всё о любом фильме:

Брест. Крепостные герои (ТВ)

год
страна
слоган-
режиссерСергей Иванов
сценарийАлексей Пивоваров
продюсерЕкатерина Морозова, Ирина Сосновая, Саркис Орбелян, ...
операторВладимир Каптур
художникДенис Игнатович, Наталья Суровенкова, Владимир Наместников, ...
монтажСергей Деев
жанр документальный, военный, история, ... слова
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время66 мин. / 01:06
Брестская крепость, первой в июне 1941 года вставшая на пути фашистской молниеносной войны, для всех нас является символом героизма. Вспоминается репродукция классической картины Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости» и надпись на стене «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Самоотверженная оборона крепости и эта надпись — исторический факт.

Есть и другой факт — шокирующий. Подвиг защитников Брестской крепости мог бы так и остаться за пределами официальной советской истории, ведь почти все из тех немногих защитников, кто сумел уцелеть, попали в немецкий плен, а Сталин недвусмысленно говорил: «У нас нет пленных. Есть изменники родины».
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 8 постов в Блогосфере>


    В целом заслугу Пивоварова нужно оценить — тему защиты Брестской крепости уже давно не поднимали. Минуя все заслуги автора, уже отмеченные другими зрителями, остановлюсь на том, что иные не заметили, но что меня сильно удивило и возмутило. А. Пивоваров обращает внимание на т. н. «западников» — жителей Западной Беларуси, встретивших момент начала ВОВ у себя на малой родине, и которые почему-то в его версии стреляли своим же (!) солдатам в спину. Алексей Пивоваров ссылается на мемуары, но при этом прямо их не цитирует и не называет.

    Пользуясь тем, что российский человек мало осведомлён в истории Беларуси межвоенного периода, Пивоваров коверкает её так, что буквально натравливает западных и восточных белорусов один на одного. Видимо убедившись в том, какой резонанс вызвал украинский вопрос в годы войны (хорошо подхваченный и используемый фашистами), А. Пивоваров выдумал и вопрос белорусский — в действительности, конечно, не существовавший. Немцы пытались внести его искусственно: был создан даже Корпус Белорусской Самообороны, но выполнял он лишь хозяйственно-административные функции. Из-за того, что никто не хотел вступать в эту организацию, первоначально добровольную мобилизацию заменили принудительной. Оружием их так и не обеспечили, что красноречиво говорит об их не военных задачах. Так что ничего подобного Дивизии СС «Галиция» в Беларуси не получилось. Более того — в Западной Беларуси немцы активно полицаями назначали выходцев из Литвы и Латвии (опять же пытаясь разразить национальный вопрос).

    При освобождении Западной Беларуси и воссоединении её с Беларусью Восточной в сентябре 1939 г. было оказано лишь слабое сопротивление, но А. Пивоваров не задумывается — почему. Зато он задумывается над тем, почему комиссар Фомин переодевается в солдатскую форму — «боялся выстрела в спину от «западников» — утверждает. И всё же здесь и простому зрителю становится понятным — за камуфляжем лица не скроешь. К тому же если он взял командование бойцами на себя, то, как минимум рядовым (в чью форму переодевается) он быть не мог — инструкция обязывает в случае гибели старшего командира подчиняться младшему, но никак не своему соседу по солдатской койке. На 8 тысяч солдат полковой комиссар только один, именно поэтому солдаты не могли не знать его в лицо.

    Вернёмся к периоду 1921-1939 гг. Западная Беларусь в это время находилась под властью Польши. Большинству местного населения отнюдь не жилось хорошо (как может показаться из контекста Пивоварова), и всё потому, что эта территория рассматривалась польской администрацией как сырьевой придаток Польши. Верным служакам Пилсудского полагался земельный надел, которого в самой Польше катастрофически не хватало. Именно поэтому в Западную Беларусь хлынул поток бывших польских военных (их называли осадниками), которые получали тут большие наделы, а заодно выполняли полицейско-административные функции. Эти земельные наделы забирались у местных крестьян. Поэтому причин «обожать» поляков у них не было. Более 55 % всей земли в Западной Беларуси принадлежало 3866 помещикам, земельные владения которых превышали 100 га. Около 500 магнатов имели более чем 1000 га. Такой концентрации земельной собственности не было в то время ни в одном государстве Европы. Основная масса местного населения — малоземельные и безземельные крестьяне. С каким настроением они должны были встречать Красную Армию? Отпор же в сентябре 1939 г. им оказали сами осадники и регулярные польские войска — воевать была их обязанность. Всего за неделю вся территория Западной Белоруссии была освобождена Красной Армией. Тот, кто разбирается в местной специфике, поймёт о чём я. Хочет А. Пивоваров это признать или нет — Красную Армию местное население считало за освободительницу (уже хотя бы потому, что она несла за собой воссоединение с Беларусью Восточной).

