, но это претензии скорее к роли - героя специально сделали противным типом в противовес весельчакам-аборигенам.
Визуально что-то, кроме вышеописанного, и не скажешь. Ярко, мило, основательно замаскировано под весну (фильм снимался осенью). Особой претензии на эстетику кадра нет, цвет приятный, но обычный. Достаточно, чтобы передать замысел, но недостаточно для реально красивых кадров.
Впоследствии 'Плетеный человек' стал культовым - вот уже двадцать лет на местах съемок постоянно проводится одноименный фестиваль, он есть почти во всех топах хоррор-фильмов. Еще один снятый на копейки ужастик, который поднял жанр на новую высоту, - наряду с 'Ночью живых мертвецов', 'Хэллоуином', 'Ведьмой из Блэр' и так далее. И все же рассматривать его только в этом ряду неправильно - это в первую очередь социальный триллер. И уже за это он достоин уважения. Но об этом почему-то особо не вспоминают. Он не идеален - можно придраться к неприятному главному герою и сюжету, - но своей славы достоин.
Столкновение двух мировоззрений — тема не новая для искусства. Не в последнюю очередь на это повлияло противостояние христианства и язычества, во многом именно такая борьба, ни много, ни мало занявшая столетия, отразил в культурном коде европейцев.
На этот фильм я наткнулся в поисках чего-нибудь мистического, будоражащего, такой вот жвачки для мозгов.
Впервые услышал название, прочёл неопределенный синопсис…
Начало фильма напоминает рок-оперу или своеобразный мюзикл: через песни и дичайшие телодвижения, узнавал я об обычаях отдаленного британского острова, примерял на себя роль смущенного, растерянного главного героя.
Эта музыкальность перетекала из начала фильма в конец, не мешая детективной и мистической составляющей. Она, по сути, раскрывала языческий образ жизни, вторила урокам о фаллических символах в местной паганистической школе. И эта веселость каждой ноты пугала, равно как и происходящее на экране.
Действительно, нарративно режиссер снял высказывание на религиозную тему, только лишь не смотрев этот фильм, можно сказать, что он не был снят со снисходительностью или даже с любовью по отношению к язычникам. Главный герой, хоть и говорит здравые вещи, удивляется и ужасается методам воспитания подрастающего поколения и не понимает, почему же все окружающие ведут себя как инфантильные, безнравственные нимфоманы, но делает это будто истеричка, а иногда искушения бедного полисмена выглядят уж слишком комично, и порой главный герой вызывал лишь жалость…
Да этот фильм определенно притча!
Только вот, несмотря на все попытки режиссера, для меня эта притча вполне является доказательством торжества христианской морали и главный герой, со всеми его гиперболизированными жизненными принципами, а также чуть ли не ханжеским поведением, показывает себя настоящим мужчиной, идёт на единоличный самовольный риск, не потому что обязан так поступить, а потому, что именно так поступил бы христианин, впрочем, как и любой человек, имеющий представления о чести и совести.
Невероятный финал, это напряжение и горькое осознание недостижимости счастливого конца - восклицательный знак в конце фильма…
Ощущения сопоставимые с рассматриванием картины Караваджо «Святой Себастьян»…
'Плетеный человек' 1973 г. - один из самых значимых хорроров в истории мирового кино. И он очень необычный. Даже сейчас, когда зрителя, казалось бы, нечем удивить, эта странная картина стоит особняком.
'Плетеный человек' - это история полицейского, который приезжает на острова Шотландии, чтобы расследовать исчезновение девочки подростка. Остров маленький, местные жители все друг друга хорошо знают, однако девочка исчезла бесследно. Но странно не только это, а то, как это обстоятельство воспринимают родственники и соседи пропавшей. Им будто все равно, более того, они заявляют, что разыскиваемой девочки никогда не существовало.
Хорроры практически всегда несут в себе сюжетные твисты. Неожиданность - одна из главных их общих характеристик. Но 'Плетеный человек' в этом плане превзошел многих своих предшественников и последователей.
Лента начинается как полицейский детектив, превращается в мистический триллер, включает в себя абсолютно неожиданные и завораживающие музыкальные номера, а к концу трансформируется в жестокий хоррор с невероятными визуальными образами и отсылками к фольклору.
'Плетеный человек' называют одним из основоположников фолк-хоррора - историй, где национальные традиции и творчество становятся источником зловещих деяний и проявлений. В 2019 г. большинство зрителей восхищались оригинальностью идеи и реализации фолк-хоррора 'Солнцестояния' Ари Астера. Однако знакомые с 'Плетеным человеком' зрители предлагали всем посмотреть этот фильм, дабы убедиться в том, что лента из 70-х куда более изобретательная и страшная.
