Такие фильмы описывать 'хорошими' терминами язык не поворачивается. Однако при всём при том, это положительное кино и по своему уникальное. Это фильм о наркотиках, о жизни, о утерянных возможностях и разбитых судьбах, но красная нить, которая пронизывает его от начала до конца-это человечность. И то насколько глубока она в некоторых людях, которых мы порой видим в сводках криминальных новостей, или даже у себя во дворе, поздно вечером. Одна из таких это Катька. Девушка полная жизни и стремлений, надежд и веры в светлое будущее в начале фильма со временем, а время съёмок по истине огромно, заметно изменяется к концу ленты, даже кардинально, однако искорка добра горевшая в ней в самом начале так и не угасает.
И вот именно в этом вся соль этой тяжелой и порой страшной истории, не скажу шокирующей, но достаточно откровенной. Все мы, ну по крайней мере большинство знакомы, пусть и по наслышке о таком ужасном понятии, как наркотическая зависимость. И так же большинство сформировало определённый образ наркомана для себя в своей голове. Как ни странно этот образ удивительным образом одинаков для всех. И он далеко не безобиден. Так вот. Этот фильм постарается хоть как-то развенчать сложившийся стереотип на примере героини Катьки. Нет, никто не будет пытаться обелить, оправдать, или амнистировать эту жизнь, когда человек совершает преступления ради 'дозы'.Но вы увидите, насколько долго и насколько настырно человек будет бороться, чтобы не опуститься, чтобы не деградировать, ведя жизнь с каждым днём убивающую и разрушающую его.
Мимоходом пролетят множества судеб, таких же, как и у Катьки, кто-то сядет к ней в лодку и какое-то время будет плыть рука об руку и самое интересное, что прослеживается хронология и если можно так выразиться анти-эволюция этих пассажиров. Тот кто был в начале 'пути' и тот, кто оказался в конце фильма, кто был посередине. Это очень хорошие декорации для понимания того, что происходит с человеком. Ведь наше окружение говорит о нас лучше, чем мы можем сами.
И очень примечателен сам главный персонаж. Катька не вызывает жалости, нет, она вызывает сочувствие. Да, чем больше времени проходит, тем мы яснее видим, как наркотик ломает волю. Искорка, о которой я говорил в начале, та, что пронизывает фильм, она не погаснет, но будучи почти канатом в начале, она превратится в тонкую и бледную, однако Не порвётся! И этим и замечателен этот фильм. Очень глубокое погружение в личность героини. Режиссёр как будто смотрел в воду выбирая её. Ведь тогда она была совсем молодой девушкой. И я думаю, что его привлёк в ещё тогда перспективной особе, вот этот 'внутренний свет', её огонёк какой-то наивной чистоты и доброты. Уверен, что Гелена не знала во, что выльется это знакомство и какую судьбы оно отразит. И как часто бывает с талантливыми художниками, казалось бы случайные вещи, сделанный по наитию в итоге превращаются во что-то большее, чем просто картина, фотография, или кинолента. Этот тот самый случай.
Документальный фильм «Катька» чешского режиссера Гелены Тржештиковой рассказывает историю девушки по имени Катька. Режиссер наблюдал за своей героиней в течение 20 лет, с 1990 по 2010 год. Работа проделана колоссальная – за такой долгий срок человек может кардинально измениться, стать абсолютно другим. Наблюдение за героиней и поставлено режиссером во главу угла. Безмолвной тенью зритель следует за Катькой, смотрит на мир из-за ее плеча.
Казалось бы, столь колоссальная работа должна быть проделана ради того, чтобы показать нам что-то выдающееся, пугающее, поучительное… Что же особенного в нашей героине? Она наркоманка.
Катька – наркоманка со стажем. Впервые зритель сталкивается с ней в стенах реабилитационной клиники, но вскоре героиня сбегает оттуда и начинает свободную жизнь на улице. Развитие персонажа присутствует, начав с искренней веры в то, что она сможет завязать в любой момент, когда захочет, Катька заканчивает глубоким отчаянием и безнадежностью.
Но это все, что представлено в ленте. Сам по себе, фильм не длинный, около 80 минут, но воспринимается невероятно тяжело, ощущение, будто фильм идет часа два или три. Потому что картина не в силах предоставить нам хоть что-то сколько-нибудь интересное. И я сей час не о красивом и неправдоподобном хэппи-энде (которого тут быть и не могло, это понятно сразу) или о сценах погонь и перестрелок. Я о том внутреннем стержне, который всегда держит шаткую конструкцию сюжета ровно, будь то художественный фильм или документальный. Что-то, что заставляет тебя не отрываясь следить за героем, будь он героический спасатель или просто чешская наркоманка. Нечто, что даст нам возможность почувствовать себя причастными к истории.
Здесь нет ничего подобного. «Фишкой» данного фильма является бесстрастное изложение фактов, действиям героини не дается никакая оценка, мы просто наблюдаем за ней. Но то, что сделало ленту уникальной, то и делает ее безынтересной. Мы на протяжении почти полутора часов наблюдаем за тем, как девушка рушит свою жизнь, жизни своих друзей, своего будущего ребенка. Никакой сопричастности, никакого сопереживания, зрителю абсолютно все равно, что нового случится в фильме.
Интриги никакой нет, с первых минут понятно, что героиня никогда не излечится от своей пагубной зависимости, ей не хватает элементарной силы воли, желания. Сначала она говорит, что ей не хватает мотивации, но мотивации ей не прибавляет, ни желание жить в красивом доме, ни появление ребенка, ни тот факт, что ребенка у нее могут отобрать. Да, история полна трагизма, причем трагизма обыденного. Самое ужасное то, что все, что происходит с Катькой – происходит с огромным числом людей по всему миру. Это ужасно, от осознания этого факта становится не по себе, и грамотно отразить его – дело непростое и правильное. Но рассказ о том, что наркоманы – люди без силы воли, не подкрепленный никакими изобразительно-выразительными средствами – это не искусство, это задача журналистики.
Сказать по работе оператора – нечего. Камера просто следует за героями, снимает крупные планы дающих интервью персонажей. Кинематограф требует от любого творца не просто рассказать историю, а сделать это как-то по-особенному, найти прекрасное в ужасном. Но здесь – ничего.
Сказать по звуку – так же нечего. Никаких оригинальных находок, никаких музыкальных оттенков. Звук картине нужен только за тем, чтобы иллюстрировать происходящее, доносить до зрителя слова героев, звуки, которые их окружают.
Все повествование могло бы уложиться в минут сорок телевизионного репортажа. Тогда у нас был бы повод восхититься, сказать: «да, колоссальная работа, правда и только правда, ужасная история». И забыть.
Тема наркомании была рассказана столько раз, что и не сосчитать. Художественные фильмы, документальные, полнометражные, короткометражные, оптимистичные, пессимистичные, осуждающие, нейтральные, и даже восхваляющие (таких, понятное дело, меньшинство). Каждый из них по своему отражает тему наркозависимости, каждый из них по своему уникален. Вот и посмотреть стоит их, а не «Катьку». Этот фильм не расскажет и не покажет вам совершенно ничего нового.