    До начала войны с момента занятия Красной Армией Западной Беларуси остаётся 20 месяцев. Коллективизация сельского хозяйства до июня 1941 г. не успела начаться (пик её выпал на 1944-1952 гг.), поэтому ненавидевших советскую власть было не так много, как это представлено в фильме. К тому же и от тех очень быстро избавились — зоркий глаз советского руководства был особенно бдителен на границе государства. Все, кто вызывал лишь какое-то подозрение, здесь попросту не служили. Внимательный исследователь убедиться, что в практике советского руководства был хорошо внедрён принцип отправления службы солдатом не по месту рождения, а совсем в другом регионе. Исследовав списки военнослужащих Брестской крепости накануне войны, выходцев из Западной Беларуси там можно найти не очень много: из 8 тысяч — единицы. Из фильма А. Пивоварова: «Немецкая агитация имела своё воздействие. На третий день войны начали массово сдаваться в плен — видимо западники. Из 4000 осталось лишь 2500. Именно они и стали легендарными защитниками Брестской крепости». Из контекста свидетельствует, что как минимум 1500 из 8000 гарнизона до начала война — были уроженцами Западной Беларуси. А это уже 18,75 % — число совершенно невероятное.

    Многочисленные мемуары, в которых якобы упоминаются случаи убийства в спину красноармейцев западниками — конечно фикция. Такой гражданской резни, как у русских (красный и белый террор), или украинцев (извечная неприязнь Западной и Восточной Украины) у белорусов никогда не было. Немцев не встречали здесь с хлебом и солью, а воевали с ними. Воевали с ними все четыре года, когда фронт был далеко на востоке, и помощи ждать было неоткуда. Более того (русские почему-то не любят вспоминать этот факт): когда войска Красной Армии приступили к выполнению операции «Багратион» — большие части территории уже полностью контролировались белорусскими партизанами.

    Очень жаль, что приходится оправдываться за то, что Западную Беларусь немцы захватили всего за несколько дней (видимо это и подвигло А. Пивоварова утверждать о якобы предательстве западников), но это уже не вина местного населения, а всего командования Красной Армии. Последующий активный рост партизанского и подпольного движения это доказал. Группы сопротивления росли как грибы после дождя. И это несмотря на то, что жизнь их не была долгой (особенно у тех, что возникали до лета 1942 г.). За разгромом одной — возникали другие. Только в одном городе Гродно их за годы войны насчитывалось 7. Ещё один интересный факт — численность жителей этого города с вхождением в него войск Красной Армии осенью 1939 года значительно возросла. Парадокс и явное противоречие концепции А. Пивоварова. Что лишний раз убеждает в её ложности. В результате светлая память всех защитников оказалась посрамлена всего одной, казалось бы, невинной фразой.

    В целом, фильм «Брест. Крепостные герои» — хорош, но частные реплики (смотри те же «западники») — просто убийственны.

    9 января 2012 | 00:43

    Как случилось, что в июне 41-го, несмотря на многочисленные свидетельства готовящейся атаки, гарнизон крепости не был в боеготовности, а начальство из Москвы повторяло лишь «на провокации не поддаваться»? Почему защитники Брестской крепости опасались местного населения едва ли не больше, чем наступающих немцев? Как горстка солдат без боеприпасов, пищи, воды и связи с командованием продолжала так долго оказывать ожесточенное сопротивление немецкой военной машине — артиллерии, танкам, авиации и штурмовикам элитной австрийской дивизии? Почему они не сдавались? Все еще надеялись, что подойдут свои? Или, как объясняли немцы, считали, что в плену их ждет расстрел? Или хотели отомстить за погибших родных и друзей? Все это часть ответа, но было и нечто еще. Затасканное пропагандой, но на самом деле глубоко личное. Что заставляет умирать, но не сдаваться. Множество людей положило жизнь, за то, что считали по истину святым в своей жизни. «Отчизна, мать родная», — каждый шепотом молвил себе под нос, убеждая себя, что идти надо до последнего, надеяться и верить, надо до последнего. Собственно говоря, каждый так и делал. И не зря, их имена остались, в истории навсегда.