Еще более удивительно то, что 'Плетеный человек' - это режиссерский дебют. Фильм снял Робин Харди, в фильмографии которого всего 4 ленты, а последняя - 'Плетеное дерево' 2011 г. - является сиквелом к его первой картине.
У 'Плетеного человека' есть неудачный ремейк 2006 г. с Николасом Кейджем в главной роли. Отсылки к этой картине вы могли видеть в таких культовых лентах как 'Кэндимэн', 'Пила', 'Таинственный лес', 'Хостел' и др. А недавно стало известно, что на основе фильма готовится хоррор сериал.
Помимо всего прочего, 'Плетеный человек' - это возможность увидеть молодого сэра Кристофера Ли. Он играет тут главную роль, а вам наверняка известен в качестве волшебника Сарумана из 'Властелин колец'.
Если не смотрели 'Плетеный человек' - обязательно исправьте это. Даже если он вам не особо понравится, вы впоследствии обнаружите его отголоски в сотнях других кинокартин.
Начинается как детективная история. На шотландский островок прилетает полицейский, что бы найти пропавшую девочку. Жители острова весёлые и распутные и явно придерживаются языческих верований. К тому же все готовятся к какому-то ритуалу, очевидно связанного с какими-то жертвоприношениями. Полицейскому (праведный христианин) всё это не нравится, и он во что бы то ни стало хочет во всём разобраться.
Атмосфера довольно лёгкая и даже где-то комедийная. К финалу всё мрачнеет и накаляется. Очевидно можно сравнить с Солнцестоянием, но ощущения совершенно разные.
Пришла в голову мысль, что рано или поздно языческие верования вернуться и вытеснят христианство. Слишком уж оно срослось с государством, которое по большей части обманывает и разочаровывает людей. А вера в богов природы проще, понятнее и наверное где-то честнее.
Ещё в фильме замечательная музыка. Такой психоделический фолк 70-х.
Самый лучший хоррор не тот, который старается напугать зрителя навороченными эффектами, о том, который способен подобраться к глубинам души. Сделать это можно совершенно разными способами. Кто-то подбирается через банальные фобии, кто-то – через социальные и психологические проблемы, а кто-то – через фольклор. Да, фольк-хоррор занимает отдельное место в жанру ужасов, но при этом способен погрузить зрителя в пучину безумия и ужасающей безысходности. Одним из образцовых фильмов этого жанра является фильм ужасов «Плетеный человек».
Синопсис Инспектор полиции Нил Хоуи назначен на расследование дела об исчезновении девочки-подростка на уединенном острове Саммерайл, расположенному у западного побережья Шотландии. Сразу после прибытия инспектор сразу замечает, что с жителями этого острова что-то не так. За маской радушие и приветливости скрывается холодная враждебность и заговор. Вскоре Хоуи понимает, что на острове правит древний культ, а сам Хоуи становится частью языческого ритуала.
Игра актёров Стоит отметить, что «Плетёный человек» - это не тривиальный фильм ужасов, что выражается в актерской игре. Эдвард Вудвард сыграл роль сержанта Нила Хоуи, глубоко набожного христианина и верного закону полицейского, который впервые в жизни столкнулся с неподконтрольным и неподдающимся пониманию явлением, которое сломит не только его тело, но и душу. Очень понравилось исполнение Кристофера Ли в роли Лорда Саммерайла, главы общины и культа, на первый взгляд мудрого наставника, под маской которого скрывается циничное бездушное чудовище.
Режиссура Для британского режиссера Робина Харди «Плетёный человек» стал дебютным фильмов. При этом режиссер принципиально не следует канонам жанра ужасов, отказываясь от тривиальных методик нагнетания страха. Фильм вообще поначалу может походить на черную комедию с элементами мюзикла, поскольку на экране происходит какой-то абсурд. Вроде обычный маленький шотландский городок с милыми магазинчиками и аутентичными домиками, а затем мы видим, что оргия посреди центральной площади, маленьких детей, поющих песни с непристойным содержанием, жителей острова, которые говорят, что пропавшей девочки никогда не существовало, а когда становится понятно, что она здесь была, лишь цинично смеются в ответ. Напряжение раскачивается, словно маятник. Поначалу безобидное безумие становится всё более опасным. Неприличные песни и абсурдные действия уже не кажутся такими смешными. Терпение лопнуло, здесь уже не до смеха. Но для героя становится слишком поздно, и остается только с ужасом ожидать, чем закончится этот кошмар.
Сценарий Стоит отметить, что сюжет фильма буквально пропитан темой религиозного противостояния догматики христианства и постулатов язычества. По сути перед зрителем происходит столкновения двух систем мировоззрения и мировосприятия, где люди по-разному смотрят на одни и те же вещи. Собственно фильм начинается со сцены церковной службы. Как мы узнаем, главный герой инспектор Нил Хоуи помолвлен на молодой красавице, причем строго соблюдает христианские догматы, оставаясь девственником даже после тридцати. И вот он получает приказ расследовать исчезновение девочки-подростка, которое случилось на одиноком острове Саммерайл, расположенному неподалеку от Шотландии. Прибыв на полицейском гидроплане, Нил видит обычную деревушку с приветливыми жителями и милыми домиками. Они готовятся к предстоящему празднику урожая. Поначалу это может казаться как часть банальной традиции, но вскоре становится понятно, что жители острова искренне верят в совершаемые языческие ритуалы, начиная с публичных оргий и танцем голышом у костра и заканчивая жертвоприношениями живых людей. Нил начинает подозревать, что пропавшая девочка должна стать этой самой жертвой древним кельтским богам, и теперь ему необходимо во что бы то ни стало отыскать её и спасти от этого кошмара. Но проблема в том, что это остров, друзей у Нила тут нет, и доверять здесь нельзя никому.
Итог «Плетёный человек» - очень специфический хоррор, разительно отличающийся от представителей своего жанра. Простой зритель после просмотра, наверняка, будет метаться в догадках, а что он в принципе только что увидел. Но уверяю, именно эта непохожесть и нетривиальность цепляет, а последующее осознание дает понять, какой кошмар ты только что увидел. В общем рекомендую к просмотру.
Очень круто, стильно и, могу представить, как неожиданно для того времени. Впрочем, в былые времена не особо церемонились с 'тонкой душевной организацией' зрителя и не стеснялись шокировать его трагическими финалами. Можно вспомнить старых 'Повелителя мух', 'Стэпфордских жён' и т.п.
'Крутой замес из жанров' - это вообще мой любимый приём. Никогда не буду смотреть мелодраму, комедию, хоррор в их чистом виде: без примеси драмы (то есть, без материала для размышлений) всё это слишком скучно и пресно. В этом фильме мне, конечно, тоже понравилась вот эта неопределённость жанра. Это сейчас 'Солнцестояние' обозвали этнохоррором, а в 1973 году 'Плетёный человек', наверное, оказался вне всяких жанров, стал выходом за все существующие рамки. Один в своём роде.
А моя любимая сцена, как я её назвала, - это 'сексуальный зов дочери управляющего'. Этот её стук в стену, поначалу такой вальяжный и ленивый (но уже очень уверенный), постепенно всё более властный, гипнотизирующий, вводящий в транс. Неважно, что сержант формально устоял - смятение души и тела были налицо! Как небрежно поправила она утром картиночку в его комнате, понимая, что он тут на стену лез (в прямом смысле) от желания! В наше время ни один фильм не обходится без откровенного полового акта, а зрителя это уже абсолютно не волнует. А можно вот так развести героев по разным комнатам и сделать из этого суперэротичное действо. Затейники авторы, большие затейники!
В рецензиях на этот фильм часто пишут, что он не пугает. А на мой вкус, он лучше, чем простая пугалка (да и как вообще взрослый человек может испугаться фильма?) Так вот, он не пугает - он тревожит, как дурной, томительный сон, из которого никак не можешь выбраться. Вроде, ничего страшного, но как-то тягостно и неприятно, и хочешь проснуться, и не можешь. Добавлю ещё, что смотрела я его после фильма 2006-го года, следовательно, уже зная сюжет, и мне было по-настоящему жутко! А, глядя фильм с горячо любимым мною Кейджем, я не испытала ничего.
'Плетёный человек' - это живописная природа Шотландии, прекрасный фолк и его странные местные жители. Очень понравилась стилистика картины, которая просто великолепно срежиссирована. Малоизвестный Робин Харди снял настоящую классику! 'Плетёный человек' - прямо-таки образцовый детективный триллер. Композитор поработал на 'ура'. Прекрасная музыка приятно радует слух, добавляя фильму ещё больше атмосферности. Великолепный и нетривиальный сценарий. Произвели впечатление хорошие монтаж и съёмка. Несмотря на праздность картины на протяжении почти всего времени не отпускает чувство напряжения и тревоги. Отмечу хорошо прописанные диалоги. Сэр Кристофер Ли как всегда отметился сильной актёрской игрой. Не будучи циником, не могу не отметить что сержанта Хоуи нельзя назвать хорошим детективом. Слабоумие и отвага - вот его девиз. И ещё в картине очень красивые девушки. Настоящие сирены, перед чарами которых устоит далеко не каждый. Финальная сцена особенно впечатлила. Это словно вишенка на огромном, вкусном торте. Весьма впечатлён
P.S. Интересно что сэр Кристофер Ли, который считал 'Плетёного человека' своим лучшим фильмом, снялся в картине бесплатно
1973 год. Культовый фильм ужасов режиссера Робина Харди
Сюжет: Главный герой, человек из горной полиции, приезжает на остров, чтобы расследовать пропажу девочки. Главному герою придется столкнуться с ложью и заговорами.