    Понимаю, что об этом так часто говорится, и все же. Чем оборачивается результат, когда к его достижению устремляются люди в нем искренне заинтересованные? Какую судьбу переживают картины, путешествующие по самым дальним просторам наших с вами сердец? Уже который год мне непонятно одно. Неужели при всем том разнообразии экранизируемых тем у нас в стране невозможно каждую отдать в руки человека реально в ней эмоционально увлеченного? Это видно невооруженным глазом когда «Брест. Крепостные герои» снимает тот, кто обязан ее снимать, кто всю жизнь хотел это сделать. И он это сделал. Что во многом благодаря идентичному желанию со всей остальной съемочной бригады. А что требуется для того, чтобы люди работали над картиной с огромным желанием? Сюжет.

    С помощью специальных компьютерных эффектов и современных кинотехнологий, новая документальная драма Алексея Пивоварова скрупулезно воссоздает поэпизодную картину обороны Крепости, которую дополняют документальные свидетельства непосредственных участников событий. Автором был найден необычный режиссерский ход: воспоминания красноармейцев в кадре проживает Алексей Серебряков, а женщины Крепости, проявившие не меньше героизма, оживают в монологах Екатерины Гусевой. Дневники и донесения солдат и офицеров Германии читает немецкий актер Маркус Кунце. И для создания большей достоверности — Константин Смирнов в роли собственного отца, Сергея Смирнова. Его многолетние поиски не позволили подвигу «крепостных героев» исчезнуть из истории и именно благодаря ему Брестской крепости было по праву присвоено единственное в своем роде почетное звание — Крепость-герой.

    10 из 10.

    28 сентября 2010 | 14:53

    Столько лет минуло с той страшной войны. Но сколько бы не анализировались факты, не открывались новые подробности, наше поколение до сих пор многого не знает о тех далёких днях июня 41-го.

    Я читал и слышал много воспоминаний тех, кто застал войну в её первый, самый длинный день. Поразительно, но абсолютно все упоминают неестественную, гнетущую и давящую тишину. Так тихо больше не было никогда в их жизни. Ни до, ни после. Как будто всё мироздание застыло в ожидании. В ожидании того, что мир изменится навсегда. Привычный уклад вещей канет в небытие.

    На рассвете, тишина была вытеснена гулом сотен самолётов и танков, топотом тысяч вражеских сапог, вторгшихся на чужую землю и раскатом артиллерийских орудий, перепахивающих и испепеляющих всё живое.

    Немецкая военная машина пришла в движение. Блицкриг сметал всё на своём пути. И одной из первых, этот сокрушающий удар приняла на себя Брестская крепость. Буквально за считанные часы, она была полностью окружена. На её захват, педантичные немцы отводили не больше 2-х часов.

    Но как они ошибались! Ошиблись в том, что невозможно подсчитать, предугадать или предвидеть. Самопожертвование, готовность отдать жизнь за свой дом и свои идеалы. Вопреки логике, здравому смыслу. Вопреки всему. И знаете, это не понять больше никому в мире, кроме русского человека.

    Когда весь мир сжимается до размеров подвала, окопа или любой другой обороняемой позиции. Когда идёшь в штыковую. Когда тебя бомбят, выжигают огнемётами, забрасывают гранатами. Когда бой идёт буквально за каждый сантиметр земли. Своей земли.

    Это выше человеческого понимания, выше нас самих, выше всего. Пример беспредельного мужества, героизма и силы духа.

    Просто хочется сказать спасибо Алексею Пивоварову и всем, участвовавшим в создании этого фильма. Есть ещё настоящие, кто не безразличен, кто помнит и чтит нашу историю. Страшную, кровавую, но вызывающую гордость. Одну на всех нас.

    Буду краток. Один из лучших документальных фильмов, виденных мною. Смотреть просто необходимо.

    P.S. «Было и нечто ещё. Нечто до нельзя затасканное пропагандой, но на самом деле, глубоко личное, что безо всяких лозунгов заставляет человека встать и пойти на верную смерть.»

    P.P.S. После просмотра, взгляните на победный парад 45-го и на сотни немецких штандартов, брошенных к стенам Кремля. Лучшей демонстрации триумфа народа представить невозможно.

    Слава ГЕРОЯМ павшим в борьбе с фашизмом. И слава тем, кто принёс нам ПОБЕДУ.

    10 из 10

    8 апреля 2011 | 05:38

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>