На мой взгляд, лента передает безупречно атмосферу безысходности. В фильме раскрывается пазл, и с каждой догадкой вместе с главным героем, зритель попадает в то самое безвыходное состояние.
Наверное, каждый зритель хочет, чтобы главный герой смог одолеть все это зло, которое таится на этом острове. С каждой минутой все меньше шансов и все больше ужаса. Узнать, одолеет ли герой, то, с чем столкнулся, можно лишь увидев финал.
И финал этот, конечно, выше всяких похвал.
В этом большая заслуга Робина Харди, Гарри Уоксмена и Пола Джованни.
Из актеров выделю Кристофера Ли. Яркая роль зловещего лорда Саммерайсла.
Фильм получился разносторонним. И драма, и ужасы, и даже мюзикл. Текст многих песен, конечно, странный, а в чем-то и пугающий. Но это плюс.
Считаю, что многие, кто работал над этим фильмом (актеры, режиссер, сценарист, композитор, оператор и другие), выполнили работу на высшем уровне.
Итог: Кино берет своей разносторонностью, атмосферой страха и динамичностью.
А он такой солнечный и праздный, этот Саммерайл...
В 60-х годах прошлого столетия в Лондоне произошла встреча Робина Харди и Энтони Шэффера. Результатом этой встречи стало появление бизнес-компании 'Hardy Shaffer Ferguson Avery', рекламные ролики для которой снимает сам Харди, а Шэффер выступает в качестве сценариста. Также Харди очень сильно интересовала тематика христианских и языческих культов, да так, что он даже выпустил несколько книг по своим исследованиям специфической тематики. На этом Харди решил не останавливаться и, призвав на помощь Шэффера, они приступили к созданию фильма, получившего название 'Плетёный человек', который впоследствии стал признанной классикой так называемого жанра фольк-хоррор.
События строятся вокруг удалённого от цивилизации островка Саммерайла и его странных на наш взгляд обитателей. Именно на Саммерайл с целью расследования загадочного исчезновения девушки пребывает сержант полиции Нил Хоуи (Эдвард Вудворд). Обособленные, взращенные на своих весьма удивительных религиозных взглядах и холодно относящиеся к чужакам жители Саммерайла буквально выводят сержанта из состояния равновесия. Будучи ревностным христианином, он с гневом воспринимает сексуальную раскрепощённость и недвусмысленные слова и песни о физических взаимоотношениях на Саммерайле. Но этим Хоуи вызывает лишь скепсис, недопонимание и насмешки островитян. Между тем являясь полицейским, прибыв вести расследование, Хоуи пытается отыскать следы исчезнувшей девушки, но он не знает, что впереди его ждёт. А там ничего хорошего остров не обещает...
Конечно, британцы всегда умели шокировать публику своими жёсткими, а порой и жестокими фильмами. Самые наглядные примеры британской провокационности и желания разрушения рамок - это 'Если...' (1968) и 'Заводной апельсин' (1971). Кстати, в обеих лентах заглавная роль была отведена Малкольму МакДауэллу, который в те года был в необычайном фаворе и буквально мог диктовать свои условия на съёмочной площадке. Но возвращаемся к 'Плетёному человеку'. Конечно, одна из главных сюжетных нитей, которые выделяют картину, - это демонстрация совокуплений и сексуальная раскрепощённость, существующая на Саммерайле как в порядке вещей, как мы с вами за покупками ходим. Неожиданный, конечно, ход, но такая открытость и визуальная беспощадность даже сейчас смотрятся с удивлением, а моментами и с осуждением.
Второй момент, выделяющий 'Плетёного человека', - это знакомство зрителя через фильм с языческими культами. Сей вопрос уже поднимался в кинематографе, но по большей части был приобщён к документалистике, а тут живой художественный фильм раскрывает некие тайны из истории человечества. Да ещё и с такой пугающей прямолинейностью, что можно задуматься, что данные культы существуют по сей день. А может и действительно существуют, только в уже новой интерпретации. Но ещё раз стоит обратить внимание на дату выхода фильма и это покажется необыкновенным, что такой фильм как 'Плетёный человек' прошёл цензуру. И пришло время сказать несколько слов об актёрской работе. И можно даже утверждать, что все постарались выполнить функции, воплощая образы, как того требовал жанр. Герой Эдвард Вудворд действительно смотрелся 'белой вороной' на острове, но стоит вкусить ту экспрессию, которую он дарит в неожиданной концовке 'Плетёного человека'. И красивые женщины тут присутствуют, которые придают эффектности ленте, ведь никогда от таких не будешь ожидать подвоха.
В целом, достаточно очевидно, почему же 'Плетёный человек' признан классикой жанра и немного раскрыл его грани, добавив эстетики так называемого фольк-хоррора. Да и сюжет построен даже для нашего времени, когда вышли ещё тысячи фильмов и сотни в жанре ужасов, несколько нестандартно, а о провокационности уже было сказано несколько раз. И актёрская игра под стать ужасам, надо бы учиться некоторым на 'Плетёном человеке', а фильм прямо-таки утверждает, что сеттинги могут быть иными, а не заброшенные дома либо психлечебницы, да и главным действующими персонажами могут быть не только тинэйджеры.
Я давно собирался познакомиться с дебютной работой режиссера Робина Харди, ведь слышал о ней много раз. Хвалебные отзывы поступали от многих людей, а вот критики в ее адрес практически не было. Зайдя на страничку фильма на КП, я также был немало удивлен отсутствием рецензий красного цвета. Ну что ж... все когда-нибудь случается в первый раз.
Сюжет. На небольшой остров недалеко от Шотландии прилетает на гидроплане сержант Нил Хоуи, чтобы расследовать таинственное исчезновение местной девочки. Местные жители ведут себя странно, и через некоторое время выясняется, что они все являются членами секты и практикуют ритуалы древнего кельтского язычества...
Две главные проблемы сюжетной линии - чудовищная предсказуемость и нелогичное поведение главного героя. По причине того, что зритель постоянно ждет чего-то необычного и не верит в простоту, после просмотра с большой долей вероятности его ждет полнейшее разочарование. Теперь немного о Хоуи. Каким образом в ближайшем полицейском участке узнали об исчезновении человека и почему он находится так далеко? Подробности нам не раскрывают, ну да ладно. Протагонист приезжает один (!) на незнакомый остров (!!), практически с первых минут определяет причину пропажи девочки, видит враждебность и скрытность местных жителей (!!!). Делает ли он какие-либо выводы из этой информации? Нет. Бросает самолет без охраны, не пытается связаться по телефону со своим управлением и доложить обстановку. Черт возьми, он даже слоняется по всему острову без оружия. Если человека загнать в безвыходное положение, он будет пытаться спастись и бороться до конца. Но это не о сержанте. В конце ленты его даже называют дураком. И это полностью соответствует действительности, ведь наш герой не сильно умнее среднестатистической курицы.
Атмосфера. Из-за отстраненного и глупого поведения офицера полиции зрителю становится тяжело сопереживать ему. Если его самого не волнует собственная судьба, тогда с какой стати это должно трогать меня? Кроме того, игра самого Эдварда Вудварда (сержант Хоуи) получилась неидеальной. Он то эмоционально переигрывает, то бывает чересчур медлительным. Из актеров больше всего понравился Кристофер Ли (Лорд Саммерайл). Один из плюсов ленты - прекрасные виды, показанные с самолета. Оператор потрудился на славу. Также можно отметить запоминающийся танец Бритт Экланд (Уиллоу) у себя в комнате и остающуюся надолго в памяти концовку.
Страх / Напряжение. Никакого страха или хотя бы напряжения картина не вызывает. Частично в этом виновата пресная подача повествования и хиленькое музыкальное сопровождение, речь о котором пойдет ниже.
Музыка. Для хоррора были выбраны странные песни, которые иногда используются не к месту. Например, в начале ленты звучит веселенькая мелодия, которая, уж простите, никак не настраивает на предстоящую страшную историю. Зато некоторые нарекли жанр картины 'фольк-хоррором'. И если фолк-музыки тут действительно много, то вот второе слово, на мой взгляд, не оправдывает возложенных на него ожиданий.
Итог. Не понимаю положительных отзывов на данную картину. Смотреть тут не на что. Практически все экранное время состоит из глупого языческого праздника, в центре внимания которого находится туповатый сержант полиции.
3 из 10
(33%), как же это плохо снято... Oh My God!
P.S. Есть еще одна серьезная ошибка в фильме: в двух разных кадрах в журнале со списком девочек напротив пропавшей в графе 'адрес' написаны разные адреса.